Как называется прыжок лошади

Глава 9. Элементы высшей школы верховой езды, применяемые в венской школе

Общие сведения

Большой интерес для цирковых выступлений представляют элементы испанской школы верховой езды, культивируемой в Вене и Париже (Сомюрская кавалерийская школа). В программах конных номеров исполнение элементов испанской школы проходит неизменно успешно.

В Вене школа испанской верховой езды находится в центре города, рядом с дворцом президента Республики. Она основана в 1572 году и называлась «Испанская верховая конюшня», а в 1735 году получила наименование «Испанская высшая школа верховой езды». Роскошное здание школы выдержано в стиле барокко и построено (1729-1735) известным архитектором Иозефом-Эмануэлем Фишером. Длина манежа — 55 м, ширина — 18 м, высота помещения — 17 м. Свое название «испанская» школа получила от испанских лошадей, предков современных липпицианских жеребцов. Комплектуется школа молодыми липпицианскими лошадьми преимущественно из австрийского конного завода «Пибер». Вся деятельность школы сведена к пышным театрализованным представлениям, на которых берейторы демонстрируют элементы высшей сложности: пиаффе, пассажи, пируэты, перемены ног на галопе, работу лошадей «в руках», школьные прыжки, курбеты, каприоли, пезады, левады, лансады, круппады и баллотады, работу лошади на длинных поводьях (лонжах) без всадников, большую школьную кадриль и па-де-де.

Перед описанием названных элементов и приемов тренировок надо сказать, что фигуры высшей школы, особенно прыжки над землей, требуют длительной, упорной работы. Лошади для этой цели должны быть отобраны не только по своим физическим данным (хорошо поставленные конечности, благоприятные для прыжков углы сочленений, крепкие спина, поясница и круп), но и отличаться от остальных лошадей своими природными способностями к школьным прыжкам, короче говоря, быть «одаренными». Считают, что жеребцы липпицианской породы наиболее способны к школьным прыжкам. В венской школе для обучения лошадей широко применяются пиляры.

Пиляры

В прошлые времена способ обучения лошадей в пилярах был очень распространен в России. Работа лошади в этом приспособлении достигала большой тонкости. Совершенно неправильно критикуя пиляры, некоторые называют их орудием пытки. Ни одно из исторических сочинений не рекомендовало при выработке лошади в пилярах прибегать к жестокости, а наоборот, все прежние мастера, в том числе русский полковник Бобинский (начало XIX века), рекомендуют предпочесть ласку и совершенно не применять в пилярах никакого наказания. По своему принципу при обучении лошади пиляры играют такую же роль, как в балетных школах станок для балерин, то есть значительно облегчают исполнение трудного упражнения, помогая равновесию.

Пиляры представляют собой два крепких круглых деревянных столба высотой примерно 2,5 м, устанавливаемых на манеже (рис. 41). Расстояние между столбами составляет около 1,5 м. На внутренней стороне каждого столба прикреплено по шесть колец, нижнее отстоит от земли примерно 1,2 м. Расстояние между отдельными кольцами — около 15 см. К кольцам прикрепляются развязки, идущие к кольцам капцунга и по храпу лошади (пилярный повод). После того как лошадь прошла первоначальное обучение «в руках» и под всадником можно начать работать ее на пиаффе между пиляр, чем достигается более высокое поднятие ног, а следовательно, более эффектное пиаффе.


Рис. 41. Пиляры представляют собой два крепких круглых деревянных столба высотой примерно 2,5 м, устанавливаемых на манеже

Лошадь ставят в пиляры, и если она не обнаруживает беспокойства, то ее развязывают за боковые кольца капцунга. Однако в основном первый урок не проходит так гладко. Как правило, лошадь проявляет беспокойство и страх. В таких случаях берут помощника, который предварительно проводит лошадь «в руках» между столбами, после чего ее развязывают, а помощник становится впереди лошади и свободно держит третий повод, прикрепленный к среднему (переднему) кольцу капцунга.

Дрессировщик, стоя позади лошади и легко тушируя ее хлыстом, побуждает к боковым движениям. Так работают несколько дней, заставляя принимать то влево, то вправо. Лошадь, до этого работавшая «в руках», обычно под воздействием туширования в области плюсны без сопротивления сделает несколько темпов пиаффе. Этим следует удовлетвориться и поощрить (подкормить). В дальнейшем работу можно проводить без помощника и, усилив действие побуждающих средств, достичь высокого пиаффе.

Работа под всадником в пилярах служит началом подготовки к выполнению элементов испанской школы верховой езды (левада, пезада, круппада, каприоль), в основу которой положено пиаффе с хорошо подведенными задними ногами. Всадник шенкелями добивается полного сбора лошади, посылая ее вперед на пилярный повод (не связанный со ртом лошади и проходящий по храпу), работа шенкелем при этом должна полностью соответствовать тушированию лошади. Условно-рефлекторное побуждение хлыстом и шенкелем не так трудно перевести на пощелкивание языком. Следует иметь в виду, что некоторые лошади в начале обучения могут подбрасывать заднюю часть, высоко поднимать переднюю или подпрыгивать. За это наказывать лошадь не следует, а внимательно замечать, к каким упражнениям испанской школы имеет склонность лошадь. Работать в пилярах со слишком темпераментными и нервными лошадьми не следует, так как это грозит несчастными случаями — лошадь может, бросившись вперед, порвать поводья, опрокинуть пиляры, опрокинуться назад и даже перевернуться через голову. В целом упражнения в пилярах проводятся с целью необходимого сгибания в тазобедренных и скакательных суставах, выгибания позвоночника и одновременного сгибания и подтягивания передних ног.

Уже во время начальных уроков «в руках» и пилярах опытный дрессировщик получит представление, к каким упражнениям имеет способность и склонность та или другая лошадь. Большинство лошадей встают на задние ноги, пытаясь сделать пезаду. Если же лошадь при прыжке оторвет от земли все четыре ноги и сделает это не по злой воле, а от избытка энергии или от воздействия бичом, ее следует поощрить.

Пытаться обучить одну лошадь всем прыжкам не следует, это неосуществимо, универсальных лошадей но может быть, надо усовершенствовать то упражнения, к которым показывает свои способности лошадь и на которых она выглядит более эффектно. Базой испанской школы является хорошее исполнение пиаффе, из которого вытекают все фигуры и прыжки. Конечно, лошадь должна быть хорошо выезжена и уравновешена на обычной строевой езде.

Пезада — движение испанской школы верховой езды, при котором лошадь подбирает передние ноги. Лошадь должна спокойно подняться на «гох» довольно высоко на полусогнутых задних ногах при подобранных передних.

Работой в пилярах на пиаффе мы научили лошадь сбору, при котором задние ноги значительно подведены под корпус, круп опущен, центр тяжести ушел назад.

Тушированием и голосовым воздействием надо послать лошадь вперед, заставив еще больше подвести задние конечности и упереться в носовой ремень пиляр. При поднятии хотя бы и не на полную пезаду, всадник сразу же оглаживает лошадь, подкармливает и прекращает работу.

Развязные ремни пиляр подгоняются в соответствии с телосложением лошади с расчетом дать возможность поднятия передней части вверх. Правильное развязывание имеет большое значение во время работы в пилярах. Если первое время лошадь несколько опускает передние ноги во время пезады, не следует тушированием заставлять ее их подтягивать, так как лошадь еще недостаточно сбалансирована и этим путем пытается помочь себе удержаться на задних ногах; со временем это пройдет. Можно лишь рекомендовать укоротить несколько развязки.

Лишь после того как лошадь освоится с тяжестью всадника и привыкнет к воздействию шенкелей, побуждающих ее подняться на пезаду, всадник может набрать поводья и заставить ее выйти на пезаду нажимом шенкелей и пощелкиванием языком.

Спустя некоторое время лошадь будет выполнять пезаду без пиляр по требованию всадника в любом месте манежа. Терпение и спокойствие, исключение какого бы то ни было переутомления (перенапряжения) лошади является лучшим способом добиться желаемого — непринужденного поднятия на пезаду.

Левада фактически является разновидностью пезады, при которой задние ноги максимально согнуты в скакательных суставах, а тыловая часть путовых суставов почти касается земли. Передние ноги согнуты в запястьях, а копыта подняты к локтям. Лошадь как бы сидит. Эта фигура испанской школы является результатом длительной и тщательной работы в пилярах и под всадником. Так же как и другие фигуры, заставить лошадь выполнять леваду можно только из пиаффе. Степень подведения задних ног на леваде больше, чем на пезаде.

Усиление работы поводьями и укорачивание развязки не даст возможности лошади высоко подняться, ограничивая степень выпрямления корпуса по отношению к горизонту очень острым углом (20°). Огромное значение имеет абсолютно спокойная, глубокая посадка всадника, низкое положение его рук и очень тонкое действие шенкелей. Из положения левады лошадь не должна быстро «ронять» передние конечности на землю, а медленно опускаться так, чтобы попасть передними копытами точно в следы, из которых она поднялась в леваду.

