Элитные породы лошадей

К концу XX века в мире насчитывалось более 400 пород лошадей. Из них в России на данный момент разводится только три десятка отечественных пород, в том числе орловская рысистая и ещё несколько всемирно известных, к примеру, такие как чистокровная верховая, американская рысистая, арабская, першеронская, шетландские пони, ахалтекинская, ганноверская, тракененская. И единичные экземпляры таких пород, как: кватерхорс, ольденбургская, андалузская, французская верховая, баварская, теннессийская.

Соответственно внешнему виду, во многом зависящему от кормления и дрессировки и общей конституции лошадей разделяют на:

  • упряжных;
  • вьючных;
  • скаковых;
  • верховых;
  • рысистых.

Каждый из типов несёт своё предназначение. Для верховой езды используются спортивные кони, для ипподромных скачек — рысистые и скаковые, а для досуга и прогулок на природе подходят кони хобби-класса.

Галерея: самые дорогие породы лошадей (25 фото)

Группы пород лошадей

На основе строения скелета и общих характерных отличий можно выделить три основных типа лошадей.

?Восточная. Быстроходна и вынослива, энергична и своенравна, интеллигента. Её отличительные черты: кости черепа и скелета тонкие, плотные, голова небольшая и широкая, «щучий профиль» и большие глаза.

  • Арабская
  • Першерон
  • Английская чистокровная
  • Тракененская
  • Ольденбургская
  • Ахалтекинская
  • Йоркширская
  • Шетландский пони
  • Бельгийская
  • Венгерская
  • Шведский пони.
  • Норийская. Средней выносливости и быстроходности, послушная и хладнокровная. Скелет крупный мощный. Череп длинный и узкий, глазные дуги не выдаются, лицевой профиль выгнутый, особенно в носовой части. Для мелкой норикийской типичны виды, которые распространены в Северной Европе под именем норвежской, бретонской, норманнской и других.

    • Орловский рысак
    • Клейдесталь
    • Битюг
    • Шведка
    • Донская
    • Монгольская. По телосложению и по росту похожа на восточную, но есть характерные отличия в строении черепа. А также у монгольских лошадей на внутренней поверхности задних ног отсутствуют роговые бородавки, что собственно позволяет выделить их в особую группу. Этот тип распространён в степной части России.

      Некоторые породы не подойдут под указанную группировку. Они имеют смешанное происхождение, ибо появились в результате скрещивания между лошадьми восточного и норийского типов. Многочисленный монгольский тип лошадей известен под именем степных. По утверждениям китайцев эти кони приручены более 6 000 лет назад.

      Норийская лошадка имела представителей мелкого и крупного типа. От первых произошли современные пони и мелкая туземная порода северных государств и от другого — европейские тяжеловозы, на разведение которых оказало большое влияние существовавшее средневековое рыцарство. Так как для перевозки тяжёлого рыцарского снаряжения требовались животные большой силы и величины, то в XII веке с континента их перевезли в Англию, где под влиянием усиленного кормления они достигли громадных размеров.

      Восточная получила распространение со времён пророка Мухамеда. Более широко стала распространяться со времён Крестовых походов. С тех пор оказала несомненное влияние на развитие коннозаводства в Европе.

      Самые дорогие породы лошадей в мире

      Стоимость лошадки зависит от породы. Одной из самых хороших и дорогих пород лошадей в мире считается арабская. Также существует ряд пород, пользующихся особой популярностью среди самых богатых людей мира.

      • Клейдесталь — эта скакуны от 60 дюймов до 70 дюймов в высоту. Весят в пределах 800–900 кг. Скакуны имеют широкий лоб и очень развитые наклонные плечи, изогнутую шею и сильные мышцы. Их цена очень высока на международном рынке.
      • Морган — особая порода лошадей, которая используется для скачек, распространена в США. Имеет различные окрасы, такие как чёрный, коричневый, светло-коричневый, а также различные их оттенки. Высота коней колеблется от 50 до 60 дюймов. В XIX веке порода была экспортирована в различные страны.
      • Шетлендский пони — это одни из самых маленьких дорогих лошадей. Высота этих лошадок колеблется в пределах 40 дюймов. Очень послушные животные, они хорошо учатся, запоминают и выполняют приказы. У них короткие ноги и густая шерсть. Поскольку эти кони имеют множество применений, то являются дорогой породой лошадей.
      • Аппалуза — очень сильные красивые кони, которые используются в спортивных целях. Обладают оригинальным пятнистым окрасом.
      • Фризская лошадь — эти кони известны с давних пор, сейчас они относится к редким видам. В Средние века кони этой породы использовались в Европе для военных целей. Очень элегантная порода тёмной масти.
      • Мустанг — одна из чистокровных пород. Родина этих замечательных коней — Испания. Мустанги очень быстры, сильны и выносливы, использовались для езды на дальние расстояния.
      • Пейнтхорс — своё название животное получило от интересной пегой масти и имеет различные варианты оттенков цвета от чёрного, коричневого и до белого. Этих коней используют в спортивных и скоростных состязаниях, по этой причине они являются довольно дорогими лошадьми. Их численность стремительно увеличилась за последнее время.
      • Кватерхорс (скакун) — скакуны являются одной из самых лучших пород лошадей в мире, они участвуют в гонках и прыжках, способны развить большую скорость бега до 90 км в час. Их рост колеблется от 54,5 дюймов до 64 дюймов в высоту. Существует два вида телосложения этой породы, одни из которых являются беговыми скакунами, имеющими мощные гладкие мышцы, и отличаются большей высотой, относительно другого типа.
      • Чистокровная верховая — сильные, невысокие кони с хорошим духом, широко используются в спортивных состязаниях, поэтому очень дорогие. Родом такие лошади из Венгрии, Польши, России, Германии. Известны как самые дорогие лошади с горячей кровью.
      • Арабская — арабский скакун является одной из самых лучших лошадей мира. И, несомненно, самая красивая порода в мире. Она имеет очень хорошее строение тела, у неё красивый, приподнятый хвост и уникальная форма головы, лебединая шея, стройные ноги. Животные развивают хорошую скорость бега, имеют сильные крепкие кости. Это самые дорогие лошади.
      • Самый дорогой конь

        Чистокровная лошадка, которая не продаётся — это Фрэнкел, собственно он признан самой дорогой лошадью в мире. Принадлежит к породе английских скаковых лошадей, которая признана как одна из лучших пород лошадей в мире.

        Породы лошадей очень разнообразны и многочисленны. Выделяют местные и заводские разновидности. Среди первых есть степные, горные и прочие виды. Что касается заводских, то выведены верховые, верхово-упряжные, упряжные и тяжелоупряжные виды.

        Породы лошадей очень разнообразны и многочисленны

        Верховые кони

        По мнению многих людей, самые красивые породы лошадей — верховые. Эта группа скакунов называется так потому, что они предназначены для верховой езды. Однако все породы, которые относятся к верховым, отличаются внешними признаками, физическими показателями. Одни подходят для спортивных соревнований, так как отличаются взрывным нравом. Другие — более спокойные, так что используются для любительской езды.

