Как скачет лошадь виды

В конце последнего ледникового периода, 10 000 лет назад, в Европе и Азии паслись миллионы животных вида дикая лошадь (лат. Equus ferus). Последующее изменение климата и вытеснение степей лесами уменьшило количество пастбищ, что сказалось на их популяции. Кроме того, их активно истребляли первобытные охотники. Затем человек решил приручить лошадей, и самой древней культурой, открывшей для себя пользу этих животных, считается ботайская, которая существовала 5,7-5,1 тысяч лет назад на севере современного Казахстана.

Одомашнивание лошадей позволило вывести экономику на новый уровень: появились новые способы ведения войны, развития сельского хозяйства и распространения культурных элементов, включая языки, на более широкие территории. При этом диких лошадей в природе становилось все меньше, и до наших дней дошел только вид лошадь Пржевальского (лат. Equus przewalskii caballus): исследователи не находили в ее геноме следов смешивания с домашними породами. На основании этого делался вывод о разделение двух линий лошадей.

Новое открытие заставляет переписать эту главу в истории эволюции животных. Международная группа ученых провела анализ генома 42 лошадей, живших 5000-1000 лет назад в Евразии, в том числе ДНК из останков ботайских коней. Кроме того, в исследовании были учтены уже опубликованные геномы 46 лошадей, населявших Землю в период 42,8-5,1 тыс. лет назад. Сравнив все эти данные с ДНК современных лошадей, специалисты построили филогенетическое «семейное» древо.

В результате выяснилось, что лошади, жившие в Евразии на протяжении последних 4000 лет, включая современные породы, почти не связаны с ботайскими: соответствие их геномов не превышает 2,8%. Исходя из этого, ученые делают вывод о том, что на каком-то этапе домашних ботайских лошадей вытеснили дикие неизвестного происхождения, а затем люди уже вторично одомашнили этот вид животных.

И это же открытие, позволив проследить генеалогическую цепочку лошадей Пржевальского до ботайских лошадей, показывает, что и они являются потомками одомашненных непарнокопытных. Таким образом, у последнего современного вида лошадей, считавшегося диким, нашлись «домашние» предки, а это значит, что полностью диких лошадей на планете не осталось.

Род лошадей включает в себя семь видов: дикая лошадь (Equus ferus), кианг (Equus kiang), кулан (Equus hemionus), дикий осёл (Equus asinus), горная зебра (Equus zebra), пустынная зебра (Equus grevyi) и бурчеллова зебра (Equus quagga). В приведенном выше исследовании речь идет только о диких лошадях (Equus kiang).

2. Строение лошади.

3. Классификация пород лошадей.

4. Орловский рысак.

5. Владимирский тяжеловоз.

6. Будёновская порода.

7. Английская чистокровная порода.

8. Арабская порода.

9. Донская порода.

9. Сравнение лошадей.

10. Поговорки о лошадях.

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya_vsyo_o_loshadyah.pptx 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Породы лошадей Автор презентации: Учитель-дефектолог ГБОУ СКОШИ №7 Карасева Марина Алексеевна Внеклассное мероприятие

Задачи. Расширить представления учащихся о породах лошадей и их значении для человека. Актуализировать знания учащихся о строении лошади. 3. Тренировать слуховую и зрительную память учащихся. 4. Упражнять в сравнении лошадей разных пород. 5. Обогащать активный словарь учащихся. 6. Учить понимать красоту лошадей и ценность их для человека.

Классификация пород лошадей. Упряжные лошади Легкоупряжные Тяжеловозы Орловский рысак Владимирский тяжеловоз Верховые Буденовская порода Английская чистокровная порода Арабская порода

Легкоупряжные лошади Орловский рысак

Орловский рысак Самая резвая лошадь. Орловский рысак – крупная гармонично сложенная лошадь . Высота в холке 160-162 см.

Тяжеловозы Владимирский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз Используется для перевозки тяжестей. 1. Крупная голова , длинная мускулистая шея , широкая спина. 2. Высота в холке у жеребцов 165 см. 3. Вынослива в работе , спокойная лошадь . 4. Может перевозить грузы около 20 тонн.

Перевоз груза тяжеловозом

Владимирские тяжеловозы в упряжке

Верховые лошади Будёновская лошадь

Будёновская лошадь Отличная спортивная лошадь. 1. Крупная лошадь. 2. Высота в холке 162-166 см. 3. Отличается высокой выносливостью. 4. По резвости превосходит другие отечественные породы. Используется также в работе под седлом , в упряжке , на легких транспортных работах.

