Как лошадей используют сейчас

Применение лошадей в фермерском хозяйстве и виды работ.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, применение лошадей в сельском хозяйстве и сейчас актуально для многих фермерских и частных хозяйств.

И сейчас в некоторых случаях использовать лошадь для решения многих хозяйственных задач целесообразнее, чем технику.

Обычно лошадей используют в таких направлениях, как транспортные работы, под седлом или вьюком, и работы в сельскохозяйственных орудиях.

Транспортное использование лошадей

Самый распространенный способ использования лошадей в хозяйстве. Лошади показали свою эффективность при перевозках в пределах хозяйства. Это может быть подвозка кормов и подстилки в животноводческие помещения, вывоз оттуда навоза, подвоз строительных материалов и оборудования при ремонтных и строительных работах и прочее. Использование лошадей для перевозок на расстояния до 3 км значительно эффективнее применения машин и тракторов.

Не только экономическую выгоду можно отнести к преимуществам использования лошадей в хозяйстве. Конный транспорт лишен многих негативных воздействий, которые оказывает на скот в животноводстве моторная техника.

Его экологичность благотворно воздействует не только на животных, но и на персонал фермы.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube adsense traffic auto click bot

Актуально использование лошадей для перевозки грузов там, где отсутствуют дороги с твердым покрытием, и во время весенней и осенней распутицы использование автомобилей и тракторов очень затруднено бездорожьем.

Лошади в сельскохозяйственных орудиях

Вторым по значимости направлением использования лошадей является обработка земли и решение других задач с помощью специальных орудий.

Кроме самых разнообразных способов обработки почвы, лошадей используют для копки корнеплодов, поверхностного внесения удобрений, обработки посевов, кустарниковых культур и садов защитными препаратами, для заготовки сена. Притом, для проведения несложных и не тяжелых работ можно использовать персонал с низкой квалификацией.

По производительности на сельхозработах лошадей вполне можно сравнивать с минитракторами и мотоблоками. Для использования лошадей в таких работах главное подбирать животных с достаточной тягловой силой.

Верховое использование лошади

Тех же рабочих лошадей, которые занимаются перевозкой грузоа или работают в сельхозорудиях, успешно используют, как верховых в хозяйстве. Такое применение востребовано при пастбищном содержании скота (пастьба и перегон).

Особенно актуально использование лошадей при отгонной системе содержания скота (например, овец). Также лошадей используют при охране объектов, для разъездов специалистов или фермера по различным участкам хозяйства.

Кроме чисто практической пользы – экономии топлива и расходных материалов – применение лошадей в фермерском хозяйстве приносит огромное количество положительных эмоций для фермера и персонала хозяйства. А это значит большее удовлетворение не только материальной, но и психологической стороны ведения фермерского бизнеса.

Когда-то лошадь была основным транспортным средством, и ездить верхом с детства умели почти все. Сейчас уверенно сидеть в седле могут немногие, но лошади продолжают помогают людям. Правда, уже не в передвижении, а в реабилитации, оздоровлении и поддержании физической формы. Вместе с главным редактором журнала «В мире животных», ведущим телепрограммы «Планета лошадей», директором «Конной дачи «Велегож»» Александром Аболицем рассказываем всё об иппотерапии и иппофитнесе.

Иппотерапия, иппофитнес, верховая езда: в чём разница

Иппотерапия — это методика лечения и реабилитации с помощью индивидуально составленной программы верховой езды. Она призвана решать серьёзные проблемы со здоровьем или хотя бы улучшать состояние пациентов. Иппотерапия в идеале проходит под контролем сразу трёх специалистов: коновода, инструктора и врача.

Иппофитнес — это система тренировок, которые направлены на оздоровление и укрепление организма. Другое название — конная гимнастика. Это облегчённая версия таких серьёзных и древних видов спорта, как вольтижировка и джигитовка. Занятия проходят под контролем инструктора.

Кому полезна иппотерапия и иппофитнес

— В России иппотерапия регулярно применяется при заболеваниях ДЦП, при аутизме и для реабилитации после серьёзных нарушений опорно-двигательного аппарата. Однако показаний для занятия лечебной верховой ездой гораздо больше: заболевания сердечно-сосудистой системы (в том числе постинфарктная кардиопатия), многие хронические заболевания пищеварительной системы, большинство нарушений опорно-двигательного аппарата, хронические болезни мочеполовой системы.

Целесообразность использования иппотерапии определяет врач. Но официально назначить её пациенту он не может. Иппотерапия не входит в список утверждённых Минздравом России видов физиотерапии и прочих лечебных процедур.

Доктор может лишь порекомендовать её в комплексе с официально признанными методами лечения. Её стоимость невозможно возместить за счёт средств ОМС.

Иппофитнес — это оздоровительное направление, которое подходит и детям, и взрослым. Его задача, как и у любого другого фитнеса, укрепить организм и построить красивое тело. Его можно включать в программу своих обычных тренировок для разнообразия или сосредоточиться только на нём.

За счёт чего достигается такой эффект

Движения лошади во время ходьбы или аллюра вынуждают всадника держать равновесие, напрягая мышцы, которые в обычной жизни могут быть не задействованы. Особенно полезны такие упражнения для людей с ограниченными возможностями или для тех, кто недавно перенёс травмы опорно-двигательного аппарата или инсульт. Благоприятный эффект даёт и тепло тела животного (температура лошади чуть выше человеческой: 37,2—38,5 градусов).

Отдельно отмечается эффект от занятий пациентов с лошадьми в психотерапевтических целях. Иппотерапию используют для социализации детей с аутизмом, для лечения депрессий и избавления от неврозов. Этому способствуют ритмичность шага лошади, успокаивающий эффект прогулок, возможность созерцать мир вокруг и само общение с лошадьми.

