Как называется телега для лошади

Не смотря на технический прогресс, который давно и прочно вошел в жизнь человека, в отдаленных районах нашей страны до сих пор используют в хозяйстве лошадей. Эти животные зачастую выполняют тягловую работу по перевозке грузов. Со стороны кажется, что нет ничего сложного в запряжке лошади, но это не так. На сегодняшний день только единицы знают о том, как правильно это сделать.

Только после изучения всех тонкостей можно научиться правильно запрягать лошадь в повозку, перевозить грузы, вспахать землю или просто совершить прогулку в экипаже. Когда-то давно практически в каждом населенном пункте были свои мастера, изготавливающие средства передвижения. А вот на сегодняшний день хороший экипаж придется покупать или делать самостоятельно, причем первый вариант предпочтительнее второго.

Какими бывают повозки

Не стоит думать, что здесь существует один или два вида транспортных средств, все гораздо сложнее.

Кареты

Это повозка с закрытым кузовом и обязательными рессорами. Такой вид экипажа является самым удобным, комфортным и дорогим. Лошадьми управляет специально обученный человек – кучер, который располагается на козлах спереди кареты. Нельзя сказать, что поездка здесь отличается комфортом: именно возница испытывает на себе все каверзы погодных условий. Если карета более простого типа, то козлы у нее могут отсутствовать, и тогда кучер садится на облучок или край повозки.

Внутри кареты располагаются мягкие сиденья в количестве нескольких штук и боковые окошки. Через окно, расположенное спереди, можно отдавать кучеру особые распоряжения. Сзади приспособлены запятки, на которых стоят лакеи, сопровождающие на торжественный выезд знатного человека.

Посадка в карету осуществлялась с помощью откидной ступеньки. Именно лакеи и откидывали эту лесенку, помогали открывать дверцы и зажигали фонари на экипаже, если поездка осуществлялась с наступлением темноты.

От легкости конструкции зависело количество лошадей, идущих в упряжь. Наибольшей популярностью пользовались тройки и четверики. Самую легкую карету могла везти конная пара. Такое транспортное средство было роскошью и показателем престижа в обществе. При отсутствии личной кареты приходилось нанимать ямскую повозку.

Коляски и тарантасы

Коляска — это легкий простой экипаж, у которого откидывается верх. Ее преимущество в удобстве и подвижности. Для запряжки могла потребоваться пара или тройка лошадей. Особо состоятельные люди запрягали шестерики. Тут все зависело от положения в обществе. Фаэтон и ландо всего лишь разновидности колясок.

Второй вид передвижного средства больше подходил для дорожного путешествия. Здесь главными отличительными чертами были прочные изготовительные материалы, а не их красота. Да и какой смысл в резном украшении, если повозка сломается в середине пути? Вместо рессор тут использовали длинные дроги до 6 м, к которым крепили кузов. Благодаря им тряска по ухабистой дороге смягчалась и переносилась путешественниками гораздо легче.

Что такое бричка

Данный тип повозки относится к более легкой версии тарантаса. Здесь присутствует откидная верхняя часть. На бричках, аналогично тарантасам, совершали дальние поездки. Существует несколько видов таких экипажей: с рессорами, без них и почтовый тип. На сегодняшний день одноконную запряжку нередко называют бричкой.

Двуколка

Такое понятие включает в себя конную повозку, оснащенную двумя колесами. Само слово берет название от понятия двуколый, первая часть которого обозначает «два», а вторая – «колесо». Данные экипажи могут быть или с рессорами, или без. Двуколка обладает шириной колеи примерно в 100 см, посадочных мест в таком экипаже всего два. Непосредственно один из пассажиров осуществляет управление лошадью. Кузовная часть изготавливается из досок или фанеры, а спереди обязательно должен быть установлен щиток, не позволяющий грязи забрызгивать пассажиров. Непосредственно под сиденьем можно разместить небольшое количество вещей или необходимые инструменты.

Как сделать телегу для лошади

Прежде чем заниматься изготовлением средства передвижения, нужно понять, в чем особенность телеги и какие здесь главные элементы. Самая главная часть, разумеется, — ходовая. Сюда входит передняя и задняя оси, колеса в количестве четырех штук, передння часть рамы для установки платформы или кузова.

Дополнительными средствами служат амортизирующие стойки. И если заднюю ось делают таким образом, чтобы она была неподвижной, то передняя должна поворачиваться. Это позволяет с большим комфортом осуществлять управление лошадьми.

На следующем месте идет пара оглобель для одиночной запряжки или дышло для парной. И то, и другое закрепляют к передней оси, что позволяет осуществлять поворот передними колесами. Основная рама, как правило, изготавливается металлической и с использованием сварки. Именно здесь будет лежать весь вес груза экипажа.

Сама повозка может быть деревянной. Что касается размера телеги, то когда-то в ширину они были не больше полутора метров, а по длине — до 3 м. Что касается высоты, то здесь все зависело от целей и размера лошади, чаще всего она не превышала 1 м.

  • несколько материалов из прочного дерева;
  • сваренную раму с металлическими осями для колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса;
  • металлические трубы;
  • гвозди в большом количестве;
  • дополнительные инструменты;
  • чертеж телеги.
  • Порядок работ

    Изначально изготавливается ходовая часть повозки, которая представляет собой оси под колеса и прочную сварную раму. Если нет опыта в сварочных работах, то рекомендуется попросить сделать это специалистов.

