Как установить троянского коня

Nav view search

Навигация

Искать

Разделы сайта

Это интересно

Вход на сайт

Реклама на сайте

Интересный журнал

Интересное

Ход троянским конем

После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине». Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.

В наше время эта легенда известна каждому, а сам троянский конь давно стал нарицательным понятием — наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус. То, что Троя пала из-за коня, воспринимается как аксиома. Но если кого-нибудь спросить, а почему причиной гибели Трои стал именно конь, — человек, скорее всего, затруднится с ответом.

А в самом деле, почему?

Оказывается, этим вопросом задавались уже в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников. Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Версий много, но, признаться, ни одна из них не дает удовлетворительного ответа. Наверное, наивно было бы считать, что в этом коротком исследовании нам удастся исчерпывающе ответить на такой «старый» вопрос, но попытаться все же стоит. Кто знает — быть может, троянский конь чуть-чуть приоткроет нам свою тайну.

Итак, попробуем войти в положение ахейцев. Имитируя снятие осады, они должны были оставить под стенами Трои нечто такое, что троянцы были бы просто обязаны взять в город. Скорее всего, эту роль должен был сыграть посвятительный дар богам, потому что пренебречь священным даром с точки зрения древнего человека означало нанести оскорбление божеству. А с разгневанным божеством шутки плохи. И вот, благодаря надписи на боку, деревянная статуя получает статус дара богине Афине, покровительствовавшей и ахейцам, и троянцам. Что делать с таким сомнительным «подарком»? Пришлось его (хотя и с некоторой опаской) внести в город и установить в священном месте.

Однако роль посвятительного дара могло сыграть практически любое священное изображение. Почему же был выбран именно конь?

Троя издавна славилась своими лошадьми, из-за них со всех краев света сюда приезжали торговцы, из-за них же на город часто совершались набеги. В «Илиаде» троянцев называют «hippodamoi», «укротители лошадей», а легенды рассказывают, что у троянского царя Дардана был табун великолепных коней, ведущих свое происхождение от самого северного ветра Борея. Вообще, лошадь была одним из самых близких к человеку существ в древней коневодческой, земледельческой и воинской культуре. С этой точки зрения, для ахейских воинов было вполне естественным в качестве посвятительного дара оставить под стенами Трои коня.

Кстати, образы для священных статуй и жертвенных даров выбирались не случайно. У каждого божества были посвященные ему животные, их облик оно могло принимать: так, Зевс в мифах превращается в быка, Аполлон — в дельфина, а Дионис — в пантеру. В культурах Средиземноморья лошадь в одном из своих аспектов связывалась с плодородием полей, с обильным урожаем, с матерью-землей (в древнейшей мифологии богиня Деметра иногда превращалась в кобылу). Но в то же время прекрасное свободолюбивое животное часто ассоциировалось с буйной, стихийной и неконтролируемой силой, с землетрясениями и разрушением и в этом качестве было священным животным бога Посейдона.

Так, может быть, ключ к разгадке троянского коня — в «Колебателе земли» Посейдоне? Среди Олимпийцев этот бог отличался необузданным характером и склонностью к разрушениям. Да и с Троей у него были старые счеты. Возможно, разрушение Трои конем — лишь аллегория сильного землетрясения, погубившего город?

Оказывается, это действительно произошло. Но только было это с другой Троей.

До Приама правителем Трои был царь Лаомедонт, прославившийся своей скупостью и коварством. Однажды наказанные Зевсом боги Аполлон и Посейдон были отданы ему в услужение. Аполлон пас стада, а Посейдон подвизался как строитель: возводил вокруг города неуязвимые стены. Однако по истечении срока боги не получили вознаграждения за свою работу и были с угрозами выгнаны. Тогда они наслали на город эпидемию и морское чудовище. Спасти Трою от чудовища вызвался Геракл и успешно осуществил свое предприятие, но жадный царь и здесь пожалел положенной награды — не отдал волшебных белых коней. Тогда Геракл собрал войско, вернулся под стены Трои, разрушил город до основания и убил Лаомедонта, а на царство посадил Приама («Приам» означает «купленный»: он действительно был выкуплен из рабства своей сестрой).

Современные археологи считают, что легендарная Троя Лаомедонта имеет свой исторический аналог — так называемую Трою VI, погибшую от сильного землетрясения незадолго до событий Троянской войны. Но землетрясения, как известно из мифологии, насылал в гневе «Колебатель земли» Посейдон. Возможно, что разрушивший город катаклизм принял в мифе аллегорическую форму гнева Посейдона на троянцев. К тому же, белые кони, его священные животные, формально послужили причиной катастрофы. (Трою словно преследовал какой-то рок: дважды быть разрушенной из-за коней!)

К сожалению, божественный гнев вряд ли имел отношение к троянскому коню. Троя Приама пала не из-за катаклизма (это доказано и археологами), а была захвачена и разграблена ахейцами. Кроме того, в Троянской войне Посейдон принимает сторону троянцев, а идею проникнуть в город с помощью коня подсказывает его извечная соперница Афина.

Итак, Посейдоном символика коня не исчерпывается.

В некоторых, особенно архаических, традициях лошадь символизирует переход в иное пространство, в другое качественное состояние, в недоступное для обычных средств место. На коне о восьми ногах шаман совершает свое мистическое путешествие, у этрусков лошадь перевозит души умерших в подземное царство, чудесный конь Бурак переносит Мухаммада на небо. Да что далеко ходить — вспомните нашего Конька-Горбунка, который переносит Иванушку и в Тридевятое царство, и в гости к Солнцу и Луне.

Вы спросите, какое это имеет отношение к Трое? Самое непосредственное. Согласно Гомеру, Троянская война длилась почти десять лет, в течение десяти лет ахейцы не могли взять стены города, построенные, согласно мифу, самим богом Посейдоном. Фактически, Троя с точки зрения мифа была «недоступным» местом, своего рода «заколдованным городом», который нельзя было победить обычными средствами. Для того чтобы попасть в город, героям требовалась даже не военная хитрость, а особый, магический «перевозчик». И таким перевозчиком становится деревянный конь, с помощью которого они осуществляют то, что безуспешно пытались сделать десять лет (естественно, говоря о деревянном коне-перевозчике и «заколдованном городе», мы подразумеваем не историческую, а мифологическую реальность).

