Древний образ в народном искусстве конь

Презентация к уроку в 5 классе по ИЗО 1 четверь «Древние образы в народном искусстве»

Просмотр содержимого документа
«»Древние образы в народном искусстве»»

Урок изобразительного искусства 5 класс

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Декоративно – прикладное искусство

Декоративно – прикладное искусство — это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.

Волнистая горизонтальная линия – вода.

Вертикальная волнистая линия – дождь.

Женская фигура ( берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля , Макошь , что означает “мать хорошего урожая”.

Конь один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Рисунок на тему древних образов

Работая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, восковые мелки, акварель, фломастеры.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программа: “Изобразительное искусство” Б.М. Неменский

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель:

  • Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
  • Формировать общекультурную, учебно-познавательную, информационную компетенций учащихся;
  • Развитие навыки работы в технике “гуашь”;
  • Повторить ранее изученный материал;
  • Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;
  • Систематизировать и обобщить полученные знания.
  • Задачи:

    • Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся;
    • Развивающая: учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;
    • Обучающая: создание рисунка на тему древних образов в узорах.
    • Педагогические личностно-ориентированные технологии на уроке:

      1. Технология сотрудничества (совместная работа учащихся друг с другом и с учителем на основе доверительных отношений)

      2. Гуманно-личностная технология (индивидуальный подход с учётом способностей)

      3. Игровая технологи (на основе игровой ситуации возбуждение интереса, активизация познавательных потребностей)

      4. Наглядная технология (через визуальные образы восприятие и осмысление информации)

      5. Технология саморазвивающего обучения (в ходе выполнения групповой работы уметь проявить себя – свои личностные качества)

      6. Проблемная технология обучения (самостоятельно решить, определить смысловое назначение образа)

      7. Технология коллективного творчества (выполнение итоговой коллективной работы)

      8. Проектная технология (определении целей задания, план выполнения и в итоге – работа)

      9. Интерактивная технология (просмотр презентации на интерактивной доске)

      10.Интегрированная технология (использование музыкального и литературного произведений)

      11.Технология коммуникативного обучения (активное общение учащихся друг с другом и учителем)

      17.Групповая технология (работа в “дружинах” под руководством “воевод”)

      19.Деятельностная технология (смена видов деятельности на уроке)

      20.Рефлексивная технология (самостоятельная оценка учащимися урока и своей деятельности)

      для учителя:

      • Конспект урока
      • Компьютер
      • Интерактивная доска
      • Учебник “Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс” Н.А.Горяева, О.В. Островская, М., Просвещение, 2013.
      • Наглядность натурная
      • Художественны материалы (гуашь, кисти, бумага А3)
      • Карточки — “солярные знаки” для рефлексии и самооценки
      • Аудиозапись русской народной песни “Калинка-малинка”
      • Презентация на электронном носителе
      • Лучшие работы с прошлых уроков по данной теме
      • Таблица самооценки

      для учащихся:

      • Дневник
      • Альбом для рисования
      • Учебник
      • Ручка
      • Гуашевые краски
      • Кисти жёсткие крупные
      • Бумага (ватман)
      • Приветствие. Внешняя и внутренняя собранность. Нужный эмоциональный настрой

        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

        Беседа с учащимися на тему “Что мы узнали на прошлых уроках о народном искусстве и древних образах”, параллельный просмотр таблицы и презентации.

        — что мы изучали на прошлых уроках?

        — какое искусство называют народным, почему?

        — созданное народом, не имеет автора

        — что относят к народному искусству?

        — игрушки, посуда, вышивка, росписи, платки и т.д.

        — а зачем нам изучать народное искусство?

        — чтобы знать историю своего народа, окружать себя красотой

        — на прошлых занятиях мы много изучали древни образы; сегодня у нас урок повторения: как вы думаете — какова будет тема сегодняшнего урока?

        Работа с наглядностью

        — какие древние символы мы знаем?

        — солнце, земля, вода, воздух

        — как они выглядят?

        — рисуют на доске

        — какие древние образы знаем?

        — берегиня, конь, птица, древо

        -что означают эти образы?

        парная работа: обсуждение и прикрепление значения к образу

        — как вы думаете, что сегодня мы будем вместе рисовать?

        — а как мы это будем делать?

        Обобщение и систематизация знаний.