Иппофитнес даёт возможность подключить к работе ресурсы организма, которые не задействуются в других видах спорта.

Эффективность иппотерапии

Количество исследований, подтверждающих эффективность иппотерапии, с каждым годом увеличивается.

Как начать заниматься

Противопоказания

Какая экипировка понадобится

Александр Аболиц:

Что касается иппотерапии, иногда достаточно брюк для защиты ног и каски для защиты головы от возможного падения, а иногда нужна полная экипировка всадника (бриджи, обувь, перчатки и так далее)— это зависит от конкретного случая и избранной врачом тактики лечения.

Куда идти, если вы решили попробовать иппофитнес или иппотерапию

24 марта в 9:00 и 19:00 на телеканале «Живая планета» в программе «Планета лошадей» покажут серию про иппофитнес (это восьмая серия проекта). Советуем поставить напоминание — будет интересно.

Отряды конной полиции появились в России в 1802 году. В других странах первые батальоны создали только к середине XIX века. Сейчас в Москве находится самое крупное кавалерийское подразделение в Европе, в котором служат около 400 полицейских и 223 лошади. Сетевое издание m24.ru в день сотрудника органов внутренних дел РФ рассказывает, какие задачи выполняет конная полиция, и как готовят лошадей к службе.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

В столице действует два кавалерийских батальона, которые входят в Первый оперативный полк полиции. Конные отряды патрулируют лесопарковые зоны и места отдыха, где автомобили или мотоциклы проехать не могут. Также они следят за правопорядком во время массовых мероприятий – например, на концертах или футбольных матчах.

Главная задача кавалеристов – задерживать преступников и пресекать нарушения закона. Чаще всего они борются с разжиганием костров в парках, употреблением алкоголя и наркотиков, а также проверяют разного рода сомнительных личностей.

Кого берут в конную полицию

90 процентов кавалеристов в прошлом занимались конным спортом, но попасть на службу может и неподготовленный человек. В этом случае его всему научат – кандидаты проходят трехмесячную стажировку, а затем специальную профессиональную подготовку.

«Сотрудник конной полиции должен быть готов ко всему в отличие от спортсмена. Спортсмен – это узконаправленный конкурист. Он выполняет препятствия, учит выездку, пассаж, пикетирование. А у нас сотрудник полиции близок к пятиборью: фехтование, стрельба, езда на лошади. То есть он физически развит во всех направлениях, в которых должен преуспевать полицейский, и должен все уметь», – отметил замкомандира первого кавалерийского батальона, майор полиции Дмитрий Умников.

За каждым новоиспеченным кавалеристом закрепляется наставник из более опытных сотрудников. Первое время он сопровождает полицейского во время патрулирования, передает ему свои знания и учит общаться с гражданами.

«Психология – основное. В манеже ведется работа с лошадьми, а на улице – с гражданами. Когда вы подъезжаете к гражданину, общаетесь с ним, то должны быть спокойны. Если это неадекватный преступник, то надо знать, как себя вести», – отметил Умников.

Несмотря на то, что служба в полку физически трудна, сюда с охотой принимают женщин. Сейчас в батальоне около 40 процентов кавалеристов составляют представительницы прекрасного пола.

«Мы все идем в конную полицию из-за любви к лошадям. Они по натуре своей животные пугливые. А когда после подготовки лошади ничего не боятся, когда выручаешь других товарищей, которые на земле, то это все очень интересно. Мы как напарники с лошадью работаем. Если ты любишь свое животное, то работа получается единая», – подчеркнула полицейский-кавалерист Виктория Минажетдинова.

«Мы все идем в конную полицию из-за любви к лошадям»

Виктория Минажетдинова, полицейский-кавалерист

Помимо охраны общественного порядка и ловли преступников, кавалерист должен найти правильный подход к своему коню. Как отмечает Умников, чтобы установить контакт с лошадью, не хватит и всей жизни. Он это знает не понаслышке: Дмитрий служит в полку уже 19 лет и с детства был уверен, что будет работать с этими животными. Его отец трудился на Центральном московском ипподроме, а дед – на конезаводе.

«Мы лошадей сравниваем с детьми. У нее только больше возраст, но она остается таким же шестилетним ребенком. Конечно, бывают покладистые лошади, а бывают и не очень. Когда мы сажаем сотрудников полиции на лошадь, то смотрим, чтобы они совпадали характерами. У нас все сотрудники добрые, тем более работа с лошадьми к доброте больше», – сказал майор полиции.

Полицейский-кавалерист, старший лейтенант полиции Виктория Минажетдинова, стаж 14 лет

Я с 11 лет занималась верховой ездой. На службу в конную полицию меня привел товарищ, я попробовала и осталась.

Служить в полиции девушке, конечно, тяжело. Когда сюда попадаешь, то становишься наравне с мужчиной. Люди многие удивляются, когда видят нас на лошадях, иногда даже получаем комплименты, это приятно.

Мне нравится здесь работать. Особенно, когда во время футбольного матча усмиряешь нарушителей порядка, они слушаются, и в душе становится теплее. Сразу понимаешь, что ты не просто так здесь находишься. Потому что помимо хулиганов, на футбол приходят женщины и дети, которых надо защищать.

Как-то мы работали во время матча в Лужниках. Среди толпы заметили молодого человека, который бежал от омоновца. И мы рванули к нему. Догнали, задержали и передали сотруднику правоохранительных органов. Он был очень благодарен.

На лошади въезжать в разъяренную толпу не страшно, а вот пешком было бы страшно. Мы приучаем животных, чтобы они не боялось ни толпы, ни шума. Я сама занимаюсь подготовкой молодых лошадей и знаю, чему нужно научить коня для работы в городе. Ведь помимо футбольных матчей, мы ездим и на мирные мероприятия, в парки, где есть дети и женщины. Поэтому мы приучаем, чтобы лошади были адекватные.

