Илья муромец кличка коня

Интернет-сервис Студворк построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает старые браузеры. Для просмотра сайта загрузите и установите любой из следующих браузеров:

Другие вопросы из категории

животные могут ходить по воде как по дороге, о каком городе рассказывал рыжий кот?из мультика папугай кеша

Подскажите пожалуйста, заранее спасибо

Читайте также

2. Каковы особенности того времени?
3. Когда и как Илья Муромец стал богатырём, благодаря чему? Как он выглядел?
4. О каких чертах характера Ильи Муромца говорится в былинах Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил свою Родину и беззаветно служил ей?
5. Какие поступки совершил богатырь?
6. В чём особенности речи героя?
Начните рассказ так:
«Илья Муромец- самый любимый былинный образ русского народа. Недаром сам народ говорит о нём:
Как одно-то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!

1. Характер героя(какой он?)
2.какие поступки он совершил?
3.Как автор повествования относится к герою.
4.Моё мнение о герое.

Повесть называется Три поездки Ильи Муромца.

боя? 3 вопрос как изменялось отношение врага к илье муромцу.И нужны ответы

Умные дети – счастливые родители

Ответы к стр. 31 – 32

1. Поиск
Каким вы представляете Алёшу Поповича? Допишите. Подчеркните слова, встречающиеся в тексте былины.

Смелый, сообразительный, могучий , вёрткий , мужественный, вспыльчивый, находчивый, хитроумный, смекалистый.

2. Точное слово
Как обращался князь к богатырям?

Говорил им ласковый Владимир-князь:
– Гой вы еси, добры молодцы !
Скажитеся, как вас по имени зовут –
А по имени вам можно место дать,
По изотчеству можно пожаловать.

3. Соответствие
Рассмотрите рисунки оружия. Кому из богатырей оно принадлежит? Запишите.

Былины

Ответы к стр. 29 – 31

1. Проталинки
Перечитайте первый абзац. Найдите слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца. Запишите.

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть . Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает , реки-озёра перепрыгивает , холмы перелетает .

2. Поиск
Обратите внимание на имена героев (персонажей) былины. Запишите.

Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник (Соловей Рахманович), Пелька, князь Владимир Красное Солнышко, княгиня Апраксия.

3. Точное слово
Прочитайте абзац и подчеркните слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает , а правой рукой дубы с корнями рвёт , настилает через болото настилы дубовые . Тридцать вёрст Илья гати настелил , — до сих пор по ней люди добрые ездят.

4. Проталинки
Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника. Впишите пропущенные слова.

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула , столетние дубы покачнулись , цветы осыпались , трава полегла . Бурушка-Косматушка на колени упал .

5 ? . Поиск
Кроссворд
“Илья Муромец и Соловей-разбойник”

1. Город, из-под которого приехал богатырь.
2. Речка, у которой жил Соловей-разбойник.
3. Село, в котором жил Илья Муромец.
4. Кличка коня Ильи Муромца.
5. Город, из которого ехал в Киев Илья Муромец.
6. Имя отца Соловья-разбойника.

В русских сказках часто можно встретить об упоминании богатырей. Даже картины рисовались на тематику русского фольклора про богатырей. Васнецов картина так и называется quot;Богатыриquot;. Богатырей этих звали: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша попович. Жен их звали: Поляница Савишна, Настасья,Елена Петровна. Коней: Бурушка, Белюшка, Гай Юлий Цезарь. Про богатырей русских и мультфильмы современные снимают.

Трх богатырей звали —

  1. Илья Муромец из города Мурома, жена — Поляница Савишна (конь — Бурушка).
  2. Добрыня Никитич из города Рязань, жена — Настасья (конь — Белюшка).
  3. Алша Попович из города Ростов, жена — Елена Петровна (конь — Гай Юлий Цезарь).

Есть даже современный мультфильм про приключения трех богатырей. Есть картина в Третьяковской галлерее в Москве.

Тремя богатырями из русских сказок являются:

1) Самый старший Илья Муромец ,

2) Средний по возрастной категории Добрыня Никитич

3) Самый младший из трех богатырей Алши Попович .

Женами этих богатырей являются:

1) Самого старшего — Аленушка ;

2) Среднего богатыря — Настасья Микулшна ;

3) Младшего — Любава .

Коней соответственно: Бурушка , Белюшка и Гай Юлий Цезарь .

Три богатыря — это собирательное название героев из русских былин. Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алша Попович. У каждого богатыря было по одной жене и коню. xD

В общем, жн звали Алнушка, Настасья Филипповна и Любава. Ну, а у коней были имена — Юлий, Бурушка и Вася.

Трех богатырей звали Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Коня Алеши Поповича звали Гай Юлий Цезарь, Добрыни — Белюшка, Ильи Муромца — Бурушка. А вот жен не знаю как звали.

На Руси было много богатырей, но самыми известными, вошедшими в историю, стали только трое. О них слагались легенды, рассказанные в былинах, их изображали на картинах, снимали фильмы.

Считается , что богатыри жили на Руси на самом деле и служили в городе Киеве князю Владимиру, по прозвищу quot;Красное Солнышкоquot;.

картина В. Васнецова quot;Богатыриquot;

Старшим из троих был Илья Муромец , проживавший до тридцати лет в городе Муроме (на картине изображен по середине). Илья родился в крестьянской семье, долго не мог ходить, но обладал могучей силой и волей. Когда он поднялся на ноги, пошел защищать землю русскую от врагов.

Средним богатырем был Добрыня Никитич , родом из города Рязань (он слева, на белом коне). Добрыня был умным и рассудительным, смелый воин, воевода и советник князя.

Младшим из тройки богатырей был Алеша Попович , сын священнослужителя из Ростова (нарисован справа). Про Алешу говорили, что он был хитроумный и коварный, большой силой не отличался, и очень любил женщин.

Три богатыря вновь стали популярными героями после выхода на экраны серии мультфильмов. Сейчас снято уже шесть полнометражных картин, первый вышел в 2004 году.

Персонажи мультиков схожи внешне и по характеру с настоящими богатырями.

В мультфильме у богатырей есть жены: Илья женился на Алнушке, Добрыня на Настасье Филипповне, Алеша взял в жены Любаву.

Богатырский конь Ильи звался Бурушка. Как и в былинах, в мультфильме показали что Илья очень дорожит своим конем.

Добрыня в мультике ездит не на коне, а на смешном верблюде, которого зовут Вася.

У Алеши Поповича есть конь Юлий, а ещ осел по имени Моисей, на котором Алеша сражался с Тугарином Змеем.

Имена трех великих русских богатырей знают многие. Это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Известная картина, где мы можем их увидеть висит в Третьяковке.

А вот про их коней информация не так распространена. Их звали Гай Юлий Цезарь, Бурушка и Белюшка.

И мало кто знает про их жен. Если только из не так давно вышедших мультфильмов. Их имена — Любава, Настасья Микулишна и Аленушка.

Имя самого первого сказочного героя русских былин, с которым знакомятся дети Илья Муромец. Силач, просидевший 33 года на печи и который смог стать в один миг, чтобы спасти русскую землю от нашествия половцев и других племен. Под стать ему своими славными подвигами русские богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич. Три русских воина, три богатыря, есть даже известная всем картина пера Виктора Васнецова quot;Три богатыряquot;, создано немало мультипликационных фильмов, рассказывающих о силе и славе богатырей.

Как рассказывают историки, все три сказочных персонажа имели настоящих прототипов и в былинах, русском эпосе они приобрели черты сказочных персонажей.

Многие про богатырей русских узнали из современных мультиков, а не из сказаний былинных.

У Богатыря Ильи Муромца была супруга Савишна Поляница и верный конь Бурушка.

Добрыня Никитич взял в жены Настасью Микулишну. Подвиги совершал на коне Белюшке.

А Алеша Попович любил Елену Петровну. Богатырского коня звали Гай Юлий Цезарь.

Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алша Попович — три богатыря. Богатыри сильные, храбрые люди, защитники земли русской. Их имена знает каждый ребенок.

Кличка Коня Ильи Муромца — Бурушка, Добрыни Никитича — Белеюшка Алеши Поповича, согласно мультика, — Юлий.

Имея жены Ильи Муромца — Поляница Савишна, Добрыни Никитича — Настасья (дочь Микулы Селяниновича), жена Алеши Поповича Елена Петровна (она же Аленушка).

