Как коню масленица

Катание на лошадях на масленицу- наравне с блинами неотъемлемый атрибут этого старинного праздника, который у нас отмечают со времён Древней Руси. Конечно не все традиции сохранились, но Большую масленицу традиционно почитают и отмечают до сих пор. Наверно, это связано с тем, что она означает конец длинной и суровой нашей русской зимы и нам поскорей, хочется тепла и веселья. Как бы там ни было мы любим этот праздник, отмечаем и одной из традиционных забав на неё это катание на лошадях верхом и/или катание в санях и русской тройки. Это неудивительно, так как это весело и очень по-русски. Мы можем организовать доставку лошадей к месту масленичных гулянии, покатать верхом на них, в санях и русской тройке.

Катание детей на лошади на масленицу

Катание детей на лошади и/или пони- услуга, которую мы давно оказываем и наш опыт позволил сделать продуманные сценарии, которые позволяют сделать праздник максимально веселым и интересным. Подробно о них можно найти на страничке Три программы Дня Рождения с лошадьми (там для примера рассмотрен День Рождения, но суть программ едина для любого детского праздника), а касаемо катания детей на лошади на масленице можно сказать следующее. Обычно возрастной диапазон детей различный, поэтому для таких праздников целесообразно заказывать вместе с лошадью ещё и пони. Мы можем привезти лошадь и пони для катания детей на масленицу. Доставку осуществляем по Москве и области. С ориентировочными ценами можно ознакомиться здесь. Катание осуществляется по трём программам (сценариям). По опыту для масленицы очень актуальна наша базовая программа. По ней мы привезём лошадь и пони. Общая длительность программы два часа (120 мин.). В течение этого времени мы покатаем детей и взрослых. Есть варианты с более продолжительным катанием, а также включение в программу конкурсов с лошадьми и другие дополнительные элементы. Например, кроме любимого упомянутого всеми детьми катания на пони, Вы можете заказать выступление дрессированного пони (вот реальный пример катание на Масленицу на лошади и пони по нашей базовой программе с выступлением дрессированного пони).

Катание в санях

Другим излюбленным досугом на Масленицу является традиционное для Руси катание в санях. Это известная и любимая русская забава, отражение которой можно найти в творчестве наших классиков, которое давно является одним из символом Руси. У нас Вы тоже можете заказать катание в санях. Мы можем организовать его у себя на конюшне или же привезти их к месту масленичных гуляний для катания в них детей и взрослых.

Катание на тройке

Русская тройка! Кто ж не знает этот элемент русской культуры: “Мчится тройка с бубенцами…”?! Конечно, знают, все! И стало быть едва ли кто не захочет на масленицу прокатиться в санях, запряженных классической тройкой лошадей. Если Вы решили организовать классические масленичные гулянья с русским размахом, то без тройки, конечно, не обойтись. Катание в санях, запряженных тройкой лошадей привлечет внимание дополнительных посетителей, Ваше мероприятие не окажется незамеченным. О том, как заказать тройку лошадей у нас Вы можете проконсультироваться по нашим контактам. Заказав у нас у любую из этих возможностей, мы привезём чистых и ухоженных лошадей, которые будут посёдланные, по желанию украшенные, а если Вы заказываете катание в санях, то они также будут красивыми и декорированные элементами в народном русском стиле. Всё это позволит организовать классические масленичные гулянья, которые будут интересны и взрослым и детям.

Macлeница — любимейший праздник на Руси с традиционными песнями и обрядами, весельем и блинами: она знаменует проводы зимы и встречу долгожданной вecны. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. «Разгульная», «широкая» и «обильная» Масленица — история ее возникновения уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Масленичная неделя — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства на Руси. Прихода Масленицы очень ждали и тщательно готовились: заливали на морозе крутые склоны берегов рек, строили высокие снежные горки, ледяные крепости и городки, устанавливали висячие качели, а на ярмарках сооружали балаганы для представлений.

Для всего русского народа предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «разгул», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».

В отдельных деревнях и губерниях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал — почетном ввозе специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник. Обычно это была кукла женского или мужского пола, одетая в традиционный крестьянский костюм, соломенная или деревянная. Иногда Масленицу представляла снежная баба или специально избранный для этой цели человек, наряженный в старую одежду. Порой несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка, а за ними сзади двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. От этого праздника всегда ждали много радости, веселья, разнообразных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно ярче и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же.