Будёновская порода лошадей

Английская чистокровная порода

Английская чистокровная порода Широко используется в конном спорте. 1.Крупного роста с крепкими и сильными ногами. 2. Голова сухая с прямым профилем. 3. Шея длинная и прямая. 4. Высота в холке 161-162 см. 5. Кожу покрывают тонкие и короткие блестящие волосы. 6. Грива и хвост не очень густые.

Английская чистокровная в конном спорте. Самая резвая лошадь в мире: 1 километр она преодолевает за 1 минуту.

Английская верховая в конном спорте

Арабская порода Порода относится к числу древнейших и благороднейших. Она выведена бедуинами в IV-VI веках н.э.

Арабская порода лошадей Рост в холке – 140-156 см. Небольшая голова с характерным «щучим» профилем. 3. Широкие ноздри и маленькие уши. 4. Грациозная «лебединая» шея. 5. Высоко посаженный хвост. 6. Крепкие стройные ноги. 7. Шелковистая грива и хвост. 8. Является долгожителем (до 30 лет).

Арабская лошадь серой масти

Арабская лошадь является самой популярной породой для соревнований по пробегам. Лошадь была создана для скачки быстрой и короткой.

Донская порода Одна из лучших кавалерийских пород лошадей.

Донская порода лошадей Порода крупных верхово — упряжных лошадей. 1 . Высота в холке 160-163 см. 2 . Неприхотливы к корму , приспособлены к содержанию в суровых климатических условиях. 3. Многие лошади имеют белые отметины на ногах и голове. 4. Выносливы , без труда проходят более 100 км в сутки. Рекордный суточный пробег жеребцов – 305 км

Кавалеристы атамана Платова

Донская лошадь на войне

Назови породу этих лошадей

Какая из этих лошадей способна везти груз в 20 тонн?

Какая из этих лошадей была выведена бедуинами в IV-VI веках н.э.?

Какая из этих лошадей преодолевает 1 километр за 1 минуту?

Конь не валялся Поговорка отражает русский крестьянский обычай давать лошади поваляться перед тем, как ее запрягать, — чтобы она меньше уставала во время работы. Поговорки о лошадях. Дареному коню в зубы не смотрят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лощади».

Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен.

Урок внеклассного чтения позволяет обратиться к таким понятиям, как: милосердие, сострадание, чёрствость, равнодушие. Они раскрываются через анализ образов лошадей и героев. Конспект сопровождается пр.

Урок внеклассного чтения в 7 классе.Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».

Интерпретация сказки К.Д. Ушинский «слепая лошадь». При разработке урока использована технология «Педагогическая мастерская» .

Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой &laquo.

Всё популярнее становится фен-шуй для дома – особая восточная наука, которая изучает принципы организации пространства, взаимодействия энергий, расположения предметов в жилище. Даже самые незначительные изменения в дизайне могут повлечь за собой трансформации в личной жизни, карьере, отношениях с близкими людьми. Правильно расставив обереги, Вы сможете активизировать зоны, отвечающие за материальный достаток, придать своим словам вес и авторитетность, избавиться от болезней и психологических проблем.

Какие же вещицы способны так влиять на потоки энергий? Это могут быть как особые амулеты, так и обычные интерьерные аксессуары – например, картины, панно, выточенные из камня фигурки. А наша статья познакомит Вас с одним из самых привлекательных, могущественных и стильных талисманов.

Лошадь – олицетворение храбрости, достоинства и упорства

Символы и талисманы фен-шуй бывают разными. Но в любом случае их значение связано с теми характерными чертами, свойствами и особенностями, которые приписываются показанному животному или объекту. Так какие качества воплощает благородный конь?

В восточной культуре лошадь является прообразом отваги, выносливости, стойкости, неутомимости, хорошей репутации, умения настоять на своём. Кроме того, она олицетворяет взаимное уважение, согласие, понимание и единство. Подобный талисман внесёт в Вашу жизнь положительные изменения, подарит мотивацию и новые силы для реализации планов. Поэтому его чаще всего преподносят людям, которые занимают руководящую должность, тем, кто мечтает об успешной карьере или же пытается достичь успеха в спорте. Известны случаи, когда скульптуры гордых коней устанавливались в крупных компаниях и организациях.