Подготовка лошадей

Для службы в полиции лошадей закупают на российских конезаводах. В основном, это тракенены и буденновцы из Ростова, орловские рысаки из Воронежа и чистокровные верховые кони из Краснодарского края.

В полк привозят молодых трехлетних скакунов. Их оповаживают, дрессируют и учат не бояться внешних раздражителей: толпы, громких звуков, выстрелов и взрывов. Есть также жеребцы, которые лучше других поддаются дрессировке. Они преодолевают препятствия, выполняют котильон (фигурная езда), конкур (прыжки на мощность), ажну (поклон) и другие упражнения.

«Не каждая лошадь пойдет по дрессуре. С такими лошадьми мы занимаемся отдельно. Это не порода, это определенный характер», – подчеркнул Дмитрий Умников.

При этом во время несения службы кавалеристы не используют дополнительные способности лошади, в этом просто нет необходимости. Свое умение животные демонстрируют только на показательных выступлениях.

Лошадей тренируют полтора года, затем специальная комиссия проверяет их готовность к службе в полиции. На благо правопорядка кони трудятся более 10 лет, а когда им исполняется 18, их списывают. Хорошо обученные жеребцы пользуются популярностью. Люди их выкупают для работы в хозяйстве или для детей.

Рабочий день кавалериста

Рабочий день кавалериста начинается с ухода за лошадью. Он должен убрать денник, почистить и оседлать скакуна, зимой зашиповать подковы. На сборы выделяется полтора часа.

Основную часть первого кавалерийского батальона составляют серые орловские рысаки. Эти лошади хороши в управлении и учебе, но они требуют особого внимания.

«Это как за белым платьем. Рыжую, гнедую или вороную лошадь можно часто не мыть, а на серой заметны все пятнышки. Поэтому сотрудники чуть ли не каждый день моют лошадь. На это уходит часа полтора, пока еще она высохнет», – пояснил замкомандира.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

На службе полицейские вооружены наручниками, резиновыми палками и пистолетами Макарова. Также они в совершенстве владеют шашкой, но используют ее только во время показательных выступлений.

Как правило, патруль состоит из двух человек, а на массовые мероприятия их количество может достигать 50. К примеру, для охраны общественного порядка на мусульманский праздник Ураза-байрам в этом году задействовали полсотни кавалеристов. Тогда верующих собралось около 150 тысяч. Чтобы избежать давки, выстроили направляющий коридор из лошадей. Это когда кони стоят друг к другу головами, а между ними проходят люди. И в зависимости от наполняемости метро коридор сужают или расширяют.

«Если поставить коридор из полицейских, то при большом потоке людей, они по чуть-чуть начинают отходить. Причем сами того не замечают, видимо срабатывает психология. В итоге коридор расширяется. А лошадь встала и стоит, и люди сами начинают ее сторониться и обходить», – отметил Дмитрий Умников.

Случай из жизни

Кавалеристы патрулируют «Сокольники». По радиостанции поступила информация об ограблении женщины в парке. Полицейские заметили подходящего под приметы гражданина и задержали, причем в руках у него была сумка потерпевшей, он даже не успел от нее избавиться.

Дело в том, что рядом с парком находится отдел полиции. После ограбления женщина не растерялась и сразу обратилась в правоохранительные органы. Дежурный принял заявление и дал ориентировку, а всего с момента происшествия и до задержания прошло 15 минут.

Один день из жизни конной полиции

Во время крупной потасовки, например на футбольных матчах, кавалеристы рассекают разъяренную толпу на лошадях. При виде полицейского верхом, участники драки из чувства самосохранения останавливаются.

«Люди тоже понимают, что это лошадь. У них у каждого человека есть в подсознании боязнь. Они машину могут не бояться, потому что ей управляет человек. А здесь, когда гражданин смотрит на сотрудника полиции верхом, он останавливается. Понимает, что у лошади есть свой мозг, и она может сделать что-то непредсказуемое», – поделился майор.

В любом случае, лошадь всегда на 100 процентов слушается кавалериста и подчиняется своему хозяину.

В Европе и США уже никого не удивить конными спа-центрами. Сегодня мы расскажем о том, чем полезна гидротерапия для лошадей и какие услуги предлагают конные аква спа-центры.

Конная гидротерапия за последние 10 лет стала одним из самых востребованных и популярных методов не только лечения и реабилитации, но и поддержания лошадей в форме.

Конные аква спа-центры предлагают широкий спектр услуг для лошадей любого уровня: плаванье, водные беговые дорожки, гидромассаж, минеральные ванны с морской или пресной водой, хиропрактика с использованием воды и многое другое.

Плаванье используют для тренинга, поддержания мышц в тонусе и для восстановления лошади после травм.

Нагрузку на мышцы лошади во время плаванья можно сравнить с тренингом на легком манежном галопе.

Явным преимуществом гидротерапии является:

  1. Отсутствие неравномерного распределения нагрузки на спину лошади.
  2. Отсутствие риска повреждения конечностей, получения травм или появления дискомфорта в случае некорректной работы всадника или неправильно подобранной амуниции.

Изначально, бассейн был популярным тренажером для скаковых лошадей.

Однако сейчас плаванье популярный метод для тренинга лошадей всех дисциплин конного спорта — от выездки и конкура до поло и вестерна.

С появлением большого количества аква спа центров на территории США и Европы, гидротерапия стала доступна для владельцев лошадей хобби-класс и спортсменов аматоров.

Работа на водных беговых дорожках и шагалках улучшает координацию, баланс и движения лошади с минимальной нагрузкой на ноги и копыта.

Такая тренировка одинаково подходит для лошадей, которые восстанавливаются после травмы и для тех, кто находится в активном тренинге.

