Как воспитать лошадь правильно

Сегодня продолжаем изучение особенностей общения с лошадьми. В этой статье мы обсудим вопросы воспитания и обучения работе молодых лошадей, а также рассмотрим некоторые особенности их психологии. До годовалого возраста жеребенок усвоил основные правила поведения с человеком, и теперь готов к дальнейшему воспитанию. Но сначала хочу остановиться на некоторых важных принципах общения с лошадьми.

Во-первых, вы и ваше поведение должно быть понятным для лошади. Животное должно понимать ваши намерения, прогнозировать ваше поведение в зависимости от ситуации и тех событий, в которых оно участвует. Ваша реакция на действия лошади должна быть мгновенной: провинилась лошадь – сразу наказали, сделала что-то правильно – сразу поощрили. Если вы будете реагировать с некоторой отсрочкой, то лошадь не будет вас понимать.

Во-вторых, во всех ваших действиях должна просматриваться уверенность и смелость. Если вы хотите, чтобы лошадь подвинулась, то уверенно двигайте ее в нужном направлении. Если чего-то добиваетесь от нее, то добивайтесь настойчиво, в противном случае она поймет, что с вами можно спорить. Ведите себя так, как особь высшего ранга. Не общайтесь с вашим жеребенком на равных, не играйте с ним, иначе вскоре он станет неуправляемым и сам будет навязывать вам правила поведения, а также определять свои дальнейшие действия, исходя из собственных приоритетов!

В-третьих, не становитесь для вашего воспитанника источником разных лакомств. Это приведет к тому, что вскоре он будет только так вас и воспринимать. В итоге, животное примется постоянно требовать вкусности, а в случае отказа сначала начнет отнимать у вас мелкие предметы (шапку, варежку и т. п.), потом кусать и бить копытами, пытаться стать на вас передними ногами, проявлять агрессию, зачастую опасную. Если хотите дать что-то вкусное, то только в качестве поощрения за что-то. Но такое поощрение я бы не рекомендовал практиковать.

То, что хорошо работает со щенками, совсем не подходит жеребятам. Если вы дали корм собаке, то это для нее означает, что вы успешный охотник и позволяете ей доедать вашу добычу. Вы в ее глазах настолько нереально-успешный, что можете себе позволить делиться добычей! А она, соответственно, автоматически чувствует себя в роли младшей или более слабой особи. Так формируется ее зависимость от вас. (Есть еще эмоциональная зависимость от хозяина, она у собак тоже очень сильна, но мы сейчас не об этом.)

Лошадь же – животное травоядное, пища для нее не является большой ценностью, она есть вокруг постоянно, и чтобы получить более вкусную пищу, ей просто нужно перейти на другое место. Лошадь ест 12 – 15 часов в сутки! Если же человек дает что-то вкусное, то лошадь воспринимает человека как место, где это вкусное есть (как поляну с сочной травой). И все. А когда человек перестает давать угощение, то лошадь начинает сердиться и требовать, сначала сдержанно, а потом и очень настойчиво. Ни о каком послушании и речи быть не может. Кого ей слушаться? Этот придаток к лакомству?

Почему я не рекомендую работать с лошадью на пищевом поощрении? (С собаками, кстати, тоже советуют работать на авторитете и за похвалу, а не за лакомство.) Потому, что в этом случае формируется только рефлекс, а не отношения: лошадь выполняет задачу и ждет подкрепление. Причем, часто бывает, что лошадь в ожидании лакомства подходит к человеку и выполняет заученное действие тогда, когда он ее об этом не просит. Лошадь уверена, что ее действие является причиной появления лакомства. Человек при этом остается как бы ни при чем, для лошади он только часть процесса, а не его инициатор.

Что же важно для лошади, какими рычагами мы можем влиять на ее поведение и отношение к нам? Основными ценностями для групповых травоядных животных вообще и для лошадей в частности являются: безопасность, отдых, общение с высокоранговыми особями. Для лошади быть защищенной, иметь наиболее качественный корм, первой пить и иметь возможность сберечь свое потомство – означает быть рядом с вожаком. Вожак знает, где находится вода, короткие дороги к хорошим пастбищам, безопасные места для отдыха и т. д. Если жеребенок правильно воспитывался, то человека он воспринимает как безоговорочный авторитет. Потребность животного общаться с вожаком, понимать желания и требования вожака – это и есть основной рычаг влияния человека на лошадь. Особенно действенным такой принцип будет, если лошадь у вас одна, и никаких других компаньонов, кроме вас, у нее нет.

