Есть ли у лошади лоб

Голова

Оценка строения головы в оценке экстерьера лошади имеет большое значение. В голове сосредоточены центральная нервная система и органы чувств: зрение, слух, обоняние, которые играют большую роль при использовании лошади. По форме головы лошади, строению ее глаз, ушей, ноздрей и губ можно получить представление о развитии центральной нервной системы, темпераменте лошади, типе ее конституции.

Оценку строения головы часто сводят к чисто описательным определениям, вроде: голова грубая, средняя, легкая; профиль прямой, выпуклый, вогнутый и т. д. В ряде старых руководств по экстерьеру применяется довольно путаная терминология: строение головы лошади сравнивают со строением у других животных, например голова «баранья», «свиная», «заячья», «щучья» и т. д. Ясно, что такого рода определения по существу ничего не дают. Оценку строения головы, как и любой другой стати, мы должны производить с учетом строения всего тела животного, его развития, взаимосвязи одной стати с другими и связи строения стати с производительностью.

Как например, следует оценить лошадь, если у нее малая, с утонченными костями, как иногда называют «породная» голова? Такая чрезмерно облегченная голова иногда, несомненно, очень красива, но вместе с тем она является показателем утончения костяка лошади и чрезмерной нежности конституции — переразвитости. Чрезмерно большая голова, с толстыми угловатыми костями, наоборот, признак грубости конституции и грубости всего костяка лошади.

Лошади крепкой конституции, желательной для всех пород, имеют крупную голову без явно выраженных признаков грубости. По определению П. Н. Кулешова, «крупная голова сопровождается почти всегда прочным костяком ног; эта корреляция почти не имеет исключений» * .

* ( П. Н. Кулешов, Выбор лошадей, молочного и мясного скота, овец и свиней по экстерьеру, М., 1926, стр. 50.)

По нашим наблюдениям, эта взаимосвязь может быть нарушена при скрещиваниях — у межвидовых гибридов и межпородных помесей. Так, например, мулы при относительно тонком костяке обычно имеют большую голову, свойственную ослу. То же иногда наблюдается у помесей лошадей пород быстрых аллюров с западными тяжеловозами. Нарушение этой корреляции может также наблюдаться у недоразвитых животных в результате плохого кормления. Чрезмерно большая голова при неразвитом туловище, узкой и короткой грудной клетке и непропорционально длинных конечностях является прямым показателем инфантилизма, появившегося в результате недокорма в период роста и развития. В данном случае большой голове не сопутствует хорошее развитие всего костяка в целом. На голове различают черепную и лицевую часть. Красивой голова бывает, если черепная часть развита больше и расстояние от уха до глаза равно почти трети длины всей головы.

Передняя линия головы, составленная лбом, переносьем и носом, называется профилем головы. Различают: прямой профиль, выпуклый и вогнутый.

У лошадей с прямым профилем при рассмотрении головы сбоку лоб, переносье и нос составляют прямую линию. Такая форма профиля свойственна лошадям верховых и рысистых пород, но нередко ее можно наблюдать и у тяжеловозов.

При выпуклом профиле сильно развиты лобные пазухи и носовые кости, так что профиль головы представляется в виде изогнутой выпуклой линии. Существует мнение, что эта форма головы чаще встречается у лошадей с недостаточным развитием легких. Выпуклый профиль свойственен по преимуществу лошадям тяжеловозных пород. Однако есть ряд верховых пород, выведенных искусственным отбором, которым свойственна такая форма профиля. В частности, выпуклый профиль нередко имеют липпицанские лошади, старо-испанские. Встречается такая форма и у наших отечественных пород — кабардинской, кустанайской и у многих степных пород лошадей. Развитие выпуклости профиля (если не ведется специального подбора по этому признаку, как это имело место при выведении испанской породы), по-видимому, является следствием питания грубостебсльной растительностью и по преимуществу на пастбищах.

Нередко у тяжеловозных лошадей и у различных помесей можно встретить выпуклый только нос или только лоб. Последняя форма профиля иногда наблюдается у орловских рысаков.

При вогнутом профиле лоб прямой, а в переносье и в области носа имеется вдавленность, что придает голове суживающуюся форму. Обычно при этом профиле у лошади короткая морда, длинный и широкий лоб и расширяющийся (за счет главным образом ноздрей) конец морды. Вогнутый профиль чаще наблюдается у лошадей арабской, чистокровной верховой, ахал-текинской и других родственных им пород и типов.


Рис. 53. Сверху — маленькая голова арабской лошади с вогнутым профилем, затылок длинный шея лебединая, глаза большие и выпуклые; снизу — голова большая с выпуклым профилем, глаза небольшие, шея длинная мускулистая с кадыком

Иногда можно встретить «волнистый» профиль, при котором лоб вдавленный, а переносье и нос выпуклые, или наоборот. Такой профиль указывает на ненормальность в развитии лошади и является нежелательным для лошадей всех пород и назначений.

Голова бывает узколобой и широколобой. Узколобая голова, как правило, удлинена в лицевой части; свойственна она преимущественно тяжеловозным лошадям, выведенным в условиях низменности. Широколобая голова свойственна лошадям верховых и частично рысистых пород.

