Как найти золотого коня

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ — легендарные сокровища, точное местонахождение

которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того,

как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с

помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров

(среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним

народам посреди степей свою столицу Сарай — прекрасный город с дворцами,

мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю

дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух

коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится

в вопросе — были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых

блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу

золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые

статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев,

Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и

золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства

наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и

Мамай был вынужден бежать.

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного

коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы

неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе

капитального историко-географического труда «Россия» упоминается, что у

села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько «мамаевских курганов»,

в одном из которых спит «живой Мамай»]. Во всех многочисленных вариантах

пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем

Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах

Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи

астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи

разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами

глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд

пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как

некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых

несколько часов. [Лащилин Б. «Это было». Нижне-Волжское книжное

издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать — были ли

золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на

глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно

— выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации,

равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал

основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз

двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и

организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный

бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был

предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников

погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так

и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и

не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее

увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные

сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть — на это тоже требуется время.

Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот

вопрос так и нет ответов.

* * * Проезд до мест поиска Золотых коней Батыя: Точное месторасположение в

Астраханской и Волгоградской областях пока не известно. В настоящее время

изысканиями в районах возможного захоронения коней занимаются члены

Автор Алексей Малышев

ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ

ЗОЛОТОЙ КОНЬ ЧИНГИСХАНА

У великого хана орды был любимый конь. Много путей прошли они вместе. Много побед одержал хан сидя на своем верном коне. Для кочевника конь самая важная часть его жизни, начинает он день свой, садясь на коня и лишь к позднему ужину спускается на землю и отпускает его пастись на ночь. Боевой конь бьет копытами врагов, кусает так что рвет куски плоти и выносит хозяина из боя в минуту опасности.
Нельзя передать на словах всю преданность и дружбу всадника и его коня.
И вот пришел час богатырскому коню умереть. Короток век боевого скакуна. Пал от старости любимый друг великого Чингизхана.
Но не захотел благодарный властелин просто закопать кости верного коня.
Повелел он мастерам своим златокузнецам собрать всю золотую казну поволжской орды. И выплавить из чиста золота статую своего коня в полный рост.
После прощания был тот конь похоронен в тайном кургане и скрыт от хищных глаз в сырой земле.
Так осталась в тех местах легенда о золотом коне.
Многие копатели и курганщики искали его веками. Но до сих пор так и не нашли Золотого Коня.

Дела великого человека остаются навсегда.
Помнят люди и другую легенду о золотых конях хана Батыя.
Пройдя по Руси огнем и мечом и разорив Рязань и Киев, ушел Батый в поволжские степи и основал самый богатый город-столицу Золотой Орды. Все было в том городе и дома и дворцы с фонтанами. Говорят, что город Орды был так широк и велик, что если всадник утром въезжал в него, то ехал весь день и покидал его только поздним вечером. Базары его полны были всеми плодами земли и китайскими шелками и бухарскими кинжалами и персидскими коврами.
И вот приказал Батый показать свое могущество. Повелел он взять всю годовую дань с подвластных ему стран света и обратить ее в золото. А из того золота отлить в полный рост двух золотых коней с рубиновыми глазами и златыми подножиями. Поставили их на воротах главного ханского дворца, как знаки могущества Батыева ханства- Золотой Орды.
И кто шел к хану, послы со свитками от князей или купцы со всего света с подарками, видели тех великих коней и дивились богатствам Орды. И пока сильна была Орда, сияли кони в лучах восходящего солнца.

Впервые эту легенду я услышал давно. Слышал её в Азове и Ростове, Семикаракорске и Волгограде. В Астрахани никогда не бывал, но от астраханцев тоже эту легенду слышал. Это легенда о Золотом Коне Чингисхана. Поймите меня правильно, но речь идёт не о двух конях Батыя и не о четырёх — Хубилая.