Если жеребенка до покупки никто осознанно не воспитывал, то новому хозяину просто нужно вести себя с ним и с другими животными как с более низкими в иерархии особями. Если же этого мало, и нужно обозначить ваш авторитет более акцентированно, то можно провести с жеребенком психологическое упражнение. После нескольких недель знакомства выпустите жеребенка в большой загон и попросите помощника (кого-то чужого для жеребенка) его погонять. Когда жеребенок начнет уставать, войдите в загон и просто присутствуйте, а помощник пусть гоняет жеребенка везде, кроме того места, где находитесь вы. Через некоторое время жеребенок поймет, что находиться возле вас комфортнее, чем убегать от вашего помощника. После нескольких таких занятий жеребенок начнет сам за вами ходить по загону; перестанет убегать, когда вы приближаетесь к нему; начнет отступать, если вы подходите к кормушке. Это и будет сигналом, что он принял ваше доминирование.

Если у вас несколько лошадей, то признаком вашего высокого положения среди животных будет их желание пообщаться с вами без назойливости, агрессии и лишней инициативы, спокойная реакция на ваши поглаживания, отступание, когда вы проходите сквозь группу и, конечно, полное подчинение при выполнении работ. Со своей стороны, вы должны давать лошадям возможность общаться с вами, поглаживая их, разговаривая мягким тоном, но в то же время подтверждать свой статус, опираясь на них, оттесняя со своего пути и т. д. При этом любые нежелательные действия животных рекомендую сразу пресекать окриком или, если нужно, то и резким шлепком по губам.

В возрасте около года жеребенок уже должен уметь ходить в поводу и спокойно воспринимать одевание недоуздка. Следующим шагом будет обучение его ходить на вожжах. Для этого одеваем на жеребенка уздечку с трензелем (железная деталь, вставляющаяся в рот) и седелку. В кольца седелки пропускаем вожжи и, подстегивая прутом сзади, учим жеребенка по голосовой команде идти вперед и останавливаться. Если жеребенок упрямится, то не бойтесь на него прикрикнуть и ударить прутом. При слишком мягком обращении из жеребенка вырастет непослушная лошадь, не пригодная к работе. На этом этапе без строгости и принуждения никак не обойтись. Вы должны выступать существом, подавляющим волю лошади. У воспитуемого жеребенка необходимо сформировать убеждение, что ваши команды невозможно игнорировать, что комфортнее вас слушаться, чем протестовать. Лошади есть разные, для одной достаточно изменения тона, а другую нужно стегнуть прутом. Это тоже следует учитывать. Но, в любом случае, будьте готовы к тому, что первые занятия никогда не проходят гладко!

Одновременно с обучением ходить в вожжах прямо и останавливаться, обучаем и поворотам, воздействуя той или другой вожжой. Заниматься с жеребенком нужно через день и не долго, не более чем по 20 – 30 минут. Если делать это дольше, то есть риск перегрузить его нервную систему. Признаки этого проявляются в апатичном состоянии жеребенка, отсутствии каких-либо реакций с его стороны, или же животное вдруг становится агрессивным, лягается и старается убежать. Проводить обучение чаще, чем через день тоже не следует, т. к. при такой интенсивности микротравмы губ от трензеля не успевают восстанавливаться, и занятия становятся слишком болезненными для жеребенка.

К достижению жеребенком полуторагодовалого возраста животное должно спокойно относиться к уздечке, одеванию седелки с затягиванием подпруги и уметь ходить в вожжах. О дальнейших шагах в воспитании вашего жеребенка мы поговорим в следующей статье.

Если у вас в ходе ознакомления с данным материалом возникли вопросы, вы можете задать их в моем блоге.

Чугуевец Виталий

Что такое «базовое воспитание»?

Базовое воспитание лошади — это самый первый этап её обучения тому, как вести себя в мире человека и как понимать его сигналы.

Цели этого этапа:

  1. Сделать лошадь спокойной, уравновешенной и безопасной для человека и самой себя в быту.
  2. Сделать лошадь внимательной, дисциплинированной и мотивированной в работе с человеком.
  3. Научить лошадь понимать базовые сигналы человека — такие сигналы, которые будут использоваться в дальнейшей работе: на свободе (либерти), гимнастике в руках и под верхам, трюковой дрессуре, аджилити.
  4. В методе EquiFlow базовое воспитание лошади на земле проводится в 3 этапа или шага.