В пределах различных биологических типов и пород лошадей наблюдаются различия в относительной величине головы. Верховые и рысистые лошади имеют (относительно к общим размерам тела) более легкую голову, нежели лошади тяжеловозного типа. Так, головной индекс (отношение длины головы к высоте в холке) у верховых лошадей чаще всего равняется 34-38%, в то время как у западных типов тяжеловозов он составляет 40-43 %.

Первостепенное значение имеет осмотр ротовой полости. Здесь прежде всего нужно обратить внимание на симметричное расположение челюстей: неправильное смыкание зубных аркад, когда одна из челюстей длиннее или короче другой, связано с общим нарушением роста скелета. На рисунке 54 показан жеребенок с резко укороченной (брахигнатизм) нижней челюстью. Нередко, неправильное смыкание зубных аркад сопровождается неправильным ростом всего костяка. При брахигнатизме иногда наблюдается неправильный рост плюсневых и грифельных костей.


Рис. 54. Укороченная нижняя челюсть

Неправильное смыкание зубных аркад, когда нижняя челюсть длиннее верхней, называют ахондроплазией. Ахондроплазия редко встречается у лошадей, но бывает у мулов в результате нарушения нормального развития в утробный период.

При осмотре ротовой полости можно обнаружить косое стирание зубов, а также неправильное стирание резцов в связи с наличием у лошади прикуски (рис. 55).


Рис. 55. Стирание зубного края вследствие прикуски

Важное значение имеет строение беззубого края, Чрезмерно толстый, покрытый грубой слизистой оболочкой беззубый край имеет малую его чувствительность и может сопровождаться «тугоуздостью». Наоборот, очень тонкий беззубый край чаще сопровождается повышенной чувствительностью при управлении — «слабоуздостью».

При осмотре ротовой полости устанавливают также состояние языка и коренных зубов.

Ноздри лошади должны быть хорошо очерчены. Слизистая оболочка носа должна быть розоватого цвета, а выделяемая из носа слизь — прозрачной и без запаха. Гнойная с хлопьями слизь — признак нездорового состояния лошади. Контурная очерченность ноздрей и тонкие, плотно сомкнутые губы признак нежной конституции.

При осмотре глаз прежде всего обращают внимание на состояние зрения лошади, наличие или отсутствие помутнения роговицы, наличие бельм, коринок и т. д.

Уши, их форма и подвижность в известной мере — признак темперамента и конституции лошади. У лошадей нежной сухой конституции уши тонкие, с проступающими сквозь кожу кровеносными сосудами.

Уши должны быть тонкие, пропорциональной длины и ширины, достаточно подвижные и нормально поставленные. Особенно высокие требования предъявляются к ушам верховых лошадей. Короткие уши часто наблюдаются у лошадей северного происхождения и табунного воспитания. Как правило, лошади, выращенные в теплых конюшнях, имеют более длинные уши. Нежелательна сильная оброслость ушей, особенно с внутренней стороны, так как это указывает на грубую конституцию животного. Сильная подвижность ушей может быть следствием слепоты или повышенной нервности лошади, поэтому крайне нежелательна для лошадей любого назначения. Если лошадь прижимает уши при приближении человека, это признак злобности ее характера или результат плохого обращения с нею человека. Полная неподвижность уха может быть следствием паралича или глухоты.

По форме различают уши: маленькие, короткие; длинные, тонкие, прямостоячие; длинные, широкие, свислые и широко поставленные. Особенно некрасивы уши длинные широкие и висячие (лопоухость).

Лошадь – это прелестное создание Всевышнего Аллаха, созданное Им во благо людей. Если заглянуть в глубь истории и подумать, то жизнь людей без лошади вообще не представлялась возможной. Лошадь являлась неотъемлемой частью жизни людей.

Ее использовали и для верховой езды, и для перевозки грузов, и для вспахивания полей, и для быстрой доставки почты. Ни одно сражение не прошло без участия этого великолепного животного. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), например, велел давать воину, участвовавшему в священной войне верхом на коне, в три раза больше из завоеванного, чем пешему – две доли для лошади и одну для воина. Но если воин был верхом на верблюде, слоне или же осле, то он не получал из завоеванного столько, сколько получал воин, сражавшийся верхом на коне, т. к. ни одно животное не сможет заменить в бою умного, резвого и, поистине, боевого коня.

Достоинством и почетом для лошади является то, что Всевышний Аллах в Коране в одном из аятов клянется именем этого прелестного создания (смысл): «Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, скачущими, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «Аль-Адият», аят 1-2). Также в одном из хадисов Пророка говорится: «Тот, кто не знает (т. е. не проявляет) уважение к лошади, участвующей в священной войне, в нем есть доля лицемерия» (Куртуби). В другом хадисе Пророка говорится: «Ко лбу лошади привязано добро до Судного дня» (Бухари).

