Как научить бегать лошадь на корде

С молодой лошадью проще всего работать первую часть тренировки на свободе — чтобы дать израсходовать лишнюю энергию, поработать над импульсом и внимательностью. Проведя разминку таким образом, Вы сможете без лишней борьбы и нагрузок на суставы (помним о том, что бесконтрольное движение на корде, т.н. «выпускание пара» ОЧЕНЬ вредно. ) получить лошадь, готовую усваивать новую информацию.

Спустя пару месяцев, когда лошадь уже немного лучше владеет телом при работе на свободе, можно начинать учить ее работать на кавессоне или капцунге. Естественно, к нему тоже необходимо привыкнуть. Как и любую новую амуницию, кавессон лучше одевать в знакомом месте, например в деннике или леваде. Много хвалить за правильное поведение и тут же снимать. Потом учимся уступать давлению на морду — вниз и в стороны. Главное, лошадь должна быть расслаблена и абсолютно спокойна. Лучше всего заниматься этим в конце занятия, когда лошадь будет больше всего сконцентрирована. Освоив сгибания на месте, начинаем работать над положением головы во время шага рядом и на маленьком вольту. Все это занимает буквально 5-10 минут в конце занятия. Помните, лошадь может оставаться внимательной максимум 1-2 минуты! Поэтому чаще меняйте упражнения и хвалите за малейшие попытки понять Вас! Наша задача научить лошадь правильно сгибаться и двигаться по кругу в этом положении. Всегда смотрите по лошади: если ей тяжело, она не понимает, начинает ускорятся и отвлекаться — вернитесь назад и снова проработайте предыдущие шаги. «Тише едешь, дальше будешь» — это как раз про работу с лошадью.

Вы добились того, чтобы Ваша лошадь расслаблено сгибалась в обе стороны, спокойно шагает по вольту со сгибанием вокруг Вас, останавливается и ускоряется по команде. Можно двигаться дальше. Учим подъемы в рысь. Некоторым лошадям проще будет начать подъемы в рысь в руках, но по моему опыту проще начинать с небольшого вольта, метров 6-8. Прошу обратить внимание — мы работаем над ПОДЪЕМОМ в рысь, т.е. подъем, три-четыре темпа рыси и переход в шаг. Если лошадь спокойно поднимается, без рывка головой, держит сгибание и расслабленно переходит в шаг — этого достаточно! Бурно хвалим и пробуем в другую сторону.

Здесь будет лирическое отступление.
Очень важно понимать, что лошади, как и люди могут быть правшами и левшами. Как это проявляется. В одну сторону Ваша лошадь может делать все на пять с плюсом, а в другую — элементарно не идти по кругу. Это не значит, что лошадь плохая/вредная или делает Вам назло. Представьте, что одним прекрасным утром Вас попросят завтракать не правой рукой, а левой. Вы конечно сможете, но некоторое неудобство испытывать определенно будете. И при первой же возможности постараетесь переложить ложку в правую руку. Так же и лошади. Если насильно заставлять лошадь сгибаться в неудобную для нее сторону, это приведет только к сопротивлению. Проще и естественней научить лошадь нести себя и сгибаться, постепенно растягивая ее мышцы на подготовительных упражнениях.
Закончилось лирическое отступление

Как только Ваша лошадь освоила непринужденные подъемы в рысь, нужно научить ее бегать в положении вперед-вниз. Качественная работа «вперед-вниз» со сгибанием и импульсом прокачивает лошади мышцы спины лучше, чем работа на любом виде развязок. Объяснить лошади движение с опущенной головой обычно не составляет большой проблемы. В руках мы уже научили лошадь опускать голову на полуодержки за кавессон и голосовую команду «Вниз». При движении по кругу действуем ровно так же — опускаем руку с кордой и давая команду голосом побуждаем лошадь опустить голову. Главное — вовремя хвалить. В первое время можно позволить лошади опустить голову до земли, но как только она поняла принцип — голова должна находится на уровне плече лопаточного сочленения. Обязательно нужно совмещать опущенную голову с расслабленной шеей, сгибание в боку и подведение внутренней задней ноги. Соединив эти три элемента и добавив импульс, Вы получите отличную рабочую рысь, которую со временем Вы сможете развить до собранной.

Постепенно Вы можете добавлять подъемы в галоп и движение галопом по большому кругу, минимум 20 метров. Сгибаться на галопе обычно сложнее, чем на рыси, поэтому лучше всего позволять лошади двигаться галопом на свободе, не вмешиваясь в ее равновесие кордой.

Следующие несколько месяцев Вы будете совершенствовать движение на свободе и увеличивать работу на корде.
Я не рекомендую до трех лет работать лошадь на корде больше, чем по 15 минут три раза в неделю. Все остальные дни работа в руках и на свободе, либо выгул минимум 10 часов.

Чаще всего три-четыре месяца достаточно, чтобы лошадь обмускулилась настолько, чтобы ее спина была готова принять вес всадника. Но, есть особенности экстерьера, из-за которых это время может увеличится в два, а то и в три раза. Например, длинную спину развивать придётся гораздо больше времени. Но с другой стороны, лошадь с длинной спиной обычно гнется лучше, чем лошадь с короткой спиной.

О работе в руках для молодой лошади читайте в следующих статьях.