В Киеве же Колыван отбирает у горожан драгоценности, а Баба Яга организует бал. Жёны богатырей узнают, что их мужей подменили, а Юлий, Князь, бабка и Тихон организуют партизанское движение. В коровнике их находят гигантские зайцы, но корова, влюблённая в Юлия, спасает партизан. Князь появляется на улицах города и призывает горожан восстать против узурпаторов, а жёны богатырей со Змеем Горынычем пробираются во дворец и чиня?т расправу над Колываном и Бабой Ягой. Последние убегают в подземелье и снова вызывают зайцев из ларца. Народ разбежался, а заговорщики схвачены. Тут возвращаются богатыри с папуасами и спасают положение, а Баба Яга с Колываном успевают убежать.

В конце фильма клоны богатырей уплывают на плоту с папуасами.

Персонажи

  • Князь Киевский — князь жадный, хитрый, при этом трусливый. Однако способен на подвиг и в целом, герой положительный. Общий персонаж всех пяти фильмов.
  • Илья Муромец — самый старший богатырь. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и силу «Земли Русской». Женат на журналистке Алёнушке, летописце и феминистке («Я не баба, а летописец» ).
  • Алёша Попович — самый младший богатырь, глуповат, но весел и честен. Не смог обучиться грамоте. Его первый подвиг окончился провалом, но он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена, юная красавица Любава, а также говорящий конь Юлий, осёл Моисей и дядька Тихон. В первой части Князь предложил Алёше служить ему, но последний отказался.
  • Добрыня Никитич — самый образованный богатырь. Любит поспать и считает, что сон придаёт силы (при этом не просыпается до рассвета, а точнее, до первого касания первого солнечного луча его лица). Как правило, Добрыня не только сильный, но и образованный, много знает и умеет. Женат на властной и хозяйственной Настасье.
  • Гай Юлий Цезарь (или просто Юлий ) — конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Отличается умом (при этом уровень его знаний ближе к сегодняшним дням). Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Его прототипами послужили Сивка-Бурка, Конёк-горбунок и Осёл из тетралогии «Шрек». Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами, которые позднее продали его Тихону, забрав взамен рубашку, сапоги и меч.
  • Баба Яга — потомственная колдунья в шестом поколении («Я Баба Яга в шестом поколении!» ), знающая толк в древней тёмной магии.
  • Колыван — один из главных злодеев. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Врёт, умён, но труслив, низок и толст.
  • Бекет — крымский хан. Врёт, что страдает склерозом. Пытался убить Елисея. Также он пытался побить своим войском Добрыню, но тот разбил его войско и забрал всё, что у него было.
  • Гомума — гигантская горилла, которую пришлось победить богатырям на дальних берегах. Напоминает Кинг-Конга.
  • Жёны богатырейЛюбава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи), Настасья Филипповна (жена Добрыни). И в избу горящую войдут, и скалкой приголубят.
  • Тихон — дядька (наставник) Алёши, заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица » проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы.
  • Бабка — бабушка Любавы. Ворчлива, но всё время заботится обо всех и помогает в нелёгких делах и трудностях.
  • Змей Горыныч — трёхголовый антропоморфный дракон и лучший друг Добрыни Никитича. Страдает растроением личности. Вследствие этого каждая голова говорит своим голосом, а в речи все три головы часто путают единственное и множественное число в речи: «Проигрался мы Колывану в карты» , и тому подобное. Если в былинах Добрыня бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет Змею, как себе. Ещё Змей является мастером восточных единоборств, так как в четвёртой части он служил священным драконом в Китае.
  • Бурушка — конь Ильи Муромца. Как и в былинах, Илья дорожит им.
  • Конь Добрыни — мощный конь-тяжеловоз. На нём Добрыня шёл в поход на хана Бекета во втором фильме .
  • Папуасы — туземцы маленького роста. Умеют писать, читать и говорить. Просили богатырей, чтобы последние стали их царями и спасли от Гомумы.
  • Писарь — помощник князя и ярко выраженный чинопочиталец.
  • Кролики — приспешники Бабы Яги. Живут в шкатулке и вооружены дубинами из морковки. Одни из главных злодеев мультфильма. Боятся корову и стараются её избегать, начиная с потасовки в коровнике.
  • Корова — второстепенный персонаж. Влюбилась в Юлия и спасла его, забодав кроликов.

Кассовые сборы и реакция зрителей

В общей сложности, картина заработала $31,5 млн. В целом, мультфильм получил отрицательные отзывы и был признан зрителями худшим не только из франшизы, но и из всех мультфильмов студии «Мельница», несмотря на положительную оценку со стороны профессиональных критиков. Так, мультфильм стал лучшим по версии «RIMA-2012 ».

Собрав в первый уик-энд рекордные 327 миллионов рублей и заняв первую позицию среди кинопремьер, мультфильм заметно сдал во второй, собрав всего около 62 миллионов рублей и опустившись на четыре позиции в чарте кинопремьер. В конечном счёте, последняя часть франшизы оказалась самой провальной из всей франшизы о богатырях по результатам отзывов обычных зрителей на популярных и авторитетных Интернет-порталах.

Новинки 27 октября 2016 «ТРИ БОГАТЫРЯ И МОРСКОЙ ЦАРЬ»

Производство: Кинокомпания СТВ, студия анимационного кино «Мельница»
Продюсеры: Сергей Сельянов, Александр Боярский,
Режиссер-постановщик: Константин Феоктистов
Автор сценария: Александр Боярский, Светлана Саченко
Идея: Алена Табунова
Роли озвучивают: Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Олег Куликович, Валерий Соловьев, Дмитрий Быковский, Елена Шульман, Лия Медведева, Мария Цветкова

Синопсис:
Продолжение приключений любимой троицы: Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. У богатырей семейные неурядицы. Чтобы развеяться, они решают по-быстрому сгонять в Китай за зубом дракона, символом мудрости и силы. В это же время князь Киевский отправляется на прогулку вместе с конем Юлием за сокровищами морского царя, чтобы пополнить казну и “залатать бюджет”. Да вот только морской царь решил жениться и для этого утопил Киев. И как теперь быть? Что поможет нашим героям? Дружба, смелость и, конечно, любовь.

Наши герои
Князь — жадный, хитрый, при этом трусливый. Немного инфантильный. Единственный персонаж, который появлялся во всех фильмах «богатырского цикла».
Илья Муромец — самый старший и самый сильный богатырь из троицы. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и землю русскую. Защищает народ и помогает своей старенькой маме по хозяйству. Силён, пока верит в собственную силу.
Добрыня Никитич — богатырь, по силе уступающий Илье. Любит поспать и считает, что сон придаёт силы. Как правило, Добрыня показывает себя не только сильным, но и образованным, много знает и умеет. В бою храбр и на пиру весел.
Алёша Попович — самый младший богатырь, немного глуповат, но весел и честен и лишь немного уступает по силе Добрыне. Коронная фраза: «Отведай силушки богатырской!»
Гай Юлий Цезарь — можно просто Юлий. Говорящий богатырский конь, доставшийся волею судьбы Алеше Поповичу. Родной город — Новгород. Там он прочёл много книг, потому что жил в библиотеке новгородского храма. Назвал себя в честь римского полководца. Пословица «С такими друзьями и врагов не надо» — это про него. Один из самых комических сказочных персонажей.
Жёны богатырей — Любава (жена Алёши), Алёнушка (жена Ильи), Настасья Филипповна (жена Добрыни). И в избу горящую войдут, и скалкой приголубят.
Змей Горыныч — друг богатырей, но особенно привязан к Добрыне Никитичу, который его еще маленьким спас от скоморохов.
Морской царь — деспот морского дна, имеет не только сокровища, но и матримониальные намерения.

Самые новые кадры из мультфильма.














О предыдущих проектах:
«Три богатыря и Морской царь» — это седьмой мультфильм в цикле о былинных богатырях.
Сейчас уже сложно поверить, но первая часть «богатырской саги» — «Алеша Попович и Тугарин Змей» вышла на экраны почти 12 лет назад.
Тогда в успех российской анимации мало, кто верил, кроме продюсера Сергея Сельянова, придумавшего и запустившего вместе со своими питерскими коллегами из студии «Мельница» серию богатырских сказок. Но популярность этих анимационных блокбастеров росла в геометрической прогрессии и постепенно все привыкли каждый год на зимние каникулы видеть новую серию приключений любимых героев. С кем только не пришлось сражаться богатырям за это время: и с Соловьем-Разбойником, и с Шамаханской Царицей, и с коварной бабой Ягой (ее озвучивала Елизавета Боярская), и купцом Колываном (которого в серии «Три богатыря на дальних берегах» блистательно озвучил Федор Бондарчук), и противостоять хитрости Византийского Императора (Олег Табаков), и ходить в поход за три моря, и бесконечно выручать Князя Киевского и непутевого коня Юлия.
Сейчас все уже привыкли к рекордным кассовым сборам богатырских мультфильмов. (например, предыдущая сказка «Три богатыря. Ход конем» стала самым кассовым российским фильмом 2015 года). И за двенадцать лет выросло уже целое поколение, которое знает все про Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича.