Самого широкого размаха Масленичная неделя достигала в последние два дня. Молодежь каталась с гор на санках, на льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежных городков», разгорались и многолюдные спортивные состязания, «кулачные бои», в которых в определенной последовательности принимало участие все население мужского пола, за исключением немощных, убогих и стариков, и где одна деревня сражалась с другой.

Большую роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, направленные на избавление живущих в деревне людей от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. Они могли исполняться в различных формах: сжигания и потопления, ряженья, сопровождаемого шумом и смехом, то есть любым способом, способным отогнать или обмануть нечистые силы. Чучело Масленицы сжигали, а пепел развеивали по полям, чтобы год выдался плодородным.

Приметы и поговорки на Масленицу:
Первая оттепель — вздохнули родители.
Сыр, сметану, масло вкуша?й, все беды — щедростью души избывай.
Без масла каша не вкусна.
Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.
Блин не клин, брюха не расколет.
Без блина не масляна.
На горках покататься, в блинах поваляться.
О масленой — неделю пируешь, семь опохмеляешься.
Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина — кататься (воронеж.).
Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.
Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице.
Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять.
Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.
Придёт зять, где сметанки взять?
Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.
Масленица — семикова племянница.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Материал содержит сценарий и рекомендации к проведению фольклорного праздника «Широкая Масленица» для учащихся среднего звена.

Цель мероприятия: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, воспитание уважения к ценностям народно-культурного наследия и изучения местных народных традиций, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения

Задачи мероприятия: включение учащихся в разнообразные виды деятельности: творческую, практическую, организаторскую, спортивную, коммуникативную; создание условий для всестороннего развития личности; создание условий для проявления нравственных переживаний

Формы организации деятельности детей: фольклорный праздник

При подготовке к проведению фольклорного праздника “Масленица” нам необходимо провести:

Подготовительный этап:

  • Сбор материала о “Масленице” (игры, песни, частушки)
  • Составление сценария
  • Зарисовка эскизов костюмов и оформления
  • Составление плана проектных этапов
  • Деятельностный этап:

  • Обсуждение собранного материала, распределение и утверждение ответственных различных этапов фольклорного праздника
  • Работа над сценарием.
  • Проведение репетиций.
  • Изготовление костюмов “Масленицы”, «коня», вожатого и медведя, скоморохов, ряженых, ведущих; детьми готовятся маски козлов, шапочки с гребнями петухов, в которых обряжались ряженые (Фотоприложение к сценарию)
  • Подготовка экспозиций для школьной ярмарки: группы детей, классы получают задание по совместному изготовлению угощений (блины, сбитень, пироги, пряники и др.); исполнению закличек, частушек и др.; изготовлению фольклорных костюмов; презентации получившегося проектного задания
  • Подготовка призов на конкурсы
  • Оформление школьной спортивной площадки: инициативная группа оформляет площадку перед школой цветными флажками, лентами, лепит снежную крепость, оформляет сцену, готовит чучело Масленицы, колесо –символ солнца
  • Инициативная группа детей берет на себя ответственность за проведение фото и видео-съемки

Ход мероприятия

Место проведения: площадка перед школьным зданием (заранее оформленная)

Классы, группы детей заранее выстраиваются по периметру площадки, изображая веселую ярмарку; каждая группа демонстрирует отдельную экспозицию. Дети «покупают» за «монетки» («монетки» модно придумать и раздать участникам заранее) друг у друга понравившийся товар. При этом не имеют право «купить» его у себя. По итогам праздника выбирается лучшая экспозиция, организаторам которой вручаются памятный приз. Победители определяются по количеству заработанных «монеток».

Ярмарка на некоторое время прекращает свою бурную деятельность, дети становятся участниками фольклорного праздника, организуясь в команды. Цель команд-принять участие в различных конкурсах, играх, соревнованиях.

Звучит веселая музыка. Появляются скоморохи.

Э-ге-гей! Собирайся, народ!
Сегодня Вас много чудесного ждет!

2-й скоморох

Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех!

Силу и ловкость проявите здесь,
До начала времени осталось в обрез!

4-й скоморох

Ждут вас игры, забавы и шутки,

/Хором/
Скучать не дадут ни минутки!

Выходят ведущие в стилизованных народных костюмах.

Эй, господа! Пожалуйте сюда!
Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Немцы-лекари, евреи-аптекари,
Французы, итальянцы, заграничные мериканцы,
Российские баре, астраханские татаре.
Господам купцам, молодцам,
Бледнолицым современным девицам
Мое почтение.

Внимание! Внимание!
Приглашаем всех на гуляние!

