Как называется на лошади хомут

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.


Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.
  • Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:

    1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
    2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
    3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
    4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
    5. Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

    Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

    Из чего состоит сбруя

    Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

    Подбор упряжи

    Выбор упряжки по количеству лошадей

    Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

    Чистка и хранение

    Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

    Купить в 1 клик

    Упряжь лошади подбирается индивидуально, с учётом размера животного и формы его шеи. Хомут называют основной частью упряжи. Он передает тяговые усилия лошади на повозку. Чтобы хомут идеально подходил лошади, его подбирают по размеру и типу. Хомуты для работы в повозке и в сельскохозяйственных орудиях отличаются по конструкции. В нашем магазине можно купить хомуты с максимально возможной точностью, выбрав нужную ширину и длину.

    Таб. Размеры хомутов в готовом виде ,по внутренней стороне клещей (деревянный каркас)

    При заказе в комментариях нужно указать номер хомута.

    В наличие есть все размеры

    Номер хомута Цена Длина ,мм ширина, мм
    2 1830 485 230
    3 1900 510 240
    4 2000 535 250
    5 2070 555 260
    6 2150 585 270
    7 2250 610 300
    8 2500 640 330

    Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

    Что такое упряжь?

    Строение и виды

    Русская или дуговая одноконная упряжь

    Бездуговая постромочная одноконная упряжь

    Видео «Европейская упряжь под вагонет»

    Что такое упряжь?

    В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

    Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

    Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

    Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

    Строение и виды

    В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

    Русская или дуговая одноконная упряжь

    Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

    Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

    Хомут – основа тяговой силы

    В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

    Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

    Хомут состоит из:

    Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

    Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

    Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

    Остальные части

    1. Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
    2. Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
    3. Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
    4. Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
    5. Уздечка – используется обычная трензельная.
    6. Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель). Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.
    7. Часто вместе с дугой можно встретить слово «зга», это диалектное обозначение кольца на дуге, куда продевается повод. В современных дуговых упряжках зга не используется, а вожжи свободно располагаются по оба бока лошади.

      Бездуговая постромочная одноконная упряжь

      В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

      Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки. Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель. На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

      В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров. В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь. Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

      Дышловая пароконная

      В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник. В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади. Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

      Фотогалерея

      Видео «Европейская упряжь под вагонет»

      В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.

      В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

      Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

      Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

      Сбруя для лошадей

      Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

      Строение и виды упряжки

      Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

      Виды упряжек с хомутом

      Русская или дуговая одноконная упряжка

      Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали — дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

      Дуговая одноконная упряжка

      В комплект данного вида запряжки входит:

      Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

      Постромочно-дышловая

      Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

      Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

      Тачаночная

      Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

      Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

      Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом — цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

      Виды упряжек с нагрудником

      Одноконная бездуговая

      Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

      Постромочная

      Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

      Комбинированная

      Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

    8. коренники — задают направление;
    9. выносные — самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
    10. пристяжные — задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.
  • Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

    • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
    • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
    • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
    • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
    • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
    • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
    • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
    • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
    • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.
    • Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

      • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
      • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
      • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
      • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
      • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
      • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
      • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.
      • Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

        Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

        Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

        После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

        Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

        Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

        Умение нарядить лошадь, казалось бы, еще совсем недавно было особенно почетно. С появлением железного коня старинное ремесло ушло в тень. Однако слово «шорники» продолжает существовать.

        Установить возраст этой профессии трудно. Еще в древней Руси мастера изготавливали амуницию для княжеских лошадей. Конская упряжь, хомут, седло… все это дело рук шорников. И хотя сейчас этой профессии уже нет в официальных реестрах, спрос на результат их труда растет день ото дня.

        Единственный в крае производственный цех, где изготавливают седла и уздечки, производит до 300 наименований товаров для лошадей. Практически каждое требует ручной доработки.

        Между тем самый ходовой товар — седла — бывалые ремесленники успевают смастерить с десяток в неделю: прогулочное или спортивное, казачье или скаковое. Деревянные каркасы доводят до ума: обшивают кожей и украшают металлической фурнитурой. К этому атрибуту, поясняют наездники со стажем, требования особенные.

        «Плохое седло, неудобное, неправильное, может травмировать лошадь, травмировать спину, холку, где находится седло. И тогда люди понимают, что нужно другое седло, но лошадь уже травмирована», — рассказывает заслуженный тренер России по конному спорту Сергей Бакаев.

        Пока отечественные шорники берут пример с западного производителя. Заморская технология по российской цене с недавнего времени начала пользоваться спросом. Импортное седло, к примеру, стоит около тысячи долларов. А вот отечественный аналог, в среднем, 5 — 10 тысяч рублей.

