Как называется дуга над лошадью

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Здесь без умения правильно седлать коня или запрягать лошадь в телегу (летом) или в сани (зимой) уже никак не обойтись. Без должного опыта и знаний запряжка животного может быть сопряжена с определенными трудностями. Чтобы запомнить в подробностях все этапы этого процесса, необходимо проделать его не один и не два, а большое количество раз. Однако, всегда что-то приходится делать впервые. Эта статья как раз и посвящена правильной последовательности этого процесса.

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

  • узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
  • хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
  • седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
  • подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
  • шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
  • чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
  • подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
  • вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
  • дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.
  • Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

    Запрягаем лошадей. Этапы процесса

    Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:

  • осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
  • после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
  • подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
  • затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
  • шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
  • заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
  • берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
  • гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
  • подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
  • после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
  • привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
  • надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
  • в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.
  • Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка

    Какие бывают виды запряжки лошадей?

    В настоящее время применяются три основных вида запряжки этих животных в повозку:

    Дата 13.5.2005 0:00:00 | Тема: Следы былого

    Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка — сегодня ее увидишь.

    Русские называют дорогой то место, где собираются проехать.

    Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка — сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах.

    Дуга, хомут, оглобли

    Немало времени прошло, прежде чем гениальное изобретение древних китайцев — хомут — проникло на просторы Восточно-европейской равнины. Археологи, однако, утверждают, что предки новгородцев пользовались сим полезнейшим предметом уже в VII веке нашей эры. Приделав к хомуту сыромятные петли-гужи и пристроив с их помощью между хомутом и оглоблями деревянную пружину-дугу, они нашли способ сохранить плечи своих верных саврасок и получили упряжку на все случаи жизни, как говорится, и в подводу многотонную, и воеводу с ветерком прокатить, можно вдоль дороги, а можно и поперек. Ведь русская упряжь в каком-то смысле — порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Дуга и гужи благодаря своей упругости смягчают толчки и удары, так что хомут всегда лежит спокойно на конских плечах. Шлея не позволяет хомуту соскальзывать с шеи лошади при торможении и спуске. Так как дуга, хомут и оглобли представляют собой довольно увесистую конструкцию, часть усилия с плеч и холки при помощи седелки, чересседельников и подбрюшника перераспределяется на спину лошади.

    Помните поговорку: «не видно не зги»? А какая такая зга, и почему ее должно быть видно, знаете? Так вот, зга — небольшая деталь в верхней части дуги, дужное кольцо с креплением. Через это колечко продевается ремень-темляк, одним концом его наматывают на ветвь дуги и привязывают к оглобле, а к другому концу пришиты два поводка, пристегивают к кольцам удил — с их помощью голова запряженной лошади поддерживается на определенной высоте. Дужное колечко маленькое, ночью, в метель или непогоду его действительно не видно.

    А еще говорят: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Почему так важно «сдюжить», запрягая лошадь? В русской упряжи клещи (деревянная основа хомута) вверху связаны намертво, а внизу — распускающимся узлом — супонью. При запряжке гужами охватывают оглобли, потом в петли вставляют концы дуги, после чего стягивают супонью клещи хомута. Дуга, как распорка, распяливает гужи, поэтому затягивание супони требует довольно больших усилий. Сцепления гужей, дуги и оглобель достаточно для перевозки грузов в несколько тонн.

    Изготовление упряжи — дело непростое, требующее знаний и навыка. Например, дугу гнут из нагретого моченого дерева по особой технологии. Сделаешь неправильно — она сломается в самый неподходящий момент, ведь дуга испытывает очень большие динамические нагрузки. Недаром встарь хорошая дуга была гордостью ямщика.

    Пара «на отлет»

    Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада в начале XVII века, после польско-литовского нашествия. Она распространена главным образом в западной и южной России. Однако на Руси была и своя, оглобельная парная упряжка, и в свое время она была весьма популярна. Вот о ней и пойдет речь.

    Необходимость в парной упряжке сначала возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. На Юге России, где на жирных тяжелых черноземах нужен был тяжелый плуг, пахать запрягали по две-три лошади в постромки. В средней полосе и и почвы не такие мощные, и плуги полегче. Когда одной «лошадиной силы» стало мало, сбоку к оглобельной дуговой упряжке стали при помощи постромок припрягать вторую лошадь. На пристяжную лошадь надевали шорку или хомут. Вернее даже не хомут, а хомутик, так как он намного легче, чем у коренника. Вместо гужей он имеет мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются постромки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька(деревянного бруска), а валек за середину подвешивается на крюк ваги, неподвижно укрепленной в передней части плуга или повозки. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, развернуть или затормозить упряжку не может.

    П.О.Ковалевский. «Понесли».
    Музей коневодства.

    На пристяжную лошадь можно надеть седелку, но здесь она уже не столь важна и нагружена, как у коренника: все ее предназначение — поддерживать привожжек (одиночную вожжу: с помощью которой управляют пристяжной лошадью) и правую постромку. Для этого слева на присяжной подпруге сделано металлическое кольцо для привожжека, а справа — ременная петля для постромки.

    Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. К левому (наружному) кольцу удил пристегнут привожжек, а к правому (внутреннему) — особый ремень под названием чумбур, за который пристяжную лошадь привязывают к левой оглобле коренника, а на стоянках — например, к столбу.

    При пахоте коренник шел по вспаханному полю (борозде), а пристяжная лошадь — по целине. Так как плуг отваливает земляной пласт вправо (на борозду), то вторая лошадь припрягалась слева. Пахарь шел за плугом по второй борозде. Чтобы тяга была симметричной, оглобли располагали с правой стороны плуга, а постромки — слева.

    Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная по крайней мере с самого начала XVIII века. Однако несимметричное крепление оглобель для ездовой повозки оказалось непригодным. Дело в том. что на спуске повозку тормозит только коренник, расположенный справа, повозка будет накатываться на него левой стороной, сбивая коренника к правому фаю дороги. При этом лошадь инстинктивно поворачивается вполоборота влево, и повозка накатывается к левой стороне дороги, и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, удаленное от оглобель, отражается на кореннике более сильно. На неровной местности эти толчки такие частые и сильные, что сбивают коренника с направления движения (закачивают). Поэтому для дороги 5олее целесообразно укрепить оглобли как обычно, посередине. Но при этом пристяжная лошадь будет тянуть лишь с одной стороны повозки и поворачивать повозку в сторону коренника, которому придется постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате часть полезной работы будет теряться.

    Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону — это обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно. Валек прикрепили к повозке впереди ее передней оси. Теперь пристяжная лошадь не так сильно разворачивает повозку и, следовательно, оглобли не наваливаются на коренника. В идеале тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через вертикальный шкворень, проходящий через центр передней оси повозки и обеспечивающий ее поворот. Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. К тому же лошадь необходимо специально выезжать, приучая двигаться с повернутой в сторону шеей Коренник должен был идти размашистой с высоким подъемом ног рысью, а пристяжная — правильным размеренным галопом. Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.

    Такая несимметричная упряжка получила название «пара «на отлет». Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно резвой и эффектной. На пристяжную седелку, не имеющую колодок для чересседельника, стали в качестве украшения ставить фигурную головку, а иногда и специальные седелочные звонки с нежным мелодичным звоном. Такие щегольские упряжки стали особенно популярными с 20-х годов XIX века.

    В крестьянском обиходе гарная упряжка «на отлет» также была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском>. На парах «на отлет» ездили почта, в полиция, извозчики, пожарные, помещики.

    Птица-тройка

    До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом — в последнем случае передняя лошадь «работала бульдозером», прокладывая всей упряжке путь по сугробам. В начале XVIII века, когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII — начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

    Настоящего расцвета и повсеместной популярности тройка достигла в первой половине XIX столетия. Олицетворявшая русскую удалую душу, широкую природу, она превратилась в своеобразный символ России Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: «Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?» «Довезу, матушка, — ответил ямщик. — Только не уверен, что довезу его душу». Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток.

    Однако во второй половине XIX века в России развернулось интенсивное строительство железных дорог, и тройке пришлось уступить свои позиции. Технический прогресс вытеснил тройки в сельскую местность, где они долго еще сохраняли популярность на свадьбах и народных гуляниях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась.

    Фото Владимира Лисичкина

    Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки.

    Тройка не имеет аналогов в других странах. Основой троечной упряжки послужила русская парная упряжка «на отлет»: для получения тройки достаточно с другой стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь. Тройка — единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. При этом левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, а правая — с левой. Лошади выбирают «ведущую» ногу инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость — передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову.

    Троечная упряжь обильно украшалась. Красочно декорировались хомуты. Широко использовался металлический набор из литых деталей разной формы, к уздам и шлеям прикреплялись кисти, свисавшие спереди и по бокам лошадей. Но особое внимание уделялось дуге коренника: ее богато украшали художественной росписью и резьбой.

    Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла необходимость в специальных звуковых сигналах. Во-первых, чтобы потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу — ведь мчалась курьерская повозка с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Во-вторых, чтобы известить о своем приближении персонал очередной почтовой станции, ведь смена уставшим лошадям должна была быть своевременно готова.

    Долгое время ямщики обходились удалым свистом и молодецкими криками. Но в последней трети XVIII века придумали использовать в качестве сигнала бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Нашлось и удобное место для его подвески — дуга над головой коренника. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Почему не к дуж-ному кольцу? Колокольчики-то были отнюдь не сувенирные, такой «звоночек» в лучшем случае своей тяжестью згу из дуги вывернет, а то и дугу сломать недолго. К тому же сам колокольчик должен быть неподвижен, раскачивается только язык — иначе не будет настоящей гармонии звука.

    В XIX веке тройки со звоном стали настолько массовым явлением, что нередко вносили сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-нибудь частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения служебных обязанностей.

    Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные арканы (ошейники) с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Бубенцы издавали не такой громкий звук, как колокольчик, поэтому на них запреты не распространялись. Из бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать «гаммы», производившие при езде «согласный» звон.

    В современной жизни для русской упряжки по-прежнему находится место: на проселочных дорогах и улицах праздничных городов, на дорожках ипподромов и аллеях парков. Одноконная упряжка в России по-прежнему почти всегда дуговая. Да и тройка, утеряв свое утилитарное значение, вернулась к нам как атрибут праздника и красивый вид спорта. Хотя, конечно, конкретные условия вносят свои коррективы, и нынешняя тройка имеет определенные отличия от исторической.

    Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелкой и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной – больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади — пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей — длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе – «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

    Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

    Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.

    Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.

    С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.

    Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

    Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

    Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.

    В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов – глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.

    Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы — созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».

    Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.

    С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.

    Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи — элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

    Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.

    В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

    Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

    Название книги

    Богданов В В

    Ермолаев В А

    В пособии приведены основные требования к упряжи, подробно описаны методические аспекты русской (дуговой) и бездуговой упряжи. Рассчитано для студентов факультета ветеринарной медицины.

    В.В. Богданов, В.А. Ермолаев

    Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности

    Огромный путь человека от жителя пещер до обладателя почти фантастической техники современности тесно связан с лошадью.

    Немногим более ста лет назад лошадь, запряженная в повозку, являлась одним из основных видов транспорта. Еще дольше лошадь продолжала играть доминирующую роль в сельском хозяйстве.

    Согласно различным источникам, лошадь после одомашнивания долгое время была лишь мясным и молочным животным, затем человек в силу необходимости стал использовать все и вся для жизни и защиты себя от многочисленных и разнообразных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником.

    Максимальная работоспособность лошадей без ущерба для их здоровья зависит от целого ряда условий: массы, возраста и упитанности лошадей; подготовки и тренированности в работе; правильной подготовки и исправности сбруи; режима рабочего дня; состояния погоды, качества дороги и рельефа местности; физиологических факторов, определяющих здоровье лошади.

    Работу лошади определяют двумя показателями: величиной силы тяги и пройденным расстоянием.

    1. Основные сведения о конской упряжи

    1.1. Влияние сбруи на животное

    Конской сбруей и упряжью называют приспособления, надеваемые на лошадь для управления ею или для работы.

    Сбруя в сильной степени влияет на работоспособность лошади, поэтому правильному ее подбору по лошади и исправному содержанию необходимо придавать большое значение.

    Упряжь принимает на себя тяговые усилия лошади и, соприкасаясь с телом, оказывает определенное давление на отдельные участки (Рис.1). Неисправная или плохо пригнанная упряжь производит неравномерное давление и вызывает боль работающей лошади, связывает ее движения, затрудняет дыхание и кровообращение, что является причиной резкого снижения работоспособности и травматических повреждений лошади.

    Чаще всего у лошадей повреждается спина, шея, холка и плечи от неисправности или неправильно подогнанных, не соответствующих по размерам хомута и седелки.