Собирайся, честной народ, в гости к нам праздник идет!
Выходи и стар и млад! Запевай – ка песни в лад!

Песни пой и пляши, веселись от души!

Танцевальный номер в исполнении фольклорного коллектива.

Дорогие ребята! Сегодня мы открываем прекрасный русский праздник – Масленицу.

О нем в народе говорили: «не житье, а масленица», «Масленица – объедуха, деньгами прибируха», «Не все коту масленица», «Без блинов не маслена», «хоть с себя все заложи – а масленицу проводи».

Праздновали ее целую неделю с песнями, плясками, играми и угощениями. Деревня к деревне в гости ехали показать себя.
По старинному поверью, кто схоронится в избе, тот и двор свой схоронит.

Первый день – понедельник – так и называется ВСРЕЧА. А не встретить ли нам Масленицу?

Душа ль ты моя, Масленица,
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
Эх, не слышит меня…

А ну-ка, скоморохи, попробуйте покричать вы!

Мы ходили, мы искали свет Масленку,
По всем дворам, по задворкам, по ярмаркам.

И нигде не встречалась нам – спряталась.

1-й скоморох

А вы, ребята, не видали ее? Вам она не встречалась? Давайте вместе поищем.

/Сначала ищут у себя по карманам, затем – среди ребят. Веселят, щекочут детей./

Покажись нам, о, дева прекрасная,
Ты попотчуй гостей своих яствами.

/Появляется «пышная» процессия:

Ряженые выносят колесо-символ солнца на Руси, танцуют в хороводе;

скоморохи и другие ряженые везут Масленицу «на санях», в которые запряжен конь. Коня изображают два человека, покрытые попоной, хвост – из веревок. Голову коня держит один из тех, кто ее изображает. Он поворачивает ее то влево, то вправо и громко «ржет». При этом ученики, изображающие коня пританцовывают ногами, «Бьют копытами». Вся процессия пританцовывает.

Пока едет Масленица, звучит песня в исполнении фольклорного колектива/

Здравствуй, здравствуй, Масленица, Масленица, свет Агафьюшка!

Как у нашей Масленицы да волосы шелковые, в косе лента трехфунтовая, на ногах сапожки алые. Сарафан на ней парчовый, золотом – серебром шитый. На головушке – платочек синенький. Слава тебе, Масленица!

/Процессия доезжает до того места, где стоят ведущие, ряженые удаляются, а Масленица вступает в диалог с ряжеными./

О, какая красивая выплыла
Отчего же лицо свое спрятала?

Масленица

Чтоб не сглазили, эх, непонятливый,
Красоту мою не попортили.

Хоть я весь белый свет обойду,
Но такой красоты не найду.

/Заглядывает под платок, покрывающий голову Масленицы./

А уж коли такое случится,
То давайте же петь, веселиться,
Хороводы водить, с гор кататься,
И друг другу всегда улыбаться.

/Масленица удаляется в снежный городок./

Ведущая 1

Вот и встретили Масленицу в понедельник.

Наступил вторник. Он назывался ЗАИГРЫШ. Ни свет, ни заря ряженые собирались по дворам ходить, представления давать, да игры играть.

/Начинается представление. На площадку выходит вожатый, у него на поясе привязан барабан, на голове – шляпа. Вожатый выводит на площадку «медведя». В одной руке у поводыря – веревка, за которую привязан медведь, в другой – палка./

Ну–ка, Михаил Потапыч, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись: поразломай-ко свои старые косточки. Вишь, народ собрался подивиться да твоим заморским потешкам поучиться.

/По приказу хозяина «медведь» поднимается на дыбы, кланяется на четыре стороны, при этом опускаясь на передние лапы./

С праздником, добрые люди, поздравляем!

/Приговаривает вожатый при каждом новом поклоне медведя и, наконец, сам снимает шляпу и низко кланяется./

Вожатый

Ну-ко, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили, тили, тили – бом,
Загорелся козий дом:
Коза вскочила,
Глаза выпучила.
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.

/Вожатый начинает выбивать дробь на барабане, дергает медведя за веревку – «Медведь» бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около хозяина («танцует»).

Песенка заканчивается. Хозяин выкрикивает во весь голос./

Покажи, Михайло Потапыч, как красны девицы и добры молодцы нашей школы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются, на дискотеку собираются.

/Медведь садится на землю, трет одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш./

А ну-ка, Михайло Потапыч, как ученики на уроки не спеша бредут?

/Медведь едва перебирает лапу за лапой./

А как, Михайло Потапыч, ученики после уроков домой бегут?

