В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.
Здесь без умения правильно седлать коня или запрягать лошадь в телегу (летом) или в сани (зимой) уже никак не обойтись. Без должного опыта и знаний запряжка животного может быть сопряжена с определенными трудностями. Чтобы запомнить в подробностях все этапы этого процесса, необходимо проделать его не один и не два, а большое количество раз. Однако, всегда что-то приходится делать впервые. Эта статья как раз и посвящена правильной последовательности этого процесса.
Основные элементы упряжи
Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.
Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:
Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.
Запрягаем лошадей. Этапы процесса
Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Какие бывают виды запряжки лошадей?
В настоящее время применяются три основных вида запряжки этих животных в повозку:
Дата 13.5.2005 0:00:00 | Тема: Следы былого
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номер | Длина (см) | Ширина (см) |
0 | 43 | 21 |
1 | 45 | 23 |
2 | 48 | 24 |
3 | 50 | 25 |
4 | 53 | 26 |
5 | 54 | 27 |
6 | 56 | 28 |
7 | 60 | 30 |
8 | 63 | 31,5 |
9 | 66 | 32,5 |
10 | 71 | 38 |
11 | 74 | 40 |
Седелка применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смягчает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по неровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.
А. Седелка горбатая с качающимися Б. Седелка выездной упряжи прямая полками
При низкой широкой холке употребляется лежачая седелка, опирающаяся на остистые отростки холки и длиннейший мускул спины, шеи и плеча.
При высокой острой холке целесообразнее применять стоячую седелку, опирающуюся только на мускулатуру по бокам холки и спины и не производящую давления на остистые отростки. Ширина развала стоячей седелки должна отвечать нижней части холки.
Правильному подбору седелки, сообразно форме холки и спины следует придавать большое значение, т.к. чаще всего повреждения производятся именно здесь.
Особенностью холки является пронизанность связками и сухожилиями и сравнительно слабое кровоснабжение, вследствие чего при больших травмах она трудно поддается лечению и надолго делает лошадь нетрудоспособной.
Располагают седелку на спине лошади, примерно в 10-15 см за лопатками. Закрепляют ее с помощью подпруги, которая затягивается с достаточно большой силой, так, чтобы между нею и телом лошади можно было с усилием просунуть два пальца. Перед затягиванием подпругу располагают на расстоянии ладони от передней конечности лошади, чтобы она не мешала движению передних конечностей и опиралась на жесткую грудину.
Лежачие (или прямые) седелки (рис.7Б) состоят из подушки, покрышки, сквозного горта, двух колодок с личинами и дужками.
Стоячие (или горбатые) седелки (рис.7 А) состоят из арчака, двух полок, двух колей для крепления гортов и специального потника.
Седелки выпускают двух размеров №1 и №2. Их следует подбирать индивидуально для каждой лошади.
Подпруга имеет назначение удерживать седелку в положенном для нее месте, а также удерживать подбрюшник, продетый через шлевку (мочку) в середине подпруги, и не давать его сползания приводящую к потертостям кожи в нижней части груди.
Подпруга должна обладать необходимой прочностью, упругостью, чтобы не производить потертостей, мягкой с шириной 7-8 см. На обоих концах имеются пряжки для пристегивания к гортани седелки.
Шлея. Ее назначение — удерживать накат повозки при спускании с горы и отчасти удерживать хомут на своем месте, при резком осаживании лошади.
При торможении в упряжи шлея передает свое действие на повозку через хомут, гужи и оглобли.
Шлея состоит из кругового ремня, проходящего на протяжении от хомута вдоль всего корпуса; наспинного ремня, проходящего вдоль спины; поперечных ремней, которые соединяют круговой и спиной; боковых ремней, одевающихся на оглобли и предохраняющих шлею от сползания на одну сторону; откосых ремней, идущих от заднего конца спинного к задку кругового ремня.
Ободовый ремень идет вдоль корпуса лошади по бокам и сзади — ниже седалищных бугров (на расстоянии 15-20 см) и поддерживается поперечным и откосным ремнями.
