Как называется повозка лошадей

Повозка – транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностями повозок являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Экипажи бывают 2-х и 4-х колесными. Различаются они размерами (длиной и шириной хода),подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием, а также типом, рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью. В зависимости от вида запряжки повозка оборудуется или оглоблями или дышлом. Ранее у повозок были деревянные колеса с железными шинами, сейчас преобладают стальные обрезиненные или пневматичесие шины. ссг

Американка – старинный изобретенный в Америке двухколесный экипаж с большими колесами (диаметром около 1,5 м.) для ипподромных испытаний рысаков. Также первоначальное название качалки. ссг

Андрец (одр, одрец, искажен. ондрец)(костромское, вятскон) — одноколка с волоками (жердями, которые сзади тащатся), для таски снопов, сена; сноповозка, д

Арба – двухколесная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская арба имеет большие колеса ( диаметром до 130 см), позволяющие легко переезжать арыки. У кавказской арбы решетчатые борта, монгольская арба обычно без бортов. ссг

Баруш — разновидность коляски. д

Беда, брыкушка — местное название двуколки. д

Бендюги — на юге России — простые сани, для возки соломы, навоза и пр. д

Берлина — дорожная коляска. д

Бестарка — Повозка с кузовом в виде ящика, позволяющим перевозить сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.), а также собственно такой кузов. ссг

Бидарка — безрессорный двухколесный экипаж, распространенный в южных областях. ссг

Брек (англ.break)- английский четырехколесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя прдольными скамейкаи для пассажиров. ссг

Брик — название почтовых крытых, тяжелых,многоместных повозок. ссг,д

Бричка — легкая открытая повозка (как рессорная,так и примитивная безрессорная), применялась на юге и западе России. Польские брички легкие, дышловые, с плетеным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые. ссг,д

Брогэм (англ. broudham)- двухместная карета, запрягаемая одной лошадью. м

Болок (болк,волок,волочек,волчек(от оболокать)) — зимняя повозка, открытые сани с верхом или кибитка; дорожные сани с болочком, верхом, будкой, беседкой. д

Виз-а-виз — сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против. ор

Воз — повозка с кладью. А также количество груза, умещающееся на повозке. Зависит от грузоподъемности последней (например воз сена на одноконной повозке имеет массу 250-500кг). ссг

Волокуша — примитивная бесколёсная повозка, состоящая из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле (отсюда и название). Волокуша была распространена среди индейцев Северной Америки, а также в северных губерниях России (Вологодской, Архангельской), в Сибири и др. бсэ

Волочки — то же, что и дрожки(московское). ссг,д

Вородун — местное(тульское) название двуколки. д

Гиг — (англ. Gig), двухколесный экипаж на одну лошадь с сиденьем для слуги сзади. бсэ

Гитара — разновидность пролетки.

Грабли конные употребляемые для сгребания сена или хлебных колосьев, состоят из рамы, колесного хода, сиденья для рабочего, оглобель или дышла, грабильного прибора из изогнутых зубьев и подъемного снаряда; двух систем: американской и английской; конные грабли убирают в 10 часов при одном рабочем 6-9 десятин. БЕ

Двуколка — одноконная одноосная рессорная повозка с кузовом для двух человек. Грузоподъемность около 180 кг. Имеет откидные подставки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Иногда оборудуется откидной вагой для пристяжной лошади. ссг

«Дербистка» – качалка с рессорой, легче рабочей качалки, но достаточно прочна и устойчива. Применяется для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке. ссг

Дилижанс (франц. diligence, англ.(stage-)coach)- особый вид многоместных экипажей для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. ссг,бсэ

Дог-карт — легкий одноосный или двухосный экипаж с однолошадной или парной запряжкой, имеет одно сиденье. ссг

Дормез (франц.)- дорожная карета, в которой можно лежать вытянувшись. д

Драбина (от малоросийского «лестница»), драбы, дрябы — большая решетчатая телега, для возки снопов, сена. д

Дровни — разновидность саней. ор

Дроги — передок и задок повозки, связанные дрожинами, без кузова. На дроги устанавливали водовозную бочку, их использовали также для поездки в поле и т.д Дрогами также называли колесницу для погребения. ссг,д