Если удается добиться того, что лошадь, встав на землю, начнет немедленно пиаффировать, а затем, вновь выполняя требование всадника, поднимется на леваду, то это будет лучшим подтверждением хорошей выездки. Если лошадь осаживает и становится за повод, это считается ошибкой и может явиться результатом чрезмерного набора поводьев при недостаточной работе шенкелей. Лошадь должна быть выпрямлена и равномерно упираться в оба повода, только в этом случае можно избежать вращения корпуса лошади на задних ногах и потерю сбора во время левады. Иногда всаднику может показаться, что лошадь опустила одну из передних ног, это не ошибка, а просто попытка лошади восстановить равновесие.

Школьные прыжки

Во время выполнения прыжков высшей школы над землей, к которым относится курбет, лансада, баллотада и каприоль, лошадь отделяется всеми четырьмя конечностями. Школьные прыжки исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и смелости всадника (рис. 42).


Рис. 42. Школьные прыжки. 1 — пезада, 2 — курбет, 3 — левада, 4 — баллотада, 5 — круппада, 6 — каприоль, 7 — лансада

Вопреки мнению о чрезмерной искусственности школьных прыжков и утверждению, что они не присущи для лошади, позволим себе привести высказывание известного немецкого тренера Л. Зенера, приготовившего к школьным прыжкам много лошадей: «Школьный прыжок так же естествен для хорошо сложенной лошади, как и три основных аллюра — шаг, рысь и галоп, и не следует боязливо избегать этих прыжков».

Лошадей, которые обладают сильной спиной, мощными задними ногами с массивными скакательными суставами, можно начинать учить школьным прыжкам, лишь когда они полностью будут подчиняться шенкелю и поводу, легко выполнять пиаффе при хорошей работе суставов задних ног. Чрезмерно крупные и грузные лошади не годятся для школьных прыжков.

Курбет — школьный прыжок, при котором лошадь поднимается из пиаффе в пезаду, под действием туширования и голоса дрессировщика делает прыжок вверх и вперед и приземляется на задние конечности. Французское название этого приема означает прыжок по дуге. Так как лошадь во время курбета не только уравновешивает свою тяжесть и тяжесть всадника на задних ногах, но и отталкивается от земли, воспринимает эту тяжесть при приземлении и снова совершает прыжок, ее тазобедренные и скакательные суставы значительно сгибаются, испытывая чрезмерное напряжение. Поэтому не рекомендуется слишком часто производить эти прыжки под всадником.

Курбет сначала отрабатывают «в руках». Лошадь, уверенно выполняющую пезаду, ставят в пиляры на развязку, а затем тушируют хлыстом по ее скакательным суставам, заставляя сделать прыжок вверх. После хорошего прыжка лошадь подкармливают и на этом заканчивают работу. Через некоторое время на лошадь можно посадить легкого и очень искусного всадника, который, сохраняя спокойную посадку, не мешает ей при выполнении этого трудного прыжка.

Развязку следует пристегивать так, чтобы лошадь имела небольшой упор, соответствующий прыжку.

При длинных развязках лошадь будет слишком высоко поднимать переднюю часть и не сможет уравновеситься так, как это необходимо для отталкивания, или же сделает слишком длинный прыжок вперед, потеряет равновесие и ударится при опускании о пилярный носовой ремень и потеряет уверенность. Слишком короткие развязки мешают лошади не только приподнять переднюю часть, но и совершить прыжок. Равномерность развязок обязательна, а при посыле вперед (тушировании) необходимо одновременно воздействовать на обе задние ноги, чтобы отталкивание произошло обеими ногами сразу. В противном случае лошадь может оттолкнуться одной ногой и получится косой прыжок. Лучше всего тушировать двумя хлыстами.

Существует много лошадей, идеально выполняющих пезады и левады и, следовательно, обладающих достаточной силой для выполнения курбета, однако лишь немногие лошади обладают не только силой, но и умением уравновеситься, что необходимо для курбета, а также ловкостью и смелостью.

Работы в пилярах не следует прекращать до тех пор, пока не появится необходимая уверенность как у лошади так и у всадника.

При работе вне пиляр всадник из пиаффе поднимает лошадь на пезаду, и когда она уравновесилась на пезаде, заставляет ее оттолкнуться, усиливая нажим шенкелями, щелкает языком и опускает руки вниз и немного вперед, чтобы лошадь получила необходимую ей свободу повода для прыжка вперед.

Вначале курбет следует выполнять с помощником, который становится сзади с бичом на некотором расстоянии от лошади. Он не дотрагивается до лошади, но его присутствие значительно облегчает задачу всадника. После удавшегося курбета всадник снова ставит лошадь на пиаффе и, если позволяет состоянию лошади, требует от нее выполнения еще нескольких курбетов.

Заканчивая работу после курбетов, надо обязательно сделать несколько темпов пиаффе. При выполнении курбета следует обращать особое внимание на то, чтобы лошадь все время была в ровных шенкелях и поводьях, иначе она может неправильно (в одну сторону) оттолкнуться на прыжок и начнет «вращаться».

Лансада — так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо согнутых задних ног. При обычном движении горячая лошадь делает лансады, желая вырвать повод или сбить всадника.

Круппада — прыжок из пезады (на месте), при котором лошадь, отделившись от земли с подобранными ногами, опускается на то же самое место.

Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на прыжок, передняя часть лошади идет несколько выше, чем задняя. Лошадь подтягивает все четыре ноги под корпус, причем подковы задних ног направлены к земле. Корпус лошади в дальнейшем принимает горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или «в руках». Вначале лошадь из пиаффе поднимают в пезаду, и в тот момент, когда она приготавливаете опуститься, ее слегка тушируют по крупу. Туширование в момент, когда она еще находится в стадии выпрямления, может привести к тому, что вместо круппады получится левада. За правильное исполнение круппады лошадь следует поощрить и прекратить работу. Не надо забывать в момент туширования щелкать языком, это является условным раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно перейти к исполнению круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью передних ног и сочетаться с выдержкой поводом.

Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног. В круппаде, находясь в воздухе, лошадь все четыре ноги держит поднятыми к животу, в баллотаде же задние ноги более разогнуты в путовых суставах, лошадь как бы показывает своп подковы и, приземлившись на все четыре ноги, переходит в пиаффе.

Каприоль. Этот прыжок часто называют оленьим. На каприоли лошадь поднимается на пезаду, стремительно и сильно отталкивается от земли вверх и вперед. Это самый эффектный и в то же время самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо сложенной лошади, имеющей природную легкость движений, спокойный и в то же время энергичный характер и, самое главное, способность к школьным прыжкам. Лошадь в пилярах заставляют подняться сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади переходят в каприоль уже из пезады). Уловив момент начала опускания, тренер резким ударом по крупу заставляет лошадь лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в противном случае лошадь сделает только прыжок вперед и каприоль не получится.

В процессе работы в пилярах на лошадь сажают легкого, крепко сидящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и шенкелем. В дальнейшем лошадь работает вне пиляр — под всадником и без него, на лонже. Помощник при этом находится позади на безопасном расстоянии и держит лонжу высоко и слегка натянутой. В момент, когда всадник вышлет лошадь на каприоль, помощник щелкает бичом, чтобы лошадь отбивала задними ногами. После того как лошадь начнет стабильно и без сопротивления исполнять каприоль на лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время помощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти в случае необходимости на помощь всаднику.

В дальнейшем переходят на одно воздействие (шенкель, голос, щелчок) и считают лошадь готовой, если она выходит на каприоль только от щелчка языком.

Удержаться в седле во время каприоля дело непростое. Посадка всадника должна быть очень прочной, так как лошадь при отталкивании и во время энергичного отбивания задними ногами создает сильные толчки, выбивающие из седла (у седла при исполнении каприоля отстегиваются стремена). Особенно важно знание всадником особенностей своей лошади при каприоле. Желательно заставить лошадь пиаффировать перед каприолем в полном сборе и с предельным импульсом.

Прыжки

Если основные взгляды на выездку со времени Ксенофона мало изменились, то все, что связано с прыжками, разработано и обосновано сравнительно недавно.

Еще в конце прошлого века до начала первой мировой войны, прыжки лошадей в том виде, как их выполняют в наши дни, не входили в программу спортивных соревнований. Уже много столетий назад устраивали конную охоту во Франции и Англии, но преодоление препятствий не было изучено, а выработанные в древние времена взгляды на прыжки не выдержали серьезной критики.

Современный конкур — соревнования по преодолению препятствий — начал развиваться в Италии, поэтому теперешний стиль прыжка называют «итальянским».

Преодолевая препятствия, всадник еще больше, чем при выездке, зависит от воли лошади и ее умения. Важнейшим условием конкура, которое должен запомнить каждый всадник, является то, что лошадь хорошо преодолевает препятствие, только если захочет.

Рекордный прыжок человека в высоту. 2м 30 см
Лошадь под всадником . 2 м 47 см
Средний спортсмен прыгает . 1 м 30 см

Закономерный вопрос: почему бы лошади легко не прыгать в высоту на 1м 40см? А если она этого не делает, то можно прийти к выводу, что всадник ее этому не научил. Прыжки и выездка, как многие думают, не являются взаимоисключающими понятиями. Чем лучше лошадь повинуется посылам, тем охотнее она идет на препятствие.