Водная беговая дорожка побуждает лошадь перенести центр тяжести на задние ноги, облегчая перед.

Шаг на таком тренажере будет шире и качественнее, чем на суше, что поможет лошади прокачать мышцы задней части тела и спины.

Конные спа-центры предлагают своим клиентам даже джакузи, наполненные холодной водой.

Вода в таких бассейнах 2-4 градуса, что позволяет минимизировать нагрев и воспаление в ногах лошади.

Разные виды водного массажа улучшают кровообращение, а в комплексе с правильно подобранным лечением, терапия холодной водой помогает в борьбе с отеками, ламинитом и другими видами воспалений.

Также подобное джакузи используют для спортивных лошадей после турнирных уик-эндов, особенно конкурных и кроссовых.

Гидротерапия, доступная каждому коневладельцу — это полив ног со шланга после интенсивной работы. Эта простая процедура поможет ногам вашей лошади отдохнуть после нагрузки и предотвратит возможные отеки или крепатуру.

1. Гидротерапия — это отличный метод для тренинга лошади, поддержания мышц в тонусе и восстановления после травм.

2. Гидротерапия — оптимальное решение для лошадей, страдающих артритом — качественное движение без нагрузки на конечности.

3. Водные процедуры сразу после турнира помогут предотвратить крепатуру мышц у лошади на следующий день.

4. Гидромассаж позволяет сосредоточиться на конкретной проблемной зоне.

5. Лечебные ванны с солью и магнием помогают вывести инфекцию и уменьшить воспаление, но при этом не используются для открытых ран.

6. Джакузи помогает уменьшить отечность суставов благодаря специальным пультам подачи воды.

7. В гидротерапии не используются никакие лекарственные препараты или добавки, что позволяет владельцам спортивных лошадей не беспокоиться об аллергиях и доппинг-тестах.

8. Гидротерапия помогает в лечении любых травм и болезней ног лошади — от артрита и ламинита до растяжений и переломов.

9. Большинство лошадей быстро преодолевает страх воды и с удовольствием проходит спа-процедуры под присмотром квалифицированного персонала.

10. Во многих случаях интенсивная гидротерапия помогает лошади восстановиться после травмы в два раза быстрее.

Зоолог Наталья Спасская об одомашнивании лошадей, конных захоронениях и культе коня в настоящее время

Поделиться статьей

Почему человек одомашнил лошадь? Это было, видимо, связанно с тем, что для человека в какой-то момент оказалось выгодней не гоняться за этим очень быстрым животным, а иметь его под боком в качестве резерва — запаса мяса. Поэтому одна из гипотез одомашнивания не только лошади, но и других животных — это как раз то, что охотники оставляли у себя детенышей и подращивали их, имея у себя некий аналог живого холодильника, ресурсы которого можно использовать в более сложный период. Дальше, когда человек действительно стал общаться с лошадью непосредственно, было выяснено, что это животное достаточно хорошо приручается, то есть оно не боится человека, и, кроме того, имеет еще такой ресурс, как молоко. Лошадь начали доить. Видимо, только на самых последних этапах человек додумался, что у лошади можно использовать еще и скорость, что это скоростное животное, на котором можно еще и довольно активно передвигаться. Поэтому лошадь как ездовое животное появилась значительно позже.

Сейчас, именно с момента перехода к ездовому состоянию, больше говорят об одомашнивании как таковом. Потому что найти эту четкую границу между использованием мясо-молочных ресурсов и использованием рабочих качеств лошади сложно, и здесь как раз находится одна из ключевых проблем, с которой архезоологи пытаются как-то справиться. Очень сложно оценить при находках, домашние ли это лошади или дикие. Есть масса косвенных признаков, по которым можно построить определенную гипотезу, но не более того. То есть очень уверенно сказать нельзя. Поэтому мы совершенно точно можем говорить, что начиная с 6000 лет до нашей эры мы имеем дело уже с одомашненной лошадью, с лошадью, которая уже более или менее была объезжена.

Дальше вопрос в том, что лошадь бегает быстро, а человеку надо на ней удержаться. Все элементы узды появляются очень поздно — по крайней мере те, которые находятся в археологических находках. Потому что веревочные петельки из травяных волокон очень сложно сохраняются, их практически нет. И, мало того, они довольно плохо оставляют следы на зубах, то есть никаких потертостей там, как правило, не возникает. Поэтому сказать, было ли животное постоянно под всадником или эпизодически, очень сложно. Это достаточно большой промежуток времени, про который ученые говорят, что, возможно, это ранние этапы одомашнивания. Мы остановились на этом моменте так подробно, потому что именно тогда начал активно формироваться культ коня. Человек, видимо, считал, что это животное уникальное и имеет какие-то магические качества, то есть оно не просто так пришло к человеку, его, видимо, прислали боги, и от этого возникает масса различных нюансов.

Культ развивался, как правило, по трем путям. Лошадь сама является божеством, поэтому у многих народов есть определенная божественная лошадь. Есть другой путь, когда лошадь либо является перерождением богов, либо служит богу. И для человека было очень важно, что лошадь использовали как культовое животное, в частности для жертвоприношения. Дальше есть третье направление, которое связано с тем, что лошадь божественна, поэтому любые ее части и изображения выполняют определенную функцию оберега. И у него есть дальнейшее продолжение, что лошадь считалась неким помощником человека, который помогает ему не только в нынешней жизни, но и в загробной. Поэтому лошадь использовали как некоего связного, перевозчика в тот самый загробный мир. Соответственно, с этим культом в целом связано огромное количество различных элементов, на которые сейчас мы можем даже не обращать внимания. Например, была традиция, которая касалась славянских и балтских племен, и эта традиция была связана с так называемой закладной жертвой.