Дрожки — короткие дроги для езды в городе. Имели над колесами короткие крылья для защиты от грязи и пыли. Могли быть безрессорными или полурессорными — с одной подрессоренной осью. Столбовые безрессорные дрожки имели сиденье, поднятое на столбиках. Чтоб не сидеть верхом или боком, придумали круглые(пролетки), нередко крытые, с откидным верхом. Четырехместные дрожки, с запонами и продольною разгородкою, назывались линейкою, на которую иногда ставился верх, на четырех столбиках, с занавесами кругом. ссг,д

Дрожки беговые – четырехколесный безрессорный облегченный экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г.Орлова-Чесменского. До конца ХIХ века служили для испытания рысистых лошадей с русской упряжью. Позднее были вытеснены появившимися на русских ипподромах в 1880г. американками и качалками. ссг

Долгушка, долгуша — местное (Сибирь) название тарантаса. д

Зыбуша — местное (Сибирь) название тарантаса. д

Кабриолет ( фр.cabriolet)- легкий двухколесный экипаж на высоких колесах . ссг

Карета (от итал. carretta)- большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами, ступеньками. ссг

Каруца — арба, телега, повозка (новороссийское, молдавское); бессарабское — почтовая телега. д

Качалка – двухколесный экипаж на пневматических шинах, используется на бегах и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани. ссг

Качалка рабочая (тренировочная)- устойчевее прочих качалок, имеет массу вместе с подушкой до 40кг. и создает более высокое тяговое сопротивление, что развивает мускулатуру рысака. В обиходе часто называется моторной,так как имеет колеса, сходные с мотоциклетными. ссг

Качалка призовая — имеет массу 15-20кг и более низкую посадку чем рабочие качалки, применяется для езды на приз. ссг

Кибитка — повозка или открытые сани с верхом на каркасе из выгнутых толстых прутьев, а также подобный верх сам по себе. ссг

Колымага — (коло? колыхать?) карета, коляска, всякая барская повозка на летнем ходу; громоздкая или старинная карета, дормез. В Воронежской и Курской областях так называлась повозка с верхом, длинная кибитка, тарантас; в Нижегородской — сноповая телега, сноповозка. д

Коляска — комфортабельный рессорный экипаж с половинчатым верхом. ссг,д

Конка — конно-железная городская дорога, проложена в Москве в 1872, а так же вагон такой дороги. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В районах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.В 1880-х гг. конка была основным видом городского транспорта в Москве. К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км; на линиях курсировал 241 вагон. В 1894—96 перевозилось в год до 25 млн. пассажиров. Для содержания лошадей, хранения, ремонта и подготовки экипажей к поездкам были созданы коночные парки. Конка была выкуплена Городской думой у частных компаний (частично в 1901, полностью в 1911) и постепенно заменена трамваем. мэ

Кошвы — длинная телега дня возки снопов (в Московской обл). д

Кошева — розвальни (сибирское), широкие, глубокие пошевни. д

Купе— закрытый двухместный экипаж, имеющий одно пассажирское сиденье. ор

Кэб (англ.cab., сокращение от cabriolet) — английский наемный экипаж для езды по городу. Закрытый двухместный двухколесный экипаж. Характерной особенностью кэба является расположение козел сзади-сверху. ор,м

Лайбы — местное(архангельское)название простых крестьянских саней, дровней. д

Ландо (англ.,фр.,нем landau)- четырёхместный экипаж с мягкими рессорами и открывающимся вперед и назад верхом и двумя рядами сидений, расположенными одно против другого. Получил название от немецкого г. Ландау, известного в 18 в. выпуском разнообразных экипажей, изготовлявшихся высококвалифицированными мастерами каретного дела.

Ландолет(фр.landaulet)- облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.

Лемега (лемеги) местное (псковское)- роспуски, дровни, дроги, ломовая телега. д

Линейка — первый вид городского общественного транспорта в Москве. Учреждён в сентябре 1847. Летние и зимние экипажи для 6—10 пассажиров с сиденьями по бокам (лицом к тротуару) были крытыми [летние — с колёсами и рессорами, зимние («общественные сани») — с полозьями]. В линейку запрягали 2 или 3 лошадей, в каждой линейке были кучер и кондуктор. Городские линейки курсировали от центра Москвы до застав Камер-Коллежского вала. Первая стоянка линеек была на Красной площади, затем перенесена к Ильинским воротам. В летнее время маршруты линейки продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного бора и использовались для загородных прогулок. С 1870-х гг. линейки стали вытесняться конками. мэ

«Лира» — качалка-рекордистка, наиболее легкая из качалок, езда на ней позволяет иногда при равных условиях улучшить резвость.