Но если следовать этой версии, то Троя, описанная Гомером, получает совершенно особое значение. Речь идет уже не о небольшой крепости на берегу Понта и даже не о столице древнего малоазийского государства. Гомеровская Троя получает статус некоего трансцендентного места, за которое ведется сражение. И битвы, происходящие под стенами и в стенах этой Трои, — отнюдь не вендетта между двумя племенами, а отражение событий, получающих мировое значение. Троянский же конь открывает последний акт этой мировой драмы.

Кстати, это подтверждается и размахом войны. Археологически Троя — всего лишь небольшая крепость. Почему же для ее взятия, согласно Гомеру, отправляются корабли из 160 городов-государств Греции — от 10 до 100 кораблей, то есть флот минимум в 1600 кораблей? А если умножить на 50 воинов на каждом — это армия более чем в 80 тыс. человек! (Для сравнения: Александру Македонскому потребовалось около 50 тыс. человек, чтобы завоевать всю Азию.) Даже если это авторская гипербола, она свидетельствует о том, что Гомер придавал этой войне исключительное значение.

Что же произошло под стенами гомеровской Трои?

Обычно считается, что война началась со знаменитого пира богов на свадьбе Пелея и Фетиды, родителей Ахилла, на котором богиня раздора подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей» и три богини — Афина, Гера и Афродита — поспорили между собой за право получить его. Их спор разрешает сын Приама, Парис, который, соблазнившись перспективой иметь самую прекрасную в мире супругу (Елену), присуждает яблоко Афродите (дальше Парис похищает Елену, и разыгрывается война).

Но, на самом деле, война началась гораздо раньше: когда Зевс, устав от жалоб матери-Земли, которой человеческий род причинял страдания своим нечестием, решил уничтожить часть человечества, но не с помощью катаклизма, а руками самих же людей. Цель «мировой драмы» ясна, дело за главными действующими лицами.

Тогда от брака Зевса и Немесиды рождается Елена, совершенная красота, за которую будет сражаться весь героический мир*. От брака Пелея и Фетиды рождается последний величайший из смертных — герой Ахилл. И наконец, рождается сам «зачинщик» войны Парис с предсказанием, что он погубит Троянское царство. Итак, все действующие лица есть, происходит похищение Елены и развязывается война, настоящая цель которой — уничтожить два великих царства и лучших из героев древнего мира.

И задуманное Зевсом свершается: под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой, кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Миф о Трое имеет под собой историческую основу. Немецкий исследователь Генрих Шлиман в 1870 г. открыл место, где находилась легендарная Троя. В 1868 г. он приехал в местечко Бунарбаши на побережье современной Турции (где, по мнению немногих веривших в существование Трои, она могла находиться). Однако это место не совпадало с описанием Гомера. Тогда Шлиман стал обследовать все возвышенности по берегам реки Скимандр, пока не оказался на холме Гиссарлык, географически полностью совпадавшем с описанием гомеровской Трои.

Уже в 1872 г. он обнаружил, что холм скрывает девять древних городов, расположенных друг над другом пластами.

Самой старой была Троя I, которую он отнес к каменному веку (сейчас ученые датируют ее 3500 г. до н.э.). А последним слоем была римская Троя IX (Новый Илион).

Шлиман ошибочно принял за гомеровскую Трою гораздо более древний город (Трою II), существовавшую примерно тысячелетием раньше событий гомеровского эпоса. Там им был найден всемирно известный золотой клад (Шлиман назвал его «золотом Приама») и руины древних стен и царского дворца. Сейчас считается, что Троя II была крупным торговым и культурным центром одного из племен неизвестного происхождения, населявшего более 5000 лет назад Малую Азию.

Современные исследователи датируют гомеровскими временами две Трои: Трою VI и Трою VIIA. Первая была заселена предположительно в 1800 г. до н.э., скорее всего ахейскими племенами. Это была довольно большая крепость, погибшая в результате землетрясения. А Троя VIIA была разрушена и сожжена приблизительно в 1240 г. до н.э. Ее и соотносят с событиями Троянской войны. Площадь крепости и нижнего города составляла около 100 тыс. кв. метров, в них могло проживать около 5 500 жителей, а на акрополе, где жил царь с наиболее знатными людьми, – еще около 900 человек.

После примерно двух столетий упадка с 1000 г. город был заселен греками-эолийцами и стал называться Илионом (Троя VIII). Он был разрушен римлянами и уже в качестве Нового Илиона (Троя IX), «города вольного и свободного от податей», возродился в Римской империи, где просуществовал по крайней мере до IV в. до н.э.

Кстати, любопытно, что конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Современные исследователи датируют Троянскую войну примерно 1240 г. до н.э. (археологически на эту дату приходится гибель Трои VII). Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом (настолько, что только с середины XIX столетия ученые начнут всерьез говорить о микенской Греции и о Трое, а до этого они будут считаться сказкой). Из тех 160 греческих государств, которые упоминаются Гомером в «Каталоге кораблей», половина перестанет существовать, а самые великие, Микены, Тиринф и Пилос, превратятся в маленькие деревеньки. Троянская война станет своеобразным рубежом между древним и новым миром, между микенской и классической Грецией.

Из героев, сражавшихся под стенами Трои, в живых остались лишь двое: Одиссей и Эней. И это не случайно. Оба они имеют особую миссию. Эней отправится, чтобы создать свою «новую Трою» и положить начало Риму, цивилизации грядущего мира. А Одиссей. «Многомудрый и многострадальный» герой совершит великое странствие домой, чтобы найти свою землю обетованную. Чтобы в своем странствии потерять и снова обрести все, что ему дорого, включая собственное имя. Чтобы дойти до границ обитаемого мира и побывать в странах, которые никто не видел и откуда никто не возвращался. Чтобы спуститься в мир мертвых и снова «воскреснуть» и долго скитаться по волнам Океана, великого символа Бессознательного и Неведомого.

Одиссей совершит великое странствие, в котором символически умрет «старый» человек и родится «герой нового времени». Он перенесет великие страдания и гнев богов. Это будет новый герой — энергичный, проницательный и мудрый, любознательный и ловкий. Своим неистребимым стремлением познать мир, своим умением решать проблемы не физической силой и доблестью, а острым умом он не похож на героев «старого» мира. Он вступит в противоборство с богами, и боги вынуждены будут отступить перед человеком.

Наверное, неслучайно поэтому Одиссей станет идеалом наступающей эпохи — классической Греции. Вместе с Троей безвозвратно уйдет старый мир, а с ним уйдет что-то таинственное и сокровенное. Но родится нечто новое. Это будет мир, героем которого станет человек: мастер и путешественник, философ и гражданин, человек, больше не зависящий от сил Рока и игры богов, но создающий свою судьбу и свою историю сам.

