Из чего делают дугу для лошади

Имея лошадь, хозяину нужно купить упряжку и телегу, чтобы перевозить людей или необходимые грузы. Всем известно, что запрягая лошадь, нужно не забыть о дугах, так как они защищают животное от ушибов.

Конструкция дуги для лошади настолько проста, что ее можно изготовить самостоятельно у себя дома. Для этого, нужно подготовить необходимый материал и следовать стандартной инструкции. Давайте посмотрим, как это делать.

Дуги для лошади

Запрягая лошадь, можно увидеть, что над животным нужно устанавливать дугу. Но зачем она нужна? На первый взгляд – эта деталь может показаться ненужной. Некоторые думают, что ее цепляют для украшения. Такую деталь придумали давно, и до сих пор она выполняет важную роль при езде на санях или повозке.

Сегодня мы узнаем, что такое дуга, и какое у нее предназначение. Помимо того, мы поймем, как называется дуга над лошадью.

Что это такое, назначение

Любая упряжь для лошади состоит из дуги. Дуги нужны для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Так как раньше были плохие дороги, люди придумали дуги, чтобы смягчать удар и не навредить животному. Дуга выступает в качестве амортизатора.

Помимо этого, дугу используют для украшения конного транспорта. Многие украшают эту часть упряжи красивой национальной росписью или резьбой по дереву.

Особенности

Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.

Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.

Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.

Дуги для лошади имеют один стандартный вид – это полу изогнутое дерево. Его размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги, чтобы они могли полноценно выполнять свои функции.

Дуги нельзя делать из метала, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Материал, который можно использовать – это только дерево. При этом, важно знать какое дерево будет легким и прочным.

Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.

Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.

Выбор и подготовка материалов

Подготовка для изготовления дуги начинается с выбора вида дерева. Рекомендуется использовать ветлу или вяз. Вяз сам по себе очень прочный, но ветла отличается своей легкостью, благодаря чему, лошади легче тянуть повозку. Однако, можно использовать:

Заготавливать дерево нужно весной, когда дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из этого дерева нужно сделать кряжи, толщиной 0,5метра, а длиной два метра. Кряжи нужно расколоть – это и будут заготовки для дуги. Также важно приобрести дужный станок для сгибания дерева.

Еще нужно иметь рубанок, для обработки дерева или другой инструмент. Без этих инструментов невозможно качественно сделать дугу. Чтобы украсить изделие, можно купить краску или покрыть дерево лаком.

Этапы изготовления

Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.

Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.

Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.

Для справки! Иногда пропаренное дерево может плохо гнуться, поэтому нужно его полить кипятком во время сгибания.

Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.

Финишная обработка

Как только дуга высохла, ее вынимают из станка и снимают веревку, которую использовали для фиксации. После этого, дерево нужно обработать рубанком или стругой. Теперь подошло время украсить конструкцию. Для этого, можно разрисовать дугу красивыми красками или нарисовать на ней геометрические узоры. В каждой стране дуги разрисованы национальными орнаментами. Разрисовывать дугу нужно специальными красками, чтобы при дожде, они не слезли. Как правило, разрисованные узоры покрывают специальной жидкостью.

Еще можно вырезать узоры в дуге и покрыть ее лаком. В самом конце, к середине дуги, нужно прикрепить бубенцы. На этом, процесс изготовления дуги закончен.

Секреты именитых мастеров

Многие опытные специалисты, делающие дуги для коней, говорят — самое главное, что нужно сделать перед изготовлением детали – это выбрать качественный и надежный материал. Именно от дерева будет завесить прочность дуги.

Важно! Правильно сделанная дуга способна выдержать любые нагрузки.

Еще один момент, о котором нужно помнить – это то, что дерево нужно хорошо пропарить, чтобы оно было пластичным. Не имеет значения, каким методом вы будите смягчать дерево главное, чтобы у вас это получилось.

Где можно купить дуги?

Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.

При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.

Можно ли обойтись без дуги?

Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.

Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

Красивое крашение дуги

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.

Древесина вяза

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Крепление для сгибания

Роспись и резьба

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Назначение дуги

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Необходимый материал

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесина вяза

Поэтапное изготовление

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.

Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.

Роспись и резьба

Времена лихих конных троек и экипажей давно канули в Лету, а вместе с ними и главный атрибут русской упряжки – дуга. Являясь очень важной деталью упряжи, от ее качества зависели движение и безопасность всего экипажа. Не удивительно, что мастеров-дужников всегда почитали наравне с кузнецами и шорниками. Сегодня таким мастерством владеют единицы, кому знания и умения передались от дедов-прадедов. Мы приоткроем занавес «великого» дела и расскажем, как сделать дугу для лошадей своими руками.

«Лежит – ниже кота, стоит – выше коня»? Ответ на эту загадку раньше знали и взрослые, и дети. Это дуга – главная отличительная черта всех русских традиционных упряжек, отчего они стали называться «дуговые» или «оглобельно-дуговые».

Дуга изготовляется из цельной части прочной и гибкой древесины. С помощью вымачивания в кипятке и последующего трудоемкого процесса сгибания дерево получает необходимое изогнутое очертание.