    Оси и рама мастерятся из металлических труб. Затем нужно изготовить заднюю ось, которая будет стационарной, и переднюю поворотную, где устанавливается толстый штырь. Для скрепления всей конструкции используются специальные шайбы.

    Прежде чем заканчивать первый этап работ, нужно понять, каким внешним видом будет обладать транспортное средство. Если предполагается запрягать пару, то понадобится дышло вместе с держателем. Если оглобли, то они привариваются к передней оси и крепятся держателем. Оглобли не снимаются, но двигаются из стороны в сторону.

    Такое передвижение и обеспечивает держатель. Для дополнительного крепежа используется кронштейн и специальные тяжи для усиления. Можно использовать проволоку, которая крепится на переднюю ось и оглоблю. Затем необходимо поставить колеса, а чтобы езда была безопасной, сделать в повозке хорошие тормоза.

    Здесь начинается работа над основой телеги. Если предполагается изготовление платформы, то тут все просто. Нарезаются доски нужного размера, сбиваются в помост и крепятся на раму.

    Для бортов понадобятся жерди в количестве четырех штук, к котором под небольшим наклоном вертикально прибивают рейки. К несущей раме нужно прикрепить борта, которые будут располагаться по бокам. Борта, расположенные спереди и сзади, лучше всего сделать в съемном варианте для более комфортного использования телеги. Для изготовления оглобель понадобятся деревянные бруски достаточной длины.

    Правила запряжки лошади в русскую упряжь

    Если говорить об оглобельно-дуговой запряжке, то именно этот вариант относится к классике и является чисто русским. Прежде чем приступить к закладыванию лошади в телегу, нужно иметь понятие о том, какие элементы входят в русскую упряжь:

    Если говорить о хомуте для коня, то его подбирают индивидуально на каждую лошадь. Она должна прилегать к плечам лошади. Слишком большой хомут можно немного сузить по внутренней части путем нашивания войлока. А вот маленький хомут одевать категорически нельзя. Чтобы использовать чересседельник, обязательно одевать седелку, чтобы тонкий ремень не мог натереть кожу, т.к. во время запряжки он идет через верхнюю часть седелки.

    Все части сбруи должны быть лошади впору, слишком тесная или слишком свободная упряжь может привести к травмам и несчастным случаям. То же самое касается и средства передвижения. Перед работой необходимо проверить целостность телеги, работу тормозов.

    После того, как все проверено, можно запрягать лошадь и лучше всего это делать под чутким руководством специалиста. Если амуницию одевают в деннике, то все начинается с уздечки, если на развязках, то уздечка одевается в последний момент.

    На спину кладется седелка так, чтобы ее передняя часть находилась выше холки. Подпруга затягивается так, чтобы между лошадью могло с трудом пройти 2 пальца.

    Хомут одевается клещами вверх и переворачивается непосредственно в узкой части шеи лошади. Затем наступает черед шлеи, которая тщательно расправляется и укладывается на спину.

    При закладке в телегу важно помнить, что конец оглобель должен располагаться рядом с гужами. Закрепляется через петли чересседельник с обеих сторон. Держа левую гужу, вставить в нее дугу, а затем перенести через шею лошади. При необходимости гужи перекручиваются, чтобы дуга из них не выскакивала.

    На следующем этапе затягивается супонь таким образом, чтобы сошлись клещи хомута. Если что-то не сходится, происходит регулировка гужей. Здесь нужно прикрепить вожжи одним из двух способов, в зависимости от выезжанности лошади. Закрепить подбрюшник и чересседельник. Запряжка лошади завершена.

    Только делать это, опираясь на голую теорию, не нужно. Лучше спросить совета у практиков, иначе это может плохо кончиться.

    Те, кто часто бывает в деревне, наверняка, знает, как выглядит обычная телега или сани для лошади. Несмотря на свою примитивность, этот вид конной повозки и в наш 21-й век повсеместно используется в частном хозяйстве. А вы знаете, как запрячь лошадь в телегу или сани? Если нет, то мы уже готовы рассказать вам полную подробную инструкцию.

    Особенности телеги

    Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.

    Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.

    Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:

  • ходовая часть – рама с двумя осями, четыре колеса, надосники;
  • кузов – деревянная платформа с бортами или без;
  • оглобли.
  • В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.

    Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция. Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.

    Запрягаем лошадь в телегу

    Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье — ссылка.

    Только после того, как изучена конструкция упряжи и проверена ее целостность, можно приступать к запряганию.