План Одиссея. Наступили последние дни Трои, но не догадывались об этом троянцы. Наоборот, гибель славнейших греческих героев придала им мужества. И не знали они, что уже придумал хитроумный Одиссей, как погубить их город.

Встали однажды утром троянцы, пришли на городские стены и не поверили своим глазам: пуст греческий лагерь. Ни одного воина не осталось на равнине под Троей, ни одного корабля на морской глади! Радостно высыпали они из города на берег: кончилась осада, позади остались все бедствия! Посреди греческого лагеря увидели троянцы огромного деревянного коня. Не могли они понять, что за сооружение перед ними; одни советовали отнести коня в город, другие — утопить его в море. Подошел тут к спорящим жрец Аполлона Лаокоон и стал убеждать их уничтожить коня, говоря, что неспроста он оставлен. В доказательство схватил жрец копье и метнул в деревянного коня; содрогнулся конь от удара, грозно зазвенело внутри него оружие. Но помрачили боги разум троянцев, ничего они не услышали. В это время троянские пастухи привели связанного пленника. Он рассказал, что родом он грек и зовут его Синон. “Задумал погубить меня Одиссей, и перед отплытием уговорил греков, чтобы принесли меня в жертву бессмертным богам. Удалось мне бежать, долго скитался я в зарослях, пока не покинул берег последний греческий воин. А коня оставили греки здесь, чтобы умилостивить грозную Афину Палладу. Будет он могучей защитой Трои, если внесут его в город”.

Гибель Лаокоона. Поверили троянцы Синону, освободили его. Тут еще одно чудо, явленное Афиной, увидели троянцы. Показались на море два чудовищных змея. Быстро плыли они к берегу, извиваясь бесчисленными кольцами. Пламенем сверкали их глаза. Выползли они на берег, бросились на Лаокоона и его двух сыновей, обвили их, терзали ядовитыми зубами их тела. Все глубже проникал яд в кровь несчастных, в страшных мучениях умирали они. Так погиб Лаокоон, хотевший вопреки воле богов спасти родину. Змеи же, совершив ужасное деяние, скрылись под щитом Афины Паллады.

Гибель Лаокоона еще больше убедила троянцев в том, что нужно ввезти деревянного коня в город. Разобрали они часть городской стены, и с ликованием, пением, музыкой потащили коня канатами в Трою. В ужас пришла вещая Кассандра, увидев коня, но, как всегда, лишь смеялись троянцы над ее словами.

Синон действует. Наступила ночь. Спокойно спали троянцы. И тогда-то Синон выпустил из коня укрытых в нем воинов во главе с Одиссеем. Рассыпались они по улицам города, а Синон развел большой костер у стен Трои; заметили огонь греки на кораблях: они не уплыли, а спрятались неподалеку, у одного из островов. Повернули они к берегу, высадились и через разобранную стену легко вошли в город.

Последняя битва. Жестокая битва началась на улицах Трои, чем могли защищались троянцы от греков: бросали с крыш камни, горящие головни. Пылали дома, кровавым заревом освещая гибнущую Трою. Никого не щадили греки, кровью были залиты улицы города. Пал в своем дворце старый Приам, не под силу ему было сражаться с молодыми героями, один за другим погибли все его сыновья; даже маленького сына Гектора не пощадили победители: вырвали его из рук Андромахи и сбросили на камни с высоких стен Трои.

Долго пылала Троя. Высоко к небу поднимались клубы дыма. Зарево освещало ночное небо, и по этому зареву узнавали соседние народы, что погиб самый могущественный в Азии город.

> Читайте также другие темы главы V «Троянская война и ее герои» раздела «Боги и герои древних греков»:

> Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Тайна троянского коня

Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, происшедших в конце XIII – начале XII веков до нашей эры. Открываются все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств.

Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н. э.) годами до нашей эры.

Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида и Аполлон, Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.

Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Так мог выглядеть Троянский Конь, придуманный хитроумным Одиссеем

Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер называет «копьеборными», поэтому нет сомнения в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил». За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.

Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.

В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом завершается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.

Дальше – больше. Одиссей и Диомед проникли в Трою и похитили из храма Афины палладий, защищавший город от врагов. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость. Надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном. Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А?посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной ее гибели стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников… Сейчас принято считать, что Троянский Конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а Троянский Конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что Троянский Конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Почему грандиозное археологическое открытие может оказаться фальсификацией

Новость о том, что ученым наконец удалось расшифровать древнюю надпись на лувийском языке и узнать новые подробности о событиях в Малой Азии конца II тысячелетия до нашей эры, в том числе касающиеся «первой троянской войне» и таинственных «народов моря», распространилась во многих зарубежных и российских СМИ. Однако есть веские доводы в пользу того, что такой надписи никогда не существовало, а ее сохранившаяся современная копия — не более чем фальшивка. В подробностях этой запутанной истории разбиралась научный сотрудник Института языкознания РАН Мария Молина.

Когда в научном обороте появляется длинная и при этом полностью сохранившаяся надпись возрастом 3200 лет, составленная на одном из древнейших индоевропейских языков, дешифровка которого еще толком не закончена, — это, конечно, всегда сенсация. Но и повод заподозрить фальшивку. Но зачем кому-то могло понадобиться подделывать документ, написанный иероглифическим шрифтом на лувийском языке, грамматика и лексика которого еще до конца не ясны даже профильным специалистам?

На днях доктор Эберхард Цанггер (Eberhard Zangger), геолог, интересующийся историей позднего бронзового века, руководитель организации под названием Luwian Studies, объявил, что в журнале Proceedings of the Dutch Archaeological and Historical Society скоро появится полная расшифровка лувийского текста из Бейкёя (Турция), повествующего о царе Купанта-Курунта, завоевавшем Миру и Трою, а потом отправившемся вместе с царем Муксусом по морю в поход на другие народы. Перевод сделал голландский ученый-лувист Фред Вудхойзен (Fred Woudhuizen), работающий с Занггером.

Лувийский язык — индоевропейский язык анатолийской группы, ближайший родственник хеттского и после него — древнейший язык индоевропейской семьи, зафиксированный в письменности с середины II тысячелетия до нашей эры. Надписи на лувийском обычно представляют собой выбитые на камне иероглифы. Часто это сообщения, сделанные по приказу того или иного царя — о том, сколько народов он завоевал и как именно ему помогали боги.