Юрий БЕЛОВ / Вторник, 22 ноября 2011, 06:32

В 1956 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышел цветной фильм «Илья Муромец» в постановке знаменитого режиссёра-сказочника А.Птушко («Золотой ключик», «Малахитовая шкатулка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.), который с удовольствием посмотрели миллионы зрителей. Это был фильм-былина, в котором главную роль сыграл сорокалетний знаменитый киноактер Борис Андреев. Сценарий написал писатель М.Х.Кочнев (1914-1974), уроженец с.Шегодское Юрьев-Польского уезда.

«Илья Муромец» — фильм во многих отношениях этапный. Это был первый советский широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком. При его создании было использовано много новых приемов комбинированных и трюковых съёмок. Немало доселе невиданного (и по сию пору непревзойденного) принёсла работа и в области грима, спецэффектов. Для участия в фильме режиссер пригласил очень хороших актеров (А.Абрикосов, Н.Мышкова, С.Столяров, С.Мартинсон и др.), составивших ансамбль. Борис Федорович Андреев создал образ настоящего русского богатыря, меняющего плуг на меч, чтобы противостоять злу.

«Илья Муромец» оказался одной из самых масштабных отечественных кинокартин, попавших в Книгу рекордов Гиннесса: на съемках, в частности, были задействованы 106 тысяч солдат 1100 лошадей. Любопытно, что на съёмочной площадке конь под главным героем по кличке «Прозит» был родом из … Гаврилово-Посадского района. Это был тяжеловоз гнедой масти, которого вырастили и воспитали в колхозе «Новый путь» с.Непотягово. От этого коня-богатыря в 1943 г. родилась лошадь «Прозитка», место её рождения известно: колхоз «Красный шекшовец» старинного села Шекшово (оно до сих пор находится на территории Гаврилово-Посадского района). Во время войны с Фашистской Германией «Прозит» был одним из лучших производителей клейдесдальской породы в стране, признан чемпионом породы на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке. Осенью 1943 г. его выставили на межрайонной выставке племенного коневодства, проводившейся в Гавриловом Посаде, и Ивановская областная газета «Рабочий край» назвала коня из Шекшова знаменитым. «В нём в совершенстве развиты формы, все признаки породы беспримерны».

Вот какого красавца в середине 1950-х годов приобрела киностудия «Мосфильм» для использования на съёмках фильма «Илья Муромец» по мотивам русских народных былин о прославленном богатыре, воплотившем в себе лучшие черты русского народа. Вот только в титрах кличка бывшего нашего коня, богатырского телосложения, не значится…

55 лет назад на съёмках «Ильи Муромца» с Борисом Федоровичем Андреевым произошел забавный случай. На съемочную площадку пришел здоровенный милиционер, долго разглядывал Андреева, затем покачал головой и сказал: «Нет, не то… Слабак. А еще Муромца играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее тебя буду…» Андреев молча поднялся, обхватил милиционера поперек туловища и с размаху забросил в море. Назавтра в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который «топит в море милиционеров». Андреев прочитал пасквиль, страшно рассердился и дал зарок больше не появляться в Ялте. Слова своего он не нарушил, и много лет спустя, уже пожилым человеком прибыв с туристическим теплоходом в Ялту, на берег так и не сошел.

При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.

Клички коней, как и имена людей, играют в жизни тех и других особую роль. Это утверждают некоторые астрологи и психологи. Не согласиться с таким мнением трудно. Ведь миру известно немало случаев, когда человек, переписав свое имя от рождения, не только перерождался в характере, но и чудесным образом (или наоборот) менял свою судьбу.

Зачем лошади паспорт?

Руководствоваться только названными принципами мало, потому как необходимо учитывать и официальную часть регистрации скакуна. И хотя в России нет заверенного Государственной думой закона, согласно которому каждая лошадь должна иметь паспорт, но по сути это так и есть. Он необходим, чтобы не возникло проблем при перевозке животного, его продаже или в ходе возможных соревнований.

Но что делать, если жеребец куплен без него?

Где зарегистрировать любимца?

Официальное оформление лошади или коня происходит во Всероссийском научно-исследовательском институте коневодства, сокращенно ВНИИК.

Там непосредственного владельца могут попросить предъявить ряд документов, необходимых для процесса.

Как это сделать?

До этого момента отобранные клички коней должны быть сокращены до минимума, а в итоге выбрать придется лишь одну. Именно она станет первым и единственным именем.

Документы для регистрации

Собираясь посетить ВНИИК, следует не только собрать ряд надлежащих документов, но и морально подготовиться к тому, что процесс может затянуться на довольно продолжительное время. В свою очередь, он включает в себя оформление заказа от владельца, письменное и схематичное описание примет животного, присвоение опознавательной клички и номера, учет, регистрацию в реестре, а также оформление и последующую выдачу паспорта.

Справка из истории

Неудивительно, что подобной логикой руководствовались мировые императоры, полководцы и правители. А писатели и поэты давали скакунам в своих произведениях такие клички коней, которые превращали их в сильных и могущественных животных. Взять, к примеру, Александра Македонского, Тараса Бульбу, Дон Кихота или славного богатыря Илью Муромца. Хороший пример тому и конь Наполеона, кличка которого звучала как Маренго (в честь битвы).

А вот Илья Муромец, согласно легенде, выбрал будущего скакуна, когда тот был слаб и не подавал абсолютно никаких надежд, и дал ему гордое имя. Уже тогда он смог распознать в нем ретивого соратника. Кличка коня Ильи Муромца — Бурушка-Косматушка.

Особого внимания удостоился и боевой соратник Македонского, Буцефал. В настоящее время это имя принято считать нарицательным и употреблять его в качестве синонима к слову лошадь.

Кличка коня Македонского с греческого языка переводится как «бычья голова», из чего становится понятно, что от Буцефала полководец ожидал немалых подвигов и оказался не разочарован. Жеребец, как и его хозяин, не боялся ничего. Историки отмечают, что долгое время Буцефал не давал оседлать себя никому, включая царя.

Таким образом, кличка коня Александра Македонского полностью оправдала ожидания хозяина животного. Миру известно немало и других примеров, когда имена животных влияли на склад их характера, формирование привычек и поведения.

Клички коней по алфавиту

Существует их бесчисленное количество, поэтому предлагаем ознакомиться и выбрать наиболее интересные клички коней.

Август, Абсент, Агат, Авель, Адель, Алиби, Аметист, Амалия, Арамей, Артист, Арбалет, Альфа, Атлант, Акварель, Ангел, Апрель, Амазонка, Архангел, Анкор, Аспирин, Аура, Алый, Афина, Амар, Али, Арлекин, Атаман, Анталия, Альберт, Арчибальд.

Бавария, Бандит, Билли, Бемби, Боян, Бонита, Бриллиант, Бравада, Бузи, Белоснежка, Белогривка, Бриз, Беатриса, Беринг, Бакарди, Бьянка, Бриг, Бонапарт, Билли, Бронкс, Бансай, Бони, Босс.

Валентина, Вавилон, Ванда, Верона, Венеция, Вилария, Викинг, Валет, Виски, Версаль, Вьюга, Вадам, Вулкан, Вернита, Валахан, Важный, Водевиль, Вирджиния, Встречный, Вулла, Вуди.

Габриэлла, Гранат, Гейша, Гарт, Гарольд, Гектор, Гиона, Гея, Гастролер, Герцогиня, Гардемарин, Гарпун, Глория, Гера, Гроза, Голли, Голубка, Геркулес, Гиннес, Гуффи, Гонзо, Горец, Громада, Гордый, Груня, Гладиатор, Гордон, Гулливер, Гурман, Гучи, Гнедой, Голкипер, Гусар.

Диана, Джилли, Дантес, Джоконда, Джейк, Динара, Джерри, Джульетта, Дамаск, Джинел, Джина, Дженнифер, Джанси, Докари, Доллар, Дракула, Дэя, Диметрия, Джедай, Данди, Драйв, Дюма, Дьябло, Дуглас, Доменик, Динго, Джинел, Дитрих, Джус.