От Анаса ибн Малика передают, что не было ничего любимее для Пророка (мир ему и благословение), чем лошадь (Насаи, «Фатх-уль-Бари»). Есть хадис Пророка, в котором говорится: «Поистине, джинны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания» (Куртуби). Хафиз ад-Димяти передает хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится: «Поистине, шайтан не лишает ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь» . Этот же хадис приводит и Табрани, и Ибн Ади.

От Ибн Аббаса передают, что, поистине, лошадь во время сражения говорит: «Суббухун куддус раббуль малаикати ва ррух » (Пречист Аллах – Господь ангелов и архангела Джабраила…) .

В книге «Рухуль баян» написано, что пророк Муса (мир ему) спросил пророка Хизри (мир ему): «Какое животное ты больше всего любишь?» Он ответил, что это лошадь, верблюд и осел. Лошадь, потому что на ней ездят верхом улул азм (отличившиеся терпением пророки). Верблюд, потому что на нем ездили пророки Худ (мир ему), Салих (мир ему), Шуайб (мир ему) и будет ездить Мухаммад (мир ему и благословение). Осел, потому что на нем ездил пророк Иса (мир ему) и Узайр (мир ему). Как можно не любить тех, кого Всевышний Аллах оживляет в Судный день (как и людей после смерти).

В книге «Шифау Судур» Ибн Аббас передает хадис Пророка: «Когда Всевышний Аллах захотел создать лошадь, Он сказал южному ветру, что сотворит из него одно создание. Всевышний повелел ветру собраться. Ангел Джабраил (мир ему) взял частицу от собравшегося ветра, и Всевышний сотворил гнедого коня. Тогда Аллах сказал: «Я создал тебя верховым и сделал тебя арабским, и возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной». Затем Всевышний отпустил создание свое, и он заржал. На что Аллах сказал: «О, гнедой, твоим голосом Я буду устрашать мушрикинов, буду наполнять твоим ржанием слух их так, что ноги под ними будут подгибаться… » Когда Аллах создал Адама (мир ему), Он предложил ему выбрать из двух животных – конем и бураком, который был в образе мула. Адам (мир ему) выбрал коня, и Аллах сказал ему: «О, Адам, ты выбрал величие себе и своим детям, покуда они будут живы» .

В книге «Хаятуль хайван» говорится о том, что первым, кто сел на коня, был пророк Исмаил (мир ему) и поэтому его назвали арабским. Всевышний повелел пророкам Ибрахиму (мир ему) и Исмаилу (мир ему) построить Каабу, сказав, что даст им сокровище, которое хранил для них. Аллах повелел Исмаилу (мир ему), чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил (мир ему) позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то не осталось на земле ни одного арабского скакуна, не отозвавшегося на его призыв. Конь подчинился ему и позволил оседлать себя, поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Садитесь на коней, поистине, они есть наследство вашего отца Исмаила» .

От Салаби передают хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: «О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом» .

Имам Ан-Насаи рассказывает от Абу Убайдата, из слов Муавият следует, что когда был завоеван Египет, то он (Муавият), проходя мимо Абу Зарра (да будет доволен ими Аллах), который кормил свою лошадь, спросил: «Что это за конь, о, Абу Зарр?» – «Это конь, на ду‘а которого отвечает Аллах «, – ответил Абу Зарр.

«Разве кони умеют просить, разве им отвечают?» – спросил изумленный Муавият. «Да, это так, – ответил Абу Зарр. – Не проходит ни одной ночи, когда этот конь не обращался бы к Господу нашему со словами: «О, мой Господь, поистине, Ты подчинил меня сыну Адама (мир ему), так сделай меня самым любимым для него» . Среди них есть такие животные, которым отвечают, и есть такие, мольба которых остается без ответа. Но я ни разу не видел, чтобы моему коню не ответил Всевышний Аллах».

Для уверовавших, которые попадут в Рай, Всевышний создал столько благ, среди которых перечисляется и лошадь. Об этом говорится в хадисе, переданном от имама Тирмизи.

Однажды бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что очень любит лошадей, но будут ли они в Раю? Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если ты войдешь в Рай, то к тебе приведут драгоценного коня, у которого будут крылья, и ты будешь летать на нем в Раю куда захочешь» .

Также от Ибн Ади передают хадис, в котором говорится, что обитатели Рая будут посещать друг друга на породистых, драгоценных лошадях.

Имам Сухалию дает перечень имен коней Пророка: Ас-Сакбу – это первый конь, на котором Пророк (мир ему и благословение) отправился на священную войну; Муртаджиз; Лузаз; Мулавих; Зирс; Вард .

В книге «Хаятуль хайван» упоминаются еще и такие имена лошадей Пророка (мир ему и благословение), как Зарбун; Лахиф; Зульгукаль; Муртаджиль; Лумма; Сархан; Ясуб; Бахр.

Имам Ас-Субуки пишет, что его спросили о том, кого раньше создал Всевышний – пророка Адама (мир ему) или коня? Кто был раньше сотворен, конь или кобыла? Какую породу создал первой? Есть ли что-либо, указывающее на это в Коране или в хадисах? На что он ответил: «Конь был сотворен до пророка Адама (мир ему), конь раньше кобылы, арабская порода раньше любой другой» . То, что конь был создан до Адама (мир ему), подтверждается аятом из Корана (смысл): «Он тот, который сотворил вам все, что есть на земле, затем обратился к небу и устроил ее из семи небесных сводов» (сура «Аль-Бакара», аят 29).