  • Первым делом необходимо одеть на лошадь уздечку. Для этого станьте с левой стороны на уровне шеи лошади, в правую руку возьмите уздечку, левой удерживайте голову лошади. Сначала наденьте суголовный ремень, потом капсюль, левой рукой вводя трензель на беззубый край рта животного. После этого проденьте в затылочный ремень уши, поправьте гриву и челку, застегните подбородный ремень.
  • Теперь переходим к надеванию седелки. Проверьте целостность и чистоту потника под седелкой, осмотрите все места, которые будут прилегать к телу лошади. Сначала наденьте ее на уровень холки, затем сдвиньте на нужно место, тем самым приглаживая задравшуюся шерсть. Возьмите подпругу и с левой стороны застегните ее так, чтобы седелка плотно прилегала к спине животного, но не пережимала живот.
  • Возьмите хомут и шлею. Также тщательно осмотрите целостность войлока под хомутом, саму хомутину, одинаковые ли по длине гужи. Переверните хомут клещами вверх, оденьте на голову лошади, расправьте шлею и затем, повернув хомут клещами вниз по ходу расположения гривы, наденьте на плечи лошади. Обязательно проверьте, чтобы под хомут не попала грива.
  • Расправьте шлею по корпусу коня.
  • Теперь можно лошадь завести в оглобли и заложить дугу. Для этого берем дугу, и охватывая левым гужом оглоблю снизу вверх, нижний край дуги заводим в образовавшуюся петлю и затягиваем. Перекидываем дугу через холку лошади и точно также крепим правую оглоблю за правый гуж.
  • Теперь нужно затянуть супонь хомута, чтобы дуга стояла ровно и прочно, не колеблясь. Для этого конец супони завязываем в петлю так, чтобы ее в любой момент можно было бы легко развязать.
  • Затем одеваем чересседельник и завязываем оглобли.
  • Последними пристегиваем вожжи. Более подробно весь процесс запрягания смотрите на видео ниже (Татьяна Тушева).
  • Сани конные — возвращение в древнюю Русь

    Многие знают, что конные сани – это древний традиционный способ русской езды. Но мало, кто знает, что сани это еще и самый древний вид транспорта. Первые изображения похожих на санки приспособления для перетаскивания грузов археологи находят еще в древнем Риме. На примитивные полозья укладывались строительные блоки, тяжелые грузы и прочее. На Руси, в связи с особенностями русских зим (много снега) санки были основным видом транспорта. О знаменитой тройке с бубенцами слагают легенды по всему миру.

    С санями связан целый пласт нашей культуры, не удивительно, что в разных регионах на Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня их можно разделить на русские беговые, городские, охотничьи, розвальни и спортивные для езды на тройках. Самый простой тип – это розвальни, которые использовались повсеместно крестьянами в виде грузового транспорта. Более компактные и позволяющие развивать большую скорость – городские – использовались как частный вид транспорта с извозчиком или без. Отдельного слова заслуживает тройка в санях, о которой больше вы сможете узнать на видео от канала GalileoRU.

    Запрягаем лошадь в сани

    Как правило, русские конные сани имеют также, как и телега, дугу и оглобли. Поэтому способ запрягания лошади не отличается от предыдущего. Если же в сани нужно запрячь тройку, то используется троечная упряжь, где коренник запрягается в оглобли, а два пристяжных коня пристегиваются за шлеи.

    Однако стоит отметить, что в некоторых регионах, в частности, в Украине сани использовались рабочие с постромочно-дышловой упряжью. Отличается такая упряжь более упрощенной конструкцией, где вместо оглобель используется лишь одно дышло посредине саней, а лошадь пристегивается за постромки.

    1. Как и в случае с телегой, всегда сначала одевается на лошадь уздечка. Однако зимой обязательно нужно в руке согреть железный трензель, чтобы на морозе он не повредил мягкие ткани рта лошади.
    2. После этого на корпус лошади одевается шлея с постромками. Заводится лошадь впереди саней с правой стороны от дышла и за специальные кольца пристегиваются постромки.
    3. Ремень или цепь-нашильник от дышла одевается на голову лошади и распределяется в самой узкой части шеи – сразу за затылком.
    4. Пристегиваются вожжи – сани готовы к использованию.
    5. Обычную жизнь в отдалённых русских областях тяжело представить без использования в подсобном хозяйстве лошади. Именно поэтому тут просто необходима телега и умение запряжки лошадей. Очень мало людей сейчас знают как правильно запрячь лошадь. Как запрячь коня могут узнать опытные специалисты.

      Под их руководством можно разобраться как запрягать лошадь, как при помощи повозки с лошадью привезти любой груз, дрова из лесополосы, вспахать земельный участок или съездить в соседний населённый пункт. В старые времена почти в каждой деревне существовал специальный мастер по изготовлению повозок. В наше время её необходимо приобретать или изготовить своими руками.

      Изготовление телеги своими руками

      Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

      В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем. Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

      Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

      Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей. В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.

      Наиболее важные моменты при изготовлении повозки

      Перед тем как начать изготовление, необходимо хорошо изучить конструкционные особенности повозки и основные её элементы. Главной составляющей каждой телеги считается ходовая часть.

      В неё включают заднюю и переднюю оси, четыре колеса, раму, на которую ставят платформу или кузов. Дополнительно присутствуют специальные стойки, которые служат для амортизации и сглаживания неровностей дороги. Задняя ось изготавливается стационарной, а передняя ось способна поворачиваться. Таким способом можно лучше управлять упряжью.

      Другими очень важными составляющими являются оглобли в дуговой одноконной телеге и дышло в пароконной. Такие элементы прикрепляются к передней оси, потому что из-за них осуществляется поворот передних колёс. Основную раму лучше всего изготавливать из металла при помощи сварки, так как на ней лежит вся масса груза телеги.

      Повозку принято делать из дерева. Теперь необходимо немного написать о размерах. В старые времена ширина телеги была не более 1,5 метра, а длина достигала 3 метров. Высота повозки напрямую зависит от её предназначения и размеров лошади, но обычно делается до 1 метра.