/Медведь принимается шагать бегом в сторону./

А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руку сожгла да от дров угорела?

/Медведь лижет себе лапу, мотает головой, охает./

Вожатые

А как старые старухи в бане парятся, на полке валяются?

/Миша падает на спину и машет в воздухе лапами./

Приободрись же, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре ветра да поблагодари за почет, за гляденье, – может, и на твою сиротскую долю кроха выпадет.

/Медведь хватает с головы хозяина шляпу, надевает ее себе на голову, снимает шляпу и, ухватив ее лапами, идет, по приказу хозяина, за сборами.

После того, как вожатый с медведем обошли весь круг, они удаляются./

Четвертый день Масленицы назывался ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ. В этот день славилось возрождение солнечных дней. Устраивались катание на лошадях, на горках, проводились соревнования. Давайте и мы с вами вместе посоревнуемся.

Широкая Масленица, мы тобой хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!

/Начинаются аттракционы. Участвуют команды 5 – 6 классов, каждая из которых состоит из 6 человек. Обязательны: название команды, девиз, эмблема.

Действие начинается с представления команд: капитаны выходят к ведущим и презентуют публике свою команду.

Скоморохи помогают командам при проведении конкурсной программы./

1. Эстафета «Бег в мешках или (валенках)»

Вот еще одна забава,
И такого не бывало.
Трудно пробежать без ног,
Ноги спрятаны в мешок.
Тот, кто пробежит быстрее,
Приз получит поскорее!

2. Эстафета «Бег на трех ногах». (Бег со связанными ногами в парах)

Скоморохи предварительно связывают всем участникам команды ноги.

3. Эстафета. «Перенос шарика в ложке, держа ее во рту»

4. Состязание «Самый сильный»

Вызывается поочередно по одному участнику команды. Побеждает та команда, чей участник больше всего поднимет гирю.

5. Соревнование «Самый меткий»

Каждому участнику команд дается по две попытки. Необходимо попасть «бумажным снежком» или мячиком в «корзину». Побеждает та команда, участники которой наберут наибольшее количество очков по итогам конкурса.

6. Эстафета на метлах

Погляди забаву эту –
Веселей на свете нету!
Видел, братцы, я немало,
Но такого не бывало!
Эстафета на метелке
Из сосны или из елки?

7. Эстафета на санках

Команда делится на три пары: один человек – возница, другой – ездок. На сидящего в санках необходимо надеть варежки, шапку шарф, усадить на санки, довезти до финиша и обратно. Передается эстафета аналогично.

Побеждает та команда, которая быстро и безошибочно справится с заданием.

8. Частушечный марафон

По очереди команды припевают частушку, пританцовывая и приплясывая. Выбывает та команда, у которой кончатся частушки.

Ведущая объявляет команду-победительницу, которой вручается сладкий приз.

Вот и закончился четверг. В пятницу были ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА. И не зятья ходили на блины, как теперь, а наоборот: тещи – к зятьям.

Ведущая 2

Ну, а в субботу – ЗАЛОВКИНА ПОСИДЕЛКИ. Молодые невестки принимали гостей со стороны мужа. Что говорить: мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник как бы давал предлог: сойтись душами, поговорить о житье-бытье. Вот так и было: днем гостей принимали, а потом в игры играли.

Игра «Невод»

Игра происходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыбок», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определиться игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

Ведущие производят награждение самой проворной «рыбки».

Игра «Черти в Аду»

На снегу чертятся две параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство «Адом». Внутри него бегают 2 ведущих, взявшись за руки. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и перебегают через него. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.

Считалки:

Я куплю себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!

Последний день Масленицы – прощание с нею. Назывался он ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ или ЦЕЛОВАЛЬНИК. В этот день люди прощали друг друга. Горькое и досадное с души снимали. А ввечеру зажигали Масленицу.

Ведь в соломе таилась бурная сила жизни растительности, которую люди желали передать полям на благо себе. А завершалось прощание низким поклоном и целованием.

Не покоримся же снежной земле, возьмем приступом снежную крепость.

/От каждого класса приглашается по два человека, из которых формируется две команды. Жеребьевка атакующих и обороняющихся команд проводится с помощью перетягивания каната.

Победившая сторона атакует, проигравшая – обороняется. Правила: снежков не кидать, ударов противнику не наносить. Разрешается только толкать противника и тянуть их со стен.

Дается команда: «на приступ!» Гремят барабаны. Сражение прекращается после того, как Масленица оказывается «в плену».