Преодоление препятствий, один из классических видов конного спорта. При П. п. выявляют способность л. к прыжку, ее ловкость, энергию и тренированность, а также умение спортсмена управлять л. в сложных условиях. За разрушение препятствий, неповиновение л., падение, превышение нормы времени и др. ошибки участника соревнований штрафуют. Побеждает всадник, сделавший меньше ошибок, быстрее др. прошедший маршрут или получивший наибольшее кол-во положител. баллов. Впервые соревнования по П. п. были проведены в Бельгии и Франции.

С 1912 их включают в программу всех Олимпийских игр. В наст, время П. п. проводят на конкурном поле или в закрытом манеже стандартного размера. В зависимости от кол-ва, размеров и сложности препятствий маршруты относят к различным классам трудности. Трудный и высший класс имеют варианты А, В и С, из к-рых А — самый сложный. В соревнованиях легкого, среднего и трудного (С) классов участвуют л. не моложе 4 лет. К П. п. высотой 130 см л. допускают с 5 лет, 140 — с 6. 150 — с 7 и.160 см — с 8 лет.

Кроме обычных конкуров, предусмотрены и др. виды П. п.: охотничий паркур, на 6 препятствиях, до первой ошибки, на мощность прыжка, американский паркур, с выбыванием, а также эстафеты и одиночные высотные, широтные и высотно-широтные прыжки.

Препятствия

1. Искусственные сооружения для конкуров и стипль-чезов.

Бывают отвесными, широтными, высотно-широтными. Несмотря на внушит, вид и достаточную массивность, при сильном задевании должны легко разрушаться на составляющие элементы, не вызывая падения л. Во всех конкурах, кроме соревнований на мощность прыжка, а также одиночных прыжков на установление рекорда, П. не могут быть выше 170 см и шире 200 см (ширина пирамиды снизу до 220 см), максим, ширина канавы — 450 см. На стипль-чезах максим, высота П.- 140 см (неподвижная часть не выше 100 см), ширина канавы с водой — до 4 м.

Границы П. слева обозначают белым, справа — красным флагом, С правой стороны П., кр. того, устанавливают порядковый номер.
Со четанием 2 и более П. (напр., забор с кустарником или канавой, земляной вал с палисадом и кустарником, фазанья дорожка и т. п.), поставленных для преодоления одним прыжками устраивают систему П. Установка П. для одиночных прыжков должна способствовать достижению высоких результатов и одновременно обеспечивать максим, безопасность спортсменов и лошадей.

Для прыжка в высоту П. составляют из стоек, накло-R ненных под углом 35 к вертикали, и жердей, к-рые кладут на горизонт. колышки, вставленные в отверстия с задней стороны стоек. Верхнюю жердь слегка закрепляют кружками, надетыми на конец колышков. Пространство ниже жердей закрывают плетенкой. Заложение перед П. регулируют по желанию спортсмена.

Для прыжка в Длину П. делают в виде неглубокой канавы с водой, оканчивающейся пологим склоном, и установленных перед ней херделей с наклоном в сторону прыжка.

Для высотно-широтного прыжка П. составляют из поставленного впереди наклонного херделя высотой 120 см, передней жерди, установленной на вертикал, стойках на той же высоте, и задней жерди на наклонных стойках, к-рую постепенно поднимают, одновременно отодвигая назад. Пространство между передней и задней жердью заполняют херделями.

2. На дистанции кросса в троеборье максимально используют естественные препятствия.

Их, а также искусств. П, укрепляют, чтобы они не менялись до конца соревнований, однако одну из составляющих П. частей делают разборной, позволяющей быстро освободить упавшую л.

Располагают П. так, чтобы их нельзя было объехать стороной, сочетая искусств. П. с естественными (склонами, ручьями, канавами, живыми изгородями и т. д.).

Высота П. с насадкой не может превышать 140 см, а их закрепленная часть — 120 см.

Высотно-широтные П. могут иметь ширину у основания до 3 м, а по верху — до 2 м. Ширина канавы с водой — не более 4 м, др. широтных П.- 3,5 м. Глубина прыжка — до 2 м. Глубина воды в местах прыжков в
водоем и из него — до 50 см, ширина брода до 6 м.

ДЕВЯТЬ ТИПОВ ПРЕПЯТСТВИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЫЖОК ЛОШАДИ

Конкурный тренинг подразумевает улучшение техники прыжка лошади, улучшение ее физической формы, подготовка лошади к преодолению препятствий морально – выработка уверенности и доверия к всаднику.
Не секрет, что на домашних тренировках вы должны ознакомить лошадь со всеми типами препятствий в разных комбинациях, что бы на соревнованиях она знала, как технически их преодолеть. В этой статье мы рассмотрим основных девять типов препятствий и их влияние на рабочие качества вашей лошади.
Жерди (расположенные на земле)
Жерди, размещенные непосредственно перед и за препятствием (заложения), стимулируют лошадь опустить голову, сосредоточиться на подходе к барьеру и лучше использовать свой корпус в прыжке, баскюлировать. Жерди, расположенные на расстоянии от препятствия, подсказки, показывают лошади точку отталкивания, если жердь лежит впереди, или не дают нестись после прыжка, если жердь за препятствием.


Угол
Жерди размещенные в виде угла на барьере? либо перед ним на земле, центрируют лошадь и улучшают технику работы передних ног.

Заполнения
Заполнение заставляют лошадь обращать больше внимания на препятствие. Траектория прыжка становится более округлой, не настильной. Лошадь лучше работает корпусом.


Крестовины
Это хорошее препятствие для разогрева и разминки лошади. Крестовины, также как и угол , заставляют лошадь прыгать по центру и поднимать перед. Чем выше поднимают жерди, тем острее угол крестовины, и тем больше лошадь собирается и концентрируется перед прыжком.

Чухонцы (вертикали)Преодоление чухонца требует от лошади более выраженного баскюлирования. Ей нужно более активно заходить на барьер. Чухонцы требуют более выраженного подъема переда, учат лошадь поднимать плечи.

Брусья (Оксер)

Брусья способствуют выработке более сильного толчка, так как лошади нужно дольше находиться в воздухе. Вы можете изменять тип брусьев, делать их возрастающими (когда передняя жердь ниже задней) – более легкий вариант, параллельными (передние и задние жерди на одном уровне) и ниспадающими (задняя жердь ниже передней). Первый вариант учит лошадь сильнее сгибать ноги, а также работать ими быстро и вперед. Два последних варианта требуют от лошади более мощного толчка. Третий тип брусьев используют для улучшения техники прыжка лошадей, задевающих жерди задом , такие брусья заставят лошадь лучше раскрывать спину и сгибать задние ноги в завершающей фазе прыжка.

Тройники

Тройник это препятствие состоящее из трех вертикалей, жерди расположены по возрастанию. Тройники стимулируют вашу лошадь растягиваться и раскрываться в прыжке. Также, они требуют очень много энергии. Учат лошадь дольше держать плечи поднятыми и зад раскрытым.

Стенки
Стенки сложны тем, что лошадь не видит точки приземления. Стенки развивают у лошади уверенность и доверие к всаднику. Также, как и прыжок через чухонец, прыжок через стенку улучшает баскюль, лошадь лучше работает передом.

Канавы
Лошади реагируют на канавы так же, как и на препятствия с заполнением. Лошадь опускает голову и шею ниже, что бы рассмотреть барьер. Прыжок более мощный и настильный. Вы можете устанавливать канаву перед или за чухонцем, что бы изменить траекторию отталкивания или приземления.

ВНИМАНИЕ! Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, сперва войдите в качестве зарегистрированного пользователя . Это позволит системе предложить связать вашу карточку HORSE.RU с указанными социальными сетями. В противном случае система создаст новую карточку и нового пользователя, что может доставить Вам неудобство ввиду несвязности между карточками Ваших альбомов, сообщений, друзей и др. материалов, созданных предыдущей регистрацией и новой.

Я уже имею зарегистрированную карточку на HORSE.RU и хочу привязать ее к своей карточке в социальной сети
Facebook » Я хочу войти с помощью Facebook
ВКонтакте » Я хочу войти с помощью ВКонтакте
Добавить
Изменить У Вас пока нет избранных страниц на этом сайте
Вы добавляете текущую страницу в качестве закладки для быстрого перехода к ней.

Вы не зарегистрированы на этом сайте. Информация о закладках будет сохранены в cookie, и будет доступна только на этом компьютере при входе на сайт незарегистрированным пользователем

Информация о закладках будет сохранена в личном профиле Вашего пользователя, и будет доступна при входе под именем этого пользователя с любого компьютера


Правила и рекомендации
Сборник правил и рекомендаций федерараций конного спорта (ФЕИ, ФКСР и д.р.).