    Неправильной затяжкой можно вызвать «ожоги» плеч, наминки и нагнеты холки и другие повреждения, в результате которых лошадь становится на долгое время непригодной к работе и требует лечения.

    Рис.1. Места наиболее частых повреждений от сбруи.

    1.2. Основные требования, предъявляемые к упряжи

    Упряжь должна быть: прочной, легкой, проста в изготовлении и ремонте; универсальной для различных видов хозяйственного использования. Упряжь не должна вызывать повреждений или боли, связывать движения лошади, затруднять дыхание и кровообращение.

    Упряжь лошадей, используемых для работы в повозках и сельскохозяйственных орудиях, подразделяется на дуговую, бездуговую и дышловую.

    Дуговая или русская состоит из уздечки, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, дуги и вожжей.

    Бездуговая одноконная упряжь состоит из уздечки, хомута, седелки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, постромок и вожжей.

    Дышловая (бездуговая) парная запряжка состоит из уздечки, хомута, вожжей, постромок, дышла, цепи-напильника.

    2. Сбруя рабочей лошади. Русская сбруя

    2.1. Узда (уздечка) рабочей лошади

    Узда (уздечка) рабочей лошади состоит из:

    1) суголовного ремня; 2) двух щечных ремней; 3) налобника; 4) подганашного ремня; 5) намордника (нахрапника); 6) удил; 7) поводьев.

    Рис.2. Узда (уздечка).

    Основной недостаток стандартных сельскохозяйственных уздечек в том, что их устройство не позволяет в достаточной степени изменять их размеры без нарушения правильного положения на голове лошади.

    Уздечки выпускают четырех размеров №1-4. Размер уздечки подбирают в зависимости от величины головы лошади (он определяется длиной ремней). Подгоняют уздечку, изменяя длину суголовного и щечного ремней, с таким расчетом, чтобы трензельное удило лежало на беззубом участке нижней челюсти (на два сантиметра ниже угла рта, поверх языка), не стягивая углов рта и не касаясь окрайков. Между подбородным ремнем и ганашем должны свободно проходить три пальца поставленной на ребро лошади, а между намордным ремнем и носом — два пальца.

    Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Возбудимой лошади нужны более «мягкие», т.е. толстые, удила, флегматичной — «жесткие», тонкие.

    Длина удил должна соответствовать ширине рта лошади.

    2.2. Положение и пригонка хомута

    Хомут — главная и наиболее ответственная часть сбруи. К нему прилагается основная часть силы тяги, которая передается затем к повозке.

    1) покрышка; 2) хомутная подкладка; 3) гужи; 4) хомутина; 5) клещи; 6) супонь.

    Стандартный хомут (рис.3.) состоит из пары клещей (5), хомутины (4), хомутной подкладки (2), покрышки (1), спокойного ремня, супони (6), пары гужей или гужевых мочек (3) и горта.

    Правильно по лошади подобранный хомут занимает следующее положение: вверху он опирается на гребень шеи у начала холки; по бокам он лежит на мускулатуре, расположенной впереди ости лопатки; в нижней части лопатки над плечелопаточным сочленением; в нижней части шеи он проходит над соколком у основания шеи (рис.4.).

    Положение хомута по вертикали параллельно положению лопатки лошади. У лошади с косой лопаткой и хомут занимает более косое положение; наоборот, при более отвесной лопатке он занимает также отвесное положение.

    Величина и форма хомута любого назначения должна в точности отвечать форме и величине шеи и всей соприкасающейся поверхности лошади.

    Рис.4. Точки опоры хомута на скелете лошади.

    Длина хомута определяется длиной поверхности от верхней его опоры на гребне шеи у начала холки, до нижней, над плечелопаточным сочленением.

    При правильной ширине он может быть короткий или длинный. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, не доходя до места своего нормального положения; наоборот, длинный хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно набьет холку и плечи лошади. Точно так же и широкий хомут не будет лежать на определенном для него месте, а будет заходить далеко назад к остям лопатки и производить побои их мускулатур.

    Поверхность хомута, обращенная к телу лошади вверху и на 2/3 по бокам, выстилается войлоком; в остальной части он опирается на соприкасающиеся места лошади хомутиной.

    Клещи — основа хомута, делают из дерева (береза), определяют его форму и размеры и обеспечивают необходимую прочность. На границе нижней и средней трети клещей, в их утолщенной части, называемой пучком, сделаны два отверстия для крепления гужей или гужевых мочек.

    Хомутина (рис.5) состоит из плотно конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она проходит на всем протяжении клещей хомута и прикрепляется к последним. Нижняя часть хомутины, проходящая под шеей лошади, должна быть сантиметра на два выше клещей, иначе они будут натирать шею.

    Гужи служат для скрепления хомута с оглоблями при помощи дуги, за них же пристегивают ободовый ремень. Гужи (рис.6) выкраивают из свиной или коровьей кожи; по прочности они рассчитываются согласно назначению хомута. Для лошади с нормальным положением лопатки гужи располагаются примерно на 2/3 от верха хомута.

    Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.

    Надевают хомут через голову лошади, перевернув его покрышкой вниз, а затем по гриве снова переворачивают в нормальное положение и расправляют шлею. Клещи хомута стягиваются супонью из сыромятного ремня.

    Верхняя поверхность хомута покрывается свиной или телячьей кожей, которая предохраняет его от сырости в дождливую погоду. Внизу на одной из клещей укрепляется супонь, которая служит для стягивания клещей при запрягании и должна быть достаточно прочной, в соответствии с упругостью дуги.

    Вес хомута определяется его назначением. Вес легких разъездных хомутов считается равным 3 кг, а тяжелых от 5 до 6 кг. Вес легких рабочих хомутов не должен превышать 6 кг, а тяжелых от 8 до 9 кг. Иногда хомуты крупных рабочих лошадей достигают веса от 13 до 18 кг.

    Стандартные хомуты (табл.1) изготавливают 12 размеров (№ 0-11). Размеры определенного номера обычно обозначают дробью, в числителе которой указана длина, а в знаменателе — ширина (в мм). Например: № 0-(440/210), №11-(740/400).

    Если номер хомута неизвестен, то нужно измерить его длину от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей и ширину на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей и справиться о соответствующем им номере в таблице.