    На 1 этапе сам человек учится подавать лошади правильные сигналы и владеть своим телом.

    На 2 этапе с помощью серии важных упражнений решаются базовые проблемы поведения лошади (если они есть. Это 4 проблемы: внимание, доверие, дисциплина и мотивация. И для решения каждой из проблем есть свое ключевое упражнение.

    Например, для решения проблем с дисциплиной — это упражнение «Стеклянный шар», а для решения проблем со вниманием — упражнение «Следуй за мной».

    На 3 этапе — когда человек владеет своим телом, а лошадь внимательна к человеку, доверяет ему, ведет себя дисциплинированно и мотивирована к обучению — можно приступать к изучению азбуки команд.

    Что такое «азбука команд» и ЗАЧЕМ она нужна?

    Азбука команд — это серия упражнений, выполняемых на земле в трех положениях:

  5. перед лошадью
  6. рядом с лошадью
  7. на корде

Это основные положения, которые вы будете использовать при последующей более продвинутой работе с лошадью. И чем лучше лошадь изучит их на самом начальном этапе воспитания, тем быстрее сможете вы перейти к следующим этапам работы с лошадью и тем эффективнее будет продвигаться обучение.

Например, гимнастическая работа на корде будет проходить гораздо эффективнее, если лошадь будет уже уметь:

выходить на кордовый круг, расширять и сужать его, менять направление, держать аллюр и темп, останавливаться, замедляться и ускоряться по легкой команде.

Вам останется работать только на тонкими биомеханическими деталями!

При работе на свободе, вам только надо будет снять амуницию и продолжить давать сигналы так, как вы делали это в ней. И лошадь будет вас слушать, понимать и выполнять ваши команды с удовольствием, а не убегать в непонимании.

Что же это за «магические» упражнения?

В положении перед лошадью изучаются следующие упражнения:

  • контактная уступка задом от руки
  • контактная уступка задом от хлыста
  • опускание головы от давления чембуром
  • контактная уступка передом от человека
  • контактная уступка передом на человека
  • подход
  • В положении рядом с лошадью изучаются следующие упражнения:

    • начало движения
    • движение шагом рядом с человеком
    • разворот
    • ускорение и замедление
    • следование внутрь и наружу
    • увеличение и уменьшение дистанции
    • осаживание
    • восьмерка
    • В положении на корде изучаются следующие упражнения:

    • выход на кордовый круг шагом
    • поддержание темпа
    • расширение и сужение круга
    • остановка
    • переход шаг-рысь-шаг
    • прибавка и сохращение аллюра
    • переход рысь-галоп-рысь
    • Сколько времени потребуется на изучение этих упражнений?

      Это зависит от конкретного человека, лошади и количества занятий, которые они могут проводить в неделю.

      Если вы опытны в работе с лошадью на земле и хорошо владеете своим телом, то обучение пойдет быстрее. А если опыта маловато, то вы просто больше времени уделите шагу 1 — работе над собой.

      Вот, посмотрите это видео.

      Марина Красильщикова (один из основателей метода EquiFlow ) сейчас как раз обучает основам свою новую лошадь — 2-х летнюю кобылу Охану. Охана не была обучена, когда приехала к Марине из родного табуна в Испании.

      В этом видео Марина рассказывает и показывает, каким упражнениям научила она Охану всего за 2 недели:

      Базовое воспитание лошади — мостик к продвинутой работе

      Еще через неделю Марина начинает заниматься с Ксю без амуниции и даже ставить в пару со своей опытной лошадью Ваэрией в работе на свободе на земле и под верхом.

      Охана выучила базовые сигналы и команды Марины в течение всего двух недель базового воспитания и теперь может переходить к освоению более продвинутых упражнений.

      Посмотрите это видео с комментариями Марины в субтитрах:

      И у меня получится?

      Да, получится! С уверенностью говорим мы. Может быть не все сразу и не слишком быстро, но получится!

      Теперь вы понимаете ЗАЧЕМ нужны базовые упражнения из азбуки команд и вы знаете, ЧТО это за упражнения.