При строительстве какого-то сооружения, будь то дом или крепость, были обнаружены и интерпретированы таким образом закладные жертвы. Чаще всего использовали череп коня. И такие закладные жертвы обнаруживаются в достаточно большом количестве поколений, и эта традиция сохраняется до XII века, а в некоторых районах, например в Якутии, где лошадей много, она сохраняется вплоть до XIX века. Там, правда, могут использовать не обязательно сам череп, но какую-то часть животного, например пучок шерсти, или копыто, или подкову.

Например, всем хорошо известный конек на крыше — все забыли, что это такое. Потому что в древности крыша снабжалась, собственно, головой лошади. Это были либо парные головки на стрехах, либо такой охлупень, когда сооружение одной головой венчает всю крышу. Такие охлупни используются и сохраняются очень длительное время, например, на севере европейской части России — это Архангельская область, Вологодская область. Культ этот сохранился в таком виде.

На самом деле наша даже современная традиция вешать над дверью в дом подкову — это как раз отголосок этого самого культа. Мы очень часто таким пользуемся, но при этом не осознаем, почему это происходит. Изображение лошади или ее части над домом означает связь дома с небесным божеством, тем самым проливание на дом и на всех его жильцов небесной благодати. Поэтому конек на крыше, подкова — это все древняя связь, которая в этом культе лошади проявляется.

Если мы вернемся к захоронениям, то это, конечно, очень специфичный аспект, связанный с тем, что лошадь использовалась как проводник, поэтому чаще всего это захоронения с хозяином или отдельно рядом. И иногда даже встречались отдельные захоронения лошади. В частности, была такая интересная находка в могильниках — это большой могильный комплекс — в районе Смоленска, в Гнездово. Этот могильник существовал довольно продолжительное время, с IX по XI век. Где-то в этот промежуток времени население там жило, и они хоронили лошадей как вместе с хозяином, так и отдельно. Так вот, была очень интересная находка, связанная с тем, что лошадь нашли в отдельной яме, без скелета человека. Был рядом курган, который, возможно, принадлежал ее хозяину, но лошадь почему-то похоронили отдельно, или, возможно, это была лошадь не его. Но, что интересно, видимо, этот конь был какой-то заслуженный — в том плане, что он явно использовался одним хозяином.

Когда животное живет в определенных условиях, постоянно повторяющихся, на его костях сохраняются определенные черты. У этого жеребца зубы были стерты с одной стороны, и было понятно, что человек, который ездил на этой лошади очень долго (жеребец был преклонного возраста), имел привычку осаживать, останавливать лошадь, действуя одной рукой. И, соответственно, удила действовали на зубы, стирали их потихонечку, и эта стертость была уже достаточно большого размера, и она означает, что человек ездил на этой лошади долго и привычка эта сохранялась. Такая особенность позволяет говорить о том, что отношение к лошади в данный конкретный период и в данном конкретном регионе было такое особенное.

Для других регионов культ лошади проявляется не только в захоронениях. Якуты, например, до сих пор захоранивают лошадь вместе с хозяином: это считается необходимым условием для дальнейшего благополучного существования духа человека уже по другую сторону. Отношение к черепу, отношение к костям, отношение к конкретным частям лошади тоже может проявляться. Оно, конечно, в меньшей степени проявляется сегодня у европейских народов, но у тех народов, которые продолжают иметь значительное количество лошадей сейчас в быту (например, у казахов, башкир, якутов), есть целый комплекс различных примет, традиций, которые связаны с лошадью. Рассказывать про это можно много, но это очень интересный аспект. И еще один, даже более интересный, связан с тем, что в нашем словарном запасе очень много слов и пословиц, так или иначе связанных с лошадью. Поэтому лошадь со своим очень большим значением в жизни человека продолжает сохранять свое влияние на нас, несмотря на то что живая лошадь из нашей жизни практически исчезла. Так что можно сказать, что культ лошади существует и по сей день.

28 февраля 2019, 14:06

Сегодня на ВСО в Саратове состоялось открытие конюшни городской полиции.

Новая конюшня соседствует с кинологическим центром. Прибывших журналистов на улице встретил начальник УМВД Андрей Чепурной. Он рассказал, что на балансе в данный момент числятся 10 лошадей.

«Кавалерийское отделение приобрело новое помещение. Здесь просторная территория, порядка 200 метров в длину и 100 метров в ширину. Она используется для тренировки и выгула лошадей. Летом здесь возможен выпас. По требованиям санитарных норм установлено место для складирования навоза. В специальных вагончиках есть опилки. Выгул лошадей проводится ежедневно, длиной не менее часа. Выгуливаются лошади по очереди. Сотрудники кавалерийского отделения осуществляют охрану порядка, сейчас, по большей части, в Ленинском районе. На договорной основе мы пригласили заслуженного тренера Татьяну Чубукову«, – рассказал господин Чепурной.

Далее все собравшиеся прошли в конюшню.

«В 2018 году проведен ремонт выделенного нам помещения. Содержатся 10 лошадей в 10 денниках. Есть сертификаты, проведена санобработка, питьевая вода также соответствует всем нормам. По всем кормам есть сертификаты и соответствие. С аграрным университетом у нас заключен договор о взаимодействии в вопросах ветеринарии и привлечения студентов в вопросах дальнейшего обучения.

Ежедневно выходят на службу минимум два парных наряда. Для лошадей предусмотрен перерыв на отдых и обед. После этого они снова выходят на службу. Лошади подковываются. Зимой дополнительно шипуются. В мороз, больше минус 15 градусов, лошади для несения службы не используются. Питание лошадям дается сбалансированно, согласно нормам, определенным ветеринарами. Все лошади чипированы и идентифицируются электронным сканером. Все снаряжение для лошадей новое. Конюшни, которая есть сейчас, лучше и не бывает.