      Необходимые материалы и инструменты

      Для того чтобы изготовить телегу, необходимо иметь такие инструменты и материалы:

      • доски из прочных пород древесины;
      • металлические оси колёс и сваренная рама;
      • аппарат для сварочных работ;
      • две пары колёс от любого типа транспортных средств;
      • металлический профиль или трубы;
      • большое количество гвоздей;
      • молоток;
      • специальные инструменты для обработки древесины;
      • дополнительный инструмент;
      • подробные чертежи по изготовлению повозки.
      • Инструкция изготовления телеги своими руками

        В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

        Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

        Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

        Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

        Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

        Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

        Можно дать ещё несколько полезных советов:

      • Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
      • Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
      • Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.
      • Как изготовить дугу для лошади своими руками

        Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

        В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

        Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

        В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

        ОГЛАВЛЕНИЕ

        Глава III. Транспорт и упряжь

        Основным видом крестьянского гужевого транспорта служили летом телега, зимой сани. Телега состояла из переднего и заднего ходов — колесных пар с осями. Оси были деревянные (дубовые) либо кованные железные и заделывались с помощью железных скреп в массивные брусья, соединенные двумя дрожинами — прочными жердями длиной почти во всю телегу. Колеса были с гнутыми деревянными ободьями, спицами и дубовыми ступицами; для прочности ободья иногда ошиновывались шинами из полосового железа. Колеса закреплялись на осях с помощью железной чеки. Передний ход был составным, из двух частей, соединявшихся с помощью шкворня — массивного вертикального железного штыря и вращавшихся относительно друг друга на широких железных кольцах, благодаря чему телега могла поворачиваться. Сверху настилалась дощатая площадка в жердевой раме. На концы передней оси с помощью оковки с кольцами надевались тяжи — ременные, веревочные либо из толстой проволоки; другим концом они надевались на оглобли, имевшие в верхней части железные гребни. С помощью тяжей совершался поворот. Оглобли из толстых длинных жердей крепились к передней оси; при парной запряжке в ось вделывалось дышло для осуществления поворота, тогда как через оглобли передавалось тяговое усилие от лошади.
        Простые крестьянские сани — дровни состояли из двух массивных деревянных полозьев, круто загнутых в передней

        части саней — головках. В улучшенных санях снизу к полозьям пришивались железные полосы — подрези, чтобы предотвратить раскат саней на откосах и поворотах. Сверху в полозья вдалбливали короткие вертикальные копылья, на которые накладывали на шипах накопыльники. Обе части связывали толстыми перевитыми прутьями. Другой тип саней — розвальни — отличался отводами — гибкими жердями, которые спереди привязывали к головкам, а сзади закрепляли на поперечном брусу, лежавшем на накопыльниках. Отводы увеличивали емкость саней и предохраняли седоков и грузы при раскатах. Оглобли привязывали крепкими веревками к первым копыльям. Для увеличения емкости саней на них ставилась огромная плетеная из ивового прута корзина — кошева. В санях-пошевнях пространство между накопыльниками и отводами заплетали веревкой или зашивали толстым лубом.
        Зажиточные крестьяне пользовались также легковыми экипажами: двухколесными одноколками, таратайками, тележками, а также четырехколесными безрессорными или полурессорными, даже рессорными дрожками с мелким кузовом или тарантасами с кузовом открытым или имевшим откидной кожаный верх. Безрессорные дрожки и тарантасы над основными дрожинами имели редкий настил из тонких пружинистых дрожин, смягчавших толчки. Кузов тарантаса обычно плели из прутьев, здесь были сиденья для кучера — козлы в виде доски и для пассажиров — очень низкие, так что седок ехал полулежа. У полурессорных экипажей была либо одна пара рессор сзади, либо одна стоявшая вдоль задней оси рессора. Зимой пользовались беговыми санками, небольшими, с дощатым кузовом, козлами, сиденьем и высокой спинкой. Из этих экипажей развились городские и помещичьи ковровые сани, городские сани, коляски, ландо, фаэтоны, пролетки, линейки и пр. Длинномерные грузы перевозили на роспусках — двух ходах, соединенных длинными дрожинами.
        Общий для снаряжения верхового коня, седловки и экипажной упряжи предмет — узда, или оголовье, — охватывает голову лошади и служит для управления ею. Оголовье состоит из недоуздка, включающего суголовье, которое охватывает голову лошади за ушами, налобника, лежащего перед ушами, переносья, или нахрапника, лежащего на нижнем конце конской морды над ноздрями, подбородника, проходящего под конской головой от налобника к нахрапнику, и нащечных ремней, идущих от оголовья к нахрапнику по сторонам конской головы; на лбу и храпе лошади может лежать перекрестье из ремней или цепочек,