      Если вы хотите узнать КАК выполнять их правильно, то мы можем вам в этом помочь в видеокурсе «Основы».

      Лошади – это феноменально умные и сильные животные, которые испокон веков живут бок о бок с человеком и служат нам верой и правдой.

      Однако не стоит забывать, что зачастую животными управляют инстинкты, а значит, любая лошадь может представлять опасность, если вдруг испытает страх или будет спровоцирована на агрессию. Задача человека – воспитать лошадь и сделать ее максимально безопасной для себя и окружающих, а так же научить ее контролировать свое поведение.

      Обучение лошади хорошим манерам необходимо начинать буквально с первых недель жизни. Нужно как можно быстрее приучить жеребенка к рукам, чтобы он спокойно реагировал на любые манипуляции. Жеребенок должен знать, что нельзя толкать, лягать и кусать человека.

      Постепенно жеребенка приучают к чистке, к недоуздку и хождению в поводу, к тому, что нужно спокойно давать ноги для осмотра и расчистки копыт крючком. Важно терпеливо и настойчиво объяснить лошади, что нужно вести себя спокойно и расслабленно, не паникуя и не пытаясь бороться с человеком.

      В период, когда у жеребенка начинают меняться зубы, это может проявиться в попытках укусить человека. В этом случае главное – соблюдать спокойствие. Есть несколько действенных способов справиться с этой проблемой, один из которых – использование бутылки с распылителем или любой баллончик с мятным спреем для рта.

      Потребуется немного сноровки, чтобы поймать момент, когда лошадь открывает рот для укуса, и успеть брызнуть в него спреем. Спустя несколько повторений жеребенок запомнит, что не следует кусаться, иначе наказание будет повторяться вновь и вновь.

      Кроме того, по своей природе лошади – животные-жертвы, а значит, в случае тревоги, они пугаются и стараются спастись бегством. Очень важно воспитать в лошади смелость и уравновешенность, потому что неуправляемая паникующая лошадь способна травмировать себя и окружающих.

      При планомерном обучении, лошади быстро привыкают к шуму, машинам и другим раздражителям, начинают спокойно реагировать на многие пугающие вещи, не впадают в панику даже в случае чрезвычайных ситуаций.

      Еще одной распространенной проблемой является неуважение лошади. Это может проявляться в том, что лошадь толкается, наступает на ноги, пытается пройти «сквозь» человека, плохо ходит в поводу, может ударить задними ногами.

      Все эти проблемы так же легко решаются, стоит только запастись временем и терпением. Воспитать можно лошадь любого возраста, будь это жеребенок или взрослое животное. Сейчас существует множество различных методик воспитания лошади, в том числе так называемые «Натуральные отношения» и работа на свободе. Их суть заключается в том, что пара лошадь-человек рассматривается как мини табун, в котором вожаком должен быть человек.

      Лидерство завоевывается с помощью языка тела и знания особенностей поведения лошадей в табуне. Эта методика позволяет установить между лошадью и хозяином прочные и доверительные отношения, основанные на взаимном уважении.

      Основное отличие этих методов заключается в том, что Натуральные отношения (НХ) допускают применение трензеля в занятиях с лошадью, а работа на свободе исключает такую возможность, основным инструментом управления является тонкий кожаный ремешок (кордео) на шее лошади.

      Несомненным плюсом этих методик является то, что лошадь учится сотрудничать с человеком, внимательно слушать команды, понимать и выполнять их с охотой. А минус заключается в том, что обучение лошади таким способом требует гораздо больше времени, нежели классическая методика обучения.

      Вне зависимости от выбранной методики обучения, важно помнить, что результата можно добиться только при регулярных занятиях, будучи настойчивым и сохраняя при этом абсолютное спокойствие и терпение. Только в этом случае вы непременно достигните высоких результатов и воспитаете уравновешенную и безопасную лошадь.

      Книгу Линды Теллингтон-Джонс «Как
      правильно выбрать и воспитать лошадь» невозможно пересказать своими словами, потому что в ней так много практических советов, что пришлось бы опубликовать ее полностью. Да и не стоит пересказывать хорошие книги, их нужно читать. А чтобы убедить Вас в полезности этого издания для всех, кто связан с миром лошадей, приведу некоторое описание и собственные выводы из прочтенного.