        По мнению многих людей, самые красивые породы лошадей — верховые

        Список пород лошадей верхового назначения очень большой, но самые популярные разновидности следующие:

        1. Чистокровные английские. Это лучшие кони для спортивных состязаний, так как они считаются самыми быстрыми. Скакуны являются очень дорогостоящими и желанными во всем мире. Но для любительской езды такой вариант точно не подойдет. Что касается спринтерских упражнений, то это лучший выбор. Кроме того, чистокровных скакунов часто задействуют при английской охоте. Эта порода известна еще с 18 века. Она была выведена при скрещивании местных английских кобыл с арабскими жеребцами. Требовалось получить именно быстрых и выносливых особей. Но резвость наложила отпечаток на нрав скакуна. Обычно характер взрывной, капризный и горячий, что обязательно нужно учитывать.
        2. Терские. Если нет финансовых возможностей для покупки и содержания английских скакунов, то рекомендуется обратить внимание на эту отечественную породу. Эти животные с длинной хвостовой частью не уступают даже арабским скакунам по своей красоте. Масть, как правило, серая. Выглядят представители утонченно и изысканно. По характеру спокойные и добрые. Лошади подойдут для занятий конным спортом. Умственные способности развитые. Особь легко обучается всему.
        3. Ахалтекинские. Если есть желание получить верную породистую лошадь, то лучше всего выбирать себе скакуна среди ахалтекинских коней. Это очень древняя туркменская порода. Она отличается скоростью, выносливостью, преданностью. Представители очень красивые, но упрямые, так что придется искать подход к коню. Что касается внешней красоты, то шерсть на свету переливается. Она очень тонкая. Обычно представители светлой масти серебристые и золотистые с аккуратной гривой.
        4. Марвари. Представители этого вида выносливые, активные, храбрые и красивые. Это древняя индийская порода. Экземпляры очень редкие, так что их трудно приобрести. Являются универсальными бойцами. Раньше их выращивали именно для индийских воинов. Движение аккуратное и мягкое, даже при большой скорости. Отличительной особенностью является наличие ушей необычной формы — они немного загнуты, а концы сходятся.
        5. Липпицианская. Эта порода считается одной их самых красивых. Конечно, для конного спорта особи не совсем подойдут, а вот для прогулок, чтобы покрасоваться среди всех остальных, это хороший вариант. Животные этой породы имеют белоснежный окрас. Липпицианскую лошадь создали в Словении. Она считается очень редкой, так что купить ее непросто.
        6. Американская верховая. Хорошо подходит для любительской верховой езды. Отличается подвижностью, сообразительностью, спокойным характером. Отлично подойдет даже для новичков. Породу создали плантаторы в Америке в 19 веке для продолжительной езды в седле. Движение плавное, мягкое и удобное для наездника.
        7. Русская и украинская верховые. Эти отечественные породы коней тоже очень известны. Их красота сдержанная, а физические данные превосходные.

        Кроме того, существуют и другие похожие разновидности для верховой езды.

        Удмуртия берёт призы на международных конных соревнованиях. 20 тысяч евро в скачке на приз арабского шейха выиграла лошадь родом из Алнашского района. На ферме в деревне Чёрный Ключ разводят скакунов элитных пород, а работники становятся настоящими жокеями.

        Раз на соревнованиях звучит музыка, значит лошади должны знать, что такое не тишина. Поэтому в конюшне звучит и классика, и поп, и рок, объясняет Владимир Сергеев. Под его контролем — все. Он сам лично составляет рацион для каждой лошади, выезжает на тренировки. Каждая ежедневно проходит по 6-8 км. Исключение — минус 25 на термометре.

        Сегодня в конюшне Алнашского фермера арабские и английские скакуны, орловские рысаки. Особое отношение к лошадям у Владимира Сергеева с детства. Все началось с сабантуев в соседних деревнях, где он участвовал, часто не спрашивая разрешения родителей. Позднее появилась мечта — быть первым не только на сабантуях, но и на ипподромных скачках.

        Скачки на приз шейха Объединенных Арабских Эмиратов выиграла Батениса — лошадь арабской породы Владимира Сергеева.

        ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ ФЕРМЕР: «Скачка сама недолго длится — около 2 минут, до 3 минут. Чтобы это мгновение, чтобы ты взял этот кайф, надо готовить его годами. Мороз не мороз, дождь не дождь — надо работать, работать. Физически подготавливать. Выиграли скачку именно со своим жеребёнком, которого мы ждали с генетиком. Этого жеребёнка получили, вырастили — вот это самое золотое, я считаю».

        Сегодня на полке Владимира Сргеева около двух десятков кубков, в том числе Дерби, а это — высшее признание тренерской работы. И если этот кубок они выиграли с чужим, наёмным, жокеем, то теперь победами радует уже свой.

        ОЛЕГ ШАБАЛКИН, ЖОКЕЙ: «Учился на электрика вообще-то, и получилось так, что работы толком не было, по специальности не нашёл. Устроился трактористом, потом начал с лошадьми».

        Детская мечта Владимира Сергеева исполнилась, но появилась другая: ипподром в столице Удмуртии всё-таки должен быть ипподромом и, если это возможно, ипподромом международного уровня.

        Рысистое коневодство начало активно развиваться на территории России в начале XX века. Именного в те года началось строительство конных дворов для содержания породистых скакунов. Коневодство рысистого направления – это разведение пород лошадей, включающих в себя несколько элитных пород, которые имеют большую популярность в разных странах мира.

        В состав этих пород входит Орловский Рысак. Это самый знаменитый и яркий представитель данного вида. Эта порода активно разводилась и развивалась на территории бывшего СССР. Орловских рысаков отличает выносливость и крепкое телосложение.

        Лошади рысаки довольно продуктивны. Например, кобылы могут за свою жизнь дать потомство в шестнадцать жеребят. При этом они не только способны произвести их на свет, но и выкормить и вырастить.

        Довольно часто лошадей используют в следующих направлениях:

        — как рабочую силу в организации сельского хозяйства;

        — в качестве транспорта;

        — для спортивных соревнований и выставок.

        Некоторые занимаются коневодством просто их любви к этим прекрасным животным.

        Во многих странах популярен конный спорт. Такого рода соревнования собирают целые трибуны на ипподромах. Все желающие могут насладиться шоу и сделать ставки.

        Стоит отметить, что разведение лошадей рысаков все еще набирает обороты в нашей стране. На территории России насчитывается довольно много крупных и мелких заводов по разведению лошадей. При этом племенное разведение проходит по нескольким линиям. У каждой из этих линий есть своя уникальная история. В качестве родителей используют элитные породы, которые могут дать хорошее потомство. Еще в коневодстве активно практикуют разведение по семействам. Это дает животным уникальную возможность развиваться максимально приближенно к природным естественным условиям.

        Коневодство на Северном Кавказе
        о происхождении горных пород лошадей

        «Тюрки могут исполнять на спине лошади то, чего не может танцор на земле»
        Абу Ибн Хасул

        Многие исследователи нередко сравнивают Кавказ с малой моделью мира и этому есть причины: здесь на относительно небольшой территории проживают несколько десятков национальностей. Большой Кавказ — это страна различных климатов, где есть горы, леса, предгорные степи, моря, вечные ледники и субтропики. Возможно, многогранность климата и рельефа отразилась и на этническом облике края. Народы Кавказа хоть и были в недавнем прошлом схожи в этнографическом плане: по одежде, вооружению, этикету и стереотипу поведения, но в тоже время имеют значительные различия по языку, религиозным верованиям, способам хозяйствования. К примеру одни народы тяготеют к земледелию, виноградарству и виноделию, тогда как другие не имеют об этом даже представления и заняты в основном животноводством.

        В данном исследовании акцент поставлен на одном, довольно значимом вопросе – о древности традиций коневодства у того или иного кавказского народа. Ученые, согласно археологических данных, относят эту традицию к эпохе бронзы и связывают ее с влиянием мира кочевников. А, как известно, классическими кочевниками та же наука обычно представляет тюрков, называя их зачастую, от избытка чувств тюркофобии, – «северными иранцами». Не углубляясь в этническую историю народов юга России, заметим, что при описании номадов античные исследователи отмечали у них высокий уровень развития коневодства. Этот факт отмечается в эпоху, гуннов, авар, хазар, алан, печенегов, половцев и т.д. которые внесли огромный вклад в развитие коневодства в Европе. Лошади тюрков высоко ценились во всем мире: ими вооружались элитные подразделения самых сильных армий; их дарили императорам Рима, Китая и Персии. Любопытно отметить, что до позднего средневековья лошади в Европе представляли собой настоящее сокровище, и обладали ими только аристократические слои общества. К примеру, испанское слово «кабальеро» происходит от «кабальо» -лошадь и буквально переводится как «всадник-дворянин».

        Сегодня в мире насчитывается около 250 пород лошадей, учитывая древность коневодческой традиции у тюркских народов, которыми выведен не один десяток пород лошадей, было бы неправомерно отрицать вклад карачаево-балкарского народа в создание одной из пород, которая называется «карачаевской».