Дуга всегда находится над лошадью и имеет специальную форму, которая заужена в центре, но расходится в стороны по краям. Такая форма обусловлена предназначением дуги: скреплять оглобли повозки с хомутом, удерживать оглобли в необходимом положении, смягчая и амортизируя толчки и удары во время движения лошади.

Первое упоминание об этой части конной упряжи историки находят еще в скандинавском эпосе, однако именно на территории Руси дуга стала использоваться повсеместно. Так, примерно в VII веке в Великом Новгороде начали использовать свой хомут с приделанными к нему гужами и пружиной-дугой. Как выяснилось позже, такая деталь была вызвана потребностью русского человека преодолевать огромные расстояния по бездорожью. В обычной упряжи во время быстрой езды хомут съезжает на шею, из-за скачков оглобель трет и набивает плечи лошади, поэтому главной причиной возникновения дуги были русские дороги.

Кроме амортизации, дуга определяет ширину оглобель для поддержания баланса и правильного распределения нагрузки. Главной задачей мастера-дужника было не просто сделать прочную деталь, но и гибкую, чтобы во время движения она свободно могла поддерживать баланс.

Изготовление

Изготовление этой части упряжи начинается с выбора древесины. Материал должен быть легким и прочным. В древние времена наиболее ценились ветла, вязь и дуб. В регионах с мягким климатом, где зимой температура не опускается ниже 10 градусов мороза, можно брать черемуху. Прекрасными свойствами обладают береза и лещина. Брать деревянную заготовку нужно весной, во время сокодвижения, и желательно в низком влажном месте.

  • Выбрав подходящий материал, дерево нужно распарить. Раньше для этих целей дужники использовали специальные высокие деревянные «парни». Погрузите заготовку в горячую воду или выдержите над паром до размягчения и гибкости материала, примерно 20–30 минут. Если нет возможности распарить дерево, середину заготовки помещают на два-три дня в холодную воду. Можно на несколько дней положить заготовку в бане.
  • Аккуратно, без резких движений загните конец заготовки, образуя форму дуги. Делайте все не спеша: в былые времена над одной заготовкой дужники работали не менее часа.
  • Как только край дуги свободно войдет в вырез в колодке, закрепите его. Все выступающие части свяжите плотной веревкой или проволокой и оставьте заготовку в таком положении до полного высыхания древесины – не менее 30 дней.
  • По истечению срока высыхания заготовку можно снять и проверить получившуюся форму дуги.
  • Оцените качество, упругость, легкость получившейся заготовки. Подгоните под упряжь, уберите все зазубрины или зацепки на дереве. Проведите полную зачистку и подготовку под эксплуатацию.
  • Качественную дугу можно проверить по весу: изделие должно свободно удерживаться одним пальцем.

    Украшение

    В украшении и оформлении упряжи нашли отображение многие стили народного творчества. Увидев расписную дугу, историк с легкостью сможет сказать регион ее использования или изготовления.

    Вывод

    Русская дуговая упряжка возвращает былую популярность. Ее надежность и удобство для лошади потихоньку вытесняют универсальность европейского варианта упряжи. Вместе с этим былую необходимость возвращает себе и главный атрибут – дуга. Но найти хорошего дужника в наше время не так уж и просто, поэтому знания о том, как сделать дугу своими руками, становятся актуальными. Кто знает, быть может и вам удастся сделать свою дугу и радоваться конными поездками?

    28.05.2018

    Дуга для лошади: как сделать дугу самостоятельно?

    Ярким проявлением русской культуры являются конные тройки со звонкими поддужными колокольчиками и упряжными бубенцами. Обычай таких поездок существовал в России почти два столетия. Неизменным элементом упряжи животных была дуга.

    Дуга предназначается для удерживания гужи возле оглобель. Хорошее изделие должно быть прочным, упругим и легким. При хрупкой дуге запрячь лошадь правильно не получиться.

    В случае если и после этого заготовка не будет изгибаться, ее снова придется пропарить. Самое главное, без рывков надавливать на древесину до того момента, когда загибаемый конец не окажется напротив другого выреза в колодке, который свободен. После этого заготовку аккуратно вдавливают в прорезь.

    Упряжь с упругой качественной дугой не доставит животному дискомфорта. Она помогает удержать гужи перпендикулярно хомуту, исключая возможность возникновения потертостей на плечах и боках. Дуга для лошади выполняет роль амортизатора, устраняющего толчки от неровностей на дорогах. Удары повозки смягчаются благодаря тому, что кожаные петли-соединители растягиваются.

    Изготавливали этот элемент упряжи мастера особого ремесла. В процессе производства качественную деревянную заготовку аккуратно сгибали. Чаще всего использовали болванки из вяза и ветлы. Первые из них отличались необычайной прочностью, а вторые — особой легкостью. В некоторых районах России их гнули из дуба, лещины и березы.