Вопрос:

Юля, доброго времени суток! Давно с вами не общались. Лето. Некогда было. Но за вашим сайтом слежу ) У меня вопрос: помню что вы как-то рассказывали как с Легалосом учились на виртуальной корде работать. Что сначала он уходил, когда видел бич. У нас похожая проблема. Как вы это преодолели? Можете поделиться?
Я могу заставить круга 3 пробежать максимум, но это массу усилий занимает. И приходится таки пощёлкать шамбарьером. Так как он встает как истукан и стоит. И пока не пригрозишь не пойдет.((( Но не хотелось бы такой ценой. А заниматься на корде надо. Полезно это. И когда долго изза непогодья стоим, сразу в седло не сядешь. Опасненько)
щас осень у нас. Дожди постоянно. Движения мало у коня. Кися мися под ногами и сверху беспрестанно льется
Напоминаю, что у меня жеребец-ахалтекинец 2хлетка. Оч. харАктерный и упрямец) Если что-то не хочет делать, то бесполезно по-хорошему просить. Наказывать естественно не хочется и бесполезно. Лучше сделать так чтоб заинтересовался и захотел сам) Подкрепляю когда хоть 3 круга пройдет. Вроде и понимает что к чему. Ну не интересно ему на корде и всё тут.
прям за оскорбление его личности воспринимает эту работу. Под седлом и просто упражнюхи на УРА! Только с кордой такое у нас…
может действительно на щамбарьер реакция…но и без него не лучше результат
но гнутся то полезно всеравно на кордочке! очень хочется чтоб получилось!

Ответ:

Добрый день, Оля )) 2-х летняя молодая лошадь и не должна бегать много кругов, для нее это только как процесс обучения, но не в коем случае, как нагрузка. С 4-х лет можно давать постепенно нагрузки.
Виртуальная корда получается прежде всего от умения «открывать»- «закрывать» двери, от вектора направления при этом зависит радиус круга, от умения блокировать движения лошади, понимания встаете ли Вы у нее на пути (тем самым блокируя движение), кроме того, здесь вовсю работает «Азбука лошадиного языка» — последовательное давление+снятие + интеллект (принципы позитивного обучения лошади, смотрите статью ). Если заниматься строго по Пату Парелли — то лошадь можно заставить бегать сколь угодно много кругов (лошадей только после 4-х лет), начиная давление с минимального и если лошадь не слушается доводя до жесткого. Затем лошадь должна понять что наиболее комфортное положение для нее это оставаться на круге. Если Вы в бочке, то лошадь будет бегать без веревки. Если Вы на более открытом пространстве, то либо, если это по Пату Парелли, Вы учите лошадь до автоматизма бегать на веревке, а потом снимая ее, лошадь остается на кругу (и все-равно не факт на открытых пространствах), либо на свободе или большом пространстве нужно уметь быть в центре круга — а это три очень большие темы — присоединение лошади к человеку, что дает внимание лошади и дисциплину, уступки ментальному давлению (жестам) и собственно понимание как работает схема «открытие-закрытие дверей», умение приглашать лошадь в свое пространство так, чтобы она бежала по кругу, оставаясь в контакте с Вами. Это всё большие-прибольшие темы и за один ответ их не напишешь. Лучше всего — приходите на курс «Уроки лошадиного языка» в 15-ти часах видео-лекций и 8 часов видео-уроков или приезжайте на Кипр на 5-ти дневный семинар в начале ноября 2012 года! )))
По поводу того, что я говорила о Легалосе: он уходил с виртуальной корды, когда мы начинали разучивать галоп, при усилении давления, сообщая мне, что он не согласен быть со мной на свободе, если я начинаю применять хлыст. Мне нужно было просто объяснить ему, что хлыстом я действую не для наказания и не для удара, а только для подсказки, потому что я даю ему новое задание. А Легалос любит решать новые задачки, итак, что у нас было и какого успеха в результате мы достигли:

На фото мерин Буке, фризской породы. Мы бежим рядом синхронно. Когда лошадь присоединяется к Вам, она учится всегда держать Вас в центре внимания, следить за динамикой Ваших телодвижений, жестов, подстраиваться в темп, «соответствовать» Вам как хороший партнер в танце. Даже идти или бежать нога в ногу будет комфортнее для Вас и лошади, которой не безразличен человек, бегущий рядом. И тогда, когда Вы предлагаете отойти от Вас на расстояние, лошадь уйдет ровно настолько, насколько Вы не позволите приблизиться к Вам и Вы останетесь в центре, лошадь не убежит, полностью свободная и выбирающая Вас. Спасибо фотографу Жене и счастливой хозяйке Буке Татьяне. ))

