Гомологами передних конечностей лошади являются

(Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов).

А1.Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:

1) образованием большого количества пыльцы

2)удлинением тычиночных нитей

4)наличием в цветках нектара, яркого венчика

А2. Божьи коровки и осы имеют яркую окраску. Укажите термин, примером которого служит это явление.

1) адаптация 3) мимикрия

2) маскировочная окраска 4) предупреждающая окраска

А3.Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади:

1) щупальца осьминога 2) крылья бабочки

3) ласты пингвина 4) клешни рака

А4.Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) мутационной изменчивости

4) искусственного отбора

А5.К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

А6.Решающим палеонтологическим доказательством эволюции является:

1) все организмы состоят из клеток

2) наличие у организмов рудиментов

3) зародышевое сходство

4) наличие переходных форм

А7.Единство органического мира доказывается фактом:

1) наличия ископаемых форм растений

2) универсальности генетического кода

3) сходства между человеком и человекообразными обезьянами

4) сходства химического состава живой и неживой природы

А8.Возраст находки определяют по:

1) свинцу 3) цинку

А9. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

1) процессов деления клеток у всех организмов

4) развитием всех организмов из одной клетки

А10. Решающим сравнительно-анатомическим доказательством эволюции является:

1) универсальности генетического кода

2) в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

3) ранних стадий развития зародышей разных классов

4) филогенетические ряды

А11.Гомологичными органами считаются:

1) жабры рака и легкие кошки 3) хобот слона и рука человека

2) ласта кита и рука обезьяны 4) крыло бабочки и крыло птицы

А12.Утконос – переходная форма. Он сочетает в себе признаки классов:

1) рептилий и млекопитающих 3) птиц и рептилий

2) птиц и млекопитающих 4) земноводных и рептилий

А13.Различия в фауне Северной и Южной Америки объясняются:

1) разной степенью влияния естественного отбора

2) плотностью населения

3) различным влиянием полюсов

4) их разобщенностью в течение миллионов лет

А14.Своеобразие флоры и фауны океанических островов иллюстрирует группу доказательств эволюции:

2) палеонтологических 4) морфологических

А15.Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки:

1) крупноячеистые легкие черепахи 3) легочные мешки паука

2) трахеи плавунца 4) жабры беззубки

А16.Какие из перечисленных органов являются аналогами панциря речного рака:

1) панцирь краба 3) покровы гусеницы

2) хитиновый покров паука-крестовика 4) иголки на теле ежа

А17.Сходство насекомых некоторых видов по форме и окраске с сучками или шипами деревьев и кустарников, на которых они живут, относят к факторам приспособленности, называемым:

1) мимикрией 3) демонстрацией

2) маскировкой 4) предупреждением

А18.Мимикрией называется приспособление, позволяющее беззащитному животному:

1) иметь окраску, расчленяющую его тело на фоне естественной обстановки

2) как бы подражать окраской и формой тела другому животному, чем-либо хорошо защищенному

3) по окраске и форме тела иметь сходство с предметами его обычной среды обитания

4) в случае опасности внезапно демонстрировать ранее скрытую яркую окраску

А19.Какие из приспособления к опылению ветром сформировались у растений в процессе эволюции:

1) ярко окрашенный венчик 3) хорошо развиты нектарники

2) цветки с резким запахом 4) пыльники на длинных нитях

А20.Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это:

1) охота акул, скатов 3) ночная активность летучих мышей

2) миграция перелетных птиц 4) движение створок раковины моллюска

А21.Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение:

1) хрящевых рыб 3) костных рыб

2) кольчатых червей 4) ланцетника

А22.Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют:

1) атавизмами 3) рудиментами

2) гомологичными 4) аналогичными

А23.Приспособленность помогает организму выжить только в тех условиях существования, в которых она сформировалась, поэтому приспособленность организмов называют:

1) неполной 3) временной

2) частичной 4) относительной

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов

1.Результатом эволюции является:

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

2.Морфологическими доказательствами эволюции являются:

1) биогенетический закон

2) рудиментарные органы

3) сходство зародышевых форм

4) гомологичные органы

5) аналогичные органы

6) сравнение флоры и фауны континентов

3.Элементарными эволюционными факторами в популяциях являются:

3) модификационная изменчивость

4) плотность популяции

5) недостаточная приспособленность особей

6) естественный отбор

При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.

4.Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует:

А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей

Г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели

Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

5. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные , так и сходные ).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные .

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы
  32. Примеры заданий на аналогичные органы

  33. Конечности позвоночных животных и насекомых
  34. Крылья птиц и насекомых
  35. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  36. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  37. Форма тела акулы и дельфина
  38. Передние конечности насекомого медведки и крота
  39. Шипы розы и иголки кактуса
  40. Листья и шипы
  41. Семена растений и споры мхов
  42. Усики клубники и воздушные корни
  43. Жабры рака и рыбы
  44. Роющие конечности крота и медведки
  45. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  46. Колючки барбариса и колючки боярышника
  47. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  48. Панцирь черепахи и раковина улитки
  49. Легкие амфибии и легкие пауков
  50. Усы рака и усы сома
  51. Глаза осьминога и собаки
  52. Крылья летучей мыши и стрекозы
  53. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Список вопросов теста

Вопрос 1

Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?

Вопрос 2

В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?

  • 8
  • 16
  • Вопрос 3

    Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из

  • волокон
  • клеток с волосками
  • сосудов
  • ситовидных трубок
  • Вопрос 4

    Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?

  • 1
  • 3
  • Вопрос 5

    К современным кистепёрым рыбам относят

    • акулу
    • ската
    • ламитерию
    • осетра
    • Вопрос 6

      Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

    • диафрагма
    • лёгочное дыхание
    • головной и спинной мозг
    • замкнутая кровеносная система
    • Вопрос 7

      Лёгкая возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, повышенная температура тела, потливость, худоба, выраженная припухлость в области шеи, выпученность глазных яблок — признаки

      Варианты ответов
    • рахита
    • базедовой болезни
    • микседемы
    • ангины
    • Вопрос 8

      Какая кость в скелете человека является самой крупной?

    • большая берцовая
    • лучевая
    • бедренная
    • локтевая
    • Вопрос 9

      Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

    • опорную
    • рефлекторную
    • гуморальную
    • строительную
    Вопрос 10

    В какую камеру сердца поступает кровь из вен большого круга кровообращения?

  • левое предсердие
  • левый желудочек
  • правое предсердие
  • правый желудочек
  • Вопрос 11

    Какую функцию выполняют ворсинки мерцательного эпителия трахей?

  • удаление пыли из лёгких
  • защита от патогенов
  • осушение поступающего воздуха
  • обогрев поступающего воздуха
  • Вопрос 12

    В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?

  • В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.
  • В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.
  • Чаша с мышью стала легче.
  • Чаша с мышью стала тяжелее.
  • Вопрос 13

    Какой цифрой на рисунке отмечена зона языка, отвечающая за распознавание солёного вкуса?

  • 2
  • 4
  • Вопрос 14

    Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени способствует развитию депрессии?

  • усталость
  • голод
  • непрочитанная книга
  • отсутствие возможности самореализации
  • Вопрос 15

    Иван болен диабетом. Какой из следующих продуктов он должен употреблять с большой осторожностью?

  • яйца
  • молоко
  • фруктовый сок
  • говядина
  • Вопрос 16

    Какой характер имеют взаимоотношения божьей коровки и тли?

    3) паразит — хозяин

    4) хищник — жертва

  • симбиоз
  • конкуренция
  • паразит — хозяин
  • хищник — жертва
  • Вопрос 17

    Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади?

  • крылья стрекозы
  • ласты пингвина
  • щупальца осьминога
  • клешни краба
  • Вопрос 18

    Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы существует определённая связь:

    Целое Часть
    . Трахеи
    Речной рак Жабры

    Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  • кузнечик
  • беззубка
  • дождевой червь
  • жаба
  • Вопрос 19

    Верны ли следующие суждения о сходстве птиц и пресмыкающихся?

    А. У птиц и пресмыкающихся имеется хорошо развитый киль.

    Б. У птиц, так же как и у пресмыкающихся, кишечник, мочеточники и органы размножения открываются в клоаку.

  • верно только А
  • верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Неверны оба суждения
  • Вопрос 20

    Изучите график зависимости интенсивности энергетического обмена спортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — уровень энергетического обмена (в ккал/мин)).

    Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

  • В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем в начале.
  • Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.
  • При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетический обмен находится примерно на одном уровне.
  • Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается на дистанции в 1000 м.
  • Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.
  • Вопрос 21

    Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Для протекания процесса используется энергия света.
  • Процесс происходит при наличии ферментов.
  • Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
  • Процесс сопровождается синтезом АТФ.
  • Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
  • Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
  • Вопрос 22

    Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    admin

    Наверх