Земля и все, что создано Аллахом для пророка Адама (мир ему) и его рода, чтобы все находящиеся на земле служили им. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является самым почетным из всех созданий, последним из всех пророков на земле.

В книге «Шарх-уль кифаят» написано, что на войне лошадь нельзя продавать противнику, также как и нельзя продавать ему оружие. В своих чувствах лошадь больше похожа на человека. Она узнает своего хозяина и не позволяет чужаку оседлать ее. Говорят, что лошадь видит сны, также как и человек. Одна из черт характера, которая указывает на величие и достоинство, это то, что лошадь не ест корм, оставшийся от другой лошади. Лошадь не пьет прозрачную воду, и, если вода не мутная, то сначала сделает ее мутной, и только потом выпьет. Лошади являются долгожителями. Были зафиксированы случаи, когда лошадь дожила до девяноста лет. У нее очень зоркий глаз.

Когда пророк Муса (мир ему) с сынами Израиля ушли от фараона, он отправил за ними в погоню войско в сто тысяч вороных коней. Когда с восходом солнца войско фараона чуть было не нагнало их, Всевышний повелел пророку Мусе (мир ему) ударить своим посохом по морю. По велению Аллаха вода расступилась перед ними, открыв им спасительный путь.

Когда фараон приблизился к морю и увидел, что оно расступилось, то он обратился к войску со словами, что, мол, море раскололось перед его величием, чтобы помочь настичь сбежавших рабов.

Фараон повелел своему войску двигаться вперед, но воины, испугавшись, сказали, что если он Бог, то пусть идет первым, как это сделал пророк Муса (мир ему). Пока они раздумывали, явился ангел Джабраил (мир ему) верхом на кобылице. Он ринулся вперед по дну морскому, и конь фараона, учуяв кобылицу, понесся за ней, т. к. не было среди царской конницы кобыл, и удержать коней было не возможно. Сзади их подгонял ангел Микаил (мир ему), и ни один воин из свиты фараона не остался на берегу.

По велению Всевышнего Аллаха море поглотило и фараона, и его войско.

В хадисе говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: «О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом» .

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Экстерьер – тип внешнего сложения тела лошади, его размеры. Внешний вид скакунов оценивается как по частям, так и в целом, учитывая особенности породы. Голова лошади при проведении оценки всего экстерьера заслуживает наиболее тщательно анализа.

Ведь именно в голове лошади сосредоточены центральная нервная система, органы чувств, включающие в себя обоняние, слух, зрение. Без них взаимодействие лошади с окружающим миром невозможно.

Строение головы лошади важно знать не только эксперту или ветеринару. Без этого не обойтись и просто любителю покататься верхом.

Рисунок головы лошади

Зубной ряд

Если посмотреть на фото внизу, можно увидеть, что зубы лошади располагаются, не примыкая плотно друг к другу, а через промежутки. Такие промежутки носят название беззубый край челюсти. Передними зубами лошадь захватывает пищу, а расположенными далее – пережевывает. Очень важно чтобы удила располагались именно на беззубом крае челюсти. Поэтому каждый наездник должен владеть информацией о строении рта лошади перед тем, как седлать её и подгонять длину уздечки.

Расположение зубов

Стати туловища

Стать – та или иная часть тела лошади, которая выполняет определенные, характерные для нее функции. Для проведения оценки стати лошади необходимо учитывать её пол, породу и возраст. Хорошей статью коня называется та, которая по типу и уровню развития полностью соответствует назначению самой лошади. При этом она должна подходить под следующие критерии: правильные размеры туловища, параметры выносливости, мощи, здоровья животного. Способность лошади выполнять свои обязанности находится в прямой зависимости от строения её организма.

Основные группы стати лошади:

  • Стати конечностей.
  • Стати туловища.
  • Стати головы и шеи.
  • Как уже было отмечено ранее, при проведении оценки внешнего вида данного животного особое внимание уделяют голове.

    Описание головы

    Ведь основную информацию о нраве и характере животного, состоянии центральной нервной системы получают уже при первичном визуальном анализе. В первую очередь обращают внимание на форму головы, ушей, губ, ноздрей и глаз.

    Визуальный анализ

    Ранее при проведении осмотра головы лошади использовали достаточно неточные определения, в некоторых случаях проводили параллель между головой лошади и головами других представителей фауны, такими как свиньи, коровы, бараны, зайцы. Подобные определения несут в себе практически нулевой объем нужной информации. Даже сейчас, при проведении оценки используют достаточно размытые фразы, ограничиваясь следующими параметрами: тип профиля, форма и характер костей головы лошади.

    Наиболее информативной оценка головы лошади получается в том случае, если она выполнена в совокупности с анализом остальных статей лошади, если учтено их влияние на производительность и иные черты строения тела животного, в том числе, его рост.