    Размеры готовых хомутов (ГОСТ 3978-47)

    Номер Длина (см) Ширина (см)
    0 43 21
    1 45 23
    2 48 24
    3 50 25
    4 53 26
    5 54 27
    6 56 28
    7 60 30
    8 63 31,5
    9 66 32,5
    10 71 38
    11 74 40

    Седелка применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смягчает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по неровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.

    А. Седелка горбатая с качающимися Б. Седелка выездной упряжи прямая полками

    При низкой широкой холке употребляется лежачая седелка, опирающаяся на остистые отростки холки и длиннейший мускул спины, шеи и плеча.

    При высокой острой холке целесообразнее применять стоячую седелку, опирающуюся только на мускулатуру по бокам холки и спины и не производящую давления на остистые отростки. Ширина развала стоячей седелки должна отвечать нижней части холки.

    Правильному подбору седелки, сообразно форме холки и спины следует придавать большое значение, т.к. чаще всего повреждения производятся именно здесь.

    Особенностью холки является пронизанность связками и сухожилиями и сравнительно слабое кровоснабжение, вследствие чего при больших травмах она трудно поддается лечению и надолго делает лошадь нетрудоспособной.

    Располагают седелку на спине лошади, примерно в 10-15 см за лопатками. Закрепляют ее с помощью подпруги, которая затягивается с достаточно большой силой, так, чтобы между нею и телом лошади можно было с усилием просунуть два пальца. Перед затягиванием подпругу располагают на расстоянии ладони от передней конечности лошади, чтобы она не мешала движению передних конечностей и опиралась на жесткую грудину.

    Лежачие (или прямые) седелки (рис.7Б) состоят из подушки, покрышки, сквозного горта, двух колодок с личинами и дужками.

    Стоячие (или горбатые) седелки (рис.7 А) состоят из арчака, двух полок, двух колей для крепления гортов и специального потника.

    Седелки выпускают двух размеров №1 и №2. Их следует подбирать индивидуально для каждой лошади.

    Подпруга имеет назначение удерживать седелку в положенном для нее месте, а также удерживать подбрюшник, продетый через шлевку (мочку) в середине подпруги, и не давать его сползания приводящую к потертостям кожи в нижней части груди.

    Подпруга должна обладать необходимой прочностью, упругостью, чтобы не производить потертостей, мягкой с шириной 7-8 см. На обоих концах имеются пряжки для пристегивания к гортани седелки.

    Шлея. Ее назначение — удерживать накат повозки при спускании с горы и отчасти удерживать хомут на своем месте, при резком осаживании лошади.

    При торможении в упряжи шлея передает свое действие на повозку через хомут, гужи и оглобли.

    Шлея состоит из кругового ремня, проходящего на протяжении от хомута вдоль всего корпуса; наспинного ремня, проходящего вдоль спины; поперечных ремней, которые соединяют круговой и спиной; боковых ремней, одевающихся на оглобли и предохраняющих шлею от сползания на одну сторону; откосых ремней, идущих от заднего конца спинного к задку кругового ремня.

    Ободовый ремень идет вдоль корпуса лошади по бокам и сзади — ниже седалищных бугров (на расстоянии 15-20 см) и поддерживается поперечным и откосным ремнями.

    При движении ободовый ремень не должен давить на задние конечности лошади, а лишь слегка касаться их, не мешая двигаться и не вызывая потертостей.

    Шлею также важно правильно подобрать. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста лошади. Слишком глубокая — очень низко опускается на бедра, затрудняет движение животного при сдерживании повозки с грузом и натирает ему кожу.

    По размерам шлеи могут быть четырех номеров.

    Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается поставленная на ребро ладонь (при этом ободовые ремни должны проходить на 4-5 см ниже седалищных бугров).

    Шлеи изготавливаются из кожаных ремней.

    2.5. Чересседельник и подбрюшник

    Чересседельник и подбрюшник выкраиваются из сыромятного сырья толщиной 2-3 мм и шириной 3-4 см.

    Рис.10. Чересседельник и подбрюшник. 1) чересседельник; 2) подбрюшник; 3) кольцо

    Назначение чересседельника — поддерживать вес хомута с дугой и оглобли на спине лошади, а также, вследствие разложения сил при опоре оглобель на спину, в небольшой части передавать на нее тяговые усилия.

    Роль подбрюшника — не допускать резкого колебания оглобель, хомута и дуги вверх и вниз, чем он предупреждает возможные побои холки под хомутом.

    Дуга (рис.11) является характерной особенностью русской сбруи.

    Ее назначение — удерживать гужи вокруг оглобель. Хорошая дуга должна быть упругой, прочной и легкой. При слабой дуге, легко сгибающейся под действием усилий лошади, невозможна правильная запряжка; дуга излишне пружинит, вызывая большую трату энергии лошади.

    Запряжка с хорошей упругой дугой представляет большое удобство для лошади. Так как гужи располагаются перпендикулярно хомуту, исключается возможность потертостей плеч и боков.

    Благодаря упругости дуга играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места, не вызывая больших затрат энергии на амортизацию. В верхней части дуги имеется кольцо для повода от уздечки.

    Вожжи (тесьмяные, ременные или веревочные) служат для управления лошадью с повозки. Основное требование к хорошим вожжам — прочность и мягкость, обеспечивающая лучшее их держание в руках при управлении и в особенности при сдерживании лошади. Этим качествам отвечают вожжи, концы которых состоят из ремня, а средняя часть из прочной тесьмы. Для пристегивания вожжей к кольцам удил, концы их имеют пряжки с готами или специальные карабины.

    Рис.12. Вожжи тесьмяные. 1) тесьма; 2) ремень; 3) кольцо; 4) карабин

    3. Запряжка в русскую сбрую

    Первой одевается уздечка. Запрягающий становится с левой стороны шеи лошади; левой рукой удерживает лошадь, а правой одевают уздечку, перекидывая ее суголовной ремень через уши.

    Когда удила подойдут к уровню конца рта, левой рукой вводят их с одной стороны на беззубый край, отчего лошадь обыкновенно открывает рот и берет удила.

    При взнуздывании лошади зимой необходимо, прежде чем вводить удила в рот, хорошенько их протереть от инея и согреть в руке, так как морозные удила могут прилипать к влажному языку и губам. Взнуздывание лошади можно производить и после одевания уздечки. Уздечка должна быть точно подобранна по голове лошади.

    За уздечкой следует одевание седелки. Перед ее надеванием нужно тщательно осмотреть подкладываемый потник и войлок седелки: нет ли на них засохших корок от пота и грязи, нет ли приставшего песка и сора или неровностей от сбившегося войлока. Так же тщательно следует осмотреть и места прилегания седелки на лошади, так как все это может вызвать побои холки.