      Линда родилась в Канаде и с двенадцати лет росла на ферме, поэтому лошади — не просто ее профессия, думаю, они стали неотъемлимой частью ее жизни. Дедушка Линды Уилл Кэйвуд был жокеем, а с 1902 года работал в нашей стране в конюшнях Николая Второго. Дедушка не только стал образцом подражания и во многом повлиял на выбор внучки, но и рассказал ей удивительные секреты, о которых, между прочим, сам узнал от цыгана-переводчика в России. Секрет заключался в определении характера лошади по количеству и расположению завитков на ее теле. В те времена Линда не отнеслась серьезно к рассказу, а спустя многие годы провела исследования, опросив две тысячи владельцев на предмет завитков у их лошадей и особенностей характеров животных. Линда оказалась поражена, когда поняла, что результаты полностью совпадают с тем, чему научил ее дед.

      Но это далеко не единственная удивительная и вполне реальная история в книге. Практически каждую ситуации и тезис Линда иллюстрирует примером из собственной многолетней практики. И порой мороз пробегает по телу от мысли, сколько прекрасных животных по незнанию их владельцев могли бы преждевременно закончить свою жизнь, если бы случайно не попались Линде на глаза.

      В первой части книге автор описывает, как внешние признаки строения лошади отражаются на ее характере. Что означают узкие близко посаженные уши, какой храп у доброжелательной лошади, как проварить сбалансированный постав конечностей и многое, многое другое описано и подкреплено рисунками для простоты и наглядности. Впору бежать на конюшню и рассматривать своих лошадей. Собственное, оценивая лошадь по внешним признакам, Линда и делает вывод о том, насколько поведение лошади типично для ее характера. Или же, наоборот, оно вызвано некими внешними причинами, которые владелец не сумел заметить и установить.

      Самые распространенные примеры — неправильно подобранная амуниция делает лошадь непослушной, а порой и агрессивной в работе и верховых прогулках. Очень часто причина трудного характера лошади кроется именно в том, что у нее есть какие-то физиологические проблемы, не оцененные ее владельцем. И я не буду здесь говорить о неправильном рационе (ибо это полное проявление безответственности владельца и не соблюдение элементарных правил содержания), о содержании в заточении, когда столь социальное животное, как лошадь лишено главной психологической потребности — общения. Есть случаи более сложные и тонкие в понимании. Например, когда в силу своего физиологического строения лошадь просто не в состоянии выполнять те или иные требования всадника. Тогда нужно учитывать эти особенности животного и работать с ним по той программе, выполнению которой особенности строения конкретно этой лошади не мешают.

      Линда разработала свою систему тренировок, которая называется TTEAM и состоит из систем TEAM (Метод «Осознания лошадей») и T-Touch (Ти-прикосновение). Данная программа позволяет не только лучше понять свою и любую другую лошадь, но и, как уверяет автор и его многочисленные примеры, повлиять на характер лошади, изменив его в лучшую сторону. Использование метода ти-прикосновений отражено в книге детально и подробно и, разумеется, не подлежит пересказу. В целом система направлена на то, чтобы расслабить лошадь, научить ее воспринимать прикосновение в качестве команд, показать ей, как может работать и соблюдать баланс ее собственное тело. Что касается собственного опыта, то моя лошадь на большинство прикосновений пока реагирует настороженно, но вот метод работы с ногами дал ощутимый результат. Если до того, как попросить лошадь дать ногу (особенно, когда она молода и делает это неохотно, а порой и вовсе отказывается), пройти сверху вниз по ноге определенным движением, то лошадь сама перенесет вес на другую ногу и с легкостью выполнит Вашу просьбу. Проверено — работает. Есть еще интересные приемы по работе с ногами, во время которых лошадь проявляет интерес. Но, как с любой методикой, сначала необходимо полноценно обучиться самому, а потом уже требовать результатов от обучаемого.

      Естественно, книга содержит также информацию о правильном уходе, рационе питания и прочем, но, полагаю, что всем добросовестным владельцам это хорошо известно, а недобросовестные вряд ли возьмутся читать эту книгу. Также Линда упоминает о важности совместимости характеров. Хотя здесь, скорее, речь идет о том, что Вы собираетесь делать с
      лошадью. Хотите Вы совершать просто верховые прогулки, или Вам нужна лошадь-спортсмен, а, может быть, исключительно победитель — все это определяет характер лошади, которая Вам подойдет и составит с Вами гармоничную пару. Ведь, требуя от лошади того, что она сделать не в состоянии, Вы не только сами расстроитесь ввиду недостигнутых результатов, но и замучаете животное, которое могло бы стать прекрасным компаньоном другому человеку.