        — да, мы будем выполнять работы вместе — в “дружинах”,

        — выбираем воевод в дружину, объявляем конкурс на лучшую работу

        — тянем жребий — кому какой образ достанется

        — получаем задание по цветовой гамме, обсуждаем проблему в группе

        Применение знаний и умений в новой ситуации.

        — как разместим рисунок в листе?

        — какой цвет любили народные мастера, почему? (в том же цвете делаем “подрисунок”)

        выполнение групповой работы в цвете по полученным заданиям (разделение обязанностей внутри группы)

        Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

        демонстрация и презентация работ “воеводами”

        На скаку играя гривой,
        Скачет быстро он, красиво.
        Не догонишь, не дого.
        Ишь, как скачет: И-ГО-ГО

        В замечательной стране
        Поселилась чудо-птица —
        Настоящая царица.
        Удивляют красотой
        Перья, хвостик золотой.
        Светом радужным искрится.
        А зовут ее — Жар-птица.

        Девица — красавица,
        Широка душа.
        До чего ж ты девица,
        Право, хороша!
        Скромная и кроткая,
        Неба синь — глаза.
        Тянется до пояса
        Русая коса.

        А у наших у ворот
        Чудо-дерево растёт.
        Чудо, чудо, чудо,
        Чудо расчудесное!
        И листочки на нём,
        И цветочки на нём,
        Сладки яблочки!

        Выделение “воеводами” лучшей работы

        — почему она кажется тебе лучшей, что понравилось?

        Рефлексия (подведение итогов занятия).

        выбор “солярного знака” по желанию:

        • красный – урок понравился,
        • зелёный – не понравился
        • выставление самооценки на знаках по категориям

          — интересно было работать?

          — узнал что-то новое?

          — получилось нарисовать что хотел?

          — нравится твоя работа?

          — нравятся работы одноклассников?

          — украсим солярными значками нашу коллективную работу

          Домашнее задание:

          • создать “древний образ” в приложении Point (по желанию)
          • показ слайда примерных работ
          • При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

            Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

            Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве Бардикова А.Г. Гимназия № 52 г.Луганск

            Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век?

            На глиняном сосуде, которому 5000 лет, изображена картина мира, представляемая нашими далекими предками. Сверху зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды. Посредине – движущееся солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу две параллельные линии – земля. Этим орнаментом наш далекий предок как бы говорил: «Пусть прольётся дождь».

            Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища и предметов быта.

            Солярный знак – языческий символ солнца, связанный с мечтой о солнце, добром небесного светила. Солнцеворот. Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало ХХ в. Сундук с символами солнца. Архангельская губерния, ХІХ в.

            Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе, росписи по дереву и вышивке. Сундуки с символами солнца и дождя. Начало ХХ в. Солярные знаки и растительные мотивы. Конец полотенца. Орловская губерния. ХІХ в.

            Образ матери. Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери — сырой земли. Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губерния, ХІХ в. Баба с птицами И. и Е. Дружинины. Глина, 1947 г.

            Женская фигура – это божество, выражавшая представление о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода.

            Древо жизни – представлялось нашими предками олицетворением Вселенной. Символ жизни, единства рода, его продолжение и благополучие. Дерево жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губерния. ХІХ в. Дерево жизни. Роспись на прялке. Русский север. ХІХ в.

            Дерево жизни. В народных представлениях дерево жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Дерево жизни Роспись в избе. ХІХ в.

            Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

            Конь. Этот образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Образ коня со всадником в вышивке.

            Образ птицы, птицы света, солнца. Торжественно-нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом приносит добро человеку. Птица-пава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г. Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губерния, ХІХ в.

            В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, теплое летушко.

            Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали. Макошь-матушка — Параскева-Пятница. Мезенская роспись. Архангельская область, начало ХІХ в.

            Выберите книгу со скидкой:

            ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

            350 руб. 163.00 руб.

            350 руб. 171.00 руб.

            ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

            350 руб. 213.00 руб.

            ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

            350 руб. 197.00 руб.

            География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

            География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

            География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

            350 руб. 106.00 руб.

            География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

            География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

            География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

            350 руб. 184.00 руб.

            География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

            350 руб. 59.00 руб.

            География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

            350 руб. 101.00 руб.

            БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

            Бесплатный
            Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

            Презентация к рабочему уроку ИЗО, который является вторым уроком в учебном году в пятом классе и в разделе «Древни корни народного искусства», содержит материал по теме «Древние образы в народном искусстве», раскрывает символизм древних образов, социальный смысл и их современное декоративное изображение.