    Седелку следует класть резко вперед, а потом подвинуть назад на положенное место, чем пригладится шерсть.

    Наложив седелку, подтягивают подпругу с левой стороны настолько, чтобы седелка плотно лежала на мускулатуре холке и спины, не прыгая при езде, так как это может вызвать побои. Накладывать седелку, застегивать и расстегивать ее подпругу рекомендуется всегда с одной стороны — с левой, тогда нижняя поверхность седелки точно обтягивается по форме прилегающей поверхности холки и спины лошади, опираясь на большую площадь.

    Затем надевают хомут со шлеей. Перед одеванием необходимо тщательно осмотреть состояние его войлока и хомутины: нет ли коры от пота или грязи, не сырой ли войлок, строго ли одинаковы гужи. Все это может вызвать побои плеч, поэтому состоянию войлока и хомутины нужно придавать большое значение.

    При надевании хомута, переворачивают его нижними концами клещей верх, расправляют шлею и надевают его через голову на шею лошади. После надевания через голову, хомут поворачивается в нормальное для него положение, т. е. клещами вниз. Поворачивание производится в самой узкой части шеи, т. е. у самой головы. Ворочают по ходу гривы: если грива лежит направо, поворачивают слева направо. После это хомут доводится на свое место, расправляется и надевается шлея, а из-под хомута вынимается грива, чтобы не производила натирания плеч. Надев таким способом сбрую, лошадь заводят в оглобли и закладывают дугу.

    Левый гуж охватывает оглоблю снизу вверх, причем ее дугу нижним концом вставляют в петлю гужа. После охвата гужом оглобли гуж своей средней частью может идти сзади дуги или охватывать конец дуги с обеих сторон.

    Потом дугу перекидывают через холку лошади и прикрепляют правым гужом к правой оглобле.

    Правый гуж позади дуги и охватывает оглоблю сверху вниз, причем конец дуги вкладывают в петлю гужа.

    Затягивание супони производят с большим усилием и расчетом, чтобы дуга твердо стояла в перпендикулярном положении по отношению к оглоблям и не допускала колебаний взад и вперед. Конец супони заделывается петлею с таким расчетом, чтобы ее в любой момент можно было бы легко распустить.

    Далее продевается через скобки колодок седелки чересседельник и через мочки подпруги-подбрюшник. При правильно подтянутом чересседельнике хомут точно лежит в положенных для него местах и не касается нижнего края шеи, примерно, на 1 см.

    Конец чересседельника завязывается на правой оглобле с расчетом такого же легкого развязывания в случае надобности. После этого подтягивается и завязывается подбрюшник с таким расчетом, чтобы не допускать прыганья оглобель верх и вниз.

    На правильное подтягивание чересседельника и подбрюшника следует обращать серьезное внимание, так как следствием неправильного их подтягивания очень часто бывает нагнеты холки и плеч лошади.

    При легкой быстрой езде чересседельник подтягивается несколько выше, чем при медленной езде с большим грузом. В последнем случае лошадь несет голову ниже, что при высоком чересседельнике иногда вызывает удушье лошади, в особенности при движении в гору.

    Повод подтягивается с таким расчетом, чтобы голова лошади свободно могла занимать необходимое ей положение при работе и не стеснялась поводом. При большом весе воза лошадь несет голову низко, поэтому повод следует подвязывать в данном случае длиннее; при легком весе и быстром движении она несет голову выше — повод может быть подтянут короче.

    Вожжи пристегиваются последними: их расправляют по всей длине, середину кладут на повозку, концы на лошадь, которые затем проходят над чересседельником, над гужами и цепляются за концы удил.

    Рис.13. Дуговая (русская) запряжка. 1) уздечка; 2) дуга; 3) хомут; 4) седелка; 5) чересседельник; 6) подбрюшник; 7) шлея; 8) вожжи.

    Copyright © 2007
    N.Bobkova, T.Minkevitch

    При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

    Содержание сайта:
    канд. с/х наук : Н.Бобкова
    оформление : Т.Минкевич

    фото: Н. Бобковой, Т. Минкевич, Г. Белоусова, Е. Стикиной, Т. Улитиной, Г. Рыловой, А. Дорофеевой, Е. Волковой, Н. Сметаниной, Е.Аксенова и др.

    Иванова Г.В.
    Запряжка лошади
    Практическое руководство

    Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.
    Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

    Для начала — о строении сбруи и ее предназначении.
    Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.
    Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

    1. уздечка с поводом
    2. хомут
    3. седелка
    4. подпруга
    5. шлея
    6. чересседельник и подбрюшник
    7. вожжи
    8. дуга
    9. 1. Узда.
      Служит для управления лошадью.
      Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
      Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.

      1. удила (трензель)
      2. кольца удил (трензельные кольца)
      3. суголовный (затылочный) ремень.
      4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
      5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
      6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
      7. переносной, для дополнительной фиксации.
      8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

      2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

      • хомутина
      • клещи
      1. супонь
      2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
      3. покрышка
      4. войлочная подкладка
      5. горт — ремень для пристегивания шлеи.
      6. кольца, для вожжей (на основании гужей)
      7. Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части — у ее основания.

        Допуск + 0,5 / + 0,2

        Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину — на уровне гужевых отворов.

        Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
        Приблизительно в одетом виде — ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

        Хомут подходит по размеру:

        Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

        Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.

        3. Седелка. Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
        Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).

      8. арчак
      9. полки
      10. потник
      11. крышка (кожаная или из линолеума)
      12. приструги (горты)
      13. дужки, через которые пропускается чересседельник

      4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.
      5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
      Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.

      Состоит из нескольких ремней:
      1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.
      2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.
      3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.
      4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.
      5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками)
      6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.
      Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.
      7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.
      8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.
      На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

      Порядок запряжки

      1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки.
      Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении.
      2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник.
      3. Чересседельник и подбрюшник – два отдельных ремня, одним концом пришитые к одному кольцу. Оба ремня пропускаем через кольцо так, чтобы образовалась петля. Эту петлю надеваем на левую оглоблю (здесь и далее все направления относительно лошади).

      4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике.
      Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко.
      Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.