Однако влияние, которое оказывает на окружающее пространство лошадь по фен-шуй, меняется в зависимости от того, как именно изображено животное. Вот особенности различных фигурок:

  • вставший на дыбы конь символизирует благоприятные перемены, признание коллег и близких людей, безоговорочную победу в любых начинаниях;
  • лошадь, которая скачет во весь опор – знак Вашей удачливости, неутомимости, напора и энергии. Подобная статуэтка поможет быстро восстановить силы, ощутить вдохновение и азарт. А вот картина, на которой показано галопирующее животное, позволит избавиться от стрессов, забот и неурядиц, а также поспособствует приятному и продуктивному отдыху;
  • «денежный» конь изображается стоящим на куче монет или же навьюченным мешками с драгоценностями. Такой подарок принесёт своему обладателю финансовое благополучие, успех в бизнесе, богатство и процветание;
  • парные фигурки животных, обращённые друг к другу – воплощение крепких и надёжных родственных связей, искренней и страстной любви, доверительных отношений;
  • изображение боевого коня поможет воспитать такие черты характера, как настойчивость, целеустремлённость, верность своему слову.

Как расположить талисманы по фен шуй для привлечения денег?

Согласно учению восточных мудрецов, энергия в окружающем пространстве циркулирует не хаотично – она подчиняется строгим закономерностям. Поэтому, приобретая талисманы, стоит учитывать благоприятные и негативные зоны фен-шуй в квартире. Итак, где лучше всего поместить фигурку лошади?

Юго-восточный сектор жилища – так называемая «денежная» область. Поставив там статуэтку коня, Вы активизируете финансовые потоки, привлечёте в дом достаток и обеспечите себе карьерный рост. Особенно эффективной будет лошадь из натурального янтаря – золотой самоцвет издавна славится как символ процветания и везения.

Амулет, помещённый на юге, покровительствует тем, кто мечтает о жизненном успехе, признании, росте и развитии. Он поможет без усилий находить общий язык с людьми, избавит Вас от страхов, сомнений и тревог, позволит выполнять любые задания с энтузиазмом, креативностью и неизменно высоким результатом.

Но будьте внимательны – лошади-символы фен-шуй ни в коем случае не должны стоять «лицом» к дверям либо окнам. Тогда вся положительная энергия улетучится, а человек будет ощущать себя вялым, апатичным, инертным и тревожным. Также не стоит помещать такие статуэтки в спальне – их энергетика могут повредить нормальному отдыху, вызвать кошмары и бессонницу.

Обезьяна и лошадь – необыкновенный и сильный оберег

Как только Вы начнёте изучать, что такое фен шуй, то увидите, что знатоки этой древней науки уделяют очень много внимания взаимному влиянию амулетов. Считается, что некоторые из них нейтрализуют друг друга, а другие, наоборот, усиливают, обеспечивая сильный положительный эффект. Именно так действуют поставленные рядом фигурки гордого коня и забавной обезьяны.

Обезьяна всегда почиталась в Азии как символ ловкости, изобретательности, хитроумия. Это животное можно увидеть на гербах многих знатных семей. Считается, что оно обеспечивает быстрый карьерный рост и удачу в сделках, защищает от неудач и ошибок, наделяет мудростью, дальновидностью и предусмотрительностью. Поэтому изваяние обезьяны, скачущей верхом на лошади, часто встречается в кабинетах деловых людей, начальников и бизнесменов.

А приобрести качественные, стильные и могущественные символы и талисманы фен-шуй Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья». Выполненные вручную статуэтки, картины и панно из натуральных солнечных самоцветов подарят вдохновение, силы и новые идеи!

Предисловие

С незапамятных времен конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии. Ее одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки; за коня «отдавали полцарства» (иногда в буквальном смысле этого слова).

Легендарный конь Александра Македонского – Буцефал – был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего.

До сих пор в мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, «живых коней заменила стальная конница». Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет – закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа; надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но все же растет. В первую очередь, это спортсмены, а также те, кто заботится о своем здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.

Общение с лошадью, особенно для горожан, прежде всего ассоциируется с верховой ездой. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н. э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов: «Я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума». Французский философ Мишель де Монтень в своем бесценном труде «Опыты» утверждает: «Я неохотно слезаю с лошади, раз я на нее сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом».

Занятия верховой ездой вырабатывают у человека хорошее чувство равновесия, совершенствуют координацию движений. По мнению некоторых ученых, конники не болеют туберкулезом легких, потому что микроклимат конюшни, подвижная работа с лошадьми, езда на них помогают естественной дезинфекции и вентиляции легких. Кроме благоприятного действия на опорнодвигательный и вестибулярный аппарат, верховые прогулки способствуют укреплению нервно-психического состояния, снижают риск возникновения гипертонической болезни и инфаркта миокарда.