При движении ободовый ремень не должен давить на задние конечности лошади, а лишь слегка касаться их, не мешая двигаться и не вызывая потертостей.
Шлею также важно правильно подобрать. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста лошади. Слишком глубокая — очень низко опускается на бедра, затрудняет движение животного при сдерживании повозки с грузом и натирает ему кожу.
По размерам шлеи могут быть четырех номеров.
Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается поставленная на ребро ладонь (при этом ободовые ремни должны проходить на 4-5 см ниже седалищных бугров).
Шлеи изготавливаются из кожаных ремней.
2.5. Чересседельник и подбрюшник
Чересседельник и подбрюшник выкраиваются из сыромятного сырья толщиной 2-3 мм и шириной 3-4 см.
Рис.10. Чересседельник и подбрюшник. 1) чересседельник; 2) подбрюшник; 3) кольцо
Назначение чересседельника — поддерживать вес хомута с дугой и оглобли на спине лошади, а также, вследствие разложения сил при опоре оглобель на спину, в небольшой части передавать на нее тяговые усилия.
Роль подбрюшника — не допускать резкого колебания оглобель, хомута и дуги вверх и вниз, чем он предупреждает возможные побои холки под хомутом.
Дуга (рис.11) является характерной особенностью русской сбруи.
Ее назначение — удерживать гужи вокруг оглобель. Хорошая дуга должна быть упругой, прочной и легкой. При слабой дуге, легко сгибающейся под действием усилий лошади, невозможна правильная запряжка; дуга излишне пружинит, вызывая большую трату энергии лошади.
Запряжка с хорошей упругой дугой представляет большое удобство для лошади. Так как гужи располагаются перпендикулярно хомуту, исключается возможность потертостей плеч и боков.
Благодаря упругости дуга играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места, не вызывая больших затрат энергии на амортизацию. В верхней части дуги имеется кольцо для повода от уздечки.
Вожжи (тесьмяные, ременные или веревочные) служат для управления лошадью с повозки. Основное требование к хорошим вожжам — прочность и мягкость, обеспечивающая лучшее их держание в руках при управлении и в особенности при сдерживании лошади. Этим качествам отвечают вожжи, концы которых состоят из ремня, а средняя часть из прочной тесьмы. Для пристегивания вожжей к кольцам удил, концы их имеют пряжки с готами или специальные карабины.
Рис.12. Вожжи тесьмяные. 1) тесьма; 2) ремень; 3) кольцо; 4) карабин
3. Запряжка в русскую сбрую
Первой одевается уздечка. Запрягающий становится с левой стороны шеи лошади; левой рукой удерживает лошадь, а правой одевают уздечку, перекидывая ее суголовной ремень через уши.
Когда удила подойдут к уровню конца рта, левой рукой вводят их с одной стороны на беззубый край, отчего лошадь обыкновенно открывает рот и берет удила.
При взнуздывании лошади зимой необходимо, прежде чем вводить удила в рот, хорошенько их протереть от инея и согреть в руке, так как морозные удила могут прилипать к влажному языку и губам. Взнуздывание лошади можно производить и после одевания уздечки. Уздечка должна быть точно подобранна по голове лошади.
За уздечкой следует одевание седелки. Перед ее надеванием нужно тщательно осмотреть подкладываемый потник и войлок седелки: нет ли на них засохших корок от пота и грязи, нет ли приставшего песка и сора или неровностей от сбившегося войлока. Так же тщательно следует осмотреть и места прилегания седелки на лошади, так как все это может вызвать побои холки.
Седелку следует класть резко вперед, а потом подвинуть назад на положенное место, чем пригладится шерсть.
Наложив седелку, подтягивают подпругу с левой стороны настолько, чтобы седелка плотно лежала на мускулатуре холке и спины, не прыгая при езде, так как это может вызвать побои. Накладывать седелку, застегивать и расстегивать ее подпругу рекомендуется всегда с одной стороны — с левой, тогда нижняя поверхность седелки точно обтягивается по форме прилегающей поверхности холки и спины лошади, опираясь на большую площадь.
