И вспомнил олег коня своего вместе с родителями

«И вспомнил Олег коня своего» Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это стихотворениеи прочитай вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?

  • Ответов: 1
  • О вопросе
  • Другие вопросы

Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне О вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тема: Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре отпетое на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука, рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Олега» на карточке; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Книги не говорят, а правду сказывают.

• Одна книга тысячи людей учит.

• Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.

— Прочитаем их с разной интонацией: удивления, раздражения (еще: весело, выразительно).

III . Проверка домашнего задания

— Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как рождается книга.

— Какие летописи, былины вы читали?

( Заслушивают несколько отрывков. Учитель также может сделать короткое сообщение.)

1. Предварительная работа

( Один из учеников читает текст на карточке.)

Был русский князь Олег. Он призвал к себе волхвов и спросил у них: какая его жизнь будет и какая смерть? Волхвы сказали:

— Жизнь твоя будет счастливая, а смерть тебе будет от любимого твоего коня. Олег и подумал: «Если мне смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не стану». И Олег велел отвести лошадь в дальнюю деревню.

Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил:

— А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят:

— Лошадь твоя давно уже издохла.

И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит:

— Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят:

— Он давно издох, его волки съели, одни кости остались.

Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова.

Олег и подумал: «Как же мне смерть придет от этого теперь?» И он толкнул ногой лошадиную голову. А в голове была змея. Она выползла, зашипела и ужалила Олега в ногу. От этого Олег и умер.

2. Работа над отрывком из летописи. Словарная работа

— Сегодня мы продолжим читать отрывки из книги «Рассказы начальной русской летописи». Прочитаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника. (После первичного чтения проводится работа по объяснению непонятных слов.)

— О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летописи? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907). » — Х в., «В лето 6420(912). »- X в.)

ВОЛХВЫ — у древних славян: чародеи, колдуны.

КУДЕСНИК — волхв, чародей.

СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

— Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне принять?»?

— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)

( Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.)

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII . Подведение итогов урока

— Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оплакивали князя Олега?

Найти произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Материал для учителя

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали на деревянных дощечках. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте — особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105-110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть.

В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках — клише — вырезали тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры — можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 экземпляров. Она состояла из 1284 страниц.

Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпущено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали

Книга начинается с авторской рукописи. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаще писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает художнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. В типографии книгу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.

Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это стихотворение и прочитай вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?

Вместе с родителями найди и прочитай произведение А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Какую новую информацию ты получил о главном герое и исторических событиях из этого произведения?

Из «Песнь о Вещем Олеге» — знаменитого произведения А.С. Пушкина, я получил много новой информации.

Ведь поэт описывает не так исторические моменты, как саму сущность князя Олега.

В произведении рассказывается, что князь очень любил своего коня и, когда ему пришлось с ним расстаться из-за слов волхвы, он не был хладнокровным, а спрашивал и беспокоился, как его «друг» поживает.

Также Пушкин детально описывает диалог Олега с кудесником.

Отсюда мы узнаем и в какой момент князь получил столь неприятное вещание, и что он спрашивал, и как на это отреагировал.

Поэт в своем произведение использует много художественных средств выразительности, которые передают характер князя Олега и его трепетное отношение к коню.

Понаблюдай за языком и стилем текста летописи и произведения Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Сделай выводы. Обрати внимание на использование информации (даты, описание исторических событий), средств художественной выразительности.

Какие фразы из поэтического текста ты хотел бы использовать в своём рассказе о Вещем Олеге? Запиши

Автор летописи и А.С. Пушкин совсем по-разному описывают одно и то же историческое событие.

В летописи главное – это строго изложить факты.

Присутствуют только точные года и краткое описание события.

Поэт же делает акцент на характеристике героев и, используя средства художественной выразительности, показывает эмоции и сущность характера героев, в частности князя Олега.

Пушкин показывает и свое отношение к определенным событиям, что дает возможность прояснить картину всего происходящего.

В то время, когда в летописи автор сухо знакомит с событием, не давая ему своей характеристики.

Для своего рассказа о Вещем Олеге я бы использовал такие слова Пушкина, как «отомстить неразумным хазарам», «буйный набег»

Они показывают настрой князя и его войска, а также характеризуют сущность хазар.

Описывая вещуна, я бы использовал слова «мудрый», «кудесник» и сочетание «волхвы не боятся».

Так можно хорошо отобразить разум и уверенность старца.

Для того, чтоб показать могущество князя Олега, я бы использовал слова кудесника «и волны, и суша покорны» и «завидует недруг»

Мне кажется, что слова Пушкина о челе и взоре Олега, которые «омрачилися думой» и о том, как он «гладит и треплет» своего верного коня, прекрасно отражают отношение князя к своему любимцу.