Учебники верховой езды
Собрания лучших учебников верховой езды для начинающих и профессионалов


Подготовка лошади
Материалы, посвященные подготовке спортивных лошадей

Выездка
По международной терминологии – дрессура
высшая школа верховой езды.

Конкур
Преодоление препятствий. Самый массовый и популярный вид конного спорта.

Троеборье
В течении трех дней всадники соревнуются в выездке, конкуре и кроссе.

Конные игры
Статьи, посвященные конным играм, где одним из участников является лошадь

Стипль-Чез
Cкачки с препятствиями, проводится на специально оборудованной трассе.

Если основные взгляды на выездку со времени Ксенофона мало изменились, то все, что связано с прыжками, разработано и обосновано сравнительно недавно. Еще в конце прошлого века до начала первой мировой войны, прыжки лошадей в том виде, как их выполняют в наши дни, не входили в программу спортивных соревнований. Уже много столетий назад устраивали конную охоту во Франции и Англии, но преодоление препятствий не было изучено, а выработанные в древние времена взгляды на прыжки не выдержали серьезной критики.

Современный конкур — соревнования по преодолению препятствий — начал развиваться в Италии, поэтому теперешний стиль прыжка называют «итальянским». Преодолевая препятствия, всадник еще больше, чем при выездке, зависит от воли лошади и ее умения. Важнейшим условием конкура, которое должен запомнить каждый всадник, является то, что лошадь хорошо преодолевает препятствие, только если захочет.

Рекордный прыжок человека в высоту. 2м 30 см
Лошадь под всадником . 2 м 47 см
Средний спортсмен прыгает . 1 м 30 см

Закономерный вопрос: почему бы лошади легко не прыгать в высоту на 1м 40см? А если она этого не делает, то можно прийти к выводу, что всадник ее этому не научил.

Прыжки и выездка, как многие думают, не являются взаимоисключающими понятиями. Чем лучше лошадь повинуется посылам, тем охотнее она идет на препятствие.

Обучение лошади прыжкам

Обучение охватывает:

  • воздействие, оказываемое на лошадь, чтобы заставить ее прыгнуть;
  • тренировку, то есть развитие мышц;
  • оценку прыжка.

    Чтобы правильно оценить эти элементы, нужно прежде всего обратить особое внимание на характер лошади, как это делается и при выездке. Зрителю зачастую может показаться, что хороший тренер по конкуру со всеми лошадьми работает одинаково. Но среди конкурных лошадей есть старательные, ленивые, горячие и флегматичные, боязливые и смелые; одна лошадь лучше реагирует на ласку, другая — сильней на наказание; одна от природы обладает большей прыгучестью и прыгает охотно, другая конкура не любит; одна испорчена больше, другая меньше. При этом решающую роль играет память лошади. Лошадь не забывает о несчастных случаях и препятствиях, причинивших ей боль; она помнит о несчастном случае и будет более или менее осмотрительной во время следующего прыжка, станет больше сгибать ноги или же прыгать без удовольствия.

    При напрыгивании надо обратить внимание на малейшие детали. Тренировка — самый важный фактор в воспитании конкурной лошади, и его невозможно переоценить.

    Лошадь должна прыгать спокойно и неторопливо. Предъявляемые к ней требования должны повышаться постепенно, и постоянно следует помнить, что лошадь никогда нельзя перегружать, ее нужно часто подбадривать и награждать, а после хорошо удавшегося прыжка дать ей отдохнуть.

    При напрыгивании используются, как правило, только твердые препятствия, прежде всего жерди, переставные стенки и т.д., которые не причиняют лошади вреда. Простое бревно будет всегда трудным препятствием.

    Лошадей можно напрыгивать по-разному; высота препятствия при этом не играет роли. Хочет ли всадник воспитать лошадь, прыгающую через препятствие высотой в 2 м, или преодолевать хорошим стилем высоту в 60 см, путь тренировки приблизительно одинаков, но ошибки в обращении с лошадью будут заметней при прыжках через более высокие препятствия.

    Всадник может допустить массу ошибок, которые отобьют у лошади желание прыгать, а способов это желание привить у него гораздо меньше.

    Если у лошади отбили желание прыгать, то нужно вновь все начинать сначала. Принуждением и грубой силой невозможно привить лошади желание прыгать. Начинающие всадники должны дать лошади возможность прыгать недалеко от выхода из манежа, в направлении конюшни или к другим лошадям, но ни в коем случае не в противоположном направлении.

    Навык преодоления препятствий может появиться только в результате тренировки. От лошади ежедневно можно требовать 10-20 прыжков, если препятствия невысоки. Но при этом следует учитывать и работу, которую лошади предстоит еще выполнить в тот же день. Высоту препятствий нужно менять, чтобы лошадь научилась сама ее оценивать.

    Лошадь можно напрыгивать на корде и под всадником. На корде лошадь прыгает без всадника; при этом различают также: совершенно ли свободно она прыгает, ведут ли ее на препятствие (дальше или ближе от препятствия она отталкивается перед прыжком), или она должна прыгать в манеже.

    При напрыгивании на корде нужно следить за тем, чтобы поводья были хорошо привязаны, не болтались и лошадь на них не наступала. При подведении лошади к препятствию всадник или тренер идет всегда у стенки, при движении вправо — слева от лошади, при движении влево — справа от нее, иначе лошадь может его ударить.

    При преодолении одного препятствия можно разрешить лошади прыгнуть только тогда, когда она движется прямо на него. Если она выходит на препятствие после прохождения угла, то может легко поскользнуться и нанести себе травму; эту ошибку начинающие всадники допускают очень часто.

    При напрыгивании на корде нужно сопровождать лошадь внимательно, чтобы в награду за прыжок не рвануть ее рот.

    Часто лошадь заставляют прыгнуть только через одно препятствие, а иногда через несколько подряд. Это можно делать и в манеже, и на открытом воздухе. На открытом воздухе при этом пользуются специальной площадкой для прыжков. Такие площадки делают четырехугольными (площадь для прыжков), вытянутыми (прыжковый сад) и крутыми (кулуар). При этом можно заставить лошадь совершить различное количество прыжков, с разными паузами между ними, можно прыгать через препятствия, следующие одно за другим и находящиеся на значительном расстоянии друг от друга.

    Горячая лошадь часто торопится, но ее можно успокоить, снизив требования или заставив ее прыгать через несколько близко стоящих друг от друга препятствий. Однако последнее может вызвать и противоположный результат — еще большую горячность.

    Одинаковых рекомендаций быть не может; нужно менять условия в зависимости от степени обучения и характера лошади, чтобы ее желание прыгать не пропадало и она соответствующим образом оценивала препятствия. Стандартность построения тренировок может нанести только вред.

    Такой же индивидуальный подход следует применять и к лошади, прыгающей под всадником.

    Можно оба способа комбинировать: прыгать без всадника и со всадником, — напрыгивание не должно быть однообразным. Можно дни и недели прыгать без всадника, а можно это делать и под ним.

    Все это определяется имеющимися возможностями: в городе всадник чаще занимается в манеже, а за городом — в поле. Чем больше при напрыгивании обращают внимание на индивидуальные особенности лошади, тем уверенней она будет позже преодолевать все препятствия. Если же всадник при напрыгивании не приложит должных усилий и будет полагать, что со всеми лошадьми следует обходиться одинаково, то он не может ждать хороших результатов.

    Подход к препятствию

    Самая частая ошибка на конкуре — недостаточное внимание, уделяемое препятствию. В момент, когда лошадь отталкивается от земли, прыжок уже предопределен.

    Есть старое правило: «Брось свое сердце через препятствие и последуй за ним!»

    Ощущения всадника передаются лошади через его воздействия, она воспринимает их акцент — уверенность или неуверенность. Поэтому лошадь чувствует достаточно точно, настроен ли ее всадник на прыжок или нет. Лошадь прыгнет уверенно и охотно только после энергичного захода перпендикулярно к препятствию к его середине, в противном случае она заупрямится, в конце концов остановится или пройдет сбоку от препятствия.

    К прыжкам следует подготовиться, укоротив путлища на 2-3 дырки.

    Лучший аллюр для подхода к препятствию — галоп, потому что лошади он удобней других. Можно прыгать и при движении шагом или рысью, но лучше всего на галопе, поскольку прыжок соответствует чередованию ног на галопе. Прыгая с шага или рыси, лошадь в последний момент должна изменить чередование ног. Вправо прыгают на галопе с правой ноги, влево — на галопе с левой. Но есть меняющие ногу лошади, поскольку они прыгают только на галопе с правой или на галопе с левой ноги. При наличии невысоких препятствий для лошади это не играет никакой роли.

    Скорость последних темпов галопа перед препятствием регулирует сама лошадь. Точно так же и легкоатлет, совершающий прыжок в длину или высоту, сам определяет разбег, его скорость и количество шагов. Если его ограничат в этом выборе, то он не сможет прыгнуть так хорошо, как при самостоятельном выборе.