Нетычанка (польск.)- одноколка с плетеным кузовем. д

Одноколка (одна колея?) — разного рода повозка о двух колесах; маленькая, крестьянская; одерчик, одринка, опрокидка, беда, брыкуша, чертопхайка. д

Одр, одер — старинное местное название различных повозок — двуколок, дрог или больших телег с высокими бортами в виде положенных на бок лестниц для перевозки снопов и т.д. Иногда под одром подразумевали кузов телеги без дрог. ссг

Омнибус (лат. omnibus — «для всех») — многоместный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутом в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в ХIХ веке (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции. ссг

Подсанки — род больших салазок, которые подвязываются позади дровней при возке бревен, досок. д

Полозный прибор – приспособление для испытания лошадей тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество полозного прибора перед иными повозками состоит в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции. ссг

Полок – четырехколесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы. ссг

Пошевни — широкие крестьянские сани, обшитые лубом или тесом. д

Пролетка — четырехколесный рессорный экипаж для легковой езды в городе. ссг

Ратка — чухонская одноколка; опрокидной кузов на дрогах, для возки и ссыпки земли, удобренья, нечистот и прочего. д

Розвальни (просторные, развалистые сани, где можно лечь, развалиться) — грузовые крестьянские сани с низким, расширяющимся сзади кузовом. д,ссг

Роспуск(и) — прицеп для перевозки длинномерных грузов (брёвна, доски и т.п.), соединяемый с передком при помощи самого груза. Состоит из рамы, скрепленной посредством подвески с осью колёс, и коника (опорного бруса с откидными стойками, удерживающими груз). Шкворневое соединение позволяет конику поворачиваться относительно рамы. бсэ

Рошпанка (вост.-сиб.)- телега на долгих, зыбких дрогах, или простой тарантас. д

Рыдван — стар. колымага, большая карета. бсэ

Сани (Общеславянское слово. Форма множественного числа от «сань», в древнерусском языке ещё известного. Исходно — «полозья, змеи») — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья (сани без полозьев — некоторые виды волокуши, тобогган канадских индейцев, кережка лопарей и другие). К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом: открытые сани с верхом (балочок или кибитка), возки и др. Сани древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Южной Сибири сани нередко заменяли колёсную повозку и в летнее время. Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная, используются также в спортивных целях. Главные части в ездовых санях: полозья, их загнутые концы — головки; в полозья вставляются копылья, связанные поперек вязками; на копыльях грядки, на них (если есть) кузов; в грядки вдалбливаются отводы, к головкам привертываются закрутками оглобли. бсэ,ссг,д До конца 18 в. главные части саней — широкие полозья, копылья (вертикальные крепления полозьев к корпусу), кузов — были деревянными. Позднее полозья стали более узкими, для прочности их обивали металлическими полосами — подрезями. Самыми маленькими и лёгкими были беговые санки (на них устраивались бега), рассчитанные на одного седока, который сам правил. На дальние расстояния путешествовали в дорожных санях, у которых спинка кузова была выше, а сам корпус был обит тёплой тканью на вате (поэтому такие сани назывались «обшевни» или «пошевни»). Очень большие и широкие сани, в которых катались на Масленицу или ездили большими компаниями в гости, назывались троечными (запрягались тройкой или даже тройками лошадей) или ковровыми (спинка кузова обтягивалась ковром);—>

Сани беговые – максимально облегченные сани специальной конструкции. Используются в зимний период для тренировки молодняка в заводах, а также для работы рысаков шагом, тротом и размашкой. ссг

Сбежки, сбежечки — маленькие санки, дровнями, либо обшитые, на которых ямщики возвращаются с обратными лошадьми. (нижегородское)

Сулка(англ. sulky) — старое название бегового экипажа — качалки. ссг

Тарантас — в начале ХIХв. дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии- 4-колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованная полумягкими съемными передним и задним сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас расчитан на 2 пассажиров, в параконном имеется третье пассажирское место на переднем сиденье рядом с кучером. ссг

Тащилка(тащилки)- в архангельской,вологодской губерниях сани, дровни, салазки, волокушки на жердях, на которых ездять летом по болотам.