1. я умела приглашать его в свое пространство — если это сделать вовремя, лошадь останется на круге
2. я использовала принципы логического присоединения с лошадью — «без меня тебе будет дискомфортнее, чем остаться со мной даже если я показываю хлыст»
Соответственно если лошадь убегает — кричите, топайте ногами, догоняйте, оказывайте давление на зад (бедро, круп) лошади, что угодно — дайте лошади знать Ваше мнение
3. Один из принципов присоединения — лошадь при этом должна выбрать опять Вас и начать движение по кругу, а значит мы ей должны предложить этот выбор!
4. Хлыстом пользуемся только если лошадь не поняла все предыдущие более легкие ступени команд, я поднимала хлыст в области подпруги тупым концом к лошади и при самом сильном сигнале дотрагивалась, возможно давление на область за задними ногами лошади — бить по песку (я избегаю ударов в крайней фазе давления — это не по Пату Парелли, но я работаю со свободной лошадью и хочу, чтобы она думала, а не тратила энергию на избегание боли)
5. Помним про свою энергию — мы должны ЗАРАЗИТЬ ею лошадь чтобы лошади хотелось погалопить!
6. Лошадь теряет концентрацию, ей становится неинтересно ровно в том случае, когда МЫ теряем концентрацию, это тонкий намек в продолжение темы на моих семинарах «Путь к сердцу лошади» — прежде всего работа над собой дает ключ к качественной работе с лошадью.
7. Останавливать лошадь и хвалить после одного-двух первых же темпов галопа- мы должны объяснить лошади что мы хотим просто смену аллюра и не собираемся тут избивать его )) лошадь, поняв саму суть перестанет убегать и начнет при легчайшей команде галопировать (Легалос это делает при слегка напряженном взгляде!), при этом будет очень горда! Доставляйте лошади побольше моментов чтобы она понимала какая она умная и способная, мотивируйте его к обучению! Когда лошадь будет легко переходить на галоп, можете звать ее буквально через три темпа.
8. Не забудьте про команду «Еще!», я говорю «Молодец» или «ай, умничка» — это команды продолжения и если он начинает сбавлять темп «Еще», иногда помогаю указывающей рукой, но он как правило уже всё считывает с энергии моей позы, языка тела, взгляда.
9. Итак — Вашу цель необходимо разделить на несколько интервалов в каждом из которых Вам бы было легко объяснить лошади суть и легко похвалить за выполнение
10. Только после полного усвоения лошади одного этапа- переходите к следующему — не требуйте сразу много кругов галопа! Лошадь должна знать, что Вы цените ее старания и по-достоинству хвалите, понимаете, что она делает. Тогда и только тогда она пробежит в нужном Вам темпе и 10 кругов, главное, чтобы это была не пустая беготня, а диалог — ведь в процессе определенного аллюра уже можно отрабатывать его качество, хваля лошадь не за количество кругов, а за хороший сбор или, если начинать опять с малого — за подведение внутренней задней ноги или за прямое сгибание во время движения, за вниз-вперед, ставить препятствия и т.д. задач перед Вами много.

Легалос сейчас очень легко поднимается в галоп и скачет сколько потребуется, отрабатывая, то есть решая по-ходу движения мои задачки «шире круг»- изменение радиуса круга, «а голова?» — старается держать шею на галопе в прямом сгибании, указание на препятствие — прыгает, «не та нога! рыыыысь», меняет ногу и снова в галоп.
Так что не всё так просто, но в то же время, если разделить задачу на мелкие — всё ясно и для Вас и для лошади. А чтобы оставаться в центре внимания (читай — центре круга) — лошадь должна быть ПРИСОЕДИНЕНа к нам. Здесь не имеется ввиду join up по Монти Робертсу. Нет присоединение, которое имею ввиду я и смысл которого использую на моих семинарах и курсах в Школе Счастливых Лошадей — это концентрация внимания, дисциплина, мотивированность лошади быть рядом с нами, зона комфорта, интерес, осознанный выбор, доверие к нам (в том числе и с такимми инструментами, как хлысты и другие, ассоциирующиеся с болью) и многое другое — это целая философия. Как раз тема «Присоединение» была раскрыта на моих семинарах в Санкт-Петербурге и в Москве, о которых я напишу подробные отчеты в сентябре и также почти закончена книга, которая готовилась специально для лекций на этих семинарах и называется так же : «Путь к сердцу лошади». А что касается работы над своей энергетикой, концентрацией, дисциплиной с лошадью, пониманием пространственного «открытия-закрытия дверей» — то добро пожаловать на курс «Уроки лошадиного языка», я и наши лошади правда очень старались все 8 часов видео-уроков. Более того, скажу, что на семинарах у многих получалась виртуальная корда с первого же дня, на свободе и без всяких веревок! Немного понимания, доверия лошади, любви и вуаля! )))

Автор: Марина Красильщикова

Работа на корде — второй этап гимнастической работы с лошадью.

Лонжирование – второе название работы на корде (от англ. Longe – корда)

Работа на корде — отличный способ для:

  • подготовки лошади к верховой езде
  • разминки лошади перед тренировкой
  • гимнастирования разного уровня физической сложности
  • Первой важной целью работы на корде является развитие раскрепощения, гибкости и координации лошади при работе в обе стороны на всех аллюрах: шагу, рыси и галопе.