    Об этом должен помнить каждый всадник, собирающийся перед прыжком сдержать лошадь или послать ее на препятствие еще быстрей. Одна лошадь прыгает охотно в медленном темпе, вытягивая шею, как будто перед прыжком хочет присмотреться к препятствию, другая же сама себя подбадривает быстрым разбегом, и чем ближе препятствие, тем быстрей она на него идет. Различная манера подхода лошади к препятствию зависит от привычки, выработанной в процессе напрыгивания. Можно думать, что две разные лошади прыгали бы лучше, если бы подходили к препятствию по-разному. Но об этом трудно судить, а еще трудней переучивать лошадей; и, уж конечно, это недоступно всаднику, не имеющему достаточного опыта. Лошадь сама исправит недостатки подхода к препятствию в процессе длительной тренировки. Тренированные лошади подходят к высоким препятствиям чаще всего на собранном галопе, а на плоские препятствия, широкие рвы, например, делают более быстрый разбег. Но очень опытные лошади ко всем препятствиям подходят одинаково. В корне ошибочно в момент отталкивания лошади набирать или поднимать поводья, а также посылать ее ударом хлыста или голосом. Некоторые опытные всадники, возможно, так и делают по какой-либо известной только им причине, но они — исключение из правил. Начинающий всадник, восклицая в момент прыжка «гоп!», подбадривает только себя.

    Применение хлыста обусловливается большой практикой. Беспокойство, причиняемое лошади изменением посадки в момент удара хлыстом, почти неизбежно. Сопровождение ритма движения в момент прыжка предъявляет к всаднику высокие требования. К тому же большинство всадников не может держать правильно поводья в левой руке, нанося одновременно удар правой.

    Если лошадь избегает препятствий или останавливается, то причины могут быть различны.
    Зачастую она отказывается прыгать только потому, что ее поставили перед новой задачей, недостаточно к этому подготовив. Или же она не хочет прыгать именно через данное препятствие, когда-то причинившее ей боль.

    Лошадь можно придержать и нерешительным подходом к препятствию или неловкими воздействиями поводьями, шенкелями, корпусом всадника или хлыстом. Причина может быть также в устройстве препятствия и его внешнем виде. Лошади могут помешать какие-либо движения, звуки или другие лошади, находящиеся поблизости. Преодоление отказа должно сообразовываться с причиной. Общего рецепта для всех случаев нег и быть не может. Иногда перед препятствием нужно привести в порядок грунт, само препятствие или седло; хлыст лучше оставить. Во многих случаях к успеху может привести просто вторичный подход. Иногда хорошо осадить лошадь на несколько шагов. Если же нужен длинный разбег (его значение зачастую слишком переоценивают), то сначала следует на несколько шагов осадить, а затем все-таки сделать вольт. В большинстве случаев, когда причина отказа неясна, все можно объяснить недостаточным умением всадника. И всадник должен иметь мужество в этом признаться. Если та же лошадь под другим всадником прыгнет через препятствие без закидки, то других доказательств вышесказанного не потребуется.

    После отказа лошади преодолеть препятствие всадник должен прежде всего вести себя спокойно, а не вымещать свой гнев на лошади, которая, возможно, и не виновата.

    Поведение всадника в момент прыжка

    Когда речь идет о прыжках, то многих заботит посадка всадника. Но необходимо еще раз подчеркнуть, что поведение всадника во время прыжка, оставаясь важным, отнюдь не является решающим, как это считают многие. Напрыгивание и отработка подхода к препятствию (обсуждены в предыдущих разделах) не менее важны. На хорошо выезженной лошади даже новичок и момент прыжка смотрится неплохо. Но если на хорошо тренированной лошади всадник прыгает без должной энергии, то лошадь очень быстро утрачивает желание прыгать. Фотографии убедительно свидетельствуют, что некоторые успешно выступающие в конкурах всадники в момент прыжка держатся отнюдь не безукоризненно (с точки зрения теории), хотя их лошади прыгают охотно и уверенно. Нужно заметить, что красивая посадка не приносит особой пользы, если всадник прыгает без души.

    Рис. 43 Правильная посадка всадника во время прыжка

    О технике прыжка до сих пор нет единого мнения. По-видимому, это зависит от того, что часть любителей конкура исходит в своих суждениях только из практики, а другая часть решает этот вопрос, опираясь на теоретические основы искусства верховой езды. В конце концов одержали победу сторонники итальянской школы. Но по поводу сути итальянской школы мнения тоже различны. Часто говорят о разгрузке задних конечностей, о необходимости сопровождения ритма движения лошади и требуют, чтобы всадник по возможности сохранял длительный контакт между седалищем и седлом, а также — через поводья — между кистью руки и ртом лошади.

    Всадник находится в равновесии, если его центр тяжести согласован с центром тяжести лошади.

    Во время первой фазы прыжка, сразу после отталкивания от земли, начинают действовать факторы, свидетельствующие о необходимости сопровождения ритма движения лошади:

    а) мгновенное ускорение после отталкивания;

    б) изменение направления движения вверх наискось.

    Угол по отношению к земле, под которым прыгает лошадь, тем больше, чем круче прыжок. Но угол зависит не от высоты прыжка, а от того, раньше или позже лошадь оттолкнется от земли.

    Если всадник, желая сохранить гармоничное сопровождение ритма движения лошади, перенесет свой центр тяжести в точку, находящуюся перед центром тяжести лошади, то он так наклонится вперед при высоком прыжке, что оторвется от седла.

    Рис. 44 Неправильная посадка всадника во время прыжка

    Во второй фазе лошадь движется не наискось вверх, а только горизонтально через препятствие. Центр тяжести всадника в этот момент и находится перед центром тяжести лошади. В соответствии с этим всадник мог бы вновь опуститься в седло, но он этого не делает, поскольку должен разгружать спину лошади до тех пор, пока она не перенесет через препятствие задние ноги.

    В третьей фазе, перед приземлением, центр тяжести всадника находится еще перед центром тяжести лошади, даже если всадник сидит перпендикулярно к спине лошади; в соответствии с этим он может опуститься в седло.

    Перед прыжком всадник не может предугадать, как прыгнет его лошадь. Поэтому он всегда должен быть готов оторваться от седла и с помощью упражнений отработать умение переносить свой центр тяжести вперед на столько, сколько это нужно в каждом отдельном случае. Изучение фотографий может принести при этом большую пользу, но никогда не следует забывать об основном — соотношении между обоими центрами тяжести. Не следует и ошибаться, приравнивая наклон торса вперед к перенесению вперед центра тяжести. Если одновременно с этим сдвинуть седалище за центр седла, то в таком положении (как на мотоцикле) можно перенести свой центр тяжести даже назад; эта ошибка встречается довольно часто. Если всадник уловил основное, то вопрос, надо ли плотно сидеть в седле, не играет для него роли, поскольку уводит его от сути проблемы. Если всадник может перенести центр тяжести вперед, не отрывая седалища от седла, то он остается в седле. Если же необходим большой перенос тяжести, то всадник должен приподняться.

    Поэтому для посадки в момент прыжка нужна другая прочная опора. Это столь важно, что требует пристального внимания. Новая опора образуется в результате сведения коленей. Колени должны быть так сильно прижаты к телу лошади, как будто они являются его составной частью. В случае если даже оборвется путлище, всадник не потеряет опору.

    Поэтому для конкура путлище подтягивают короче, чтобы, подняв колени, создать прочную опору; стопа при этом продвигается в стремя до подъема, но каблук поднимать нельзя. Шенкеля должны находиться вплотную за подпругой. Их нельзя передвигать дальше назад или вытягивать. Это дезориентирует лошадь.

    Поводья следует взять короче, а кисти рук держать с обеих сторон шеи лошади.
    Руки должны оставаться согнутыми, чтобы всадник, если возникает необходимость, мог их выдвинуть вперед.

    Лошадь начинает подниматься в прыжок из третьей фазы темпа галопа, в которой она передними ногами отталкивается от земли, чтобы еще раз подтянуть далеко вперед задние ноги, сделать ими толчок и пронести их через препятствие. Этот момент уже начало подъема, последнее мгновение, когда всадник должен решительно перенести вперед свой центр тяжести. Чем раньше всадник к этому приготовлен, тем легче ему будет в момент подъема.

    Если возникает необходимость послать лошадь, то седалище отрывают от седла незадолго до отталкивания, поскольку посылающее воздействие пояснично-крестцовым отделом прекратится сразу, как только всадник приподнимется в седле. Даже опытные спортсмены, подводя лошадь вплотную к препятствию, могут упустить момент перенесения вперед центра тяжести и отстанут от ритма движения. Если же это мгновение упущено, то уже не поможет ни вытягивание рук, ни наклон корпуса всадника. Эти движения произведут на зрителя плохое впечатление, какими бы неизбежными они ни показались всаднику в тот момент. Они не только не гармоничны, но и свидетельствуют о том, что гармония явно нарушена и всадник утратил равновесие. Если же всадник в этом случае не сожмет лошадь коленями и шенкелями, то он может потерять опору и упадет. Всадник же не должен при этом еще больше мешать лошади набором поводьев и, приземляясь, должен постараться не наградить ее за верную службу толчком седалища в спину.

