Как правильно послать лошадь в галоп

Раздел: «Лошадь и человек» Опубликовано: 20.05.2014 в 12:16 &nbsp &nbsp &nbsp

Аллюр, которым лошадь проходит один километр за три минуты, сорок пять — пятьдесят секунд. При движении галопом всадник через седло ощущает три, а на слух воспринимает два темпа. Первый ощущаемый темп: лошадь ставит вперед наружную заднюю ногу и переносит на нее всю тяжесть корпуса. Второй: продвигает вперед и подставляет под корпус вторую заднюю ногу, одновременно с этим опускает на землю наружную переднюю. Третий: перекладывает корпус на внутреннюю переднюю ногу, затем корпус снова переносится на наружную заднюю ногу, то есть возвращается в первый темп.

Галопом лошадь может идти с правой ноги или с левой.

Когда лошадь идет галопом с правой ноги, то более подставляет вперед под себя заднюю правую, а правую переднюю выносит вперед и выше левой.

При галопе с левой ноги — наоборот: лошадь заметнее выносит вперед левые ноги.

При езде направо лошадь поднимают в галоп с правой ноги. При езде налево — с левой.

Как поднять лошадь в галоп.

Чтобы поднять лошадь в галоп с правой ноги, придерживая перед лошади мягким поводом, следует послать ее нперед сжатием обоих шенкелей, но при этом поводом дать голове направление вправо. Потом, усилив давление пряным шенкелем, побудить лошадь подняться в галоп.

При этом надо иметь в виду, что лошадь может выкинуть зад вправо. Чтобы противодействовать этому нужно работать правым шенкелем.

С левой ноги в галоп лошадь поднимается теми же приемами, что и с правой, только с побуждением левым шенкелем и поводом.

Когда лошадь пошла галопом с нужной ноги, всадник должен смягчить поводья, продолжая при этом контролировать ее движение наружным шенкелем и следить за тем, чтобы она шла с легким упором на удила, а задние ноги шли по следу передних.

Подъем в галоп осуществляется спокойно, а при движении галопом, всаднику следует глубоко сидеть в седле, сопровождая корпусом движения лошади.

Если лошадь при подъеме в галоп пошла не с той ноги, то есть выбрасывает вперед наружную, а не внутреннюю ногу, ее нужно немедленно перевести на сокращенную рысь, набрать больше внутренний повод, усилить давление внутреннего шенкеля и более резким толчком обоих шенкелей снова поднять в галоп.

В случаях, когда лошадь на галопе опускает голову, надо усиленным действием шенкелей и легким переводом поводьев заставить ее поднять голову и добиться правильного движения галопом.

Полевой галоп. Аллюр со скоростью один километр в две с половиной минуты. Этот вид движения достигается за счет усиленных движений зада лошади, которые задают весь темп движения вперед;

Подъем в полевой галоп мало отличается от подъема ее в галоп обычный. Однако лошади дают возможность вытянуться, что позволяет ей двигаться более широким махом с вытянутой шеей и приподнятым крестцом.

На полевом галопе всадник сохраняет глубокую посадку в седле, подает корпус вперед, усиливает упор на колено и берет стремя как можно глубже. При этом руки подаются вниз и вперед.

Очень важная тема, особенно для тренировки молодых лошадей. Однако и у возрастных лошадей часто встречается проблема «разносов». Тренеры едины в своем мнении по этой проблеме – прежде чем заниматься дальнейшими упражнениями, следует вернуться к базису и научить лошадь правильно реагировать на подаваемые команды. В случае с молодыми лошадьми, при тренинге под седлом не следует переходит к галопу вообще, пока лошадь не освоит все основные команды на шагу и рыси. Кроме того, следует сразу уяснить себе следующее — галоп, какой бы он ни был: короткий (собранный) или полевой, должен быть КОНТРОЛИРУЕМЫМ, что означает правильное использование средств воздействия всадником и правильные реакции лошади на эти воздействия.

Хорошо обученная верховая лошадь в Вестерне должна уметь двигаться коротким галопом в собранном состоянии. Для дикой лошади такое движение не является природным, что ставит перед всадником определенные трудности. Новорожденный жеребенок умеет передвигаться коротким галопом, едва уверенно встает на ноги, но уже через несколько месяцев перестает делать это. Из-за «ненатуральности» этого аллюра, в отличие от обычного галопа, обучить ему большинство лошадей становится настоящим испытанием терпения и профессионализма тренера.

Если лошадь легко возбудима, то прежде, чем перейти к занятиям, во время разминки выполняются продолжительные фазы рыси – «спускаем пар». Затем, приступаем к выполнению упражнений.

Tренируем контроль скорости

Прежде,чем мы перейдем к работе с лошадью на галопе под седлом, следует подготовить ее психологически. Она должна четко выполнять команды всадника, поэтому прежде всего следует приучить лошадь замедляться и ускоряться по команде — контролю скорости. Поднимаем лошадь в рысь по стенке. Сидим в седле спокойно и прямо на обеих ягодицах. Для того чтобы ускориться, отдаем повод и легко наклоняемся вперед (немного переносим центр тяжести вперед), посылаем шенкелем лошадь интенсивнее, одновременно добавляя голосовую команду («вперед» или «go» — в зависимости от того, к какой команде лошадь приучена). Лошадь должна ускориться и пойти прибавленной рысью. Продолжаем движение в таком режиме некоторое время. Потом следует сесть в седло (как бы утяжелить себя). Вес должен быть опять равномерно распределен на ягодицы. В этот момент одновременно подается команда («тише» или «easy»). Если лошадь не замедлилась — осторожно набираем повод и жестко ставим руки (повод нельзя тянуть – просто надо жестко зафиксировать руки в одном положении), чтобы лошадь не могла двигаться через железо, до полной остановки. Если лошадь начала повиноваться – давление рук немедленно убирается. И снова все повторить сначала. Если лошадь замедлилась без воздействия повода, следует дать ей немного пробежать, а потом остановить и похвалить. Эти упражнения надо делать много раз, только тогда система будет работать безупречно.
Если на рыси не получается контролировать скорость лошади весом и голосом, если лошадь еще не четко реагирует на боковой шенкель, не ходит в сборе (не одну минуту, а 10-15 минут на большом и маленьком кругу) на шагу и рыси, плечо внутрь и ТТ на рыси и шагу и т. д., то начинать работать с лошадью на галопе еще рано. Спешка во время этих тренировок может привести к таким проблемам при работе, как «кресты» на галопе (передняя часть корпуса движется с одной ноги, а задняя — с другой, образуя крест — крайне неудобный способ движения для всадника), неправильное положение головы, отказы от правильного выполнения элементов.

Как выглядят команды для галопа в Вестерне под седлом?

Наружный шенкель всадника посылает лошадь в 10-15 см. за подпругой. Для того чтобы задняя часть лошади была выдвинута немного вовнутрь (в сторону середины манежа) — внутренний шенкель лежит на подпруге и предохраняет от «вываливания» плеча. Слегка набираем наружный повод, которым «открываем» внутреннее плечо. Следует посыл обоими шенкелями. Как только лошадь начала галоп, наружный шенкель переводим в нормальное положение (на подпруге). Если лошадь правильно поднялась в галоп, нам уже не нужно внутреннее постановление задней части. Кроме того, если при галопе длительно удерживать шенкель за подпругой, то это нарушает правильную посадку всадника и баланс. «Мотор» движения лошади на галопе – это задняя наружная нога. Именно с нее и начинается движение галопом.
Полностью подготовленные вестерн-лошади начинают движение галопом с прямым постановлением головы и тела, и только на наружный шенкель и акустическую команду.

Если лошадь поднялась не с той ноги в галоп, следует ее остановить и высылать снова, чтобы лошадь не училась неправильно реагировать на команды, подаваемые всадником. В то же время, если все верно — дайте сделать несколько темпов и похвалите лошадь. Остановите и — повторите снова подъем в галоп. Однако не стоит делать слишком много в первые занятия.

После того, как в движении по прямой будет достигнут достаточный прогресс, можно переходить к галопу по кругу. Выбор диаметра круга зависит целиком от физических способностей каждой конкретной лошади — самое главное, чтобы она могла сама себя сбалансировать, выполняя это задание. Круг должен быть достаточно велик для того, чтобы можно было поднять лошадьв галоп, с другой стороны — достаточно мал, чтобы четко котролировать состояние лошади в момент выполнения галопа.