    Вторая цель работы на корде — научить лошадь самостоятельно нести себя в правильной форме, то есть соблюдая Правило Трех:

    Правило Трех на корде

    1. Вперед и вниз
    2. Постановление и сгибание
    3. Подведение внутренней задней ноги под корпус

    Польза для лошади и человека

    Для лошади:

    • Для молодой лошади работа на корде станет приучением к командам лонжирующего.
    • На корде молодая лошадь раньше начинает двигаться рысью и галопом, чем при работе в руках или под верхом.
    • Работу на корде можно использовать для приучения молодой лошади к седлу.
    • Лошади, имеющие проблемы со здоровьем спины, при правильной работе на корде становятся более гибкими и координированными, они учатся держать баланс самостоятельно.
    • Зажатых лошадей работа на корде делает более раскрепощенными.
    • Работу на корде используют для наращивания мускулатуры лошади до добавления веса всадника.
    • Для опытной лошади работа на корде станет средством разнообразия тренинга или разминки перед более серьезной гимнастической тренировкой в руках или под верхом.
    • Работа на корде может стать средством для восстановления лошади на следующий день после насыщенной гимнастической тренировки.
    • Для человека:

    • Удобно видеть всю лошадь целиком и отслеживать все движения и аллюры.
    • Отлично видно работу мускулатуры.
    • Позволяет улучшить свою координацию и точность подачи команд.
    • Растяжение и подъем верхней линии

      Амуниция

      Кавессон

      Это единственное оголовье, позволяющее достичь целей работы на корде. Лошадь нельзя лонжировать на трензельном оголовье или недоуздке, так как лошадь может начать заваливать затылок. Только кавессон правильным образом ставит голову лошади при работе на корде.

      Подробнее про кавессон вы можете узнать из бесплатной электронной книги «Кавессон для гимнастики».

      Корда

      Длина корды определяется радиусом круга, на котором вы будете работать с лошадью. Я предпочитаю корду длиной 5, 7 и 10 метров. Корду крепят к центральному кольцу кавессона.

      Хлыст

      Предпочтительнее работать с хлыстами разной длины. Чем лучше лошадь отвечает сигналам тела лонжирующего, тем меньшей длины может быть хлыст.

      Необходимая предварительная подготовка

      Перед тем, как начинать гимнастическую работу с лошадью на корде, её необходимо подготовить работой на одном поводе.

      Если неподготовленную лошадь сразу попросить двигаться по кругу на большом расстоянии от человека, она может начать: ускоряться, замедляться, валиться на внутреннее плечо или на внешнее плечо, бить задом, свечить, срываться с корды.

      Причина этих проблем в естественной асимметрии и дисбалансе лошади, её недостаточной гибкости.

      Первоначальная подготовка рядом
      с лошадью

      Предварительной работой с лошадью на одном поводе мы учим её держать правильную форму в обе стороны с поддержкой человека, который двигается рядом с ней.

      Постепенно расширяя круг мы учим лошадь сохранять правильную форму без постоянной поддержки человека.

      Команды

      Сохраняйте следующую последовательность команд:

    • ментальная
    • энергетическая
    • язык тела
    • голос
    • команды корды
    • команды хлыста
    • Применение команд

      Человек находится с внутренней стороны лошади (сторона, в которую лошадь согнута), на расстоянии от лошади.

      Для поддержки правильной формы лошади человек может сопровождать лошадь по кругу меньшего диаметра, чем круг, по которому двигается лошадь, особенно в самом начале работы на корде.

      В нейтральном положении человек, лошадь, корда и хлыст образуют своего рода равносторонний треугольник.

      Для торможения лошади человек может держаться ближе к голове лошади.

      Для ускорения лошади положение человека ближе к крупу лошади.

      С помощью языка тела вы можете управлять скоростью движения лошади. Визуально “увеличиваясь”, вы активизируете лошадь, “уменьшаясь” и выдыхая, вы тормозите ее.

      Голос используют для похвалы лошади («Ай, молодец!», «Браво!») и для подачи команд таких как «шаг», «рысь», «галоп», «стоп» . Если лошадь хорошо выполняет голосовые команды, то впоследствии ее легче будет обучить командам под верхом.

      Делая полуодержку кордой и касаясь хлыстом внутренней задней ноги лошади в тот момент, когда она делает ей шаг, вы улучшаете боковое сгибание лошади. Касаясь хлыстом плеча, вы предотвращаете заваливание лошади внутрь.

      Ведущая рука приподнята — это сигнал к
      подъему головы, я продолжаю движение
      животом вперед — это значит, что темп
      нужно поддерживать

      Последовательность упражнений при работе на корде

      Деление упражнений на уровни условно и я провожу его лишь для того, чтобы вы смогли оценить сложность упражнений, выполнения которых вы ожидаете от своей лошади. Это важно, чтобы не начать требовать от лошади выполнения упражнений, к которым она еще не готова физически на данном этапе развития. Но при планомерной и последовательной работе она со временем сможет выполнять все эти упражнения.

      Уровень 1

      На самом первом этапе мы учим лошадь:

    • двигаться на корде шагом, соблюдая Правило Трех
    • останавливаться
    • делать переходы из остановки в шаг
    • расширять круг
    • сужать круг
    • Увеличиваем расстояние постепенно, только когда лошадь может поддерживать правильную форму самостоятельно

      Уровень 2

      После того, как лошадь начала (пусть и непостоянно) соблюдать Правило Трех на шагу, останавливаться и делать переходы в шаг, мы переходим к изучению следующих упражнений :

    • Смена направления на шагу через S
    • Рысь на корде
    • Переходы из шага в рысь и из рыси в шаг
    • Галоп на корде
    • Переходы из рыси в галоп и из галопа в рысь
    • Сокращение и расширение рамки на шагу
    • Сокращение и расширение рамки на рыси
    • Осаживание на корде
    • Уровень 3

      На этом уровне мы начинаем работу с гимнастическими упражнениями на рыси, постепенно увеличивая степень сбора лошади.