Телега — четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами).Простая телега состоит из хода, стана, дрог или роспуска и кузова или ящика. В ходе:две оси, четыре колеса, две подушки, две дроги сверх подушек и лисица, вдолбленная, для связи, в обе подушки; задняя скреплена с осью наглухо, передняя дает оси обращаться на шворне (штырь, сердечник или курок); на плечи передней оси надеты оглобли, от концов которых идут к концам оси тяжи, приткнутые чеками; а от задних осей, к приступку или ко грядкам, тяжки. В дроги крепятся подуги, вдолбленные в грядки, кои связаны по концам поперек нахлестками, дудками, вязками; подуги изнутри обшиты дранками или лубом. д,

Тобогган, таббоган, тобоган (слово алгонкинского происхождения)- бесполозные сани, распространённые среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3—4 м и шириной 30—40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок тобоггана загнут, вместо бортов натянута шкура или береста. Поводками служат два длинных ремня. Запрягались не лошади, а собаки. Тобогган применяют и современные охотники лесной зоны Канады.

Травуа — волокуша индейцев центральной Северной Америки. Основой травуа служили две перекрещенные верхними концами жерди, закреплявшиеся на спине лошади, а до появления лошадей — собаки. ор

Фаэтон (франц. phaeton) – легкий четырехколесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом,запрягается парой или четвериком. ссг

Ход — оси с колесами и дрогами или полозья, весь низ у повозок кроме кузова.

«Эгоистка» — одноместная пролетка.

Экипаж — общее название колесных повозок. Источники:

Всего найдено: 8

аморим

Энрике (1900—60) уругвайский писатель, трилогия «Повозка», «Поселянин Агиляр» и «Лошадь и ее тень», роман «Победа не приходит сама»

валек

толстая палка у передка повозки, к которой прикрепляются постромки пристяжной лошади

двуколка

в России до 1917 г. — одноконная одноосная двухколесная рессорная повозка с кузовом для двух человек, с откидными подставками под оглобли для разгрузки спины лошади на стоянке

тавричанка

повозка для пары лошадей

телега

повозка позади лошади

упряжь

совокупность кожаных или веревочных, металлических и деревянных предметов для запряжки лошадей в повозки и артиллерийские орудия

фургон

тяжелая грузовая повозка с деревянным закрытым кузовом, с запряжкой в 2—4 лошади в дышло

эгоистка

в России XIX в. — легкая рессорная четырехколесная одноконная повозка для одного человека, в которой пассажир сам правил лошадью, сидя верхом на узком сиденье-доске; впереди на конец доски могли сажать кучера

Рубрика: Коннику на заметку

Правила дорожного движения для гужевых повозок

Гужевой трансопрт является таким же участником дорожного движения, как и более привычный — автомобильный. А регламентировать педедвижения повозок на дорогах страны призваны правила дорожного движения (ПДД).

Смена полосы движения
Согласно правилам, гужевые повозки должны двигаться только в крайнем правом ряду. Однако можно ехать и по обочине, если это не будет мешать движению пешеходов. Водитель гужевой повозки — кучер — имеет право сменить полосу движения, если ему будет необходимо свернуть на другую дорогу или же въехать во двор, в ворота.

Смена направления движения
При необходимости изменения направления движения кучер должен заранее сообщить иным участникам дорожного движения о своём намерении. На практике существуют сигналы кнутом для указания правого или левого поворотов, а также замедления движения.

Для замедления движения вытяните правую руку и произведите медленные движения вверх и вниз.
Для того, чтобы показать остановку, поднимите правую руку с кнутом вверх. Кнут при этом должен быть направлен тоже вверх.
Для сообщения о повороте налево правой рукой держите кнут над головой, указывая им налево.
И наоборот, для сообщения о своём правом повороте поднимите кнут левой рукой над головой и указывайте им направо.
Если вы хотите продолжить движение вперёд, правой рукой указывайте вперёд.

Освещение колясок
Коляски, запряжённые лошадьми, должны иметь световые приборы, как у мотоколясок. Два ярких фонаря должны быть установлены на одной высоте спереди коляски и по углам справа и слева. Красный фонарь должен находиться на задней части коляски с двумя красными катафотами по бокам.

Права на управление повозкой
В России права на управление гужевой повозкой имеют лица, достигшие 14-летнего возраста. Помимо этого, водителю, управляющему транспортным средством на дороге в любом случае нужно обладать знаниями дорожного движения.

Помните и о дорожном знаке «Движение гужевых повозок запрещено». Он используется для запрещения движения гужевых повозок (саней), животных под седлом или вьюком, а также прогона скота.