        Между тем, кожаные принадлежности заказывают не только лошадям. В мастерскую, говорят ремесленники, нередко заезжают и байкеры. И, кто знает, может вскоре древняя профессия будет обслуживать и железных коней.

        Рис. 1. Недоуздки стоялые: а — тесмяный, б — сыромятный. 1 — подбородный ремень; 2 — намордный ремень; 3 — щечный ремень; 4 — суголовный ремень.

        Рис. 2. Узда сельскохозяйственная: 1 — поводья; 2 — темляк; 3 — щечный ремень; 4 — налобный и подбородный ремни; 5 — суголовный ремень; 6 — намордный ремень; 7 — удила.

        Рис. 3. Хомут неразборный стандартный сельскохозяйственный: 1 — хомутная подкладка; 2 — горт; 3 — покрышка; 4 — клещи; 5 — супонь; 6 — пара гужей; 7 — хомутина.

        Далеко не все селяне имеют возможность обзавестись средствами малой механизации на подворье из-за их дефицита и дороговизны. И здесь на помощь приходит старый и испытанный помощник человека в. его нелегком крестьянском труде — лошадь. Но, как известно, без добротной и правильно подобранной упряжи работы не будет. О ней, об упряжи, мы и поговорим сегодня.

        В комплект одноконной упряжи входят недоуздок, узда, хомут, шлея, седелка (прямая или горбатая), через седельник, подпруга, вожжи и дуга.

        Недоуздок (рис. 1) служит для удержания лошади на привязи. Недоуздки изготавливаются одного размера и могут быть кожаными, сыромятными и из ленты ременной тканой — одинарными и двойными. Подгоняют недоуздок за счет изменения длины суголовного ремня.

        Узда (рис. 2) предназначена для управления лошадью и фиксации её головы в определенном положении, в зависимости от выполняемой работы. Узда может быть сыромятной двойной шитой и из ленты хлопчатобумажной ременной одинарной шитой. Изготавливают эту необходимую часть упряжи четырех размеров (1, 2, 3, 4). Сам размер напрямую зависит от величины головы лошади и определяется длиной ремней. Общую же длину можно изменить за счет пряжки и отверстий на суголовном ремне.

        Хомут (рис. 3) необходим для передачи бегового усилия животного на повозку, изготавливается вместе с гужами. Правильно подогнанный хомут сверху опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре шеи впереди ости лопатки, в нижней части — у основания шеи. Для правильного определения размера хомута измеряют длину и ширину шеи лошади. Длина — расстояние от гребня у начала холки до плече-лопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют в наиболее широкой её части, у основания. Хомуты бывают 12 размеров, с 0 по 11 включительно. Для определения номера хомута нужно измерить длину от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей и ширину на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей.

        Сейчас приведем номера и размеры хомутов. Длина в мм называется первой, ширина в мм указывается второй, после черточки.

        При подборе размера следует учитывать, что короткий хомут будет затруднять дыхание лошади, а длинный или широкий — заходить на ости лопаток и сбивать холку.

        Шлея служит для восприятия корпусом лошади усилий, возникающих при торможении повозки во время движения под углом. Нормально подогнанной считают шлею, у которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра помещается ладонь, поставленная на ребро. Ободовый ремень должен проходить на 4-5 см ниже седалищных бугров лошади.

        Седелка исполняет функцию поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника с подбрюшником. Выпускаются седелки двух размеров: 1 и 2. Этот предмет упряжи следует подбирать индивидуально для каждой лошади. При низкой и широкой холке, обмускуленной спине необходима прямая седелка. При высокой острой холке и малообмускуленной спине — горбатая седелка.

        Для выделки кожи под упряжь можно обращаться в областные кожевенные объединения (Могилевское, Гродненское и др.). В домашних условиях качественно произвести эту операцию практически невозможно. Да и упряжь желательно приобрести готовую.

        Другие статьи на эту тему читайте здесь.

        К шорно-седельным товарам относят различную упряжь, «седла и ряд мелких изделий (ремни, сумки и др.).

        Для производства этих изделий применяют ряд натуральных кож, заменителей кож, специальную тесьму и канаты, войлок, древесные материалы, металлические детали и др.