    Кулешов П.Н. утверждал, что крупный костяк ног соответствует крупной голове, и что данная зависимость имеет минимальное число исключений.

    Исходя из этого утверждения, голова лошади малая, состоящая из более тонких костей, облегченная, считается красивой. В то же время подобное строение головы свидетельствует о менее прочном костяке в целом и о таком свойстве как переразвитость. И наоборот — грубый костяк определяется по грубым, угловатым костям головы млекопитающего.

    Однако, современные наблюдения вносят свои коррективы в вышеописанные утверждения. А именно, у помесей разных пород и гибридов нескольких видов данная зависимость не соблюдается в случае скрещивания. Так, например, грубую голову при негрубом костяке сочетают в себе мулы. То же самое явление, время от времени, случается в результате скрещивания западного тяжеловоза и быстрых аллюров.

    Маленькая голова и крупный костяк

    Подобное исключение может иметь место при неудовлетворительном развитии лошади, которое возникло по причине некачественного вскармливания. Это явление встречается и, в случае, когда у животного обнаружен инфантилизм – когда крупная голова сочетается с недостаточно широкой грудью, чересчур длинными ногами и плохо развитым туловищем. В случае, если нижняя часть головы менее развитая, чем черепная – форму головы считают красивой.

    Профиль головы

    Данным словосочетанием характеризуют условную линию, связывающую части головы животного.

    • Вогнутый – проявляется у следующих пород: арабские, чистокровные верховые, ахалтекинские и прочих их «родственников». Имеет следующий вид: головные кости сужающейся формы, морда недлинная, расширенная за счет крыльев носа, Лоб удлиненный, не узкий, неизогнутый. А в налобной части наблюдается вогнутость.
    • Вогнутый профиль

      • Выпуклый – характерен для липпицанских, старо-испанских пород, кабардинских, кустанайских, степных, а также для пород, предназначенных для перевозки тяжестей. Однако у последних, зачастую, выпуклым бывает либо нос, либо один лоб. Необходимо отметить, что такой профиль — признак плохо развитых легких животного. Он имеет следующий вид: изогнутая линия, образована за счет хорошо развитых костей носа и пазух лба.
      • Прямой характерен для пород, перевозящих тяжести, для рысистых и верховых пород. При таком профиле лоб, нос и переносье являют собой прямую линию.
      • Прямой профиль

        • Волнистый встречается редко, при нем лоб выпуклый, а остальные части вдавлены, или в обратной последовательности. Данный профиль – признак присутствия анормальности в развитии лошади. Естественно, он нежелателен для лошадей вне зависимости от их породы и назначения.
        • Волнистый (анормальный)

          Тип головы

          Голова лошади бывает двух типов:

        • Широколобая — размер бывает разным и зависит он от разных пород и различных биологических видов. Является характерной чертой для коней верховых и некоторых рысистых пород. Они отличаются более легкой головой, чем тяжеловозные породы, в сравнении со строением остального туловища. Для данного случая существует понятие головного индекса. Головной индекс равен отношению длины головы к высоте холки. Например, у западных тяжеловозов он равен сорока-сорока трем процентам, а у верховых и рысистых пород – только тридцать четыре-тридцать восемь процентов.
        • Узколобая – является отличительной чертой тяжеловозов, которых вывели в условиях низменности. В этом случае голова лошади удлинена в ее лицевой части.

        Жительница Челябинской области рассказала об инциденте, который произошел в Сатке во время новогодних каникул. 2 января текущего года на территории развлекательного комплекса «Сонькина лагуна» лошадь атаковала человека. По словам пострадавшей, сначала непарнокопытное придавило ей ногу, когда легло, а затем попыталось сбросить наездницу и ударило ее копытом.

        Лошадь опускала морду вниз, а затем и вовсе легла, завалившись на бок, тем самым придавив часть моей ноги. Потом кобыла поднялась, и я вместе с ней. В ту же секунду лошадь лягнула меня копытом прямо в лоб. В такой ситуации я даже не успела сообразить, что нужно отскочить или хотя бы отойти на пару шагов назад, так я бы, возможно, смогла избежать происшествия. На самом деле, мне еще крупно повезло, ведь я отделалась шрамом, так как копыто, видимо, прошло вскользь. От удара у меня было очень много крови, но самая жесть в том, что за мной не только не следили во время «езды», но даже не подошли после падения. Инструкторы были озабочены лишь тем, что убежала их кобыла. — сообщила пострадавшая.

        По словам наездницы, произошедшее вызвало у инструкторов лишь смех, скорую помощь никто не вызвал. Пострадавшая обратилась в полицию, однако в возбуждении уголовного дела после проведенной проверки было отказано. Более того, в официальном документе оказалась иная версия событий, согласно которой девочка фактически «угнала» лошадь, а говорить о причинах получения ей травмы не представляется возможным.