Затем надевают хомут со шлеей. Перед одеванием необходимо тщательно осмотреть состояние его войлока и хомутины: нет ли коры от пота или грязи, не сырой ли войлок, строго ли одинаковы гужи. Все это может вызвать побои плеч, поэтому состоянию войлока и хомутины нужно придавать большое значение.
При надевании хомута, переворачивают его нижними концами клещей верх, расправляют шлею и надевают его через голову на шею лошади. После надевания через голову, хомут поворачивается в нормальное для него положение, т. е. клещами вниз. Поворачивание производится в самой узкой части шеи, т. е. у самой головы. Ворочают по ходу гривы: если грива лежит направо, поворачивают слева направо. После это хомут доводится на свое место, расправляется и надевается шлея, а из-под хомута вынимается грива, чтобы не производила натирания плеч. Надев таким способом сбрую, лошадь заводят в оглобли и закладывают дугу.
Левый гуж охватывает оглоблю снизу вверх, причем ее дугу нижним концом вставляют в петлю гужа. После охвата гужом оглобли гуж своей средней частью может идти сзади дуги или охватывать конец дуги с обеих сторон.
Потом дугу перекидывают через холку лошади и прикрепляют правым гужом к правой оглобле.
Правый гуж позади дуги и охватывает оглоблю сверху вниз, причем конец дуги вкладывают в петлю гужа.
Затягивание супони производят с большим усилием и расчетом, чтобы дуга твердо стояла в перпендикулярном положении по отношению к оглоблям и не допускала колебаний взад и вперед. Конец супони заделывается петлею с таким расчетом, чтобы ее в любой момент можно было бы легко распустить.
Далее продевается через скобки колодок седелки чересседельник и через мочки подпруги-подбрюшник. При правильно подтянутом чересседельнике хомут точно лежит в положенных для него местах и не касается нижнего края шеи, примерно, на 1 см.
Конец чересседельника завязывается на правой оглобле с расчетом такого же легкого развязывания в случае надобности. После этого подтягивается и завязывается подбрюшник с таким расчетом, чтобы не допускать прыганья оглобель верх и вниз.
На правильное подтягивание чересседельника и подбрюшника следует обращать серьезное внимание, так как следствием неправильного их подтягивания очень часто бывает нагнеты холки и плеч лошади.
При легкой быстрой езде чересседельник подтягивается несколько выше, чем при медленной езде с большим грузом. В последнем случае лошадь несет голову ниже, что при высоком чересседельнике иногда вызывает удушье лошади, в особенности при движении в гору.
Повод подтягивается с таким расчетом, чтобы голова лошади свободно могла занимать необходимое ей положение при работе и не стеснялась поводом. При большом весе воза лошадь несет голову низко, поэтому повод следует подвязывать в данном случае длиннее; при легком весе и быстром движении она несет голову выше — повод может быть подтянут короче.
Вожжи пристегиваются последними: их расправляют по всей длине, середину кладут на повозку, концы на лошадь, которые затем проходят над чересседельником, над гужами и цепляются за концы удил.
Рис.13. Дуговая (русская) запряжка. 1) уздечка; 2) дуга; 3) хомут; 4) седелка; 5) чересседельник; 6) подбрюшник; 7) шлея; 8) вожжи.
Copyright © 2007
N.Bobkova, T.Minkevitch
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Содержание сайта:
канд. с/х наук : Н.Бобкова
оформление : Т.Минкевич
фото: Н. Бобковой, Т. Минкевич, Г. Белоусова, Е. Стикиной, Т. Улитиной, Г. Рыловой, А. Дорофеевой, Е. Волковой, Н. Сметаниной, Е.Аксенова и др.
Иванова Г.В.
Запряжка лошади
Практическое руководство
Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.
Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.
Для начала — о строении сбруи и ее предназначении.
Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.
Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.
- уздечка с поводом
- хомут
- седелка
- подпруга
- шлея
- чересседельник и подбрюшник
- вожжи
- дуга
- хомутина
- клещи
- супонь
- гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
- покрышка
- войлочная подкладка
- горт — ремень для пристегивания шлеи.