По содержанию лошадей — все функции осуществляются силами сотрудников полиции«, – пояснил Андрей Чепурной.

Далее журналистам показали, чем кормят лошадей. В рацион входят овес, травяная мука, соль-лизунец, жмых, дробленка, отруби, морковь и льняное масло. Ежедневно основой рациона каждой лошади служат 6 кг овса и 7 кг сена.

По словам главы городской полиции, планируется строительство двух денников для работы ветеринара и коваля с лошадьми, а также для того, чтобы животное можно было вычесывать.

Ветеринар Анастасия Леонтьева заверила, что «на телефоне они находятся круглыми сутками», а в конюшне круглосуточно находится дневальный. Ежедневно осуществляется осмотр животных.

Самой старшей лошади здесь 20 лет. По словам дневальных, по регламенту полицейская лошадь должна быть возрастом до 15 лет. Но все находящиеся в новой конюшне несли службу и раньше и до сих пор находятся в рабочем строю.

В завершение встречи Андрей Чепурной и журналисты покормили лошадей морковью и яблоками.

Напомним, в начале сентября 2018 года разразился скандал после того, как в социальных сетях появились фотографии истощенных полицейских лошадей. В УМВД объяснили внешний вид животных болезнями и преклонным возрастом. 19 сентября скончалась служебная лошадь по кличке Торнадо. 6 октября в ветеринарной клинике СГАУ умер конь Зарок. Врачам и студентам аграрного университета удалось спасти двух лошадей, остальных – передали фермерам в районы.

В отношении предпринимательницы, ответственной за кормление и содержание лошадей, по итогам работы в 2017 году, СУ СКР возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в крупном размере). В эпицентре ситуации оказалась дочь судьи Кировского райсуда Елены Череваткиной (уволилась после скандала) Алена Соколова — поставщик корма для ведомственных животных; обвинение до сих пор никому не предъявлено.

По результатам проверки начальник ГУ МВД по Саратовской области Николай Трифонов привлек к дисциплинарной ответственности семерых своих подчиненных.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

«Кони дохнут»

Видеосюжет. Саратовская полиция презентовала новую конюшню

В новой конюшне МВД в Саратове созданы все условия для нормального содержания

Лошадь — животное циркообразующее, ставшее эмблемой этого вида искусства. Стационарный цирк был создан именно для демонстрации конных номеров, которые составляли основу представле-ний с конца XVIII века, на протяжении всего XIX и большей части века XX.

Все жанры циркового искусства, пришедшие с ярмарочных площадей в стационары, развивались в тесной связи с конным цирком, разнообразя, обогащая его и одновременно приноравливаясь к пространству, целиком подчинённому потребностям всадников и лошадей. Ядро этого пространства — круг манежа. Его форма позволяет сохранить постоянный темп и ритм номера, всаднику не приходится тормозить, что неизбежно на прямоугольных площадках.

В конце XVIII века у родоначальника стационарного цирка англичанина Филиппа Астлея диаметр манежа составлял 19 метров, но со временем уменьшился до 13 метров, и эта величина сохраняется по сей день во всех цирках мира. Именно при таком диаметре центробежная сила уравновешена с центростремительной, что облегчает балансирование на крупе лошади при исполнении номеров богатейшего арсенала конного жанра, но, прежде всего, номеров конных акробатов, жонглёров, эквилибристов, жокеев. При таком диаметре манежа корпус лошади приобретает удобный для наездника наклон, что хорошо заметно, когда жокеи «работают курс»: спрыгивают с лошади на полном скаку, а потом, пересекая манеж, в полный рост взлетают ей на спину. Или в джигитовке, когда на галопе наездник подхватывает с манежа мелкие предметы. Этот наклон к центру спасает и при возможных срывах, гарантируя падение наездника внутрь манежа, а не на кресла первых рядов за барьером. Кстати, примерно полуметровая высота и ширина барьера — тоже величины постоянные и рассчитанные так, чтобы лошадь, не оступаясь, могла пройти по нему редкой рысью или чтобы лошади среднего роста было удобно двигаться по барьеру, опираясь на него передними ногами и перебирая по манежу задними.

Н. Бессарабова. Шарж на Александра Чинизелли на арене с дрессированной на свободе лошадью. Бумага, акварель. 1929 год.

Грунт манежа также устраивался специально для лошадей: на десятисантиметровый слой чернозёма насыпался такой же слой сухой красной глины, сверху шла смесь из хвойных опилок и глины, которая должна была частично заменяться один раз в неделю. Каждый слой тщательно разравнивался манежными граблями, при этом у барьера грунт подгребали и укладывали с загибом вверх на манер чайного блюдца. Так формировалась писта, скаковой круг шириной 50 сантиметров с бортиком высотой 40 сантиметров, который не даёт лошади бить копытами стенки барьера, сбиваясь с темпа и нарушая ритм бега. Опилочный настил и писта были объектами особых забот униформистов, в обязанность которых входило перед каждым представлением разравнивать покрытие, засыпать его слоем свежих хвойных опилок, увлажнять его до и после работы, а также следить за его состоянием во время представления.