Имейте ввиду, что по шоссе с твёрдым покрытием лошадь может вести груз, втрое превышающий её собственный. По более-менее твёрдым грунтовым или даже немного песчаным дорогам лошадь может тянуть повозку весом, вдвое превышающий свой. По горным дорогам лучше повозку нагружать так, чтобы её вес не превышал собственный вес лошади.

Также помните, что для хорошего самочувствия лошади ей время от времени нужно давать отдых. Требуемое время определяется по утомляемости. Не забудьте перейти на шаг примерно за 1 км до вашего места назначения, чтобы лошадь смогла восстановить своё дыхание.

Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: запрессовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • Люди: возчик, возничий, ездок, караван, кучер
  • Места: повозка, телега, двуколка, фургон, бричка
  • Предметы: подвода, арба, поклажа, колымага, тележка
  • Действия: ухаб, запряжка, кавалькада, вереница, объезд
  • Абстрактные понятия: дорога, полуверста, верста, скотома, тройка
  • Ассоциации к слову «повозка»

    Предложения со словом «повозка»

  • Там, где прошёл род куманов, степь укатана колёсами повозок и вытоптана копытами бесчисленных коней и овец.
  • Чуть поодаль за нами следовали тридцать конных повозок бригады.
  • Они были нескольких типов: лёгкие двухколёсные и незащищённые и более тяжёлые четырехколёсные повозки, иногда защищённые кожаными или бронзовыми листами.
  • Цитаты из русской классики со словом «повозка»

  • Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные кoзла; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками; кой-где проедет казак и офицер верхом, генерал на дрожках.
  • Сочетаемость слова «повозка»

    Какой бывает «повозка»

    Значение слова «повозка»

    ПОВО?ЗКА , -и, род. мн.зок, дат.зкам, ж. Колесный безрессорный экипаж простого устройства, а также общее название различных колесных экипажей. Открытая повозка. (Малый академический словарь, МАС)

    Дополнительно

    Значение слова «повозка»

    ПОВО?ЗКА , -и, род. мн.зок, дат.зкам, ж. Колесный безрессорный экипаж простого устройства, а также общее название различных колесных экипажей. Открытая повозка.

    Предложения со словом «повозка»:

    Там, где прошёл род куманов, степь укатана колёсами повозок и вытоптана копытами бесчисленных коней и овец.

    Чуть поодаль за нами следовали тридцать конных повозок бригады.

    Они были нескольких типов: лёгкие двухколёсные и незащищённые и более тяжёлые четырехколёсные повозки, иногда защищённые кожаными или бронзовыми листами.

    Ассоциации к слову «повозка»

    Сочетаемость слова «повозка»

    Какой бывает «повозка»

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Вопрос: мазохизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Связанные слова (по тематикам)

    • Люди: возчик, возничий, ездовой, обозник, погонщик
    • Места: телега, повозка, бричка, двуколка, тарантас
    • Предметы: подвода, арба, упряжь, тележка, поклажа
    • Действия: запряжка, вол, перевоз, ухаб, кавалькада
    • Абстрактные понятия: дорога, полуверста, скотома, верста, тройка
    • Ассоциации к слову «телега»

      Предложения со словом «телега»

    • Необходимо было заново перековать лошадей, смазать колёса телег, поправить упряжь.
    • На краю небольшого леса стояла крестьянская телега, а в ней находилась громадная бочка, заполненная не вином, а кое-чем гораздо более ценным — водой.
    • К тому же мне было необычно, что меня куда-то везут, я в первый раз ехал на телеге.
    • (все предложения)
    • Цитаты из русской классики со словом «телега»

    • Те исправляли ободья колес и переменяли оси в телегах; те сносили на возы мешки с провиантом, на другие валили оружие; те пригоняли коней и волов.
    • Сочетаемость слова «телега»

      Какой бывает «телега»

      Значение слова «телега»

      ТЕЛЕ?ГА , -и, ж. Четырехколесная повозка для перевозки кого-, чего-л. (Малый академический словарь, МАС)

      Отправить комментарий

      Значение слова «телега»

      ТЕЛЕ?ГА , -и, ж. Четырехколесная повозка для перевозки кого-, чего-л.

      Предложения со словом «телега»:

      Необходимо было заново перековать лошадей, смазать колёса телег, поправить упряжь.