        Должен заметить, что в последнее время это не единственный повод для дискуссий, поскольку подобные споры идут и о древности проживания на Центральном Кавказе того или иного народа, этнических территориях, элементах культуры: одежда, пища, танцы, эпические сказания и т.д., особое удивление вызывают появившиеся в последние несколько лет наукообразные гипотезы о недавней политической и культурной доминанте адыгов, и в частности Кабарды над всем Северным Кавказом, «от моря до моря». Поэтому «лошадиный вопрос» — это лишь одно звено в цепи подобных споров.

        Надеюсь, что представленный материал, построенный исключительно на данных исторических источников XII-XX веков и справочных материалах по коневодству, вызовет интерес у специалистов и простых читателей, поможет им сделать правильные выводы по рассматриваемому вопросу: вопросу о происхождении горной верхово-вьючной породы лошади, называемой сегодня как «карачаевской», так и «кабардинской», определению этноса, который ее создавал на протяжении многих поколений, и того ландшафта, который сформировал ее четко обозначенные породные качества.

        Лошадь на вершине Эльбруса.

        История восхождений на высочайшую вершину Европы – Эльбрус (5642м.) имеет свою давнюю статистику. Издавна на нее поднимались пешие альпинисты, в последние десятилетия ее покоряли на мотоциклах, спускались на вершину на парашютах, пытались подняться даже на автомобиле.

        В ряд подобных экзотических рекордов альпинизма вошло и восхождение на Эльбрус на лошадях карачаевской породы. Так в 1998 году группа карачаевских коневодов совместно с балкарскими альпинистами решила совершить восхождение на Эльбрус на лошадях карачаевской породы с целью привлечь внимание конезаводчиков мира и потенциальных спонсоров к необыкновенной выносливости этой породы. Эта акция была направлена на сохранение и дальнейшее развитие этой весьма ценной породы. Экспедицию возглавили Клычгерий Урусов и Ахмат Тебуев. Они провели качественную подготовку лошадей, организовали группу восхождения и успешно его совершили 8-12 августа 1998 года. Однако в программе «Время» российского телевидения, прокомментировавшей это спортивное мероприятие, неожиданным образом прозвучала очередная «этническая» поправка: лошади карачаевской породы, выращенные на одном из конезаводов Карачая, были объявлены – кабардинскими. Вероятно, за этой экспедицией усиленно следили те отдельные недоброжелатели, у которых сам факт существования жеребец карачаевской породы Хурзук, поднимавшийся на Эльбрус поднимавшийся на Эльбрус карачаевской породы лошадей почему-то вызывает раздражение и неприятие, а их возможности позволяют дезинформировать общественность даже через общероссийскую программу «Время». Таким образом, также как и в случае с первовосходителем на Эльбрус – карачаевцем Киларом Хачировым, объявленным, спустя много лет кабардинцем, история фальсификаций повторилась, но уже на зоологическом уровне. К счастью, очередная чугунная плита с арабской вязью по поводу этнорекорда первовосходительства не появилась.

        Подобные факты попыток фальсификации исторической действительности и стали толчком для исследования данной темы по коневодству.

        Исторические сведения о горных лошадях Северного Кавказа.

        Пород лошадей, способных удовлетворительно работать в условиях высокогорья в Европе и Азии не так уж много. Следует отметить их характерные особенности на примере карачаевской лошади, разведением которой на протяжении веков занимались балкарцы и карачаевцы. «Карачаевская порода, верхово-упряжная горная порода, близкая по происхождению к кабардинской. Отличается более массивным телосложением». (Д.Я.Гуревич «Словарь справочник по коневодству», М., с.77, 1991г.).

        Действительно эти породы очень похожи, но классификация данной породы как горной, указывает на ее распространения из горного Карачая и Балкарии в равнинную Кабарду. Обратный путь распространения готовой горной породы лошади – с равнин в горы — необъясним с точки зрения ее породных качеств, конституционных и физиологических особенностей.

        Горную среду, как ландшафт формирования карачаевской и кабардинской пород, отмечают все источники по коневодству: «Кабардинская порода, верхово-упряжная, выведенная в горных районах Северного Кавказа… Эта лошадь может уверенно двигаться под всадником или вьюком по горным тропам». (Там же с. 73)

        В фундаментальном справочнике по коневодству в СССР сказано: «Кабардинская лошадь выведена в горах и предгорьях Северного Кавказа. Эта местная (аборигенная) порода лошадей верхово-вьючного типа. Происходит из горных лошадей Кавказа…. Табунное воспитание и систематические передвижения в горной местности выработали у этой породы способность хорошо ориентироваться в горах, осторожно передвигаться по горным тропам, легко преодолевать значительные подъемы и спуски, а каменистый грунт способствовал образованию исключительно прочного копыта». (ВНИИК, «Книга о лошади», Москва, 1952 г., с.262).

        Там же дан краткий анализ о генезисе кабардинской породы лошадей:

        «Происходит она от местных, горных лошадей Кавказа. В ее образовании приняли участие южные породы: карабахская, туркменская, арабская и степные породы, поступавшие из южно-русских степей, а также с Востока. Некоторое влияние оказала на кабардинскую породу ногайская лошадь, долгое время разводившаяся на Северном Кавказе, в непосредственной близости от районов разведения кабардинской лошади» (Там же, с.461).

        «В Терской области в 1892г. числилось до 37,5 тыс. табунных лошадей, из которых 20 тыс. голов были ногайской породы, остальные – кабардинской и смешанных пород». (П.А.Шацкий «Сельское хозяйство Предкавказья в 1886-1905гг.» // НВСЭРЮВР. с.158; «Военно-статистческое описание Терской области», ч.1. Тифлис, 1888г. с.67-68)

        В специальной литературе по коневодству неоднократно подчеркиваются специфические особенности горных пород лошадей, обусловленные их выведением в условиях высокогорья. Так, например, пишется и о кабардинской лошади: «Весьма ценна также кабардинская порода лошадей, созданная в горных районах Северного Кавказа еще в XVIII и XIXвв. Это типичная верхово-вьючная порода, приспособленная к высокогорным условиям». (3, с.82)

        Совершенно очевидно, что эти характерные качества породы вырабатывались веками в горах, при определенных условиях эксплуатации (доставка грузов на горные коши, продукции животноводства с кошар в села, транспортировка сена, переходы через перевалы и т.д.) и связаны с бытом, методами хозяйствования и потребностями именно горского населения – карачаевцев, балкарцев. У степных и предгорных пород лошадей подобные качества отсутствуют в силу равнинных условий их эксплуатации и разведения. Возникает вопрос, откуда у лошади равнинной Кабарды могли сформироваться столь выраженные качества адаптированности к высокогорью – свыше 2000 м. над уровнем моря, и для чего они были нужны жителям равнин?

        Возникает вопрос и о древности участия карабахской, туркменской и арабской пород в формировании карачаевской породы. Насчет датировки использования ахалтекинцев населением горной Балкарии и Карачая можно сослаться на мнение известного этнографа В.Б.Ковалевской, вот что она пишет:

        «К VIII-XI вв. у алан в качестве верховых употреблялись два вида лошадей – быстроаллюрные кони типа ахалтекинцев и лошади горного типа, похожие на карачаевских»

        Роль средневековой Алании (раннефеодального государства карачаево-балкарского народа) в выведении и разведении породистых и адаптированных к ландшафту коней, подтверждается и данными из адыгской версии нартского эпоса. Один из персонажей эпоса завидует своему противнику, чей конь «объезжен в Алунии», «приучен к седлу в Алунии», т.е. Алании. (П.У.Аутлев. «О сираках, роксоланах и аланах нартского эпоса.- XVII вв.», Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов и сообщений. Майкоп, 1992, с.56).