      5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей.
      Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь.
      6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли.
      Завести лошадь в оглобли можно тремя способами:

    10. Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди.
    11. Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей.
    12. Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей.
    13. 7. Берем дугу, встаем перед оглоблей лицом к лошади. Дугу приставляем к правой ноге. Левой рукой берем гуж.
      В процессе работы сыромятные гужи растягиваются, поэтому обычно гуж перекручивают 1-2-3 раза, в зависимости от его длины, подгоняя под конкретную запряжку. Если в хозяйстве используется одна лошадь в одних и тех же оглоблях, а гужи тесмяные, то перекручивать их нет необходимости, достаточно подогнать длину гужей и периодически выравнивать их.
      Кладем на гуж оглоблю так, чтобы гуж лежал на расстоянии примерно 1-2 ладоней от конца оглобли. Берем дугу перед собой, кольцом от нас. Левый конец дуги вставляем в петлю гужа. Перекладываем конец дуги через оглоблю перед гужом. Одновременно разворачиваем дугу кольцом вперед, так чтобы оглобля легла в вырез дуги. Кладем дугу на шею лошади.

      8. Переходим ко второй оглобле. Прикладываем дугу выемкой к оглобле на равном, с первым гужом, расстоянии. Берем второй гуж и, если есть необходимость, перекручиваем её ровно столько раз, сколько был перекручен первый. Накладываем его на оглоблю позади дуги.
      Натягиваем гуж: левым плечом упираемся в оглоблю, этой же рукой берем за клещи и с силой притягиваем к себе. Правой рукой надеваем петлю на дугу.

      9. Затягиваем хомут. Стоя слева от лошади, обматываем супонь вокруг клещей один раз. Упираясь ногой в клещи, изо всех сил затягиваем супонь. Обматываем и затягиваем супонь еще раз. Обязательно ремень должен затягиваться с большим усилием! Если супонь затягивается легко, то необходимо снять дугу и сильнее перекрутить гужи.

      10. Завязываем супонь. Большим пальцем правой руки придерживаем ремешок, левой рукой надавливаем на правую клещу, и в образовавшуюся щель продеваем кончик супони вниз. Затягиваем супонь до упора. Кончик продеваем вверх.

      В образовавшуюся петельку пропускаем вторую петлю. Затягиваем.
      Не пытайтесь тянуть за саму петлю, достаточно подтянуть вверх первую петельку, а потом затянуть вторую.

      После этого обматываем петлю концом супони. Кончик складываем вдвое и продеваем в конец петли. Супонь завязана.

      После стягивания клещей и завязывания супони дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд — назад при надавливании на неё рукою.

      11. Переходим к левой оглобле. Расстояние от гужей до петли чересседельника должно примерно равняться 40 см, т.е. расстоянию согнутой руки, от локтя до кончиков пальцев.
      Расправляем чересседельник и продеваем через дужку седелки. Расправляем подбрюшник и продеваем через шлевку подпруги.

      12. Ставим лошадь в хомут: двигаем коня на шаг вперед или, если это удобнее, сдвигаем повозку назад так, чтобы хомут плотно лег на плечи.
      13. Переходим на другую сторону. Берем подбрюшник, подтягиваем и перекидываем через оглоблю, для того чтобы лошадь не наступила на него. Подтягиваем чересседельник и оборачиваем вокруг оглобли, от себя. Расстояние от чересседельника до гужей на обеих оглоблях должно быть одинаковым.
      Подтягиваем чересседельник: левой рукой тянем ремень через седелку, поднимая левую оглоблю, правой подтягиваем за конец ремня, поднимая правую оглоблю. Таким образом мы поднимаем хомут.
      Оглобли поднимаем настолько, чтобы между хомутом и шеей лошади (гребнем и горлом) проходило примерно 3-4 пальца. Таким образом, лошадь может по необходимости поднять и опустить шею.

      14. Есть много способов завязать чересседельник, принцип у всех одинаковый. Опишу два способа.
      Первый способ: после того как подняли хомут, кончик чересседельника перекидываем справа — налево через ремень и под оглоблей на себя. Обматываем вокруг оглобли снизу-вверх перед ремнем.

      Пропускаем кончик под ремнем справа – налево, перекидываем сверху, делаем петлю и продеваем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.

      Второй способ: После того как подняли хомут, оборачиваем чересседельник вокруг оглобли сначала перед ремнем, потом позади него, т.е. восьмеркой. Потом кончик перекидываем над ремнем справа – налево, делаем петлю и пропускаем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.

      В любом случае конечная петля лежит перед чересседельником.
      Необходимо проследить, чтобы оглобли были подняты ровно, иначе при движении запряжку перекосит!

      15. Подбрюшный ремень кладем поверх петли чересседельника. С силой подтягиваем ремень вниз и перекладываем через подбрюшник, для дополнительной фиксации. Обматываем подбрюшник вокруг оглобли.

      Складываем кончик подбрюшника и пропускаем через петлю чересседельника. С силой затягиваем петлю.

      Чересседельник, завязанный сзади, удерживает подбрюшник от сползания по оглобле во время движения.

      16. Проверяем подпругу и, при необходимости, подтягиваем её.
      17. Переходим к голове лошади. Перекрещиваем повод, чтобы он не болтался, и накидываем на шею. Пропускаем темляк через кольцо дуги и привязываем за один из гужей на такую длину, чтобы лошадь могла свободно вытянуть шею, но не смогла слишком низко наклониться. Если повод короткий, достаточно обмотать темляк вокруг дуги и завязать на кольце.
      18. Поправляем шлею: длинные ремешки с кисточками перекидываем через оглобли, чтобы не путались в ногах лошади. Если есть петли с застежками – пристегиваем к оглоблям.
      19. Пристегиваем вожжи к кольцам удил. Если на гужах имеются кольца, пропускаем вожжи через них. Если колец нет, нужно пропустить одну вожжу под гужом, вторую над гужом.
      В случае, если лошадь понесет, это даст дополнительный контроль.

      Помните, правильная подгонка снаряжения и запряжка сведет к минимуму возможность травмировать лошадь!