Елис, Евро, Ева, Ельман, Емар, Енисей, Ера, Етиса, Есси, Елагия, Ежон, Елова, Еврик, Екатерина, Ендай, Ерос, Ергер, Европий, Единорог, Екси, Единственный.

Жульетта, Жасмин, Женева, Женевра, Жазель, Жастина, Жозефина, Жоржет, Желли Жезель, Жусена, Жидель, Жерда, Жаннетта, Жермиона, Жрица, Жанет, Жемчужина, Жизель.

Зоя, Заид, Затея, Зоша, Земфира, Зорька, Заряна, Зеда, Золотая, Заливка, Зевс, Зуру, Зулан, Золушка, Зурад, Запал, Замбо, Зоркий, Зайка, Зория, Закат, Зеро, Зонда, Зефир, Звездный, Зенит, Зарок, Звезда, Золли, Запонка, Зара, Зераб.

Ибица, Ибис, Изумруд, Ипполита, Илиада, Инфинити, Има, Иврис, Иллан, Ирис, Итака, Ивори, Иминур, Инка, Индиго, Иртыш, Инбар, Иштар, Июль, Июнь, Ирбис, Изюм, Инферно, Икарус, Ираклий, Импульс, Имбирь, Илам, Император, Идеал, Иц-хан, Илленор.

Канди, Камелия, Кагор, Капитан, Каприз, Карат, Карана, Корона, Кармелия, Келли, Крейси, Ксена, Клеопатра, Колибри, Капучино, Каир, Кадет, Каталина, Кэтти, Комильфо, Калиф, Кэйтлин, Космос, Купер, Кэйди, Князь, Кэмерон, Коралл, Козырь, Клайд, Ковбой.

Лаванда, Лесли, Лали, Лимонка, Леска, Линси, Лонда, Лоран, Лавра, Лаорина, Лекса, Леся, Линда, Либерия, Линфия, Лючия, Лимира, Любава, Лоя, Люси, Лазорина, Лиана, Лолита, Лингвистика, Лео, Лимон, Ланселот, Лотос, Лоцман, Льюис, Леон.

Матильда, Медиана, Мавр, Милена, Май, Миледи, Майк, Мадина, Мажор, Макмиллан, Матрос, Монтана, Меолли, Маэстро, Менди, Майор, Марафон, Маугли, Мирта, Меган, Монтия, Махито, Молния.

Назира, Нефертити, Николь, Набис, Никки, Ниагара, Нирвана, Никита, Наполеон, Нора, Никки, Нибби, Незабудка, Нарзан, Нара, Ноэль, Нельсон, Наян, Нарцис, Нафталин, Немо.

Оплаус, Овидий, Осот, Ольхард, Оазис, Опал, Оберон, Оливер, Олсан, Олимп, Омар, Ордан, Отелло, Олкан, Одиссей, Олигарх, Озар, Огонек, Ольстр, Оракул, Отис, Озган, Осот, Оракул, Оскар, Отважный.

Павлина, Покер, Пифагор, Питер, Персик, Призрак, Пьеро, Плутон, Полководец, Пират, Пролог, Помпей, Пепси, Плазма, Пантера, Пурия, Пальма, Пайпер, Победитель, Пуля, Призер, Посол, Полис, Пульс.

Радуга, Ральф, Рилей, Риста, Рэйчел, Рита, Рио, Ричард, Ролиз, Ремира, Рина, Рипли, Робина, Русалка, Рашель, Ребус, Римиус, Ричмонд, Ренжер, Рамзес, Рубина, Регина, Румба, Рыжая, Ринго, Рыжик.

Стейси, Сумина, Сайгон, Сатурн, Сапфир, Сейдон, Санчо, Сенсей, Серж, Сильва, Сигма, Сара, Сицилия, Селеста, Сапсан, Стенси, Селика, Сандор, Сибилла, Сафари, Сиерра, Скарлет, Солли, Сарбонна, Снежинка, Сантьяго, Серебряный, Сталкер, Стинг, Счастливчик.

Тайга, Тайсон, Тефи, Темида, Тамара, Танго, Таран, Тидо, Трейси, Тира, Тэрра, Текила, Тоника, Танна, Тамир, Тимур, Тархун, Техас, Тилли, Триада, Тюльпан, Томас, Трой, Трей, Тэрра, Тиггер, Томми.

Узор, Улька, Уголек, Уилл, Уран, Урюк, Уругвай, Урания, Урса, Успех, Умник, Уальдо, Ультра, Унтина, Уренгой, Умберто, Упрямый, Ундина, Умка, Улкус, Умберто, Уилл, Уинди.

Фалина, Фора, Фиона, Фанат, Фарадей, Фебос, Феномен, Фараон, Феодал, Филадельфия, Флейта, Фиби, Фелси, Феникс, Флора, Фокси, Фантазия, Фрида, Фиалка, Флиппер, Форд, Фобос, Флеш, Фердинанд, Фрэнки, Флорентино.

Ханна, Хаспия, Хиба, Хилл, Хеста, Хатанга, Хидана, Хейзи, Хлоя, Хорси, Халима, Храбрец, Хэлия, Хемми, Хогур, Хонор, Хищник, Храбрая, Хилтон, Хан, Хаир, Хогур, Хьюго, Хоас, Хакер, Хигир, Хатико, Хороший.

Цветок, Царган, Цантерхан, Царь, Цимбал, Цостер, Цинния, Целеста, Цейтнот, Циппи, Цитрус, Цербер, Цент, Цыганка, Цирцея, Цукат, Цима, Цветана, Циппи, Цыган.

Чико, Чужой, Чарльз, Чипс, Чудесный, Чемпион, Честерфилд, Челлинжер, Черномор, Черчилль, Чудо, Черный, Чалый.

Шанс, Шеф, Шерхан, Шатен, Шон, Шквал, Шумахер, Штирлиц, Шерл, Шоколад.

Экспрессо, Эльбрус, Эклипс, Элвин, Энем, Эгей, Эзоп, Эскалибур, Экстаз, Эльф, Элиот, Эгоист, Эдди, Энди, Эксклюзив.

Ювент, Ювелир, Юрал, Юдин, Юпитер, Южный, Юстас.

Ястреб, Ярамлы, Янтарь, Янис, Ярик, Ян, Якорь, Ясый.

После столь внушительного перечня не возникает и доли сомнения, что каждый сумеет найти новые оригинальные клички коней. Список широк, и позволит сделать это с легкостью.

Чем руководствоваться при выборе клички?

Однозначно можно с полной уверенностью сказать, что выбирать клички коней наспех и необдуманно нельзя ни в коем случае. Не стоит также именовать лошадь, руководствуясь исключительно личной фантазией.

Например, если давнее желание назвать коня Ураган или, скажем, Люцифер, одерживает верх, то стоит не раз задуматься. А не станет ли ваш любимец явным олицетворением этих имен?

Запрещенные клички

К таковым относятся имена жеребцов или лошадей с коммерческим уклоном, а также тех, которые одержали победу в особо значимых исторических соревнованиях.

Помимо этого, берейторы – специалисты по работе с лошадями — утверждают, что нельзя давать им клички, которые могут носить вульгарный и оскорбительный характер.

Удачная кличка — счастливый конь

Лучший способ выбрать имя для лошади — это довериться ей самой. Обратите внимание на внешний вид питомца и, вероятнее всего, вы сумеете разглядеть его отличительную особенность, которая и станет отправной точкой для наименования. Например, как стала таковой кличка коня Ильи Муромца или Александра Македонского.

Илья Муромец.

Гипотезы. Версии. Факты.

Домов Михаил Иванович

Илья Муромец — отзвуки прошлого.

ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА

Илья Муромец родился в селе Карачарово возле города Мурома — так традиционно утверждается в былинах. И местные жители с этим согласны. Память о богатыре запечатлена в названии Богатырёва гора, а со скачками богатырского коня связана Скокова гора, показывали и колодец, выбитый копытом коня во время таких его «скоков». Ещё там имелись Большая Ильинская улица и храм св. Ильи («Богатырь-казак Илья Муромец как историческое лицо» — сб. Д.И. Иловайский «Рязанское княжество»)
Первые 30 лет жизни Илья просидел на печи, потому как родился калекой:

«Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
Не имел при себе он как ведь рук-де ног»

В былине об этом говорится осторожно, сказки то же самое преподносят коротко и откровенно — «без рук, без ног». И какая ассоциация возникает при описании человека, имеющего только туловище и голову? Языческий идол, грубо вырезанный из древесного ствола. Изготовители идола не заботились о красоте, не думали о культуре, их намерения были самыми утилитарными — оповестить богов о возникших проблемах и попросить о помощи. Изображения требовались, чтобы обратиться конкретно к нужному богу и большая точность в таких случаях ни к чему. Знаешь, с каким из богов общаешься, ну и довольно, а детали можно самому домыслить. Не для музея делали, для себя.
Герой, не слезающий с печи, перебрался и в финские сказки — там его называли Тухки Мурович (от tuhka — зола), прозвище явно указывает на Илью Муромца (В.Я. Евсеев «Исторические основы карело-финского эпоса»). В одной из финских сказок Илья Муромец — ожившая деревянная фигурка, вырезанная из ольхи, тоже «без рук, без ног». В отсутствие родителей (муж и жена, что вырезали фигурку) некий старик его исцеляет и даёт ему силу.
Финны заимствовали сюжеты русского фольклора задолго до того, как его додумались собирать и записывать, а значит велика вероятность того, что заимствованные фрагменты сохранились в более древнем виде, чем записи русских былин, которые сказители приводили в соответствие с современностью. Тогда выходит, что в былине описывается изображение языческого бога.
Правда, вариант «без рук, без ног» для былин не единственный. Есть версия, что Илья Муромец долгое время провёл за границей. Например, в былине «Илья Муромец и дочь его» богатырь вспоминает:

«- А когда я был во той земли во тальянскою,
Три году служил у короля тальянского»

Три года у одного, три года у другого, так постепенно и все три десятка лет наберётся.
И другой вариант, где Илья плавал на Соколе-корабле, наводя ужас на татар и турок:

«По морю, морю синему,
По синему по Хвалынскому,
Ходил-гулял Сокол-корабль
Немного-немало двенадцать лет
.
Хозяин-от был Илья Муромец»

Тут заметно влияние известий о походах новгородских ушкуйников, а позднее и о походах Разина. Всё-таки первый вариант следует считать древнейшим, потому что именно он был заимствован от русских в иноязычном фольклоре.
Количество странников, исцеливших Илью Муромца, колеблется от одного в финских сказках до двух или трёх в русских. При этом странники говорят с Ильёй хором, как один. Очевидно, что первоначально и был один странник, а позднее на былину повлияла христианская легенда о Кузьме и Демьяне — двух братьях-врачевателях, лечивших всех задаром. В качестве лекарства Илья пил воду, пиво, вино, мёд — в зависимости от фантазии рассказчика назывались разные напитки. Но ведь Илья не просто вылечился, он приобрёл необычайные способности:

«Говорят калики перехожие:
«Будь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тебе на бою не писана»

Похоже, что Илья выпил напиток бессмертия подобный амрите, о которой рассказывается в индийских мифах: много лет боги и асуры пахтали океан, используя в качестве мутовки гору Мандару, обвязанную вместо верёвки змеем Васуки, но добытую амриту у богов отнял царь птиц Гаруда («Мифы народов мира»). Греческая амброзия — то же, что и амрита. В русских сказках живую и мёртвую воду хранят вороны — птицы, как и в индийском мифе. Сюда же примыкает шумеро-аккадский (самый древний из известных) миф о Гильгамеше, который добывает со дна моря траву бессмертия. И так же, как в индийском мифе за ней охотятся змеи, причём как раз в шумерском варианте им это удаётся. Вот этот эпизод имеет параллель в былине «Михайло Потык», где именно змеи владеют живой водой. Поэтому русский вариант нельзя считать простым заимствованием, он вполне оригинальный, сохранившийся с той поры, когда арии ещё жили в Европе.
Так значит, личина Ильи Муромца накинута на одного из языческих богов. Больше других на эту роль подходит Велес. По летописным известиям это один из главенствующих богов, соперник Перуна, а на севере и северо-востоке Руси и вовсе верховный бог. Но имеется летописное переложение языческого мифа о том, что небесный бог Сварог отдал верховенство Дажьбогу:

«И по семъ царствова сынъ его, именемъ Солнце, егоже наричютъ Дажьбогъ.
Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажъбогъ»
(Ипатьевская летопись)

В таком случае должен был сформироваться миф о том, как Велес добился величия. Исцелённый Илья занимается крестьянской работой — обычно корчёвкой леса под пашню. Но крестьянин ли он? После исцеления на радостях:

«Он пошол-то скоро сам за золотой казной,
Подавал-то каликам перехожим»

. Похоже на крестьянина? Скорее это князь или боярин. Да и как работает Илья:

«А он и начал ли дубки подергивать,
А во Непру-реку стал покидывать,
А накидал Непру-реку дубов ли он —
А вода в реке худо побежала»

Мало того — Илья опрокинул гору, совершенно запрудившую Оку. Под Муромом потом долго показывали старое русло реки, засыпанное Ильёй (Ф.И. Буслаев «Богатырский эпос»). Это похоже на два варианта одного предания. Названия реки различаются, подручный материал разный, но смысл один — Илья в одиночку остановил течение реки. Сила у него нечеловеческая.
В христианской Руси о языческих богах поминать запрещалось, ну так был бог — стал богатырь (и слова похожи). По представлениям языческих славян мир делился по вертикали на три царства: небесное, где правил Дажьбог, среднее — воздушные стихии, над которыми владычествовал Стрибог, и земля, мир людей, которому покровительствовал Велес. Так установил великий Сварог, перед которым все боги стояли навытяжку. Корчёвка леса под пашню необходима для подсечного земледелия, оно использовалось в Восточной Европе с древнейших времён и сохранялось кое-где во времена Киевской Руси. Работа очень тяжела и помощь бога тут совсем не лишняя. Неведомо сколько времени Велес провёл за такой работой, да уж не эпические 30 лет, а намного больше. Но вот его услуги потребовались высшей власти, а высшая власть — это Сварог.
Странники пришли к Илье Муромцу с конкретным заданием. Сперва они его излечили, то есть дали силу, какой он до сих пор не имел. Правда переборщили малость — сила Ильи Муромца стала настолько велика, что угрожала всему Мирозданию:

«Кабы было кольцё в матушки в сырой земли,
Я бы взял-то я сам единой рукой,
Поворотил бы всю матушку сыру-землю»

Пришлось эту силу наполовину убавить. Но великая сила предназначена для великих дел и странники дают Илье подробные инструкции о том, что ему надлежит сделать потом. А надлежит ему найти себе богатырского коня (непременно указанным способом), вооружиться и, навсегда покинув родной дом, отправляться в Киев служить князю Владимиру. При этом Илья даже не подумал возразить и послушно выполнил всё, что ему велели странники. То есть, тот, кто их послал, имел право приказывать и его приказы не обсуждались. Да и родители Ильи не посмели возразить — раз велено, значит велено, надо подчиниться. Если забыть про Того-Кто-Отдаёт-Приказы, то невозможно понять, почему Илья так безоглядно поверил незнакомым людям.
В былинном Киеве княжил Владимир Красное Солнышко. Это не эпитет, это прямое указание на солнечную природу князя. Под Владимиром понимался Дажьбог. Именно на помощь Дажьбогу Сварог призвал Велеса. Власть, конечно, оставалась у Дажьбога, но власть без силы мало что значит. Если вспомнить былины, то Владимир там пирует, отдаёт приказы, творит суд и расправу, но самостоятельно ничего не делает. Совершенно ничего. Так и должно быть — солнце всегда находится на положенном ему месте и не может никуда уклоняться, иначе произойдёт катастрофа вселенского масштаба. Работа Владимира — сидеть на престоле, это очень важная работа, ведь только благодаря ей одной сохраняется мировой порядок. Вот почему князю необходимы надёжные исполнители его воли. Но тогда получается, что не только исполнители зависят от князя, и сам-то князь полностью зависит от того, как будут выполнены его повеления, и станут ли их вообще выполнять. Вот в эпосах и появляется возле престола герой, на котором держится государство: Илья Муромец, Рустам, Ахилл, Зигфрид.
Сам ли Сварог соизволил явиться, чтобы передать Велесу высочайшие указания или же прислал заместителя? И в греческих, и в скандинавских мифах боги порой бродили по земле под видом странников, просились к людям переночевать, а потом вознаграждали приветливых хозяев и наказывали злых да жадных. Но тут другой случай. Сварог точно знал кто ему нужен и что от избранника требуется. Не царское дело курьером работать, наверняка Сварог послал на землю другого бога — мелкого, но исполнительного.
Важное значение в подготовке к предстоящим подвигам имел выбор коня. И этим Илья Муромец резко отличается от остальных богатырей. Другие богатыри тоже ездили верхом, но для них не имело значения — тот или иной конь, везёт и ладно. Только для Ильи конь стал близким другом, к тому же вещим. Находит он коня и в русских, и в иноязычных сказках одним способом — выбирает неказистого жеребёнка, из которого потом вырастает богатырский конь. Как это объяснить? Ну, может, тем, что чудесного коня боги скрывали до времени, пока не появится тот, кто достоин им владеть.
Этот выбор коня сближает Илью Муромца с иранским героем Рустамом, у которого был чудесный конь — Рахш, (свет, сияние), обладающий необычайной силой и быстротой. От него в грузинском эпосе волшебные кони раши — земные, морские и небесные. Небесные раши крылатые и огнедышащие. Видимо, первоначально Рахш был связан с культом огня, бегущий конь с развевающейся гривой напоминает языки пламени. И ещё известен Араш — крылатый конь из абхазского нартского эпоса, помещённый на гербе Абхазии. Арашем зовут и коня Еруслана Лазоревича из русской лубочной сказки. Сходство Еруслана и Рустама бросается в глаза, может и было заимствование из «Шах-наме», но вот конь явно из кавказских преданий. Илья Муромец своего коня называл «бурушкой», только это не имя, а всего лишь ласкательное прозвище. У южнославянского Марко Кралевича (местного аналога Ильи Муромца) коня звали Шарц — видоизменение от Араш. Так что и конь Ильи Муромца — тот же Араш. Правда, он не крылатый, но это ещё как сказать:

«Тут скакал-то ево всё как доброй конь,
Он повыше-то выскакивал лесу стоящего,
Он пониже-то облака ходечого,
Церес стены, церез башни перескакивал;
Он ведь речки-ти, озёра небольши-ти промеж ног скакал,
Ай больши-ти таки реки перескакивал»

С Рустамом Илью Муромца сближали В.В. Стасов и В.Ф. Миллер. Разумеется, не было прямого заимствования, но облик Ильи формировался на юге Руси при взаимодействии с населением салтово-маяцкой культуры (8 — 9 вв.). Культурный обмен её болгаро-аланского населения с Русью был интенсивным. Оттуда и удалые поляницы, на которых женились русские богатыри, и Араш, и, возможно, Тугарин на крылатом огнедышащем коне. Рустам, ведь, не был изначально иранским героем, сказания о нём восприняты от скифов, и скифы же некогда обитали в Причерноморье. Так что сходство Ильи Муромца и Рустама объясняется общим источником некоторых из преданий. Можно вспомнить антов — славян, населявших Причерноморье в 1-4 вв. и заставших там последних скифов. Или ещё более древних венетов — не славян ещё, а только их предков, у которых существовал культ коня. Во всяком случае, образ Ильи Муромца очень древний и сложился он на юге Руси.
Но вот Илья снарядился и отправился в путь, при этом его конь сразу же показал невероятную прыть:

«А и конь под Ильею рассержается,
Он перву скок ступил за пять верст,
А другого ускока не могли найти»

С такой скоростью Илья Муромец моментально добрался до Чернигова и как раз вовремя — город срочно требовалось спасать от вражеского нашествия. Три каких-то нахальных царевича (на их биографии былина не останавливается) привели с собой несметную рать, а князь Владимир пирует в своём Киеве и не ведает об опасности. Вот что значит — божественное предвидение. Богатырь подоспел со своей помощью, когда падение города казалось неизбежным, и в то же время не слишком рано, чтобы показать себя во всём блеске. Естественно, что горожане тут же принялись упрашивать Илью остаться у них воеводой или даже боярином.
Заметно в этом описании сходство с былиной о спасении Киева от царя Калина, только дано оно в краткой форме. Другой локальный вариант — предание о спасении Александром Поповичем Ростова от войск Юрия Всеволодовича, Владимирского князя. Когда-то, должно быть, имелось много локальных преданий о спасении того или иного города местным героем, но постепенно все они были вытеснены самым популярным — о победе под Киевом. Но в Чернигове сохранялись смутные воспоминания о временах, когда там считали Илью Муромца своим, черниговским богатырём. Не крестьянином, конечно.
Князь с дружиной избавил город от смертельной угрозы, и тогда благодарные горожане пригласили спасителя княжить у них. Предание оказалось почти забытым, оттого и о битве под Черниговом былина рассказывает коротко, как бы мимоходом:

«А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силу великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую»
»
В общем: пришёл — увидел — победил. Черниговская битва для Ильи так, разминка перед встречей с Соловьём-разбойником. В разговоре с черниговцами Илья спрашивает их о дороге к Киеву. Две дороги ведут туда — безопасная окольная и смертельно опасная прямоезжая. Выбор пути такой же, как и в былине «Три поездки Ильи Муромца». Неважно, что в одном варианте две дороги, а в другом три, главная мысль та же, что и в знаменитой картине В. Васнецова «Витязь на распутье» — русский богатырь всегда выбирает прямой путь.
Современные художники обычно изображают Соловья-разбойника никаким не чудовищем, а обычным человеком, только сидящим на дереве. И совершенно непонятно — почему это он наводил такой ужас на всю округу? Почему черниговское ополчение не изловило одного-единственного разбойника? Почему богатыри князя Владимира не очистили дорогу на Киев? Лишь Осаму Тэдзуки решился изобразить Соловья-разбойника с птичьими признаками. Можно считать это наивным, но похоже, что японский художник оказался ближе к истине.
Приписывать Соловью-разбойнику человеческий облик стали отчасти из-за его невнятного описания сказителями, в силу своего понимания осовременившими полузабытый образ. В некоторых былинах Соловей-разбойник после ранения соскакивал с дерева и бился с Ильей Муромцем, как обычный богатырь. Но главным образом это произошло в результате распространения в науке мнения (Ф.И. Буслаев, В.Ф. Миллер), что историческим прототипом Соловья стал некий разбойник Могута, взятый в плен людьми князя Владимира:

«Въ лЪто 6516. Митрополитъ Iоанъ постави церковь камену, в КiевЪ.
Того же лЪта изымаша хитростiю нЪкоею славнаго разбойника, нарицаемаго Могута»
(Никоновская летопись)

Слишком мелок этот разбойник, чтобы стать персонажем эпоса. Большинство летописей его и вовсе игнорирует, а где вспоминают, так в ряду других, более важных известий. И вспоминают лишь для рекламы новой веры: бывший злодей стал вести праведную жизнь (ну ещё бы, жить-то хочется). Нет, это тупиковый путь.
И в былинах, и в сказках сохранились указания на птичий облик Соловья-разбойника. Он сидит в гнезде, расположенном на девяти или двенадцати дубах (если такое гнездо, то какова птичка?), стрела Ильи Муромца, перед тем, как попасть в глаз Соловья-разбойника, пробивает ему крыло. В память о тех событиях появилось село Девятидубье, старожилы которого указывали место, где находилось гнездо Соловья-разбойника и пень от одного из дубов на берегу реки Смородинной (будто бы той самой реки Смородины, что упоминается в былине). А ещё появилось урочище Соловьёв перевоз («К былинам об Илье Муромце и Соловье-разбойнике» — сб. В.Ф. Миллер «Народный эпос и история»).
И сыновья Соловья-разбойника обладают птичьими признаками. Когда они увидели, как Илья Муромец везет их пленного отца:

«Хочут обвернуться черными воронами,
Со темя носы железными,
Они хочут расклевать добра молодца,
Того ли Илью Муромца Ивановича»

В иноязычных сказках (финская, карельская, чувашская, якутская) Соловей-разбойник — это чудовищная птица, сидящая в гнезде, а в белорусской сказке он назван соколом (А.М. Астахова «Народные сказки о богатырях русского эпоса»). Всё указывает на то, что первоначальный облик Соловья-разбойника — огромная, невероятных размеров птица, преграждавшая путникам дорогу на Киев.
Подвигом считалась победа над чудовищем, вселявшим ужас в людей, а не поимка очередного разбойника или даже целой шайки (кстати, одну такую шайку по дороге к Чернигову Илья разогнал мимоходом, но не стал возиться с мелкотой — не его уровень). А Соловей показан в былине именно чудовищем — ужасным и неодолимым:

«А то свищет Соловей да по-соловьему,
Ён крычит, злодей-разбойник, по звериному
И от него ли-то от посвисту соловьяго,
И от него ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то вси мертвы лежат»