        Отличительной особеностью карачаевской и кабардинской пород лошадей является горбоносость. В данном случае следует добавить, выпуклый профиль или горбоносость встречается в основном только у тяжеловозных пород лошадей. Как исключение этот признак встречается у нескольких пород верхо-вьючного типа: липпицианской лошади, староиспанской, карачаевской, кабардинской и кустанайской. Историк-алановед Р. Хатуев считает, что староиспанская порода лошадейЖеребец балкарской породы Каспар, вьючного типа (3, с.61) появилась в Испании вместе с аланами, предками балкарцев и карачаевцев. То, что аланы вместе с вандалами и готами были в Испании (Готалания — Каталония) общеизвестный факт. К тому же, по мнению многих ученных, одним из несомненных очагов одомашнивания дикой лошади являлась обширная область Средней Азии и Юго-восточной Европы.

        Важно отметить, что лошади изображенные на изделиях скифской торевтики в профиле также горбоносые. (Ваза из Чертомлыкского кургана, сосуд из кургана Солоха).

        Авторитетное мнение специалиста-этнографа в данном случае подтверждает мнение специалистов-коневодов об участии азиатской лошади в формировании карачаево-кабардинской породы, но при этом дана и исторически обоснованная датировка этого процесса – VIII – XI вв.. Говоря об этом периоде невозможно утверждать о присутствии кабардинского этноса в пределах Центрального Кавказа, (исторической Алании – современные Карачай и Балкария). Территорией их проживания вплоть до конца XVII века являлось восточное побережье Азовского моря и нижнее Прикубанье.

        Теперь стоит сопоставить данные древности горской (карачаево-балкарской) породы лошадей, отмечаемой в приведенных средневековых источниках VIII-XI вв. с известной позднесредневековой (конец XVI в.) территорией расселения кабардинцев на восточном побережье Азовского моря (данные венецианских, генуэзских карт XVI в.).

        (ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ТОПОНИМ КАБАРДА В ПРИАЗОВЬЕ КОНЦА XVI ВЕКА. КАРТА ВЕНИЦИАНСКАЯ (ГЕНУЭЗСКАЯ) – Р.Т. ).

        Согласно этнической истории карачаево-балкарцев и кабардинцев и сведениям о территориях их проживания говорить о приазовском, а не кавказском, горском генезисе рассматриваемой породы горской лошади, не приходится. Этнический термин в названии породы не должен смущать, ведь существуют иные «этнические» породы лошадей: арабская, английская, венгерская, ногайская, туркменская, киргизская и т.д. Почему тогда карачаево-балкарцы не могут утверждать, что их предками была выведена своя, адаптированная к высокогорью Кавказа порода лошади, ведь учить тюрков коневодству – это все равно, что учить французов или грузин виноделию. В силу этих фактов региональный приоритет карачаево-балкарцев не должен быть предметом претензий, спекуляций или обид. Наибольший вред истории. Карта Приазовской Кабарды. (по книге «Кондратий Афанасьевич Булавин» приносит невежество, и предвзятое к ней отношение. Видимо стоит напомнить, что из тюркского мира распространились в мире стремена, путы, аркан, тактика стрельбы на скаку, шашка, создание и применение конных армий. Наверное, нет такой земли в Евразии, где не ступали бы копыта тюркских коней.

        По мнению арабских коневодов, их порода берет свое начало от туркменских ахалтекинцев. Все современные чистокровные английские лошади восходят по прямой мужской линии к трем восточным жеребцам. Один из них, Бейерлей-Терк (отбитый у турок при осаде Вены в 1683г.) был выращен в Турции; второй –Дарлей-Арабиан (купленный в Алеппо и ввезенный в Англию в 1710г.) – был, судя по сохранившемуся изображению ахалтекинец; третий – Годольфин-Арабиан, — был северо-африканской лошадью.

        Даже в XXI веке у каждого тюркского народа сохранилась своя порода лошадей. Лошади тюркских народов известны в истории с древнейших времен, изображения их сохранились на наскальных рисунках Алтая, Тувы и Казахстана. Считается, что именно тюрки первые приручили дикого коня, их вклад в истории коневодства огромен. Единственный народ в мире кто разводит лошадей за полярным кругом это тюрки якуты, их порода считается самой северной в мире. Противоположность ей лошади туркмен, одна из красивейших южных лошадей мира. Большое влияние в формировании местных пород России оказали лошади тюркских народов: хазар, печенегов, половцев, торков, туркмен и татар.

        В этой связи напомним мнение выдающего историка Л.Н.Гумилева о том, что «балкарцы и чуваши сложились раньше, чем сами древние тюрки». Наверное, эти народы, сложились со всем этническим комплексом: материальной и духовной культурой, традициями животноводства и коневодства.

        Об успехах в коневодстве жителей Северного Кавказа пишет и академик В.А. Гордлевский:

        «В эпоху Сельджукидов в Малую Азию поставляли с Кавказа лошадей «тавлинских» пород» («Избранные сочинения» т. I, М. с. 144, 1960 г.).

        Стоит обратить внимание и на то, что термин XI-XII вв. — «тавлинская порода», происходит от тюркского слова тау/тав – гора, одного из самоназваний балкарцев и карачаевцев таулу – горец. Да и в дореволюционных российских изданиях эта породы – карачаевская — часто именовались «горской породой» — «тавлинской».

        В средневековье после вторжения войск Чингисхана, войны из тюркских народов, точнее половецкой конфедерации оказались в Египте. Они известны в современной истории как мамлюки, гулямы. Судьба этих воинских формирований имеет славные страницы. Они создали ксенократийные государства от Бенгалии до Египта, защитили мусульманский мир от крестоносцев. В течение 400-летнего правления мамлюки оставили множество письменных документов: словари, трактаты по военному искусству, поэмы и стихи на родном им тюркском языке. По мнению известных востоковедов, этот язык наиболее близок современному карачаево-балкарскому диалекту тюркского языка. Оторванные от основного массива этноса они, в конечном итоге, растворились в среде окружающих народов, оставив о себе славную память. («Происхождение мамлюков», г.Алмата. издательство «Кочевники», 2004г., с.80).

        Вот что писал арабский историк XIII века Ибн-ал-Ибри о тюрках мамлюках и их лошадях:

        «Что касается тюрков, они искусней всех в верховой езде. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на дно ущелий с недоступной никому легкостью. Тело тюрка совсем не тяготит спину лошади, ноги его не оставляют следов на земле. Что касается выносливости в движении рысью во время длительных походов, никто не может сравнится с тюркским скакуном.»

        Вряд ли можно считать арабов дилетантами в коневодстве, они создали одну лучших пород лошадей в мире. Как мы видим, наблюдательный историк, тонко заметил особые отличительные качества этой породы, отсутствующие в арабских скакунах. Любопытно отметить, что именно этими характерными качествами отличается карачаевская порода от других лошадей. Исторически известно, что в средневековье с Северного Кавказа экспортировали в большом количестве лошадей в страны Востока.

        У балкарцев, по словам российского исследователя Н.А.Караулова, коневодство стояло «довольно высоко». «Сорт балкарской лошади, — пишет он, — очень хороший, она неприхотлива и вынослива, невысокого роста, крепкое небольшое копыто очень цепко, и лошади эти незаменимы в горах». Слова эти относятся к началу XX века, поэтому можно заключить, что в это время балкарцы разводили в основном свою породу лошадей.» («Балкарцы на Кавказе»// СМОМПК. 1908г. Вып. 38. с.142).

        А если точнее, — карачаевскую, поскольку это единый народ, все что сказано о балкарской лошади относится и карачаевской и наоборот.

        Б.А.Калоев отмечает: «По данным многих авторов, относящемся к этому же времени у балкарцев было довольно много лошадей, по-видимому, преимущественно местной породы, во всех пяти обществах: в Баксанском — 1302 головы, Чегемском — 2096, Хуламском — 871, Безенгиевском — 422, Балкарском – 1209. (итого 4900) Балкарская лошадь имела большое сходство с осетинской, эта порода, несомненно, была создана общими усилиями обеих народов». (СНСК, с.73).

        Возможно, Калоев прав, если иметь в виду, родственные отношения карачаевцев, балкарцев и дигорцев, причем в остальной части Осетии по этнографическим сведениям коневодством практически не занимались. Это относится и к мулам: «Мулов разводили по этнографическим данным, только в Балкарии, отчасти в Западной Осетии – Дигории» (Ук. р. с.85).