        Особенно большое место в производстве шорно-седельных товаров занимает сыромять, представляющая собой выделанные особым (сыромятным) способом шкуры крупного рогатого скота и свиней. Особенность выделки сыромяти заключается в том, что подготовленное голье вместо обработки дубителями жируют смесью различных жиров с одновременным мятьем шкуры. В шорно-седельном производстве сыромять употребляют главным образом в виде ремней, носящих различные названия: постромочные, чересседельные, вожжевые, поводковые, сшивка (узкие ремни для сшивания деталей) и т. п. Если эти ремни выкроены из средних частей сыромятной кожи, они называются средокожными, а если из пол — сходовыми.

        Из заменителей кож в шорно-седельном производстве используют кирзу, гралекс и др.

        Упряжь

        Упряжью называют ряд изделий всевозможной конструкции и из различных материалов, служащих для рационального использования тяговых усилий лошадей, верблюдов, собак и т. п., а также для управления ими. Наиболее распространенной является упряжь конская, которая по назначению может быть подразделена на упряжь сельскохозяйственную, транспортную, выездную (легковую). Отличие каждой из указанных групп упряжи состоит в конструктивных особенностях отдельных изделий, входящих в комплект упряжи.

        В ассортимент упряжи включают следующие основные виды изделий: хомуты и их отдельные части, шлеи, седелки, подпруги, чересседельники, узды, недоуздки, постромки, нагрудники, нашильники, вожжи, шорки.

        Хомуты. Хомуты — основная часть упряжи, служащая для передачи тяговых усилий лошади повозке. Основными деталями хомута являются: клещи деревянные из березы, клена, вяза и других древесных пород или фанерные; хомутина — жгут ржаной соломы, обвитый мочалом, шпагатом, войлоком и обтянутый кожей или заменителем кожи; подхомутная подкладка из войлока; хомутная покрышка — кожаная или из заменителей кожи.

        По назначению хомуты делят на сельскохозяйственные, транспортные, выездные и специальные (для ишаков и др.), а по характеру запряжки — на одноконные (с гужами) и пароконные (с мочками). Хомуты сельскохозяйственные, в свою очередь, могут быть с покрышкой кожаной, из заменителей кожи или комбинированной, обычного типа и облегченные.

        Размер хомутов обозначают условными номерами: сельскохозяйственные обычного типа — с № 0 по № 9, облегченные — с № 000 по № 3, транспортные — с № 4 по № 9, выездные — с № 0 по № 4.

        Гужи. Гужи представляют собой сыромятные ремни, служащие для соединения хомута с оглоблями в дуговой запряжке. Выпускаются гужи девяти размеров — с № 0 по № 8.

        Супони. Как и гужи, супонь — часть хомута в виде узкого сыромятного ремня, служащая для стягивания клещей хомута. Вырабатывают супони с № 0 по № 6.

        Шлеи. Шлеей называется часть упряжи для передачи тяги при спуске повозки на круп лошади и для удержания хомута на шее лошади.

        Шлея состоит из ряда ремней: ободового, продольного, поперечных, откосных, мочковых. По материалу различают шлеи сыромятные и тесьмяные. Шлеи выпускают трех размеров (№ 1, № 2, № 3).

        Седелки. Седелка — часть упряжи для частичной передачи веса запряжки на спину лошади. По конструкции седелки (рис. 69) бывают прямые и горбатые.

        Горбатая седелка состоит из арчака и потника. Арчак представляет собой остов седелки. Он состоит из двух деревянных или металлических полок и двух арок, скрепленных между собой металлической планкой со скобкой. Потник — мягкая подкладка из войлока и кожи для предохранения лошади от набоев и наминов спины.

        Прямая седелка состоит из войлочной подушки, обтянутой кожей или ее заменителем, двух сыромятных ремней и двух деревянных колодок с металлическими дужками.

        Прямая седелка выпускается двух размеров, горбатая — одного.

        Подпруги. Подпруга — часть упряжи для укрепления седелки на спине лошади. Вырабатывается из хлопчатобумажной или льняной тесьмы, двух размеров (№ 1 и № 2).

        Чересседельник. Чересседельник представляет собой сыромятный ремень, который протягивают в дужки седелки и закрепляют на оглоблях. Чересседельник может быть с подбрюшником и без него.

        Узда. Узда служит для управления лошадью. Состоит она из ряда ремней и металлических удил. Узда может быть сыромятной (одинарной и двойной), а также тесьмяной, двух размеров (№ 1 и № 2).

        Недоуздок. Применяется недоуздок для привязывания лошади; в отличие от узды он не имеет удил. Вырабатывают недоуздки тесьмяными и иногда сыромятными.

        Постромки. Постромки являются частью пароконной запряжки. В зависимости от материала и конструкции постромки делятся на сыромятные с петлей, сыромятные с кольцом, канатные с петлей и тесьмяные с петлей.

        Нагрудники. Как и постромки, нагрудники являются частью пароконной дышловой упряжи. Нагрудник представляет собой сыромятный ремень с пряжкой на конце и металлическим полукольцом на середине.

        Нашильник. Служит нашильник для соединения нагрудника с дышлом. Нашильник может быть в виде сыромятного ремня или стальной цепи.

        Вожжи. Различают вожжи по ряду признаков: назначению — одноконные и пароконные (с четырьмя концами); материалу — тесьмяные с сыромятными наконечниками, веревочные; характеру застежки — с пряжками и с карабинами (пружинными застежками) .

        Шорки. Шорки представляют собой вид упряжи, заменяющей хомут. В зависимости от конструкции основной детали — нагрудной войлочной подушки — различают шорку с кожаной обтяжкой, кожаной накладкой и тесьмяной накладкой.

        В продажу упряжь поступает отдельными изделиями, а также комплектами.

        Седла

        Седла бывают различных типов: верховые кавалерийские, верховые казачьи, скаковые, вольтижировочные (для обучения верховой езде), вьючные. Наиболее распространенными из них являются седла верховые кавалерийские, верховые казачьи и скаковые кожаные.

        Седло верховое кавалерийское. Это седло принадлежит к седлам жесткой конструкции. Основой его является ленчик, состоящий из двух деревянных полок и двух металлических лук, соединяющих полки спереди и сзади. Между луками ленчика натягивается живец (сыромятный ремень, пружинящий во время езды от тяжести всадника и смягчающий удары по спине лошади), к которому привязываются войлочные подкладки. Сверху на ленчик надевается сиденье, сбоку привязываются крылья, предохраняющие бока лошади от натирания путлищами (ремнями, на которых подвешиваются стремена).

        Седло верховое казачье. Это седло имеет несколько иную конструкцию, чем верховое кавалерийское. Сиденьем у него служит привязанная к ленчику кожаная подушка; для лучшего закрепления на спине лошади, кроме подпруги, имеется нагрудник — подперсье и пахва (ремень, охватывающий хвост лошади).

        Седло скаковое кожаное. Седло скаковое кожаное является седлом мягким. Ленчик его также имеет деревянные полки, но другой формы, луки не металлические, а деревянные. Снизу ленчика наглухо прикрепляются стеганые подушки, набитые оленьей шерстью. Сиденье мягкое кожаное.

        Сортировка, маркировка, упаковка и хранение шорно-седельных товаров

        Сортировка. Шорно-седельные товары по качеству делят на 1-й и 2-й сорта. Сортировка производится по ГОСТам, причем принимается до внимание как качество деталей, так и дефекты пошивки. К числу дефектов пошивки относятся: неправильная пробивка и смещение отверстий, неправильный накол шилом, несоответствие иглы и проколов номеру нитки, ненатянутость строчки, отсутствие закрепа концов ниток, необрезанные концы ниток и узлов, неровная обрезка слоев войлока, неровнота сборки подушки, плохая затяжка хомутины (складки, морщины, неровности), помятость изделий и т. п.

        Маркировка и упаковка. Шорно-седельные изделия маркируют клеймением. Клеймо обычно содержит обозначение предприятия, типа изделия, размера и сорта. Упаковывают шорноседельные товары чаще всего в тканевые или рогожные тюки. Вес тюка брутто не должен превышать 80 кг.

        Хранение. Шорно-седельные товары хранят в чистых, хорошо вентилируемых помещениях при нормальной относительной влажности воздуха.

        Изделия из войлока, юфти и сыромяти во избежание загрязнений хранят раздельно. Кожаные части упряжи и седел подвешивают на вешалах. Хранение их в кучах, бунтах и штабелях во избежание перегорания не допускается.

        Мягкие части упряжи — потники, седелки и др. — хранят уложенными на стеллажах стопками так, чтобы между краями стопок был промежуток для протока воздуха.

        Металлические части изделий во избежание коррозии должны быть смазаны не окисляющейся смазкой.

        Длительное хранение изделий в ящиках и тюках не допускается. Появившуюся на изделиях плесень тщательно удаляют, изделия просушивают и слегка смазывают.

        Особое внимание должно быть обращено на предохранение изделий от порчи молью.

    admin

    Наверх