Сразу ясно, что смертному не стоит и пытаться противостоять разбушевавшейся стихии. Это работа для бога. В поединок богов смертному лучше не вступать и даже не приближаться к запретному месту. Вдобавок, есть штрих в описании Соловья-разбойника, дающий понять, что сказители считали его чужим, иноземным. Его называли Соловей Рахманов, Рахманович или птица рахманная, позднее непонятное слово переделали в Одихмантьев сын. Рахманы — это индийские жрецы брахманы, которые в русских, молдавских, румынских поверьях превратились в некий сказочный народ. Правда, представления о рахманах вышли из книжной традиции, но если именно такое прозвище прилепилось к Соловью, стало быть, он мыслился сказителям непременно как выходец с Востока. И действительно, подобный персонаж (да почти близнец былинного Соловья) занимает почётное место в иранской средневековой поэме «Шах-наме» (10-11 вв.) под именем — птица Симург:

«Увидишь ты гору главою до туч,
Там птицу, сей облик суров и могуч,
Симургом зовут ее; полного сил
Его ты с крылатой горой бы сравнил.
В когтях унести в поднебесье слона
И чудище моря с глубокого дна
Поднять нипочем ему, доблестный, знай!
С колдуньей и волком его не равняй.
Птенцы с ним, не меньше его самого,
И оба покорны веленьям его.
Довольно ему над равниною взмыть,
Чтоб солнцу померкнуть, чтоб миру застыть.
Путь, верь мне, назад тебе лучше держать
Горы и Симурга того не искать»

Симург жил на горе Альбурз, высочайшей из всех гор и расположенной в самой середине мира. Вершина священной горы достигала Солнца и звёзд, ни один из смертных не мог на неё подняться, разве что того пожелает сам Симург. Имя образовано от древнеперсидского «Сайна-мрига», то есть Сайна-птица (Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский «От Скифии до Индии»). Симург хранил дорогу к обиталищу богов и на смертных, дерзнувших проникнуть в его владения, взмахами исполинских крыльев насылал снежную бурю — как это похоже на былинного Соловья! И так же, как в былине, нашёлся герой, сумевший одолеть чудовище, в «Шах-наме» его звали Исфандияр. Он, как Илья Муромец, выбирает кратчайший, но смертельно опасный путь. Это был один из семи подвигов Исфандияра — аналогично двенадцати подвигам греческого Геракла. На речи Гургсара, поведавшего ему об ужасной птице, он отвечал презрительно:

«Вот диво! — смеется воитель, — стрелой
Недолго пронзить мне грудь птицы той злой.
На землю низвергну с высот и потом
Ее изрублю я индийским клинком»

Стоит запомнить, что в первоначальных намерениях Исфандияра упоминается стрела, как в русской былине. Потом планы изменились, но в поэму всё же проникли следы раннего предания. Исфандияр приготовил повозку, в которой были укреплены мечи, а сам спрятался в железный сундук. Точно таким же способом он недавно разделался с драконом — предание просто дублируется. Былинный Соловей и свистит по-соловьиному, и шипит по-змеиному, а в поэме противоречивый персонаж оказался разделён соответственно двум сущностям. Едва Исфандияр достиг подножия горы, на него с неба обрушился Симург:

«Как туча спустился и взмахами крыл
Сиянье небесных светил погасил.
Хотел колесницу он в лапы схватить,
Как будто готовясь добычу когтить.
Но сотни клинков, разом в крылья вонзясь,
Пернатого силы лишили тотчас.
Он долго когтями и клювом кривым
Бил оземь и замер потом, недвижим.
Птенцы, это видя, прочь в страхе летят,
Слезами кровавыми плачут, кричат.
Такая упала от крыльев их тень,
Что ясный померк на мгновение день»

Тут Исфандияр набросился на птицу с мечом и разил до тех пор, пока не добил окончательно.

«Так долго свирепую птицу разил,
Доколе с дыханием не разлучил»

И опять аналогия — в некоторых былинах Соловей-разбойник после падения с дерева ещё и сражается с Ильей Муромцем, после чего тот окончательно побеждает его. Птенцы Симурга соответствуют сыновьям Соловья-разбойника, пытавшимся освободить своего пленного отца. Но с сыновьями Илья без труда справился.
В «Шах-наме» рассказывается и о другом Симурге — этот персонаж уже однозначно положительный. Он выкормил в своём гнезде и воспитал Заля — отца Рустама, он постоянно покровительствовал и самому Рустаму. Поэтому в Иране стали рассказывать о двух Симургах: один злой, вот его-то и убил Исфандияр, а второй — мудрый покровитель героев. Но вообще-то противоречия объясняются тем, что эпос составлен из преданий разного происхождения, плохо стыкующихся между собой. Это хорошо заметно в русском былинном эпосе, который предстаёт перед исследователями во всей своей «непричёсанности».
Исфандияр вошёл в поэму в качестве эпического противника Симурга, и он же потом обращает в бегство самого Рустама. В русской былине Илья Муромец поражает Соловья-разбойника стрелой в глаз, а в поэме именно таким способом, по совету многомудрого Симурга, Рустам убивает Исфандияра. Как оказалось, у Исфандияра это было единственное уязвимое место. Ближайшая аналогия — Парис поражает стрелой неуязвимого Ахилла (только в пятку). Сюжет о неуязвимом воине, имевшем одно слабое место, разошёлся по всему свету: это и немецкий Зигфрид, и осетинский Сослан, и индийский Карна.
Симург — древний персонаж арийской мифологии, первоначально чудесная птица Сайна — похититель сомы (аналог амриты). Облик Симурга неясен, но в прошлом его представляли в виде хищной орлоподобной птицы. В Индии птицу Сайну (её там называли Шьена) переименовали в Гаруду. И Симург, и Гаруда враждовали со змеями и это противоборство проникло в сказки самых разных народов. Но вот что было раньше — вражда или объединение двух сущностей в одном персонаже, как в русской былине?
Иначе эту птицу представляли в виде крылатого пса и называли Сэнмурв. Он восседал на вершине мирового дерева, пронзавшего весь мир снизу доверху. У корней этого дерева кружила рыба Кара, охраняя их от вредоносных существ. Ствол хранил царь Гопат — от ног до пояса бык, а выше пояса человек, он постоянно лил в море воду. Три хранителя соответствовали трём частям мира, трём царствам, которые и обозначало мировое дерево: вершина — небо, ствол — наш человеческий мир, корни — подземелье. Это дерево ещё называли деревом всех семян. Когда Сэнмурв взлетал с него, на дереве вырастала тысяча веток, когда садился — тысяча веток ломались и семена рассыпались. Рассыпавшиеся семена подбирала птица Камрош и уносила в наш мир (К.В. Тревер «Сэнмурв-Паскудж, собака-птица» — «Государственный Эрмитаж», 1937)
Обнаружено немало изображений Сэнмурва, как существа, сочетающего птичьи и собачьи признаки. В греческой мифологии грифоны и сфинксы имели признаки птичьи и львиные. Говоря о причинах таких метаморфоз, К.В. Тревер в своей работе приводит такой пример. Жираф по латыни Kamelopardalis, то есть верблюдо-леопард. Ну и как бы его изобразил человек, никогда не видевший настоящего жирафа, ориентируясь только на название? Вот и с мифическими гибридами та же история. Из-за неточностей в описании люди нафантазировали совершенно невозможные в реальности существа.
Рассуждая о Симурге, К.В. Тревер оставила в стороне его индийского двойника Гаруду. И, может быть, напрасно — как раз от Гаруды удаётся протянуть тоненькую логическую нить. На изображениях он имел человеческое лицо, но с орлиным клювом. В наших краях так выглядит сова. Арии когда-то жили в восточной Европе и сохранили кой-какие воспоминания о северном периоде своей жизни. Например, фантастический зверь шарабха, оказавшийся вполне реальным лосем (Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский «От Скифии до Индии»). Сова, конечно, уступает в силе и быстроте орлу и соколу. Зато её ночной образ жизни, её бесшумный полёт, её большие горящие глаза способны вызвать у суеверных людей (а других людей в древности не было) мистический страх. Мохнатые лапы совы сравнивали с собачьими — вот и получилась собака-птица. В Иране Сэнмурва называли ночной птицей и на этом основании сближали с летучей мышью (которую тоже относили к птицам), возможно, из-за этого сближения Сэнмурв и стал зубастым. Если учесть, что главой птиц считался сокол Каршифт, то почитание Симурга-Сэнмурва должно объясняться именно его мистической природой. В авестийском тексте Бундахишн так и говорится:

«Первой среди птиц был создан Сэн о трех естествах (avenak), не для здешнего мира»
(К.В. Тревер «Сэнмурв-Паскудж, собака-птица» — «Государственный Эрмитаж», 1937)

И вот, в древнерусском языческом пантеоне находится прямое соответствие иранскому Симургу. Это Симаргл, на которого дружно указывают исследователи, его идол в числе прочих стоял в древнем Киеве. Находки русских средневековых изображений крылатого пса в качестве украшений и орнаментов не оставляют сомнений относительно происхождения Симаргла. Это тот же Симург, только в славянском исполнении. При этом на Руси его имя произносилось не в иранской (murg), а в скифской (marg) огласовке (М.А. Васильев «Боги Хорс и Семаргл восточнославянского язычества» — «Религии мира», 1981).
Скифы, обитавшие в Северном Причерноморье, безусловно оказывали культурное влияние на славян, но принять и признать скифского бога славяне могли только, если бы он стал для них своим, славянским. Часть скифо-сарматского населения действительно вошла в число восточных славян как этнический компонент. Как определил известный советский археолог В.В. Седов, территорию Черняховской культуры (2-4 вв.) наряду со славянами населяли остатки скифов и сарматов, а также фракийцы геты (В.В. Седов «Славяне: Историко-археологическое исследование»). Тогда ещё различия оставались заметны, но со временем всё население перемешалось и ославянилось, оставив в наследство потомкам религиозные культы, давно уже неотличимые от собственно славянских. Ближайший родственник русского Стрибога — фракийский Стримон, а имя Симаргл, хоть и непонятно, но освящено многовековой памятью народа.
Истоки почитания Симаргла на Руси могут быть и ещё глубже. Ведь предки ариев и предки славян в глубокой древности населяли одну область и составляли пусть не народ, но всё же определённую культурную общность. Та часть населения, что мигрировала на юг, образовала ариев, а оставшиеся приняли участие в сложении славян. Религиозные представления о божественной первоптице, сотворившей мир, зарождались уже в те далёкие времена: арийская птица Шьена, египетский Великий Гоготун, утка финской богини Ильматар, а в русской Голубиной книге им соответствует Ногай-птица или иначе Стратим-птица:

«А нагай-птица — всем птицам мати,
А живет она на океане-море,
А вьет гнездо на белом камени;
Набежали гости корабельщики
А на то гнездо нагай птицы
И на его детушак на маленьких,
Нагай-птица вострепенется,
Океан-море восколыблется,
Кабы быстры реки разливалися,
Топят много бусы-корабли,
Топят много червленые корабли,
А все ведь души напрасные»

Бросается в глаза сходство и с Симургом, и с Соловьём-разбойником, только место действия перенесено на край земли. Так ведь и птица не простая, а космическая, один из устоев всего Мироздания. Эта птица. Нет, эта Птица снесла яйцо (то самое, золотое), из которого появился весь мир.
Симург курдского фольклора — птица Симыр, в армянском его называли Синама-птица (Sinamahawg). Главный герой сказки спасает птенцов птицы от змеи (или огромного змея), а благодарная птица в свою очередь помогает герою (К.В. Тревер «Сэнмурв-Паскудж, собака-птица» — «Государственный Эрмитаж», 1937). Такой же сюжет находим и в русских сказках, хотя имя птицы там позабыто, обычно та же Ногай-птица.
Если немедленная помощь не требуется, то птица дарит герою свое перо, которое надо сжечь, чтобы вызвать её. С той же целью Симург даёт перо своему воспитаннику Залю, а в русских сказках такую же ценность имеет перо Финиста. Его называли Финист — Ясный Сокол. Имя заимствовано из Греции, но соколиный облик, должно быть, отражает истинный вид Симаргла. Пускай крылатого пса охотно изображали на украшениях, но то для развлечения. В конце концов, крылатых собак никто не видел, а сокола на Руси любили. Хотя, конечно, возможны варианты. Молодец, обращающийся в сокола и соблазняющий девиц, поначалу не вызывал у людей неприятия, его воспринимали как сказочного царевича, уносящего избранницу в волшебную страну. И лишь под воздействием церковной пропаганды на первый план вышла змеиная составляющая и появились рассказы о летучем змее, коварном соблазнителе доверчивых красавиц.
Птица всегда символизировала небо и Симаргл попал на Русь в качестве небесного божества. Вот Илья Муромец стреляет из лука в Соловья-разбойника:

«А и тут старыя казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый*,
Во свои берет во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю»

Небесный бог летел над землёй, глядя на неё сверху. Его глазом считалось солнце, а оно движется по южной стороне неба слева направо, если стать к нему лицом. Значит и бог летел в том же направлении и наблюдатель видел его правый глаз, в который и попал стрелой Илья Муромец. Одноглазые боги встречаются у разных народов — египетский Хор, скандинавский Один. Поскольку бог всегда глядел с высоты одним глазом, мифы объясняли, как он лишился второго глаза. Нашёлся некий супротивник для бога и рисовался он в мифах соответственно местным космогоническим представлениям. Супротивником для Симурга стал Исфандияр, их противоборство началось не в поэме, но истоки его скрыты от нас и, видимо, навсегда. Похоже, что имя Исфандияр знали и на Руси, во всяком случае в летописи можно найти близкое по звучанию женское имя — Сфандра.
Нельзя отрицать наличие культурного обмена между Русью и Ираном, но всё-таки представления о Симурге зародились в областях куда более близких к нам. Пока арии странствовали по свету, священными горами попеременно назначались вершины Северного Урала, Кавказ, Гималаи. Самая главная и самая священная гора, вокруг которой вращались все светила, в Индии называлась Меру, а в Иране Альбурз (от авестийского Хар-бурз или Хара Березайти — Высокая Хара). Мифический Альбурз и реальный Эльбрус — совпадение названий практически полное. И почему бы Эльбрусу не быть священной горой ариев, действительно некогда обитавших в Северном Причерноморье? Да и позднее, в античное время там продолжали жить их потомки. Среди них встречались не только ираноязычные народы, немало оставалось ещё индоязычных, а значит, реальны контакты индоариев с предками славян (О.Н. Трубачев «INDOARICA в Северном Причерноморье»). И если жители Индии и Ирана сохранили воспоминания о своём арийском прошлом, то тем более это должны были сделать их сородичи, поселившиеся вблизи от тех мест, где происходили события мифов. Культурное влияние Ирана на соседей было влиянием мощного государства, а ведь когда-то его только предстояло создать. И откуда предкам иранцев черпать духовную силу, как не с прежней родины?
«Шах-наме» — это всё-таки не фольклор, а литературное произведение, опирающееся на фольклорные источники. В своей поэме Фирдоуси смешал разнородные этнические предания и местные легенды, которые никогда не стыковались друг с другом. Наверняка существовали самостоятельные циклы сказаний об Исфандияре — противнике Симурга, и Рустаме, почитавшем того же Симурга. И это были сказания даже не дружественных народов — небесное божество одного из них воспринималось противниками как чудовище. Насильственное соединение двух циклов не избавило от противоречий. Пускай Исфандияр и Рустам в поэме изображены друзьями, их противоестественное сближение предопределило трагическую развязку. Два великих героя и не могли ужиться в одной поэме, потому что частично дублировали друг друга. Семь подвигов Исфандияра соответствуют семи приключениям Рустама. Каждый народ стремился приписать эпические подвиги своему герою. И в русском эпосе можно найти достаточно совпадений со сказаниями об обоих богатырях. Разумнее объяснить это не влиянием Ирана (далековато от Руси), а наличием источника сказаний по соседству с русской землёй.
Прежде всего, это салтово-маяцкая культура — её отношения с Русью нельзя сводить к обычному культурному обмену. Всё в этих отношениях оказалось настолько связано и переплетено, что и не разделить, если не резать по живому. А в зоне Причерноморья и Предкавказья как раз и сохранялись остатки арийских мифов. При том, что анты римского времени жили в той культурной области невесть с каких времён, неслучайно же в русских былинах появились святые Араратские горы. Можно спорить о том, как распространялись предания, но нельзя подменять сложный процесс этногенеза примитивным заимствованием. Проблема в том, что если иранская мифология довольно подробно известна, скифская тоже известна, хотя и плохо, то праславянская не известна совсем. Но это не значит, что её не было, никто не начинает свою историю с чистого листа.

admin

Наверх