Вестерн и «классика» – логические различия

Часто начинающие всадники, памятуя занятия «Классической» английской выездкой, пытаются поднять лошадь в галоп, используя внутреннее постановление. Однако сталкиваются с проблемой при работе с молодой лошадью – лошадь закрепощается и не поднимается в галоп или начинает «крестить». Казалось бы – все верно: правильное постановление вовнутрь, предупреждающее воздействие внутреннего шенкеля, высылающее воздействия внешнего, но … — лошадь поднимается в галоп с внешней диагонали. Что же здесь не так?

Рассмотрим происходящее с точки зрения логики. Молодая лошадь еще не научилась отличать внутреннее постановление от бокового сгибания, а еще в добавок и не нашла соответствия между собственным балансом и балансом всадника, следовательно – происходит полное закрепощение внутреннего плеча и лошадь пытается его освободить, выставляя вперед.
Например: при галопе налево — первое движение — сильное захватывающее движение правой задней ноги, переходящее в открытое захватывающее движение левой передней, а затем следует закрытое выталкивающее движение правой диагонали. А теперь немного практики на себе — попробуйте встать, склонить шею налево, поднять правое плечо, сгибаясь налево и… вытянуть левую руку. Ну как, ничего не болит где-нибудь в районе лопатки или левого отдела спины? А теперь попробуйте проделать тоже самое, только вытяните левую руку, стоя прямо или даже можете повернуть шею и немного согнуться направо. Легче? Вот также и лошади.
Для того, что бы импульс с правой задней высылающей ноги трансформировать в захватывающее движение левой передней необходимо просто освободить левое плечо. Поэтому сначала лошади необходимо научиться свободно, а не закрепощено двигаться по прямой. Для этого необходимо лошади открыть левое плечо (никаких постановлений вовнутрь или сгибаний), затем перенести вес на внешнюю седалищную кость (что в принципе и получится как только правый шенкель активируется за подпругой) и вот — лошадь уже идет галопом. Если даже первые 2-3 шага она пройдет по диагонали налево тоже не страшно, дайте голосовую команду и действие шенкеля будет адекватно воспринято лошадью. Ну а для того, чтобы лошадь на галопе также реагировала на предупреждающее воздействие внутреннего шенкеля совсем необязательно объяснять ей это на галопе, для этого и существует базисный тренинг на шагу и рыси.
Попробуйте протестировать, насколько Ваша лошадь чувствительно реагирует на баланс Вашей посадки и воздействие шенкеля. Отпустите повод и попробуйте сделать на шагу корректный вольт. Поверьте, чистое выполнение этого простейшего элемента без малейшего воздействия повода займет у Вас несколько тренировок. И совсем не обязательно будет галопировать вообще: через 15 мин работы в таком режиме,и Ваша лошадь попросит пощады.

материалы, также использованные для написания статьи:

Besser Westernreiten mit George Maschalani — Munchen,Wien,Zurich:BVL 1996.
«Верховая езда в стиле вестерн в вопросах и ответах», автор: Жорж Машалани (многократный чемпион Европы и Мира) /Пер.с нем. Валерия Эммс/
Коментарии в форуме «Путь Ковбоя» Елены Гайотти
Книга Роберта В. Миллера «Western horse behavior and training»
Книга Элеанор Ф. Принс и Гайделл М. Колье «Basic training for horses: english & western»

Галоп — это самое чудесное, что есть на свете! Грива и хвост лошади развиваются, а сама она будто бы летит над землёй! Ощущения этого полёта и у всадника, и у лошади просто захватывающие. Сегодня мы повторим азы галопа. А если вам только предстоит испытать эти чувства — давайте начнём. Тема сегодняшнего урока — посадка на галопе, как поднимать лошадь в галоп и как её останавливать.

Давайте сначала познакомимся с галопом. Галоп — это трёхкратный аллюр с моментом подвисания лошади в воздухе, когда все четыре её ноги оторваны от земли. Это самый быстрый основной аллюр лошади, при котором она может развить скорость до 60 км/ч и выше. Лошадь редко галопирует подряд более 2-3км, только при крайней необходимости.

Посадка при галопе
Правильная посадка при галопе предполагает, что таз всадника скользит взад-вперёд по седлу, в такт движениям лошади. Толчки животного при этом гасятся расслабленной поясницей, ноги естественно располагаются вдоль седла, не мешая лошади и не теряя способности управлять ею, ягодицы расслаблены, колени и лодыжки передают импульс коня на ступни, а Ваши плечи развёрнуты. Упирайтесь ступнями в стремена и не укорачивайте повод: либо лошадь припустит ещё быстрее, либо совсем остановится, а Вам нужна золотая середина! Немного тренировок, и галоп будет Вам родной стихией!

Принцип галопа
Принцип движения животного на галопе, как это ни странно, становится понятным при взгляде на детскую лошадку-качалку! На последнем такте галопа спина коня наклоняется, образуя покатый склон. Правильно сидящий всадник чуть отклонится назад, чтобы скомпенсировать покатость и погасить толчок поясницей, его таз продвинется по седлу вперёд, угол раскрытия тазобедренных суставов станет больше — вся передняя часть тела растянется. Не следует забывать про » мысленный воздушный шар» между грудью всадника и холкой коня. Не напрягайте слишком сильно колени, переносите вес тела на стремена, вертикально вниз — так, будто Вы стоите на земле, зажав лошадь между ног. В таком положении всадник балансирует на заднем крае седалищных костей. Далее от движения лошади он «перекатывается» на передний край седалищных костей, слегка наклоняясь вперёд, скользя по седлу назад и уменьшая угол раскрытия тазобедренных суставов. Если правильно следовать движениям лошади на галопе, то тазобедренные суставы сами будут открываться-закрываться, а толчки будут гасится расслабленной поясницей. Всаднику нужно почувствовать, как его бёдра и таз слово проглаживают седло спереди назад и обратно в соответствии с импульсом, идущим от коня. Попытка блокирования этого движения ни к чему хорошему не приведёт — зажатые тазобедренные суставы всадника зеркально »зажмут» бёдра лошади, она уже не сможет подводить задние ноги под корпус, что необходимо для эффектной работы. Попробуйте дышать в ритме движения коня: вдох носом на последний такт галопа, выдох на первый. Не забывайте про воздушный шар. Помните об уравновешивании давления всадника на спину лошади встречной поддержкой. Просто сидите в седле, и пусть ваш конь делает свою работу.

Как поднимать лошадь в галоп
И вот Вы уже ознакомились с теорией галопа! Давайте приступим к практике! Перед тем, как перейти в галоп, сначала пустите лошадь на быструю рысь.Отведите наружный шенкель (то есть голень) немного назад. Одновременно легко надавите шенкелем на живот лошади. Вы ведь наверняка знаете, где Ваш внутренний шенкель? Это тот шенкель, который находится с внутренней стороны манежа. Причмокните губами, словно Вы только что поцеловали вашу лошадку и подтолкните её шенкелем!

Как вести себя на галопе
И вот вы уже скачите! Здорово, не правда ли? Но и забываться тоже не стоит! На поворотах слегка подталкивайте лошадь, чтобы она не остановилась. И не накачивайте корпусом! Также не надо сильно наклонятся при галопе, ведь когда лошадь остановится, вы можете перелететь через её шею. Не позволяйте вашему скакуну наклонять голову и постоянно подталкивайте его! Вот всё!
От галопа снова к рыси
Если ваша лошадь должна сменить галоп на рысь — значит, Вы снова должны подобрать повод. Слегка отклонитесь назад, и вот ваша лошадь уже спокойно рысит!

Менке ног на галопе отводится очень большое значение в соревнованиях по выездке. Практически в каждой езде, начиная с юношеских, есть оценки как за одиночную менку ноги в воздухе, так и сериями в 4, 3, 2, 1 темп, причем в программах Больших езд менке ноги в 1 темп присвоен самый высокий коэффициент сложности – 2.

Что такое менка

Итак, с самого начала. Что такое менка ноги в воздухе? В нескольких словах это подъем лошади в галоп с другой ноги на галопе. Звучит странновато, но если задуматься, будет понятно, что это действительно так.
Еще в начале выездки лошади, да и подготовки всадника, когда выполняют подъемы в галоп то с одной, то с другой ноги, в этот момент закладывается база для менки ноги в воздухе.