Эти работы постепенно уходят в прошлое, поскольку в большинстве современных цирков манеж для конных номеров устилается «резиновым» кругом или кокосовым матом, на который укладывается каучуковая писта. Но униформисты без дела не останутся. Кстати, их предтечами были пассировщики — помощники наездников-акробатов, держащие и подающие им реквизит, устанавливающие и убирающие препятствия по время выступления. Без униформистов цирк представить себе нельзя, так же как и без солидного шпрехшталмейстера — в прямом переводе «говорящего мастера конюшни». В этой роли в давние времена выступали владельцы и директора цирков, большинство из которых сами были «знатными конными искусниками», то есть в совершенстве владели всем арсеналом приёмов работы с лошадьми. Они строили программу так, чтобы за вечер показать в разных жанрах всех лошадей своей конюшни, а в финале продемонстрировать их разом, например, в номере «Дрессура на свободе», когда лошади выполняют различные фигуры и перестроения без наездников, но под руководством дрессировщика, стоящего с шамбарьером в центре манежа. Эффектным был также номер «Конная карусель», для которого на манеже строилась пирамида из трёх деревянных настилов. На верху пирамиды восседал хозяин конюшни, на двух нижних кругах кольцом размещались лошади, а между ними и барьером каким-то чудом умещались ещё два кольца бегущих в противоход лошадей, в то время как по самому барьеру двигались пони. В таких номерах, по свидетельствам современников, принимали участие до 70 лошадей! В это верится с трудом. Во всяком случае, когда в 1987 году в финале великолепной постановки Ю. М. Ермолаева «Гусарская баллада» работали карусель 34 лошади, казалось, что там уже ни одному, даже самому маленькому пони, не поместиться.

И всё же какая она, цирковая лошадь? Правильнее было бы сказать — цирковой конь, потому что на манеж кобыл не берут. Работают только жеребцы или мерины. Появление кобыл в этом «мужском» коллективе неминуемо разрушило бы весь уклад жизни цирковых конюшен. Жеребцы, как в старину говаривали, «осердясь о самках», разнесли бы в щепки перегородки и двери денников. До работы ли тут! Поэтому гендерный отбор строго соблюдается. Отечественные дрессировщики, особенно мастера джигитовки, предпочитают работать с темпераментными, горячими жеребцами, что усложняет процесс дрессировки, но гарантирует особую красоту экстерьера, грациозность движений, темп работы. Иностранцы чаще предпочитают иметь дело со спокойными, но «вялыми» меринами.

Выбор породы определяется предназначением лошадей. Как правило, для высшей школы верховой езды, работы на свободе, джигитовки используют лошадей быстрых аллюров (верховых, рысистых), а для выступлений конных акробатов, жонглёров, гротеск-наездниц больше подходят шаговые породы с массивным корпусом и широкой спиной. Но из этого правила много исключений. А иногда на манеж отбираются по выдающимся рабочим качествам лошади, породу которых точно не удаётся определить даже специалистам. Однако, кроме рабочих качеств, важную роль играет экстерьер. Рост имеет значение — некрупная лошадь «потеряется» на манеже, особенно если смотреть на неё с верхних рядов. Рост лошади должен соответствовать росту наездника, это аксиома, особенно важная в школе верховой езды.

Масть должна быть такой, чтобы лошадь выделялась на фоне пёстрого зала и покрытия манежа. Великолепны вороные, белые, светло-серые лошади. Очень эффектно выглядят лошади редких мастей, например соловые — золотисто-рыжие с серебристо-белыми чёлкой, гривой и хвостом. В свете софитов шерсть всех золотисто-рыжих лошадей (не только соловых) отливает-играет всеми оттенками золота. Этот эффект нередко специально подчёркивается особой декоративной укладкой шерсти на крупе шашечками или ромбами. Такую укладку делают по мокрой шерсти, расчёсывая её в разных направлениях. Причём люди опытные одну лошадь полностью укладывают минут за двадцать, пользуясь обычной алюминиевой расчёской-хвостиком с отломанными в центре зубьями. Это делается перед выступлением, так же как и укладка хвоста и гривы. Гривы для верховых лошадей укладывают налево, нередко её заплетают в общую косу или делают сетку из отдельных косичек, либо укладывают на гребне шее упругими толстенькими шишечками. Вариантов причёсок лошадей много, их делают не только для пущей красоты, но и для удобства — волосы не должны падать на глаза лошади, не должны мешать при надевании уздечки и попадать в руки всадника вместе с поводьями. Хвосты также могут быть заплетены и подогнуты различными способами.

Гривы и хвосты — объекты особых ежедневных забот. К ним расчёской не прикасаются, а аккуратно перебирают вручную, проходя от оснований к концам волос и используя особые кондиционеры. Слишком пышные хвосты и гривы прореживают, делают филировку. Особенно тщательно ухаживают за ними после купания и мытья. Купают лошадей летом не реже двух раз в месяц, зимой не купают, но регулярно моют хвосты и гривы гипоаллергенными шампунями для лошадей. Чистят животных тщательно два раза в день в особой, давно установленной последовательности. Сейчас для этого применяется пылесос, но и щётку со скребницей никто не отменяет — это дополнительный, очень полезный массаж. Нервных, «щекотливых» лошадей чистят только влажной суконкой. Впрочем, в этих делах у каждого дрессировщика свои приёмы.

Цирковых лошадей не подковывают, а состояние копыт проверяют несколько раз в день. Их очищают от грязи, обмывают и вытирают насухо, чистят стрелку тупым металлическим крючком. Внимательно осматривают весь копытный рог. Если он отрастает или скалывается, необходим «маникюр», при котором используется рашпиль. Следят за состоянием глазури — наружного покрытия роговой стенки, поддерживающей нормальную влажность рога. В каждой конюшне существует множество рецептов различных пластырей, мазей, подкладок на подошвы, которые применяются незамедлительно, если замечен какой-то непорядок. Нередко перед выступлением для красоты и во избежание случайных травм бинтуют пясти и плюсны ног лошади эластичными бинтами, подобранными в цвет всему конскому убору. Это надо делать умеючи, следя за натяжением бинтов и тщательно заделывая или застёгивая наружный конец.

Бинтование, причёска, сбруя, скромно-изящно или богато украшенная, султан из страусовых перьев, традиционный для лошадей, работающих свободу, — всё это и ещё многое другое, вплоть до украшения крупа стразами, элементы гарнировки лошадей перед выступлением. Но всё же кони и без этого хороши, если отдрессированы, выхолены, упитаны и здоровы.