    Производство начиналось с выбора деревянной заготовки толщиной 8-12 см и длиной 155-185 см. Дерево рубили ранней весной, когда процесс сокодвижения только начинался. Для правильного сгибания применяли колодку со специальными вырезами. Работа эта нелегкая, поэтому выполняли ее 2-3 человека. Вставив один край заготовки в прорезь, пробовали болванку на изгиб. Толстые заготовки гнутся плохо, в связи с чем на протяжении 2-3 дней изгибают ее среднюю часть.

    Как сделать дугу для лошади своими руками

    Для этого их замачивают в воде, а за полчаса до начала манипуляций опускают в кипяток, тем самым распаривая древесину. Подготовленный брусок закладывают в вырез колодки и медленно начинают загибать его свободный конец. Эта процедура может продлится более часа.

    Украшением дуговой сбруи занимались художники и резчики по дереву. Ее расписывали красками, изображая грозди винограда, травы, цветы или геометрические узоры. По низу изделия рисовали львов. Иногда живописные узоры компоновали с вырезанными деталями.

    В конце выступающие края дуги связывают между собой бечевкой или проволокой с натяжением. Держат в таком виде заготовку до высыхания древесины. Узнать, как сделать дугу для лошади можно у мастеров декоративного искусства.

    Несмотря на редкое использование лошадей для езды в упряжках, дуга по-прежнему является важным элементом упряжи. Теперь ее делают более легкой и тонкой, часто без росписи и резьбы. Но в деревнях в праздничные дни можно встретить повозку с лошадкой, дуга у которой украшенной цветными лентами.

    Рекомендуем ознакомится: http://www.8lap.ru

    Память детства. Как деды дугу гнули

    Кованов Александр Николаевич

    Было мне тогда лет четырнадцать…. Но в память врезалось это смешное событие потому, что Русь-матушка чудаками сильна…
    Жил да оживал на окраине села, дед по фамилии Шпак (Скворец)…. Белорус, попавший на Алтай в войну…. Оккупация, эшелоны…. Так и добрался с семьёй….
    Здоровый и коряжистый…. Ладони огромные и мозолистые…. Дуб настоящий, крепкий…. Тогда уже ему было за 80…. А как шёл он из бани зимой с малиновым лицом… Как у Евдокимова – «морда красная»… Так и молодые мужики завидовали его здоровью…
    Дед Шпак очень мастеровитым был… Строитель, плотник, шорник, печник… Поискать таких… Промышлял дед Шпак в те времена изготовлением деревянных телег, колёс, дуг и прочей сбруи для лошадей, которые ещё водились в колхозах…
    Уж, в уборку дело было… Приспичило деда Шпака дугу делать…. Это, для того, кто не знает – деревянная штуковина над головой лошади в тройке, на которой «колокольчик однозвучный…»
    «Процедура», — как говорил дед – «Шибко сурьёзная»….

    Как сделать дугу для лошади своими руками видео

    И действительно так. Длинная, пятиметровая жердь обтёсывается по мерке «на квадрат», делаются специальные пропилы… А потом эту жердь, распаривая кипятком, необходимо укладывать, постепенно сгибая, в U-образное гнездо, выдолбленное в толстенном пне…
    Молодые здоровые мужики убирали урожай, а на «гнутьё дуги» собрались «три богатыря… Мой дедушка – «метр с кепкой», коряжистый и крепкий Шпак, и – «тяжёлая артиллерия» — сосед, дядя Саша Фогель, килограммов под 150…
    Мы, как воробышки, уселись вдоль плетня…. Бабка Шпачиха едва успевала подкидывать дрова од котёл, в котором кипела вода… Процесс пошёл…
    Деды встали, как положено – по «весовой категории»…. Гнули, лили кипяток с матом-перематом… А мы «болели» за дедов…. Бабка Шпачиха только успевала подливать кипяток и пристукивать заготовку в гнездо большой деревянной киянкой….
    С десяток сантиметров осталось и… «тяжёлая артиллерия», споткнувшись, и потеряв равновесие падает….
    Полёт двух дедов…. После того, как жердь выскочила из гнезда, и выпрямилась…. Достоин голливудских каскадёров….
    Мат, треск кустов, наш хохот и сороки, взметнувшиеся из зарослей…. Это нужно было просто видеть….
    Обошлось всё ушибами да синяками…. Назавтра был выходной, и соседи помогли деду Шпаку согнуть-таки «скорострельную» дугу…
    (21 ноября 2011 г. 15.00.)

    © Copyright: Кованов Александр Николаевич, 2011
    Свидетельство о публикации №111112105148

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Кованов Александр Николаевич

    Интересно написано, а уж сам сюжет — .
    Саша, пора кино снимать :)))

    Лариса Бодрикова 22.11.2011 14:28 ? Заявить о нарушении

    Ага!
    Комедии про русскую деревенскую жизнь…)))
    Спасибо, Ларисочка!
    Санька

    Кованов Александр Николаевич 22.11.2011 14:31 Заявить о нарушении

    На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

    Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Кованов Александр Николаевич

    Как сделать дугу для лошади: пошаговая инструкция, материал, обработка, фото

    Назначение дуги

    Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще.

    Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

    В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади.

    Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани.

    А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

    Красивое крашение дуги

    Необходимый материал

    Поэтапное изготовление

    Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

    Крепление для сгибания

    Завершающая обработка

    В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

    Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца.

    Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга».

    Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.

    Роспись и резьба

    Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

    Упряжь лошадью красна: все о конской сбруе

    В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа.

    Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки.

    Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

    Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами.

    Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному.

    Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

    Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте.

    Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте.

    После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

    Строение и виды

    В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником.

    Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее.

    Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

    Русская или дуговая одноконная упряжь

    Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель.

    Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить.

    Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

    Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

    Хомут – основа тяговой силы

    В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

    Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров.

    Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки.

    Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

    Хомут состоит из:

    Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры.

    Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости.

    Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

    Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

    Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

    Остальные части

  • Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
  • Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
  • Уздечка – используется обычная трензельная.
  • Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель).

    Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.

    Бездуговая постромочная одноконная упряжь

    В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

    Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки.

    Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель.

    На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

    В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров.

    В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь.

    Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

    Дышловая пароконная

    В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник.

    В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади.

    Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

    Фотогалерея

    Фото 1. Сбруя на вешалкеФото 2. Запряжка пароконная с дышломФото 3. Пароконный экипаж

    Видео «Европейская упряжь под вагонет»

    В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.

    Как сделать седло для лошади своими руками?

    Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского.

    Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди.

    А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.

  • ВАЖНО ЗНАТЬ!Не стригите “грибковые” ногти! Грибок ногтей выводится так: обработайте ногти обычным…
  • В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.

    Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.

    Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок.

    Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности – 1-2 часа.

    Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.

    Минусы английских седел: маленькая площадь подушек и необходимость периодически эти подушки перенабивать. Частый брак этого типа амуниции – кривой ленчик (основа седла).

    Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:

    • длиной и формой крыла;
    • «глубиной посадки» наездника;
    • высотой передней луки;
    • шириной «канала» между подушками.
    • Английское конкурное седло

      В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.

      У полочных тоже есть несколько видов:

      Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.

      Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам – удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.

      Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.

      Отличается большей длиной полок, чем «мужское». Под этот вид полочного седла требуется лошадь с длинной спиной.

      Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.

      Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.

      Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.

      Одна из моделей пробежных седел

      Современное вьючное седло

      Древняя конструкция вьючного седла

      Первоначальная конструкция – деревянная рама с толстой подушкой, набитой мягким материалом, часто обычной соломой. Современные конструкции схожи с полочными, у которых отсутствует верхняя часть. К современному седлу добавлены специальные поддерживающие «подставки» для боковых вьюков. Такое устройство позволяет надежно закрепить груз и избежать ерзания амуниции на спине у коня.

      Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

      Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

      Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

      Ленчик кавалерийского (строевого) седла

      Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

    • войлок толщиной минимум 10 мм – не менее 3 м?;
    • сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм – 1 м?;
    • выделанная кожа около 3 мм толщиной – 2 м?;
    • кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
    • пробойник для кожи;
    • инструменты для разрезания;
    • нитки;
    • 1 м? тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
    • металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).
    • Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

      Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.

      Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

      В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.

      Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.

      Основные ошибки при изготовлении седла указаны на рисунке:

      А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик

      Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у?же, у строевого может быть шире.

      В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.

      В натянутой ленте пробойником делают крупные отверстия. Важно, чтобы пробойник вырезал кусочки, а не просто делал дырки. При простом проколе чем-нибудь острым кожа быстро начнет расползаться. При помощи шнуров ленту живца равномерно распяливают между полками. Результат получается таким:

      Можно делать ее в двух вариантах:

    • вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
    • сделать съемные.
    • В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.

      Во втором случае чехол крепят за концы полок, как на фото ниже:

      Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.

      Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол.

      Затем войлок на полках припудривают мелом или мукой, и седло снова кладут на лошадь. После примерки сморят, где на лошади остались следы порошка. Отпечаток полок должен быть равномерным по всей длине спины.

      В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.

      Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:

    • круговая подпруга;
    • по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
    • две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.
    • Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две. Круговые неудобны тем, что при затягивании прокручиваются, не позволяя как следует закрепить седло на лошадиной спине.

      Приструга – ремень, “намертво” прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.

      Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами

      Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг. Во втором и третьем вариантах возможна смена узких кожаных подпруг на более широкие – тесьмяные или гелевые.

      Обязательная деталь полочных седел. Изготавливается из того же войлока, которым обшиты полки седла. Для лучшей сохранности войлока на потник сверху нашивают крышку из тонкой кожи (дорогой вариант), кирзы или брезентовой ткани (экономкласс). К крышке пришивают ремни для закрепления полок седла.

      Потник экономкласса с кирзовой крышкой

      Шьют изделие из двух кусков войлока. Выкройку делают с таким расчетом, чтобы потник спереди и сзади «выглядывал» из-под полок на 3–5 см. С боков потник должен закрывать не меньше половины бока лошади, предохраняя ее от давления пряжками подпруг.