      И закончить хотелось бы все-таки главным для меня выводом: не бывает плохих лошадей, как не бывает плохих собак. Бывают неподготовленные, самонадеянные, самовлюбленные, жестокие, глупые и всякие другие хозяева.

      Берегите своих лошадок, стремитесь понять их и любите — они отвечают взаимностью. Я проверяла.

      Для того что бы вырастить отличную лошадь, потребуется множество усилий и терпения. Внимательный уход и отношение к ней, знание главных закономерностей роста и развития животного, это не так просто как купить детский квадроцикл в Москве. Необходимо это все для того, чтобы жеребенок вырос умным, здоровым и сильным.
      Обо всем по порядку.

      1. Для содержания маленького жеребца необходимо подготовить сухое и чистое помещение. Заблаговременно запастись для него подстилкой, что бы жеребенок не ложился на сырую и холодную землю и при этом не заболел простудным заболеванием. Так же стоит оберегать его от сквозняков.

      2. В самом начале относитесь к молодой лошади с лаской и вниманием, чтобы она росла доверчивой и послушной. Если на жеребца кричать или относится к нему с грубостью, он может стать боязливым, может лягаться или убежать.

      3. Первое время как только он родился, молодая лошадь питается молоком матери. После того как исполнится ей 15 дней можно начинать давать потихоньку ей овес или ячмень. В сделанную вами небольшую кормушку, для начала давайте 100-200 грамм корма в сутки, в дальнейшем увеличивая его массу до 2-х килограмм.

      4. Как правило когда жеребенку уже 6- 8 месяцев, его отнимают от матери. К этому времени позаботьтесь, чтобы у лошади было достаточно минералов и витаминов, для дальнейшего правильного развития и роста. Кроме того у него в кормушке, так же должны присутствовать мел и соль.

      5. С первых дней после того как жеребенок появился на свет, можно сразу начинать вырабатывать у него привычку подчиняться вам и закреплять у него полезные рефлексы. Время от времени одевать недоуздок и тихонько приучать его к подниманию ног, движению шагом, а в дальнейшем и рысью, чистке шерстного покрова. Производить данную работу целеустремленно и настойчиво, благодаря такой работе в будущем вы облегчите его заездку.

      6. Заездку стоит провести, когда животному исполнится, где то полтора года, за это время обязательно нужно будет приучить ее к хомуту, уздечке, запряжке и вожжам.

      Вот эти небольшие советы помогут вам вырастить прекрасную лошадь.

      Только при правильном воспитании (содержании, кормлении и тренировке) жеребят можно вырастить хорошую, работоспособную лошадь. В период развития молодняка создаются наиболее благоприятные условия для изменения животного в нужную сторону путем соответствующего воспитания его. С первых дней жизни жеребят приучают к рукам человека, то-есть к уходу за ними, к чистке, поднятию ног, расчистке копыт и к недоуздку.

      В подсосный период жеребят, как упомянуто выше, нельзя разлучать с матерью; поэтому, как правило, они находятся вместе с кобылами целый день, а то и сутки вне конюшни.

      С конца первого месяца жеребенок вместе с матерью обычно начинает уже есть сено и траву. Однако этого недостаточно, и со второго месяца рекомендуется подкармливать его концентратами (плющеным овсом или смесью плющеного овса с отрубями и измельченными жмыхами). Вначале дают всего 200 г концентрированных кормов на жеребенка в день, а затем постепенно увеличивают их количество и ко времени отъема (не ранее шестого месяца) доводят до 2 — 3 кг, в два-три приема за сутки. Подкармливают сосунов концентратами из маленьких кормушек, сделанных так, чтобы кобыла не могла в них просунуть лорду.

      Ранняя подкормка оказывает хорошее влияние на рост и развитие жеребенка. Привес жеребят в подсосный период должен быть около 1 кг в сутки.

      В районах, где лошадей кормят преимущественно сеном и травой, при малом удельном весе концентрированных кормов в рационе, необходимо и жеребят приучать к поеданию объемистых кормов, выделяя им злаковое и бобовое сено лучшего качества. Известно, что лошади, приученные с раннего возраста к большим количествам грубых кормов, гораздо лучше используют их во взрослом состоянии.