Нападающие передают Масленицу в руки скоморохов./

/1 и 2 скоморохи разжигают костер, сложенный заранее./

Спасибо тебе, Масленица, за снега пуховые, за морозы трескучие, за игры веселые, за забавы добрые. Слава, тебе, Масленица!

Враждуют вечно лед и пламень,
Враждуют холод и жара.
И мы сейчас тепла добавим,
Сожжем на пламени костра!

3-й скоморох

Ведь все свои имеет сроки,
С зимой расстаться нам пора.
Так наши предки поступали

Все вместе

Прощай, Зима, прощай, Зима!

/Скоморохи выбрасывают чучело Масленицы в костер.

Все участники берутся за руки, кланяются Масленице три раза, троекратно целуют друг друга. /

А теперь позвольте отдать вам почтение, благодарить за посещение. Приходите в другой раз.

Ведущая

А теперь ступайте,
По ярмарке нашей гуляйте,
Да блинами вкусными себя угощайте.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника — хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников — отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: «На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом — прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем». По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. «Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста», — писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности». По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется».

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися».

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, «князь-папа», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а «патриарх» благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: «Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы».

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и «князь-папа» со своей шутовской свитой: «В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином». За ним следовал Нептун: «Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен». Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: «Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине «бриллиантовую» масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: «Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов». Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: «Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым». Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности — высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой — «на дорожку» — угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на «пятой точке» и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения «брюки, если не были прочны, рвались в клочья». Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, «начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, — продолжает Вебер, — что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел».

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке «живые картины».

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова «Гибель Помпеи», как в одном из балаганов начали показывать «живую картину» на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов. Правда, полуобнаженные «помпеянцы» отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть «Битву русских с кабардинцами» или «Взятие Карса», то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии — взятия снежного городка — помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в «Очерках народного быта» рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: «В последний день масленицы на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика». Начинается с традиционной «стенки», когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что «все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: «Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. «

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: «Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд — предмет соперничества Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня — четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину».

леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: «Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями».

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя» и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В «Записках» А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, «подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей».

Главное угощение на масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча масленицы, во вторник — заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось «прощеным днем». Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день «ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: «Простите меня, прошу вас», — на что отвечают: «Бог вас простит, и меня простите тоже». В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили «прощаться» к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой — калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе «царя», с великим торжеством водили его по деревням и «всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем». Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу «Снегурочка» сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в «Снегурочке» племя берендеев, жившее в «доисторические времена», прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Войти

Масленица! Лошади и блины 🙂

Копирую сообщение из группы ВКонтакте. На нашей конюшне 6 марта будут праздновать Масленицу, должно быть просто супер, в прошлом году я была просто в восторге от праздника! Сжигание Масленицы — это просто фонтан эмоций 🙂
Буду рада видеть всех, кто захочет приехать!

Вход сделали условно платный, 50 рублей.
Фотографам — вход бесплатно, но за сделанные фотографии.

Если вы соберетесь приехать, чтобы отдохнуть или пофотографировать, отпишитесь в комментариях, пожалуйста
(чтобы блинов на всех хватило) :)))
Как добраться до Ковчега.

мои фотографии с прошлогодней Масленицы

6 МАРТА МАСЛЕНИЦА В КОВЧЕГ-КАНТРИ
Приглашаем вас отметить этот светлый праздник у нас на конной ферме Ковчег! В программе традиционное сжигание чучела, блины, чай, подвижные игры и конкурсы, хороводы и, конечно, катание на лошадях.

Начало мероприятия: 11.30
12.00 — Конное шоу под музыку (будут арабские лошадки)
13.00 — Развлечения, конкурсы, активные игры (взятие снежной крепости, прыжки в мешках, перетягивание каната, катание с горки и на лошадях), костёр, питание.
15.00 — сжигание чучела, хороводы
17.00 Окончание праздника
На празднике вы можете приобрести блины, глинтвейн, сувениры из Ропшинской глины. Чай с самовара — бесплатно. Будет работать наше бунгало. Для детей будет программа конкурсов с призами.

Вход — 50 руб (детям до 5 лет бесплатно). Парковка авто на площадке фермы — 50 руб. Продажа билетов с 11.00 до 12.30.
Фото с Масленицы прошлого года можно посмотреть в фотоальбоме нашей группы:
http://vkontakte.ru/album-12793259_104878395#/album-.

Для лучшей организации праздника мы просим вас оставить заявку, где указать примерное количество человек и наличие авто (да/нет). Сделать это можно, оставив тут свой комментарий. Спасибо!