      Важный момент: потник не должен лежать на позвоночнике коня. При седловке его подтягивают до высоты живца, чтобы образовался «домик». С таким же расчетом к крышке подшивают ремешки для полок, удерживающие потник от сползания вниз.

      Вырезав подходящий по размеру прямоугольник войлока, его разрезают пополам по «линии хребта» и снова сшивают оверлочным швом. Делается это для более удобного сгибания потника посередине. С крышкой для потника поступают аналогично.

      В общем виде седло готово, но для удобства всадника добавляют крышку, крылья и стремена.

      Ремень, на который вешают стремена. Под него еще на этапе изготовления полок в деталях делают прорезь. Место прорези – между пристругами. Чем ближе путлище будет располагаться к передней дуге, тем больше всадника будет «вытягивать» вперед при езде.

      Горизонтальная прорезь – место под путлище

      Изготавливают их из длинных ремней: около 2,5 м. При использовании выделанной или сыромятной кожи два ремня часто сшивают вместе. Но это завит от толщины кожи. Брезентовая стропа – одинарная. На одном конце путлища находится пряжка, на другом пробивают дырки, чтобы можно было подогнать длину стремян по ноге. Требования к путлищу – выдерживать вес всадника и не рваться.

      Это кусок кожи, лежащий на железных дугах и защищающий живец от атмосферных осадков. Сыромятная кожа, намокнув, сильно тянется. Строевик с незакрытым живцом быстро станет непригодным для использования.

      Для крышки из выделанной кожи вырезают кусок необходимого размера. Выкройка должна захватывать обе дуги и «свисать» вниз на 2–3 см. С боков достаточно, чтобы она в обмятом состоянии покрывала живец.

      Вырезанную деталь размачивают в теплой воде и обминают на седле по форме. Чтобы крышка не слетала, ее можно привязать шнурком к дугам, пробив в коже дырки.

      В казачьем седле вместо крышки используют мягкую подушку, притянутую к седлу троком, идущим через грудную клетку лошади.

      Подушка – единственная деталь в полочном седле, при изготовлении которой можно использовать поролон.

      Деталь, защищающая ногу всадника от подпружной пряжки и дерева полок. Вырезают крыло из выделанной кожи или кирзы. Размер подбирается по ноге всадника. Нижний край должен быть ниже колена, но не защемлять кожу над сапогом. Физической нагрузки крыло не несет, поэтому крепится на веревочках к передней дуге и шнуру от живца.

      На этом этапе седло полностью готово. Но строение спины у каждой лошади индивидуально, поэтому ленчик придется подгонять, не только вытачивая деревянную полку, но и меняя угол металлических дуг и крепления полок. Если добавить к этому затраты на необходимые материалы и трудоемкость изготовления конструкции в современных условиях, то проще купить хорошее полочное седло.

      Как сделать телегу для лошади своими руками

      В былые времена в любое время года, там, где не было дорог, и почва была слишком влажной и мягкой, где не могла проехать даже телега, применялись вездеходные сани. Простейший вид саней именовался волокушами.

      Они представляли собой две жерди, которые одним концом крепились по бокам к лошади, а другим волочились по земле. Между собой концы соединялись перекладиной, а уже на перекладину крепился груз.

      Когда форму волокущихся концов улучшили, получились сани.

      Сани делятся на два вида:

      Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются нарты. Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями. В Северной Америке используются тобогганы.

      Это сани с высокими полозьями, загнутые вверх. Дно у таких саней сплошное. В Западной Европе сани использовались только для спорта. Поэтому формы у саней вычурные и необыкновенные, а так как снег в тех краях рыхлый и быстро тает, то полозья поставлены высоко.

      На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся Русские сани.

      В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья.

      Сани с кузовом в форме кареты, называли возок. На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна.

      Русские сани также распределяются по размерам, назначению и конструкции:

      Дровни – это рабочие сани без спинки и отводов. Предназначены для транспортировки брёвен и дров.

      Подсанки – это прочные сани средних размеров. Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба.

      Розвальни – это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом. Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.

      Городские сани – это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах

      Ковровые сани – это большие выездные сани с дополнительным пассажирским сидением сзади козел. Изнутри оббивались коврами, рассчитанные для катания большого количества людей.

      Чухонские сани – это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.

      В настоящее время сани считаются экзотическим видом транспорта и в пределах города их увидеть практически невозможно.

      Однако в сельской местности, где чистка заснеженных дорог производится, не так щепетильно, сани можно встретить у каждого второго. Ведь те же розвальни очень удобны для перевозки дров, сена или мешков с зёрнами.

      Выездные сани – это уже показатель уровня мастерства или же состоятельности. Помимо конных вошли в широкое потребление сани, предназначенные для снегоходов.

      Из чего же делают конные сани? К сожалению, чётких ограничений и ГОСТов при конструировании саней нет. Мастера в основном производят замеры с уже готовых экспонатов или применяют знания, переданные по наследству. Также, существуют каретные мастерские, где сани изготавливаются опытным персоналом, с использованием различных дерево и метало обрабатывающих станков.

      При изготовлении саней важна лёгкость материала, чтобы лошадь во время перевозки не подвергалась сильным нагрузкам. А так как конструкция сама по себе довольно габаритная, то к выбору материала нужно подходить с большой ответственностью.

      В старину сани изготавливали из чистого дерева без использования гвоздей, поскольку металл был очень дорогим. Со временем сани начали укрепляться металлическими листами, болтами и сваркой. В настоящее время используются даже пластмассовые трубы. И так, какой же именно материал используется в современном изготовлении саней:

    • древесина (дуб, ясень, берёза, вяз, черёмуха, липа);
    • сталь (нержавеющая, углеродистая);
    • пластмасс.

    Сани – это, прежде всего конструкция, которая состоит из деталей, поэтому сперва нужно разобраться в её строении. Для примера возьмём розвальни. Почему именно их? Потому что, розвальни – это нечто среднее между дровнями и выездными санями. При желании, достаточно лишь незначительной модернизации, чтоб получить одно или другое.

    Рассмотрим строение деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом.

    Рис.1 Сани – розвальни. Общий вид.

    Основной частью любых саней являются полозья (1). Как видно на рис.1, длина полозьев в уже загнутом состоянии составляет 2250 мм, а высота загнутой части не превышает 800 мм.

    Сечение бруса, из которого выгнуты полозья в пределах 80 мм, расстояние между их средними точками 570 мм – это ширина колеи.

    От подреза (2) до крайней точки дуги полозьев расстояние должно быть не более 600 мм, а от места крепления полозьев к переднему бруску (11) до крайней точки дуги – 420 мм.

    Длина рамы (7) составляет 2100 мм, а настил (9), который крепится к раме, должен быть в пределах 1500х700 мм. Расстояние между крайними точками отводов (8) не должно превышать 1300 мм.

    Рис.2. Сани #8212; розвальни. Рама и крепление

    а) конструкция рамы;

    б) крепление рамы;

    в) кованая скоба для оглобли.

    Рама к полозьям крепится с помощью копыл сечением 30х15 мм (5), крепёжных скоб сечением 50х3 мм (4) и стальных планок сечением 50х3 мм (6). Расстояние между полозьями и рамой варьируется от 100 до 300 мм. В раме заранее должны быть сделаны отверстия для копыл.

    Рама усиливает конструкцию и становится жёсткой благодаря равномерному креплению поперечных брусков (1) к продольному брусу (2). В этом моменте главное соблюдать строгие параллели, чтобы в дальнейшем сани не уводило в сторону и не опрокинуло.

    Чтобы защитить человека от снега, которые летит из-под копыт лошади, устанавливается щиток (10), нижним концом который крепится к полозьям, а верхний к переднему бруску (11) – это место жёсткого крепления загнутых концов полозьев.

    Впереди этого бруска прикреплена скалка (13), на которой держатся передние концы боковых отводов. Чтобы детали 10, 11 и 13 в месте соприкосновения хорошо держались, их укрепляют стальными прутками (12) и протягивают через верхнюю конструкцию к раме, где и закрепляют в самих полозьях.

    В боковых отводах, как и в настиле, необходимо заранее сделать отверстия для вплетения веревки (15).

    К каждому полозу также прикрепляется стальная скоба (рис.1а – 3, рис.2в), которая предназначена для крепления оглоблей.

    Прежде чем приступать к изготовлению саней, необходимо решить для себя какие именно сани это будут. Поскольку структуру саней в целом мы уже рассмотрели, а объектом рассмотрения выступали розвальни, то самое время практическую часть сконцентрировать на выездных санях.

    И так, первое что нам необходимо, это размеры. Выездные сани славятся своей устойчивостью за счёт ширины колеи, однако, следует учитывать дороги, по которым эти сани будут разъезжать. Самое практическое решение этого вопроса заключается в замере самого узкого места на предполагаемом маршруте. Но если таковое не имеется, тогда можно воспользоваться общими размерами.

    Ширина между полозьями – до 900 мм.

    Длина полозьев в загнутом виде – от1700 мм.

    Ширина кузова – до 1200 мм.

    Высота саней от земли до днища кузова – до 300 мм.

    Длина оглоблей зависит от размера лошади – около 1200 мм.

    Самая трудоёмкая и основная часть при изготовлении саней, это полозья. Они должны быть достаточно прочные и в то же время лёгкие. Изготавливаются они из древесных длинных брусков, стальных или пластиковых труб, а чтобы при езде контакт со снегом был больше, к трубам привариваются тонкие металлические полоски.

    Для изготовления полозьев из металла используют нержавеющую или углеродистую сталь. Выбор стали зависит от самого мастера, и от того, какими ресурсами он располагает, на качество езды выбранный материал не повлияет. Минусом металлических полозьев является неустойчивость к сильным морозам, при сильной нагрузке в минусовую температуру полозья могут дать трещину.

    Идеально, если полозья будут выкованы из сплошных стальных листов, однако не у всех желающих есть доступ к кузнечным мастерским. Поэтому, более популярные в использовании стальные трубы, диаметром 25-50 мм.

    Длина труб должна быть на 1-1,5 метра больше задуманной длины саней, потому как полозья придётся сгибать с обеих сторон. Спереди – для плавности хода, сзади – для возможности сдать назад.

    Сгибание труб можно произвести двумя способами:

    Трубогиб облегчает процесс сгибания труб. Выгнутые полозья можно соединить между собой дополнительными трубами, согнутыми буквой П. Если приварить их к полозьям на расстоянии 200 мм друг от друга, то конструкция станет намного прочнее и жёстче. А П-образный каркас будет выполнять функцию копылов, на которые приваривается настил.

    Если в хозяйстве трубогиба нет, сгибать трубы придётся вручную. Для этого необходимо в трубу засыпать песок, желательно сухой и чистый, нагревом довести металл до температуры, позволяющей без особых усилий произвести деформацию.

    Загибание нужно производить медленно и осторожно, чтобы не допустить излома металла. Также, необходимо строго контролировать диаметр изгиба, чтоб полозья максимально были идентичны.

    Роль копылов в данном случае будут выполнять металлические стойки из труб диаметром 25 мм, которые крепятся к готовым полозьям с помощью сварки.

    В случае если сани нужны для рабочих целей, то сильно высоко полозья загибать не нужно. Так, например, на рис.3 виден упрощённый вариант каркаса саней.

    Рис. 3. Чертёж полозьев.

    Для усиления металлического каркаса также используются металлические уголки, профили и швеллеры. Все детали крепятся друг к другу с помощью сварки. Места сварки зачищаются и шлифуются, чтоб не было зазубрин.

    Работа с деревом очень трудоёмкая и требует определённых навыков. Новичку придётся потратить немало сил и ресурсов, чтобы получились крепкие и долговечные полозья. Чтобы избежать лишних затрат, лучше проконсультироваться у опытных столяров. Если же таковых в окружении не имеется, вашему вниманию предоставляются некоторые рекомендации от народных мастеров.

    Во-первых, необходимо выбрать дерево, из которого будут выгибаться полозья. В изготовлении используют дуб, ясень, берёзу, вяз, черёмуху и липу. Черёмуха самая мягкая из всех деревьев, вязкая и хорошо гнётся. Дуб самый твёрдый из всех, поэтому требует более длительного выпаривания. Берёза должна быть срублена весной, когда она сочнее всего.

    Во-вторых, перед сгибанием дерево нужно подготовить, чтобы оно приобрело эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держат на пару. Некоторые мастера пропаривают его в бане, а другие вымачивают в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятит.

    Ещё существует метод запаривания дерева в собственном соку. Когда заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр. После чего в нужном месте делали загибание.

    Какая бы технология не была выбрана, в любом из вариантов при сгибании вероятен разлом бруса. В этом случае главное не останавливаться, а продолжать попытки достижения цели. Ведь многое зависит от самой древесины. Если не поддаётся на изгиб вяз, попробуйте липу или берёзу.

    Также, рекомендуется сделать подпил дерева (каждые 6-8 см) на предполагаемом изгибе с внутренней стороны.

    В-третьих, нужно согнуть дерево так, чтобы диаметр изгиба был одинаковый на обоих полозьях. Для этого понадобится шаблон и немалое усилие, которое прикладывается во время процесса загибания. Обычно приглашаются помощники, но можно справиться и одному, если есть в хозяйстве лошадь.

    Для шаблона используют широкий ствол дерева, распиленный вдоль всей длины, в котором делается углубление желаемой формы изгиба полозьев. Или же форма создаётся с помощью забитых клиньев, между которыми укладывается древесная заготовка.

    Есть умельцы, которые огибают дерево вокруг диска грузовой машины, закрепляя гнущийся конец проволокой, но в этом случае у мастера должны быть крепкие нервы и несколько помощников.

    Многое может упроститься, если у мастера в свободном доступе есть столярные станки. Ведь брус, какой бы толщины он не был, согнуть намного тяжелее, чем древесную пластину шириной 10-15 мм.

    Выгнутые пластины склеивают между собой, держат несколько дней под прессом. А затем дополнительно скрепляют болтами по всей длине.

    Такие полозья прослужат по срокам не меньше, чем полозья из цельного дерева.

    Для полозьев, порой, используются пластиковые трубы. Хоть это и облегчает конструкцию, однако данный вариант саней будет ограничен в своих грузо перевозочных свойствах. Трубы сгибаются с помощью паяльной лампы для пластиковых труб. Но такие полозья требуют обшивки металлической полосой, чтобы пластмасса не повредилась во время поездки.

    И так, полозья готовы, а значит, самая трудоёмкая часть позади. Независимо от того, из какого материала сделаны ваши полозья, теперь следует сосредоточиться на равномерном закреплении всех деталей, чтобы в дальнейшем конструкция была прочна и надёжна.

    Если у вас металлические полозья, но вы хотите общую конструкцию сделать более лёгкой, то можно скомбинировать металл с деревом уже в этом моменте. Если вы будете использовать лёгкие материалы в конструировании кузова, то полозья с каркасом могут быть металлическими.

    Чтобы сани не просели под большим грузом, на полозья устанавливают стойки, они же копылы. Стойки могут быть как из дерева, так и из металла. Деревянные стойки представляют собой бруски сечением 30х15 мм, металлические используют трубы диаметром до 25 мм.

    Крепятся на полозья на расстоянии 20-30 см друг от друга. Чем больше стоек, тем прочнее будут сани. Если сани не предназначены для больших грузов, достаточно будет двух стоек на каждом полозе.

    Стойки должны быть одной высоты и установлены строго напротив друг друга, чтобы дальнейшая установка поперечных перекладин соблюдала строгие параллели.

    Перекладины можно нарезать из профиля. Деревянные стойки к полозьям и перекладинам крепятся с помощью металлических уголков. Металлические стойки к полозьям и перекладинам привариваются сваркой. Можно стойки с перекладинами делать цельными, для этого трубы выгибают буквой П и приваривают к полозьям.

    На перекладины укладывается настил. Металлический настил к металлическим перекладинам или приваривается, или прикручивается болтами. К деревянным перекладинам прикручиваются деревянные доски, которые должны плотно прилегать друг к другу, чтобы образовать настил.

    Щит может быть также металлическим или наборным деревянным, крепится к передним поперечным перекладинам. В той же местности только к полозьям привариваются пластины для крепления оглоблей.

    Кузов и отделочные материалы должны быть лёгкими, поскольку силовая нагрузка на них не приходится. Для бортов используется фанера, дли сидений тонкие доски.

    Утепление кузова изнутри и наружная отделка – это, целиком и полностью, полёт фантазии мастера. К украшению саней можно подойти творчески, используя художественную ковку, резьбу по дереву, роспись маслом и тканую обивку. Главное, чтобы изделие радовало глаз мастера и использовалось как можно дольше.

    Сани готовы, оглобли к ним пристёгнуты, осталось сделать дугу для лошади, к которой крепятся оглобли, соединяя весь механизм саней в единое целое.

    Для дуги понадобится брусок дерева сечением 50х70 мм длиной 1,5-2 метра. Подготовка дерева перед сгибанием такая же, как для деревянных полозьев.

    Однако после окончательного загиба, концы дуги стягиваются и связываются плотным жгутом. В таком зафиксированном положении изделие отправляется на просушку, которая длится до 40 дней.

    Затем дерево грунтуется, покрывается лаком или краской, и украшается росписью.

    Какой бы вид саней не был выбран, для их изготовления нужно немало терпения, выдержки и сил. Не зря говорится, что готовить сани нужно летом, ведь времени для этого требуется не каких-нибудь пара – тройка часов.

    Но в тот морозный день, когда из-за сугробов не будет видно собственного забора, когда транспорт будет абсолютно бесполезный из-за заметенных дорог, прогулка на санях по заснеженным окрестностям окупит все труды, которые были затрачены на изготовление чудесного изделия.

    Значение и особенности дуги

    Дуга всегда находится над лошадью и имеет специальную форму, которая заужена в центре, но расходится в стороны по краям. Такая форма обусловлена предназначением дуги: скреплять оглобли повозки с хомутом, удерживать оглобли в необходимом положении, смягчая и амортизируя толчки и удары во время движения лошади.

    Как говорят, «оглоблю из дуги не сделаешь», и изготовление каждой детали упряжи требует своего мастерства и знаний. В случае с дугой здесь важно правильно выбрать дерево и уметь с ним работать. Если сделать ошибку, изделие может в любой неподходящий момент сломаться. Хорошая дуга способна выдерживать очень большие нагрузки, поэтому сделав ее один раз качественно, изделие может прослужить не один десяток лет.

    1. Заготовьте деревянный сруб толщиной 8–12 см, длиной – 150–180 см.
    2. Для загибания дуги используется специальный станок-колодка с вырезами для закрепления. Одному человеку справиться трудно, поэтому гнуть дерево лучше с помощником. Вставив один край заготовки в первый вырез, сначала нужно попробовать гибкость дерева. Если материал податливый, можно пробовать загибать второй конец к следующему вырезу. Если же дерево гнется плохо, нужно его еще раз распарить.
    3. Художественному оформлению изделия придавали особое значение. Особенно ценились золотые и красные расписные дуги. Сначала дерево хорошо грунтуется и красится, потом наносится украшающий орнамент. Такая художественная отделка подразумевает не только эстетический характер, но и защищает древесину от гниения и засыхания. Помимо расписных орнаментов, упряжь могла украшать декоративная резьба, тисненная кожа.

      Немалую роль играл бубенчик и зга. Зга – это небольшое кольцо, которое делается внизу дуги для закрепления колокольчика и ремня-темляка от узды. Такой ремень позволял поддерживать голову запряженной лошади на определенной высоте. Колокольчик являлся неотъемлемым атрибутом русской упряжи. Здесь уж, как говорится, чтобы было «и видно, и любо слышно».

    admin

    Наверх