          • Бардикова Александра ГарьевнаНаписать 0 29.08.2018
          • Номер материала: ДБ-060280

            Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

            Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

            «Развитие эмоционального интеллекта»

            Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

              29.08.2018 1809
              29.08.2018 891
              29.08.2018 1162
              29.08.2018 2249

            29.08.2018 204
            29.08.2018 765
            29.08.2018 313
            29.08.2018 420

            Не нашли то что искали?

            Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

            Помогает проект «Инфоурок»

            Вам будут интересны эти курсы:

            Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

            Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

            Выбранный для просмотра документ Древние образы в народном искусстве.doc

            Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ»

            Тема: «Древние образы в народном искусстве»

            Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения ;

            формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

            формировать навыки работы в программе Paint ;

            развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность ;

            воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

            воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

            Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровин а .

            Таблицы с мотивами символов.

            Иллюстрация чаши-календаря «Сосуд из каменки».

            Вышитые полотенца, вязаные салфетки.

            Музыкальный ряд: Русские народные песни.

            для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве» ;

            для ученика: компьютер, таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов .

            Словарь: Солярные знаки ( Солярные знаки — знаки, схематично изображающие солнце ). Символы. ( Символ — элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков ) .

            I. Организация урока.

            2. Проверка готовности учащихся к уроку.

            II. Введение в тему.

            Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое орнамент и научились изображать простой узор орнаменте на бумаге. Сегодня вы видите пред собой красивые полотенца и салфетки. На них такие узнаваемые узоры: птицы, кони, дерево.

            Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

            Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

            На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?
            На экране у величенная таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

            На вид орнамент не приметен

            Но он столетия живет

            И мы с тобою видим знаки

            Послушаем ребят, получивших опережающее задание.

            Сообщение учащихся «Соляные знаки» «Знаки-символы»
            Солярные знаки — знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.

            От греч. Symbolon — знак
            Символ — элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.
            Символ — определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др . Опишите календари, которые вы видите. Почему их называют календарями?

            Учитель: И так символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

            Учитель выслушивает ответы, подводит к правильному и объявляет, что работают сегодня снова в программе Paint .

            III. Изучение нового материала.

            Презентация «Древние образы в народном искусстве» ;

            Слайд 1. Тема урока.

            Слайд 2, 3. Схемы символов.

            Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)

            Слайд 5.Символ солнца.

            Слайд 6. Символ воды.

            Слайд 7. Символ земли.

            Слайд 8. Образ коня и птицы.

            Слайд 9. Образ Женщины.

            Слайд 10. Образ Древа жизни.

            Слайд 11. Значения цвета.

            Слайд 12. Задание к практической работе.

            Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.

            Слайд 14. Использованные источники.

            IV . Практическая работа.

            Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

            Контроль за объемом и качеством выполненной работы

            Сбор работ на головной компьютер.

            Слайд-шоу работ учащихся .

            Самоанализ деятельности учащихся.

            VI . Домашнее задание . Подобрать иллюстрации деревянных резных украшений домов, иллюстрации избушек и домов в русских сказках.

            Выбранный для просмотра документ ИЗО Древние образы в народном иск..ppt

            Описание презентации по отдельным слайдам:

            Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ» Урок ИЗО 5 класс

            Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых . Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

            Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков: Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами.

            Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

            Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Растения – в виде «галочки, «галочки на палочке»

            Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд.

            Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

            В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

            1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – огонь, (и солнце – как небесный огонь), кровь (жизненная сила). 3) Зелёный – растительность, жизнь. 4) Чёрный – земля. 5) Золотой – солнце. 6) Синий – небо, воды. 7) Фиолетовый, цвет связывающий нас с высшими силами.

            Изобразить на выбор чашу-календарь или узор из разных символов, с которыми вы познакомились на этом уроке.

            Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. — Л.: 1972 Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская, под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. http://nazolotom.ru/page13.php http://shit69ua.ru/vishit-slavyanskuyu-runu.html http://edu.convdocs.org/docs/342/index-5917-1.html http://www.tvoyhram.ru/img_ribakov/rbydr33.gif http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=146.0 http://hide.su//1q5v

            ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

            350 руб. 94.00 руб.

            История. Историческое сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

            350 руб. 107.00 руб.

            Все персоналии истории России. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

            Все даты по истории России. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

            Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

            Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

            Математика. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

            Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс

            350 руб. 87.00 руб.

            Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

            350 руб. 118.00 руб.

            ОГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

            ЕГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

            ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

            350 руб. 205.00 руб.

            Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

            Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе. Урок для учащихся 5 класса по программе Б.М. Неменского с использованием мультимедийного образовательного ресурса — презентации Power Point. Тема урока «Древние образы в народном искусстве». Одна из целей урока — Познакомить учащихся с основными видами орнамента и его символами. На уроке пятиклассники узнают, что такое символы и солярные знаки, научатся изображать орнаменты, состоящие из солярных и других символов. Практическая работа выполняется в графическом редакторе Paint с использованием инструментов кисть, «овал», «прямая», «прямоугольник» и сменой цвета из палитры.

            Ход урока

            1. Организация урока.
            2. Введение в тему.
            3. Изучение нового материала.
              Презентация «Древние образы в народном искусстве»;
              Слайд 1. Тема урока.
              Слайд 2, 3. Схемы символов.
              Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)
              Слайд 5.Символ солнца.
              Слайд 6. Символ воды.
              Слайд 7. Символ земли.
              Слайд 8. Образ коня и птицы.
              Слайд 9. Образ Женщины.
              Слайд 10. Образ Древа жизни.
              Слайд 11. Значения цвета.
              Слайд 12. Задание к практической работе.
              Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.
              Слайд 14.Использованные источники.
            4. Практическая работа.
              • Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
              • Контроль за объемом и качеством выполненной работы
              • Сбор работ на головной компьютер.
              • Итог урока.
                • Слайд-шоу работ учащихся.
                • Самоанализ деятельности учащихся.
                • Выставление отметок.
                • Домашнее задание. Подобрать иллюстрации деревянных резных украшений домов, иллюстрации избушек и домов в русских сказках.
                • Конспект урока «Древние образы в народном искусстве» в 5 классе по программе Б.М. Неменского

                  Скачать:

                  Вложение Размер
                  konspekt_uroka.docx 22.63 КБ

                  Предварительный просмотр:

                  Тема: «Древние образы в народном искусстве»

                  • Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)
                  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
                  • развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
                  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
                  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
                  • Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

                    1. Таблицы с мотивами символов.
                    2. Вышитые полотенца, вязаные салфетки.
                    3. Мультимедийная презентация
                    4. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
                    5. Музыкальный ряд: Русские народные песни.

                      Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

                      Словарь : ДПИ (Художественное оформление предметов, которые человек использует в быту). Солярные знаки (знаки, схематично изображающие солнце). Орнамент (Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)

                      I. Организация урока.

                      II. Введение в тему.

                      В 5 классе мы будем изучать декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

                      И давайте подумаем, что же такое декоративно-прикладное искусство и каковы его особенности.

                      Посмотрите на слады, что вы видите? (слайды с изображением Хохломы). (ответы — Посуда)

                      Посуду человек использует в быту. А обратите внимание, какая она? (ответы – расписная, украшенная рисунком и т.д.)

                      Верно, эта посуда не простая, она украшена росписью.

                      Таким образом, дпи – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Получило название от латинского слова «декор», что означает – украшать.

                      На слайдах приведены примеры дпи. Это и хохломской самовар, и гжель, и расписной туесок под сыпучие продукты.

                      ДПИ самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Со временем появились первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись.

                      Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

                    6. Конструктивная ясность форм
                    7. Обобщенность
                    8. Выразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные, а также человек – в дпи выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)
                    9. Орнаментальность
                    10. III. Изучение нового материала.

                      Слайд с изображением вышивки

                      Не зря его на белом свете

                      Народ издревле бережет.

                      Быть может, нитками зигзаги

                      В узоры вытканы не зря

                      Солярные знаки — знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.

                      От греч. Symbolon — знак
                      Символ — элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.
                      Символ — определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др.

                      Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

                      Презентация «Древние образы в народном искусстве»

                      Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

                      Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства.

                      Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

                      Например: ______ земля

                      Солнце

                      Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

                      Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

                      А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

                      Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

                      Волнистая вертикальная линия – дождь.

                      В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

                      Следующий образ – образ матери-земли.

                      Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

                      Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

                      На странице 15 сравните вышивку и глиняную фигурку. Что у них общего? (тот же жест поднятых рук).

                      Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

                      Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

                      Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

                      Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

                      Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

                      Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

                      В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

                      Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

                      Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

                      Создайте орнаменты в традиции народной вышивки:

                    11. С симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);
                    12. С ритмическим повтором одного или двух образов.

                    Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

                    Конспект урока

                    Изобразительное искусство, 5 класс.