Наши предки знали толк в развлечениях! Праздник Масленицы был одним из самых ярких и веселых за весь год. Народ устраивал ярмарки, концерты, состязания в силе, ловкости и смекалке. Мы предлагаем перенестись на один день в прошлое, в усадьбу 19 века и лично принять участие во всех традиционных гуляньях того времени!

Русская Масленица.

Мы приглашаем вас на нашу новую программу «Русские Забавы- Масленица» в настоящую усадьбу! На один день мы перенесем вас в прошлое — во времена ярмарочных гуляний, удалых молодцов, красных девиц и верных коней! Раньше знали толк в развлечениях!


ПРОГРАММА

12-00 Прибытие участников на место проведения программы. Встреча гостей ведущим программы. Завтра -какой же русский праздник без блинов?

В этот день Вас ждет:

  • Обучение навыкам верховой езды. Мы гарантируем – каждый участник после небольшого инструктажа сможет сам управлять конем. Наши лошади отлично выезжены и обладают спокойным нравом.
  • Катания на лошадях верхом. Каждый из вас совершит конное путешествие от стен Лужецкого монастыря по берегу реки Москва. Новичков мы обучим крепко сидеть в седле, а умеющие смогут прокатиться рысью и галопом.
  • Традиционные русские тиры — стрельба из лука, ружья, рогатки.
  • Ярмарочные гулянья — гонки на ходулях, битвы на мешках и игры в городки!
  • 15:00 Вкусный горячий обед. После активного дня, все гости смогут отведать настоящего борща со сметанкой, стейк, приготовленный на открытом огне, ароматную картошечку с маслом и свежей зеленью, а также огромное кол-во различных закусок, солений.

    17:30. Кульминация праздника — сжигание чучела Масленицы и финальный хоровод


    Стоимость программы: 3000 р. на человека.

    В стоимость входит:

  • Работа ведущего
  • Аренда лошадей
  • Работа актеров и аниматоров
  • Конная прогулка
  • Традиционные русские тиры
  • Ярмарочные гулянья
  • Фотосалон костюмов 19 века (работа фотографа оплачивается дополнительно)
  • Дополнительно можно заказать:

    1. Питание (Алкоголь и напитки вы можете привезти свои — пробкового налога нет)

    2. Фотограф мероприятия

    3. Выступление танцевальных коллективов

    4. Аренда большого Трактира

    5. Аренду звукового и светового оборудования и работу DJ

    Масленица – это один самых любимых праздников жителей нашей большой страны. ГПБУ «Мосприрода» Комплекса городского хозяйства Москвы подготовила широкий круг мероприятий, посвященных празднику. Народные гулянья продлятся семь веселых дней и будут пестрить событиями, которые объединили в себе традиции древности и современности. Масленичная неделя в Москве пройдет, как всегда, весело. В центре праздника, конечно, поселятся румяные блины, а по соседству займут места многочисленные мероприятия: выставки, мастер-классы, спортивные мероприятия. Приходите, будет жарко и вкусно!

    24 февраля в 14:00 – ВАО – праздничное мероприятие «Веселая Масленица» в экоцентре «Экошкола Кусково» (ул. 3-я Музейная, д. 40, стр. 1). Отличная возможность интересно провести выходные и весело встретить Масленицу! Гости праздника смогут принять участие в мастер-классах по изготовлению народных игрушек из вторсырья и конкурсе блинов, которые будут дегустироваться во время масляничного чаепития.

    25 февраля в 16:00 – ЮЗАО – мастер-класс «Масленица. Мастерим традиционные куколки из лыка» в экоцентре «Воробьёвы горы» (Андреевская наб., д. 1). Украшать дом, провожая Зиму и встречая долгожданную Весну, – давняя традиция на Руси. Помогут в этом куклы, сделанные своими руками из подручных материалов. Эти милые изделия обязательно принесут радость в дом своих создателей. Важно, что материалы, из которых будут рождаться куклы – природные и натуральные: липовое лыко и хлопковые ткани. Мероприятие 7 +. Проводится для организованных групп только по предварительной записи по телефону: 8 (495) 225-65-92. С собой иметь сменную обувь.