        Этот факт отметил в свое время и выдающийся осетинский поэт Коста Хетагуров в этнографическом очерке «Особа»: «Лошадь была прежде роскошью. Она применялась только для верховой езды и перевозки вьюков».

        Надо отметить, что в Осетии середины XIX века владелец, имеющий 2-3 лошадей, считался богатым. (Газ. «Терские ведомости», 1874г., №28).

        Следует сказать, что для климата и рельефа горной Осетии и Чечни наиболее подходила горная карачаево-балкарская порода лошади, поэтому ближайшие соседи и закупали их в Балкарии. Даже в мифологии осетин коневодческий термин «аласа» – мелкая порода горных лошадей (осет.), свидетельствует о карачаево-балкарском происхождении как самого термина, так и факта приобретения лошадей в Карачае и Балкарии. Указанный термин «алаша» означает в балкарском языке «низкорослый; порода лошади; мерин». Вот, что пишет В.Пфаф об этой «созданной общими усилиями» лошади:

        «Можно только удивляться,- пишет он, — необыкновенному проворству, силе и ловкости этих прекрасных горских лошадей. Сидя на такой лошади, можно поручить себя ее инстинкту и, закрывши глаза, переезжать через самые страшные пропасти. Я даже советую закрывать в подобных случаях глаза, потому что тогда голова не кружится и ездок не может терять сознание, что очень возможно при непривычке к подобным ощущениям». (В.Пфаф. «Путешествие по ущельям Северной Осетии» // ССКГ. 1871г. т. 1. с.152).

        Факты свидетельствуют, что карачаево-балкарская лошадь закупалась в Осетию, Ингушетию, Чечню, Грузию и Кабарду, и перепродавалась оттуда далее. Но транзит любого товара не говорит о его собственном производстве, иначе надо предположить, что средневековая Византия или Хазария, торговавшие в Европе китайским шелком, сами же его и производили. В качестве дополнительного аргумента обратимся к фольклору. Ведь в нем отражаются многие исторические факты. Так, например, в исторических песнях кабардинцев неоднократно упоминаются знаменитые «осетинские» кони: «Сел Саралп на осетинского коня», или «Кто на гнедом осетинском коне своем» (Ш. Ногмов «История адыгского народа», Нальчик, 1982 г. с.122; «Историко-филологические труды», т. 1, Нальчик, 1956г. с.101.).

        Очевидно, что подобные реалии фольклора не поддаются объяснению с точки зрения традиционных представлений о коневодстве на Северном Кавказе. Ведь в исторически обозримом прошлом, как и сегодня, народы Центрального Кавказа не имели понятия об осетинской лошади, как о чем-то особенно выдающемся. В тоже время, выведенные в Карачае и Балкарии породы лошадей получили известность не только на Кавказе, но и далеко за его пределами, те же осетины закупали лошадей в Балкарии и Карачае.

        Так почему же в фольклоре кабардинцев воспевается именно «осетинский» конь (по сообщению Ш.Ногмова — Н.Б)? Появление данного определения вызывает недоумение, если учесть, что этнический термин «осетин», «овси» — это русско- грузинское название осетин. Весь секрет, состоит в том, что кабардинцы на своем языке называют балкарцев, карачаевцев и осетин (дигорцев) единым этнонимом «кушха». Это дает основание для того, чтобы утверждать, что под «осетинским» конем, в данном случае, подразумевается карачаево-балкарская лошадь. Вероятно, термин «осетинский» (кушха), который в кабардинском языке идентичен термину «балкарский» (кушха), был использован Ш.Ногмовым по неведению или умышленно «переадресован». В результате этого карачаево-балкарская лошадь в эпосе кабардинцев – стала осетинской.
        В XIX — начале XX века основной рынок по продаже лошадей и скота находился в равнинной Кабарде. Сюда, пригоняли с гор лошадей и балкарцы, зачастую продавая их посредникам, а те реализовали их далее. Это реальности рынка, обозримые и сегодня. С.М.Буденный отмечал: «Барышники по низким ценам скупали в Кабарде лучших лошадей и в значительном количестве вывозили их отсюда».(5, с.462). Но о «значительном» поголовье лошадей в Кабарде — в 20–е годы и эпоху командарма С.М.Буденного, говорить не приходится, поскольку статистические данные на 1927 год свидетельствуют о том, что во всей Кабарде насчитывалось 172 единиц поголовья (. ).

        В тоже время у карачаевцев и балкарцев сохранялась и широко разводилась собственная порода, которую они вывели, и сохраняют до наших дней, в отличие от кабардинцев. А сегодня, современные кабардинские историки голословно заявляют, что в Кабарде было 10 пород лошадей, как заявляет д.и.н. С.Х. Мафедзев: «Нет необходимости приводить названия всех адыгских пород лошадей. Их было не меньше десятка».

        В истории коневодства это небывалый случай, когда у малого народа было бы столько пород, и все они загадочно исчезли. Напрашивается вопрос, а почему сохранилась карачаевская порода? Это притом, что карачаевцы и балкарцы были высланы с исторической родины, все их колхозной и личное имущество было экспроприировано или разворовано. Все поголовье их лошадей, в том числе племенного, было передано в колхозы и конезаводы Грузии, Черкесии, Кабарды и Ставропольского края.

        Карачаевская порода лошадей уже издавна была известна как на юге (как отмечалось ранее, уже в XI веке у сельджуков), так и на севере от Кавказа в XX веке. Об этом в 1913 году упоминает А.А.Атаманских, известный ветеринарный врач, один из ведущих специалистов Батал-пашинского отдела:

        «Карачай, в данном случае, играет очень значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского и Терского войска и сбывая вообще до 10 000 лошадей ежегодно, и свыше 100 тыс. овец. Карачай- заслуживает особенно серьезного внимания потому, что эта отрасль сельского хозяйства в этом чисто скотоводческом районе служит не только источником существования самого населения, но этот район является солидным поставщиком всех видов сельскохозяйственных животных и может служить обширным рассадником улучшенных пород» (А.Атаманских «Животноводство в Карачае Кубанской области», Ю-ВХ, 1913 г., №2, с.49)

        Лошадей продавали главным образом на местных рынках Баталпашинского отдела, часть лошадей шла в Терское казачье войско и в Закавказье. Значительное количество карачаевских лошадей шло и для пополнения казачьих кавалерийских полков, к росту этих лошадей предъявлялись строгие требования (2 аршина 2 вершка). К.Ф. Ганн писал, что здесь:

        «…у богачей имеются табуны в 1000 и более лошадей. Они высокого роста и крепкие, на них навьючиваются тяжести до 30 пудов». К числу таких владельцев в Карачае относились, например, Байчоровы, Карабашевы, имевшие 1500 голов, Кубановы – 500, Текеевы – 300 и т.д.» (К.Ф.Ган «Верховьях Кубани и Теберды» // К. 1894г. №3.).

        В Балкарии значительными табунами лошадей владели фамилии князей Абаевых, Шакмановых, Урусбиевых, Келеметовых, Малкаруковых, Барасбиевых, узденей Гергоковых, Этезовых, Хочуевых, Макитовых, Мамашевых, Ахматовых и т.д. А в районе озера Тамбукан, современный Зольский район КБР, содержали свои табуны верхнебаксанские конезаводчики Салим-Герий-Хаджи Будаев и Токку-Хаджи Курданов.
        Следует обратить внимание, что такое огромное количество строевых лошадей, выращенных небольшим народом только для продажи, говорит о высокой степени развития коневодства в Карачае и Балкарии.

        И.Ф. Мужев приводит данные из годовых отчетов начальника округа на 1906 г., «из Кабарды было продано 4296 лошадей». Следует учесть, что в это время Кабарда и Балкария входили в один округ. («Кабарда накануне и в период революции 1905-1907гг.», Нальчик, с. 110, 1954 г.)

        Академик П.Паллас в 1790 году писал:
        «Карачаевцы выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами» (13, с.162).

        Ему вторил другой российский академик Г.Ю.Клапрот (1808г.):
        « «Карачаевские лошади сильны, проворны и превосходны для езды по горам» (13, с.162).