        Девочка решила покататься на лошади верхом. Он не разрешал ей, не успел подбежать к лошади, но девочка поехала вокруг острова. Он побежал ей навстречу, в противоположную сторону. Увидев его, девочка повернула лошадь и поехала обратно. Он снова побежал в противоположную сторону, навстречу девочке. Увидел, что девочка идет пешком. Со слов девочки, понял, что она упала с лошади. Он пошел за лошадью, поймав, привязал. Девочка не высказывала каких-либо жалоб. Когда девочка с отцом уходили, тоже не высказывали жалоб. — говорится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела со слов одного из инструкторов.

        В настоящее время пострадавшая намеревается подать гражданский иск по факту случившегося.

        К истории породы

        Порода лошадей, доставившая столь большую славу персидским лошадям, происходит из провинции Карабах”, — так начинается статья “Несколько слов о лошадях Персии”, напечатанная в журнале “Коннозаводство” более 130 лет назад. И хотя справедливости ради надо заметить, что славу эту в равной, если не в большей, мере создала лошадь туркменская, карабахская порода вплоть до конца XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла. Издавна этих лошадей очень ценили и в России, где их действительно чаще знали под именем персидских. А у себя на родине, в Нагорном Карабахе, порода эта звалась кёглян.

        В современных представителях малочисленной карабахской породы, стройных, но некрупных горных лошадках, лишь отчасти угадывается прежняя кровь. Ведь, судя по описаниям и изображениям прошлого века, кёглян был яркой, породной восточной лошадью и в красоте способен был соперничать с арабской, а в правильности экстерьера порой превосходил ее. К тому же в облике его было что-то очень своеобразное, что отличало его от всех других пород. “Череп сильно развит в ущерб морды, лоб заметно выдавшись, глаза выпуклы и поставлены низко, уши поставлены широко, а шея высоко и более коротка, чем длинна, голова к ней приставлена правильно, но всегда на тугом затылке, устой ног и самый корпус сравнительно с ростом широки, спина пряма без всякой седлистости, рост вообще мал, от 1/4 и до1 1/2 вершка (143-150 см)” — таким предстает перед нами кёглян со слов автора прошлого века. Кроме того, им отмечаются тонкость кожи, удивительная нежность волоса и изящество форм (“гребень шеи не толстеет даже у жеребцов, постоянно находящихся в случке”).

        Отличительной особенностью карабахов была также золотистая масть, за что этих лошадей называли в Карабахе “сарыляр”, то есть “золотистые”. Серых и вороных среди них почти не было, а кроме золотисто-рыжей и золотисто-гнедой была распространена необычная масть “нарындж”: шерсть желтой окраски при бурых гриве и хвосте, что-то среднее между буланой и соловой. Именно этой “бесценной масти золотой” мог быть конь лермонтовского героя в “Демоне”. Донская порода, испытавшая в свое время сильнейшее влияние карабахской крови, унаследовала эту масть “в упрощенном варианте” — как золотисто-рыжую с контрастно темными гривой и хвостом.

        Лучшими кёглянами на протяжении многих поколений обладали карабахские ханы. Их завод был основным рассадником чистопородных лошадей, и они смотрели на своих лошадей, “как на дар Божий, их династии дарованный, которым торговать нельзя, а можно уделять смертным в знак дружбы и признательности”. Приближенные хана получали жеребцов его завода в подарок, но лошади других заводов в ханские табуны не попадали.

        Разведение карабахской породы традиционно велось табунным методом. Племенные кобылы всю жизнь оставались в табуне и даже не заезжались. В одном табуне часто были и чистопородные, и полукровные, и даже простые матки, но жеребцы всегда чистопородные или высококровные кёгляны. В результате создавался массив улучшенной лошади, более кровная часть которого называлась джинс-сарыляр, а более простая — калын-сарыляр. Из полукровных ханских лошадей наиболее популярны были типы токмак и теке-джейран. Первый тип происходил от помеси кобылы-кёглян и персидского жеребца неизвестного происхождения и отличался особо крепким сложением. Второй тип представлял собой потомство текинских кобыл от карабахских жеребцов и отличался крупным ростом и скаковыми способностями. Чистокровные кёгляны никогда не были многочисленны и вместе с высококровными лошадьми, которых было гораздо больше, составляли едва ли десятую часть всего конского поголовья Карабаха.

        Благородство и породность кёглянов произвели на русских знатоков лошадей при близком знакомстве с краем такое впечатление, что породе приписали чистокровное арабское происхождение. Ссылаясь на местные легенды, о них говорили как о потомках лошадей, которых приводили арабы еще во времена халифата. Само слово “кёглян” расшифровывалось как “кохейлан”. Дело в том, что в прошлом веке среди коннозаводчиков и ученых господствовала своеобразная “арабомания”: арабская лошадь считалась безусловно древнейшей в мире, самой чистокровной и самой лучшей. Точно так же арабских предков стали искать и у туркменской лошади, а то, что и ахалтекинцы, и иомуды по типу очень уж отличаются от арабов, объясняли скрещиванием с местными лошадьми.