      На краю небольшого леса стояла крестьянская телега, а в ней находилась громадная бочка, заполненная не вином, а кое-чем гораздо более ценным — водой.

      К тому же мне было необычно, что меня куда-то везут, я в первый раз ехал на телеге.

      Ассоциации к слову «телега»

      Сочетаемость слова «телега»

      Какой бывает «телега»

      Морфология

      Карта слов и выражений русского языка

      Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

      Как сделать повозку для лошади своими руками, знает практически каждый коневод в селе. Деревенскую жизнь невозможно представить без лошади – главного помощника по хозяйству – заготовить сено, перевезти тяжелые грузы, да и просто проехать летом по бездорожью, а зимой по снегу.

      Для решения всех вышеперечисленных задач необходима телега. Повозка, как разновидность телеги для лошади, также может использоваться в хозяйстве, но чаще ее используют для развлекательных целей, проведения фотосъемки и пр.

      Понятие и виды повозки

      Телегой называют повозку, в которую впрягают лошадей. Гужевая повозка – самостоятельный вид транспорта, который может перемещаться по дорогам общего пользования, в разрешенных для этого правилами дорожного движения местах.

      Существует несколько видов телег для лошадей:

    • дроги;
    • полок;
    • тележка;
    • экипаж – декоративная телега, повозка.
    • Дроги – это телега без кузова. Полок – устаревшее название телеги с плоским настилом, которая используется для перевозки крупных грузов. Тележка – это небольшая повозка с сиденьем и козлами – местом для извозчика, который управляет экипажем с помощью хлыста для лошади и вожжей.

      По определению повозка – это колесный экипаж с дощатым кузовом, перевозочное средство, в которое впрягается лошадь. Существует великое множество видов повозок. Рассмотрим только самые основные.

      Дощатое дно на колесах

      Назначение

      В зависимости от назначения, повозки для коней делятся на:

      1. пассажирские;
      2. грузовые;
      3. боевые;
      4. специализированные.
      5. Среди пассажирских повозок, в свою очередь, различают:

      6. Карета для лошади – крытая повозка.
      7. Дилижанс – многоместная повозка, пассажирская или почтовая.
      8. Кибитка – повозка, выполняющая функцию жилища у кочевников.
      9. Коляска – маломестная повозка, которая имеет открытый верх.
      10. Бричка – это полуоткрытая повозка.

    Среди грузовых повозок для лошади можно отметить:

  • Арба – двухколесная повозка.
  • Воз – четырехколесная повозка. Если воз крытый, его называют фургоном.
  • Фура – большая, длинная повозка.
  • Разновидности боевых повозок:

    Специализированные повозки делятся:

    • полевая кухня;
    • передвижная церковь;
    • передвижной медицинский пункт.
    • Следует отметить, что независимо от того, какой вид повозки планирует изготовить мастер, основа телеги всегда будет примерно одинаковая. Сначала надо выполнить плоский настил на базе рамы, а уже потом размышлять над внешним обликом повозки. Будет это повозка, карета или экипаж – изобретатель решит позже, воплотив в реалии свои фантазии и воображение.

      Элементы повозки

      Основные составляющие повозки – ход и кузов. Ход – это все механизмы, приводящие телегу в движение. Кузов – это собственно повозка и ее составные части.

      Главные элементы хода:

      1. Передняя и задняя оси.
      2. Колеса.
      3. Стойки – передняя и задняя – выполняют функцию амортизаторов.
      4. Роспуск – элемент, связывающий оси и позволяющий изменять длину повозки.
      5. Оглобли.
      6. Схема грузовой повозки

        Изготовление повозки

        Важный этап в изготовлении повозки для лошади своими руками– определиться с тем, для каких целей она будет использоваться. От этого напрямую будет зависеть выбор материала. Причем, если повозка предполагается деревянная, имеет смысл использовать сухие лиственные породы дерева. Сосна для этого – не лучший вариант. Если же повозка будет использоваться в большинстве случаев для перевозки тяжелых грузов – лучше применять прочные материалы – металл и пр. Для прогулочной повозки можно использовать современные легкие материалы – пластик и пр.

        Элементы автомобиля

        Для того, чтобы ответить на вопрос: «Как сделать повозку для лошади самостоятельно», мастеру необходимо лишь потратить некоторое время, поразмыслить над образом будущей повозки и определиться с выбором необходимого материала. Тут могут пойти в ход запчасти и элементы автомобиля, мотоцикла, велосипеда или коляски.