    Хорошо тренированных лошадей препятствия притягивают. На таких лошадях всадник должен значительно раньше переходить к прыжковой посадке. Если же лошадь прыгает охотно и должна преодолеть несколько препятствий подряд, то лучше сохранить эту посадку во время всего конкура. В этом случае посылают только шенкелями.

    Благодаря тому, что всадник опускает свои руки к шее лошади, с шеей лошади у него поддерживается контакт, а набранные поводья позволяют сохранить уверенную связь со ртом лошади. Таким образом всадник лучше ощущает все изменения и быстрее реагирует.

    Поскольку же контакт должен быть очень легким и давление незначительным, то и не сыграет никакой роли, если связь в момент отталкивания от земли утрачивается, то есть когда поводья провиснут. Более того, не следует и требовать обязательно прочного контакта между кистью руки и ртом лошади, потому что рывок рук может нарушить координацию движений лошади. Всадник должен помнить о главном — что он должен «удлинить» или освободить шею лошади. Лошадь прыгает с вытянутой шеей не только охотней, но и уверенней. Как только всадник почувствует, что в момент прыжка он прильнул к лошади сильней, чем прежде, то это значит, что он совершил ошибку. Если же лошадь прыгает, не вытянув шею, то всадник совершил ту же ошибку.

    Начинающему всаднику лучше всего учиться посадке для прыжков на хорошо подготовленной лошади и без поводьев, крепко держась за гриву или ремень, обвязанный для этой цели вокруг шеи лошади. Нельзя хвататься за переднюю луку седла, ибо это не только не поможет всаднику избежать отставания от ритма движения лошади, но и сделает невозможным его сопровождение.

    Если всадник в конце концов поймет, как он должен себя вести в момент прыжка, то он вскоре сам научится входить в ритм движения и, опираясь на руки, сумеет препятствовать отставанию от ритма движения, не держась за гриву или ремень. Со временем придет и умение удерживаться на лошади во время прыжка только с помощью коленей, не пользуясь стременами. Прыгать с прижатыми бедрами или скрестив руки бессмысленно, потому что это только способствует отставанию от ритма движения.

    Ошибки лошади во время прыжка

    Лошади, прыгающие очень уверенно, иногда во время прыжка тоже ошибаются и допускают следующие ошибки:

    1) слишком близко подходят к препятствию и вынуждены прыгать из неудобного положения;
    2) отталкиваются слишком рано и вынуждены слишком сильно вытягиваться над препятствием;
    3) сочли препятствие слишком низким и вынуждены уводить задние конечности в сторону, чтобы не задеть за него.

    В такие моменты всадник должен быть готов ослабить поводья и помочь лошади. Поэтому у него должны быть согнуты руки, что позволяет их вытянуть в момент прыжка. Лошади же сохранить равновесие поможет шея. Если лошадь в эти мгновения (речь идет о долях секунды) не сможет достаточно вытянуться, то она сделает еще большую ошибку, которая может привести к роковым последствиям. Во время прыжка нет необходимости поддерживать контакт между рукой и ртом лошади, он возникает вновь только после окончания прыжка.

    Контакт со ртом лошади не нужен и в момент приземления, так как самое незначительное натяжение поводьев может помешать ей сохранить равновесие. Часто лошадь падает только потому, что всадник хотел, сдерживая лошадь, помочь ей.

    Хотя начинающий всадник и полагает, что сможет поднять перед лошади воздействием поводьев, он ее только придавит вниз. Иногда рывком повода или чрезмерным примыканием лошадь лишают последней возможности сохранить равновесие. Также и оступившийся канатоходец упадет, если его балансир в решающий момент за что-нибудь зацепится. Лошадь же может сохранить равновесие при «складывании» только с помощью шеи и головы.

    Всадник сделает самое лучшее, если останется сидеть неподвижно, по возможности так спокойно и крепко, чтобы исключить любое смещение центра тяжести, которое может опрокинуть лошадь. Он представляет собой массу (а не воздушный шар, обладающий подъемной силой), которая именно в этот момент должна быть прочно связана с лошадью, и сидящий крепко всадник не должен упасть при «складывании» лошади.
    Из сильного натяжения поводьев, которое ощущает всадник во время «складывания» лошади, нельзя сделать вывод, что оно ей понадобилось и помогло.

    Колени всадника в момент приземления действуют эластично, так сказать, в качестве амортизаторов, и это лошади приятно, поскольку они с ее туловищем не составляют целого, а только к нему прижимаются с помощью мускульного усилия. Также и руки, опирающиеся на кисти, невольно пружинят в локтевых и плечевых суставах. Седалище, в момент отталкивания и полета в значительной степени разгрузившее спину, при приземлении вновь приближается к седлу, но не опирается на него, пока лошадь не коснется земли задними ногами.

    После прыжка всадник должен вновь и по возможности быстрей обрести власть над лошадью с помощью воздействий: с окончанием прыжка только он решает, нужно ли поехать вперед, повернуть или же пойти к следующему препятствию. Утраченную посадку и стремена следует вновь привести в порядок, а провисающие поводья набрать.

    Нужно обратить особое внимание на крутое приземление. Чем круче приземление, в особенности же при прыжках в воду, тормозящую в зависимости от ее глубины движение вперед, тем более необходимо, чтобы всадник отклонил туловище назад и разгрузил передние конечности лошади. Благодаря этому лошадь не только лучше сохранит равновесие, но и всадник удержится в седле при неожиданном «складывании» лошади.

    Тема в разделе «Трибуна», создана пользователем Teffi, 15 май 2007 .

    Во время выполнения прыжков высшей школы над землей, к которым относятся курбет, лансада, баллотада и каприоль, лошадь отделяется всеми четырьмя конечностями. Школьные прыжки исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и смелости всадника. Вопреки мнению о чрезмерной искусственности школьных прыжков и утверждению, что они не присущи для лошади, необходимо принимать во внимание высказывание известного немецкого тренера Л. Зенера, приготовившего к школьным прыжкам много лошадей: «Школьный прыжок так же естествен для хорошо сложенной лошади, как и три основных аллюра – шаг, рысь и галоп, и не следует боязливо избегать этих прыжков».

    Лошадей, которые обладают сильной спиной, мощными задними ногами с массивными скакательными суставами, можно начинать учить школьным прыжкам, лишь когда они полностью будут подчиняться шенкелю и поводу, легко выполнять пиаффе при хорошей работе суставов задних ног Чрезмерно крупные и грузные лошади не годятся для школьных прыжков.

    Курбет – школьный прыжок, при котором лошадь поднимается из пиаффе в пезаду, под действием туширования и голоса дрессировщика делает прыжок вверх и вперед и приземляется на задние конечности. Французское название этого приема означает прыжок по дуге. Так как лошадь во время курбета не только уравновешивает свою тяжесть и тяжесть всадника на задних ногах, но и отталкивается от земли, воспринимает эту тяжесть при приземлении и снова совершает прыжок, ее тазобедренные и скакательные суставы значительно сгибаются, испытывая чрезмерное напряжение. Поэтому не рекомендуется слишком часто производить эти прыжки под всадником.

    Курбет

    Курбет сначала отрабатывают «в руках». Лошадь, уверенно выполняющую пезаду, ставят в пиляры на развязку, а затем тушируют хлыстом по ее скакательным суставам, заставляя сделать прыжок вверх. После хорошего прыжка лошадь подкармливают и на этом заканчивают работу. Через некоторое время на лошадь можно посадить легкого и очень искусного всадника, который, сохраняя спокойную посадку, не мешает ей при выполнении этого трудного прыжка.

    Развязку следует пристегивать так, чтобы лошадь имела небольшой упор, соответствующий прыжку. При длинных развязках лошадь будет слишком высоко поднимать переднюю часть и не сможет уравновеситься так, как это необходимо для отталкивания, или же сделает слишком длинный прыжок вперед, потеряет равновесие и ударится при опускании о пилярный носовой ремень и потеряет уверенность. Слишком короткие развязки мешают лошади не только приподнять переднюю часть, но и совершить прыжок. Равномерность развязок обязательна, а при посыле вперед (тушировании) необходимо одновременно воздействовать на обе задние ноги, чтобы отталкивание произошло обеими ногами сразу. В противном случае лошадь может оттолкнуться одной ногой, и получится косой прыжок. Лучше всего тушировать двумя хлыстами.

    Существует много лошадей, идеально выполняющих пезады и левады, следовательно, обладающих достаточной силой для выполнения курбета, однако лишь немногие лошади обладают не только силой, но и умением уравновеситься, что необходимо для курбета, а также ловкостью и смелостью.

    Работы в пилярах не следует прекращать до тех пор, пока не появится необходимая уверенность как у лошади, так и у всадника. При работе вне пиляр всадник из пиаффе поднимает лошадь на пезаду и когда она уравновесилась на пезаде, заставляет ее оттолкнуться, усиливая нажим шенкелями, щелкает языком и опускает руки вниз и немного вперед, чтобы лошадь получила необходимую ей свободу повода для прыжка вперед.