                    Урок 1. Древние образы в народном искусстве

                    Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа

                    Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки

                    Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.

                  • Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
                  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
                  • узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

                    научимся понимать язык образных знаков

                    сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке

                    Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5

                    Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

                  • Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
                  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
                  • Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
                  • Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
                  • Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
                  • Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
                  • Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

                    Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.

                    Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

                    Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

                    Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.

                    Цвет имеет символическое значение:

                    Черный – символизировал землю;

                    Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

                    Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

                    Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.

                    Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?

                    Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

                    Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.

                    Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

                    Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

                    Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

                    Волнистая горизонтальная линия – вода

                    В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

                    Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

                    Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.

                    Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.

                    Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

                    Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

                    В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

                    Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

                    Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства.

                    Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.

                    Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

                    В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

                    Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

                    Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

                    Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

                    В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

                    Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.

                    Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.

                    Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.

                    Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы

                    Что означает слово декор в переводе с латинского языка?

                    Тип урока: комбинированный

                    Изучение нового, практическая работа

                    Оборудование: проектор, компьютер, экран, бумага А4, гуашь, кисти, таблица с изображением знаков-символов.

                    Цель: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его принципами композиционного пространства, с символистическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем, знаками-символами.

                    Задачи: формировать навыки создания единого художественного образа в декоративной композиции, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, любовь к родной культуре.

                    1. Рассказ о традициях русского быта.

                    Как вы думаете, какие предметы украшали русского человека, его быт? (одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью)

                    Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?

                    В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах (украшение, представляющее собой узор, называется орнамент)

                    Слайд 1. Вышивка. Иллюстрированный текст с активными зонами об искусстве вышивки — одном из традиционных видов народного творчества, украшавших повседневную жизнь.

                    Слайд 3. Кружевоплетение. Иллюстрированный текст с активными зонами о кружевоплетении — одном из наиболее интересных видов народного творчества.

                    Слайд 4. Образцы. Представлены образцы вышивок, имевших распространение на территории Рязанской губернии

                    2. Значение полотенца в жизни русского человека.

                    Слайд 2. Полотенце. Свадебное полотенце с вышивкой орнаментом и оформлением кружевом, на которых представлены: цветы, процветшие кувшины, лебеди. Изготовлено из хлопка, для оформления использован стебельчатый шов, вязание крючком. Начало ХХ в.

                    Слайд 5. Полотенце. Полотенце с вышивкой орнаментом, на котором изображены: двуглавые орлы, цветок. Изготовлено из льна и хлопка, для оформления использованы вышивка по выдергу, кружево. Начало ХХ в.

                    Слайд 6. Полотенце. Полотенце с вышивкой орнаментом, на котором представлены: Макошь (славянская богиня судьбы), древо жизни, птицы, стилизованные цветы, солярные знаки и знаки плодородия. Полотенце изготовлено из льня и хлопка, для вышивки использован двусторонний шов, набор, вышивка по выдергу. Конец XIX — начало ХХ вв.

                    Слайд 7. Полотенце. Полотенце с орнаментом, на котором представлены: древо жизни, женские фигуры, птицы, ладьи, знаки плодородия и солярные знаки. Изготовлено из льна и хлопка, выполнено двусторонним швом, гладью, использовано кружево. Конец XIX — начало ХХ вв.

                    3. История развития орнамента.

                    Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

                    Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

                    На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

                    4. Виды орнамента.

                    Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).

                    Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” (Рис. 4). “Меандр” — знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

                    Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

                    Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

                    5. Беседа о связи человека и природы. Природа – основной источник для создания орнамента. Обобщенные декоративные формы птиц, коней, цветов зачастую не похожи на своих природных собратьев. Ресурсы — 2. 5 .6. 7

                    Мысли древнего человека-земледельца были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода. «Пусть прольется дождь» — таков заклинательный смысл древнего орнамента.

                    Конь — первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.

                    — конь на крыше избы — знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;

                    — двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);

                    — образ всадника на коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;

                    — «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;

                    — узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарождающегося солнца;

                    — изображения коней, всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

                    В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой Богини, так как материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.

                    6. Значение единой цветовой гаммы и декора в народном орнаменте. Ресурсы-2. 5 .6. 7

                    Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

                    Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

                    Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

                    7. Практическая работа.

                    Декоративное оформление полотенца. Импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенцах. Создать композицию из знаков-символов, выдержать принцип единства декора и формы.

                    Материалы: гуашь, кисть, бумага А4.

                    8. Анализ и выставка работ.

                    Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

admin

Наверх