    • Смена направления на рыси через S
    • Переход из рыси в остановку и из остановки в рысь
    • Переход из шага в галоп и из галопа в шаг
    • Траверс на шагу и рыси на корде
    • Полушаги
    • Переход из галопа в остановку и из оставновки в галоп
    • Уровень 4

    • Смена направления на галопе через S с менкой ноги
    • Сокращение и расширение рамки на галопе
    • Пиаффе
    • Деление упражнений по уровням носит приблизительный характер и приводится для того, чтобы вы следили за тем, чтобы требования к лошади повышались только в соответствии с ее способностями и уровнем предварительной подготовки.

      Нельзя заставить траву расти, вытягивая её из земли силой!

      Вы можете совмещать упражнения из разных уровней и всегда возвращаться к предыдущему, если лошадь испытывает сложности.

      Связь с другими гимнастическими направлениями EquiFit

      Лонжирование тесно связано с другими видами гимнастической работы с лошадью.

    • Работа на корде — отличная подготовка к гимнастике под верхом.
    • Круг верхом на кордео

      Работа на корде помогает лошади развить гибкость в боку и наработать мускулатуру спины. Мы учим лошадь подводить внутреннюю заднюю ногу под корпус — туда, где впоследствии будет располагаться вес всадника.

      На корде лошадь учится поддерживать правильную форму самостоятельно, и ей становится легче двигаться по кругу под всадником

    • Работа на корде готовит лошадь к гимнастике на свободе

    Лошадь, достаточно хорошо подготовленная на корде, при ее удалении будет двигаться по кругу сбалансированно.

    Как понять, что работа на корде ведется правильно?

    В гимнастике EquiFit существуют индикаторы правильной работы на корде, наличие которых обязательно для того, чтобы такая работа приносила пользу лошади:

    • Работа на корде проводится в кавессоне
    • Не используются развязки и любые другие вспомогательные поводья
    • Лошадь равномерно сгибается внутрь от затылка до хвоста
    • Лошадь уступает легкому и короткому давлению на корду (полуодержка)
    • Хвост лошади расслаблен
    • Мимика лошади выражает спокойствие, чуткость и расслабленность
    • Уши лошади не зажаты, их внимание направлено на лонжирующего
    • При правильной работе на корде лошадь двигается в правильной форме, в балансе и с раскрепощение

      Постепенно лошадь учится:

    • Одинаково хорошо соблюдать правильную форму в обе стороны на всех трех аллюрах
    • Соблюдать заданный лонжирующим темп движения
    • Сохранять четкий ритм, правильный такт аллюров
    • Двигаться легко
    • Двигаться в горизонтальном балансе
    • Удачного вам лонжирования и не стесняйтесь задать мне вопрос, если у вас возникнут сложности!

      Войти

      О работе лошади на корде. Часть 1. С чего начать и базовые принципы.

      В дневнике у Юли, хозяйки Гоблина нашла интересный мануал по работе на корде. Больше всего меня в этом деле восхитил использование языка тела. «Все это возможно только потому, что лошади, в отличие от нас, в совершенстве считывают язык тела. Грех этим не воспользоваться, будучи на земле. Человек бы ничего не понял, а для лошади это и есть их родной язык.»

      Поэтому оставляю себе на память, ну и с вами делюсь заодно 🙂

      Я попробую собрать в кучку те знания, которые я почерпнула из разных источников и мой собственный опыт, так чтоб получилась какая-то внятная картина. Вообщем-то, это нетривиальная задача, хочется сразу вывалить все и сразу, но так я только запутаю, наверное.
      Поскольку я корду использую не просто для того, чтоб отмоционить лошадь, а для полноценной разноплановой работы, в течение уже многих лет и на разных лошадях, то некоторые вещи, которые работают всегда и на всех, можно наверное уже считать какой-то системой, пригодной для изложения. Но это имхо будет интересно только тем, кто занимается обучением лошади с помощью корды. Многое из этого излишне, если требуется допустим только подготовить лошадь к заездке.

      Попытаюсь для начала сформулировать что-то вроде «основных принципов». Во всяком случае я этих заповедей стараюсь придерживаться ВСЕГДА, независимо от уровня лошади, погоды и моего настроения.

      1) Лошадь всегда должна помнить о присутствии человека на другом конце корды. Иначе говоря, лошадь никогда не должна бегать сама по себе, отключившись от сети. Например, выпускать пар без разрешения, уныло телепаться на своей волне, строчить бешеной креветкой, менять аллюры по собственному усмотрению, останавливаться, подходить, отвлекаться и тп.
      2) Никогда нельзя допускать возможности того, что лошадь убежит с корды. Убежала один раз — будет пытаться делать это всю жизнь.
      3) Лошадь должна ВСЕГДА помнить о движении вперед. Даже если она при этом идет назад или стоит на месте. Это должно прочно стоять на первом месте по отношению к любым другим идеям в конячей голове. Например, если вы хотите чтобы лошадь бежала и допустим гнулась, а она пытаясь согнуться в итоге тормозит, бочит, останавливается или вовсе пятится, необходимо забыть о всех сгибаниях и выдвинуть лошадь вперед, прежде чем просить что-то еще.
      4) Прямо вытекает из п.3) — ни в коем случае нельзя вырабатывать у себя привычку «тащить» лошадь за собой. Лошадь должна всегда бежать чуть впереди человека. Мы как бы выпускаем лошадь вперед, а не тянем ее сзади. Это принципиально важный момент не только в работе на корде, а и в выездке в целом.
      5) Лошадь должна уметь отходить от человека на длину корды спокойным шагом по первому требованию и продолжать дальше идти шагом по кругу.
      6) Лошадь должна останавливаться на корде по первому требованию и стоять, НЕ подходя к человеку и не разворачиваясь рожей в центр.