Текст из Бейкёя представляет собой такую же настенную надпись. Цанггер утверждает, что автографию (зарисовку надписи) сделал в XIX веке некий француз, а позже ее нашел великий археолог XX века Джеймс Меллаарт (James Mellaart). Меллаарт даже якобы видел эти камни, но вскоре после этого они были разобраны крестьянами и использованы при закладке основания мечети, поэтому для последующих поколений осталась лишь автография.

Почему этот текст оказался так важен? Если допустить, что он оригинален, то в руках у ученых оказывается действительно бесценный документ, позволяющий трактовать события, известные нам по другим источникам. В частности, он затрагивает вопрос о контактах внутри Малой Азии — о взаимодействии лувийских правителей Хеттского царства и входящих в него княжеств с Троей (а также прочими зависимыми территориями, в том числе с Каркемишем на севере Сирии). В тексте упоминается легендарный царь Моксос (Moqsos), в хеттоязычном пространстве получивший огласовку Муксус (Muksus).

Есть там и намеки на таинственные «народы моря», о которых нам известно в первую очередь из египетских хроник. Однозначно идентифицировать эти народы пока не удается, однако, согласно одной из версий, речь идет об участии выходцев из Трои в большом походе на юг вдоль побережья Средиземного моря.

Хеттское царство. Светло-зеленым цветом выделена его территория на пике могущества, темно-зеленая линия обозначает его границы ок. 1350–1300 гг. до н.э.

Хеттское царство исчезло в одночасье приблизительно в 1200 году до нашей эры, и его коллапс связывают с приходом тех самых народов моря — история о которых явно отражает переселение народов, вызванное неким экономическим или природным кризисом в регионе. Среди них находят следы гомеровских данайцев и троянцев, равно как и библейских филистимлян, однако письменных источников, которые бы доказывали такое, слишком мало.

Лувийская надпись, рассказывающая о походах Купанты-Курунты, была бы очень важным источником, будь она действительно настоящей. Здесь следует напомнить, что лувийский был основным языком Хеттского царства в конце его существования, его правители этнически были лувийцами. Несомненны также и более локальные связи Трои с западными лувийскими княжествами в составе Хеттского царства.

Между тем в этом году у доктора Цанггера уже вышла книга — в издательстве Orell Fussli в Цюрихе. Она называется «Die Luwier und der Trojanische Krieg — Eine Entdeckungsgeschichte», или, в переводе, «Лувийцы и троянская война — история открытий». В книге рассказывается о непризнанных открытиях, связанных с исследованиями на западе Турции, в том числе в Трое. В частности, речь идет и о тексте из Бейкёя — открытии, связанном с именем великого и скандального археолога Джеймса Меллаарта. И вот тут-то начинается отдельная повесть о великих археологических открытиях и великих фальсификациях.

Джеймс Меллаарт (1925–2012) — тот самый, кто в 60-х годах прошлого века раскопал древнейший город на Земле, неолитическое поселение Чатал-Гуюк (Catal Huyuk), датируемое 7400 годом до нашей эры. Он также известен тем, что наряду с действительно значимыми археологическими открытиями пытался ввести в научный оборот зарисовки якобы существовавших, но потерянных артефактов сенсационного характера. Так, известны его собственные акварельные зарисовки фресок со стен Чатал-Гуюка, притом что сами фрески, с его слов, не могли быть сохранены, так как моментально осыпались в пыль.

Удар по репутации Меллаарта был нанесен в 1980-х годах историей с сокровищами Дорака. С этим детективным сюжетом, включавшим в себя закутанную девушку с золотым браслетом на руке и бесценным кладом в заброшенном доме, где археолог зарисовывал эти самые сокровища, по-английски можно ознакомиться, например, здесь.

В кратком пересказе она звучит так. Когда в 1959 году Меллаарт опубликовал зарисовки сокровищ Дорака в издании Illustration London News, среди историков поднялся шум, цены на антиквариат на черном рынке скакнули вверх, а турецкие власти потребовали возвращения сокровищ, завели уголовное дело и запретили Меллаарту продолжать раскопки в Турции. Ситуация прояснилась лишь в 2005 году, когда профессор Дэвид Стронах (David Stronach), работавший с Меллаартом на раскопках в Хачиларе в 1957–1960 годах, рассказал американской журналистке Сьюзен Мазур, что знаменитый археолог просто выдумал историю с сокровищами.

И вот теперь нечто похожее повторяется с лувийской надписью из Бейкёя. Тот же почерк: о зарисовке (автографии) стало известно только Меллаарту, сама автография десятилетиями хранилась у него дома. По словам археолога, камни с надписью, сразу после того как он сам их увидел, были варварски использованы в качестве фундамента для мечети. Только после смерти Джеймса Меллаарта в 2012 году его сын передал зарисовку Цанггеру и его группе, и те начали готовить публикацию, горячо отстаивая подлинность текста.

Впрочем, с ними согласны далеко не все представители научного сообщества, о чем автору этого текста удалось узнать из личных бесед со многими учеными-лувологами. Так, по словам индоевропеиста Иэна Резерфорда (Ian Rutherford) из Университета Рединга (Великобритания), буквально все говорит о том, что обсуждаемая надпись — подделка. Как утверждает американский специалист по истории и религии Хеттского царства Билли Коллинс (Billie Jean Collins) из Университета Эмори, хеттологи даже пытались остановить публикацию книги Занггера, чтобы текст из Бейкёя не получил ненужной огласки. Однако из этого ничего не вышло. Слишком уж захватывает воображение публики история про самую длинную надпись на едва понятном древнем языке, рассказывающая о драматических событиях человеческой цивилизации.

У ученых-лувистов к этому тексту также возникли вполне определенные текстологические претензии — даже если вывести за рамки одиозную личность Меллаарта. Например, задумав выполнить собственный перевод, текст из Бейкёя пристально изучила Петра Худехебююре (Petra Goedegebuure), профессор Восточного института в Чикаго (Oriental Institute) и одна из специалистов по лувийскому языку.

«Эта надпись выглядит крайне необычно, — утверждает Худехебююре. — Даже при беглом знакомстве с ней видно, что она содержит около 130 наименований городов и стран. Вообще говоря, надпись большей частью состоит из них! Тот, кто захочет придумать такую надпись, не так уж и много должен знать о лувийской грамматике. Все, что нужно — это начать в духе «Я князь Х, и вот города/земли, которые я захватил/разрушил/перестроил». В середине текста, впрочем, есть небольшие вкрапления чего-то, отличающегося от топонимов, и мы на них еще посмотрим. Есть и еще детали, вызывающие настороженность. Так, автография демонстрирует как выдающиеся из камня знаки, так и вдавленные в него, что странно для одной и той же надписи. Мне кажется, это невозможно. Подозрение вызывает также появление Кубабы, царицы (Каркемиша). Надпись говорит, что Купанта-Курунта, великий царь, лабарна (титул великих царей), ни больше ни меньше, построил для нее дворец. Но факт того, что князь из западной Анатолии принимает у себя Кубабу, царицу Каркемиша, воздавая ей почести как высшей богине, требует дополнительных объяснений. Также в тексте отсутствуют обычные для подобных надписей фразы вроде «боги помогли мне»».