      Сочетание правильного кормления жеребят с содержанием их на свежем воздухе не только летом, но и в зимнее время (на холоде), при свободном движении (моционе) и регулярной тренировке, обеспечивает их хорошее развитие. В этих условиях организм жеребят закаляется, становится более выносливым и здоровым. Поэтому и после отъема жеребят летом и зимой возможно больше держат вне конюшни, — на пастбище, в левадах или в просторных загонах, чтобы там на свежем воздухе, под солнцем они могли резвиться без всякого ограничения. Помимо этого, очень полезно для правильного развития жеребят устраивать ежедневно, за исключением ненастных дней, групповые прогулки на расстояние 4 — 6 км переменным аллюром — шагом и рысью. Эти прогулки не должны быть утомительными; возвращение с них обязательно производится шагом.

      Совершенно недопустимо ставить жеребят после отъема на всю зиму в конюшню и лишать их моциона и свежего воздуха.

      В полутора-двухлетнем возрасте всех жеребчиков, не имеющих племенного значения, кастрируют. Это нисколько не задерживает их последующего роста, а благодаря тому, что кастрированных жеребчиков можно держать в общем табуне, значительно упрощается создание для них нормальных условий содержания.

      Согласно приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 21/X 1949 г., рекомендуется «б) конюху по уходу 8а молодняком от отъема до двух лет за сохранение и выращивание в течение года всех закрепленных за ним жеребят выдавать со 15 кг зерна за каждого жеребенка».

      Хорошо развитый молодняк начинают приучать к сбруе и берут в заездку примерно в двухлетнем возрасте, а задержавшихся в развитии жеребят — на полгода позднее, обычно в начале зимы, когда уже устанавливается санный путь. Вначале жеребенка приучают спокойно ходить в поводу в уздечке с удилами во рту. Потом надевают на него седелку, нормально подтянув подпругу, затем надевают хомут, обязательно со шлеей, чтобы он ни при каких обстоятельствах не мог сползти на голову и этим напугать жеребенка.

      В первые дни, пока жеребенка еще не запрягают, применяют просторный хомут, чтобы он легко надевался на голову. В течение двух-трех дней взнузданного жеребенка, с надетой на него упряжью, ставят на 2 — 3 часа в стойло, привязывая его обязательно за недоуздок (а не за уздечку) на короткий повод. В привычной для него обстановке он легче свыкается с надетой на него упряжью.

      Чем спокойнее жеребенок, тем быстрее можно приучить его к работе. Приучая жеребенка к упряжи и при заездке нужно обращаться с ним спокойно и ласково. При плохом обращении у лошади портится характер, она становится норовистой, начинает бить задом и кусаться.

      Во время заездки особенно важно, чтобы вся упряжь была надежно и тщательно подогнана к лошади. Иначе, при обрыве вожжи, молодая лошадь, потерявшая управление, может подхватить вскачь, «на унос» и в результате искалечить и себя и ездока. В случае же ослабления гужей лошадь может распрячься и при этом сильно напугаться, что также легко приводит к нежелательным последствиям и может значительно удлинить срок заездки. Оглобли как в повозке, так и в санях для заездки должны быть несколько длиннее, чем обычно.

      Заездку в летнее время лучше проводить в двухколесной легкой тележке, потому что в четырехколесной повозке, если лошадь будет пятиться, неизбежно подворачивается передок и возможен несчастный случай как с лошадью, так и с обучающими ее. Вообще же заездку молодой лошади, особенно более строптивой, лучше производить зимой в легких саночках.

      В первые дни заездки запрягают лошадь втроем, лучше перед закрытыми воротами: один держит лошадь под уздцы, а двое ее запрягают. Открывают ворота только после того, как уже лошадь запряжена и ездок сел в повозку, В дальнейшем эта предосторожность становится уже излишней. Запряженную лошадь вначале должны двое вести в поводу, а третий осторожно управляет вожжами, не дергая за них. Таким образом, лошадь постепенно приучают спокойно страгивать с места, поворачивать в обе стороны и останавливаться.

      В начале заездки следуем избегать повторения одного за другим поворота в одну и ту же сторону. Значительно легче приучать лошадь к поворотам, чередуя их то вправо, то влево.

      При закидке лошади ни в коем случае не следует применять насилие; надо обождать некоторое время, затем взять лошадь под уздцы или на вожжах, повернуть ее спокойно в другую сторону или иным путем отвлечь ее внимание от того, что привело ее к закидке. Малейшее упущение, недостаточная выдержка, проявление грубости и тем более жестокости в обращении с лошадью может легко повести к развитию у нее норова и дурноезжести, то-есть очень серьезных пороков, бороться с которыми в дальнейшем уже очень трудно. Наоборот, поощрение лошади за хорошее выполнение требуемого от нее во время заездки как отлаживанием ее, так и подкормкой каким-нибудь лакомством (маленьким кусочком сахара, моркови или хлеба с солью) очень облегчает заездку и приучение лошади к работе.

      По мере того как лошадь будет осваиваться с запряжкой и управлением вожжами, сперва один из помощников, отстегнув или подвязав повод к оглобле, постепенно отстает от лошади, а затем и другой. Первые дни заездки нужно стараться ехать на лошади только шагом или легкой рысцой. Общая продолжительность езды за день не должна превышать 30 — 40 минут (3 — 4 км). Затем постепенно продолжительность езды увеличивают и к концу заездки, примерно через полтора месяца, доводят до 6 — 8 км в день.

      Чтобы не поранить рта молодой лошади удилами, а это возможно даже при очень осторожном управлении, их обматывают тряпочкой или марлей. Во время заездки лошади следует обращать особое внимание на состояние кожи под хомутом и седелкой. При первом же появлении признаков ожога (появление на просохших уже после езды плечах или спине мокрых пятнышек) необходимо прерывать заездку, заменяя ее вываживанием лошади на вожжах, до полного прекращения болезненности этих мест. Обычно в этих местах уже на следующий день кожа сморщивается. На протяжении всего периода заездки лошадей возможно большее время содержат вне конюшни — на пастбище, в левадах или в загонах.

      По окончании заездки молодую лошадь можно использовать в течение всего первого года только на легких работах, с половинной против нормальной нагрузкой, то-есть с силой тяги при движении шагом в 7 — 8% ее живого веса. Лучше в течение первых двух-трех месяцев работать на молодых лошадях неполный рабочий день, Нарушение этого правила тормозит развитие молодой лошади, приводит к появлению у нее дурных привычек, — закидки, строптивости, норова, и ведет к преждевременной потере ее работоспособности.

      Для работы на молодых лошадях нужно выделять более опытных в этом деле ездовых. Надо помнить, что при хорошем обращении повышается работоспособность лошади, и достаточно легкого понукания ее голосом для того, чтобы она полностью отдала свои силы. Наоборот, плохое, Особенно жестокое обращение приводит к снижению работоспособности лошади.

      Иногда приходится наблюдать, что ездовой сперва дернет за вожжи или стегнет лошадь кнутом, а потом крикнет «но!». Такие ездовые без кнута обойтись не могут, ибо лошади у них на слово «но» не реагируют. Совершенно иного результата можно добиться, если правильно применить и в этом деле разработанное академиком И. П. Павловым учение об условных рефлексах. Для этого нужно обязательно сперва крикнуть «но!», а затем уже дернуть вожжи или подстегнуть лошадь кнутом; тогда после нескольких повторений такого приема можно будет трогать лошадь или переводить ее с шага на рысь только окриком «но». То же самое относится и к остановке лошади. Сперва следует крикнуть «тпру!» или «стой!», а затем уже остановить лошадь вожжами; тогда она очень скоро приучается останавливаться на этот окрик.

      О книге

      Описание

      Эта книга представляет интерес для широкого круга любителей лошадей. Для тех же, кто собирается серьезно постигать искусство верховой езды, тренировать или профессионально разводить лошадей, она особенно полезна.

      В книге рассказывается, как определить характер лошади, как правильно сделать выбор при покупке животного конкретно для ваших целей — будь то просто прогулка верхом по лесу или для успешного участия в соревнованиях. Кроме того, авторы дадут вам рекомендации по поводу того, как изменить нелегкий нрав любимого коня, если вам жалко с ним расставаться.

      Оригинальный метод TTouch позволит вам устранять некоторые проблемы, связанные со здоровьем лошади, а также улучшить ее рабочие качества.

    admin

    Наверх