      Есть еще моменты, скажем так, чуть менее приоритетные, но все же совершенно необходимые, если планируется дальнейшее обучение на корде.

      1) Лошадь никогда не должна сужать круг без разрешения и выраженно валиться плечом в центр.
      2) Всегда нужно помнить о том, что средства управления, применяемые на корде, когда-нибудь прийдется переносить наверх. Поэтому желательно не выдумывать совершенно несуразные техники, которые потом невозможно будет адаптировать под седло.
      3) Если мы хотим получить один и тот же результат, мы должны применять одни и те же команды. Если у нас сегодня галоп от подъема бровей, а завтра от моргания глазами, то лошадь запутается и подъем в галоп всегда будет нечетким.
      4) Если есть ощущение, что для выполнения чего-либо приходится раз за разом усиливать команду, значит что-то идет не так!
      5) Любые пополновения лошади заколбаситься на корде лучше пресекать прямо в зародыше. Колбаситься можно на свободе или вне манежа. А в манеже на корде у лошади не должно возникать таких идей в принципе.
      6) Никогда нельзя при работе на корде поднимать руку с кордой выше головы. Если это происходит, значит скорее всего упущено что-то важное (см. предыдущие пункты).
      7) Лошадь всегда должна выходить от человека на круг ШАГОМ.

      Это и есть самое сложное. Не научить этому лошадь, а научиться самому не нарушать эти правила

      Что я обычно делаю дальше.
      Если лошадь гнется как бревно и еще пока не знает никаких наших сигналов и команд, то надо с чего-то начинать, прежде, чем ей станет комфортно бегать на корде.

      Я начинаю в руках. Первое, что надо сделать, это научить лошадь идти вперед от сигнала сзади. Это может быть просто вынос хлыста за задние ноги, кому-то может понадобиться более сильный сигнал. Главное, — это всегда помнить про Заповедь №3.

      Затем учим остановку (Заповедь №6).

      Учим лошадь следовать за рукой. Когда рука идет вниз, лошадь опускает голову на тот же уровень. Если мы поднимаем руку, лошадь поднимает голову. Вытягиваем руку вперед — лошадь идет вперед. Все это отрабатывается так, чтобы корда вообще никогда не натягивалась.

      Затем учим лошадь на месте смягчать внутреннее плечо. Очень часто молодые лошади при попытке сдвинуть их с места пытаются сразу сделать шаг внутрь, налечь плечом, вдобавок вывернув голову наружу. Поэтому проще заранее отработать автоматическую реакцию на давление в область подпруги, от которого лошадь сразу уступает плечом наружу. При этом не нужно, чтоб лошадь куда-то шла, это должно просто ощущаться, как уступка. Это нужно отработать до уровня, когда достаточно просто показать пальцем и лошадь уступит от жеста. Еще раз хочу подчеркнуть, что это должна быть уступка только плечом, а не так, что лошадь вся куда-то уползает вбок, или начинает откидывать зад.

      Следующий шаг объединяет предыдущие. Мы учим лошадь идти в руках по кругу, одновременно следуя за рукой слегка вниз и уступая плечом наружу, сохраняя при этом траекторию вольта. Лучше сразу избегать таких вещей как вываливание плеча и откидывание зада.

      Вообще нежелательно учить откидывать зад, как это любят делать последователи Парелли, «заглядывая лошади под хвост». Ну или от жеста в направлении задних ног. Потому что в дальнейшем лошадь будет отшпыриваться наружу всякий раз, когда мы будем хотеть от нее подвести задние ноги под корпус.

      Постепенно увеличиваем расстояние, сохраняя все остальные сигналы, но не больше, чем лошадь готова понимать. Возможно прийдется возвращаться на исходную и не раз.

      И вот когда лошадь уже бодро топает шагом хотя бы в трех метрах от человека и выполняет все эти команды, можно переходить к подъему в рысь, потихоньку увеличивая длину корды. Чтобы лошадь научилась качественно сгибаться на корде нужны месяцы работы + доп. упражнения! Нет такой волшебной кнопки, которую нажали и вот она побежала, как надо. Ведь лошади от природы не свойственно бегать кругами, ее баланс под это не заточен. А чтобы бегать согнувшись, никуда не валиться при этом, не висеть на корде, сохранять круг, нужно научиться совершенно новому балансу.

      Я при этом не хочу сказать, что с лошадью нельзя бегать на корде, пока она не научится супер-балансу и не согнется вся. Но те пункты, которые я перечислила вначале, я стараюсь соблюдать с самого начала, даже если лошадь еще ничего не умеет и бегает оленем.
      Но параллельно с просто беганием можно и нужно начинать учить лошадь делать это правильно.