От многих недугов избавляет лечебная верховая езда – райдингтерапия (от англ. ride – прогулка верхом), или иппотерапия (от греч. hippos – лошадь). Благодаря райдингтерапии улучшается осанка всадника, укрепляются мышцы спины, выпрямляется позвоночный столб, а значит, исправляются многие виды искривления позвоночника. Лечебная верховая езда облегчает самочувствие тех, кто страдает от последствий детского церебрального паралича.

«Я думаю, что никакие суперавтомобили не вытеснят лошадей, равно как никакая техника не заменит живую природу. Людям всегда будет нужна живая красота». Слова эти принадлежат австралийскому писателю Алану Маршаллу. Для него лошади стали источником искренней радости и надежным средством передвижения после перенесенного в раннем детстве полиомиелита. Свои воспоминания об этой трагедии и огромную благодарность лошади писатель выразил в проникновенной повести «Я умею прыгать через лужи».

Книги о лошадях всегда читаются с огромным интересом, великолепно смотрятся эти благородные животные на кино– и телеэкранах. Но ни печатное слово, ни кинопленка не заменят общения с живой лошадью. Редкий человек, однажды познав атмосферу конюшни, не стремится вернуться к лошадям, и практически каждый ребенок хоть раз, да попросит родителей «дать покататься на лошадке». Тем более что езда на лошадях очень разнообразна и увлекательна – это работа в седле, национальные игры и состязания, испытания лошадей на ипподромах, выступления в цирке, пробеги, походы, путешествия и, наконец, труд в различных сферах хозяйства.

Предлагаем читателю окунуться в уникальный мир лошадей, познакомиться с физиологией и психологией этих замечательных животных, а также освоить азы дрессировки и высшей школы конной езды.

Особенности психологии лошадей

Социальное поведение лошадей

В животном мире встречаются виды, которые живут по отдельности, по одному или, максимум короткое время, парами. Другие животные абсолютно социальны и живут сообществами с выраженной социальной структурой. Единично и социально живущие виды могут быть близкими родственниками. Так, например, лисы, живущие поодиночке, и волки, собирающиеся в стаи, относятся к семейству псовых. Или стоящие совсем близко в зоологической систематике крупные кошачьи – львы и тигры; и если тигры живут поодиночке, то львы, единственные из семейства кошачьих, напротив, образуют стаи, состоящие из крупных семейств и кровнородственных молодых животных. У многих животных образуются пары во время периода размножения или выращивания молодняка.

Непарнокопытные относятся к животным, живущим сообществами, которые проявляют совершенно разное социальное поведение в определенных условиях. Отчасти это вызвано различными условиями окружающей среды, а отчасти – разной степенью психического развития различных видов. Считается, что предки всех непарнокопытных 70 миллионов лет назад, когда они имели несколько пальцев и обитали в тропических лесах, жили поодиночке или парами и по своему поведению во многом напоминали тапиров – ближайших родственников непарнокопытных. До сих пор, за исключением периода размножения, они живут поодиночке. Если социальная жизнь тапиров ограничивается только отношениями в период размножения и между матерью и детенышем, и относительно бедна, то у тех животных, чьи семьи дольше оставались вместе или которые образовывали группы, а в экстремальных случаях – стада, должен был сформироваться способ совместной жизни, обеспечивавший бы беспрепятственное сосуществование. Такой способ совместной жизни со множеством вариантов разрешенного и неразрешенного поведения ученые назвали социальными отношениями.

Невозможно полностью оценить от природы богатое различными нюансами социальное поведение всех живущих в сообществах непарнокопытных на примере домашних лошадей, так как их свобода передвижения ограничена, а также на примере диких лошадей и свободно живущих пони, в стадах которых по одному жеребцу. У лошадей, живущих в конюшнях, оно ослабевает вследствие недостатка социальных контактов. Потребность лошадей в определенных общественных отношениях настолько сильна, что они порой не принимают во внимание значительные различия в размерах животных, их породы, возраста и пола, а в экстремальных случаях – даже видовые различия.

Арабская чистокровная порода

Если рассматривать отношения между матерью и детенышем, то уже две лошади формируют сообщество с узнаваемым в отдельные моменты социальным поведением. Сюда в первую очередь относится уход за кожей, когда оба партнера покусывают участки тела друг друга, которые им самим сложно достать. Для ухода за шерстью животные делают паузы во время пастьбы и полудремы, длящиеся от нескольких минут до получаса.