Ведь он не мог без раздумий и сожаления с ним расстаться.

«Пирует с дружиной» показывает богатство Олега и то, что он в разгаре веселья вспомнил о своем коне, используя слово «товарищ», еще раз подтверждает отсутствие у него хладнокровности к коню.

Чтоб показать всю таинственность и мрачность смерти князя, я возьму слова Пушкина «таилась погибель», «гробовая змия», «черная лента».

Они отображают всю зловещность и беспощадность змеи.

Для описания похорон Олега, Пушкин использует словосочетание «тризна плачевная», что показывает отношение народа к погибшему.

Поэтому я бы тоже использовал такие слова в своем рассказе.

Задание по литературе для 4 класса **Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это стихотворение и прочитай вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?

летопись И вспомнил Олег коня своего. **

Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве часто обращался к историческим сюжетам. Он изучал древние сказания,летописи, архивные документы.

Предание о смерти древнерусского князя Олега,который правил в Киеве в Х веке, заинтересовало поэта.

Вот отрывок из летописи:

А вот перевод на современный русский язык:

Летописное предание о вещем (мудром, прозорливом) Олеге Пушкин положил в основу своей баллады «Песнь о вещем Олеге»

Почему автор назвал свое произведение «песнь»?

Дело в том,что в старину предания и былины исполняли речитативом (говорком) под аккомпанемент гуслей. Бродячие певцы,гусляры пели «старИны», былины обычно на княжеских пирах.

Чем же отличается баллада Пушкина от летописного источника.

В летописи говорится,что Олег жил тихо-мирно «Мир имея» ко многим странам, а у Пушкина Олег

причем жестоко, и не первый раз, как видно из текста. До этого он уже

на уничтожение. За то что кочевой народ хазары регулярны совершали набеги на русичей, Олег решил их серьезно наказать.То есть, не такой уж мирный и тихий князь Олег,как оказалось!

Далее..В летописи говорится о предсказании волхва: о том, что «смерть Олег примет от коня», а у Пушкина волхв,прорицатель, ясновидящий предсказывает сначала то, как Олег будет прославлен,как сложится его жизнь.

Впереди у Олега завоевание Царьграда (Константинополя) на зависть врагам.Никто не сможет навредить князю,но вот любимый конь станет причиной смерти его.

Символично то, что у Пушкина волхв отказывается от наград князя,он свободен от власти правителя и,несмотря ни на что готов всегда говорить только правду,даже если она кому-то неприятна.

По летописи, прошло 4 года после того, как Олег отказался от любимого коня. По его приказу, коня «блюли»,то есть,заботились о нем,хорошо кормили,ухаживали.

У Пушкина в «Песне» ничего не говорится, о том, сколько времени прошло с момента отказа князя от коня.Понятно, что довольно много времени утекло.Князь и его дружина уже стали седыми,они пируют, вспоминая «

Этого события тоже нет в летописи (там Олег зовет конюха,который ухаживал за любимым конем и спрашивает о нем).

В «Песне» Олег вспоминает о коне во время пира, и ему кто-то,(но не конюх!) сообщает о смерти верного друга. Князь считает, что старец его обманул: ведь коня уже нет, а он все еще жив-здоров.

А дальше сюжет летописи и баллады совпадает: из черепа коня выползает змея и жалит князя.

Заключение баллады также расходится с первоисточником.В летописи говорится о всенародном горе, оплакивании народом князя, который правил 33 года!

У Пушкина справляют «тризну»,поминки по Олегу дружина и новые правители государства:Игорь и Ольга.

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс.

Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  • Знакомство с произведениями
  • Анализ произведений.
  • Глоссарий по теме:

    Яства – (устар.) еда, кушанье.

    Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.

    Паволоки– нарядные ткани, покрывала.

    Узорочье – драгоценности, наряды.

    Яства; гривна; паволоки; узорочье.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11

    2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12

    3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

    Основное содержание урока:

    В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства, читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги — летописи.

    Что такое летопись ? • Летопись – это исторический жанр древнерусской
    литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий,
    вносимую год за годом, по мере их происшествия.

    Как создавались летописи?

    При каждом монастыре был свой летописец.

    Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

    На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

    Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.

    Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора.

    Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

    Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

    Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

    Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.