      Теперь как и обещала, буду пытаться разложить по полочкам как к этому всему прийти будучи на земле, то есть используя только корду, шамбарьер, язык тела и просто язык

      Еще несколько моментов, которые я бы выделила как важные, касающиеся конкретно человека с кордой. Тут я буду писать как работаю именно я, то есть те команды и язык жестов, который сложился в процессе работы и он мне нравится тем, что лошади быстро понимают что к чему.

      1) Человек с кордой всегда должен чувствовать, что он расслаблен. Внутренне и внешне. Лошади отлично это считывают. Можно сколько угодно командовать, чтобы лошадь расслабилась, но пока человек напряжен, лошадь будет делать то же самое.
      2) В частности ведущая рука с кордой, включая плечо, должна быть расслабленна. Особенно это важно, когда лошадь бегает оленем и расслабление ей плохо дается.
      3) Корда в случае неопытной лошади всегда должна быть в контакте. Причем в равномерном контакте. Это в том числе означает, что иногда имеет смысл последовать за лошадью, чтобы ее не дернуть, если ее снесло с круга. Нельзя внезапно отдавать корду, лишая лошадь ориентиров. (говорим о молодом несбалансированном олене)
      4) Лучше избегать всяких прыжков и другой акробатики в центре корды с целью выслать лошадь, поддержать ее морально, выпихнуть ее наружу и тд. Это лишь научит лошадь игнорировать наш язык тела и испортит будущий диалог. Наоборот все наши движения должны быть как можно сдержаннее и плавнее. Если мы суетимся, дергаемся и излишне жестикулируем, это все равно что мы бы постоянно кричали.
      5) То же самое касается и голосовых команд.
      6) Высылающая рука с шамбарьером должна быть невидимой всегда, кроме тех случаев, когда она нужна. Не в том смысле, что ее надо прятать за спину, а в том, что она должна незаметно следовать за лошадью ничем себя не проявляя.
      7) Своим телом мы создаем лошади коридор движения, которым мы должны управлять (телом и коридором). В общем случае мы следуем за лошадью лицом к ней, таким образом, что наши плечи развернуты параллельно лошади. В экстремальном варианте, вытянув обе руки в стороны, мы можем еще более четко показать этот коридор.
      8 ) Плечо ведущей руки может быть открытым и закрытым. Его можно открыть по-разному — к примеру если мы хотим сузить круг, то мы должны открыть его шире, чем было, то есть подать назад. Если мы хотим сократить движение или вообще остановить лошадь, то мы закрываем это плечо, то есть разворачиваем его к лошади.
      9) Лошадь обязательно должна уметь искать контакт с кордой, так же как верхом это происходит с поводом. Нет контакта — нет управления.

      На той стадии, где мы объединяем умение лошади ходить вокруг нас шагом со сгибанием и следовать за ведущей рукой, вначале могут понадобиться более утрированные команды, чем это хорошо бы иметь в идеале.
      Например, если лошадь плохо следует за рукой вниз, можно опустить и ведущее плечо, а то и вовсе согнуться в ту сторону. Главное, чтобы не пришлось потом так дальше и ползать все время — нужно всегда стремиться минимизировать усилия.
      Не нашла подходящей фотки с кордой, где я ползаю скрючившись, но без корды все абсолютно то же самое.

      В конечном итоге мы просто стоим в центре в нейтральной позе, не напрягаемся, и просим лошадь следовать за рукой вперед и вниз, одновременно требуем убрать плечо.

      Вообще, что касается ведущей руки, очень важно целенаправленно следовать той логике, в которой положение головы и шеи лошади соответствует положению ведущей руки.
      Аналогично, положение нашего тела определяет положение тела лошади. А высылающая рука и направление движения шамбарьера отвечает за то, как работают задние ноги. Иначе все это больше будет походить на некий трюк, чем на планомерную работу.

      К примеру, при движении вперед-вниз, наша ведущая рука показывает как мы хотим чтобы лошадь несла шею (насколько низко), но при этом корпусом мы можем дополнительно показать баланс — например слегка опустить ведущее плечо и чуть наклонить корпус вперед (практически в уме) чтобы обозначить расслабление.

      При этом изменяя лишь положение нашего корпуса и плечей мы меняем и баланс лошади (все это конечно не сразу, а со временем)
      Просто для примера, подбираем «зад», выдвигаем колено вперед и приподнимаем ведущее плечо (при этом рука по прежнему внизу) :

      В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

      Количество источников, использованных в этой статье: 22. Вы найдете их список внизу страницы.

      Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

      Работа с лошадью на корде (также называемая лонжированием) подразумевает работу с ней по кругу в небольшом огороженном манеже. Такие занятия не только способны обеспечить лошадь отличной физической нагрузкой, но и могут помочь вам укрепить взаимоотношения с животным. Лонжирование позволяет лошади развить чувство равновесия и отработать правильные телодвижения при беге рысью. Несмотря на то, что заниматься лонжированием крайне рекомендуется с применением специального недоуздка кавессона, если его у вас нет, допустимо использовать и обычную уздечку.

      . бить его не хочу и не буду! А что еще делать не знаю.

      Сама и ответила на свой вопрос.

      Вета, видимо, конь не понимает, что вы от него хотите.
      Порботайте в руках, поделайте повороты, чтобы он понял, что не только всерху могут идти команды. Потом пристегните корду, поводите на корде как на чомбуре. Ну а потом отходите все дальше, а для подстраховки другого человека, пусть побегает рядом с конем. Все упражнения проделывайте в обе стороны.

      Ну а бич — это не средство наказания, а указка. ползет бич за ним — надо ускориться, хлопнул — перейти в галоп. остановился бич, тоже остановиться. Только коня этому научить надо, а не пугать.

      О лошадях > Конференц-зал

      Работа на корде. Ошибки.

      Max T:
      Добавлю и свои пять копеек в тему. Есть многолетний опыт гоняния на корде взрослой лошади. Гонял и гоняю исключительно на недоуздке (не верёвочном). Чаще всего с половинкой шамбарьера, но иногда и без.
      Представьте себе круг, в центре которого — вы. По окружности круга бегает ваша лошадь. Вас и лошадь соединяет корда.

      0) Для начала движения я громко и протяжно произношу «Шааааагом» и трогаю круп лошади шамбарьером, одновременно разматывая корду по мере удаления лошади;

      1) Для того, чтобы поднять лошадь с шага в рысь, даю команду голосом резко «Рысь» и одновременно щелчок шамбарьером;

      2) Для того, чтобы поднять лошадь в галоп, я резко даю команду «Галоп» и щёлкаю шамбарьером — при этом лошадь уже должна находиться на рыси;

      3) Для того, чтобы остановить лошадь, я резко командую «Стоять». Если лошадь не слушается, сокращаю корду на метр-полтора и повторяю команду. Так до тех пор, пока не остановится (в конце концов корда станет слишком короткой и лошадь просто вынуждена будет остановиться);

      4) Для того, чтобы лошадь не «уносила» в поле, нужно стараться выдерживать угол между лошадью и кордой строго 90 градусов. Если угол становится острым, т.е. лошадь начинает смотреть «от вас», наружу круга, натяните корду и верните морду лошади на окружность круга. Если пропустите момент, и угол станет слишком острый (а они умеют втираться в доверие и уменьшать его незаметно 🙂 — лошадь вам не удержать.
      Проще это сделать, когда корда пристёгнута к боковому кольцу недоуздка, тому, которое ближе к вам;

      5) Если лошадь ленится и самопроизвольно переходит с галопа на рысь, с рыси на шаг, с шага — на «стоя» 🙂 — легко дергаю морду лошади кордой, щёлкаю шамбарьером и одновременно произношу команду, соответствуюшую нужному аллюру («Шааагом», «Рысь» или «Галоп»). Не помогает — сокращаю корду на метр-полтора и повторяю команду, щёлкая шамбарьером уже поближе к крупу. После восстановления аллюра корда плавно отпускается до исходной длины;

      6) Если лошадь разошлась в галоп или мах, а вам нужно её затормозить или замедлить — выбирайте корду, постепенно уменьшая радиус окружности. Лошади неудобно быстро бегать по окружности малого диаметра, постепенно она перейдёт на рысь, а потом и на шаг. Это действие сопровождается голосовыми командами: плавно «Шаааааагом» или резко «Стоять» — в зависимости от того, что вам нужно;

      7) Не забывайте — все команды должны произноситься чётко, громко и с установленной интонацией. Например, «Шааагом» — протяжно и плавно, «Стоять», «Рысь» и «Галоп» — резко. Если вы всё время будете подкреплять воздействия кордой и шамбарьером голосовыми командами, то скоро лошадь начнёт слушаться их без дополнительных стимулов.

      Всё вышеописанное я использую на своей лошади. В большинстве случаев ей уже достаточно одной команды голосом.
      Также все вышеописанные приёмы были потом опробованы на семимесячном жеребёнке, она начала нормально бегать на корде за два занятия.

      Джина:
      ааа. хочу научиться..никак мой жеребчик не идет на круг. а показать как правильно делать даже некому(((

      Max T:

      — Цитата: Джина от Январь 05, 2010, 17:33:20 —ааа. хочу научиться..никак мой жеребчик не идет на круг. а показать как правильно делать даже некому(((

      В чём конкретно проблема? Что значит «не идёт»?

      Джина:
      он или убегает от меня,тянет за собой (работаем в обычном недоуздке) либо просто делает какие то шаги,а потом тупо встает ко мне передом, а попой от меня. шамбарьера не боится и ему пофиг что я им пытаюсь подогнать..вкусняшки он воообще никаки не ест! когда просто шагом вожу на корде, покругу идет рядом,старается ,как только я начинаю от него в центр отходить,всё ломается,он идет куда хочет, тащит меня или просто встает и смотрит на меня..

      — Цитата: Джина от Январь 05, 2010, 17:40:34 —он или убегает от меня,тянет за собой (работаем в обычном недоуздке) либо просто делает какие то шаги,а потом тупо встает ко мне передом, а попой от меня. шамбарьера не боится и ему пофиг что я им пытаюсь подогнать..вкусняшки он воообще никаки не ест! когда просто шагом вожу на корде, покругу идет рядом,старается ,как только я начинаю от него в центр отходить,всё ломается,он идет куда хочет, тащит меня или просто встает и смотрит на меня..

      Если тянет и тащит — смотри пункт 4.
      Если становится передом — подойдите к нему, разверните боком и дальше — пункт 0.
      Всё остальное — трудно посоветовать, не видя это в реале

    admin

    Наверх