В соревнованиях для молодых лошадей, детей и юношей выполняется упражнение – простая перемена ноги. Лошадь движется галопом с одной ноги и через шаг (где обязательное количество шагов от 3 до 5), поднимается в галоп с другой ноги. Выполняя это упражнения, очень важно следить за качеством каждого движения лошади. При выполнении простой перемены это: качество самого галопа до перехода в шаг, после выполнения подъема с другой ноги, качество шага, после перехода с галопа, где за 3 (максимум за 5 шагов) вы должны показать полное подчинение лошади и готовность без сопротивления ответить на подъем в галоп с другой ноги.

Судейский взгляд

На что в первую очередь смотрят судьи, оценивая менку? Во-первых, на сохранение равновесия лошади, на правильное положение ее головы и шеи, подведение зада. Во-вторых, на четкость и, что очень важно, легкость переходов. В-третьих, на сохранение одного ритма в выполнении этой связки (часто бывает, что лошадь тормозит на переходе, останавливается). В-четвертых, на контакт со ртом лошади. В-пятых, на прямолинейность движения на этом упражнении, и в-шестых, собственно, на действия всадника (их правильность и незаметность).

Подводящие упражнения

В обучении любым элементам выездки лошади или всадника существует несколько правил: одним из них является обязательный набор подводящих упражнений, другим – лошади или всаднику должно быть удобно и комфортно выполнять упражнения. Если всаднику тяжело, что-то выполнить, а лошадь сопротивляется – это объясняется тем, что они не готовы и не понимают, что надо делать. Нужно вернуться назад к простейшим упражнениям, проанализировать свои действия и действия лошади и начать с самого простого, вроде бы не относящегося к элементу, но весьма эффективного способа – переходам. В случае менки ноги – к подъемам в галоп с шага и рыси. Ни в коем случае не надо выполнять упражнения через силу, потому что этот подход ведет к закрепощению лошади и всадника. Попытайтесь найти более легкие пути к достижению цели.

Подготовительные упражнения к менке ноги начинают, когда лошадь уравновешенна и управляется на галопе достаточно хорошо, коротко и спокойно идет на мягком поводу. Для этого следует:

  • подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу же поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом начать с первой ноги и т.д.
  • поднять лошадь в галоп и. пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь, пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т.д.

Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног на галопе. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево/направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу в воздухе.

При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема – через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждой тренировке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью.

Это должен помнить каждый.

Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения от лошади и еще лучшей координации от всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.
При смене ноги на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушить правильный постав головы, а в момент смены ноги – следить за действием внутреннего шенкеля.

Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник не дает ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное, поступательное движение вперед.

Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.

Упражнения по смене ног на галопе через один темп выполняются не более двух раз подряд – в начале направо и тут же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту, размером несколько больше обыкновенного.

Иногда лошадь отказывается выполнить требования всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае ее нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов.

При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь научилась менять ноги в воздухе, не задерживая движение вперед.

Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.

Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп.

Текст: Ольга Соболева, ст. тренер сб-ой России по выездке. 17.12.2009

Лошадь движется не просто галопом, а рабочим, сокращенным, средним или прибавленным галопом. Всадник должен точно придерживаться различий в темпе и его частой переменой напоминать самому себе о том, что он должен ехать в каком-то определенном темпе.

Лошадь на галопе чувствует себя совсем не так, как на рыси, потому что галоп — это разновидность поступательного движения с особым чередованием ног. Всадники, хорошо умеющие входить в ритм движения на рыси, должны хорошо прочувствовать сопровождение ритма движений на галопе. Многие всадники первое умеют, а второе у них не получается. Посадка всадника в седле зависит от того, научился ли всадник правильно переходить на галоп. Да и вообще для него очень важно прочувствовать ритм движения лошади на галопе.

Всадник на галопе невольно сопровождает движение лошади переносом центра своей тяжести с передних ног на задние. Когда лошадь в первой фазе находится в высшей точке, всадник, невольно наклоняясь вперед, отрывает седалище от седла. Этого делать не следует. Когда лошадь в третьей фазе находится в низшей точке, всадник несколько отклоняет корпус назад.

Чем быстрей лошадь идет галопом, тем чаще становятся ее движения и тем больше они захватывают пространство. Если на галопе всадник не хочет делать повороты короче, то возможно это лишь тогда, когда лошадь безупречно повинуется посылам и движется собранным галопом. На собранном галопе задние ноги лошади согнуты, а передние почти прямые. Некогда принятое определение «укороченный галоп» наводит на ложную мысль о том, что главное в этом аллюре заключается в укорачивании, поэтому его называют теперь чаще «собранным галопом». Говорят также и о «сокращенном галопе», подразумевая под этим аллюр, который неправильно сокращают набором поводьев. Большинство всадников часто соблазняются набором поводьев. Этой ошибки начинающий всадник может избежать только тогда, когда научится добиваться сбора лошади частым переходом на галоп. Первый скачок перехода с шага на галоп кажется элегантным, но уже при втором и третьем скачках сбор пропадает. На галопе точно так же, как и на рыси, нужно напряжением пояснично-крестцового отдела постоянно посылать лошадь, добиваться сбора, совершая при каждом ее скачке повторяющийся посыл на галоп. При продолжительной выездке посыл становится все деликатней, пока всадник не добьется осуществления его только односторонним напряжением пояснично-крестцового отдела.

Многие всадники, умеющие на рыси заставить лошадь повиноваться посылам, так и не постигают, что одностороннее воздействие пояснично-крестцовых мышц на галопе играет точно такую же роль, как и общее напряжение пояснично-крестцового отдела на рыси.

Источник: В.Мюзелер «Школа верховой езды», Перевод с немецкого Н. А. Савинкова.
Под общей редакцией профессора И. Ф. Бобылева. Москва «Прогресс», 1980

Если вы оба готовы, то учимся менкам ног на галопе.

Менке ног на галопе отводится очень большое значение в соревнованиях по выездке. Практически в каждой езде, начиная с юношеских, есть оценки как за одиночную менку ноги в воздухе, так и сериями в 4, 3, 2, 1 темп, причем в программах Больших езд менке ноги в 1 темп присвоен самый высокий коэффициент сложности – 2.

Что такое менка ноги в воздухе, как этому учить лошадь и всадника, как выполнить перемену правильно, какие основные ошибки допускаются в выполнении этого упражнения. Об этом мы поговорим в данной статье. Конечно, в ней много информации для начинающих свой путь в выездке молодых всадников, но, я думаю, что она поможет всем, кто хотел бы научиться ездить профессионально и взглянуть по-другому на то, что многие уже знают и умеют.

Что такое менка

Итак, с самого начала. Что такое менка ноги в воздухе? В нескольких словах это подъем лошади в галоп с другой ноги на галопе. Звучит странновато, но если задуматься, будет понятно, что это действительно так.
Еще в начале выездки лошади, да и подготовки всадника, когда выполняют подъемы в галоп то с одной, то с другой ноги, в этот момент закладывается база для менки ноги в воздухе.
В соревнованиях для молодых лошадей, детей и юношей выполняется упражнение – простая перемена ноги. Лошадь движется галопом с одной ноги и через шаг (где обязательное количество шагов от 3 до 5), поднимается в галоп с другой ноги. Выполняя это упражнения, очень важно следить за качеством каждого движения лошади. При выполнении простой перемены это: качество самого галопа до перехода в шаг, после выполнения подъема с другой ноги, качество шага, после перехода с галопа, где за 3 (максимум за 5 шагов) вы должны показать полное подчинение лошади и готовность без сопротивление ответить на подъем в галоп с другой ноги.

Как мы видим, одно их базовых упражнений в начале менки ноги в воздухе – это, как ни странно, подъем лошади в галоп. На что нужно обратить внимание в первую очередь? На ответ лошади на действие ноги всадника. Как лошадь при этом поднимается в галоп с шага – сразу, двигаясь коротким, спокойным галопом, выскакивая вперед очень широко или делает подъем после нескольких нечетких шагов рыси? Также надо следить за положением шеи и головы лошади и контакта руки всадника с ее ртом, чтобы рука в момент подъема была сопровождающей, то есть не тянула на себя, сдерживая движение, не бросала повод, оставляя лошадь без контакта. Если лошадь напряжена, то подъемы следует делать, опустив и округлив шею лошади чуть вниз, если она падает вниз на перед – чуть приподняв и округлив затылок. Еще один из важных моментов, который следует помнить: учите лошадь подниматься в галоп без большого постановления и прямолинейно, то есть почти на прямом сгибании. Конечно, это надо делать постепенно, потому что молодые лошади обычно должны иметь подсказку постановлением.

В обучении любым элементам выездки лошади или всадника существует несколько правил: одним из них является обязательный набор подводящих упражнений, другим – лошади или всаднику должно быть удобно и комфортно выполнять упражнения. Если всаднику тяжело, что-то выполнить, а лошадь сопротивляется – это объясняется тем, что они не готовы и не понимают, что надо делать. Нужно вернуться назад к простейшим упражнениям, проанализировать свои действия и действия лошади и начать с самого простого, вроде бы не относящегося к элементу, но весьма эффективного способа – переходам. В случае менки ноги – к подъемам в галоп с шага и рыси. Ни в коем случае не надо выполнять упражнения через силу, потому что этот подход ведет к закрепощению лошади и всадника. Попытайтесь найти более легкие пути к достижению цели.
Подготовительные упражнения к менке ноги начинают, когда лошадь уравновешенна и управляется на галопе достаточно хорошо, коротко и спокойно идет на мягком поводу. Для этого следует:
• подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу же поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом начать с первой ноги и т.д.
• поднять лошадь в галоп и. пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь, пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т.д.
Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног на галопе. Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево/направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу в воздухе.
При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов. Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема – через шесть, четыре, три, два и один темп. Всадник должен на каждой тренировке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью.

Это должен помнить каждый

Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.

Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения от лошади и еще лучшей координации от всадника, поэтому не надо спешить. Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.
При смене ноги на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушить правильный постав головы, а в момент смены ноги – следить за действием внутреннего шенкеля.
Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник не дает ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное, поступательное движение вперед.
Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.
Упражнения по смене ног на галопе через один темп выполняются не более двух раз подряд – в начале направо и тут же налево или наоборот. Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту, размером несколько больше обыкновенного.
Иногда лошадь отказывается выполнить требования всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении. В этом случае ее нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов.
При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь научилась менять ноги в воздухе, не задерживая движение вперед.
Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.
Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп.

Текст: Ольга СОБОЛЕВА, ст. тренер сб-ой России по выездке

МЕНКА НОГ НА ГАЛОПЕ

Журнал «Il mio cavallo» (Италия), декабрь 2007 г.

Что такое менка ног на галопе? Исходя из определения, это естественное движение лошади, которое состоит в переходе, например, с галопа с правой ноги на галоп с левой ноги во время фазы подвисания без перемены аллюра и скорости. Это один из основных элементов выездки ЛЮБОЙ лошади. Для нас, поклонников американского стиля верховой езды, менка ног на галопе – один из элементов, которыми мы особенно восхищаемся, среди элементов рейнинга. Мы восхищаемся плавностью движений лошади и изяществом едва уловимых посылов всадника. Как мы можем небольшим воздействием сделать менку и сделать ее правильно?

Что должен уметь всадник.

Чтобы выполнить менку ног на галопе, мы должны не только хорошо держать равновесие, но и правильно и скоординированно использовать поводья и ноги. Давайте посмотрим, как используются поводья. На первом занятии мы научились пользоваться внутренним поводом, чтобы сделать галоп направо или налево. Если мы движемся прямо и хотим повернуть направо, отводим от шеи лошади нашу правую руку по направлению к нашему правому колену, не дергая повод. Может случиться так, что, перемещая руку, мы ее инстинктивно поднимаем. Это неправильно, так как мы рискуем вызвать неудобство или потянуть рот лошади.

Наоборот, поводья, называемые на жаргоне «прямыми», употребляются чтобы перейти на более медленный аллюр, например, с галопа на рысь. Наши руки держат поводья с одинаковой силой, на одинаковой высоте на линии от бедер по линии корпуса лошади.

Таким образом, контакт со ртом лошади одинаков у обоих поводьев.

Опорный повод – это внешний повод и он используется одновременно с внутренним поводом: внешняя рука смещается к гриве лошади, не перекидывая через нее повод.

Наконец, проследим, как действует противоположный повод. Внутренний повод касается шеи лошади, он компенсирует действие внешнего повода, смещаясь наружу. Задача противоположного повода – противодействие и поддерживание плеч лошади, особенно при боковых движениях, как например, side pass.

Другое важное умение, чтобы выполнить все упражнения — это равновесие.

Пьер Куэллет, инструктор по американскому стилю езды, всегда говорит: когда вы садитесь в седло, у вас должен быть «академический баланс». Как это сделать? Прежде, чем думать о лошади, всегда проверяем внимательно наше положение в седле – посадка должна быть правильной и крепкой. Когда мы в седле, сидим глубоко, на задней части седла, развернув таз вперед. Таким образом, можно более естественно опустить расслабленные ноги, мягко охватывая бока лошади. Также важно положение плеч. Они развернуты, на одной линии с нашим тазом, чтобы сопровождать движения спины лошади. В этом положении становится проще держать поводья перед передней лукой седла на одинаковой высоте. Проверяем также, как мы держим ноги в стременах, носки немного выше пяток.

Что должна уметь лошадь.

Прежде чем встретиться с трудностями менки ног на галопе, наша лошадь должна уже иметь хороший уровень основ выездки: хорошо знать, что такое каденция и ритм, три аллюра (шаг, рысь, галоп), остановка, осаживание и переходы на более быстрый аллюр (шаг-рысь, рысь-галоп) и на более медленный (рысь-шаг, галоп-рысь). Кроме того, должна правильно реагировать на команды поводьев: внешнего, внутреннего и прямых.

Прежде, чем начать наше занятие, расположим в центре манежа коридор из 8 конусов (см. картинку). Это нам послужит ориентиром в процессе выполнения упражнения. Садитесь в седло и выезжайте на манеж, сначала, как всегда, нужно хорошо «разогреть лошадь». Делаем 5 минут шага в обе стороны и потом 20 минут рыси как направо, так и налево. Потом начинаем галоп. Пытаемся делать галоп в хорошем темпе, наша лошадь не должна переходить на рысь или замедляться. Во время разминки важно чувствовать, что лошадь отвечает на действие шенкеля. Что это значит? Каждый раз, когда мы просим лошадь что-нибудь выполнить при помощи шенкеля, как, например, ускориться (с рыси в галоп), лошадь должна точно следовать указаниям, сохраняя направление и ритм. Всегда во время разминки важно контролировать наше положение в седле. Начнем с плеч. Они развернуты, на одной линии с тазом. В этом положении проще сопровождать движения спины лошади и иметь хорошее равновесие. Ноги мягко спускаются, охватывая бока лошади, и высылают на каждый темп. На галопе внутренняя нога расположена примерно в 5 см. за подпругой, в то время как внешняя в 15 см. за подпругой. Носки ног немного выше пяток. Ошибкой является сильно сжимать бока лошади: наши колени автоматически поднимаются и положение ног в стременах меняется – носки становятся ниже пяток. Наше равновесие становится неустойчивым и действия наших ног сводится к нулю. Обратите внимание. Когда мы нашли наше равновесие, можем начать упражнение.

Менка с галопа направо на галоп налево.

Входим в коридор, образованный конусами на галопе с правой ноги и следуем по диагонали, которая идет от первого конуса слева от нас до последнего конуса справа от нас. В этот момент внутренняя нога – правая, она близко к подпруге, а левая отведена приблизительно на 15 см. от подпруги. Внутренний повод немного открыт по направлению к нашему колену, в то время как внешний – натянут. Не забываем о важности взгляда.

Когда входим в коридор, переносим наш взгляд на конус, находящийся с противоположной стороны по диагонали от нас. Это лучший способ найти правильное положение всего нашего корпуса. Первые разы, когда выполняем упражнение, полезно сделать несколько темпов рыси между галопом направо и галопом налево. Когда мы приближаемся ко второму, просим лошадь перейти с галопа на рысь. Для этого используем прямые поводья. Оба повода должны быть натянуты одинаково и располагаться близко к шее лошади. Хорошо использовать вес нашего тела, чтобы сообщить лошади, что надо замедлиться, сместив плечи немного назад. Важно также положение наших ног, они обе расслаблены и расположены близко к подпруге. Скоординированные действия рук, плеч и ног сообщают лошади, что нужно перейти с рыси на галоп. Через несколько темпов рыси, на уровне четвертого конуса переходим на галоп с левой ноги. Начинаем просить перехода с рыси на галоп при помощи ног. Внешняя нога, в этом случае правая, отводится примерно на 15 см от подпруги, и внутренняя нога, левая, остается близко к подпруге. Теперь начинаем действовать поводьями. Внутренняя рука, левая, удаляется от шеи лошади, а внешняя – немного смещается в направлении нашего колена. Когда мы будем на уровне четвертого конуса, небольшим воздействием внешней ноги, теперь это правая, снова переходим в галоп. Выполнив это упражнение пару раз упражнение с переходом на рысь, попробуем сменить ногу без смены аллюра. Входим в коридор галопом направо и следуем по диагонали от первого конуса слева от нас до последнего конуса справа.

Когда приближаемся к третьему конусу, начинаем готовить лошадь к правильной и четкой менке ног. Начинаем смещать ноги, внешнюю (левую) приближаем к подпруге, а внутреннюю (правую) отводим примерно на 15 см от подпруги. Можно сказать, что этим движением мы сообщаем лошади, что мы собираемся перейти с галопа направо, на галоп налево. Как будто мы говорим ей: «Внимание, сейчас мы будем делать менку». Только после того, как мы сместили ноги, можно начинать действовать поводьями.

Руки, посредством поводьев, задают лошади нужное направление. После смены положения ног и скоординировав действие рук, полезно на несколько мгновений взглянуть на голову лошади. Когда она будет прямо, действуем очень мягко внешней ногой, которая сейчас правая. Лошадь в момент подвисания, когда все четыре ноги не касаются земли, перейдет с галопа направо на галоп налево. Мы почувствуем плечами и тазом, что лошадь поменяла ногу, приземлившись на заднюю правую после фазы подвисания. Меняем также положение рук.

Внутренняя рука удаляется от шеи лошади, а внешняя смещается по направлению к нашему колену. Распространенная ошибка – действовать сначала руками, а потом ногами. В этом случае лошадь поменяет ногу с опоздание на несколько темпов, после тог как мы подали команду или не сделает менку. Не забываем, что первый темп галопа начинается с задней ноги. Поэтому важно «попросить» сделать менку сначала ногами, потому, что они «контролируют» и «ведут» задние ноги, в то время как наши руки, посредством поводьев контролируют передние ноги, точнее плечи лошади.

Может также случиться, что лошадь после менки «ломает» темп или «ускоряет» ритм. Это не ошибка, особенно, если мы учим лошадь этому упражнению в первый раз. После менки следуем галопом до последнего конуса, все время поддерживая идеальное равновесие. Теперь попробуем выполнить это упражнение с другой ноги, с галопа налево на галоп направо. Не забываем координировать наши ноги и руки, меняя команды.

Когда мы научились делать менку идеально, можем перейти на продвинутый уровень. Новое упражнение состоит в том, чтобы выполнить менку по прямой линии. Продвинутый уровень требует кроме идеального равновесия в седле, безупречной координации ног и поводьев. В этом случае также, прежде чем сесть в седло, ставим коридор из конусов (см. картинку).

Менка ног с галопа налево, на галоп направо.

Наш инструктор Пьер Куэллет предлагает упражнение для опытных всадников: менка ног с галопа налево, на галоп направо по прямой линии. Мы на галопе налево, после третьего конуса готовимся к менке. Внешняя нога, правая, перемещается ближе к подпруге, а внутренняя, левая смещается назад примерно на 15 см. Как в предыдущий раз, используем прямые поводья, чтобы направить лошадь. На уровне четвертого конуса мягко воздействуем внешней ногой, левой. Чувствуем на уровне нашего таза и наших плеч заднюю ногу, которая определяет галоп — левую. Не забываем поменять положение поводьев. Внутренний удаляется от шеи лошади, в то время как внешний смещается на несколько сантиметров в направлении нашего колена. После менки следуем галопом до конца коридора. Теперь пробуем выполнить это упражнение с другой ноги, делаем менку с галопа налево на галоп направо. Не забываем координировать наши ноги и руки, меняя команды. Как всегда в конце каждого упражнения угощаем (дословно «осыпаем») нашу лошадь лакомствами и поощряем лаской.

Последовательность галопа с правой ноги.

Эта последовательность показывает три темпа галопа с правой ноги. Когда лошадь галопирует на свободе, она с легкостью переходит с одного галопа на другой, чтобы сохранить правильное равновесие. В случае внезапной смены направления она фактически вынуждена поменять одновременно и ногу, чтобы иметь возможность продолжить движение. Чтобы лучше понять как происходит этот процесс, обратимся к теории. Различают галоп с правой ноги, когда на землю опускается задняя левая в последнем такте после фазы подвисания. Первый темп задается задней левой (фото 1), второй – двумя диагональными — задней правой и передней левой (фото 2), третий – передней правой (фото 3), и, наконец, фаза подвисания (фото 4). При галопе с левой ноги, все происходит наоборот, и его определяют как галоп, при котором передняя левая ставится на землю в третьем темпе, т.е. перед фазой подвисания.

Автор: Екатерина Штатнова

Понаблюдайте за лошадьми, резвящимися в леваде. Как непринужденно и легко они поднимаются в галоп, без малейших усилий меняя ногу, не теряя баланса и равновесия. Совсем другую картину можно видеть на соревнованиях по выездке, в программу которых включено это упражнение. Хотя менка ног в воздухе не более и не менее сложна, чем остальные элементы высшей школы верховой езды.

Английский термин, обозначающий менку – «flying changes», что в буквальном переводе значит «летящая перемена». Как же сделать так, чтобы под седлом сохранилось то самое ощущение легкости и полета, которое демонстрируют лошади на свободе? Нужно только грамотно провести подготовительную работу, и вы сможете не только научиться этому упражнению, но и научить свою лошадь правильно его выполнять, если она еще этого не умеет делать под седлом.

Подготовка лошади по программе Большого приза – это достижение, которое невозможно без сочетания базового тренинга высокого качества лошади, обладающей физическими способностями к выездке и правильным темпераментом. Практически, только три элемента программы Большого приза – пиаффе, пассаж и менки в темп, являются камнями преткновения для многих лошадей и спортсменов, оставляя их на уровне Малых езд, несмотря на прилагаемые усилия. Поэтому, начиная обучение с простой менки, нужно не забывать о том, что только планомерное и постепенное развитие может привести к идеальным 15 менкам в один темп по диагонали в программе Большого приза.

В конкуре, где лошадь тоже должна уметь менять ноги, обучение этому упражнению зачастую начинается достаточно рано. Очень часто такие менки нельзя назвать прямолинейными, плавными или расслабленными. Быстрый результат достигается за счет разбалансирования лошади для того, чтобы вынудить ее поменять ногу, что недопустимо в выездке, где спортсмен должен попросить поменять ногу именно в тот момент, когда лошадь к этому готова и находится в правильном положении.

Прежде чем приступать к менке ног в воздухе, лошадь должна полностью освоиться с так называемой «простой менкой ноги», которая осуществляется через шаг. Лошадь двигается галопом, затем переводится в шаг, и после 3-5 шагов поднимается в галоп с другой ноги. Перед переходом в шаг лошадь не должна быть напряжена и не должна сопротивляться всаднику, не допускается даже один темп рыси между галопом и шагом. Серьезной ошибкой является также упор лошади в повод при переходе в шаг. При выполнении этого упражнения важно соблюдать прямолинейность всех переходов. Если 5-6-летняя лошадь справляется с этим упражнением, это значит, что она готова к обучению переменам ноги в воздухе.

Контргалоп является хорошим упражнением для выработки у лошади баланса и проводимости, но когда контргалоп занимает слишком большую часть тренировок, он может препятствовать обучению менкам. Контргалоп включается в программы езд, начиная с начального уровня, но многие тренеры не рекомендуют слишком увлекаться этим упражнением. Если лошади уже исполнилось 7-8 лет, и она прекрасно держится на контргалопе, но пока еще не обучена менкам, то возможно у нее будут проблемы с этим упражнением.

Возвращаясь к основам

Если говорить о простой менке ноги, то главные ошибки у всадника, как правило – непонимание в какой момент нужно применить средства управления для того, чтобы лошадь поднялась в галоп после шага, и неправильное применение средств управления. Часто можно видеть, как начинающие спортсмены, пытаясь поднять лошадь в галоп с другой ноги, начинают с того, что тянут за повод в направлении менки. Нужно помнить о том, что если лошадь упирается в повод во время подъема в галоп, то это упражнение выполняется неправильно.

Существуют и более сложные подводящие упражнения к менке. Вот одно из них. Лошадь двигается галопом вдоль короткой стенки манежа, в углу делает вольт диаметром 10 м, затем двигается вдоль длинной стенки манежа, и не доходя до буквы В начинает принимание. Отойдя на расстояние пяти метров от длинной стенки делается остановка, и после этого лошадь поднимается в галоп с другой ноги и идет галопом параллельно стенке до ее конца, где переводится в шаг. Это же упражнение можно выполнять без вольта.

При переходе к обучению менке ног в воздухе, нужно еще раз удостовериться в том, что всадник ясно чувствует, где находятся ноги лошади в каждом из темпов галопа. Для начинающих полезно выполнять следующее упражнение: считать «раз-два-три» в каждую фазу галопа. Не важно, какая нога в данный момент находится на земле, главное – отчетливо прочувствовать все три такта галопа. Если проблемы есть уже на этом этапе, попросите тренера вам помочь, и посчитать вслух с земли, мысленно повторяя за ним, хотя в этом случае возможно запаздывание между отсчетом и положением ног лошади на земле. Вам нужно уловить, когда на земле находится диагональ (правая задняя-левая передняя или левая задняя-правая передняя), так как «включать» средства управления нужно именно в этот момент, чтобы лошадь могла сделать менку в период подвисания.

Самый распространенный способ познакомить лошадь с менками – начинать с одиночной менкой по диагонали на подходе к стенке манежа. Для выполнения менки всадник меняет постановление лошади, которое должно быть небольшим. Смена постановления включает в себя и смену действия шенкелей. Находящийся немного за подпругой пассивный шенкель сдвигается вперед к подпруге, а шенкель, лежащий до того на подпруге, отходит немного за подпругу, и активно побуждает соответствующую сторону к отталкиванию. Вместе с шенкелем сдвигается вперед и внутренне бедро. Рука должна смягчиться, но ни в коем случае не отдать повод. Такое воздействие средств управления должно осуществляться на мгновение раньше фазы подвисания, то есть на момент, когда внутренняя (до момента менки) задняя нога находится на земле. Воздействие шенкеля, поясницы и повода должны быть практически одновременными. Важно следить за тем, чтобы положение корпуса всадника не менялось, не допускаются наклоны вбок и вперед, отрывание седалища от седла.

Рекомендуется работать над менками в конце тренировки. Если делать это упражнение не в конце тренировки, то обязательно нужно после него дать лошади успокоиться и немного пошагать. Это особенно актуально для легковозбудимых лошадей.

Задача усложняется по мере продвижения от одиночных менок к сериям менок через несколько темпов галопа. От талантливых семилетних лошадей можно ожидать корректного выполнения трех менок в три темпа, но не более того и только в том случае, если базовая работа по подготовке этого элемента была проделана правильно.

Всадник должен помнить, что без поддержания правильного собранного галопа сделать хорошую серию менок невозможно. Кроме того, не нужно пытаться делать сразу несколько дел одновременно: возвращать лошади прямолинейность, сохранять выбранную скорость движения и при этом еще пытаться делать менки. Если лошадь отвлеклась, что привело к ухудшению качества галопа, нужно забыть про менки и начать с восстановления желаемого аллюра.

Классическим объяснением сложности выполнения менки в темп является отсутствие темпа галопа между менками. Действовать нужно очень быстро, и на уровне подсознания: внешняя нога – новая внешняя нога, новая внешняя нога и одновременно внешний повод. Когда всадники начинают пробовать делать менки в темп на опытной лошади, которая уже умеет их делать, то, как правило, они шокированы скоростью, с которой все происходит. Лошади не могут читать мысли, и если всадник не проявляет достаточно сноровки, то даже от самого искушенного опытного коня он сможет добиться максимум двух менок в темп подряд.

Что касается обучения молодых лошадей, то в зарубежной практике обучение менкам в темп занимает не один год, причем оно вводится постепенно и строго дозированно. Лошади, которые имеют меньше природного импульса и движения вперед, как правило, испытывают больше трудностей при обучении менкам в темп.

Существует много подводящих упражнений, например, во время менок в два темпа по диагонали в начале или конце диагонали можно попросить лошадь сделать менку в темп. Реакция лошади бывает разной – от полного непонимания требования до небольшой серии из правильных менок. Упражнение «менка в два темпа-менка в темп» является хорошим подводящим упражнением, после которого можно переходить к трем менкам в темп – направо/налево/направо. Внимательно следите за лошадью, и как только у нее получится это упражнение, немедленно похвалите ее и закончите урок.

При обучении лошади и начинающих спортсменов менкам существует несколько типовых ошибок, которые могут встать на пути к идеальному выполнению этого элемента.

Несогласованное применение средств управления, или слишком резкое воздействие всадника могут привести к тому, что лошадь начинает нервничать и горячиться. Лучшим «лечением» этой проблемы является перевод лошади в шаг, что даст всаднику возможность заново сконцентрироваться и вспомнить, что нужно делать при менке. Затем нужно поднять лошадь в галоп и постараться снова выполнить упражнение.

В том случае, если лошадь пытается самовольно менять ногу, то нужно вернуть ее на галоп с нужной ноги, не давая ей проявлять ненужную инициативу. Если лошадь меняет ногу, но делает это со слишком малым захватом пространства и при этом нарушается плавность и поступательность движения, то для начала следует понять, готова ли лошадь к менкам, может ли она сохранять активный и сбалансированный галоп по прямой? Если лошадь этим требованиям удовлетворяет, то при менке нужно энергичнее продвигать лошадь вперед, при этом руки ни в коем случае не должны блокировать движение.

Если лошадь опаздывает поменять зад, то это тоже признак несогласованного действия шенкеля и повода. Сходный эффект можно получить, если при подготовке к менке подавать корпус вперед или отрывать седалище от седла. Помните, во всех упражнениях сначала работает шенкель, шлюсс, поясница, и только потом рука с поводом! Нужно стремиться к тому, чтобы перемена ноги делалась от шенкелей при почти полностью пассивном положении повода.

Как готовить лошадь к перемене ног? Пируэты.Полупируэт на шагу

Как готовить лошадь к перемене ног?

Сначала подъем лошади в галоп совершается то с правой ноги, то с левой. Это проделывается до тех пор, пока она при малейшем указании шенкеля не будет подниматься с любой ноги легко и правильно. При этом нужно следить, чтобы лошадь не бочила, не торопилась и отвечала на требования всадника спокойно.

Интервал между подъемами, сначала довольно большой, постепенно сокращают и доводят до одного шага. Чтобы полностью владеть лошадью при подъемах в галоп, следует научиться это делать не только по стенке манежа, но и в отдалении от нее. Это потребует дополнительного внимания и сосредоточенности от всадника, Но и в этих условиях нужно вести лошадь по прямой.

Этими упражнениями лошадь подготавливается прежде всего к подъему в галоп с места, то есть с остановки. Но перемена ног должна совершаться на движении и так, чтобы галоп не сокращался и ритм его не менялся. Первую перемену ноги лучше делать в углу манежа, наиболее удобном для этого месте. Лошадь идет, например, с левой ноги, то есть при езде направо она идет контргалопом. Подходя к углу, всадник быстро меняет воздействие средств управления. Если лошадь не сменила ногу, нужно ее перевести в шаг, успокоить, потом снова поднять в галоп и опять потребовать от нее перемены ноги. Если вы готовили лошадь к этому моменту, не спеша, то больших затруднений у вас не возникнет.

Когда лошадь легко станет менять ноги в углах (разных, но не в одном и том же — этого следует избегать), можно переходить к перемене ног на прямой. Так как перемена ног происходит в момент подвисания лошади в воздухе, то важно вовремя дать ей знать о необходимости сменить ногу. Это указание должно исходить от всадника в тот момент, когда диагональная пара ног лошади еще находится на земле.

Для облегчения своей задачи попробуйте перед сменой ног считать махи. Например, вы идете галопом и считаете махи, решив потребовать смену ноги на счет «четыре»: раз-два-три-четыре. Слово «четыре» должно произноситься энергично и резко. Одновременно с ним сигнализируют лошади о необходимости сменить ногу.

Простой, элементарный метод, но помогает уловить нужный для воздействия на лошадь момент.

Чтобы перемена ног производилась прямолинейно, нужно следить, чтобы в каждый темп лошадь продвигалась вперед достаточно энергично, оставаясь в мягком поводу. Грубость повода особенно сказывается на прямолинейности выполнения упражнения. Если же лошадь боится шенкеля и шпоры, то перемена ног будет выполняться ею судорожно, рывками, а движение ее потеряет эластичность. Нужно всегда помнить, что при перемене ног наказание лошади должно быть совершенно исключено. Наоборот, ласка, поощрение в любом виде, успокоение продвинут вашу работу быстрее вперед. Помните, что всякое новое требование к лошади не должно «ложиться» на недостаточно крепко усвоенное ею предыдущее.

Перемена ног бывает простой (как описывалось выше) и в определенной последовательности — в шесть, четыре, три, два и один темп. Особенно трудна перемена ног в один темп. И к ней ведет долгий путь. Когда лошадь усвоила перемену ног в воздухе, а всадник уверен в том, что по его указанию она это сделает в любой момент, можно начать перемену ног через определенное число махов. Начинать лучше это делать после 8-10 махов, не меньше. После того как лошадь сменила ногу влево и вправо, нужно ее остановить и огладить. Потом попытаться повторить этот успех. Если лошадь заволновалась, то ее следует остановить и снова поработать с нею над подъемами в галоп. Количество перемен ног можно увеличивать только после того, как лошадь начнет выполнять ваши требования спокойно и уверенно.

После этого можно потребовать от лошади перемену ног и через меньшее количество махов. Делать это нужно в той же последовательности, как говорилось выше. Всякие сбои чаще всего происходят по вине всадника, который сам готовится к этой перемене раньше, чем это необходимо. При этом. забывая, что между требованиями сменить ногу он должен очень спокойно сидеть в седле. поскольку даже малейшее движение с его стороны может восприниматься лошадью как указание к действию (лошади — очень чуткие животные, старающиеся «угодить» человеку). Этим объясняется то, что лошадь нередко сама «предлагает» сменить ногу еще до команды. В этом случае нужно сильным воздействием соответствующего шенкеля заставить ее сменить ногу на правильную. Если это сделано вовремя, то она поймет, что самовольничать не следует. И хотя она вам подчинилась, все же лучше поработать с нею снова на подъемах в галоп с движением вперед. Это позволит ей более прочно усвоить, что без указания всадника она не должна ничего делать. Перевод же в шаг действует на нее успокаивающе.

После уверенного исполнения лошадью перемены ног в два темпа можно переходить к перемене ног в один темп. В данном случае увеличение количества перемен должно осуществляться еще более внимательно и осторожно. Если лошадь спокойно и уверенно меняет ноги в один темп по прямой, то можно предложить ей это упражнение по кругу. В одной олимпийской программе был элемент — перемена ног на кругу диаметром 20 м. Сначала нужно было менять ноги в четыре темпа (4 раза), затем в три темпа (4 раза), потом в два темпа (4 раза) — как налево так и направо. Это очень сложно, но если вы сможете это сделать, то вы будете удовлетворены плодами своей работы. Делая перемену ног, нередко совершают следующие ошибки:

1. всадник стоит на стременах, а не сидит в седле (особенно часто эта ошибка наблюдается при перемене ног в один темп);

2. лошадь недостаточно продвигается вперед, сокращает маховое движение

и слишком высоко поднимает передние ноги.

Остальные ошибки, происходящие при перемене ног, объясняются тем, что либо лошадь не подготовлена правильно и последовательно, либо воздействие на нее не было достаточно четким и ясным для нее.

При выполнении контрперемен на галопе учитывают, что перед сменой ноги идет высвобождение переда и выпрямление лошади, чтобы сама перемена ног произошла по прямой. Внутренний шенкель при этом остается прижатым к боку лошади: он не дает угаснуть импульсу движения и продвигает лошадь вперед. Наружный шенкель действует так же, как и на принимании (на движение вперед -вбок). При этом важно (как и на перемене ног) не задерживать движение поводом, всякий раз при перемене ног повод слегка смягчают. При выпрямлении лошади должно меняться и ее постановление.

Пируэты

Сложнейшей фигурой в высшей школе верховой езды является пируэт на галопе. Так как исполнение этого элемента требует большой скоординированности в движениях всадника (его средств воздействия на лошадь), то подготавливать себя к этому нужно заранее. Чтобы правильно действовать на галопе, нужно отрабатывать свое поведение на лошади в менее трудных условиях, то есть на шагу или на месте. Эти действия должны соответствовать тем, которые нужны при исполнении пируэта уже на галопе.

С чего начать? Вы останавливаете лошадь и сознательно, применив свои теоретические знания, поворачиваете корпус налево, например, так, чтобы видеть маклак лошади, при этом смещаете немного центровку влево за счет более сильного нажатия шенкелем на левое стремя. Это упражнение проделываете несколько раз, пока поворот корпуса и давление на стремя (шенкель в это время должен лежать у подпруги, а не отделяться от бока лошади) не будут совершаться одновременно.

После этого следует подключить руки: левый повод показывает направление предполагаемого движения, а правый накладывается на шею лошади. Когда применение всех этих компонентов воздействия на лошадь у вас станет независимым от вашего сознания, то есть вы будете применять их не думая, когда и как действовать, то это означает, что ваши движения отработаны до автоматизма и вы можете перейти к работе в усложненных условиях. Известно, что наше внимание не может быть сконцентрировано одновременно на большом объеме действий, а может только переключаться. Это и подсказывает нам, что к любому труду нужно приступать с овладения какой-либо его части, а затем подключать что-то новое, пока все необходимые вам действия не будут доведены до автоматизма, то есть станут независимыми от вашего сознания. Эти свойства нашей памяти и физиологические возможности помогают человеку овладевать труднейшими видами деятельности. Только после того, как взаимная связь, которая должна существовать между всеми средствами воздействия на лошадь будет вами освоена на месте, и отработана до автоматизма, вы можете попытаться сделать то же самое на шагу. Тем более что, прежде чем приступить к обучению лошади пируэту на галопе, необходимо, чтобы сначала лошадь хорошо усвоила пируэт на шагу. Подходить к полному пируэту на шагу нужно через полупируэт.

Полупируэт на шагу

— полноправная фигура в ряду с другими призовыми фигурами. Готовить его следует тщательно и неторопливо, так как правильное его

исполнение требует от лошади тонкого восприятия указаний со стороны всадника, а также большой сосредоточенности в даче этих указаний конником. Правильно исполненный пируэт на шагу — это четкое, ритмичное движение лошади на шагу при небольшом изгибе корпуса в сторону движения вокруг внутреннего шенкеля. При этом задние ноги. оставаясь практически на месте, работают отчетливо л в ритме всего движения.

Делается полупируэт следующим образом: вы ведете лошадь собранным шагом, затем, отозвав, допустим, правым поводом (сделав постановление направо и предупредив лошадь, что последует следующее требование) накладываете левый повод на шею. То есть, правый повод указывает направление движения, а левый направляет плечи лошади в ту же сторону. Правый шенкель, упираясь на стремя больше чем при движении вперед, не дает лошади остановиться, а левый шенкель удерживает ее зад от закидывания в сторону. Выравнивание средств управления (воздействия) позволит выслать лошадь вперед по завершении ею пируэта. При выполнении этой фигуры, впрочем, как и других, важно, чтобы корпус всадника сопровождал движение лошади в сторону. Для этого плечи его должны быть развернуты, в данном случае, вправо, а центр тяжести сдвинут также вправо. Всадник должен быть внимательным еще и потому, что если он не достигнет четкого взаимопонимания между работой шенкеля и рук, то лошадь может осадить или перестать работать задними ногами. Не нужно сразу делать весь полупируэт. Сначала довольствуйтесь одним-двумя шагами лошади в сторону. Огладьте ее, двиньте вперед в прямом направлении. Еще раз попросите лошадь, задерживая ее зад, отвести перед на один-два шага.. .И так нужно делать много раз.

Таким же образом в дальнейшем работают с лошадью над полным пируэтом на шагу.

Параллельно с описанной работой над пируэтом на шагу проделывают подготовительные упражнения для последующей работы над пируэтом на галопе. Такими упражнениями могут быть:

1. Работа «гармошкой», причем сокращение галопа нужно доводить почти до галопа на месте. Но здесь нужно быть очень внимательным, чтобы при сокращении галопа не нарушалась трехкратность движения;

2. Принимание на галопе ведется по большому кругу, который в процессе

работы уменьшается (рис. 27),

Можно применять также упражнение, которое вы видите на рисунке. На нем лошадь ведется не по стенке манежа, а параллельно ей на небольшом расстоянии (рис. 26а). Дойдя до угла, поворачиваете лошадь в сторону стенки манежа. Она естественно сгибается вокруг вашего внутреннего шенкеля, а наружный шенкель удерживает откидывание зада. Далее по стенке лошадь идет прямо (рис. 266). Полезно и другое упражнение: всадник ведет лошадь на собранном галопе по длинной стенке манежа. В углу он делает как бы полувольт и идет ранверсом (круп в сторону стенки, а перед отведен от нее) в противоположную сторону. Только после этих предварительных упражнений, многократно повторенных (не в один день), и при условии, что лошадь к ним стала относиться спокойно, можно перейти к выполнению самого пируэту

Полезно проделывать и такое упражнение. Начните делать пируэт на шагу. Во время исполнения этого движения потребуйте от лошади подъем в галоп, как при подъеме в галоп при движении по вольту. Это будет один темп галопа. Затем продолжайте пируэт на шагу. Когда лошадь успокоится, потребуйте от нее еще один темп галопа. По мере усвоения надо чтобы лошадь сделала сначала два, потом три темна галопа и при этом оставалась на пируэте. В данном упражнении (обязательно применяя последовательность) для лошади не будет ничего нового как на пируэте, так и в подъеме в галоп. Надо только связать ранее отработанные приемы — подъем в галоп и перемещение на пируэте при принимании па галопе на вольту головой наружу.

Настоятельно обращаю внимание на то, что начинать надо с одной четверти пируэта, а затем продолжить движение по прямой. Когда лошадь будет легко выполнять это упражнение, можно перейти на отработку полупируэта и т.д. При этом постоянно нужно следить за работой задних ног. Для этого необходимо все время совершенствовать галоп на сокращенном до максимума движении, т.е. до галопа на месте. Но ни в коем случае нельзя этого добиваться за счет одних поводьев. Укорачивать галоп и доводить его до движения на месте можно только усилением действий шенкелей при частых переходах в шаг.

Выполняется такой галоп в полном сбое, поэтому шенкель не только поддерживает сбор, но также темп и ритм галопа. Поводья в это время оказывают сдерживающие усилия. Чаще оглаживайте, поощряйте лошадь за такие труды.

Впоследствии, когда это упражнение будет освоено, можно делать следующее: поднять лошадь в галоп, пройти несколько темпов, а затем, сократив движение, сделать несколько темпов на месте; после этого — снова выслать ее вперед.

Если зад лошади перестает работать (становится мертвой точкой опоры), следует немедленно выслать ее вперед и, снизив постав переда, оживить работу задних ног.

Пируэт

— это круг, выполняемый лошадью в два следа на пять — восемь тактов, радиусом, равным длине ее корпуса. «На пируэте передние ноги и наружная задняя нога лошади движутся вокруг внутренней задней ноги, которая после каждого темпа должна опускаться в свой след или немного впереди него» (Правила FЕI). Для правильного исполнения пируэта необходимо, чтобы лошадь вошла в него в ритме своего галопа и в таком же ритме из него вышла. На пируэте лошадь слегка согнута в направлении поворота, контакт с поводом остается легким при наивысшем сборе, круп приспущен. Потеря импульса на пируэте грозит нарушить трехтактность галопа, что недопустимо и карается судьями очень строго. Поэтому внутренний шенкель работает у подпруги в темп галопа для поддержания импульса, а наружный плотно прижат к боку лошади и не позволяет ее заду сместиться в сторону. Необходим также перенос всадником центра тяжести в сторону внутренней задней ноги лошади.

Этому помогает (особенно в начальный период работы) разворот корпуса всадника внутрь движения, а иногда даже поворот головы и плеч так, чтобы увидеть маклак (вспомните работу на месте для отработки автоматизма действии). Таким образом, происходит совмещение центров тяжести человека и лошади. Если вы едите на велосипеде, то ведь на повороте вы обязательно должны наклониться в сторону поворота, иначе упадете. С лошади можно и не упасть, но сбить ее с ритма движения, нарушить связь с нею, вызвать у нее неприятные ощущения, которые толкнут ее на сопротивление, вызвав ухудшение качества движения, можно.

Работая над пируэтом, полезно продвигать лошадь вперед сначала после двух -трех темпов в сторону, затем после четырех — пяти. Такой метод улучшит качество исполнения пируэта. Ошибки на пируэте возникают в результате форсированной работы, либо тогда когда всадник забывает следить за собой и нарушается согласованная работа его средств воздействия на лошадь. Помните: не следует валиться вперед, лучше немного откинуться назад, облегчив этим движение переда лошади.

Пируэт выполняется согласно программам различных езд у определенных букв. Однако, мы часто наблюдаем, что, ведя лошадь точно на букву, всадник не удерживает ее и пируэт совершается несколько в стороне от требуемой точки. Чтобы этого не происходило, всаднику необходимо в последние один — два темпа галопа сделать как бы ложное движение в сторону, тогда пируэт будет точно на нужном месте.

Что подразумевается под ложным движением? Вы ведете лошадь, например, по центральной линии с левой ноги и вам нужно сделать пируэт у точки «X». Не доходя до точки «X» один — два темпа, вы отводит перед лошади обоими поводьями, положив их на шею, чуть вправо, н затем начинаете пируэт налево. Это малозаметное движение в обратную сторону дает возможность удержать зад лошади на определенном месте, в данном случае, точно у точки «X». Чтобы лошадь в этот момент не сменила ногу, нужно делать это очень мягко. Кроме того, в процессе предварительной работы с лошадью на галопе нужно приучить ее двигаться на собранном галопе не только с правильным постановлением, но также и с обратным, слушая только шенкель. Характерными ошибками на пируэте бывают:

• неточное соблюдение оси поворота:

• поспешное исполнение (вертушка), причины:

резкое действие наружным шенкелем, шпорой и поводом. При этом лошадь будет спешить и передом, делая либо большие махи в сторону, либо торопливые движения. Чем быстрее «забирает» лошадь плечами в сторону, тем более склонна она опереться на одну из задних ног, что влечет за собой нарушение тактности галопа. Это явление чаще всего наблюдается у лошадей с перевозбужденной центральной нервной системой;

• лошадь «крестит» на пируэте (то есть меняет последовательность работы задними ногами), причины:

— неспокойная рука всадника (неравномерное действие поводьев);

— неспокойная посадка всадника, влияющая на равновесие лошади;

· резкое воздействие на лошадь внутренним шенкелем и шпорой.

Исправить этот недостаток помогает работа траверсом. При движении по окружности лошади легче подставлять под свой корпус внутреннюю заднюю ногу, а всаднику легче чувствовать это. Одновременно необходимо совершенствовать посадку всадника и применение им средств управления.

• осаживание во время пируэта, причины: — резкое воздействие поводом;

— чрезмерный уклон корпуса всадника назад при недостаточной активности шенкелей или

— слабый зад лошади.

Все это может вызвать не только движение лошади назад, но и появление болезненных процессов у нее в суставах н мышцах конечностей. Рука всадника, мягкая и чуткая, не лишает лошадь поддержки поводом, но н не мешает ее движению. Только при чутком равновесии (корпус всадника при этом играет роль стрелки весов — малейший его уклон нарушает равновесие) возможно исполнение хорошего пируэта.

• «ломание» передних ног

«Ломание» происходит, когда лошадь не успевает выносить передние ноги непринужденно и естественно, тогда движение получается скомканным. Рецепт исправления один: постепенность в предъявлении требований к животному и — не спешить!

• потеря трехтактности в галопе, причины:

— лошадь еще не готова двигаться максимально сокращенным галопом:

— слишком высоко поднят перед лошади и этим подавлено движение ее задних ног;

— потерян импульс в движении лошади;

— слабость и недоразвитость мускулатуры спины и поясницы лошади:

— недостаточно энергичная работа шенкелей всадника (особенно внутреннего);

• неправильное положение корпуса всадника, его плеч, головы н др. В работе с лошадью нужно помнить старинную русскую пословицу: «Тише едешь, дальше будешь» и следовать ей.

По вопросам размещения

рекламы обращайтесь на этот .

Если у вас есть вопросы, предложения или замечания по работе сайта, пишите администратору.Перепечатка материалов разрешается с указанием автора и гиперссылкой.

Разместите у себя нашу кнопочку: Выбрать кнопочки >>

admin

Наверх