    Вначале курбет следует выполнять с помощником, который становится сзади с бичом на некотором расстоянии от лошади. Он не дотрагивается до лошади, но его присутствие значительно облегчает задачу всадника.

    После удавшегося курбета всадник снова ставит лошадь на пиаффе и, если позволяет состояние лошади, требует от нее выполнения еще нескольких курбетов. Заканчивая работу после курбетов, надо обязательно сделать несколько темпов пиаффе. При выполнении курбета следует обращать особое внимание на то, чтобы лошадь все время была в ровных шенкелях и поводьях, иначе она может неправильно (в одну сторону) оттолкнуться на прыжок и начнет «вращаться».

    Лансада – так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо согнутых задних ног. При обычном движении горячая лошадь делает лансады, желая вырвать повод или сбить всадника.

    Круппада – прыжок из пезады (на месте), при котором лошадь, отделившись от земли с подобранными ногами, опускается на то же самое место.

    Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на прыжок, передняя часть лошади идет несколько выше, чем задняя. Лошадь подтягивает все четыре ноги под корпус, причем подковы задних ног направлены к земле. Корпус лошади в дальнейшем принимает горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или «в руках». Вначале лошадь из пиаффе поднимают в пезаду, и в тот момент, когда она приготавливается опуститься, ее слегка тушируют по крупу. Туширование в момент, когда она еще находится в стадии выпрямления, может привести к тому, что вместо круппады получится левада. За правильное исполнение круппады лошадь следует поощрить и прекратить работу. Не надо забывать в момент туширования щелкать языком, это является условным раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно перейти к исполнению круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью передних ног и сочетаться с выдержкой поводом.

    Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног. В круппаде, находясь в воздухе, лошадь все четыре ноги держит поднятыми к животу; в баллотаде же задние ноги более разогнуты в путовых суставах, лошадь как бы показывает свои подковы и, приземлившись на все четыре ноги, переходит в пиаффе.

    Лошадь, имеющую способность к баллотаде, готовят по тому же методу, что и к круппаде.

    Каприоль. Этот прыжок часто называют оленьим. На каприоли лошадь поднимается на пезаду, стремительно и сильно отталкивается от земли вверх и вперед. Это самый эффектный и в то же время самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо сложенной лошади, имеющей природную легкость движений, спокойный и в то же время энергичный характер и, самое главное, способность к школьным прыжкам.

    Баллотада

    Лошадь в пилярах заставляют подняться сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади переходят в каприоль уже из пезады). Уловив момент начала опускания, тренер резким ударом по крупу заставляет лошадь лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в противном случае лошадь сделает только прыжок вперед и каприоль не получится. В процессе работы в пилярах на лошадь сажают легкого, крепко сидящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и шенкелем.

    В дальнейшем лошадь работает вне пиляр – под всадником и без него, на лонже. Помощник при этом находится позади на безопасном расстоянии и держит лонжу высоко и слегка натянутой. В момент, когда всадник вышлет лошадь на каприоль, помощник щелкает бичом, чтобы лошадь отбивала задними ногами. После того как лошадь начнет стабильно и без сопротивления исполнять каприоль на лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время помощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти в случае необходимости на помощь всаднику.

    Каприоль

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Ведущим видом классического конного спорта по числу проводимых турниров и призовым фондам, безусловно, является конкур. Спортивные соревнования по преодолению препятствий на лошадях стали проводиться еще в XIX веке. Уже на Олимпийских играх 1900 года конкур входил в программу соревнований. Благодаря зрелищности и азартности, турниры по конкуру привлекают внимание большого числа зрителей. Растет и число крупных турниров, проводимых в нашей стране. Однако даже родные стены не помогают нашим всадникам, и в этом году, как и в предыдущие сезоны, Кубок Мэра Москвы отправился за рубеж.

    Баскюль (от франц. Bascule – качели) – продольное волнообразное сгибание шеи и корпуса лошади выпуклостью вверх при преодолении препятствия. Способствует подгибанию ног и поэтому имеет большое значение для прыжка.

    Прыжок – это одно из естественных движений лошади и основной «рисунок» этой волны существует на уровне врожденного двигательного рефлекса, подкрепленного особенностями строения мышечно-сухожильных динамических систем аппарата движения лошади. Поэтому, после нескольких напрыгиваний (фактически, после ознакомления лошади с препятствием) природная способность лошади к прыжку уже может быть достаточно надежно оценена по степени проявления этого рефлекса.

    Сравнивая выступления наших всадников с выступлениями лучших конкуристов мира, можно отметить, что даже достаточно мощные и крупные лошади российских участников не в состоянии преодолеть маршруты 150-160 см без повалов. Основной причиной этого является плохая техника прыжка лошадей. Как и любое проявление работоспособности, прыжковые качества лошади зависят от ее наследственных задатков и тренинга. Безусловно, квалифицированный тренинг и правильная психологическая подготовка лошади очень важны для успеха выступлений, однако даже самый талантливый тренер не сможет добиться от лошади проявления того, что в ней не заложено природой.
    Прыжковые качества – специфические биодинамические способности лошади, уровень развития которых определяет возможность использования ее в соревнованиях по преодолению препятствий. Прыжковые качества характеризуются двумя компонентами – силой (мощностью) прыжка, оцениваемой по высоте преодолеваемого препятствия и стилем (техникой) прыжка. Последний компонент оценивается в большинстве случаев визуально, а стало быть, субъективно.
    Прыжок лошади принято делить на четыре фазы: группировка, отталкивание, полет (подвисание) и приземления. В каждой из этих фаз существует оптимальное положение конечностей и корпуса лошади относительно друг друга и препятствия, позволяющее преодолевать барьер с минимальными затратами энергии. Способность лошади преодолевать препятствие максимально эффективно называется техничностью ее прыжка.
    Высокая техничность исполнения отличается точностью движений, их слитностью, плавностью и согласованностью. Чем ниже проходит грудь и ноги лошади в фазе подвисания над препятствием, тем выше техника прыжка. Условно технику прыжка можно разложить на две составляющие – технику работы ног и баскюль – работу позвоночника.
    По технике прыжка лошади делятся на группы:
    1) прыгающие рационально и гарантированно (максимальное сгибание ног в запястном суставе, высокий подъем подплечья, минимальная высота прохождения копыта над верхней жердью препятствия)
    2) прыгающие нерационально, но гарантировано (лошадь уверенно преодолевает препятствие, однако из-за недостаточного сгибания ног ей приходится прикладывать большие усилия, прыжок «с запасом»)
    3) прыгающие нерационально и ненадеж
    но (лошадь недостаточно сгибает ноги при преодолении препятствия, при этом мощности недостаточно для компенсации плохой техники за счет создания «запаса» высоты).
    Однако, техничность действий ног анатомически связана с работой позвоночника, то есть с баскюлем.

    Подход и отталкивание

    Подход к препятствию, фактически, является несколько измененным тактом галопа. Осуществляется приземление на передние конечности, (опора и отталкивание ими). Толчок передних конечностей, хотя и не являющийся основным для совершения прыжка, позволяет приподнять переднюю часть тела лошади, задавая, в большой степени, «угол вылета» – наклон восходящей части траектории прыжка. Собственно, то же самое происходит при галопе, но в прыжке угол отталкивания должен быть значительно больше, чему способствует резкое разгибание шейного отдела позвоночника. Резкий подъем головы и шеи создает вращающий момент, который помогает подъему передней части тела, а также обеспечивает оптимальные условия для работы плечеголовной мышцы, эффективно разгибающей плечевой сустав. Вследствие наличия мышечно-сухожильных функциональных цепочек в мускулатуре грудной конечности, все ее суставы стремятся разгибаться (или сгибаться) одновременно, что и формирует отталкивание.
    Когда в шейном отделе позвоночника начинается волна разгибания, в туловищном отделе еще продолжается сгибание. Тазовые конечности выносятся вперед как за счет инерции, приобретенной при подходе к препятствию, так и за счет разгибания коленного и скакательного суставов при некотором сгибании тазобедренного. Аппарат движения тазовых конечностей лошади, как и грудных, снабжен функциональными мышечно-сухожильными цепями, в результате чего сгибание и разгибание различных суставов согласовано. Сгибание тазобедренного сустава, при разогнутом коленном, затруднено, и для эффективного выноса вперед конечностей становится весьма важным сгибание туловищного отдела позвоночника.
    Туловищный отдел позвоночника лошади, как и большинства копытных, малоподвижен, гибкость его незначительна. Позвоночник здесь имеет форму пологой арки с высшей точкой в области поясницы (так называемый грудопоясничный изгиб). Предтолчковый «сбор» лошади приводит позвоночник в состояние сжатой пружины, что создает условия для подготовки к важному элементу отталкивания – мощному разгибанию корпуса.
    Сгибание продолжается до момента опоры на тазовые конечности. Передняя часть корпуса лошади, напомним, в это время приподнимается. Это направленное вверх «вращение» корпуса совершается относительно оси, проходящей через тазобедренные суставы, и продолжается до наиболее выгодного для мощного включения мышц-разгибателей момента. В этот момент точка приложения силы – тазобедренный сустав – проецируется на грунт позади точки опоры (копыт), причем отвес будет проходить через центр скакательного сустава.
    Отталкивание производится путем резкого разгибания всех суставов тазовых конечностей, а также разгибания туловищного отдела позвоночника – это разгибание осуществляется последовательно спереди назад. Такое разгибание позвоночника обеспечивается, в первую очередь, длиннейшей мышцей спины. Напряжение дорсальной (верхней) мускулатуры позвоночного столба, кроме прочего, закрепощает позвоночник, превращая его туловищный отдел в негибкую балку. Подъем корпуса, начатый отталкиванием грудных конечностей, продолжается, но теперь вращение корпуса вверх от тазобедренных суставов обеспечивает, в первую очередь, мощная средняя ягодичная мышца. Таким образом, вследствие согласованности действий этих двух крупных мышц, которые и анатомически связаны друг с другом, разгибание спины и разгибание тазобедренного сустава связаны и взаимно усиливают друг друга.