Кормят и поят лошадей в зависимости от их возраста, размеров, нагрузок и расписания выступлений. Вот норма кормления для «школьной» лошади в сутки: 4,5–5 кг сена, 5 кг овса, 1 кг моркови, 0,5 кг отрубей. Эту норму увеличивают, если лошадь работает под панно или жокеями. Джигиты в день выступления дают до 7– 7,5 кг овса и сена каждой лошади. Понятно, что сено должно быть свежим и желательно с разнотравных лугов, но без избытка клевера и других бобовых, овёс — зрелым и плющенным. Мел и соль всегда присутствуют в кормушках в виде лизунцов. Корм задают несколькими порциями в течение дня примерно по такому расписанию: 6.00 — овёс, 12.00 — сено, 15.00 — овёс, 18.00 — сено, 21.00 — овёс с отрубями, 24.00 — сено.

Каждое утро лошади репетируют. Именно они первыми выходят на репетицию — это традиция, которая нарушается, только если вечером последними выступали хищники. Тогда клетку не разбирают, и с утра в манеже первыми появляются они. Если вечером работа, то коней кормят за 1,5 часа до неё. Балуют лошадей сахаром, сухариками, сладкими яблоками, а в работе поощряют всегда морковкой. Поят лошадей вволю и чаще всего из ведра, давая воду перед едой, а не наоборот. Нельзя поить лошадей холодной водой после тренировки или работы, это чревато тяжелыми последствиями.

В работе и в уходе за цирковыми лошадьми мелочей не бывает. В их здоровье кровно заинтересованы прежде всего руководители конных номеров и наездники. Кроме того, конные группы находятся под постоянным пристальным вниманием ветврачей, проверяющих всё — от выполнения календаря прививок и взятия анализов до размеров денников, которые до сантиметра должны соответствовать международным стандартам. Правда, последнее касается зарубежных цирков, куда наши артисты выезжают на гастроли, в самой России эти параметры пока строго выдерживаются далеко не везде.

О том, как ценили лошадей в давние времена хозяева стационаров, можно судить по сохранившимся программкам, где нередко именам исполнителей номеров предшествовало представление лошадей, особенно если это был их лошадиный дебют. Например, читаем: «В первый раз: «Ахмед», арабский кровный жеребец, дрессированный на свободе. Выведет г-жа Лиззи Чинизелли». Чуть ниже: «В первый раз: «Дон Жуан», арабский кровный жеребец, Ново-Александровского завода, высшую школу верховой езды ездить будет бенефициант г-н Чипионе Чинизелли». Остальные лошади в программе не поименованы, но, скорее всего, зрители были уже хорошо с ними знакомы, ведь в цирк ходили регулярно и в конных номерах знали толк.

Жаль, что сейчас не принято представлять лошадей, хотя нынешние конники с радостью поддержали бы такое «нововведение». Ведь для них лошади — не просто животные, не только равноценные партнёры, но яркие индивидуальности, подчас с очень непростыми характерами, в воспитание которых вложена масса сил, знаний, умений и любви. Фактически жизнь вложена. Поэтому так тяжело артистам расставаться со своими постаревшими конями. Их самый «рабочий» возраст с 4 до 15 лет, хотя известны случаи, когда лошади покидали манеж в 20 и даже в 25 лет. Что с ними происходит дальше? Рассказывают, что лошади знаменитой династии Кантемировых доживали свой век в довольстве на конном заводе в Беслане. Точно известно, что кони народного артиста Северной Осетии Таймураза Канукова отправляются на горные пастбища под присмотр заботливых людей, а некоторые из них ещё успевают обзавестись потомством. Оставались старые кони и в конюшнях при цирках. По цирковому миру ходит легенда, что одна такая лошадь каждую ночь выходила на манеж Ленинградского цирка и в полной тишине исполняла всё, чему научилась за долгую жизнь.

Сейчас много говорят об угасании конного цирка, о нежелании молодёжи возиться с навозом и нести груз каждодневной ответственности не только за себя, но и за лошадей (а это точно не так!), о том, что скоро будет не у кого учиться, поскольку уходят, к великому сожалению, корифеи советского конного цирка, принёсшие ему всемирную славу.

Но, думается, рано ещё петь отходную конному, а вместе с ним и всему классическому цирку. Конечно, нет ныне в российском цирке огромных конюшен, но причины тому, скорее, организационно-экономические, а не творческие. Несмотря ни на что, продолжаются династии джигитов, внуки и правнуки которых и ныне садятся на лошадь раньше, чем начинают ходить. Сохраняется высокая культура дрессуры — в конном цирке народного артиста Российской Федерации Тамерлана Нугзарова и свободу работают, и почту, и джигитовку, и апортировку… А сколько красивых отдельных конных номеров появилось — от па-де-де до клоунады. Чего стоит, например, великолепный номер «Эльфория» Анастасии Федотовой-Стыкан! Впрочем, известно чего именно стоит — ему отдан цирковой Оскар 2015 года — «Золотой клоун» 39-го Международного циркового фестиваля в Монте-Карло.

Лошадь в цирке — не просто животное, это фирменный знак классического цирка его талисман. И классический цирк будет существовать, пока живут на свете лошади и люди — артисты и зрители.

В советском фильме-катастрофе «34-й скорый» руководитель конного аттракциона по имени Борис ценой своей жизни спасает лошадей из горящего поезда. Дрессированные лошади снимались в бесчисленном количестве кинокартин и по праву могут считаться такими же киноактёрами, как и артистами цирка.

Иллюстрации из фондов Большого Санкт-Петербургского государственного цирка («Музея циркового искусства»).

admin

Наверх