        Основной шаг в процессе создания повозки – это определиться с ее размерами. В старину мастера придерживались примерно таких пропорций: ширина – 1,5 м, длина повозки – 3 м.

        Определение размеров

        Главный несущий элемент повозки – рама. Очень функциональной будет сварная рама, выполненная из металлического профиля. Рама состоит из продольных элементов и поперечин. В соответствии с размером профиля рамы необходимо подобрать бруски, к которым будет крепиться настил – платформа повозки.

        К раме привариваются передняя и задняя стойки, а к передней стойке (снизу) и к передней оси (сверху) крепятся верхний и нижний поворотные круги соответственно. Поворотные круги необходимо разделить посредством промасленного круга из войлока – функция подшипника скольжения при поворотах будет обеспечена.

        Металлическая рама

        Оси телеги удобно выполнить из металлической трубы небольшого диаметра, но можно также использовать и брус из дерева, в торцах которого необходимо проделать отверстия нужной длины. В эти отверстия позже будут вставляться шпильки. На ось надеваются шайбы. Фиксация колес на шпильках выполняется с помощью гаек.

        Колесо с осью

        Колеса для повозки следует выбирать исходя из целей использования повозки.

        Изготовление кузова – творческий процесс, полет фантазии мастера. Повозка для лошади, сделанная своими руками – неповторимый шедевр, который вбирает в себя всю душу и внутренний мир изобретателя.

        Телега для лошади – вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе распространенный в сельских местностях транспорт. Во многих регионах нашей страны некоторые жители до сих пор предпочитают перемещаться на лошади – для перевозки грузов или людей, а также в развлекательных целях. С помощью скакуна можно перевозить негабаритные предметы, вспахивать землю, перемещаться по своим личным нуждам.

        Годами ранее в селах работали мастера по изготовлению различных моделей телег, сегодня же найти таких специалистов довольно сложно. Придется покупать готовую конструкцию либо сделать ее самостоятельно. Об этом наша сегодняшняя статья.

        Телега для лошади

        Содержание пошаговой инструкции:

        Что такое телега?

        Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

        Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

        Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

        Таблица 1. Конструкция ходовой части

        Элементы Описание
        Оси Имеется задняя и передняя ось.
        Колеса Располагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
        Стойки Находятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
        Роспуск Требуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
        Оглобли Закрепляются на передней оси.

        Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

        Разновидности телег

        С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

        Пассажирские

        Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

        В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

        Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

        Название Страна Применение Характеристики
        Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года. Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями.

        Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. Использовали для отправки посылок и писем в различные города. На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки.

        Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. Использовалась для перемещения людей по разным городам. Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом.

        Появился в XVIII. Страна производства – Америка. Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.

        Появился во французских городах в самом начале XIX века. Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

        Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

      7. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
      8. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
      9. Бричка. Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.
      10. Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

        Грузовые

        Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

        Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

        Телега грузового типа

        Безосные

        Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.

        Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.

        Последовательность изготовления разных телег для лошадей

        Важно заранее спроектировать точный размер готовой конструкции. В старину изготавливали телеги длиной около трех метров и шириной до полутора метров. Можно взять такие размеры за основу.

        Пошаговая инструкция по изготовлению телеги

        Инструменты для изготовления телеги:

      11. сварная конструкция;
      12. аппарат для сварочных работ;
      13. колеса;
      14. трубы из металла;
      15. молоток;
      16. гвозди;
      17. план конструкции.
      18. Сбор необходимых инструментов

        Таблица 3. Технология по изготовлению телеги

        Иллюстрация Описание
        Для начала требуется изготовить ходовую часть конструкции. При отсутствии соответствующих навыков сварных работ, рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам. Раму и ось изготавливают из металла или труб.
        Далее изготавливаем стационарную и передвижную ось. По завершению всех работ следует определиться с типом повозки. При наличии дышловой конструкции делаем держатель. Оглобли следует приварить к передней стационарной оси.
        Следует завершить конструкцию ходовой части. При необходимости можно установить тормоза.
        Далее следует спроектировать кузов телеги. Для таких целей вырезают доски определенной длины и ширины и скрепляют их между собой. Оглобли изготавливают как из металла, так и из дерева. Дышло конструируют из древесины.
        В кузов телеги можно поместить мягкую лавочку.

        Пошаговая инструкция по изготовлению саней

        Перед тем, как приступить к изготовлению саней, важно определиться с материалом полозьев — их можно сделать из металла или древесины. Чтобы изготовить конструкцию из дерева потребуются соответствующие навыки. При выборе же металлических изделий, их придется выковать в специальном цехе.