Животные, ищущие контакта, идут наискосок друг другу и показывают особым выражением морды («мимикой во время чистки») свои намерения, которые могут быть приняты партнером с такой же мимикой или же отклонены. Если животные пришли к согласию, они начинают с гривы и боков шеи или области холки, протягивая кожу между зубами, чем создается такой же эффект, как при чесании скребницей. Эта игра может протекать с различной интенсивностью, при особенно тщательной чистке можно услышать слегка приглушенный шерстью звук клацанья зубов. Начиная с гривы и холки, вся шерсть от спины и до репицы хвоста тщательно прочесывается, причем животные медленно продвигаются относительно друг друга, пока не окажутся стоящими головой у основания хвоста. Затем они обходят друг друга кругом и обрабатывают другую сторону. Обычно животные покусывают друг друга попарно, и редко на короткое время к ним может присоединиться третий.

При необходимости прочесывание шерсти может осуществляться даже человеком. Человек может, приняв такое предложение, дойти до того, что будет рассматриваться лошадью своим соплеменником. Это желание, особенно если оно исходит от сильно и стремительно прикусывающих лошадей, технически выполнимо с большим трудом и не всегда безболезненно для человека. Если вы пытаетесь втянуть пугливого жеребенка в игру по уходу за шерстью, то вам следует предварительно надеть толстую старую куртку, иначе вам вскоре придется привлечь в качестве третьего партнера кобылу. Жеребенка необходимо привести в такое положение, чтобы после нескольких пощипываний рукава вашей куртки он постепенно переключился на мать. Кобыла в первое время является основным партнером для жеребенка в уходе за кожей, благодаря чему он быстро учится мимике и технике социального ухода за кожей.

Дружба и вражда

Лошади, живущие естественной жизнью, не привлекают к социальному уходу за кожей всех соплеменников в одинаковой степени. В каждом табунном сообществе появляются дружба и вражда, симпатии и антипатии, которые, как и у человека, могут возникать совершенно неожиданно; в партнеры выбирают друзей. Вначале единственным партнером является мать, затем выбираются животные того же вида, причем у жеребчиков взаимное покусывание часто переходит в ранговые игры. У старых животных партнеры по уходу за шерстью часто годами не меняются; кобылы предпочитают своих дочерей.

Во время половой охоты социальный контакт во время ухода за шерстью служит для жеребцов и кобыл прелюдией к спариванию и проявлением сексуального поведения.

Относительно редко взаимное покусывание наблюдается у жеребцов и их жеребят, что у столь мужественных животных выглядит очень трогательно.

Насколько спонтанно может возникать дружба или вражда между лошадьми, показывают два примера. Их описывает Михаэль Шеффер в своей книге «Язык лошадей». Однажды ночью в свободно живущем на пастбище табуне фьордских лошадей около четырех часов утра родился жеребчик. После того как интерес, вызванный появлением нового члена стада, стал постепенно угасать, около счастливой молодой матери, несмотря на все угрозы, осталась кобылка приблизительно четырех месяцев отроду, проявляя чрезвычайный интерес к новорожденному; и кобыле-матери пришлось смириться с ее присутствием. Хотя в стаде имелись жеребята того же возраста, кобылка все время проводила вблизи новорожденного, лишь ненадолго отлучаясь пососать молока у своей матери, часто пасущейся довольно далеко. Было ли это проявлением материнского инстинкта, как у маленьких девочек, играющих в куклы, или просто началом обычной детской дружбы – неизвестно.

Еще более неожиданно среди лошадей возникала вражда, длившаяся более двух лет, между одной «теплокровной» и одной рысистой кобылой, пишет Шеффер. Однажды трехлетняя Аиша стремительно бросилась без всякой на то причины к вновь прибывшей в стадо рысистой кобыле. При попытке других животных приблизиться к новенькой, они подвергались жестокой атаке со стороны Аиши, пока та не добилась того, что вновь прибывшая осталась стоять одна в стороне. Когда кобыла Клара некоторое время спустя, а потом и другие члены табуна уже стали обращать на новенькую внимание, и она могла свободно находиться среди других лошадей, то много раз за день можно было наблюдать, как ее заклятый враг Аиша вдруг внезапно понимала, что должна изгнать «чужачку», начинала искать поверженное животное, чтобы яростной атакой вновь изолировать ее. С течением времени рысистая кобыла, изначально стоявшая в иерархии на достаточно низкой ступени, значительно поднялась, но не достигла уровня более молодой Аиши, которая и позже никогда не упускала возможности укусить или ударить своего недруга.