        По свидетельству академика Г. Клондай, относящемуся к тому же периоду сказано:
        « «Лошади карачаевской породы прекрасны для езды в горах»

        Венгерский ученый Жан-Шарль де Бесс, участвовавший в первом российском восхождении на Эльбрус, в 1828 году писал:
        «Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы. Среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до 2 тысяч франков. Лошади их обычно того роста, которые пригодны для легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящей для езды по крутым склонам и более неутомимой» (13, с.162).

        Подполковник Алехин и прапорщик Ежов в 1841 г., в выписке из политического обзора Кабарды, Балкарии, Карачая и Осетии отметили:
        «Карачаевцы составляли прежде сильный и воинственный народ. Обширные пастбища, хорошие породы лошадей, отличное вооружение и преданность своим князьям давали им большой вес между горскими народами.» (ЦГА КБРАССР, ф.16, оп. 1, ед.хр. 362, лл.6-8).

        Генерал Бабич в 1878 году, после труднейшего перехода через ледники Кавказского хребта, писал в «Кубанских областных ведомостях:
        «Этим условиям могли удовлетворять только лошади карачаевской породы».

        По свидетельству генерала князя Гагарина, инспектировавшего Черкесский полк, знаменитую «дикую дивизию», укомплектованную представителями народов Кавказа и Средней Азии, в лучшем порядке находились лошади III эскадрона, в котором служили карачаевцы и балкарцы. (Журнал «Конный мир»)

        О качестве местных лошадей горного типа можно судить по описанию карачаевской породы, которую в 1855 году дал наблюдательный русский офицер В.В.Шевцов, долгое время проживший среди горцев:
        «Лошади их (карачаевцев) считаются из лучших Кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам; шаг их верен и спокоен – вы, давши свободу своему коню, можете двигаться безбоязненно по такому неприступному пути, где только может уместиться копыто лошади вашей и где ни одна из других пород не может сделать ни одного шага.» ( Очерк о кавказских горских племенах // Жур. «Москвитянин» — М., 1855г.- №23 -24 (кн.1-2), декабрь).

        Падение темпов коневодства в Карачае стало заметно в конце XIX в. Оно продолжало падать и в начале XX в.

        «Частными табунами большей частью владеют горцы, которые главным образом снабжают казаков строевыми лошадьми, но недостаток в пастбищах неблагоприятно отражается на горском коневодстве, лошади мельчают и вырождаются», — писал начальник области в 1913 г. (ГАКК, 454, оп.2, ед. хр. 1236, л. 39.).

        Если в 1900 году в Кубанской области было 342 частных табуна, то к 1913 году осталось только 191. Если исходить из среднего расчета 150 голов в одном табуне, то в 1900 году, предположительно, насчитывалось 51300 голов, а 1913году – 28690. Это, несмотря на то, что кавказская администрация всячески поддерживала конезаводчиков, выделяя им на льготных условиях нагорные пастбища. По сравнению с Кабардою, положение дел с коневодством в Карачае было гораздо лучше.

        Известный русский путешественник Александр Соборнов в 1898 году опубликовал очерк в журнале «Родина», в приложении «Всемирный путешественник» о своем пребывании в горах Балкарии. А.Соборнова очень заинтересовали лошади «горских татар», он дал точную характеристику этой породе:

        «В моем путешествии по горам Кавказа, я много раз был свидетелем, как эта лошадь проходила по горным кручам, где с большим трудом мог пройти пеший путник». Далее он описывает, как эта лошадь двигалась над краем пропасти: «На опасных участках она двигалась очень осторожно, вначале подымает переднюю ногу, ощупывает грунт, и, убедившись в надежности, затем подносит другую ногу. Если спуск очень крутой, она подгибает задние ноги и скользит по склону. На очень опасных участках пути, следует отпустить поводья, лошадь сама благополучно доставит вас к месту. При переправе через бурные реки, нужно полностью положиться на чутье лошади, она сама знает, где ей удобней переходить».

        Подобную же характеристику горной породы лошадей приводит И.Мердер:

        «Горские лошади по свойству климата или от смешания двух пород: настоящих черкесских с лошадями арабскими; (они) сильны, резвы, полны огня, внимательны, в ногах крепки – качество, необходимое при путешествии по горам; они также весьма чутки, т.е. хорошо слышат, так что в самую темную ночь можно положиться на лошадь, что она, по каким бы скалам ни пробивалась, не спотыкается и проберется по узкой тропинке осторожно. Сбившийся в пути ездок вполне может вручить ей себя; она довезет по данному ей направлению к знакомому уже ей месту, и в это время, она бывает неимоверно осторожна, беспристранно водит ушами, прислушиваясь ко всему; если что-нибудь малейшее покажется ей сомнительным, она остановится для удостоверения, и если ошиблась, то без понуждения ее седоком тотчас сама тронется с места с такою же осторожностью, как и прежде. Горские лошади имеют необыкновенно тонкий слух и обоняние; если поверить в ее чуткость и принудить идти в то место, куда она обратила внимание и упорствовала идти, наверное окажется, что осторожность ее была не напрасна и что она не обманулась и чувствовала или хищного зверя, или притаившего врага. Горские лошади могут переносить различный климат так хорошо, что едва ли порода других лошадей может в этом случае выдержать с ними сравнение. По сродности же с местностью гор, состоящих преимущественно из камней, эта лошадь без подков несется во весь карьер по твердому грунту, не жалуется на ноги, в которых не чувствует от того боли… Горские лошади очень послушны; они скоро привыкают к ездокам и приноравливаются удобнее к желаниям и правилам их хозяев; они не имеют капризов, обыкновенных в породах других лошадей; выносят крайнюю нужду в продовольствии и как будто понимают невозможность доставления им оного, так что при самом крайнем недостатке в продовольствии горская лошадь нимало не изменит своей ретивости, остается такою же добрую, как и при хорошем корме, каждый день будет исполнять свое дело… разве только несколько спадет ее игривая веселость.» (И.Мердер. «Исторический очерк русского коневодства», СПб., 1897г. с.102-104)

        Резюмирую свои наблюдения, он отметил, что карачаево-балкарские лошади и весь их скот прекрасно адаптированы к горным условиям.

        Принадлежность называемой сегодня «кабардинской» породы лошади к горным верхово-вьючным породам, история ее происхождения, ее широкое распространения в Карачае и Балкарии уже с раннего средневековья упорно свидетельствуют о позднем проникновении этой горной породы лошадей, с уже сформированными породными качествами, к коневодам равнинной Кабарды из Карачая и Балкарии. Произошло это в XVII-XVIII веках, в период расселения кабардинцев сначала на юге Ставропольского края, а затем и в Центральном Предкавказье, в непосредственном соседстве с карачаевцами и балкарцами.

        Факт использования карачаевской породы в коневодстве Кабарды подтверждается даже довольно поздними данными. Первая мировая война и затем последовавшая революция, и гражданская война внесли свои трагические страницы в историю российского коневодства. Войны пожирали огромное количество лошадей, подрывая основы отечественного коневодства. К примеру, первая мировая война нанесла огромный ущерб в развитии ахалтекинской (туркменской) породы.

        И если в 1913 году коневоды Карачая ежегодно продавали 10 000 голов лошадей, то в Кабарде, вероятно, войны выбили почти все элитное поголовье. В 1922 году Б.Э.Калмыков был серьезно обеспокоен исчезновением кабардинской породы лошадей и пытался всячески спасти положение. Так он в одном из своих выступлений заявлял:

        «Войны и голод разрушили коневодство в Кабарде. Порода нашего коня стала вымерать. Но в Кабарде сохранилась еще заводская конюшня, есть еще жеребцы и некоторое количество маток. Кабардинскую лошадь еще можно спасти. Для этого нужна энергичная агитация среди крестьян, чтобы они снова обратили побольше внимания на породу, улучшив ее качество. Для этой цели введено премирование лучших коней, дважды устраивались скачки. Если нам удастся серьезно поставить план развития кабардинского коневодства во весь рост, то необходимо задуматься над извлечением из ущелий и долин Осетии и Ингушетии (до депортации было написано Карачая и Балкарии — Н.Б.) тех выдающихся экземпляров кабардинской породы, которые туда попали в период гражданской войны. Эта задача настолько важная, что на нее позволительно затратить большие средства. Ашабовская конюшня должна спасти, развить и поставить на высоту коневодство, вернуть былую славу кабардинскому коню» (Б.Э.Калмыков «Статьи и речи», Нальчик, с.26, 1961 г.).

        В Карачае в этот период по данным Умара Алиева, численность поголовья конских табунов так же уменьшилась. Но положение было намного лучше, чем в Кабарде.

        «В 1924 году в Карачае насчитывалось 11970 лошадей карачаевской горной породы». (У.Алиев «Карачай» Историко-этнологический очерк, г. Ростов, с.213, 1927г.)

        В 1922 году состоялось собрание табуновладельцев Карачая, где постановили выбрать комиссию в целях интенсивного повышения уровня коневодства. Возле города Кисловодска был учрежден конный завод и племенной совхоз, а в 1927 году в Первомайском создается государственная конюшня. В дальнейшем, продукция госконюшни и конного завода оказывала большую помощь колхозам в улучшении коневодства. Карачаевская лошадь хорошо зарекомендовала себя и в сельском хозяйстве, вывозилась далеко за пределы области в Кабарду, Осетию и т.д. ( П.А.Ковтун, Г.М. Мишин. «Государственный племенной рассадник карачаевской лошади», г.Микоян-Шахар, 1940г. с.6.).

        Для сравнения приведем динамику роста поголовья лошадей в Кабарде. Сомневаться в статистических данных периода проведения сплошной коллективизации нет оснований, поскольку за одну спрятанную овцу ее владелец мог оказаться в тюрьме или в Сибири. Этой теме посвятил свою работу А.И. Краснов:

        «С ростом земельных площадей росло и племенное конское поголовье в совхозах Кабарды, в которых имелось в 1928 году – 172 головы, 1929 – 307, в 1930 – 399, в 1931 – 1650 и 1932 году – 3020 голов». (Подготовлен КНИИ при Совете Министров КАССР «Сборник статей по истории Кабарды», выпуск III, г. Нальчик, с.61, 1954 г.) По известным причинам в этом сборнике балкарцы не упоминаются, как и в других изданиях тех времен (балкарцы на тот момент были репрессированным народом, депортированным в Среднюю Азию. Причем исключенным даже из списка народов СССР). Резкий рост численности поголовья лошадей в Кабарде в начале 30-х годов можно объяснить тем, что именно в 1931-1933 гг. проводился процесс коллективизации и обобществления частного скота и табунов коней в Балкарии. Вероятно, имела место передача части поголовья лошадей из колхозов горной Балкарии в колхозы равнинной Кабарды. На заре колхозного строительства (начало 30-х годов) лошадь являлась основным средством передвижения и транспортировки продукции колхозного хозяйства (урожаев зерна, картофеля, молочных продуктов с ферм, строительных материалов и т.д.).

        Если учесть сведения Э.С.Батенина и С. Анисимова того же периода, что «кабардинская порода в Кабарде почти исчезла, но сохранилась в Балкарии», выходит, большая часть этого поголовья лошадей была из районов Балкарии. Теперь становится понятным и обеспокоенность Б.Э. Калмыкова. Выходит, что в Кабарде в 1927 г. практически лошадей не было. В то же время средний арифметический расчет показывает, какое количество лошадей в это период было, например, в Карачае – более 30000 голов. Это соответствует и уровню 1907 года – 33756 лошадей. Статистические данные рассеивают любые сомнения и пристрастия.

        По мнению специалистов, упадок коневодства в Кабарде начался еще раньше:
        «период упада кабардинского коневодства относится второй половине XIX столетия, в целях повышения роста в соответствии с требованиями новых правил ремонтирования, началась бессистемная метизация донскими, рысистыми и даже тяжеловозными жеребцами. Влияние скаковой лошади началось значительно позже и в небольших размерах». (КОЛ.).

        Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства СССР приводит сведения о состоянии коневодства в Кабарде перед революцией:
        «Принимавшиеся царским правительством меры: Организация государственных конюшен, указ о подворном коневодстве, организация съездов конезаводчиков – были бессильны предотвратить упадок коневодства, продолжавшийся вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции» (5, с.462).

        Однако положение в коневодстве не изменилось и в дальнейшем. Так в справочнике — путеводителе «Кавказ» в 1927г. отмечено:
        «Кабардинцы наполовину хлебопашцы, наполовину скотоводы; когда-то славилась кабардинская порода лошадей, теперь почти исчезнувшая». (Э.С. Батенин. «Кавказ», М. с.203, 1927г.).

        Видимо более значительная часть поголовья горской лошади, которую почему-то к тому времени переименовали в кабардинскую, сохранилась в горах, что отмечается уже в другом в справочнике — путеводителе 1929 года. По этому поводу там есть другая интересная заметка:
        «Верхний Баксан: благодаря богатым пастбищам обеспеченность скотом здесь выше, чем в других балкарских обществах. Значительную роль в хозяйстве играет также коневодство. Здесь сохранились кони чистой кабардинской породы». (С.Анисимов «Кавказские Альпы», М. с.102, 1929г.).

        Положение еще больше ухудшилось в период Великой Отечественной Войны:
        «В период оккупации Северного Кавказа немецко-фашисткими захватчиками кабардинскому коневодству вновь был нанесен большой урон. Специальные меры советского правительства: организация конных заводов, государственных племенных рассадников, государственных заводских конюшен, предоставление ряда льгот колхозам и т.д. – создали благоприятные условия для возрождения и развития кабардинской породы лошадей» («Книга о лошади», с.462).

        В племенной книге выпущенной в период депортации балкарцев и карачаевце озвучено противоположное мнение: «Горно-въючный тип (кабардинской лошади) сложился в горной части Кабарды (Балкарии Н.Б.), но к настоящему времени почти не сохранился». Однако в энциклопедии 1952 г. кабардинскую лошадь относят именно к горной верхово-въючной породе.

        О тождественности карачаевской и кабардинской пород лошадей и истории ее появления уже сказано достаточно, но стоит задуматься, почему именно карачаевцы и балкарцы сохраняли в чистоте эту породу? Наверное, потому, что именно они ее вывели, поэтому она у них и сохранилась. Серьезное влияние на формирование породы оказали естественно – исторические, климатические и географические условия. Выведенная путем народной селекции в горах, в условиях резко пересеченной местности, табунно-кочевого содержания, с резкими температурными перепадами, выработали конституционно крепкую и неприхотливую лошадь, отличающуюся высокой выносливостью, исключительно твердыми копытами. В литературу прошлых веков они вошли под казацким названием «стаканчики». (Г.И.Филипсон. «Воспоминание»//Русский архив. М., 1883г.) Другая порода лошадей не выдержит местного климата и каменистого ландшафта (это относится и к карачаевской породе овец).

        Северный Кавказ всегда был центром развитого табунного коневодства, где создавались и широко использовались различные породы лошадей. Большинство этих пород потеряли самостоятельное значение и не разводятся в наши дни. Лишь две местные горные породы, карачаевская и кабардинская, сохранили и упрочили свое значение и распространились на значительной территории этого региона. Установить происхождение местных пород лошадей с достаточной точностью не представляется возможным, но физиологические данные самой лошади подсказывают многое. Коневоды Кабарды знают, что и вторичным рождением кабардинская порода обязана карачаевским жеребцам. Возникает вопрос, зачем жителям равнин понадобились лошади горной породы? И почему катаклизмы преследуют только кабардинскую породу лошадей, которая еще в конце XIX века причислялась к степным породам («Россия». Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. С-Пб, 1898г., с.243), а с установлением советской власти стала горной. Неужели за три десятилетия можно из степной лошади создать горную породу. Подобная метаморфоза возможна лишь при замене термина «карачаевская порода» на термин «кабардинская порода». Научно обоснованного ответа на этот вопрос пока нет, однако в периодической печати все же появляются наукообразные объяснения.