- кольца, для вожжей (на основании гужей)
- арчак
- полки
- потник
- крышка (кожаная или из линолеума)
- приструги (горты)
- дужки, через которые пропускается чересседельник
- Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди.
- Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей.
- Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей.
- отстегиваем вожжи,
- развязываем повод,
- развязываем чересседельник (для этого достаточно просто потянуть за кончик подбрюшника и размотать ремни), вытягиваем их с другой стороны,
- распускаем супонь,
- снимаем гужи и дугу,
- супонь привязываем к гужу, чтобы не порвалась,
- снимаем хомут. Шлею можно не отстегивать, а собрать на шее, привязать шнурком к хомуту и вместе с ним снять. В следующий раз шлею можно будет надеть вместе с хомутом,
- снимаем седелку, вешаем на хомут, перекидываем подпругу.
- Уводим лошадь в денник, снимаем уздечку.
- Возвращаемся к повозке. Снимаем с оглобли ремни.
- Чересседельник и вожжи сматываем:
- Уносим всю амуницию в сбруйную, повозку ставим на место.
1. Узда.
Служит для управления лошадью.
Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.
1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.
2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).
Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части — у ее основания.
Допуск + 0,5 / + 0,2
Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину — на уровне гужевых отворов.
Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
Приблизительно в одетом виде — ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.
Хомут подходит по размеру:
Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:
Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.
3. Седелка. Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).
4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.
5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.
Состоит из нескольких ремней:
1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.
2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.
3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.
4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.
5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками)
6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.
Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.
7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.
8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.
На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.
Порядок запряжки
1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки.
Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении.
2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник.
3. Чересседельник и подбрюшник – два отдельных ремня, одним концом пришитые к одному кольцу. Оба ремня пропускаем через кольцо так, чтобы образовалась петля. Эту петлю надеваем на левую оглоблю (здесь и далее все направления относительно лошади).
4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике.
Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко.
Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.
5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей.
Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь.
6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли.
Завести лошадь в оглобли можно тремя способами:
7. Берем дугу, встаем перед оглоблей лицом к лошади. Дугу приставляем к правой ноге. Левой рукой берем гуж.
В процессе работы сыромятные гужи растягиваются, поэтому обычно гуж перекручивают 1-2-3 раза, в зависимости от его длины, подгоняя под конкретную запряжку. Если в хозяйстве используется одна лошадь в одних и тех же оглоблях, а гужи тесмяные, то перекручивать их нет необходимости, достаточно подогнать длину гужей и периодически выравнивать их.
Кладем на гуж оглоблю так, чтобы гуж лежал на расстоянии примерно 1-2 ладоней от конца оглобли. Берем дугу перед собой, кольцом от нас. Левый конец дуги вставляем в петлю гужа. Перекладываем конец дуги через оглоблю перед гужом. Одновременно разворачиваем дугу кольцом вперед, так чтобы оглобля легла в вырез дуги. Кладем дугу на шею лошади.
8. Переходим ко второй оглобле. Прикладываем дугу выемкой к оглобле на равном, с первым гужом, расстоянии. Берем второй гуж и, если есть необходимость, перекручиваем её ровно столько раз, сколько был перекручен первый. Накладываем его на оглоблю позади дуги.
Натягиваем гуж: левым плечом упираемся в оглоблю, этой же рукой берем за клещи и с силой притягиваем к себе. Правой рукой надеваем петлю на дугу.
9. Затягиваем хомут. Стоя слева от лошади, обматываем супонь вокруг клещей один раз. Упираясь ногой в клещи, изо всех сил затягиваем супонь. Обматываем и затягиваем супонь еще раз. Обязательно ремень должен затягиваться с большим усилием! Если супонь затягивается легко, то необходимо снять дугу и сильнее перекрутить гужи.
10. Завязываем супонь. Большим пальцем правой руки придерживаем ремешок, левой рукой надавливаем на правую клещу, и в образовавшуюся щель продеваем кончик супони вниз. Затягиваем супонь до упора. Кончик продеваем вверх.