Дружеские отношения среди лошадей возникают обычно между «единомышленниками», или, другими словами, между животными со сходными темпераментом, потребностями в движении и характером. Так, четыре жеребчика одного возраста, описанные Шеффером, мгновенно образовали два четко выраженных игровых союза по двое. Причем арабский жеребенок, более породистый, моментально выбрал себе в товарищи другого «теплокровного» жеребенка, а более крепкий арабо-гафлингер предпочел более простую, уютную компанию. Подобная группировка сохранялась до момента продажи, после чего оставшиеся без партнера жеребята впервые были вынуждены играть вместе.

Насколько важное значение имеют табунные содружества для хорошего психического состояния лошади, прекрасно известно опытным заводчикам. В чистокровном конезаводстве наблюдается сходная тенденция, поэтому в табунах молодых лошадей стараются не допускать нечетного числа животных. Как показывает опыт, жеребенок, оставшийся без пары, отстает в развитии, хотя находится в таких же условиях и с физической стороны ни в чем не нуждается. В данном случае это яркий пример дефицита «духовного» общения.

Несмотря на взаимный уход за кожей и возникающие обычно дружеские отношения, даже в малом вынужденном содружестве двух лошадей очень быстро формируется иерархия, когда одно животное подчинено другому. Подчиненный всегда заходит в стойло или подходит к кормушке последним. Если не знать, как складываются отношения на самом деле, то можно подумать, что жизнь в природе лучше, прекраснее и справедливее, чем в человеческом обществе с его устоями, привилегированными и непривилегированными слоями. В природе нет равноправия, поэтому наши общественно-политические лозунги о равенстве возможностей для всех и каждого в корне противоестественны, на каких бы привлекательных идеях они ни строились.

В животном сообществе нет равенства. Наоборот, у всех видов, живущих в сообществах, существует четко выраженная иерархия, которая строго поддерживается. Такой четкий порядок дает индивидуумам, занимающим наиболее низкое положение в иерархии (а они вовсе не являются подавленными и несчастными), чувство уверенности, поскольку их место в табуне четко определено, они знают, что они должны и что им позволено делать. Поэтому неправильно и совершенно не способствует поддержанию мира в лошадином сообществе – отдавать предпочтение лошадям, стоящим на нижних ступенях иерархии. Человек исходя из своих представлений отдает лакомые кусочки в первую очередь самым молодым или маленьким.

Пасущийся табун лошадей остается мирным сообществом, пока иерархические отношения между его членами четко установлены. Если туда поместить новое животное и оставить все как есть, тут же начнется жесточайшая ранговая борьба, которая прекратится только тогда, когда все животные займут определенное место в иерархии. Каждое животное выясняет отношения с каждым, пока (а это происходит достаточно быстро) не выявится наиболее сильный. Не всегда это самое мощное и физически сильное животное, иногда просто превосходящее остальных по темпераменту и реакционной способности. И начиная с него, формируется новая иерархия. Эта, порой довольно ожесточенная борьба может длиться несколько дней, после чего наиболее честолюбивые и боевые лошади формируют «правящую верхушку». Более слабохарактерные животные без проблем признают доминантную кобылу и следующих за ней по положению в иерархии животных и определяют дальнейший ранговый порядок между собой. Некоторое время спустя снова можно наблюдать спокойно пасущийся табун, где драки происходят в исключительных случаях.

В природе случается и так, что в процессе ранговой борьбы несколько незнакомых друг другу животных вынуждены оставаться вместе дольше, чем на короткий промежуток схода, когда действуют другие законы.

При семейной организации общества у диких непарнокопытных и домашних лошадей одной породы или одного типа в норме существует иерархия по полу – жеребцы стоят выше меринов, затем идут кобылы, доминирующие в зависимости от размера, веса и возраста. Более старшие имеют преимущества перед молодыми – право, на котором наиболее ревностные стараются настаивать как можно дольше. Михаэль Шеффер пишет, что некоторые лошади вызывали у него почти что жалость, когда какая-нибудь старая, до сих пор занимавшая высокое положение в иерархии кобыла старается как можно быстрее добраться до прохода в заграждении, чтобы первой попасть на пастбище.

Хотя незнакомые друг другу животные устанавливают иерархию, но если противники относительно равны по силе, то частые столкновения неизбежны. В зоопарках, когда в соседний вольер помещают, например, новую зебру, животные через сетку друг друга обнюхивают, оглядывают и привыкают друг к другу. Так и с лошадьми: их помещают сначала в соседние загоны рядом друг с другом. Это всегда идет на пользу, когда соседи друг другу симпатизируют, и позднее ранговая борьба между ними носит лишь символический характер, хотя одно животное получает преимущество. К сожалению, иногда бывает наоборот. Лошади изначально друг друга не выносят и все свое время тратят на то, чтобы друг друга проучить.

Превосходство одной лошади над другими выражается в том, что она может безнаказанно угрожать другим, занимает лучшее место у кормушки и первая выбирает место для сна. Со своей позиции она ревниво наблюдает за всеми, и любой промах животного, стоящего в иерархии на более низкой ступени, если недостаточно просто предупреждения (угрожающе прижатые уши, иногда расставленные в стороны, и вращательные движения хвостом) со стороны вышестоящего животного, наказывается укусами или даже ударами задних ног. О равноправии не может быть и речи. Уважение к вышестоящей лошади очень велико. Когда, например, доминирующая кобыла останавливается в проходе, ведущем на выгон, то другие животные не могут пройти мимо нее, даже если их подгонять сзади кнутом. При необдуманном поведении человека в таких ситуациях можно легко довести дело до травм: лошади, занимающие более высокое положение в иерархии, во время давки начинают лягаться, чтобы соблюсти индивидуальную дистанцию. Даже во время ежедневного выгона на пастбище сильные особи устремляются вперед галопом. В давно существующем сообществе верхушку составляют старшие животные, более молодые их легко обгоняют, но они рискуют выполнить такой маневр только на достаточно большом расстоянии. Опытные заводчики скаковых лошадей с большой охотой покупают таких годовичков, так как они благодаря своей активности, силе и крепкой нервной системе постараются занять по возможности высокое положение в своем табуне, а затем такие животные чаще всего становятся хорошими скаковыми лошадьми.

Социальное равновесие в уже сложившемся табуне может нарушаться не только при введении нового члена сообщества. Новая лошадь в течение одного-двух дней будет пугаться и чувствовать себя неуверенно в чужой обстановке, а затем начнет бороться за соответствующее прежнему положение в иерархии или безоговорочно займет в новом сообществе более низкое положение. Молодые лошади время от времени силой добиваются изменения существующего положения, в первую очередь покрытые и жеребые кобылы, которые, поднимаясь в иерархии, все же вынуждены занимать свое место среди старых животных.

Социальное положение лошади внутри табунного сообщества определяется не только окружающей средой; на него влияют психические особенности, передающиеся по наследству. Интересно, что потомство лошадей, занимающих высокое положение в иерархии, впоследствии также занимает высокое положение, а потомство лошадей, стоящих на более низких ступенях в иерархии, как правило, так и остается подчиненным. Качества характера, необходимые кобыле, чтобы занимать высокое положение (активность и даже агрессивность), наследуются, как и экстерьерные особенности, и позднее проявляются у жеребят.

Сюда же относится и тот факт, обусловленный окружающей средой (и это заставляет задуматься), что подсосный жеребенок занимает практически такое же положение в иерархии, как и его мать. Это значит, что каждый член табуна уважает жеребят высокостоящих кобыл практически так же, как и их матерей, поэтому они могут позволить себе быть дерзкими, так как в случае опасности находятся под защитой авторитета матери. Такие детеныши вырастают с гораздо большим чувством уверенности, чем жеребята более слабых кобыл, которым гораздо сложнее (не из-за физических факторов, а психологических причин) достичь более высокого ранга, чем после рождения.

Не всегда в природе существует равенство возможностей. Жеребята при естественном содержании не отделяются от матерей в возрасте четырех-шести месяцев, как в большинстве конезаводов. Их тесный контакт с матерью прерывается лишь после рождения нового потомства, и рангозависимое поведение кобылы довольно долго оказывает влияние на их собственное поведение.

Если человек желает без опаски общаться с лошадьми, то ему следует занять место животного, стоящего наиболее высоко в иерархии. В зависимости от ситуации ему придется выполнять функции доминирующей кобылы или табунного жеребца. Если же владелец или заводчик лошадей не в состоянии действительно последовательно выполнять роль руководителя (а это ни в коем случае не осуществляется с помощью грубой силы!), то ему остается полностью положиться на своих животных и за редким исключением опасаться, поскольку безобидное указание человеку со стороны высокостоящей в иерархии лошади при определенных обстоятельствах может иметь тяжелые последствия.

Все кобылы безоговорочно подчиняются жеребцу, и одного его появления достаточно для восстановления мира между дерущимися кобылами. Такая особенность поведения, известная большинству любителей лошадей, и используется при свободном содержании выносливых кобыл пони вместе с одним жеребцом, что хорошо подходит для наших условий.

Согласно данным ученых, у встречающихся на сегодняшний день непарнокопытных различают два вида социальной организации. В обоих основой служит территориальность одного доминантного жеребца, при этом он метит более или менее обширную территорию, на которой имеет все права и границы которой жестко защищает от соседей. Все готовые к спариванию кобылы, проявляющие длительное или короткое время соответствующее поведение, могут находиться на этой территории. Более слабые жеребцы того же возраста могут встречаться в пределах ареала, но не имеют права крыть кобыл.

Если говорить о движении лошадей, то виды этого движения принято называть аллюрами. Разные аллюры определяют скорость в движении лошади, а также, можно судить о качестве ее работы. Вообще, лошадь производит свои движения произвольно, в их реализации принимают участие нервные импульсы.

Центры тяжести у разных по экстерьеру лошадей находится в разных местах тела. Если лошадь длинноногая, то ее центр тяжести находится более высоко, чем у коня с короткими ногами. Аллюры лошадей плотного сложения можно назвать устойчивыми в смысле равновесия.

О видах аллюров лошадей

Самым медленным аллюром лошади можно назвать шаг.

Безопорное движение при шаге отсутствует, а темп равен четырем. Шаг для всех лошадей менее утомительный, чем иные аллюры. Шаг можно назвать основополагающим на тренировке и разминке лошади. По скорости ход шагающей лошади от четырех и до семи километров за час.

Более быстрый, чем шаг аллюр — это рысь.

Здесь наблюдаем фазу, когда лошадь не имеет опоры. Опора на землю двухкопытная, идет по диагонали. Темп при этом равен двум. В природе на рыси лошадь скачет недолгое время, зато, на испытаниях рысаков этому аллюру отдается предпочтение. При этом, рысь разделяют на несколько видов. Рысь укороченного типа называют тротом, более быструю — размашкой. Еще более ускоренную рысь называют махом, при запасе скорости рысь называют резвой, а самую резвую рысь – призовой.

Об иноходи

Интересным аллюром можно назвать иноходь.

Иноходец

Лошади-иноходцы встречаются не так уж и часто. При этом аллюре происходит боковое опирание на два копыта. Иноходь характеризуется одновременным опусканием на землю и приподниманием конечностей одной стороны лошади. Несмотря на комфорт всадника на иноходце, этот аллюр считают не совсем устойчивым, так как на поворотах лошадь может потерять равновесие. Для лошадей-иноходцев предпочтительны ровные дороги, иначе, они могут споткнуться. Иноходь лошади по резвости быстрее, нежели, рысь.

О галопе

Самым быстрым аллюром лошади можно назвать галоп. Фаза без опоры здесь присутствует. Во время этого бега опирается на грунт вначале одна из задних ног, затем, следует вторая из задних, а также, передняя по диагонали. Когда от земли идет отрыв задней ноги, с которой началось движение, на землю опирается нога передняя, диагональная задней.


Лошадь в галопе

Интересуясь аллюрами лошадей, можно различить пару типов галопа, начинающегося с той или иной ноги.

Смотрите, какая из передних ног лошади в начале этого аллюра больше выставлена вперед и определите тип. В природе почти все кони начинают галопировать с левой ноги, а вот , двигаясь по арене, лошадь начинает галоп, как ей удобнее, то есть, используя ту ногу, которая находится с противоположной стороны коня, которая обращена к центру арены.

Короткий галоп вызывает утомление лошадей.

О Видах галопа

Галоп в манежный называют коротким, скорость его небольшая, что обеспечивает устойчивость, проходя повороты.

При таком галопе, как полевой, обычно происходит тренинг на скачках.

У самого быстрого аллюра коня — резвого, есть еще название — карьер. При этом аллюре лошадь идет на максимальной скорости.

Это движение быстро утомляет лошадь, поэтому, предварительно требуются тренировки для укрепления сердечно-сосудистой и мышечной системы лошади.

Об искусственных аллюрах

Аллюры, не существующие в природе, формируются тренерами с использованием условных рефлексов коня. При этом используются повод, шенкель, хлыст. Искусственные аллюры используются в соревнованиях по выездке. Из искусственных аллюров можно упомянуть испанский шаг, галоп на трех ногах лошади.

admin

Наверх