    Киевские князья также совершали походы на близлежащие территории. Однако против самого богатого и могущественного государства – Византии, никто идти не осмеливался. Император Византии стремился захватить Русь, а ее жителей превратить в своих подданных. Столицей Византии был красивейший город Константинополь, но на Руси его называли Царьградом. В тот период Киевской Русью правил варяжский князь Рюрик. После его смерти власть перешла приемнику – князю новгородскому Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был очень маленьким и не мог управлять государством. Князь Олег сумел не только преобразить государство, но и осмелился на героический поступок – пойти войной на Византию. Об этом знаменитом походе, который увенчался победой, и рассказывает нам отрывок из «Повести временных лет» — «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

    Мы с вами познакомимся с отрывками из летописи « Повесть временных лет» -« И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»; « И вспомнил Олег коня своего»

    В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

    И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

    – Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:

    – Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.

    И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

    И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир. И пришёл Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И народ прозвал Олега Вещим.

    В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.

    Яства — кушанья, еда (обычно изысканная, очень вкусная).

    Чуди – общее название польских племен у славян.

    Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.

    Паволоки — название дорогих привозных тканей в Древней Руси.

    Узорочье — узор, украшение.

    Радимичи – группа восточно — славянских племен, что проживали между Днепром и Десной.

    1. В.: О каких важных событиях рассказывается в летописи?

    О.: О походе князя Олега на Царьград.

    В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?

    О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах

    В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

    — Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

    И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.

    И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.

    В.: Что получила Русь в результате победы над греками?

    О.:Мир с греками, дань

    В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?

    О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.

    В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?

    О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.

    В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?

    О.: Как князь Олег греков победил.

    В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:

    – От чего мне умереть?

    И сказал ему кудесник один:

    – Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!

    И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

    – Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

    И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

    Когда прошло четыре лета, на пятое, пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал:

    – Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

    Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

    – Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.

    И повелел оседлать себе коня:

    – Да увижу кости его.

    И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

    – От сего ли черепа смерть мне принять?

    И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

    В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

    О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.

    В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

    О.: Смерть от коня. Предсказание сбылось. Конь Олега умер, но когда князь пришел посмотреть на кости коня, из черепа выползла змея и ужалила его.

    В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.

    О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.

    В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?

    О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».

    В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?

    О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.

    Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.

    Разбор типового тренировочного задания:

    1. Единичный / множественный выбор;

    Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?

    Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

    Разбор типового контрольного задания:

    2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;

    Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.

    Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

    В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420

    Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемzavuch.info

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » Иллюстрации к учебнику «Литературное чтение» Составитель: Ларионова Г. А., учитель МОУ СОШ 27, г. Тверь.» — Транскрипт:

    1 Иллюстрации к учебнику «Литературное чтение» Составитель: Ларионова Г. А., учитель МОУ СОШ 27, г. Тверь

    2 Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет». Он изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Во многом именно благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени. Нестор прообраз всех русских историков. В. М. Васнецов. Нестор-летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве) Бумага, гуашь, акварель, золото, карандаш гг. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея

    3 В. М. Васнецов. Встреча Олега с волхвом Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина 1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва

    4 В. М. Васнецов. Прощание с конём Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина 1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва

    5 В. В. Васнецов. Олег у костей коня Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина 1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва И вспомнил Олег коня своего

    6 В. Васнецов. Богатыри , холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

    7 О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вмес­те составляют образ доброй силы защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.

    8 В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри» 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки

    9 В. Васнецов. Витязь на распутье Холст, масло г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея

    10 Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

    11 Житие Сергия Радонежского Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею,

    12 Картина «Видение отроку Варфоломею» написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, «светолепна и ангеловидна», прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: «Да что ищеши, или что хощещи, чадо?» Отрок отвечал: «Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею». Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он «умел грамоту». Старец, «сотворя молитву прилежну», достал из карманной «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами: «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания». А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: «О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре». Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда» (писал Нестеров в «Воспоминаниях»).

    13 В. М. Васнецов. Сергий Радонежский 1882, Икона для церкви в Абрамцеве Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Абрамцево, Московская область Памятник преподобному Сергию Радонежскому. г. Сергиев Посад

    14 Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице- Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России

    15 Источники информации: nc/images/7/ c7b9.jpg&imgrefurl= c/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VASNETSOV_VIKTOR Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).

    16 Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 2/А. А. Плешаков. – 7 –е изд. – М.: Просвещение, – 160с. 3Az95FFVWf0M:&tbnh=141&tbnw=141&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25B7%25D0%2 5BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D0 %25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D1%2586%25D0%25BE%2B%25 D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8%2B%2 5D1%2584%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE&usg=__47zl8sbifx9azIMY8U4mch pMuUo=&ei=2KxiSu6lCJG6sgbK5-Rc&sa=X&oi=image_result&resnum=3&ct=image

    admin

    Наверх