    26 февраля в 14:00 – ЮЗАО – Масленица на природных территориях «Битцевский лес» (Новоясеневский тупик, 1). В Битцевском лесу гостей и жителей столицы ждёт празднование экологической Масленицы. В программе: мастер-класс по изготовлению традиционной куклы «Зима» из лыка, знакомство с традициями и обычаями Масленицы, игровые площадки на свежем воздухе, где каждый сможет поймать настоящую снежинку и поучаствовать в снегомерной съёмке. Закончится праздник большим весенним хороводом и проводами зимы. Мероприятие 7 +. Подробная информация по телефону: 8 (495) 426-00-22.

    26 февраля в 16:00 – ЮЗАО – тематическое занятие «Арт Среда: Масленица. Игрушка из лыка» в экоцентре «Битцевский лес» (Новоясеневский тупик, д. 1, стр. 3). Масленичная неделя – время для знакомства с историей древности. Посвятите её творчеству: вместе мы сделаем оригинальную традиционную древнеславянскую игрушку – символ радости, достатка и плодородия – козу из лыка. Мероприятие 5 +. Предварительная запись не требуется. Дополнительная информация по телефону: 8 (916) 306-56-50.

    27 февраля в 15:00 — СЗАО — праздник «Широкая Масленица» в Музее природы (ул. Родионовская, д. 2). Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. Это время, объединившее в себе традиции современности и древности. Из прошлого пришли к нам блины – как символ все ярче разгорающегося солнца, – и шумные, веселые чаепития. Оставили нам наши предки ещё одну традицию – изготовление и сожжение чучела Масленицы. На празднике в Музее природы вы познакомитесь с чайными традициями, поучаствуете в шуточном конкурсе «Блинопёк» и смастерите куклу-оберег из лыка «Домашняя Масленица», которую традиционно хранят дома, как символ достатка. Мероприятие 5 +. Более подробная информация и запись по телефону: 8 (499) 557-03-48.

    28 февраля в 12:00 – СВАО – творческий мастер-класс «Масленичные гуляния» в эко-классе «На Шокальского» (проезд Шокальского, д. 29, к. 5, сектор 6, вход со двора жилого дома). Приглашаем всех желающих весело и с пользой провести время на творческом мастер-классе. Его участники познакомятся с традициями празднования масленичной недели, поговорят о народных приметах весны и фенологическом календаре природы, а также изготовят своими руками старинный сувенир для родных и близких – настоящую куклу из лыка. Мастер-класс проходит по предварительной записи по телефону: 8 (499) 477-11-97 – отдел экологического просвещения. Мероприятие 7 +.

    28 февраля в 14:00 – ЮЗАО — праздник «Ай, да Масленица!» в зоне отдыха «Тропарево» (Ландшафтный заказник «Тёплый Стан», ул. Академика Виноградова, д. 12, малая сцена). Праздник Масленица – это весёлые проводы зимы и встреча весны. Программа мероприятия состоит из традиционных масленичных игр и забав, конкурсов, мастер-классов. Зрители и участники праздника увидят, как отмечали Масленицу на Руси, отлично проведут время, узнают много нового и интересного. Ждем всех на нашем празднике! Запись по телефону: 8 (495) 336-35-38. Мероприятие 0 +.

    28 февраля с 14:00 до 14:50 — ЮЗАО – интерактивная экскурсия в экоцентре «Лесная Сказка» (36 км МКАД, внешняя сторона, зона отдыха Битца). Приглашаем москвичей и гостей столицы на познавательное мероприятие в виде викторины для участников разного возраста. Вы узнаете об истории возникновения, традициях празднования прихода весны и обычаях Масленицы в разные временные периоды. Мероприятие 4 +. С собой иметь сменную обувь. Экскурсия проводится только по предварительной записи. Телефон для справок: 8 (499) 643-38-43, e-mail: [email protected]

    28 февраля в 16:00 – ЗелАО – эко-мастерская «Мастерица Масленица» в ГБУ «Талисман» (Зеленоград, корпус 309). Участники эко-мастерской создадут традиционную народную поделку – Куклу Масленичку из природного материала – лыка. Мероприятие 0 +. Дополнительная информация по телефону: 8 (499) 735-55-56 (отдел экологического просвещения и учета животных).

    29 февраля в 12:00 – ЮВАО – «Кузьмасленица» в вольерном комплексе природных территорий «Кузьминки-Люблино» (ул. Кузьминская, д. 10). Участники мероприятия смогут посоревноваться в традиционных для праздника спортивных состязаниях и играх-поединках «Кто кого?», изготовить на мастер-классе «Масленичную куклу удачи» из сена. Кроме того, посетители проверят свои знания о празднике Масленица и получат новые — в ходе «Блинной викторины». А волшебный чугунок поможет всем желающим сжечь старые невзгоды и принять участие в «Блинном гадании». Мероприятие 6 +.

    29 февраля в 12:00 – ЗАО – праздник «Масленица» в Сквере имени Анны Герман. В сквере Анны Герман пройдет праздничное мероприятие «Масленица». Всех участников ждет мастер-класс по созданию ярких кукол-Маслениц из лыка. Дополнительная информация по телефону: 8 (499) 730-41-71. Мероприятие 0 +.

    29 февраля с 12:00 до 14:00 – СЗАО – экологическая площадка к празднику «Масленица» в Строгино (Строгинский бульвар, д. 7). Приглашаем посетить экологическую площадку Мосприроды и принять активное участие в тематической викторине «Солнцеворот», присоединиться к мастер-классу «Тряпичная куколка» и смастерить сувенир-игрушку из ярких ниток, лент и бусин. В этот день участников ждут задорные игры, веселые конкурсы, масленичные забавы и концертные номера, организованные управой района Строгино города Москвы. Мероприятие 3 +.

    29 февраля с 13:00 до 17:00 – ЮАО — «Широкая Масленица» в Бирюлевском дендропарке (ул. Липецкая, вл. 5а, Центральная поляна). «Зиму провожаем, красну весну встречаем!». Приглашаем всех желающих встретить весну на природной территории «Царицыно» в Бирюлевском дендропарке. Вас ждет чаепитие с блинами, интересные мастер-классы и, конечно, разухабистые русские забавы. Семьям предложим поучаствовать в конкурсе на ловкость и смекалку, маленьким гостям – игровые программы со скоморохами. У каждого гостя после мероприятия останутся не только хорошие воспоминания, но и символы праздника «Куколка из лыка» и «Солнышко» в руках. Мероприятие 0 +. Вход свободный.

    29 февраля с 15:00 до 16:00 – СВАО — Масленица в экоцентре «Пчеловодство» (Проспект мира, 119 (ВДНХ), павильон № 28). Экоцентр «Пчеловодство» приглашает на празднование самого весеннего и всеми любимого праздника — Масленицы. Гостей ждет экскурс по традициям и особенностям недельных гуляний, веселые игры, конкурсы и танцы. Для любителей селфи будет открыта тематическая фотозона. Ну и, конечно, традиционные мастер-классы по созданию оберега Ярило, куколки-масленицы и Солнечного коня из лыка. Предварительная запись по почте [email protected] или по телефону 8 (495) 966-09-22. Мероприятие 7 +.

    1 марта в 12:00 – ЗелАО – экоплощадка «Масленица-Пересмешница» на праздничном мероприятии «Широкая Масленица в Савёлках» (Зеленоград, Центральная площадь, д. 1 – площадка перед КЦ «Зеленоград»). Все желающие могут стать участниками масленичной эко-мастерской по созданию веселых и солнечных поделок – нарядной куклы Масленички из вторичных материалов – картона и гофрированной бумаги, и «Весеннее солнышко» из вторичного и природного материала – цветных ниток, ткани, фольги, картона, лент, деревянных палочек, которые подарят праздничное настроение в первый день весны. Мероприятие 0 +. Дополнительная информация по телефону: 8 (499) 735-55-56 (отдел экологического просвещения и учета животных).

    1 марта в 12:00 – ВАО — тематическое занятие «Здравствуй, Масленица» в экоцентре «Конный двор» (сбор у входа в экоцентр: ул. Металлургов, д. 41). Посетители познакомятся с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями и обрядами. Узнают о днях масленичной недели. А в конце смогут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению традиционных кукол-маслениц из лыка. Предварительная запись не требуется. Мероприятие 7 +.

    1 марта с 12:00 до 14:00 – ВАО – праздничное мероприятие «Масленица на пасеке» в экоцентре «Царская пасека» (пос. Измайловская пасека, д. 1). Масленицу на Руси отмечали целую неделю. На каждый день приходились свои обычаи. Например, в первый день было принято гулять по улицам с соломенной куклой-масленицей, посещать родных, а дети катались на горках. В пятый же день праздника зятья угощали тещ блинами. Мы познакомим вас с традициями масленичной недели. Вас ждут конкурсы, игры, хороводы вместе со скоморохами, мастер-класс «кукла масленица» и многое другое. Вы можете принести с собой блины, чтобы подкрепиться перед новыми конкурсами, а мы угостим вас горячим чаем! Мероприятие 0 +. Подробная информация по телефону: 8 (499) 166-36-87.

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и будьте в курсе событий:

admin

Наверх