        Все же нельзя недооценивать «ученых-конокрадов», поскольку кто-то может задать этот неудобный вопрос. Мне запомнился один уникальный научный труд, где автор С.Х. Мафедзев объяснил секрет, каким образом кабардинские коневоды добились необычайной твердости копыта кабардинской лошади. Оказывается все очень просто, они специально выгуливали коней по руслу каменистой реки. Наверное, потому что на равнине камни больше негде не встречаются.

        Более того:
        «Для уплотнения мышечной части копыта поочередно к передним и задним ногам периодически ненадолго подвязывали плоские камни, как супинатор для страдающих плоскостопием». («Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов», Нальчик, с. 154, 1991г.).

        Я не зоотехник, но думаю, что при подобной водно-ортопедической методике выработки твердости копыта, лошади приобрели бы как минимум наследственный «ревматизм» или «полиартрит».

        В нынешнее время трудно судить, какой первоначально была кабардинская порода, о ней есть упоминание в карачаево-балкарской поэме «Азнаур» созданной в XVIII веке. В ней говорится о неудачной попытке балкарских и кабардинских князей угнать табун лошадей у ногайского хана. Обратите внимание на обращение балкарского князя Азнаура Джанхотова к своему другу, кабардинскому князю Хамзату.

        Самой дорогой породой лошади считается английская (британская) скаковая, наряду с ней идет арабский скакун. Эти лошади самые выносливые быстрые, а стоимость их жеребят может доходить до 1 млн долл. Самый дорогой скакун был продан за 40 млн долл.

        В среднем скаковые российские лошади могут достигать стоимости от 8 до 15 тыс. долл., британской породы – порядка 200-250 тыс. дол., а лошади, которые принимают участи в других видах верховой езды будут стоить около 5 тыс. долл. Если говорить об универсальных породах, то тут цена не превышает 3 тыс. долл., а рабочие лошади и того меньше стоят.

        Но здесь вы увидите только самых дорогостоящих лошадей во всем мире.

        15. Сметанка

        Открывает наш рейтинг арабский скакун шикарного и редкого окраса, который был куплен самим графом Орловым за 60 тыс. руб. еще в ХVIII веке, а точнее в 1774 году. По тем временам это было целое состояние. Кличку коню дали Сметанка, за его необыкновенно красивый окрас. Кстати, именно с этого скакуна началась история выведения породы орловский рысак, которая сегодня является знаменитой не только на территории России.

        Самый дорогой в истории тяжеловоз бельгийской породы был жеребец по кличке Силач. В начале ХХ века его приобрел строитель из Австралии за 47,5 тыс. долл. По сегодняшний день ни один тяжеловоз не был продан дороже Силача.

        13. Инстеблешед Голд

        Следующим дорогостоящим жеребцом идет конь Инстеблешед Голд, принадлежащий Рамзану Кадырову. Волгоградский конезавод продал его главе Чеченской республики за 300 тыс. долл. На сегодняшний день – это самая дорогая лошадь в России, согласно регистрации официальных продаж в РФ.

        12. Stay Thirsty

        Американский чистокровный скакун Stay Thirsty из Кентукки был продан за полмиллиона долларов Тодду Плетчеру. В своей карьере Stay 5 раз выигрывал скачки, заработав тем самым 2 млн долл, окупив свою стоимость и принеся прибыль владельцам.

        11. Lord Sinclair

        Выдающийся немецкий чемпион Lord Sinclair, двукратный победитель чемпионата Young Horse. Каждый из его 20 потомков стоил по 1,6 млн долл.

        Этот мерин в 2003 году стал победителем чемпионата в Германии и был скакуном мирового класса. На престижном аукционе в PSI жеребца продали за 3,3 млн долл., на тот момент эта сумма была рекордной.

        Непревзойденный и легендарный жеребец Сардар в свое время оценивался в 3,5 млн долл. Он был победителем многих скачек, на которых установил мировые рекорды, 8 из них на сегодняшний день «не перескакал» никто. Первую победу он одержал в свои два года в 1965 году.

        8. Пайн Чип

        Еще один рекордсмен продавался за 4 млн. долл. Жеребец стоил своих денег, ведь он был абсолютным рекордсменом по преодолению дистанции в одну милю среди рысаков, его время было 1 минута 51 секунда в 1994 году.

        7. Mystic Park

        Жеребец Mystic Park в трехлетнем возрасте уже был неоднократным победителем разных конкурсов. В 1982 году конь был выкуплен фирмой “Lana Lobell” за 5 млн долл.

        6. Secretariat

        Жеребец английской скаковой породы Secretariat был продан за 6,08 млн долл. Этот чистокровный красавец был неоднократным призером и рекордсменом на скачках.

        5. Seattle Dancer

        Скакун Seattle Dancer в 1985 году был приобретен за баснословные для лошади деньги – 13,1 млн долл. Это была исторически самая высокая цена за лошадь на тот момент. Такая немалая стоимость за этого жеребца была потому, что в его родословной существовал знаменитый представитель, выигравший трижды международные скачки.

        4. Green Monkey

        По той же причине, что и предыдущий жеребец, в 2006 году был дорого продан скакун Green Monkey – за 16 млн долл. На момент продажи он не принимал участия в забегах, однако в его роду были многократные победители разных чемпионатов.

        3. Аннихелейтор

        Чистокровный жеребец, конь-иноходец с великолепными скоростными качествами и ярким окрасом по необычной кличке Аннихелейтор был продан за 19 млн долл. в 1989 году.

        2. Шариф Дансер

        Самой дорогой лошадью, которая абсолютно не оправдала надежд новых владельцев, был английский скаковой жеребец Шариф Дансер, стоимость которого на момент продажи составила 40 млн долл. Его купили, так сказать, в складчину целая группа лиц, разделив эту сумму на долевые части. Цена за этого жеребца возросла до 40 миллионов после двух громких побед в 1983 году на чемпионатах «Irish Derby Stakes» и «King Edward VII Stakes». Однако после продажи скакун больше ни разу не выигрывал забеги. Может, не стоило ему менять хозяев?

        1. Френкель

        Самой дорогостоящей лошадью во всем мире и в истории удостоился жеребец английской скаковой породы по кличке Френкель. Его оценивают в невероятную сумму – 200 млн долл. Эта цена по праву заслуженная, так как конь не имеет в свой карьере поражений. Он выигрывал на самых престижных скачках 14 раз. Но, возможно, этот легендарный и непобедимый скакун так и не будет продан, так как его владелец Халил Абдула не собирается выставлять своего подопечного на торги. В забегах он также больше не будет принимать участие и, скорее всего, станет элитным производителем.

        В поселке Дивово Рыбновского района прошел конноспортивный праздник. На нем гостям из Рязани и городов ЦФО были широко представлены элитные породы лошадей, выведенные учеными ВНИИКа. На сегодняшний день их 14.

        На жеребце Гороскопе буденновской породы в прошлом году воспитанница институтской конноспортивной секции Елена Стародумова выиграла соревнования по конкуру, которые по традиции ежегодно проводятся в рамках конноспортивного праздника.

        На церемонии открытия праздника руководитель Рязанского регионального общественного Фонда содействия патриотическому воспитанию граждан “Служу Отечеству” Александр Мирзоян вручил медаль “За заслуги в патриотическом воспитании молодежи” директору ВНИИ коневодства Александру Зайцеву.

        – Наш праздник привлекает гостей тем, что мы здесь показываем лошадей, говорим об их предназначении, а это сегодня интересно многим, – рассказывает Александр Михайлович. – В культурной программе праздника представлены народные промыслы района, звучат песни в исполнении казаков. Вместе с администрацией Рыбновского района мы решили привлекать сюда как можно больше людей. Кроме того, мы бы хотели сделать ВНИИК центром развития туризма. Здесь в XIX веке действовал один из крупнейших конных заводов России, которым владел Николай Дивов. Для реализации проекта нужны инвесторы. Со своей стороны мы сделаем для привлечения туристов все возможное.

        Накануне праздника во ВНИИ коневодства прошла всероссийская научно – практическая конференция с участием виднейших ученых страны. Труд научного сообщества ВНИИКа был отмечен высокой федеральной наградой.

    admin

    Наверх