      Распрягаем в обратном порядке:

      • отстегиваем вожжи,
      • развязываем повод,
      • развязываем чересседельник (для этого достаточно просто потянуть за кончик подбрюшника и размотать ремни), вытягиваем их с другой стороны,
      • распускаем супонь,
      • снимаем гужи и дугу,
      • супонь привязываем к гужу, чтобы не порвалась,
      • снимаем хомут. Шлею можно не отстегивать, а собрать на шее, привязать шнурком к хомуту и вместе с ним снять. В следующий раз шлею можно будет надеть вместе с хомутом,
      • снимаем седелку, вешаем на хомут, перекидываем подпругу.
      • Уводим лошадь в денник, снимаем уздечку.
      • Возвращаемся к повозке. Снимаем с оглобли ремни.
      • Чересседельник и вожжи сматываем:
      • Берем вожжи одной рукой за пряжки (чересседельник с подбрюшником за концы). Второй рукой оборачиваем вокруг локтя, вкладывая в ладонь. Кончик оборачиваем пару раз вокруг смотанных вожжей и продеваем в верхнее отверстие. Слегка затягиваем. Вешаем за получившуюся петлю (кольцо чересседельника).

      • Уносим всю амуницию в сбруйную, повозку ставим на место.
      • На первый взгляд всё кажется таким сложным, но после нескольких самостоятельных запряжек вы уже перестанете путаться в названиях, ремнях и узлах.
        Удачи!

        Автор: Иванова Галина Владимировна
        Ассистент: Иванов Олег Николаевич
        Фотографии Ивановой Г.В.
        Упряжь и конь предоставлены ГУ УР «ГЗК «Удмуртская» с ипподромом»
        03.02.2009

        Путешествия в экипажах и санях посильны и доступны каждому желающему, они требуют значительно меньшей специальной подготовки и отличаются более высокой комфортностью.

        В такое путешествие проще отправиться всей семьей, можно взять больше необходимых для отдыха вещей, а желание поездить верхом на лошади может быть удовлетворено на дневках.

        Подготовка к путешествиям в экипажах и санях на турбазах заключается в ознакомлении с техническим обеспечением, средствами управления лошадью и в проверочной практической езде по пересеченной местности.

        Экипажи

        Легкость на ходу зависит от устройства самого экипажа и частично обеспечивается регулярным смазыва нием осей.

        Устойчивость экипажа — очень важное свойство, обеспечивающее высокую проходимость по грунтовым просе лочным дорогам, особенно мало наезженным. Устойчивость определяется наивысшим углом поперечного наклона, при котором экипаж не опрокидывается. Угол наклона (устойчивости) экипажа для конного туризма должен быть не менее 40С. Устойчивость зависит от ширины колеи (хода) — чем шире колея, тем устойчивее экипаж; от высоты расположения кузова и радиуса колес — чем ниже расположен кузов и чем меньше радиус колес, тем устойчивее экипаж.

        Поворотливостью называется способность экипажа делать крутой поворот на возможно меньшей площади. Поворотливость зависит от диаметра передних колес, длины передней оси, расстояния между передней и задней осями и длины дышла или оглобель. Наибольшую поворотливость имеют экипажи с малым радиусом передних колес, которые при повороте переднего хода обычно полностью подкатываются под дно кузова, а угол поворота в этом случае составляет 90С.

        Гибкость — это способность дышла пароконного экипажа или оглобель одноконной повозки подниматься и опускаться. Для возможности перехода повозки через канавы и бугры передний ход должен быть соединен с задним таким образом, чтобы дышло или оглобли могли изменять свое положение относительно горизонтальной линии. Для конного туризма пригодны экипажи с подъемом и опусканием оглобель не менее 45С.

        Независимость ходов — это способность экипажа получать наклон передней оси хода независимо от задней оси хода. Угол независимости ходов должен быть не менее 10С.

        В настоящее время на турбазах используются повозка легковая рессорная одноконная, тарантас полурессор ный одноконный и дрожки легковые с плетеным кузовом. Эти экипажи полностью отвечают требованиям туризма, в них легко размещаются два — три туриста и весь туристский груз, включая зернофураж для кормления лошадей в походе.

        Различия между данными экипажами незначительны. Кузов повозки легковой рессорной имеет вогнутую фор му, опирается жесткой передней подушкой на переднюю ось и двумя листовыми рессорами на заднюю ось. Для удобства туристов кузов оборудован спинкой, поручнями, подножками и щитками для защиты от грязи. Кузов тарантаса, чаще плетенный из прутьев, имеет два сиденья, переднее и заднее. Сзади кузов поставлен на две эллиптические рессоры, прикрепленные к задней оси. Тарантас оборудован поручнями, подножками и щитками. Дрожки легковые с плетеным кузовом могут быть подрессоренны либо без рессор. Амортизация в последнем случае за счет прогиба шести продольных дрожин, из которых состоит платформа дрожек.

        Экипажи на турбазах оборудуют съемными простейшими тормозными устройствами различной конструкции, которые монтируются для торможения заднего колеса (колес) на крутых спусках

        Упряжное устройство экипажей, используемых для туризма, оглобельное. Оно включает пару оглобель с тя жами, крепящимися на переднюю ось и служащими для придания жесткости при поворотах. Поворотливость этих повозок максимальная — 90С.

        Для конного туризма используются сани одноконные, окованные, с подрезами. Сани в 1,5-2 раза легче на ходу, чем повозки. Лучшими для многодневных походов являются двухместные сани — кошовки с плетеным кузовом.

        Упряжь одноконная

        Хомут — основная часть упряжи. Он состоит из двух (правой и левой) клещей, хомутины, пары подушек, по крышки, двух гужей с кольцами для вожжей, супони, горта и подкладки.

        Клещи хомута являются его основой, определяют размер и форму. Хомутина, обращенная к лошади, изгото вляется из конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она должна быть на 2 см выше клещей, иначе клещи будут натирать лошади шею. Клещи имеют отверстия для прикрепления гужей. Гужи представляют собой широкие сыромятные ремни, сложенные вчетверо по длине. Они служат для передачи тягового усилия от хомута через оглобли на повозку. Клещи хомута стягиваются и завязываются скрученным сыромятным ремнем — супонью. Сверху клещи постоянно закреплены спойным ремнем. Клещи имеют покрышку.

        Правильно подобранный хомут должен занимать такое положение: вверху опираться на гребень шеи лошади у начала холки, по бокам лежать на мускулатуре впереди ости лопатки над плечелопаточным сочленением, в нижней части проходить у основания шеи. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя дыхание, длинный — низко опускаться у плечелопаточного сочленения на грудь, а поднятый чересседельником — далеко заходить на холку. Широкий хомут также нежелателен, поскольку он будет заходить далеко назад к остям лопаток; поднятый чересседельником, такой хомут вместе с дугой и оглоблями может смещаться в одну из сторон при езде рысью.