        Первым самостоятельное и гораздо более древнее, чем у арабской, происхождение ахалтекинской лошади доказал профессор В. Фирсов в своей работе “Туркестан и туркестанские породы лошадей”, опубликованной в 1895 году в журнале “Коннозаводство”, где он изложил историю Средней Азии с древнейших времен. Там же он упомянул и карабахскую лошадь как потомка туркменских аргамаков: когда османы, правившие Хорезмом, потерпели поражение в упорной борьбе с Чингисханом, отдельные племена туркмен ушли в Закавказье и увели с собой своих коней. Впрочем, туркменские лошади, вернее, их прямые предки, могли попадать в Закавказье и гораздо раньше: ведь эти земли то и дело попадали под власть среднеазиатских государств древности.

        Родство карабахского кёгляна с ахалтекинской породой еще больше подтверждается при внимательном изучении его экстерьера. Форма кадыковатой шеи и головы, большие глубоко посаженные глаза, тонкость и шелковистость волоса, нежность и сухость конституции, а особенно золотистая масть придают кёгляну те же своеобразие и породность, которые отличают наиболее ярких ахалтекинцев. Различия в типе этих пород происходят в первую очередь от условий разведения лошадей и предъявляемых к ним требований. Ведь рослый, узкотелый, высоконогий, с преобладанием в силуэте прямых длинных линий ахалтекинец являет собой ярко выраженный тип скаковой лошади. Недаром в зарубежной литературе его нередко сравнивают с борзой собакой. В Карабахе скаковая лошадь теряла свои преимущества, и тот же исходный тип развивался в ином направлении, сохранив, однако, черты древней породности. В горах требовались в первую очередь поворотливость, устойчивость, умение резко останавливаться, а места для разгона не было. К тому же табунное воспитание не способствовало увеличению роста лошадей, а в суровые зимы преимущество получали более широкотелые утробистые лошади, менее требовательные к качеству корма. В результате кёглян приобрел округлые компактные формы универсальной верховой лошади и более короткие шею и голову со “щучьим” профилем. В то же время для преследования в степях и охоты на джейранов карабахцы предпочитали туркменских лошадей или их помеси.

        Жеребец Заман, 1956 г.

        Жеребец Альетмез из завода княгини Уцмиевой,
        премированный на Всероссийской выставке 1867 г.

        Что же касается местных легенд об арабском происхождении кёглянов, то их создало, скорее всего, почтительное отношение мусульман ко всему арабскому и пристрастное толкование увлеченных арабской лошадью европейцев. Одним из главных принципов коннозаводской работы с кёглянами было чистопородное разведение, а у “арабских” жеребцов, которые попадали в ханский завод и оставили там яркий след, можно подозревать и туркменское происхождение. Ведь туркменские лошади пользовались большой популярностью в северной Персии и встречались даже в Тифлисе. Например, по словам полковника К. А. Дитерихса, большого поклонника и знатока карабахской лошади, в 1747 г. в Карабах попал весь завод Надир-шаха персидского. Воспользовавшись его внезапной смертью, аманат* его от Карабаха по имени Пана бежал из Тегерана с несколькими нукерами и, вернувшись на родину, объявил себя независимым ханом.

        По дороге где-то в горной долине он и захватил шахский завод. Среди этих лошадей особую память о себе оставил жеребец Меймун и кобыла Агджидали, которые широко использовались уже в ханском заводе и считались “арабскими”. Однако Надир-Шах был по происхождению туркмен, и логичнее предположить, что в заводе его были туркменские лошади самых чистых текинских кровей.

        К. А. Дитерихс сообщает также, что в 1797 году, когда персидский шах Агамамед был убит в захваченной им Шуше, вся его походная конюшня досталась Ибрагим-хану, сыну Пана-хана. Так в чистокровное отделение ханских заводов попал жеребец Гариф, возможно, действительно арабский, а может быть, той же ханской породы кёглян. Гариф и сын его Карны-Ертых были известными производителями своего времени. Затем в самом начале XIX века дочь Ибрагим-хана, вышедшая замуж за персидского шаха Фед-Али, прислала в подарок отцу пять текинских кобыл из завода своего мужа. Правда, потомство этих кобыл в ханском заводе не считалось чистокровным.

        Ядро породы поддерживалось карабахскими ханами и после присоединения Карабаха к России. О качествах тогдашних кёглянов говорит тот факт, что англичане купили в 1823 году у Мехти-Кули-хана за большие деньги около 60 кобыл.

        Большой урон коневодству Карабаха нанесло вторжение персов в 1826 году, но все же и в последующие десятилетия карабахская лошадь сохраняла свои качества. На Второй всероссийской выставке в 1869 году карабахские жеребцы получили высокие оценки: Меймун — серебряную медаль, Молоток (Токмак) — бронзовую, а золотисто-рыжий жеребец Альетмез, награжденный похвальным листом, был назначен производителем в государственные конные заводы. Карабахи имели успех и в Европе: золотисто-гнедой карабахский жеребец Хан, представленный в 1867 году на выставке в Париже, удивлял посетителей своей красотой и крепким правильным сложением. Ему была присуждена большая серебряная медаль.