        идущих от оголовья к нахрапнику. К подбороднику может пристегиваться ч е м б у р, за который лошадь ведут или привязывают. В нижней части нащечных ремней с помощью колец пристегнуты трензельные удила из трех шарнирно соединенных кованных округлых железных стержней. К их кольцам пристегиваются поводья, или узда для управления верховым конем, или вожжи для управления упряжной лошадью. В крестьянском быту обычно обходились недоуздком без удил. Для езды верхом использовалось также мундштучное оголовье, как бы накладывающееся на трензельное. В этом случае добавляется Н-образное мундштучное удило или мундштук, кованный из железа в виде двух длинных щечек с кольцами на концах, соединенных слегка выгнутым грызлом. Верхние концы щечек соединяются мундштучной цепочкой с кожаным подцепочником. Мундштук пристегивается к мундштучному суголовью, а к его нижнему концу пристегнуты мундштучные поводья. У строевых коней на поводья кольцами надевается двойной ремень — мартингал, проходящий под паперсью и крепящийся к подпруге.
        Основной предмет седловки — седло. Его основа — ленчик, или, в казачьем седле, а р ч а к, из двух полок (полиц), соединенных передней и задней луками. У строевого седла полки шире и длиннее, луки низкие, выгнутые из железа, у казачьего седла полки меньше, а луки деревянные высокие. В полках прорезаны щели, куда вставляются путлища — двойные ремни, на которых висят железные стремена. Между луками натянут широкий ремень — живец. Под ленчик кладется войлочный потник с кожаной потниковой крышкой и кожаная крышка, сиденье с двумя крыльями, прикрывающими полки и путлища. Потник и обе крышки выгнуты по форме конской спины и седла. С помощью двойной подпруги седло притягивается к конскому крупу. Казаки на арчак клали толстую кожаную подушку, притянутую к спине коня широким троком. Полки арчака и путлища прикрыты кожаными крыльями — тебеньками. К задней луке строевого седла крепится пахвь с очком, надевающимся на репицу хвоста. К передней луке крепится двойной ремень — подперсье, или паперсь, соединяющийся на груди коня в один ремень, который закрепляется под брюхом на подпруге. На седло или под его покрышку кладут парадный чепрак, или вальтрап, — суконную, украшенную галунами фигурную покрышку.

        Таблица VI УПРЯЖЬ И ЭКИПАЖИ

        По обе стороны седла у передней луки крепятся кобуры — кожаные сумки с крышками для вещей; до середины XIX в. в них кавалеристы возили пистолеты и назывались они ольстрами, или чушками. По сторонам задней луки крепятся переметные сумы для вещей. Вещи всадника также помещают в чемодан, лежащий на задней луке вместе со свернутой попоной. В переметные сумы, кобуры и чемодан кладутся щетка и скребница для чистки коня, комплект подков с ухналями, гвоздями для ковки коня, шило и дратва для починки сбруи, складное брезентовое ведро, торба и троки — сетки для фуража, а также личные вещи и провизия всадника.
        При верховой езде применяются шпоры, кованные из железа или меди. Они состоят из дужки, надевающейся на задник сапога, вклепанного в него стержня — шенкеля, закрепленного на его конце вращающегося репейка — зубчатого колесика и ремешка с пряжкой для крепления шпоры на подъеме сапога; прежде сверху на ремешок надевали широкий короткий кожаный нашпорник.
        Упряжь составляют хомут из двух подвижных деревянных клещей, обшитых кожей и подбитых войлоком, стягивающихся супонью; по сторонам к хомуту прикреплены прочные кожаные гужи, куда вкладываются дуга и оглобли. На голову лошади надевается узда с поводьями, за чумбур пропущенный через згу и завязанный за оглоблю, поднятую вверх, пристегиваются вожжи. У норовистых лошадей на нащечные ремни оголовья надевают широкие кожаные шоры, чтобы они не пугались неожиданно появившихся сбоку препятствий. На спину кладется седелка, подобная небольшому седлу, подпругой притянутая к спине лошади. Через седелку пропускается чересседельник, поддерживающий оглобли. В полной сбруе на круп надевается шлея, которая крепится к подпруге лежащими на крупе шлейками.
        При бездуговой упряжи пристяжных лошадей или при дышловой запряжке тяга осуществляется через постромки, пристегнутые к шорке, состоящей из нагрудного ремня, охватывающего грудь, настроечного ремня, лежащего на спине за холкой, и соединяющих их по диагонали боковых поддерживающих ремней. Постромки могут крепиться и к хомуту. При пароконной упряжи хомут через нагрудник либо шорку соединяется с дышлом ременным или цепным нашильником. Постромки крепятся к вальку у передка повозки. Вожжи для управления пристяжными лошадьми называются привозжек

        (Отрывок из «Взрослые увлечения»)

        Рассказ-воспоминание нашего земляка Александра Бочарова.

        Изломав и искурочив с сыном-архаровцем три мотороллера и один мотоцикл за пятилетку, Сева решил, для домашних дел, купить лошадь.

        С разнообразными функциями этого животного не может сравниться ни один механизм, к тому же лошадь не требует горючего материала и смазки. С помощью коня, имея нужный инвентарь, можно выполнить тяжёлые работы.

        В осенне-зимнюю распутицу и бездорожье никакая автомашина не справится с хорошей проходимостью саней или телеги. И это главное для Всеволода и для его новой пасеки, которую он купил год назад, недалеко от речки Красный Калтанчик, в лесу, напротив молодого соснового бора.

        Взрослая лошадь всё умеет, и может сразу работать, но у животного могут быть серьёзные проблемы со здоровьем. Для этого нужен знающий человек и Сева обратился за советом к специалисту.

        Знакомый цыган Арсений посоветовал купить серую масть, при этом пространственно разглагольствовал по истории Древнего Рима.

        Консультант с улыбкой рассказал о … римском императоре Калигуле, который отличался своеобразным нравом и имел коня-любимчика светло-серой масти по кличке Инцитат (быстроногий), которому тиран-безумец хотел пожаловать … место сенатора.

        Посмеялись, похохотали и вдвоем пошли в Стройгородок за приглянувшейся лошадью. Выбирали долго и тщательно. Посмотрели, как животное двигается по ровной дороге: не хромает, не горбится.

        Обследовали ноги у рабочей лошади на отсутствие утолщений, наплывов, наростов и деформации суставов. Заглянули под густую, длинную шерсть над копытами и убедились, что там нет сухих корочек, струпьев, влажной слипшейся шерсти. Копыта прочные, без трещин и сколов – чистые, не болезненные.

        Оценили внешний вид «Орлика»: шерсть ровная, блестящая; глаза – ясные, без выделений и помутнений. Цыган проверил, что животное хорошо видит и слышит. Он прощупал пальцами обе стороны по центру спины и удостоверился, что у лошади нет проблем с позвоночником.

        Арсений внимательно понаблюдал за ровным дыханием животного и определил, что количество ударов грудной клетки в норме, около десяти ударов в минуту. Выдыхаемый «Орликом» воздух не имеет неприятного гнилостного запаха.

        Цыган потрогал корень хвоста с гладкой шерстью; отметил хорошую упитанность лошади. Арсений тщательно осмотрел рот и определил, что режущая поверхность передних зубов имеет не круглую, а овальную форму; а это указывает на возраст «Орлика», которому от рода не более шести лет.

        О причине продажи коня хозяин промямлил что-то невнятное, затем почесал затылок и предложил обмыть покупку за свой счёт и на его подворье. Цыган снял кепку, бросил на лавочку около летней кухни и пошёл к умывальнику мыть руки.

        Хохол Тарас Приходько угощал щедро и вкусно. Наваристый борщ со свиной грудинкой разлили в глубокие тарелки; на блюдо вывали отварные мослы и рульки; открыли баночку маринованных грибов; разложили ложки, стручки горького красного перца, три головки чеснока, нарезанное свиное сало с тремя мясными прослойками, каравай чёрного хлеба и бутыль крепкого самогона. Три стограммовых, гранёных стакана наполнили под верхние кромки.

        Тарас, как хозяин и продавец, встал, подёргал пальцами левый ус и заговорил:

        «Мы люди разные: я – украинец, ты – цыган, а Сева – обрусевший еврей! Но волею случая встретились за этим столом, где отмечаем мою продажу и обмываем – вашу покупку. Арсению большое спасибо за помощь в этом деле, за добросовестный осмотр «Орлика».

        Сева, ты не сомневайся: конь здоровый, сильный и работоспособный. Будь уверен, что плугом вспашешь и пашню и огород; управишься на сенокосе; привезешь дрова, ульи, мед… При желании можешь с «Орликом» заработать хорошие деньги.

        Выпьем за ровную колею, за новую борозду!

        Интернациональная троица дружно встала; чокнулись и принялись за еду.

        Больше всех налегал на борщ худосочный, щупленький Всеволод; видимо перенервничал за день из-за крупной суммы денег, которая грела ему ляжку в кармане с самого утра.

        Арсений обгрызал сочное прожаренное мясо от грудинки с приятным копчёным ароматом, прикусывая дольками чеснока.

        Грибочки смачно похрустывали во рту Тараса, они заедались тонкими ломтиками сала и зажевывались горбушкой чёрного хлеба.

        После борща Сева принялся за отварные мослы, мосолыги и рульки. Выбор был небольшой: сахарные и мозговые кости. Всеволод начал с трубчатых мосолыг, содержащих внутри вкусный костный мозг.

        Узким длинным ножом, с алюминиевой ручкой, он аккуратно поддел внутренность костной трубочки и вытащил желеобразный сгусток мозгов, цилиндрической формы. Опустошив подобным способом порядка семи-восьми мослов, Пилипенко сложил их содержимое в широкую тарелку, размял вилкой и намазал на нарезанные корочки чёрного хлеба.

        На разделочной доске мелко измельчил: лук, укроп и петрушку. Сверху посыпал перец и соль; специи и зелень перемешал и слегка сдобрил растительным маслом. В каждом кусочке намазанного хлеба выдавил углубление ложкой и посыпал измельченной, пикантной смесью.

        В этот момент Тарас налил по третьему стакану и дал слово Арсению. Цыган говорил сжато и кратко:

        «Конечно я не до конца осмотрел и проверил «Орлика», но первое обследование говорит о многом. Конь здоровый и сильный, молодой и красивый.

        Сева, пусть у тебя будет так, как у нашего народа: лошадь с цыганом едина, она и кормилец, и транспорт, и друг».

        Дружно выпили, закусили Севкиными бутербродами и продолжили трапезу…

        Солнце уходило на запад, над шахтой 9, в сторону района БИСа, удлиняя тени строений и деревьев; от терриконника шахты «Капитальная-2» потянуло прохладой северного ветра.

        С «Тайжины» летели голуби: то поднимаясь свечкой вверх, то опускаясь штопором вниз. Из-за горы, тянущейся от стадиона Стройгородка, с правого берега Елбани, стремительно вылетел сокол и бросился наперерез стае голубей.

        Пернатые разлетелись в разные стороны, но лишь один, молодой и слабый, оказался на предельно малой высоте.

        Сокол пошёл в атаку, схватил птицу; голубь вырвался из лап хищника и кувырком понёсся вниз. Последовала повторная атака, силуэт сокола на секунду замер с вертикально распахнутыми серпом крыльями и раскрытым овальным хвостом.

        Хищник крепко удерживал отчаянно рвущегося голубя, вцепившись когтями в область плеча и левого крыла.

        Всё кончено: жертва в когтях сокола, медленно улетает в сторону растущих ив на левом берегу Кандалепа…

        Цыган посмотрел зорким взглядом на закончившуюся трагедию в небе над Стройгородком и тихо прошептал:

        «Ох, не к добру это, не к добру…«

        Немного шатаясь, из-за стола встал Всеволод, крепко держа в руке пятый стакан, наполовину наполненный самогоном. Он пристально осмотрел обеденный стол; перевёл взор на дом, на цветущий сад-огород и на… «Орлика», привязанного в глубине двора, около стайки.

        Твёрдо сжимая стакан, произнёс:

        «Смотрю я Тарас на тебя и на твоё хозяйство и вот, что думаю: многое у тебя есть.

        Прекрасная жена – хозяйка, знающая нормы приличия и нужный такт в своём ключевом звене дружной семьи; твои взрослые дети: сын и дочь – живущие своими семьями. Скоро появятся внуки, твой двор наполнится радостным смехом и детскими голосами…

        Ты – счастливый человек, потому что думаешь и делаешь правильно!

        Но одного у тебя не будет: – «Орлика», серой масти, которого сегодня купил я!

        Мне понравился конь, надеюсь, что с ним мы поладим; успешно продолжим совместную трудовую деятельность на пашне, огороде и на пасеке.

        Мира и счастья Вам и Вашему дому!

        Пусть свершится то, что Вы пожелали!

        Спасибо за угощение!

        Всё было вкусно и хорошо!«

        Хозяин, покупатель и специалист-консультант подняли стаканы, чокнулись и в очередной раз залпом выпили всё до дна, продолжив кушать традиционные сибирско-украинские закуски.

        Солнце опустилось за горизонт, наступили светлые сумерки, когда ещё на небе не различаются мелкие звезды, но наблюдаются яркие небесные тела.

        В такой период времени на подворье Тараса видно так же хорошо, как и в дневное время. В вечерние сумерки завершают работы, проводимые на открытом воздухе.

        Кстати, такие сумерки называют… гражданскими, т.к. в этот момент можно хорошо видеть обьекты и предметы без дополнительного освещения.

        На летней кухне загремели чашки с блюдцами, жена Тараса заваривала чай с чабрецом.

        После чая Арсений начал седлать лошадь. Договорились с Тарасом, что купленную телегу, упряжь и другие принадлежности Всеволод заберет в ближайшие два-три дня, а сегодня «Орлика» оседлает цыган и поедет верхом в седле к Пилипенко.

        Цыган подошёл к коню с левой стороны, ладонью провёл по всей спине и убедился, что там нет грязи, сора и липкой шерсти.

        Расположил вальтрап? ниже холки; левой рукой приподнял седло с продёрнутыми в стремена петлями, а правой рукой расправил потник; подпруги в собранном виде разместил сверху седла.

        Арсений положил седло ближе к шее, а подкладку сдвинул немного назад.

        Перейдя к левому боку, затянул сначала ближнюю подпругу, а затем дальнюю; зафиксировал седло в нужном положении.

        Освободил стремена, опустил их до необходимого нижнего положения и крепко затянул ближе к шнеллеру?; застегнул пряжку и продел путлище? в стремя.

        Всеволод и Арсений поблагодарили семью Тараса за гостеприимство и при свете Луны вывели «Орлика» с подворья на улицу. Около калитки цыган ухватился за холку коня и стремительно взлетел в седло; ударил кнутом по передним ногам, потянул повод на себя вверх.

        Лёгкие, болевые ощущения от воздействия трензеля на губы, сместили голову «Орлика» к цыгану; конь оторвался передними ногами от земли и поднялся вертикально «на дыбы».

        Арсений в седле наклонился вперёд, сместил свой центр тяжести, как можно ближе к гриве. Великолепно выполненная «свеча» приятно поразила: и провожающего Тараса, и на время отрезвевшего Севу.

        Невольные, завороженные зрители убедились, что даже подвыпивший всадник-цыган имеет хорошую посадку, умеет прекрасно балансировать и сохранять равновесие на лошади.

        Нагружать «Орлика» двумя седоками не стали и Всеволод двинулся пешком, около коня, держась за стремя…

        Спустя час они благополучно прибыли во двор Пилипенко; распрягли, накормили и напоили коня. Глубоко за полночь дружески расстались, обещая встретиться в ближайшие дни.

        Через пару дней Сева вместе с Арсением, на мотоцикле, приехали к Тарасу за своей телегой; цыган быстро запряг коня, вручил хозяину вожжи и, сославшись на важные дела, уехал на рынок.

        Пилипенко сел на телегу, дернул за вожжи и громко скомандовал:

        «Орлик» послушно покатил телегу вниз по улице, в сторону главной автодороги «9-я Штольня». Проехав по дворам мимо бараков, возница вырулил «экипаж» напротив овощехранилища столовой шахты 9. Телега заехала на перекресток трамвайного пути и … остановилась.

        Конь, как вкопанный встал перед асфальтированной дорогой; Сева понукал и слегка похлёстывал длинным, ивовым прутом, но его труд был напрасным; животное не двигалось с места, лишь изредка хлопало ушами и размахивало хвостом, отгоняя назойливых мух.

        Трамваи остановились на своих путях; два мужика пытались помочь бедолаге: толкали телегу, упирались в зад «Орлика», но он хаотично крутил хвостом, упорно сопротивлялся и стремился двигаться задним ходом.

        Идущий с работы сосед, Александр Сергеевич, увидев такой «спектакль», решил помочь Всеволоду. Сначала попросил «помощников» отойти в сторону, сам подошёл с боку, немного ослабил подпруги и успокоил взбудораженное животное.

        Минут через пять отвязал вожжи, вытянул их из колец дуги и сбросил с шеи. Распутал узел подбрюшника и чересседельника, сдёрнул ремни с оглобли; развязал супонь, ослабил хомут и аккуратно снял дугу.

        Затем поочерёдно опустил оглобли и вывел из них «Орлика», убирая шлею; развернул хомут подкладкой вверх, приподнял его и просунул через голову коня. Под конец убрал седелку и всю упряжь сложил на телегу.

        Александр Сергеевич попросил мужиков перекатить Севкину телегу через дорогу, а сам взял «Орлика» под узду и повёл измученное животное вверх по переулку Островского.

        За конём катили телегу: Всеволод впрягся в оглобли, а три алкаша, за обещанное вознаграждение, толкали сзади…

        Такое поведение коня выяснилось на следующий день; оказывается хохол Тарас при продаже скрыл важную информацию о том, что «Орлик», ещё жеребёнком, с четырёхмесячного возраста жил без матери и это плохо сказалось на его психике.

        Рано отнятый жеребёнок, до полугода, часто становится агрессивным или пугливым.

        Маленьких жеребят трудно обучать; у них могут быть различные странности в характере. Например, некоторые лошади боятся и отказываются переходить мосты, дамбы и всевозможные преграды.

        При всех достоинствах «Орлика», у него сформировалось стойкое, странное упрямство не пересекать … асфальтированную дорогу, запряженным в любую телегу.

        В дополнение к этому, купленный конь очень хорошо почувствовал своё положение в окружении нового хозяина. Он по-своему понял, что Сева боится его, осторожничает, проявляет нерешительность; а для «Орлика» это означает одно: он сильнее и значительнее хозяина, который ниже его по рангу.

        ? Вальтрап -– суконное покрывало, подкладываемое под седло.

        ? Шнеллер – приспособление на седле для крепления путлища, которое обеспечивает его моментальное отделение, если нога упавшего всадника застрянет в стремени.

        ? Путлище – ремень, на который привешивается к седлу стремя.

        В рассказе сохранены имена главных действующих лиц истории, послужившей основой сюжета

        сущ., ж., употр. сравн. часто

        (нет) чего? телеги, чему? телеге, (вижу) что? телегу, чем? телегой, о чём? о телеге; мн. что? телеги, (нет) чего? телег, чему? телегам, (вижу) что? телеги, чем? телегами, о чём? о телегах

        1. Телегой называется четырёхколёсная деревянная повозка с низким кузовом, которая служит для перевозки грузов в сельской местности. Крестьянская телега. | Колесо, ось, передок телеги. | Телеги скрипят, тарахтят, громыхают. | Тащиться на телеге. | Запрячь лошадь в телегу. | Погрузить вещи на телегу. | Обогнать телегу.

        2. Телегой в шутку называют письмо в официальное учреждение с жалобой на чьи-либо действия. Телега на однокурсников. | Накатать телегу в Москву. | На тебя прислали целую телегу. | Она догадывалась, кто был автором телеги.

        3. Если о ком-либо говорят, что он ставит телегу впереди лошади, то это означает, что этот человек выполняет какие-то действия в нелогичной, неправильной последовательности.

        тележный прил.

        тележка сущ., ж.

        Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.

        Сфера использования телеги

        Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

        Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

        В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

        Подводы применяют в разных областях:

      • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
      • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
      • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
      • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
      • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.
      • Виды конных повозок

        Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.

        По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

        Тележка

        Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

        Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

        Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.

        Дроги

        Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

        Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

        Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.

        Полок

        Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

        Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

        Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

        Экипаж

        Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

        Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.

        Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

        Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.

        Коляски

        Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.

        Тарантасы

        Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.

        Брички

        Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.

        Как сделать карету для лошади своими руками

        Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

        Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

        Материалы и инструменты

        Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

      • металлические оси колес;
      • две пары дисков и шин от машины.
      • Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

        • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
        • листы на 10 мм;
        • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
        • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

        Из инструментов и оборудования потребуются:

      • сварочный аппарат с принадлежностями;
      • фрезерный станок;
      • ножницы по металлу;
      • молоток, гвозди;
      • шуруповерт и длинные саморезы;
      • болт М20х100;
      • гаечные ключи.
      • При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

      • Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
      • Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
      • Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
      • Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
      • Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
      • Вставляют в паз бруса металлическую ось.
      • Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.
      • Дальше приступают к изготовлению рамы:

      • Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
      • На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
      • Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.
      • Работу заканчивают навесной частью:

      • Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
      • Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
      • Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
      • Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
      • Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
      • Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.
      • Как правильно запрячь коня в телегу

        Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.

        Сначала идет подготовка:

      • Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
      • Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.
      • При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:

      • Регулируют гужи.
      • Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
      • Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
      • Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
      • Дальше идет подпруга.
      • Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
      • Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
      • Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
      • Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
      • Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
      • Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
      • Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
      • Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
      • Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.
      • Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.

admin

Наверх