На востоке от развалин Саркела, на левом берегу реки, название которой на тюркских языках созвучно с именем гуннского вождя,в палаточном городке, больше похожем на стойбище кочевников, был праздник. Если можно назвать праздником событие, которое внесло разнообразие в обыденную жизнь кочевников.
Прибыли купцы с Востока. Помимо товара, редкого и нужного, они выставили на продажу несколько девушек, каждая из которых считалась редкой красавицей даже у себя на родине, а уж степнякам прелестницы с Кавказа и Византии казались настоящей диковиной.
Желающих приобрести невесту оказалось десятка полтора. Поэтому было решено провести состязание, в котором одновременно определялся «жених» и половая зрелость невесты.
Делалось это так.
По сигналу старшего купца девицы бросились бежать в степь, а чуть позже — и орава влюбленных джигитов. Нужно было попасть папахой в невесту. Бараньи папахи, похожие на туркменские, тяжелые, да еще с проволочной арматурой, были серьезным «снарядом» в руке сильного воина.
Девушка, бежавшая последней, упала, сваленная тяжелым ударом папахи. Ее увел купец, грубо утешая. Этой еще рано замуж, пускай подрастет. Еще троих увели женихи.
Последняя зеленоглазая славянка, оказалась проворнее, чем ее подруги. Женихам, с их кривыми ногами табунщиков, трудно было догнать ее. Тогда они организовали живой «вентерь» — полумесяц, края которого были довольно близко от реки. Две папахи попали в девицу одновременно, два джигита схватили ее за руки.
Произошла безобразная драка. Женихов тут же выпороли, поставив на колени. А зеленоглазая тихо отдалилась от толпы, улучшив момент, подбежала к причалу и бросилась в воду. Ее долго искали, шарили шестами по дну, постепенно спускаясь вниз по течению. Потом оставили это занятие. Решили, что утонула. Такое и раньше случалось со славянками. Но беглянка не утонула. Спрятавшись под причалом, дождалась темноты и поплыла на другую сторону реки, держась за сноп камыша, который подобрала на берегу. Такие снопы кочевники использовали при переправе через реки. На правом берегу ее ждали. Еще когда купеческий караван подходил к переправе, она чувствовала присутствие сородичей, донских славян. Точнее сказать — разведчиков. Где-то недалеко должна быть и ватага. Скорее всего, ее вел отец славянки. Братья тоже должны быть в ватаге. А еще, она надеялась, среди друзей должен быть один белоголовый с детскими глазами, тонкой талией и руками богатыря. Все так и случилось. Ватагу привел ее отец, надеясь отбить ее еще в степи. Однако трудно преследовать кочевников в их родной стихии. Догнать купцов удалось только разведчикам, да и то в конце пути.
С того момента, когда девушка оказалась среди своих, цель похода была достигнута, однако было решено совершить акт возмездия, чтобы помнили, как девиц воровать.
Во второй половине ночи славяне были уже на левом берегу. Двинулись к Священному Шатру. Одиноких ордынцев, разбуженных лаем собак, резали, рубили без жалости. Был яростный бой в шатре и вокруг него. Вытащили Золотого Коня, отлитого в честь Духа Удачи по приказу Чингисхана.И поволокли его к берегу. Погрузили на плот и отчалили в темноту. Ордынцы пытались применить свои знаменитые дальнобойные луки, но в темноте это трудно было сделать.
На правом берегу разделились на несколько групп и стали уходить в разные стороны, пересев на лошадей. Коня же погрузили на телегу и направились в сторону Кумо-Манычской впадины. Этот маршрут был самый опасный, поэтому вожак ватаги взял в группу в основном родственников и друзей.
Потом был поход. Были схватки с разъездами ордынцев. Если славяне были сильнее в рукопашной, то ордынцы могли успешно пользоваться дальнобойными луками. Скорее всего, славяне, совершавшие отвлекающий маневр, погибли все. А те, которые уцелели, никогда не узнают место захоронения Золотого Коня. А основная группа добралась до системы озер, рек, болот, протянувшихся от Каспия до Дона.
Плыли на плотах, в основном ночью, реже днем, когда же ордынский разъезд обнаружил их, затопили коня в небольшом озере, приметили место и продолжали свой путь налегке.
Когда достигла Дона, скорость движения увеличилась, благодаря течению. Спустились вниз по реке к Зеленому острову. Решили заночевать на острове, а на рассвете раствориться в прибрежных лесах.

Ордынцы обнаружили славянский стан, и за час до рассвета напали, переплыв протоку с клинками в зубах. Был ночной бой, жестокий и кровавый. Славяне погибли все. И только Белоголовый, Зеленоглазка с одним из братьев, спаслись. Переплыли Дон, повинуясь приказу отца, нашли тетку, старшую сестру вожака ватаги. Была она языческой жрицей, одной из последних. Владела тайной подземных ходов Большого Холма, солидной возвышенности на правом берегу. Капище находилось под землей, скрытое от глаз братьев-славян, носящих кресты, а так же от ордынцев, живущих по законам Ислама.
Выслушав их, тетка взяла с них страшную клятву. Молодые люди поклялись, что никому ни детям, ни родичам не раскроют тайну Золотого Коня. Повела их подземным ходом. В начале он был довольно высоким, в рост человека, потом сужался, и в конце была дыра, в которую мог пролезть только худой человек. В комнате дала последние инструкции: «Ордынские шакалы надежно взяли след и скоро будут тут. Сидите тихо, старайтесь, чтобы глаза привыкли к темноте. Мы с племянницей зажжем свечи у Перуна, вам будет легче рассмотреть врага. Палицами не бухать, саблями не звенеть. Головы снимать «ласково» арабскими тесаками. Снимите голов десять-пятнадцать и уходите, строго в этот ход. Там мы вас встретим.
Об остальных ордынцах не беспокойтесь. Их хан отдаст палачу за потерю святыни. То-то Перун возрадуется, то-то будет кровавая тризна по братику с друзьями, когда десятки ордынцев пойдут под кривую саблю. Когда все закончится, я вас выведу к своим. И помните о клятве, держите язык за зубами, чтобы не выпустить на волю беса, под названием «человеческая жадность».
Зажглись свечи. Слышен был жаркий речетатив жрицы:
— Улетел Мудрый Ворон, живое воплощение Духа Удачи, в небесную синь. Сойдутся Великие Батыры и Великие Роды в кровавой сече. Явится с востока Хромой Воитель, взовьются стяги Перуновых Внуков на севере. Падут и снова восстанут многие языки. Но Орды не будет!
Ребята переговаривались в темноте:
— О чём это она?
— Кажется, мы большое капище ордынцев осквернили. Всё равно, что Святую Хоругвь в бою потерять.
— А кто такой Хромой Воитель?
— Пока не знаю. Но тётка врать не будет.
У тетки имелся солидный запас оружия, которое когда-то принадлежало людям, пытавшимся открыть тайну подземных ходов. Все они умерли от голода, заблудившись, или погибли, напоровшись на теткин кинжал. Выбрала два тесака с нетрадиционной заточкой. Вручила ребятам: «Повторяю, полтора десятка, не больше. Потом кровища будет хлюпать под ногами. Головы складывать в рядок у этой стены, туловища сажайте у этой».
Когда появилась первая голова, ее сняли «ласково», а тело рывком втащили в комнату, взявши за плечи с двух сторон. С остальными то же самое. Потом ребята ушли к тетке, указанным путем. Тетка долго водила их по ходам, наконец, вывела на поверхность.
Сородичам молодые люди сказали, что совершали отвлекающий маневр.
Ордынец, видевший «комнату отрубленных голов» сошел с ума. А остальные решили, что имеют дело с нечистой силой и вернулись на Волгу, где их казнили, посчитав их рассказ фантазией перепуганного человека.