Если недостоверность текста из Бейкёя получит веские подтверждения, то этот документ пополнит собой ряд подделок, к производству которых приложили руку люди ученые или по крайней мере просвещенные.

История знает немало подобных литературных мистификаций. Так, в 1762–1765 годах поэт Джеймс Макферсон, съездив в экспедицию в отдаленные области Шотландии, издал в собственном переводе на английский несколько книг гэльских стихов: поэмы Оссиана «Фингал» и «Темора» и сборник «Сочинения Оссиана». Этими стихами зачитывались, но хронологические нестыковки и ошибки в гэльских именах заставили критиков потребовать доказательств подлинности. Макферсон уклонился от публикации оригиналов, и только в 1807 году, уже после его смерти, его поклонники перевели стихи обратно на гэльский и представили публике в качестве оригиналов. Однако внимательные читатели быстро разоблачили подделку, обнаружив в тексте заимствования из английского, характерные для гэльского XVIII–XIX веков.

События вокруг то ли действительно найденной, то ли фальсифицированной Меллаартом и опубликованной его поклонниками лувийской надписи местами будто списана с этого сценария с Оссианом.

Из нелитературных научных мистификаций XX века одной из самых громких стал «Пилтдаунский человек». Чарлз Доусон, археолог-любитель, в 1912–1913 годах продемонстрировал якобы обнаруженные им в раскопках черепа ранних гоминид, представляющих собой недостающее звено между человеком и приматами. Эту мистификацию разоблачили только в середине века, а тот факт, что фальсификатором были сам Доусон, установили лишь в прошлом году.

Что заставляет ученых создавать подделки артефактов? За каждой мистификацией кроется своя история, но всякий раз речь идет о жажде славы. Ежедневный кропотливый труд археолога или лингвиста не всегда приносит быстрый результат, и только специалисты могут оценить его значимость. А хочется — открытия мирового масштаба, такого, чтобы заговорили газеты. И тогда здравый смысл отходит на задний план, а успех измеряется количеством публикаций в непрофильных изданиях. Группа Luwian Studies, надо отметить, уже выложила на своем сайте подборку ссылок на сенсационные новостные статьи про расшифровку лувийской надписи о походе троянцев.

Турция объявила 2018 год Годом Трои. Официальный старт проекту был дан в городе Чанаккале и древнем городе Трое на северо-западе Турции. Подробности – у «Вестника АТОР».

Троя — древний город в Малой Азии на побережье Эгейского моря, берущий начало в IV тысячелетии до н.э., воспетый Гомером и Вергилием и раскопанный археологом Шлиманом. В 2018 году отмечается двадцатая годовщина включения Трои в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В честь этого события в августе 2018 года запланировано открытие мультимедийного музея на территории Трои.

На открытие музея приглашены и голливудские звезды, которые снимались в историческом блокбастере «Троя» (Бред Пит, Орландо Блум, Эрик Бана и Диана Крюгер). Как ожидается, мероприятия, связанные с Троей, привлекут в Чанаккале не менее 700 тысяч туристов.

«В Турции нет залежей нефти, природных ископаемых, но есть огромные богатства в области культуры и истории. Будем пытаться сделать Турцию мировым брендом в области культуры, и Троя, известная всему миру, будет этому помогать», — заявил министр культуры и туризма Турции Нуман Куртулмуш.

По его словам, под эгидой Года Трои Турция будет организовывать по всему миру выставки, концерты симфонической музыки и театральные постановки о Трое. Планируется снять ряд тематических короткометражных фильмов. Предполагается, что тема Трои не будет закрыта и после 2018 года: в этом месте будет организована особая туристическая зона.

Знаменитый Троянский конь станет в этом году одним из рекламных образов Турции. Изображение Троянского коня будет на стендах и плакатах более 100 выставочных мероприятий Турции в 56 страх мира, включая Россию. Он же станет «героем» и рекламных роликов и кампаний наружной рекламы, которые будут проведены на ключевых туристических рынках Турции.

Как отмечают в министерстве туризма и культуры Турции, Троя станет основной «фишкой» прежде всего на европейском рынке, где к древнему городу, благодаря, в том числе, популярным киноблокбастерам, есть высокий интерес. Как считают в министерстве, образ Трои позволит привлечь в Турцию европейцев, а также диверсифицировать туристический продукт в целом, продвинув Турцию как направление культурно-познавательного туризма.

Следите за нашим каналом в Telegram , чтобы не пропустить самое интересное.

Компьютерные вирусы

В данном разделе мы в общих чертах обсудим компьютерные вирусы и некоторые вопросы, связанные с действием вирусов на сервере Exchange Server 2003.

Что такое вирус

Вирус — это фрагмент программного кода, присоединяющий сам себя к другим программам или файлам. При выполнении таких файлов код инициируется и начинает сам себя реплицировать. Репликация осуществляется через сеть. В настоящее время вирусы могут использовать уязвимости практически на всех платформах.

Некоторые вирусы остаются в памяти после закрытия исходной программы. При выполнении других программ вирус присоединяет себя к этим новым программам, пока компьютер не будет перезагружен или отключен. Некоторые вирусы имеют фазу бездействия, то есть они проявляются только при выполнении определенных действий.

Существует множество типов вирусов. Некоторые перезаписывают собой имеющийся программный код или данные, другие могут определить, инфицирован ли уже тот или иной исполняемый файл. Самораспознавание необходимо в том случае, если вирус должен предотвратить многократное заражение одного и того же исполняемого файла, что может привести к стремительному росту размера инфицированных файлов и, соответственно, объема данных в хранилище, посредством чего вирус может быть обнаружен.

Резидентные вирусы устанавливают себя как часть операционной системы при выполнении инфицированной программы-носителя. Вирус остается резидентно в памяти, пока система не будет отключена. После установки в памяти резидентный вирус будет заражать все подходящие программы, к которым имеется доступ.

Вирус-невидимка — это резидентный вирус, осуществляющий попытки предотвратить обнаружение посредством сокрытия своего присутствия в инфицированных файлах. Такой вирус может удалять код вируса из исполняемого файла при его считывании (но не выполнении), чтобы антивирусная программа не обнаружила ничего подозрительного.

Компьютерные вирусы обычно распространяются через электронную почту и, как правило, содержатся во вложениях. Если вирус проникнет в поток сообщений, он будет использовать возможности клиента по отправке и получению электронной почты для быстрой репликации самого себя и наискорейшего нанесения ущерба системе.

Существенным аспектом защиты системы обмена сообщениями от вирусов является обучение пользователей. Пользователей системы следует научить тому, какие вложения можно открывать, а какие нельзя. Политики информационной безопасности организации должны выделять типы электронной почты и вложений, разрешаемых к открытию пользователями. Например, нужно запретить открывать вложения в двух случаях: если получения вложения не ожидалось, и если вложение поступило от неизвестного пользователя.

«Троянские кони»

» Троянский конь » — это вредоносная программа, вложенная внутрь обычной программы, которая на первый взгляд кажется безопасной. Разница между вирусом и «троянским конем» заключается в том, что » троянский конь » содержится в программе, а вирус просто присоединяется к файлу или исполняемой программе.

При выполнении обычной программы выполняется вредоносный код, который может вызвать повреждение или похищение важной информации. Примером «троянского коня» является текстовый процессор, который позволяет пользователю работать с документом, а в это время в фоновом режиме, параллельно выполняется вредоносный код, удаляющий файлы или выводящий из строя другие программы.

» Троянские кони «, как правило, распространяются через электронную почту или червей, которые представляют собой самовыполняющиеся программы. Ущерб, наносимый «троянскими конями», аналогичен ущербу от вируса; этот тип вредоносных программ бывает как безобидным, так и крайне разрушительным. » Троянские кони » вызывают серьезные опасения, так как в большинстве случаев пользователи не знают о том, что в данный момент времени системе наносится вред. Работа вредоносного кода замаскирована «троянским» эффектом программы.

Черви

Как уже только что было сказано, черви — это программы, выполняющие сами себя. Они не включаются и не присоединяются к другим программам, и это также не требуется для осуществления репликации. Черви передаются от компьютера к компьютеру через сетевые соединения и являются самореплицирующимися. На множестве разных компьютеров могут функционировать части программы-червя, либо один червь может выполняться на одном компьютере. Как правило, черви не изменяют другие программы, хотя могут содержать в себе другой код, который выполняет такие действия.

Первые сетевые черви были предназначены для выполнения полезных функций, связанных с управлением сетью, посредством использования свойств операционной системы. Вредоносные черви используют системные уязвимости в своих собственных целях. Они, как правило, быстро проявляют себя через вредоносное действие, приводящее к выходу из строя целых сетей.

Ущерб, причиняемый червями, варьируется от чисто номинального до критического. Тип и степень ущерба определяется для каждого червя по отдельности. Вместе с тем черви могут устанавливать вирусы и «троянских коней», которые затем выполнят свой собственный код.

Атака, в которой комбинируется червь, » троянский конь » и/или вирус, бывает очень трудной для устранения и предотвращения ущерба. Не следует недооценивать вред, который могут нанести системе обмена сообщениями и компьютерной сети вирусы, » троянские кони » и черви. Так как указанные вредоносные программы используют электронную почту для эксплуатации системных уязвимостей, установки одного лишь антивирусного программного обеспечения недостаточно. Необходимо приложить все усилия, чтобы все известные уязвимости во всех операционных системах были устранены. Не сосредотачивайтесь только на своих серверах. Каждое устройство должно быть как можно скорее обновлено с использованием самых последних сервис-пакетов и надстроек, выпускаемых соответствующим производителем. В большей части организаций согласно политике безопасности требуется тестировать эти обновления перед установкой. По окончании тестирования их обязательно следует установить.

Нежелательная почта

Нежелательная почта — очень серьезная проблема. Один из клиентов, с которым автор книги недавно работал, установил свою первую программу фильтрации электронной почты и обнаружил, что в его почтовый ящик стало поступать на 46 процентов меньше сообщений электронной почты. Exchange 2003 имеет новые возможности работы с организациями, ведущими «черные списки», для удаления электронной почты, поступающей от известных или подозрительных узлов, потенциально являющихся источниками нежелательной электронной почты. Этот процесс называется фильтрацией получателей и отправителей. В Exchange 2003 можно блокировать нежелательную почту по IP-адресам, отправителям и получателям электронной почты (т.е. по их адресам), либо по доменам электронной почты. Кроме того, можно осуществлять фильтрацию электронной почты, отправляемой пользователям, не включенным в Active Directory , или почты, отправители которой не имеют разрешения на отправку электронной почты данному получателю. Фильтрация сообщений обсуждается в гл. 20.

Заключение

В данной лекции мы обсуждали то, как действуют хакеры, как защитить входящую почту SMTP , а также как обеспечить безопасность доступа администратора к серверу Exchange . Мы обсудили различия между вирусом, «троянским конем» и червем, рассказали о методе защиты входящего SMTP -трафика. Кроме того, мы привели ссылки на две другие лекции этой книги, в которых обсуждаются фильтрация и обеспечение безопасности OWA. Следующая лекция посвящена обсуждению защиты сообщений электронной почты при помощи фильтрации и сертификатов.

Замаскированные вредоносные программы.

Какие бы меры для защиты ни принимались, никакую сеть невозможно оградить от одной серьезной опасности — человеческой доверчивости. Этим пользуются вредоносные программы, называемые «троянскими конями», зловредные коды которых прячутся внутри чего-нибудь совершенно безобидного. А ведь если программа была установлена по доброй воле, она может преодолеть любые брандмауэры, системы аутентификации и сканеры вирусов.

«Троянские кони» отличаются друг от друга тем, какие вредные действия они выполняют, оказавшись в компьютере. Это может быть как безобидная проделка, связанная с выводом на экран какой-нибудь непристойности или политического лозунга, так и настоящая информационная катастрофа, приводящая к уничтожению данных на диске и порче оборудования. Некоторые из «троянских коней», объединившись с вирусами, распространяются между системами по электронной почте. Самые же изощренные действуют очень вероломно и не ограничиваются нанесением ущерба системе. Помимо хакерства «троянские кони» могут использоваться для шпионажа за людьми и действовать как настоящие преступники, хотя и виртуальные.

Никто не может чувствовать себя в безопасности. Осенью 2000 г. корпорация Microsoft пострадала от получившего широкую огласку нападения хакеров, когда был украден и, возможно, видоизменен исходный код будущей операционной системы. Это стало результатом внедрения «троянского коня», скрывавшего в себе «червя» — программу, «ползающую» по сети и копирующую себя на другие компьютеры. Будучи установленной на одном из компьютеров Microsoft, программа начала распространяться по сети и делала это до тех пор, пока она не попала на компьютер, где содержалась важная секретная информация. После этого «троянский конь» подал хакеру сигнал о своем присутствии и открыл в сети «потайную дверь».

Итак, что же можно сделать, чтобы избежать участи Microsoft? Конечно, изгнать всех пользователей из сети вы не можете. Однако есть несколько способов минимизировать риск, и начать надо с бдительности и обучения. Регулярное резервное копирование является необходимой процедурой для восстановления информации после воздействия тех «троянских коней», вмешательство которых ограничивается уничтожением данных. Использование полного набора программных средств защиты, таких, как брандмауэры и сканеры вирусов, может помочь поймать некоторых наиболее известных нарушителей. Но важнее всего усвоить самому и объяснить пользователям сети, что такое «троянские кони», как они действуют и какого типа программы могут в себе скрывать. Кроме того, надо уяснить, как отличить «троянского» от настоящего «дареного коня», прежде чем он попадет в вашу сеть.

ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ

В большинстве «троянских коней» спрятаны вирусы или «черви». И те и другие паразиты существуют, главным образом, ради воспроизведения себе подобных, но могут и причинять серьезный ущерб (см. врезку «Виды программ-паразитов»). «Троянцы» приобрели особое значение для распространения вирусов, поскольку большинство из них сейчас посылается по электронной почте в виде вложенных файлов. Для активации вируса пользователь должен открыть такой вложенный файл, в то время как ранние вирусы, распространявшиеся на дискетах, активировались автоматически при загрузке ПК.

Не считая Bubbleboy, который встречался очень редко и проникал через уже устраненную «дыру» в системе безопасности Microsoft Outlook, вирус практически невозможно подхватить, просто читая сообщение электронной почты. Пользователя нужно обманным путем заставить запустить вложенный файл, и создатели вирусов не без оснований полагают, что сделать это не так уж сложно. Многие люди автоматически дважды щелкают мышью по любому файлу, приходящему по электронной почте, так что им нужно привить привычку поступать иначе.

Как известно, файлы Windows с расширениями *.com (command — командный), *.exe (executable — выполняемый) и *.dll (dynamic link library — динамически подключаемая библиотека) являются программами. Потенциально они способны сделать с системой практически все что угодно, поэтому с ними нужно обращаться с особой осторожностью, т. е. запускать их следует только в том случае, если источник, из которого вы их получили, заслуживает полного доверия, и вам точно известно, для чего предназначены данные программы. Тот факт, что программа была прислана по электронной почте вашим другом или коллегой, не является достаточным основанием, чтобы запускать ее. «Троянский конь» мог проникнуть в почтовую систему вашего приятеля и разослать себя по всем адресам из адресной книги.

Чтобы предотвратить заражение вирусами, многие организации вводят специальные правила, запрещающие пользователям устанавливать неразрешенное программное обеспечение. Однако соблюдение такого рода ограничений часто трудно проконтролировать, и, кроме того, это может помешать сотрудникам использовать для выполнения своей работы действительно лучшие программные средства, имеющиеся на рынке. Независимо от того, применяете вы подобные правила или нет, важно, чтобы пользователи были осведомлены о потенциальной опасности. Если сотрудникам разрешено загружать программы, то они должны знать, какие из них представляют наибольшую угрозу. Если же это им запрещено, то они больше будут обращать внимание на правила, понимая, чем они продиктованы.

Наиболее серьезную опасность представляют пиратские программы, поскольку источник, из которого они поступают, по определению не заслуживает доверия. Серьезные программисты давно точат зуб на пиратов, распространяющих «троянских коней» под видом нелегальных программ. Под эту категорию подпадает первая известная атака на платформу Palm, предпринятая с помощью программы, представленной как эмулятор популярной программы GameBoy под названием Liberty. Вместо обещанной эмуляции она удаляет все файлы и приложения.

Список расширений имен файлов, используемых программами, постоянно пополняется, что затрудняет задачу их отслеживания с помощью сканеров вирусов. Большинство антивирусных программ проверяет около 30 различных видов файлов, но они все же «споткнулись» на файлах с расширением *.vbs (Visual Basic Script), которыми в 2000 г. воспользовался вирус Love Bug. Если ваша антивирусная программа старее, чем этот вирус, то вам следует либо обновить ее, либо вручную настроить на проверку всех типов файлов. Автоматические обновления, распространяемые через Internet, обычно содержат только новые списки вирусов и исправления, а не новые типы файлов, в которых те могут скрываться.

Наиболее опасным типом файлов являются системные файлы-фрагменты, предназначение которых состоит в передаче частей документов между приложениями и рабочим столом (shell scrap object) — они как будто специально созданы для использования в качестве «троянского коня». И хотя они должны были бы иметь расширение *.shs или *.shb, они остаются скрытыми в среде Windows 98/Me, маскируясь под любой другой тип файла. Первой программой, где была использована подобная уязвимость, был появившийся в июне 1998 г. вирус Stages. Прикидываясь безобидным текстовым файлом, он на самом деле был сценарием Visual Basic и рассылал себя по электронной почте всем, кто был указан в адресной книге пользователя.

Файлы-фрагменты настолько опасны, что антивирусный исследовательский центр компании Symantec рекомендует вообще отказаться от их использования. Поскольку с этими файлами имеет дело очень мало легальных приложений, многие пользователи вполне могли бы вообще обойтись без них, удалив файл schscrap.dll из каталога Windows/system на своем ПК. В качестве менее радикальной меры можно запретить системе скрывать такие файлы, удалив элемент реестра HKEY_ CLASSES_ROOTShellScrap.

НАТЯГИВАЯ ПОВОДЬЯ

Какую бы серьезную угрозу ни несли в себе вирусы и «черви», они все же являются не самой опасной начинкой, которая может быть спрятана в «троянских конях». Многие из них предназначены для получения доступа к вашей сети и прячут небольшие серверные программы, работающие практически незаметно. С помощью этих программ хакер может выведать ваши секреты или даже получить контроль над вашим ПК.