        Рис. 26. Комплект одноконной упряжи:
        1 — узда с поводьями; 2 — хомут с гужами; 3 — дуга; 4 — седелка с подпругой;
        5 — шлея; 6 — чересседельник с подбрюшником; 7 — вожжи

        На турбазах для каждой лошади подбирают хомут, соответствующий ей по размерам, подгоняют к шее по ширине и закрепляют за лошадью постоянно. Это необ ходимо для того, чтобы мягкие части хомута обминались в соответствии с особенностями строения лошади. Несоблюдение правил подбора и подгонки хомутов неизбежно приводит к травмированию лошадей в походе и выходу их из строя.


        Рис. 27. Правильное положение хомута перед надеванием его на шею лошади


        Рис. 28. Закладывание дуги при запрягании
        Рис. 29. Фиксация гужа на правую оглоблю при запрягании

        Седелка нужна для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель. Она служит блоком, на который помещается чересседельник. В туристских походах желательно использовать так называемую «горбатую» седелку, которая практически не травмирует холку и спину лошади. Подпруга фиксирует положение седелки.

        Дуга скрепляет гужи хомута с оглоблями. Она должна быть упругой и прочной, достаточной высоты. В центре верхней части дуга имеет кольцо для продевания повода, а на концах с наружной стороны — выемки, прилегающие к оглоблям при запряжке.

        Шлея служит для удержания хомута от сползания на шею при торможении повозки, на спусках и при осажи вании. Шлея состоит изободового ремня с пряжками, идущего от хомута вокруг туловища лошади, от левой стороны хомута к правой; продольного ремня, расположенного вдоль спины до крупа; поперечных ремней, соединяющих ободовый и продольный ремни; мочковых ремней, которые застегиваются на оглоблю и тем самым не позволяют шлее смещаться на одну сторону, и откосных ремней, идущих от заднего конца продольного ремня к ободовому.

        Шлея по глубине должна опускаться ниже седалищных бугров лошади. Расположенная выше, шлея свали вается при движении на бок, более глубокая затрудняет лошади движение при спусках. Нормальной считается длина шлеи, при которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро. Тесная шлея будет мешать движению лошади, вызывать потертости, очень свободная перестанет функционировать, так как хомут сместится далеко по шее лошади.

        Чересседельник служит для поддержания через седелку веса хомута, дуги и оглобель на спине лошади, фиксирует оптимальное положение запряжки и перераспределяет часть тягового усилия на спину лошади. Подбрюшник является вторым элементом фиксации оптимального положения запряжки. Чересседельник и подбрюшник представляют собой два ремня, соединенные кольцом, и одеваются на оглоблю петлей чересседельника. Степень поднятия оглобель чересседельником должна быть такой, чтобы между хомутиной и шеей лошади свободно помещалась ладонь. Более высокое поднятие запряжки будет затруднять дыхание лошади, при малом поднятии запряжка будет болтаться, мешать движению лошади и травмировать ей спину и холку.

        Вожжи должны быть прочными и удобными для управления лошадью. Этим качествам отвечают вожжи из прочной мягкой тесьмы с ременными концами и пряжками для пристегивания к кольцам удил. Вожжи с карабинами непрактичны, так как в некоторых ситуациях карабины могут разгибаться.

        Оглобли делают из легкого и прочного дерева. Длина их должна быть такой, чтобы задние ноги лошади не доставали переднюю ось хода либо головку саней на спусках. Это имело бы очень неприятные последствия. Излишняя длина оглобель нежелательна. Правая и левая оглобли должны быть одинаковой длины. На концах оглобель устанавливают ограничители из нескольких слоев ремня. На концах дуги, выше и ниже выемки, прилегающей к оглобле, делают набойки из кожи. Такие набойки способствуют лучшей фиксации дуги и продлевают срок ее службы.

        К упряжной лошади в оглоблях может быть припряжена пристяжная, и тогда одноконная упряжка превратится в пароконную. Для этого к экипажу (саням) с левой стороны на кронштейне с тягой к кузову крепится валек.

        Сбруя для пристяжной лошади состоит из следующих частей: шорка, пристяжная узда с чумбуром, пристяжная шлея, трок, пристяжная подпруга с кольцом, постромки, неободное кольцо и привожжек.

        Узда для пристяжной отличается расположением пряжек подбородного ремня (с правой и левой стороны) и способом крепления чумбура. Кольцо чумбура свободно помещается на ремне, соединяющем кольца удил. Чумбур предназначен для привязывания пристяжной к петлям гужей хомута коренника на расстоянии, необходимом для бега пристяжной «наотлет».

        Шорка у пристяжной лошади выполняет функции хомута. Она состоит из двух широких ременных полос с под кладками — нагрудной и настрочной, соединенных двумя кольцами. Обе полосы соединяются поддерживающим ремнем. К кольцам шорки на пряжках пристегиваются постромки — ременные ленты, через которые передается тяговое усилие на валек повозки.

        Шлея для пристяжной отличается от шлеи для одиночной запряжки тем, что имеет крестовиковый ремень с пристяжными карманами, через которые проходят постромки (вместо мочкового ремня для оглобель).

        Пристяжной трок (пристяжная седелка) крепится подпругой, имеющей кольцо, в которое продевается привож жек.

        Постромки изготовляют из сыромятной кожи, простроченной в 3-4 слоя. Они пристегиваются к большим кольцам шорки, а концы их с петлями надеваются на валек.

        Неободное кольцо поддерживает чумбур на определенной высоте. Ремень кольца пристегивают к большому кольцу шорки.

        Привожжек служит для управления пристяжной. Это — половина вожжей, один конец которых пристегивают к наружному кольцу уздечки пристяжной.

        При езде по глубокому рыхлому снегу парная запряжка с пристяжной в необходимых случаях может быть легко преобразована в парную запряжку цугом (гусем). Такое изменение требует включения в упряжь длинных и легких вожжей, шлевки для них с двумя кольцами, надеваемой на верхний горт шорки. При таком способе запряжки пристяжную лошадь помещают не сбоку коренника, а перед ним. Вожжи пропускают через кольца на гужах коренника между поперечными ремнями шлеи передней лошади, через кольца шлевки и пристегивают к кольцам удил передней лошади. Постромки фиксируют на гужи и оглобли коренника.

        В сбруе пристяжных можно использовать и легкие хомуты вместо шорок, хотя это и менее желательно, так как из хомута приходится удалять гужи и заменять их ременным кольцом (мочкой), к которому пристегиваются постромки.

    admin

    Наверх