. Ростовские студенты, оценивая предварительную половую зрелость своих миниатюрных подруг, прикидывают, можно ли свалить подружку, залепив ей неожиданно между лопаток норковой или, скажем, нутриевой шапкой. И даже формулу вывели: «Шапкой не свалишь — замуж пора».
Знатоки мифов много говорят об аномальных явлениях в районе Кобякова городища. И связывают это с наличием там древних капищ и захоронений. Другие считают, что древние обитатели Нижнего Дона места для капищ и захоронений выбирали именно в геопатогенных зонах. А кладоискатели, не боясь ничего, ищут Золотого Коня. А чего им, собственно, побаиваться? Звероящера? В Дону сомы водятся гораздо крупнее аллигаторов. Древнее заклятие? В катакомбах скопление природного газа с примесью сероводорода тоже достаточно опасное явление. Хотелось бы верить, что все кладоискатели достаточно профессиональны в своём деле. Хотя бы до такой степени, чтобы с помощью металлоискателя отличить кусок золота от авиабомбы времён ВОВ.
А мне хочется, чтобы Мудрый Ворон никогда не улетел от нас в небесную синь!

Хана сокровище

Историки, археологи и любители старины вот уже много десятилетий мечтают найти легендарный клад – золотых коней, некогда отлитых по приказу хана Батыя. Тот, кто отыщет их, сможет не просто окончить свои дни в безграничной роскоши. Стоимость драгоценного артефакта такова, что, словно в фильме «Ширли-мырли», вся страна сможет три года отдыхать на Канарах. Вот только где искать клад? И существует ли он на самом деле?

Промозглым мартом 1242 года хан Бату, раскачиваясь в шитом золотой парчой седле аргамака, возвращался в Великую степь. Внук сотрясателя Вселенной Чингисхана был доволен: западный поход определённо удался. Позади оставались разорённые, стиснутые монгольским арканом русские княжества; силу его туменов узнали Польша, Чехия и Венгрия, чьи закованные в стальные латы рыцари ничего не смогли сделать с юркими воинами на степных конях. Теперь путь войска и самого Бату лежал на восток, где близ устья Итиля ему предстояло стать лагерем. Для привыкших к постоянному кочевью монголов не составляло никакого труда провести несколько месяцев в чистом поле: переносные войлочные юрты надёжно защищали от дождя и солнца, укрывая в случае непогоды не только людей, но и скот. Но вкусившему все прелести европейской жизни Батыю больше не хотелось ютиться в шатре. Роскошь дворцов Кракова и Пешта поразили воображение степного правителя. Теперь он желал и сам пользоваться достижениями цивилизации.

Построить город? Воля хана, как известно, закон. Горе тому, кто пойдёт против неё!

Свой город, которому суждено было вскоре стать столицей Великой Орды, Бату-хан приказал основать на берегу Ахтубы – левого притока Волги. Пожалуй, во всём мире в ту пору не существовало ни одного правителя, которому по силу было отдать подобный приказ. Но разве зря свирепое монгольское войско огнём и мечом прошло половину Европы, подчинив себе десятки народов? По приказу Батыя со всех завоёванных земель на Волгу потянулись караваны. Тысячи коней и верблюдов везли в будущий город цветное стекло, роскошные ковры и изящную мебель. А главное – закованных в цепи мастеров: каменщиков и зодчих. Давно прошли времена, когда, взяв очередной город, монголы вырезали всех его жителей до последнего. Хитроумные китайцы, чья столица пала под ударами стенобитных таранов, научили своих новых хозяев: пусть лучше покорённые народы платят дань, ведь с мёртвого много не возьмёшь. А заодно укрепляют величие и мощь Орды своими умениями и талантами.

Камнерезов и ювелиров пригнали из Киева, Владимир со слезами отдал степнякам своих лучших плотников, а китайцы прислали инженеров и архитекторов. Новый город, возникший на пустом месте всего за пару лет, получил имя Сарай-Бату – Дворец Бату. Археологи уже установили: в середине XIII века в мире не было города больше и благоустроеннее, чем монгольская столица. Её население составляло 75 тыс. человек, тогда как даже в Париже насчитывалось всего лишь около 70 тысяч. Кроме того, подданные французского короля брали воду из Сены, а нечистоты выливали из окон домов прямо на улицу, отчего грязь на них стояла такая, что передвигаться приходилось на ходулях. В степном же Сарае имелись не только водопровод, но и канализация! А внутри монгольских домов действовала система отопления – трубопровод, по которому от печи подавался тёплый воздух.

На самом высоком холме над берегом Ахтубы высился ханский дворец. «В верхнем, северном конце острова, на каменистом холме переливался радостными яркими красками странного необычного вида небольшой домик-игрушка с лёгкой кружевной башенкой, весь выложенный цветными изразцами, – писал Василий Ян. – Каждая плитка имела рисунок с завитками и узорной каймой, и в каждом цветке был вплавлен тонкий лепесток червонного золота. В ярких лучах утреннего солнца весь домик сверкал и светился, точно сделанный из раскалённых углей».