        Для изготовления саней потребуются следующие материалы:

      19. доски;
      20. непромокаемая фанера;
      21. листы металла;
      22. профили;
      23. трубы;
      24. Таблица 4. Технология изготовления саней

        Иллюстрация Описание
        Полозья лучше делать металлическими. Потому что это наиболее долговечная конструкция. Для таких целей потребуется нержавеющая или углеродная сталь. Изготавливают полозья из железного полотна или труб. Для того чтобы их согнуть, потребуется посторонняя помощь.
        После чего изготавливают поперечные стойки и перекладины. Располагаются они с обеих сторон. Части закрепляют при помощи сварки.
        Важно предусмотреть тормоза в санях. Делаются они довольно просто в виде конструкции из резины с рычагом.
        К передней части присоединяются пластины из металла. После чего к ним крепят оглобли. По завершению работ, следует начинать проектирование кузова. Кузов саней делают из дерева по собственным предпочтениям. Его можно обшить поролоном и мягкой тканью для большего удобства.
        Оглобли крепят в последнюю очередь.

        Пошаговая инструкция по изготовлению кареты

        Необходимые материалы для изготовления кузова кареты:

      25. брус;
      26. влагоустойчивая фанера;
      27. мягкий поролон;
      28. гайки;
      29. болты;
      30. пластик;
      31. краска;
      32. клей;
      33. инструменты для обработки дерева;
      34. материал для обшивки.
      35. Таблица 5. Процесс изготовления кузова кареты

        Иллюстрация Описание
        Для кузова кареты следует взять прочную фанеру, которая не деформируется при воздействии влаги. Потому что повозка будет использоваться в различную погоду. А затем на поверхности фанеры следует расчертить все детали.
        Далее с помощью электропилы следует вырезать все детали из фанеры. Должны получиться 4 основные детали, разные по размеру. Затем они будут соединяться между собой. В полученных заготовках следует сделать отверстия для окон с помощью лобзика. Потребуется сделать предварительные отверстия в фанере, чтобы лезвие лобзика нормально входило в полотно.
        Необходимо соединить полученные детали болтами и строительным клеем. Закручивать болты следует только после того, как клей полностью затвердеет. Конструкцию лучше оставить на некоторое время.
        Когда стенки полностью обсохнут можно закреплять днище и потолок кареты. Желательно изготавливать дно из прочной фанеры.
        Раму изготавливают из деревянного щита, углы обрабатывают с помощью напильника и зачищают наждачной бумагой. При проектировании рамы, следует оставить место для пассажиров и кучера. После установки окон, проемы оббивают пластиком. Можно изготовить пластмассовые решетки.
        Сидение делают из оставшейся фанеры. Их можно оббить поролоном и тканью.
        По завершению работ, кузов следует покрасить влагоустойчивой краской.

        Самостоятельное изготовление такого средства передвижения потребует усилий и времени. Однако мастер сможет спроектировать конструкцию по индивидуальным чертежам, и готовые детали нужно будет лишь собрать, как конструктор.

        Как запрягать коня?

        Для новичков этот процесс может быть довольно трудоемким в первое время, и потому, прежде чем начать какие-либо действия, следует изучить конструкцию повозки и упряжи, чтобы понять, как именно «соединить» скакуна и повозку.

        Потребуется выполнить следующие действия:

        На голову коня следует накинуть уздечку. Необходимо поправить челку и гриву скакуна и тщательно закрепить ремень на подбородке.

      Как надевать уздечку

      Седелка не должна съезжать на плечи

      Надевают седельник на оглоблю

      Новичку потребуется помощь профессионала, чтобы выполнить подобные действия, однако со временем этот процесс будет проходить без посторонней помощи.

      Видео – Как запрячь лошадь в дуговую упряжь?

      Подводим итоги

      Проектирование телеги – это интересное занятие, требующее творческого мышления, а также отличная идея для организации бизнеса. Однако начинающим мастерам потребуется изучить некоторые нюансы изготовления повозок и уже после того, как готовы чертежи, закупать материалы и приступать к работе.

      Видео – Процесс изготовления телеги

      Николай Журавлёв главный редактор

      Автор публикации 20.11.2018

      Понравилась статья?
      Сохраните, чтобы не потерять!

    admin

    Наверх