    Полет

    Еще до отрыва лошади от грунта в шейном отделе начинается следующая волна сгибания. Сильное сгибание шеи рефлекторно связано со сгибанием грудных конечностей (когда они не являются опорными) и способствует скорейшему переносу центра тяжести через препятствие. Согнутая шея делает более эффективным сгибание плечевого сустава, высвобождая крупную плечеголовную мышцу.
    Вообще, хотя при оценке прыжка основное внимание уделяется сгибанию запястных суставов, следует помнить, что «ключом» к хорошему подбору передней конечности является, прежде всего, сгибание плечевого сустава. Вследствие наличия упоминавшихся мышечно-сухожильных цепей, эффективное сгибание в локте при разогнутом плече затруднительно, а недостаточно согнутый локоть ограничивает сгибание запястного сустава. Зато сильное сгибание в плечевом суставе автоматически обеспечивает максимальное сгибание локтевого сустава, поскольку работает двусуставная двуглавая мышца плеча, содержащая у лошади мощное сухожилие.
    Вытянутая шея также способствует смещению общего центра тяжести вперед, что несколько облегчает заднюю часть тела и упрощает перенос тела над препятствием.
    Сгибание шеи продолжается до момента переноса копыта передней конечности над препятствием, затем в шейном отделе начинается новая волна разгибания, стимулирующего разгибание всех суставов грудной конечности для подготовки к приземлению.
    Разгибание шеи после переноса передних конечностей над препятствием запускает «волну разгибания», которая доходит до поясничного отдела к моменту переноса через препятствие копыт тазовой конечности. Так как это уже нисходящая часть траектории прыжка, такое разгибание, немного приподнимающее таз, оказывается весьма выгодным.

    Приземление происходит на максимально выпрямленные грудные конечности с высоко поднятой выпрямленной шеей – такое положение позволяет полно использовать амортизационные ресурсы грудных конечностей и, сдвигая назад центр тяжести, предохраняет от падения вперед под влиянием инерции.
    По туловищному отделу позвоночника в это время продолжает идти волна сгибания: тазовые конечности подтягиваются и выносятся вперед до опирания, то есть момента начала нового такта галопа.
    Описание биомеханических процессов, наблюдаемых при преодолении лошадью препятствия, позволяет нам сделать заключение об исключительной важности баскюля для качественного прыжка.
    Совершенствование естественной работы спины лошади при прыжке одновременно сопровождается улучшением координации работы конечностей. По мере тренинга улучшается подвижность суставов, что способствует улучшению техники ног. Лошадь, напрягающая при прыжке спину, не сможет достаточно выпрямить ноги в фазе отталкивания, сразу после отталкивания она сгибает ноги, что часто приводит к ошибкам. Лошадь, прыгающая с выгнутой вверх спиной, сохраняет естественное равновесие, и может благодаря этому хорошо вытянуть задние ноги. После оптимального выпрямления ног при отталкивании следует их наиболее благоприятное сгибание в фазе прыжка, так что ни одна часть препятствия не оказывается задетой.

    Как развить способности?

    Как добиться от лошади максимального проявления заложенных в ней прыжковых способностей? Будучи рефлекторным актом, прыжок лошади в значительной степени определяется наследственными задатками. Тем не менее, всегда остается как возможность развития рефлекса и значительного улучшения качества прыжка с помощью направленного тренинга, так и опасность постепенного разрушения рефлекса и, соответственно, понижения производительности прыжка при систематических неправильных действиях всадника.
    Некоторые спортсмены для «улучшения» работы конечностей лошади используют метод «подбивки» (барража) – ударами жердью или легкой металлической трубкой по ногам животного, чтобы оно как можно выше поднимало ноги, отучаясь задевать препятствия. Однако, этот метод может «помочь» только лошадям, для которых свойственен небрежный прыжок. Зачастую причина плохой техники ног лежит в неправильных действиях всадника. Исследования В.Н.Дорофеева показали, что даже незначительное ограничение подвижности шеи лошади вполне закономерно приводит к значительному ухудшению сгибания позвоночника, что в свою очередь влечет понижение эффективности работы ног лошади и общему снижению техничности прыжка. Поэтому правильность подготовки молодой конкурной лошади зависит в первую очередь от уровня квалификации персонала. Тренинг молодого животного состоит из трех основных частей: общее физическое развитие, выездка и напрыгивание. И если с первыми двумя задачами могут справиться практически любые достаточно подготовленные всадники, то напрыгивание требует большого опыта и высокой квалификации. При неумелом напрыгивании естественный рефлекс прыжка может быть погашен, а лошадь приобретет целый ряд отрицательных навыков, которые не поддаются исправлению. В случае систематического напрыгивания в условиях ограничения движений головы и шеи лошади, закрепляется малоэффективная техника прыжка с напряженным позвоночником и «висящими» вследствие этого передними и задними ногами. Неслучайно ведущие специалисты за рубежом начинают работу с молодой конкурной лошадью с напрыгивания в шпрингартене, когда эффект всадника исключен. Этот метод был апробирован и в России. Опыты, проведенные В.Н.Дорофеевым с сотруд- никами в 70-е годы, показали, что уже после 10-12 напрыгиваний в шпрингартене существенно улучшается техника прыжка, повышается гибкость позвоночника и скоординированность действий конечностей. Кроме того, этот метод очень эффективен с точки зрения организации тренинга в конных заводах спортивного направления, не располагающих штатом высококвалифицированных спортсменов-тренеров.
    Интересным представляется и опыт Германии. Для повышения заинтересованности заводчиков в совершенствовании прыжковых качеств молодых лошадей, которые еще не поступили в тренинг под седлом, многими племенными союзами или региональными спортивными организациями проводятся соревнования на стиль прыжка в шпрингартене. В отличие от соревнований «на стиль», проводимых для 4-5-летних конкурных лошадей в небольших маршрутах, на соревнованиях молодым (3-4-летним) лошадям предлагается продемонстрировать технику прыжка в шпрингартене. На таких соревнованиях опытные спортсмены уже могут «присмотреть» себе перспективное животное и взять в целенаправленный тренинг.
    У нас в стране стиль прыжка молодых лошадей оценивается во время заводских и межзаводских испытаний спортивного молодняка. При этом оценка за стиль прыжка выставляется экспертной комиссией, что нередко вызывает нарекания заводчиков. В зависимости от отклонения от «модели», эксперт снижает оценки за положение шеи, подплечья, сгибание запястного сустава. Известно, что человеческий глаз воспринимает от 18 до 20 кадров в секунду. При средней скорости движения лошади в шпрингартене около 7 м/с, эксперт не в состоянии воспринять всю совокупность перемещений отдельных частей тела лошади, он «выхватывает» положение определенной стати, и на основании этого показателя ставит оценку. Для устранения такой субъективности сотрудниками МСХА им. К.А.Тимирязева начата разработка системы видеометрической оценки техники прыжка лошади, позволяющей с помощью цифровой видеосъемки «поддержать» экспертов при выставлении оценок.
    Первые полученные нами данные уже позволяют говорить о возможности использования показателей техники прыжка в селекции. Наряду с породами универсального спортивного использования (ганноверская, тракененская), в нашей стране разводятся и те, что «специализируются» на одном из видов классического спорта. Для русской верховой породы такой специализацией является выездка. Необъявленной, но от этого не менее очевидной, специализацией буденновской породы является использование в конкурах. Для интенсификации селекции в этой породеследует оценить по технике прыжка большую часть производящего состава, тем более что напрыгивание в шпрингартене с точки зрения организации, по затратам труда и требованию к уровню квалификации кадров благоприятно отличается от традиционной подготовки и испытаниям под седлом или в скачках. Использование объективных показателей позволит получить «фактический» базис для отбора по работоспособности.
    Разумеется, техника прыжка это еще не все для успешного выступления лошади в конкуре. Важны и «бойцовские качества», и подходящий характер, и темперамент, и попадание в руки хорошего тренера и спортсмена, и правильная физическая подготовка. Однако, технические предпосылки в форме выработанного рефлекса прыжка являются важнейшим фактором, который нужно учитывать при отборе лошади в спорт.

    admin