Тонна золота, предположительно принадлежавшего физическому лицу, была вывезена из России в Великобританию на следующий день после того, как президент РФ Владимир Путин озвучил инициативу обложить налогом в 15% выводимые за рубеж дивиденды.

Но всё же главным украшением дворца считались две конские статуи, стоявшие у парадного входа. По преданию, повелитель монголов повелел обратить в золото всю дань, собранную за год с покорённых народов, и из того золота отлить фигуры скакунов. Сверкая на солнце, они поражали воображение гостей города, олицетворяя могущество ордынского государства. Как гласит легенда, на изготовление статуй ушло 15 тонн благородного металла.

Золотые скакуны радовали глаза ордынских ханов почти полтора столетия. В начале XIV века статуи перевезли в новую столицу – Новый Сарай, или Сарай-Берке, располагавшуюся близ нынешнего села Царёв под Волгоградом. А вскоре история империи Чингисхана уже начала клониться к своему закату. И когда в 1380 году после поражения на Куликовом поле повелителю Орды Мамаю пришлось экстренно сматывать удочки, золотых коней он прихватил с собой. С тех пор их больше никто не видел.

Спят курганы тёмные

Относительно того, где сейчас могут находиться легендарные «кони Батыя», существует целый набор версий. Согласно самой распространённой, одну из статуй закопали в кургане вместе с телом погибшего в схватке Мамая. Но отыскать могилу монгольского полководца до сих пор так и не удалось. Хотя некоторые историки и высказывают мнение, что легендарный Мамаев курган в Волгограде и является последним пристанищем ордынского темника, а вовсе не местом его передовой заставы, как принято считать. Действительно, на кургане находили предметы, относящиеся к монгольскому нашествию, однако каких-либо более весомых подтверждений этой версии нет. А вести раскопки под «Родиной-Матерью» в поисках мифического клада никто не позволит. Тем более что на месторасположение кургана, где якобы похоронен Мамай, претендуют Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, а также Крым, где древних курганов видимо-невидимо.

В поисках ордынских драгоценностей в середине XIX века раскопки курганов в районе Нового Сарая производил археолог Терещенко. Казалось, удача вот-вот улыбнётся ему – в земле он нашёл украшения, золотую чашу и корону хана Джанибека. Но никаких коней, сколько ни копали в округе, найти так и не удалось.

Что касается второй статуи, то дошедшая из глубины веков легенда описывает и её судьбу. Согласно ей, коня выкрали предки нынешних донских казаков, уже в начале XIV века населявших Дикое поле. По преданию, казачий отряд совершил дерзкий налёт на Сарай-Берке, когда основные силы ордынцев находились в походе. Наведя шороху, они разбили статую на части, погрузили на подводы и повезли их к своим куреням. Прознав о случившемся, ордынцы тут же вернулись с марша и бросились в погоню за смельчаками. В результате казакам ничего не оставалось, как утопить коня в подвернувшейся речушке в надежде потом вернуться и подобрать добычу. Увы, этого не случилось – в битве все участники рейда погибли, так и унеся с собой в могилу тайну золотого коня.

А может, их никогда и не существовало? Однако легенду подкрепляют дошедшие до нас хроники. О золотых конях хана Батыя писал его современник – фламандский монах и посланник французского короля Людовика IX Святого Гийом де Рубрук, посетивший Сарай-Бату. «Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо?» – задавался он вопросом в своей книге «Путешествие в восточные страны».

Об обнаружении золотого коня в далёком будущем писал в «Туманности Андромеды» писатель-фантаст и по совместительству маститый учёный-палеонтолог Иван Ефремов. Выходит, верил в легенду?

И хотя многие историки всё же ставят под сомнение то, что статуи могли сохраниться до наших дней, и считают, что были они не из литого золота, а в лучшем случае пустотелыми, каждый год, выезжая на раскопки, десятки археологов в душе надеются: а вдруг да сверкнёт среди чернозёма под кисточкой золотая грива?

6. Золотые кони хана Батыя

Западноевропейские путешественники подвели нас к первому чуду света. Две конные скульптуры излучали золотое сияние.

– Случилось так, что умер любимый арабский скакун хана Батыя, – на растяжку заговорил арабский путешественник из Марокко Ибн Баттута, – и хан, погоревав, задумал запечатлеть его образ в золотой статуе. Необычную работу доверили колокольных дел мастеру, некогда захваченному в Киеве. Батый не скупился – всю дань, собранную за год на Руси, обратили в золото. По легенде, на статую пошло пятнадцать тонн драгоценного металла. Грандиозного сверкающего коня поставили у ворот Сарай-Бату.

Однако Батый решил, что две статуи, установленные по бокам ворот, смотрелись бы лучше. Был изготовлен второй конь, точная копия первого. Второго золотого коня с горящими рубиновыми глазами тоже поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. После этого русского мастера убили, чтобы он больше не мог создать ничего подобного.

Легендарные кони с рубиновыми глазами, отлитые из чистого золота, олицетворяли могущество Орды. Ее предводители стали гордо именовать свое государство Золотым.

По разным подсчетам вес каждого из коней насчитывал от полутора до семи тонн. А может быть даже и до пятнадцати тонн. Почему была такая разница в весе? Потому что до сих пор остается загадкой – были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми? И какого размера были кони – миниатюрными или в полный рост?