В образовавшуюся петельку пропускаем вторую петлю. Затягиваем.
Не пытайтесь тянуть за саму петлю, достаточно подтянуть вверх первую петельку, а потом затянуть вторую.
После этого обматываем петлю концом супони. Кончик складываем вдвое и продеваем в конец петли. Супонь завязана.
После стягивания клещей и завязывания супони дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд — назад при надавливании на неё рукою.
11. Переходим к левой оглобле. Расстояние от гужей до петли чересседельника должно примерно равняться 40 см, т.е. расстоянию согнутой руки, от локтя до кончиков пальцев.
Расправляем чересседельник и продеваем через дужку седелки. Расправляем подбрюшник и продеваем через шлевку подпруги.
12. Ставим лошадь в хомут: двигаем коня на шаг вперед или, если это удобнее, сдвигаем повозку назад так, чтобы хомут плотно лег на плечи.
13. Переходим на другую сторону. Берем подбрюшник, подтягиваем и перекидываем через оглоблю, для того чтобы лошадь не наступила на него. Подтягиваем чересседельник и оборачиваем вокруг оглобли, от себя. Расстояние от чересседельника до гужей на обеих оглоблях должно быть одинаковым.
Подтягиваем чересседельник: левой рукой тянем ремень через седелку, поднимая левую оглоблю, правой подтягиваем за конец ремня, поднимая правую оглоблю. Таким образом мы поднимаем хомут.
Оглобли поднимаем настолько, чтобы между хомутом и шеей лошади (гребнем и горлом) проходило примерно 3-4 пальца. Таким образом, лошадь может по необходимости поднять и опустить шею.
14. Есть много способов завязать чересседельник, принцип у всех одинаковый. Опишу два способа.
Первый способ: после того как подняли хомут, кончик чересседельника перекидываем справа — налево через ремень и под оглоблей на себя. Обматываем вокруг оглобли снизу-вверх перед ремнем.
Пропускаем кончик под ремнем справа – налево, перекидываем сверху, делаем петлю и продеваем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.
Второй способ: После того как подняли хомут, оборачиваем чересседельник вокруг оглобли сначала перед ремнем, потом позади него, т.е. восьмеркой. Потом кончик перекидываем над ремнем справа – налево, делаем петлю и пропускаем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.
В любом случае конечная петля лежит перед чересседельником.
Необходимо проследить, чтобы оглобли были подняты ровно, иначе при движении запряжку перекосит!
15. Подбрюшный ремень кладем поверх петли чересседельника. С силой подтягиваем ремень вниз и перекладываем через подбрюшник, для дополнительной фиксации. Обматываем подбрюшник вокруг оглобли.
Складываем кончик подбрюшника и пропускаем через петлю чересседельника. С силой затягиваем петлю.
Чересседельник, завязанный сзади, удерживает подбрюшник от сползания по оглобле во время движения.
16. Проверяем подпругу и, при необходимости, подтягиваем её.
17. Переходим к голове лошади. Перекрещиваем повод, чтобы он не болтался, и накидываем на шею. Пропускаем темляк через кольцо дуги и привязываем за один из гужей на такую длину, чтобы лошадь могла свободно вытянуть шею, но не смогла слишком низко наклониться. Если повод короткий, достаточно обмотать темляк вокруг дуги и завязать на кольце.
18. Поправляем шлею: длинные ремешки с кисточками перекидываем через оглобли, чтобы не путались в ногах лошади. Если есть петли с застежками – пристегиваем к оглоблям.
19. Пристегиваем вожжи к кольцам удил. Если на гужах имеются кольца, пропускаем вожжи через них. Если колец нет, нужно пропустить одну вожжу под гужом, вторую над гужом.
В случае, если лошадь понесет, это даст дополнительный контроль.
Помните, правильная подгонка снаряжения и запряжка сведет к минимуму возможность травмировать лошадь!
Распрягаем в обратном порядке:
Берем вожжи одной рукой за пряжки (чересседельник с подбрюшником за концы). Второй рукой оборачиваем вокруг локтя, вкладывая в ладонь. Кончик оборачиваем пару раз вокруг смотанных вожжей и продеваем в верхнее отверстие. Слегка затягиваем. Вешаем за получившуюся петлю (кольцо чересседельника).
На первый взгляд всё кажется таким сложным, но после нескольких самостоятельных запряжек вы уже перестанете путаться в названиях, ремнях и узлах.
Удачи!
Автор: Иванова Галина Владимировна
Ассистент: Иванов Олег Николаевич
Фотографии Ивановой Г.В.
Упряжь и конь предоставлены ГУ УР «ГЗК «Удмуртская» с ипподромом»
03.02.2009

В такое путешествие проще отправиться всей семьей, можно взять больше необходимых для отдыха вещей, а желание поездить верхом на лошади может быть удовлетворено на дневках.
Подготовка к путешествиям в экипажах и санях на турбазах заключается в ознакомлении с техническим обеспечением, средствами управления лошадью и в проверочной практической езде по пересеченной местности.
Экипажи
Легкость на ходу зависит от устройства самого экипажа и частично обеспечивается регулярным смазыва нием осей.
Устойчивость экипажа — очень важное свойство, обеспечивающее высокую проходимость по грунтовым просе лочным дорогам, особенно мало наезженным. Устойчивость определяется наивысшим углом поперечного наклона, при котором экипаж не опрокидывается. Угол наклона (устойчивости) экипажа для конного туризма должен быть не менее 40С. Устойчивость зависит от ширины колеи (хода) — чем шире колея, тем устойчивее экипаж; от высоты расположения кузова и радиуса колес — чем ниже расположен кузов и чем меньше радиус колес, тем устойчивее экипаж.
Поворотливостью называется способность экипажа делать крутой поворот на возможно меньшей площади. Поворотливость зависит от диаметра передних колес, длины передней оси, расстояния между передней и задней осями и длины дышла или оглобель. Наибольшую поворотливость имеют экипажи с малым радиусом передних колес, которые при повороте переднего хода обычно полностью подкатываются под дно кузова, а угол поворота в этом случае составляет 90С.
Гибкость — это способность дышла пароконного экипажа или оглобель одноконной повозки подниматься и опускаться. Для возможности перехода повозки через канавы и бугры передний ход должен быть соединен с задним таким образом, чтобы дышло или оглобли могли изменять свое положение относительно горизонтальной линии. Для конного туризма пригодны экипажи с подъемом и опусканием оглобель не менее 45С.
Независимость ходов — это способность экипажа получать наклон передней оси хода независимо от задней оси хода. Угол независимости ходов должен быть не менее 10С.
В настоящее время на турбазах используются повозка легковая рессорная одноконная, тарантас полурессор ный одноконный и дрожки легковые с плетеным кузовом. Эти экипажи полностью отвечают требованиям туризма, в них легко размещаются два — три туриста и весь туристский груз, включая зернофураж для кормления лошадей в походе.
Различия между данными экипажами незначительны. Кузов повозки легковой рессорной имеет вогнутую фор му, опирается жесткой передней подушкой на переднюю ось и двумя листовыми рессорами на заднюю ось. Для удобства туристов кузов оборудован спинкой, поручнями, подножками и щитками для защиты от грязи. Кузов тарантаса, чаще плетенный из прутьев, имеет два сиденья, переднее и заднее. Сзади кузов поставлен на две эллиптические рессоры, прикрепленные к задней оси. Тарантас оборудован поручнями, подножками и щитками. Дрожки легковые с плетеным кузовом могут быть подрессоренны либо без рессор. Амортизация в последнем случае за счет прогиба шести продольных дрожин, из которых состоит платформа дрожек.
Экипажи на турбазах оборудуют съемными простейшими тормозными устройствами различной конструкции, которые монтируются для торможения заднего колеса (колес) на крутых спусках
Упряжное устройство экипажей, используемых для туризма, оглобельное. Оно включает пару оглобель с тя жами, крепящимися на переднюю ось и служащими для придания жесткости при поворотах. Поворотливость этих повозок максимальная — 90С.
Для конного туризма используются сани одноконные, окованные, с подрезами. Сани в 1,5-2 раза легче на ходу, чем повозки. Лучшими для многодневных походов являются двухместные сани — кошовки с плетеным кузовом.
Упряжь одноконная
Хомут — основная часть упряжи. Он состоит из двух (правой и левой) клещей, хомутины, пары подушек, по крышки, двух гужей с кольцами для вожжей, супони, горта и подкладки.
Клещи хомута являются его основой, определяют размер и форму. Хомутина, обращенная к лошади, изгото вляется из конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она должна быть на 2 см выше клещей, иначе клещи будут натирать лошади шею. Клещи имеют отверстия для прикрепления гужей. Гужи представляют собой широкие сыромятные ремни, сложенные вчетверо по длине. Они служат для передачи тягового усилия от хомута через оглобли на повозку. Клещи хомута стягиваются и завязываются скрученным сыромятным ремнем — супонью. Сверху клещи постоянно закреплены спойным ремнем. Клещи имеют покрышку.
Правильно подобранный хомут должен занимать такое положение: вверху опираться на гребень шеи лошади у начала холки, по бокам лежать на мускулатуре впереди ости лопатки над плечелопаточным сочленением, в нижней части проходить у основания шеи. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя дыхание, длинный — низко опускаться у плечелопаточного сочленения на грудь, а поднятый чересседельником — далеко заходить на холку. Широкий хомут также нежелателен, поскольку он будет заходить далеко назад к остям лопаток; поднятый чересседельником, такой хомут вместе с дугой и оглоблями может смещаться в одну из сторон при езде рысью.
Рис. 26. Комплект одноконной упряжи:
1 — узда с поводьями; 2 — хомут с гужами; 3 — дуга; 4 — седелка с подпругой;
5 — шлея; 6 — чересседельник с подбрюшником; 7 — вожжи
На турбазах для каждой лошади подбирают хомут, соответствующий ей по размерам, подгоняют к шее по ширине и закрепляют за лошадью постоянно. Это необ ходимо для того, чтобы мягкие части хомута обминались в соответствии с особенностями строения лошади. Несоблюдение правил подбора и подгонки хомутов неизбежно приводит к травмированию лошадей в походе и выходу их из строя.
Рис. 27. Правильное положение хомута перед надеванием его на шею лошади
Рис. 28. Закладывание дуги при запрягании
Рис. 29. Фиксация гужа на правую оглоблю при запрягании
Седелка нужна для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель. Она служит блоком, на который помещается чересседельник. В туристских походах желательно использовать так называемую «горбатую» седелку, которая практически не травмирует холку и спину лошади. Подпруга фиксирует положение седелки.
Дуга скрепляет гужи хомута с оглоблями. Она должна быть упругой и прочной, достаточной высоты. В центре верхней части дуга имеет кольцо для продевания повода, а на концах с наружной стороны — выемки, прилегающие к оглоблям при запряжке.
Шлея служит для удержания хомута от сползания на шею при торможении повозки, на спусках и при осажи вании. Шлея состоит изободового ремня с пряжками, идущего от хомута вокруг туловища лошади, от левой стороны хомута к правой; продольного ремня, расположенного вдоль спины до крупа; поперечных ремней, соединяющих ободовый и продольный ремни; мочковых ремней, которые застегиваются на оглоблю и тем самым не позволяют шлее смещаться на одну сторону, и откосных ремней, идущих от заднего конца продольного ремня к ободовому.
Шлея по глубине должна опускаться ниже седалищных бугров лошади. Расположенная выше, шлея свали вается при движении на бок, более глубокая затрудняет лошади движение при спусках. Нормальной считается длина шлеи, при которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро. Тесная шлея будет мешать движению лошади, вызывать потертости, очень свободная перестанет функционировать, так как хомут сместится далеко по шее лошади.
Чересседельник служит для поддержания через седелку веса хомута, дуги и оглобель на спине лошади, фиксирует оптимальное положение запряжки и перераспределяет часть тягового усилия на спину лошади. Подбрюшник является вторым элементом фиксации оптимального положения запряжки. Чересседельник и подбрюшник представляют собой два ремня, соединенные кольцом, и одеваются на оглоблю петлей чересседельника. Степень поднятия оглобель чересседельником должна быть такой, чтобы между хомутиной и шеей лошади свободно помещалась ладонь. Более высокое поднятие запряжки будет затруднять дыхание лошади, при малом поднятии запряжка будет болтаться, мешать движению лошади и травмировать ей спину и холку.
Вожжи должны быть прочными и удобными для управления лошадью. Этим качествам отвечают вожжи из прочной мягкой тесьмы с ременными концами и пряжками для пристегивания к кольцам удил. Вожжи с карабинами непрактичны, так как в некоторых ситуациях карабины могут разгибаться.
Оглобли делают из легкого и прочного дерева. Длина их должна быть такой, чтобы задние ноги лошади не доставали переднюю ось хода либо головку саней на спусках. Это имело бы очень неприятные последствия. Излишняя длина оглобель нежелательна. Правая и левая оглобли должны быть одинаковой длины. На концах оглобель устанавливают ограничители из нескольких слоев ремня. На концах дуги, выше и ниже выемки, прилегающей к оглобле, делают набойки из кожи. Такие набойки способствуют лучшей фиксации дуги и продлевают срок ее службы.
К упряжной лошади в оглоблях может быть припряжена пристяжная, и тогда одноконная упряжка превратится в пароконную. Для этого к экипажу (саням) с левой стороны на кронштейне с тягой к кузову крепится валек.
Сбруя для пристяжной лошади состоит из следующих частей: шорка, пристяжная узда с чумбуром, пристяжная шлея, трок, пристяжная подпруга с кольцом, постромки, неободное кольцо и привожжек.
Узда для пристяжной отличается расположением пряжек подбородного ремня (с правой и левой стороны) и способом крепления чумбура. Кольцо чумбура свободно помещается на ремне, соединяющем кольца удил. Чумбур предназначен для привязывания пристяжной к петлям гужей хомута коренника на расстоянии, необходимом для бега пристяжной «наотлет».
Шорка у пристяжной лошади выполняет функции хомута. Она состоит из двух широких ременных полос с под кладками — нагрудной и настрочной, соединенных двумя кольцами. Обе полосы соединяются поддерживающим ремнем. К кольцам шорки на пряжках пристегиваются постромки — ременные ленты, через которые передается тяговое усилие на валек повозки.
Шлея для пристяжной отличается от шлеи для одиночной запряжки тем, что имеет крестовиковый ремень с пристяжными карманами, через которые проходят постромки (вместо мочкового ремня для оглобель).
Пристяжной трок (пристяжная седелка) крепится подпругой, имеющей кольцо, в которое продевается привож жек.
Постромки изготовляют из сыромятной кожи, простроченной в 3-4 слоя. Они пристегиваются к большим кольцам шорки, а концы их с петлями надеваются на валек.
Неободное кольцо поддерживает чумбур на определенной высоте. Ремень кольца пристегивают к большому кольцу шорки.
Привожжек служит для управления пристяжной. Это — половина вожжей, один конец которых пристегивают к наружному кольцу уздечки пристяжной.
При езде по глубокому рыхлому снегу парная запряжка с пристяжной в необходимых случаях может быть легко преобразована в парную запряжку цугом (гусем). Такое изменение требует включения в упряжь длинных и легких вожжей, шлевки для них с двумя кольцами, надеваемой на верхний горт шорки. При таком способе запряжки пристяжную лошадь помещают не сбоку коренника, а перед ним. Вожжи пропускают через кольца на гужах коренника между поперечными ремнями шлеи передней лошади, через кольца шлевки и пристегивают к кольцам удил передней лошади. Постромки фиксируют на гужи и оглобли коренника.
В сбруе пристяжных можно использовать и легкие хомуты вместо шорок, хотя это и менее желательно, так как из хомута приходится удалять гужи и заменять их ременным кольцом (мочкой), к которому пристегиваются постромки.