Самым бессовестным хакерским инструментом считается Back Orifice 2000, часто называемый просто BO2K, созданный командой хакеров «Культ дохлой коровы». Авторы определяют свою программу как «средство дистанционного администрирования», позволяющее управлять компьютером без ведома и согласия пользователя. Она может практически незаметно работать под любой версией Windows, обеспечивая постороннему пользователю практически полный доступ к системе. Кроме копирования и изменения содержимого файлов хакеры, имеющие на вооружении BO2K, могут записывать каждое действие пользователя и даже в реальном времени получать поток видеоинформации с его экрана.

По иронии судьбы, команда «Культ дохлой коровы» сама стала жертвой «троянского коня». Первые компакт-диски с Back Orifice 2000, предназначавшиеся для распространения, были заражены страшным вирусом Chernobyl («Чернобыль»), способным нанести необратимый ущерб оборудованию. Честолюбивые хакеры, участвовавшие в 1999 г. в конференции DefCon, обнаружили, что вместо того, чтобы получить контроль на компьютерами других людей, они потеряли контроль над своими собственными, так как их жесткие диски оказались перезаписаны, а микросхемы BIOS стерты.

В нападении на Microsoft осенью 2000 г. использовался «троянский конь» под названием QAZ, который маскировался под утилиту Notepad, размещаясь в файле notepdad.exe. Исходная программа Notepad была по-прежнему доступна, но переименована в note.exe, так что пользователи не замечали изменений. Администратор, зная, что этот файл не входит в стандартную установку Windows, мог удалить его, в результате чего программа Notepad переставала работать, а «троянский конь» оставался нетронутым.

Даже если злоумышленники не заинтересованы в вашей информации, получение ими контроля над компьютерами по-прежнему представляет серьезную опасность. Атаки по типу распределенный отказ в обслуживании (Distributed Denial of Service, DDoS), в результате которых в начале 2000 г. оказались недоступны некоторые популярные Web-сайты, были произведены с помощью «троянских коней». Принцип действия подобных программ основывается на использовании тысяч компьютеров, работающих вместе, и поэтому они не могут быть просто запущены на каком-то одном из них. Однако атака становится возможной, когда один из компьютеров получает контроль над тысячами других.

Последствия вашего участия в атаках наподобие DdoS не исчерпывается тем, что вы получаете неодобрение как член сетевого сообщества, а ваша организация подвергается риску судебного разбирательства. К примеру, в результате атак на Yahoo! и eBay пострадали не только эти серверы, но и тысячи домашних и офисных пользователей, чьи компьютеры были задействованы в данных атаках. Если ваш почтовый сервер занят в атаке, то он не сможет выполнять своего основного назначения.

Любой ПК, подключенный к телефонной линии, является потенциальной мишенью для нападения по финансовым мотивам, поскольку его модем может быть перепрограммирован на звонки по дорогостоящим телефонным номерам. Известны «троянские кони», заменяющие в параметрах настройки коммутируемого доступа пользователя обычный телефонный номер на международный, звонки по которому могут стоить несколько долларов в минуту. И если этот номер действительно подключен к провайдеру Internet, жертва может ничего не заметить до тех пор, пока не получит счета за телефонные разговоры.

Этот вид «троянских коней» впервые появился в 1998 г., когда тысячи пользователей в Европе, загружавшие порнографическое слайд-шоу, обнаружили, что их модемы звонят по очень дорогому номеру в Республике Гана. Данная атака была занесена под №3 в список наиболее опасных случаев мошенничества в Internet, составленный Федеральной торговой комиссией (Federal Trade Commission), и считается более опасным явлением, чем телефонное пиратство и финансовые пирамиды.

ПЛОТНО ЗАКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ

Большинство «троянских коней» посылает хакеру сигнал о своем присутствии через заданный порт TCP, поэтому правильно настроенный брандмауэр может обнаружить и заблокировать их. Списки портов, используемых популярными «троянскими конями», публикуются на специальных Web-сайтах (см. врезку «Ресурсы Internet»), некоторые из них могут даже выполнять сканирование. Однако последние версии многих вредительских программ могут менять заданный порт, усложняя их обнаружение.

Антивирусное ПО также может обнаруживать «троянских коней», хотя это и связано с определенным риском. Поскольку такое ПО необходимо регулярно обновлять, компания, производящая антивирусные программы, получает доступ к вашей сети. В ноябре 2000 г. обновление ПО McAfee VirusScan компании Network Associates привело к сбою некоторых систем и потере несохраненных данных. Это произошло из-за ошибки в ПО, а не в результате умышленных действий, однако для уже скомпрометированных компаний, таких, как Microsoft, выходящих на рынок антивирусного ПО, существует риск, что отдельные «троянские кони» могут использовать данный метод нападения.

Правительство Германии считает, что Windows 2000 возможно уже является убежищем для «троянского коня». Оно дошло до того, что грозится наложить запрет на распространение данного ПО, пока Microsoft не удалит из него утилиту Disk Defragmenter (программу дефрагментации диска), в которой якобы скрывается этот опасный код. Microsoft отказалась это делать, но опубликовала на своем немецком сайте технической поддержки подробные инструкции, объясняющие пользователям, как удалить утилиту самостоятельно. Те менеджеры, которых беспокоит этот факт, должны иметь в виду, что до сих пор нет доказательств того, что упомянутый «троянский конь» вообще существует. Действительно, правительство США настолько уверено в безопасности Windows 2000, что использует это ПО во многих своих организациях, включая военные.

Пожалуйста, не посылайте «троянских коней» и вирусов зам. главного редактора Network Magazine Эндрю Дорнану по электронной почте [email protected]

Виды программ-паразитов

Хотя пресса и некоторые пользователи часто называют любую вредную программу вирусом, специалисты по безопасности знают, что это не так. Вот краткое описание трех наиболее распространенных видов зловредных программ, каждая из которых может скрываться внутри «троянского коня».

Вирус (virus) представляет собой самовоспроизводящийся код, присоединяющийся к другому файлу точно так же, как настоящие вирусы прикрепляются к живым клеткам. Изначально вирусы поражали программные файлы, имеющие расширения *.com или *.exe, однако распространение языков сценариев позволило им заражать офисные документы и даже сообщения электронной почты.

«Червь» (worm) — это автономная программа, обычно воспроизводящаяся путем копирования себя на другие компьютеры в сети. Иногда их называют бактериями, поскольку они не зависят от других программ. Наибольшее распространение получила программа happy99.exe, парализовавшая множество компьютеров два года назад и все еще изредка появляющаяся — особенно под Новый год.

«Логическая бомба» (logic bomb) не воспроизводится, но может принести серьезный ущерб. Обычно это простые программы, выполняющие вредные функции, такие, как удаление пользовательских файлов при выполнении определенного условия.

admin

Наверх