И все же, скорее всего, золотые кони были изваяны в полный рост, потому что согласно высказываниям древних путешественников, сияющие в лучах солнца, скакуны были видны издалека. Иноземные купцы передавали из уст в уста рассказы о диве, каким не мог похвастать больше ни один город на земле…

Этим золотым сиянием мы были поражены настолько, что один из нас, Николай Ефимович сделал шаг навстречу золоту. Вслед за ним сделал шаг и я. Мы оба одновременно воскликнули:

– Можно погладить коней?

И не получив согласие, подбежали к ним и…

И в этот миг раздался оглушительный гром! Мы ослепли. И когда стало возвращаться зрение и мрак стал рассеваться, мы увидели суровую нашу действительность. Исчезли в небытие Сарая-Бату, золотой дворец, золотые кони…

Перед нами простиралась покрытая редкими стебельками полыни однообразная степь с редкими кучками земли. А в овражках валялись пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешки с остатками чей – то еды, старая рваная обувь, старый разбитый унитаз и прочий хлам…

– Ну что, проснулись? – спросил наш чудесный знакомый и историк – краевед Михаил Иванович Роданев. – Это и есть теперешняя Золотая Орда с ее столицей Сарая-Бату. Кучки земли – это остатки минаретов. Земляные неровности когда-то были фундаментами зданий. Ханский дворец еще в средние века разобрали по кирпичику и отвезли кирпичи баржами по Ахтубе в Астрахань. Из них выстроили по приказу царя Федора Астраханский кремль. Остатки других зданий использовали жители села Селитренного для постройки своих домов. Село это старинное. Возникло по приказу императора Петра 1 для добычи селитры. Селитра нужна была для изготовления пороха. Из-за нее монголы построили свою столицу на берегу Ахтубы. Придать неприглядный вид окрестностям постарались не только жители пороховщики села Селитренного, но и наши современные путешественники. Наши нравы теперь не знают границ. Поел и выбросил пластиковую бутылку. Ничего, что она только через сто пятьдесят лет разложится. Будет над чем поработать будущим археологам лет через сто.

– Михаил Иванович, а куда делись золотые кони? Ведь мы только что их поглаживали! – возглас недоумения вырвался из нашей груди…

9. Золотой конь в Ростове-на-Дону?

Было бы удивительным, если бы старики не рассказывали о другой золотой легенде. В Сарая-Берке нагрянули не ушкуйники, а казаки. Можно спорить, о каких казаках идет речь? О Волжских, Уральских, Терских, Запорожских или Донских?

Какие из них способны были в то время оказаться на берегу Ахтубы? Донским, Терским и Запорожским надо было переправиться через Волгу. Занятие не из простых. Волжские и Уральские будто бы находились в родных просторах. Им и карты в руки. Среди башкир до сих пор ходит легенда о золотом коне Батыя. Говорят башкиры, что его на Баргузине закопали.

Один из волжских казаков заявил мне:

– Вы что, думаете, что государство ентого коня не искало? Ошибаетесь, искало и ищет, ток территория большая для поиска. А если хотите знать мое мнение – примерно конь в районе городка Калач-на-Дону должон быть.

Не удержалась от соблазна сказать свое веское слово и газета «Аргументы и факты на Дону»:

«13/03/2013 Галина ТИМОФЕЕВА

Наверное, многие слышали предание о конях из чистого золота, украшавших въезд в столицу Золотой Орды, город Сарая-Бату. В настоящее время золотые кони Батыя входят в список самых разыскиваемых кладов России. Историки утверждают: следы легендарных золотых коней, точнее, одного из них, ведут… на Дон. Хан Батый бывал в наших краях. Его ставка находилась на берегу ручья Батай-су (в переводе с тюркского «ручей Батыя»). Впоследствии по имени ручья был назван город Батайск.

С именем монгольского хана связывает Дон не только название города Батайска, но и предание об одном из самых драгоценных кладов за всю мировую историю. Коня увели наши казаки!

…Власть Орды ослабела ещё при жизни Мамая. Узнав о его смерти, казаки настолько осмелели, что, преследуя монголов, без страха врывались на ордынские земли. Однажды отряд казаков ворвался в Сарая-Бату, на несколько часов захватив город. В качестве трофея воины увезли одного из драгоценных коней. При этом одна группа заманила ордынцев в степь, а другая, сбив коня с постамента, погрузила его на телегу и поехала в сторону Дона.

Ордынцы помчались в погоню, желая отбить коня. Но поздно. Поняв, что с таким тяжёлым грузом не уйти, казаки затопили драгоценный трофей в степной реке. Удача покинула их. Все они пали в неравном бою с ордынцами. Тайна золотого скакуна погибла вместе с ними. Но монголы из века в век передавали предание о похищенном коне Батыя. Теперь эту легенду знают все кладоискатели мира. Где только не искали золотого коня: и по берегам Волги, и на Крымском полуострове, и даже в сибирской тайге. Но в итоге историки и кладоискатели сошлись во мнении: его надо искать на донской земле…».

Автор публикации Галина Тимофеева твердо уверена в том, что золотой конь находится на земле Донских казаков. Не буду разубеждать ее в этом. И все потому, как эта легенда тоже имеет право на существование.

Эту же легенду поведал миру, но в другой интерпретации, известный донской журналист Юрий Евстигнеев – автор большого количества рассказов о Казаках и Казачьих байках. Он повествует о том, как и почему казачье войско напало на ордынский стан. По версии Юрия Евстигнеева, войско шло за украденной при набеге славянской девушкой. Ей удалось бежать, и перебраться на другой берег реки вплавь, где ее соотечественники и встретили».

Решив, что ордынцам надо надавать по мордам за похищение казачек, казаки переправились на ордынский берег и напали на стан. Завязался кровавый бой. И все же донские казаки сумели ворваться в ордынский шатер и вытащить из него золотого коня. Погрузили его на плот и отчалили. На другом берегу разделились группками, что бы удобнее было в сторону родных мест пробираться. Коня повез вожак ватаги, отобрав в свою группу родных и друзей. Им предстоял самый сложный путь.

Далее события развивались следующим образом.

«…Плыли на плотах, в основном ночью, реже днем, когда же ордынский разъезд обнаружил их, затопили коня в небольшом озере, приметили место и продолжали свой путь налегке. Когда достигли Дона, скорость движения увеличилась благодаря течению. Спустились вниз по реке к Зеленому острову. Решили заночевать на острове, а на рассвете раствориться на правом берегу в прибрежных лесах.

Ордынцы обнаружили славянский стан, и за час до рассвета напали, переплыв протоку с клинками в зубах. Был ночной бой, жестокий и кровавый. Славяне погибли все. И только Белоголовый, Зеленоглазка с одним из братьев, спаслись. Переплыли Дон, повинуясь приказу отца, нашли тетку, старшую сестру вожака ватаги.

Была она языческой жрицей, одной из последних. Владела тайной подземных ходов Большого Холма, солидной возвышенности на правом берегу Дона. Капище находилось под землей, скрытое от глаз братьев-славян, носящих кресты, а так же от ордынцев, живущих по законам Ислама.

Выслушав их, тетка взяла с них страшную клятву. Молодые люди поклялись, что никому ни детям, ни родичам не раскроют тайну Золотого Коня. Повела их подземным ходом. В начале он был довольно высоким, в рост человека, потом сужался, и в конце была дыра, в которую мог пролезть только худой человек».

«… В комнате дала последние инструкции: Ордынские шакалы надежно взяли след и скоро будут тут. Сидите тихо, старайтесь, чтобы глаза привыкли к темноте. Мы с племянницей зажжем свечи у Перуна, вам будет легче рассмотреть врага. Палицами не бухать, саблями не звенеть. Головы снимать «ласково» арабскими тесаками. Снимите голов десять-пятнадцать и уходите, строго в этот ход. Там мы вас встретим.

Об остальных ордынцах не беспокойтесь. Их хан отдаст палачу за потерю святыни.

То-то Перун возрадуется, то-то будет кровавая тризна по братику с друзьями, когда десятки ордынцев пойдут под кривую саблю. Когда все закончится, я вас выведу к своим. И помните о клятве, держите язык за зубами, чтобы не выпустить на волю беса, под названием «человеческая жадность».

У тетки имелся солидный запас оружия, которое когда-то принадлежало людям, пытавшимся открыть тайну подземных ходов. Все они умерли от голода, заблудившись, или погибли, напоровшись на теткин кинжал. Выбрала два тесака с нетрадиционной заточкой. Вручила ребятам:

«Повторяю, полтора десятка, не больше. Потом кровища будет хлюпать под ногами. Головы складывать в рядок у этой стены, туловища сажайте у этой».

Когда появилась первая голова, ее сняли «ласково», а тело рывком втащили в комнату, взявши за плечи с двух сторон. С остальными то же самое.

Потом ребята ушли к тетке, указанным путем. Тетка долго водила их по ходам, наконец, вывела на поверхность.

Сородичам молодые люди сказали, что совершали отвлекающий маневр.

Ордынец, увидевший «комнату отрубленных голов» сошел с ума. А остальные решили, что имеют дело с нечистой силой и вернулись на Ахтубу, где их казнили, посчитав их рассказ фантазией перепуганного человека».

У рассказов Галины Тимофеевой и Юрия Евстигнеева много нестыковок. Сразу видно, что они плохо ориентируются и в сути легенды, и по карте. Но не будем на это обращать внимание. Журналисты опубликовали то, на что были способны.

Однако, у этой конно – золотой легенды есть еще одна версия. Будто бы казаки не утопили коня в степной реке, в степном озере, в Кумо – Манычской впадине. Не остановились они так же на ночлег на Зеленом острове. Они благополучно достигли устья реки Дон и затопили коня в пойме, в болотистом месте в районе города Азова. Хотя вряд ли возле Азова, ведь в те времена Азов тоже был Ордынским городом.

Конечно, противоречий в легендах много. Но их станет больше, если вы, уважаемый читатель, узнаете, что же это за такое Большой Холм.

Огромный Холм в пойме Дона недалеко от Ростова – это Кобяково городище. По словам ученых это один из интереснейших археологических памятников юга России. Здесь обнаружено сразу несколько поселений разных народов и эпох. Здесь жили сарматы, половцы, татары и русы. Самое ранее из поселений датируется 4 веком до нашей эры. Несмотря на то, что культурные слои здесь изучены достаточно подробно, однако исследователи считают Кобяково городище еще и одной из самых загадочных точек на археологической карте России. Ведь с ним связано множество легенд, народных поверий, а так же фактов, не поддающихся объяснению.

Первые раскопки здесь были проведены еще в середине XV века. Тогда здесь неожиданно появился купеческий отряд во главе с известным венецианским политиком и военачальником, купцом Иосафатом Бальбао. Тогда, в XV веке в Европе, параллельно с христианством существовало множество тайных сект, поклонявшихся древним азиатским и африканским Богам: Душаре, Озирису, Мардуку. Бальбао принадлежал к одной из таких сект под названием «Церковь крови». Возможно, именно с этим был связан его приезд на Кобяково городище. Что же все таки искал под Ростовом венецианский церковник и купец? Неужели контакта с темными силами? А то, что в Кобяковом городище они есть, могли убедиться все его последователи.

Ноябрьским вечером 1437 года семеро итальянских купцов собрались в Тане (нынешним Азове) в доме одного из них. В их числе был и Иосафат. В тот вечер, накануне дня святой Екатерины, они обсуждали интереснейшее известие. Будто бы в Большом Холме, что находится возле Дона на протоке Аксай, зарыт клад. Но этот клад особый, заговоренный. Откроется он только тому, кто помажет его своей капелькой крови. В тот же вечер купцы пришли к соглашению отправиться вместе на Большой холм. Скрепили свое решение клятвой на крови.

Подобная мистическая клятва родилась в Италии, в Венеции. В этом городе бытовала одна из самых зловещих итальянских легенд.

Давным-давно жители островов Лагуны, где позже была основана Венеция, приносили жертвы некоему чудовищу, обитавшему в окрестных водах. Предания говорят, что это был чудовищных размеров крокодил. Он наводил ужас на местных жителей. Он требовал от них жертвы. Палачи у выбранной из населения жертвы завязывали голову и бросали жертву в воды Лагуны, а сами удирали от злополучного места. Вода в тех местах была темной от крови. Крокодил выбрасывал кости жертвы на один из островов. Весь остров был заполнен человеческими костями.

Этому крокодилу поклонялась венецианская дворянская семья Бальбао. Члены семьи состояли в секте, носившей название «Церкви Кровавых святых». Члены этой секты занимались «красной магией» – культом крови, основанном на вампиризме.

Гербом секты был алый круг на серебристом фоне. Этот герб создал предок семьи адмирал Бальбао. В сражении с маврами – мусульманским населением западной части Северной Африки, адмирал отрубил одному из иноверцев руку, сорвал с его головы тюрбан. На полотнище тюрбана нарисовал кровью отрубленной руки красный круг. Этот магический символ стал флагом корабля адмирала. Целью секты было не только поклонение кубкам, заполненным человеческой кровью, но и с ее помощью розыск магических предметов и древних колдовских знаний.

Итак, Иосафат Бальбао и его купцы – коллеги снарядили экспедицию, наняли 120 землекопов, заплатили им золотом и отправились к Большому Холму.

Землекопы раскапывали Холм. Купцы выносили землю и произносили заклинания. Когда они нашли в раскопе ручку от серебряного котелка с серебряной змеей на ней, Бальбао воскликнул:

– Древняя магия в моих руках!

И вместе с купцами – коллегами совершил кровавый магический обряд на верху Большого Холма. Затем вознаградил землекопов золотом.

А затем венецианские купцы приступили к строительству жертвенника – подземной «крипты», то есть пещерной церкви своей секты. На сегодняшний день от этой подземной ритуальной постройки остались лишь крохи.

Сложно теперь представить, что еще хотели, кроме золота, обнаружить в Большом Холме венецианские купцы. Возможно, среди обломков невероятного древнего городища им нужны были какие-то кровавые святые следы для подтверждения своей веры и следы старинных магических артефактов? Но сегодня об этом можно только фантазировать.

Дома, в Венеции, Иосафат Бальбао на основании своих дневниковых записей издал книгу «Путешествие в Тану». На одной из страниц книги было написано:

«…Мы нашли все, как и было предсказано. Поэтому мы еще более уверовали в то, что нам говорилось…»

Неужели включили в свою магию и Большой Холм? И сотворили что-то в Большом Холме. Из-за чего в нынешнем Кобяковом городище происходят непонятные для нас явления?

И еще одно необычное явление зарегистрировано на Большом Холме. Все исследователи отмечают аномально большое количество костей и черепов собак в культурных слоях Кобякова городища. В связи с этим приходит в голову мысль, что своё название балка и городище получили не из-за хана Кобяка, не из-за казака Василия Кобякова, а именно из-за этого факта. Ну, действительно, как ёще можно назвать балку, где из склонов постоянно высыпаются собачьи черепа? Черепа кобелей? Неужели в древние времена существовал особый кобелиный культ?

Древность есть древность. Но и в более позднее время на Кобяковом городище происходили необъяснимые вещи. Среди легенд, которые уже невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, есть и история, намного более близкая к нашим дням. В 1949 году в катакомбах Большого Холма военные планировали разместить подземный штаб Северо-Кавказского военного округа.

Обследовать катакомбы древнего города отправили двух солдат. Первая ходка под землю прошла благополучно – солдаты обнаружили пещеру и ряд разветвленных подземных галерей. Когда после второй ходки солдаты долго не возвращались и перестали отвечать на телефонные сигналы, то наверху забеспокоились. Мало того, когда попытались кабель потянуть, он свободно поддался. Когда его вытащили на свет, обнаружили, что конец кабеля был размочален и залит кровью.

На помощь пропавшим отправились спасатели. Сколько они пробыли под землей – неизвестно, но вернулись они вместе с трупами солдатиков. Очевидцы этого события утверждали, что тела погибших были сильно изувечены – у одного не было головы, а у другого была полностью искромсана нижняя половина туловища. За давностью лет уже сложно установить, что именно произошло тогда под землей и сколько в этой истории правды, а сколько вымысла. Но то, что можно утверждать достоверно, – под Большим Холмом есть пока не разведанные подземные катакомбы, куда не отваживаются забираться даже самые отчаянные копатели. Даже за золотым конем!

Цель копателей – золотой конь хана Батыя. Цель археологов – восстановление истории страны. У тех и у других работы невпроворот.

Но жизнь такая интересная штука! Самое прикольное то, что найдут таки коня! И может быть не в катакомбах Кобякова городища, а рядом, в пойме Аксая. И найдет его какой нибудь работяга при рытье колодца. Или пенсионер, когда будет выкапывать на огороде картошку. Или женщина, отправившаяся в на луг собирать целебные травы…

Так всегда бывает, носятся по курганам толпы, раскапывают, что-то ищут, а самое интересное и дорогое, находят случайные люди.

Помните, как два астраханца – любителя рыбалки – инженер и врач, названные газетой «Известия» местными парнями, выудили в устье Волги, из речки Бахтемир сарматское золото? Название речки необычное – БАХТЕМИР!

В переводе с тюркских языков БАХТЕМИР означает – «железное счастье».

Астраханцы – рыболовы не польстились на название. Какое-то оно двусмысленное! С одно стороны – счастье. С другой – железо. Сдали парни сокровище в Астраханский краеведческий музей. В музее признали их находку исторической ценностью. Вслед за рыбаками нагрянули на Бахтемир толпы археологов и черных копателей. Изрыли весь бугор, подмытый рекой. Нашли всякую дребедень – бутылки из под пива и водки, ржавые консервные банки, рваные кроссовки, баклажки из под «пепси – колы».

Счастье, ведь оно не каждому дается! Особенно золотое! Особенно, если это золотой конь…

Теперь астраханцы – любители рыбалки ждут у моря погоды. Когда же им выдадут положенное вознаграждение? Находка ведь тянет на килограмм золота! И плюс еще на восемьдесят граммов!

Ну а рядом время от времени взлетают в космос ракеты с космическими кораблями. Как в наше время все перепуталось! И золотой конь, и космические корабли, и рваные кроссовки, и бутылки из-под «фруктовой воды»!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Эти статуи из драгоценного металла, украшавшие столицу Золотой Орды, не найдены до сих пор

Ну уж точно не в Мамаевом кургане спрятаны легендарные золотые кони, некогда украшавшие главные ворота столицы Золотой Орды. К слову, Мамаев курган к потерпевшему неудачу на Куликовом поле военачальнику никакого отношения не имеет. Как в один голос говорят филологи и историки, русские просто стали называть эту возвышенность так же, как давно звали волжские татары. «Мамай» означает всего лишь «бугор». Так что в переводе на русский фамилия Мамая была бы Бугров или просто Бугор. Если верить народному преданию, описанному в книге известного волгоградского историка Бориса Лащилина «На родных просторах. Записки краеведа», Мамай похоронен в каком-то из курганов на берегу Ахтубы. И одного отлитого из золота коня якобы положили к нему в могилу.

Чтоб от зависти подавились костями

Согласно свидетельствам иноземных послов при ханской ставке, основатель Золотой Орды и разоритель русских земель Батый был очень честолюбив. Выставленной напоказ роскошью он хотел поразить иноземцев. Ел этот внук Чингисхана только из золотой посуды. А отороченную собольим мехом шапку Батыя венчал огромный изумруд размером с куриное яйцо, некогда служивший глазом божества в индийском храме. Бату-хан мечтал сделать основанный им город Сарай-Бату величайшей из столиц в мире, чтоб «от зависти подавились костями» и германский, и китайский императоры. Поэтому согнал в новорождённый город искусных мастеров и ремесленников со всех завоёванных земель. Чего только не было в столице Золотой Орды: сады, фонтаны, водопровод… Но великий хан хотел, чтобы каждый путник, въезжавший в столицу, понял: он попал к самому великому и богатому владыке мира.

И когда умер его любимый белый арабский скакун, Батый повелел увековечить его в золоте. К слову, этого белого коня, подражая знаменитому деду Чингисхану, Батый возил с собой во все военные походы, но сам на нём не ездил. Считалось, что на красавце-скакуне, так не похожем на низкорослых монгольских лошадок, несётся незримо сам бог войны Сульдэ.

Отливал коня колокольных дел мастер, захваченный в плен в Киеве. История не сохранила его имени. В летописях упоминается только, что на изготовление коня пошло 15 тонн золота – вся собранная за год с русских земель дань. Потом Батый решил, что две одинаковые конные статуи по бокам ворот будут смотреться лучше. Мастер изготовил второго золотого скакуна, точную копию первого. Золотых лошадей с рубиновыми глазами поставили у главных ворот Сарай-Бату, после чего русского мастера убили, чтобы не смог повторить свой шедевр.

Золотые кони поражали воображение каждого, кто их видел. Вот что написал об этом в своём отчёте посол французского короля Людовика Святого Виллем Рубрук: «Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо и насколько богат хан? Такими вопросами задался я в тот миг».

Генуэзцы – спонсоры Мамая

После того как Батый умер и власть перешла к его брату Берке, тот перенёс коней, символ богатства и могущества Золотой Орды, в свой город Сарай-Берке на берегу Ахтубы. Более сотни лет украшали золотые скакуны главные ворота двух сильнейших золотоордынских городов. Но когда правителем великой монгольской империи стал человек не ханского происхождения, военачальник Мамай, кони загадочным образом исчезли.

Мамай был властолюбивым выскочкой. Он стал владыкой Орды после смерти хана Бердибека, на дочери которого был женат. Сыновей у Бердибека не было, а двенадцать своих братьев хан извёл с помощью не отягощённого совестью зятя Мамая. Восстания ханской знати после воцарения Мамая следовали одно за другим. Трижды его изгоняли из Сарай-Берке. Непопулярному хану приходилось скитаться по западной части Золотой Орды, в Нижнем Поволжье, в устье Дона и Днепра, в Крыму.

Ольга Поплавская

Художник — Виктор Моторин

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

admin

Наверх