        Когда полковник Дитерихс отправился в 1870 году на Восток с поручением приобрести чистокровных арабских жеребцов для улучшения карабахских лошадей, то, путешествуя по Персии, Ираку и Кувейту, он столкнулся с тем, что выбор лошадей такого же правильного экстерьера, как у кёглянов, оказался не очень богат. По его словам, большая часть лошадей Персии, Турции и Арабистана, “кои пользовались фирмой чистокровных, по формам решительно ничем не превосходила хороших карабахских лошадей”.

        Карабахские жеребцы на картинах Н.Сверчкова, 1865 г.
        (слева Хан) Музей коневодства

        В то же время среди русских коннозаводчиков и любителей лошадей можно было услышать и весьма скептическое мнение о карабахской породе: некоторые считали ее изнеженной, совершенно не способной акклиматизироваться и не годной к кавалерийской службе, а следовательно, не представляющей интереса. Малочисленность породы также способствовала распространению мнения о ее деградации. Однако история создания донской породы полностью опровергает подобные рассуждения.

        На Дон карабахские жеребцы попадали с XVIII века: казаки приводили их из турецких и персидских походов. Но особенно много их стало в XIX веке, когда формировался новый, улучшенный тип донской лошади. Некоторые заводчики Задонья держали целые отделения персидских, т. е. карабахских и туркменских, лошадей. Из карабахских лошадей был составлен конный завод Платова. В 1836 году, когда завод карабахских лошадей генерала Мадатова, в котором было около 200 кобыл-маток, распродавался наследницей, значительную часть его приобрел В. Д. Иловайский, один из известнейших коннозаводчиков Дона. Карабахские лошади использовались для улучшения донской породы вплоть до начала XX века; они придали ей характерный тип и восточную породность, которые отличают дончака от всех полукровных лошадей.

        Карабахская лошадь для коневодства Кавказа имела такое же значение, как английская чистокровная в Европе. Под ее сильным влиянием в Азербайджане образовалась делибозская порода. Карабахских производителей наряду с арабскими и туркменскими использовали при выведении кабардинской лошади. Оставили свое потомство кёгляны и в стрелецкой, и в ростопчинской породе. Даже некоторые из некрупных персидских жеребцов, попадавших в европейские конные заводы и использовавшихся при выведении орловской верховой, тракененской и других пород, в действительности могли быть карабахскими.

        В 70-х годах прошлого века в Карабахе был организован Елисаветпольский рассадник. В нем были собраны хорошие карабахские кобылы, но они крылись арабскими и даже англо-арабскими жеребцами.

        В начале XX в. карабахское коневодство пришло в упадок. Завод, основанный ханами и наследовавшийся их потомками, исчез в 1905 году. Сыграла свою роль и гражданская война: численность породы резко сократилась. Кёгляны смешались с простыми беспородными лошадьми, потеряв значительную часть своей породности и измельчав. Из разряда лучших восточных пород карабахская лошадь перекочевала в местные горные. Но и эти лошади сохраняли следы восточной крови и характерную масть, “напоминающую цвет старой бронзы”, с более темными гривой и хвостом и такого же оттенка “ремнем” вдоль хребта. Одна из таких лошадей, буланый карабахский жеребец Заман, в 1956 году была подарена английской королеве одновременно с ахалтекинцем Меле-Кушем.

        В 1949 году в целях сохранения породы в местности Гей-Тапа Агдамского района, где когда-то паслись ханские табуны, был организован конный завод, куда были собраны наиболее типичные кобылы. Для улучшения карабахской породы (главным образом, увеличения роста) интенсивно использовали арабских и терских жеребцов. На момент открытия завода в нем стоял единственный карабахский жеребец Султан, остальные жеребцы (Кадими 1, Кадими 2, Контингент, Корф) были чистокровные арабские. Однако даже арабо-карабахам было очень далеко до кёглянов, а все испытания молодняка сводились к гладким скачкам на Бакинском ипподроме, где, естественно, преимущество получали арабские помеси. Порода оставалась очень малочисленной.

        Сегодня около полусотни карабахов можно разыскать даже в Западной Европе, однако дальнейшее сохранение этого поголовья в чистоте проблематично: в Европейском Союзе действует запрет на ввоз лошадей из Азербайджана.

        Теперь только картины и редкие фотографии подтверждают свидетельства удивительного прошлого неприметной горной лошадки. Пример карабахской породы предостерегает нас: то, что создавалась многими поколениями, легко потерять и очень трудно восстановить.

        * Заложник; феодальные правители обменивались аманатами (обычно близкими родственниками) как гарантами ненападения друг на друга.

        Руководства

        Дополнительная информация

        Внести вклад

        Wowhead Client — это небольшая программа, с помощью которой мы поддерживаем базу данных в актуальном состоянии. Пользователи Wowhead Client получают доступ к дополнительным инструментам на сайте.

        Клиент Wowhead делает две вещи:

        Вы также можете использовать Wowhead Client, чтобы просматривать выученные рецепты, выполненные задания, собранные ездовые животные и спутники и полученные звания!

        Стань Премиум и ты получишь коммерческую лицензию. Подробнее

        Лицензия Премиум Freepik

        Как Премиум пользователю, тебе доступна коммерческая лицензия для данного ресурса. Подробнее

        Наша лицензия позволяет тебе использовать контент: