Чёрный конь как называется

Найтмар – мифический единорог с пылающим огнЁм вместо гривы. Шерсть найтмара чЁрная с синеватым отливом, глаза жЁлтые или оранжевые, без зрачков. Боятся солнечного света. Обитают в лесах и около горных лугов. Копыта этих единорогов заряжены большой отрицательной энергией. Кровь найтмаров используется чЁрными магами для приготовления сильнейших ядов. К этим существам опасно приближаться, они способны выдыхать огонь и разрывать плоть одним укусом. От найтмаров не спасЁт даже самоспасатель. На месте гибели найтмара вырастает растение с тЁмными ядовитыми ягодами. Непрерученные найтмары служат только собственной жажде и гневу. В отличие от нормальных лошадей, найтмары умны и используют форму лошади лишь для обмана окружающих. Эти черные единороги ведают ваши самые ужасные страхи, и если вы уснете в месте, где они водятся, то они явятся вам во сне в образе вашего страха.

Лебер — это конь с лебедиными крыльями. Леберы обычно живут небольшими табунами, и чаще всего прилетают на побережье озера Лоххнесс. Лебера отличает не только специфическая лебединая внешность, но и так называемая лебединая верность. Этот конь будет с тобой до самой смерти, и не предаст никогда.

Продолжение под катом. Много!

Кирин — японский единорог, мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Говорят, что он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Кирин — самое главное животное-божество. Японский Кирин в отличии от китайского Цилинь приобрел гораздо больше «агрессивных» черт. Так, к примеру, ему стало приписываться свойство требовать жертвы за дарование силы.
У японского кирина много описаний, но чаще всего его изображают с чешуйчатым телом, напоминающим тело пятнистого оленя, одним рогом и пышным хвостом. Его тело часто окутывало пламя, кроме того, существо может дышать огнем. Согласно мифологии, он вышел из реки Хэ Ту, а на спине его была изображена нумерологическая диаграмма, которую и назвали «Хэ Ту». Это удивительное животное не наступает на растения и не ест животную пищу. Считается, что Кирин — вестник благоприятных событий, символ благополучия и удачи. Это небесное существо живет две тысячи лет, и увидеть его можно только раз в тысячелетие, в начале новой эры — как говорят, он появляется при рождении великого лидера. Предположительно, мать Конфуция встретила Кирина перед рождением ребенка.
Если дословно переводить название, «ki» и «rin» означают мужское и женское начало животного, и связывают его с философией инь-ян. В современном японском «кирин» переводится как «жираф».

Фестрал — Скелетообразные лошади огромных размеров. Их могут видеть только те, кто видел смерть. Фестралов привлекает запах мяса и крови. Они — летающие существа. Прекрасно ориентируются в пространстве. Но и Фестралы и Кошмары обладают особой мрачной красотой и требуют к себе очень почтительного отношения. Скорее всего слово «thestral» произошло от английского слова «thester» — темнота, мрак, темный. Слово это редкое и встречается не во всех словарях. Но есть еще один любопытный факт, доказывающий лингвистическое родство фестралов с Кошмарами греческих мифов. Самыми знаменитыми Кошмарами являются те четыре особи, которые были впряжены в колесницу греческого бога войны Ареса. А у Ареса было два сына — Деймос (ужас) и Фобос (страх). Так вот, а Фобос по-латыни — «thestius».

Амистр. Разновидность волшебных лошадей. Амистры одни из самых необычных мистических созданий. Несмотря на свою устрашающую внешность Амистры добрые и преданные компаньены, хотя приручить их, а уж тем более найти, не так то просто, встречаются они очень редко и, как правило, в самых неожиданных местах. Амистры — бессмертные животные, убить их невозможно, так как они, по сути, не представляют из себя полностью живую материю, они, как бы, сотканы из магии, огня и ночи. Грациозные, черные как сама ночь Амистры смертоносно опасны в бою, невероятно быстры, а о их преданности слагают легенды. Черная шкура этих волшебных коней переливается всеми оттенками черного и багрового, хвост и грива словно сотканы из языков магического пламени, которое не обжигает лишь тех, кому конь доверяет. Глаза Амистра горят адским пламенем, дыхание их обжигающе, копыта раскалены до предела, и под их поступью плавятся камни. Многие пытались найти Амистров, но пока ни одному смертному это не удалось, хотя нередко ходят слухи что иной раз видели в ночи огненного коня и слышали его душераздерающий рев.

Терсан. Об их происхождении точно никто не знает, но существует легенда. Однажды Нептун влюбился в красавицу-русалку. Краше ее на свете не было. Виделись они каждый день, но вот однажды русалка не появилась. Нептун заволновался. Приплыл его слуга и оповестил Нептуна о том, что его любимую поймали злые люди и хотят ее показывать по всему миру, но они увезли ее уже на другой конец света. Тогда Нептун призвал силы океанов и морей и сотворил сотню Терсанов. Быстрее скорости ветра он примчался к русалке, но обнаружил, что она мертва. Русалка сопротивлялась, и люди убили ее. Нептун долго горевал и приказал Терсанам каждую ночь выходить на берег и оставлять кровавые следы в память о русалке. Обитают они исключительно в воде, но ночью всего на пару минут выходят на берег и копытами выбивают из песка или камней кровь. Никто не знает, откуда они берут алую кровь. И зачем они вообще выходят на берег, тоже остается загадкой, ведь их среда-вода и они питаются, живут и плодятся в воде. Их тела сделаны их воды. Они сильны, как цунами, быстры как ураган и красивы как океан. Их тела подобно кипятку бурлят. Их глаза — это необыкновенной красоты жемчужины. Их кровь-вода из самых чистых вод на земле. Когда они выходят на берег, их тела со скоростью волны преобразовываются, и они становятся белоснежными конями. Но это длится несколько минут.

Слейпнир — в германо-скандинавской мифологии восьминогий конь Одина на котором он путешествует между мирами. Конь Одина Слейпнир является одновременно и огромным ясенем, объединяющим небесный, земной и подземный миры. Так что в данном случае образ коня связан с мирозданием в целом. Слейпнир имел серую масть, восемь ног, мог скакать по суше и воде. Символизирует ветер, дующий с восьми основных точек.

Кельпи. Этот водяной демон, живущий в Англии и Ирландии, может принимать различные формы, хотя чаще всего он появляется в облике лошади с гривой из камыша. В шотландской низшей мифологии — водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Кельпи большей частью враждебны людям. Являются в облике пасущегося у воды коня, подставляющего путнику свою спину. Также демоны приманивают купающихся детей, а те, пораженные красотой и покладистым характером лошади, доверчиво садились на нее, чтобы прокатиться. Кельпи тут же устремлялся в глубь водоема, унося свою жертву. Ноги человека приклеивались к бокам лошади, а руки — к гриве, поэтому севшему на Кельпи уже не было спасения. Говорят, что Кельпи способны скакать по поверхности воды, как по земле.

К’яард — весьма сложный и трудный спутник, управиться с которым по силам не каждому наезднику. Более того — к`яард сам выбирает себе седока, как правило один раз и на всю жизнь, и остается ему верен до конца. Насильно приручить и поработить к`яарда невозможно. Так что же представляет собой к`яард? Это прекрасное, хоть и пугающее животное часто называют «родственником змеи», и очевидно неспроста — по крайней мере многие черты этих существ принадлежат явно не лошадиной породе. По сложению к`яард равен средней или высокой лошади, его черты изящны, но сильны. Выводятся в местах, расположенных на островах. Могут скакать по поверхности воды и по воздуху. Отличаются от обычных только наличием огромных клыков. Вампиры обычно используют их, чтобы выбраться с острова на континент.

Табун Колиостро. Волшебные кони калиосто,обитают в тайге,с рождения каждая особь связана с волком,когда умирает один,за ним следом умирает и другой

Гуррия. Разновидность магических лошадей, самая необычная и редкая из всех извесных.
Гуррия это самое редковстречающееся существо во всем Авалоре. О них слагают предания и легенды, о них поются песни и баллады.
Мало кто видел это загадочное создание, многие же считают существование Гуррий мифом, но лишь древние знают что это не плод фонтазии, знают что Гуррии существуют и поныне.
Из описания этих волшебных созданий осталось немногое, извесно что внешне Гуррии напоминают Фресталов, но также сильно отличаются от них.
Гуррии величественые, гордые создания, ловкие и грациозные, преданные и верные, добрые и в тоже время безжалостные к врагам. Окрас этих коней совершенно различен но в тоже время необычаен, крылья огромны и чудесно напоминают огромные крылья древних, живших когдато в этих землях, метоморфов. По легенде Гуррии и прозошли от метоморфов, покинувших свои земли и принявших облик чудесных лошадей.
Магия Гуррий уникальна, но полностью не изучена, и скрыта за множеством тайн и загадок. Было множество гипотез что Гуррии обладают человеческой речью и способны общаться между собой на расстоянии с помощью телепатии, но это лишь одна из множества других предположений и догадок.
Во время великой битвы с драконами, Гуррий множествами уничтожали за преданность и взаимопомощ врагу, Сейчас же — они так же вошли в историю, как и полностью истребленные метаморфы, поверженные в битве за свою веру и свободу.

Ноггл. В фольклоре жителей Шетландских островов водяная лошадка. Как правило, ноггл появляется на суше под видом чудесной гнедой лошадки, оседланной и взнузданной. Ноггл не такой опасный, как кельпи, но никогда не отказывается выкинуть ту или другую из двух своих излюбленных шуток. Если по ночам он видит, что на водяной мельнице кипит работа, то хватается за колесо и останавливает. Отогнать его можно, показав нож или высунув в окно горящую ветку. Еще он любит приставать к путникам. Стоит кому-то сесть на него, как ноггл бросается в воду. Впрочем, кроме купания, седоку ничто не грозит: очутившись в воде, ноггл исчезает со вспышкой синего пламени. Чтобы не перепутать ноггла с лошадью, следует смотреть на хвост: у ноггла хвост загибается на спину.

эх-эщка. В шотландском фольклоре две водяные лошади, серой масти, коварные и опасные. Порой они оборачиваются прекрасными юношами или гигантскими птицами. Эх-ушку в облике человека можно узнать по водорослям в волосах. Представляясь лошадью, эх-ушка словно приглашает сесть на себя, но того, кто на это осмелится, ожидает трагический конец: лошади прыгают в воду и пожирают своего седока, а потом волны выбрасывают на берег печень жертвы. В отличие от келпи, которые живут в проточной воде, эх-ушки обитают в морях и озерах.

Карпасол — конь, убивающий всё и вся на своём пути. Изрыгает пламя, угли и кипящую кровь. Или же наоборот, всё замораживает своим дыханием. Но чаще он – конь-огонь. Питается кровью девушек, младенцев и стариков. Когда попадает в безлюдные края, питается поросятами, кроликами и коровами.

Хромой Аргамак.
У каждого пегаса был свой всадник, но с приходом христианства на всех волшебных зверей начали охоту, и на пегасов в том числе. С его всадником что-то случилось, поэтому пегаса схватили, однако все попытки его приручить ни к чему не привели, и в назидание «исчадию ада» порезали крылья, чтобы не мог летать без боли, прицепили на ноги ножи, чтобы не мог скакать без боли, и выкололи глаза, чтобы не мог видеть красоту. После всего этого он озлобился на мир, и дали ему имя Хромой Аргамак.
Аргамак это конь смерти, который скачет над землей и перерезает нити жизни. А если он сбросит путы с морды — глас его, а точнее вой и стон похожий на ржание убьет все живое.

Лошадь Хель.
В старину, прежде чем начать хоронить на новом кладбище покойников, там закапывали живую лошадь. Эта лошадь появляется в виде призрака и известна под названием «Лошадь Хель». Ходит она на трех ногах и предвещает смерть тому, кто ее увидит. Отсюда происходит поговорка о том, кому удалось выздороветь после опасной болезни: «Он дал смерти овса» (чтобы задобрить или подкупить ее).
В соборе в Аарусе иногда появляется лошадь Хель. Один человек, окна которого выходили на кладбище при соборе, увидел ее однажды из своего окна. «Что это там за конь?» — «Это, должно быть, лошадь Хель», — ответил сидевший рядом с ним. «Ну, так я на нее посмотрю!», — сказал тот человек. Глядя в окно, он стал бледен, как труп, но никому не рассказывал, что увидел. Вскоре после того он заболел и умер.

Фасфер.
Фасфер это демонический конь, который стал жертвой человеческой жестокости. Его поймали и сковали в цепи, очень сильно затянули и завязали узду чтобы заржавленный трензель раздирал рот. Воткнули в спину цепь так чтобы она выходила из живота. После всех перенесённых мучений он озлобился на людей. И убивает каждого кто встретится на его пути. Есть легенда что к’яард это сын Фасфера.

Вороной конь во все времена особо отмечался людьми. Жеребец черного окраса не раз становился героем песен и стихов, полотен художников. Первое, что приходит в голову при виде лошади угольного окраса, — это буйный, неуправляемый нрав, стремление к свободе, гордость, сила и мощь. Об этом грациозном и загадочном животном стоит рассказать подробнее.

Виды вороных лошадей

Угольный окрас встречается почти у всех видов, классифицируемых по назначению. Это лошади для верховой езды, для перевозки грузов. Исключение — тяжеловозы. Черная лошадь послужила основой для выведения этого вида, и многие его представители имеют признаки основной масти. Но они не выражены настолько ярко, чтобы квалифицировать тяжеловоза как вороного. А тяжеловоз гафлингской породы не имеет ничего общего с черным окрасом.

Есть породы, где встречается только вороной окрас. Это, например, фризская. Также масть распространена среди таких пород, как першерон, шайр, остфризская, фелп.

Нередко встречается вороная лошадь у диких представителей этого животного. Из других пород выделяется донской (или русский) мустанг. Это крупное, сильное, грациозное и выносливое животное. Естественная среда его обитания — юг России.

Особенности масти

Название «вороная» происходит от слова «ворон», т.е. окрас ассоциируется с угольно-черным цветом оперения этого лесного хищника из класса птиц. Черная лошадь отличается равномерным, насыщенным окрасом. Грива, шерсть, хвост и копыта окрашены в черно-синюю гамму. Иногда встречаются белые «звезды» на лбу и «носки» на ногах.

При разном освещении шерсть может приобретать коричневый, бурый, серебристый или синий оттенок. Во время линьки шерсть становится не такой насыщенной и приобретает пепельный цвет. Кожа тоже имеет темную пигментацию.

Черный конь требует особого ухода. Чтобы сохранить естественный оттенок, надо тщательно вычесывать и мыть шерсть, гриву и хвост. Для этого используются специальные шампуни и расчески. Из-за грязи или пыли скакун легко теряет свой презентабельный вид. Копыта после каждого сеанса езды чистят и обрабатывают мазью на основе жира, воска, меда, скипидара или сажи. Это нужно, чтобы копыта не пересыхали и не трескались, а еще для придания насыщенности черному цвету.

Также нужно учитывать следующие нюансы:

  • при плохом питании окрас тускнеет;
  • от воздействия солнца шерсть выгорает;
  • после стрижки часть гривы у корней будет немного светлее;
  • после линьки тон становится глубже и насыщеннее.

Вороной рысак отличается неукротимым нравом и своевольным характером. Грубое обращение с ним может быть опасно, т.к. жеребец способен лягнуть или сбросить наездника. К животному этой масти нужно суметь найти подход — тогда черный конь будет верным другом и надежным товарищем.

Классификация

Еще представители этой масти делятся на 3 основных вида — вороной с синим отливом, вороной в загаре и пепельно-вороной. Первый — это классический вариант. У второго волосяной покров чувствителен к ультрафиолету, солнечные лучи дарят ему грязно-бурый оттенок. Третий вид отличает специфический каштановый отлив.

Внешний вид

Классический окрас — это угольно-черный цвет. Грива и хвост могут иметь синий отлив. Волосяной покров на пару тонов темнее шерсти. Копыта тоже могут быть чернее. И у основания, и на конце волоски шерсти имеют одинаковый черный оттенок. Глаза — темно-карие, иногда с красноватым или вишневым отливом.

Новорожденный жеребенок имеет серый, темно-серый или гнедой цвет шерсти. На черный цвет постепенно меняется после первой линьки. Взрослого представителя отличает высокий рост, крупные габариты, мощное телосложение. Вместе с тем движения животного грациозны и изящны. Вороной скакун — это аристократ в мире лошадей.

Здесь представлена галерея, посвященная вороной масти. Каждая фотография иллюстрирует отдельный вид окраса.

История происхождения

В официальных документах зафиксированы сведения только о фризской породе. Она выведена в Нидерландах, в провинции Фрисландия.

Других задокументированных сведений нет. У разных народов в сказаниях и летописях иногда упоминаются могучие и сильные лошади черной масти. Эти животные были и дикими, и домашними. Есть сведения как о вольных табунах вороных скакунов, так и лошадях, пашущих поля.

Подмастки вороного окраса

Различия между подмастками у вороных лошадей не столь очевидны, как у других мастей. Особенности каждой стоит описать подробно.

Вороно-пегая

Отличается белыми пятнами на шерсти. Пигментация светлого оттенка встречается на морде и ногах, реже — на спине, холке, животе. Пятна имеют четкие очертания. Основной цвет — угольно-черный. Это основная масть у представителей шайрской породы.

Серебристо-вороная

Характерное отличие — светло-серые «яблоки» на шерсти. Пятна размыты и не бросаются в глаза при первом взгляде, но хорошо видны во время бега и при солнечном свете. Голова лошади всегда темнее туловища.

Грива и хвост могут серебристо-белого, жемчужного оттенка. Эта окраска — самая красивая.

Караковая

В области глаз и губ, паха, лопаток шерсть имеет рыжеватый оттенок. На солнце дает шоколадный отлив. Этот подмасток распространен среди чистокровных пород, предназначенных для верховой езды.

Муаровая

Шерсть имеет пепельно-вороной окрас. При этом при освещении виден голубовато-серебристый отлив. Эта порода была выведена специально для участия в представлениях. Редкая масть, имеет высокую стоимость. Относится к арабским скакунам.

Вороно-чалая

Под понятием «чалый» понимается наличие в шерсти примеси, волосков иного оттенка. В классическом варианте это серый окрас в сочетании с шерстью другого пигмента. Но у вороных не бывает чистого серого окраса, это искусственно выведенный подмасток. К чистокровному скакуну был «подмешан» ген чалости. В результате представитель вида имеет пепельный окрас. Черные и белые волоски распределены по всему телу в равном соотношении. Они переплетаются друг с другом и не образуют пятен и полос. Еще этот цвет называют мышиным.

Генетика

В генетике вороная масть обозначается маркером E. За основной тон ответственен ген MC1R, а за темный пигмент верхних слоев шерсти и волосяного покрова — ACIP, или агути. Последний — это активный ген, который обеспечивает вороной окрас у детенышей, чьи родители имели светлый или цветной пигмент.

Чистая порода, без примесей и осветлителей, имеет маркировку «EE» или «Ee», где «e» — это ген, отвечающий за рыжий оттенок. Такой пигмент у одного из участников скрещивания не оказывает существенного влияния на будущий окрас.

Вороно-чалая масть содержит в своем генотипе ген-осветлитель Dun, благодаря которому шерсть приобретает сероватый оттенок. Этот ген распространен среди диких представителей масти. Серебристые окрасы имеет ген-осветлитель Cremello, что дает слегка кремовый оттенок. Рыжеватый отлив шерсти дарит маркер «e».

Выведение окраса

Ген, отвечающий за черный окрас, — доминантный. В 100% случаев при скрещивании вороных лошадей с представителями других мастей потомство имеет угольный окрас шерсти и волосяных покровов. Исключительный момент — доминирование у кобылы гена, отвечающего за рыжий окрас. Тогда вороные жеребята рождаются только в 70 случаях из 100. Редко, но бывает, что у вороных родителей появляются детеныши гнедого окраса. Жеребенок черного цвета может родиться от скрещивания двух гнедых особей.

Породы

Разновидность черного окраса встречается у немецких и испанских пород лошадей. У американских и российских диких пород эта окраска тоже распространена.

Отражение в культуре

Черный цвет всегда ассоциировался с мистикой, загадкой, тьмой, ночью, потусторонними силами. Конь угольной масти фигурирует в культурах разных народов и в произведениях классиков.

На Древней Руси это животное ассоциировалось с силой и удалью, свободой и бесстрашием. Наши предки почитали и немного побаивались коней вороной масти. Непокорный, крупных габаритов скакун был верным товарищем героям легенд и сказаний — богатырям. Но и наездники из диких степей тоже совершали свои набеги на вороных конях.

На картине Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» изображен богатырский конь угольной масти. На нем восседает Илья Муромец — центральный персонаж композиции.

Это герой многих былин и сказок. За образом мифического персонажа стоит живой человек, которого так и звали. Илья Муромец прославился как умелый и храбрый воин. Долгие годы он честно нес ратную службу, защищая Родину от врагов. Его имя ассоциируется с мужеством, отвагой, богатырской мощью. Художник «дал» Илье коня черной масти потому, что скакун должен быть под стать хозяину и нравом, и внешним видом. В былинах образ описан так: «А конь под Ильей — лютый зверь».

У восточных народов черная лошадь была символом власти и силы. Считалось, что животные такой расцветки защищают своего хозяина от злых духов и порчи. Коня почитали и уважали. Ему приписывалась способность исцелять любые болезни, даже самые тяжелые. Если вороной скакун преподносился в дар другому человеку, то это означало выражение глубокого почтения, уважения и доброжелательности к принимающему подарок.

Японцы в древности считали, что конь черного окраса способен вызвать дождь. Когда страну настигала засуха, проводился специальный религиозный ритуал с участием этого животного. Народы Африки считают вороного совершенным созданием, символом чистой и абсолютной красоты.

В Европе к лошадям угольной масти было отрицательное отношение. В шотландских сказках черные кони похищали маленьких детей. В английском фольклоре облик вороного жеребца принимали гоблины — злобные существа, вредящие людям. У европейских переселенцев в Канаде сложилась легенда, в которой дьявол принял обличье коня со смоляной гривой и огненными глазами.

В эпоху Средневековья вороным лошадям приписывалось демоническое происхождение. Они ассоциировались с дьяволом, адом, злобой, ненавистью, болезнями и лишениями, безумием, смертью. В те времена вороных коней можно было встретить в упряжке повозки, перевозящей мертвых.

Священники католической церкви утверждали, что Всадники Апокалипсиса ездят на скакунах этой масти. Европейцы испытывали перед этими грациозными животными ужас. Крестьяне и горожане, завидев коня, спешили спрятаться в любое укрытие. Они читали молитвы и просили высшие силы о защите от демонического создания.

У Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» тройка вороных уносит Воланда и компанию по звездному небу. Толкин «наградил» вороных наездниками в лице назгулов — слуг Саурона, в прошлом королей человеческого рода. В мистических произведениях «Всадник без головы» и «Сонная лощина» упоминается лошадь черного цвета. Название «Конь вороной» носит книга революционера и террориста Бориса Савинкова. Этот образ встречается в песнях и романсах. Среди эстрадных исполнителей, упомянувших масть в своем репертуаре, можно назвать Ивана Кучина, Вику Цыганову и Надежду Бабкину.

Буцефал, конь Александра Македонского, был угольной окраски. По легенде, никто не мог приручить строптивого жеребца, и лишь Александра он признал своим хозяином. Легенда гласит, что Буцефал погиб, защищая великого полководца от врагов.

Вороной конь – так называют в России (и только в России!) чёрного коня. За границей чёрную лошадь называют – чёрная, на своём языке, разумеется. Почему так?

Русский язык очень точно передаёт исконный цвет масти. Чёрный цвет таит в себе все цвета. Вороной – это чёрный в синеву. Остальные переливы чёрного – это не вороной. В таких случаях речь идёт не о масти, а об отмастках, оттенках масти.

Отмастки вороной масти

  • Вороная с проседью – сивая.
  • С переливом в серебристый – вороно-чалая, примесь седых волос не меняется с возрастом.
  • Чёрная с тёмно-бурым отливом – карая или вороная в загаре.
  • С переливом в голубой – муаровая, дымчато-вороная.
  • С порыжением возле глаз, губ и в пахах – караковая.
  • Лошади с другими оттенками чёрного рождаются уже при смешении лошадей разных мастей. У настоящей вороной иссиня-чёрные и шерсть, и грива, и хвост. Это очень древняя масть коня, одна из основных. Их всего две масти базовых: вороная и рыжая.

    Чистая вороная масть крайне редко встречается среди арабских скакунов, и вовсе не бывает у лошадей английской породы. Зато часто встречается среди орловских рысаков.

    Вообще, родина лошадей – наше Отечество. Наши же предки, скифы, первыми и приручили коня, и оседлали. Заметьте, за пределами нашего Отечества и с Запада, и с Востока, и с Юга лошадей едят. Для русского же конь – святое. Спросите об этом у тех, кто связал свою жизнь с конём.

    В наших сказках, преданиях, песнях чаще всего упоминается именно вороной конь. Верный друг. В иностранном же фольклоре чёрная кобыла – связана с кошмарами и ужасами. И нрав чёрных лошадей описывают соответственно: свирепые, дикие, злые и т.д. Бог им судья. Только если вам и встретится злой конь, помните, злые лошади очень старательны и трудолюбивы. Мудрость предков.

    Фото масти

    Основные требования следующие: в ней должно быть не очень светло и не темно, летом прохладно, а зимой тепло. В тёплой конюшне животное ест меньше, а сытость чувствует больше, чем при обилии корма в холодной конюшне. Поэтому из досок конюшни не годятся. Лучше каменные. Пол в том, месте, где лошадь стоит и спит, должен покато возвышаться для предохранения от сырости.

    Нельзя, чтобы свет из окошка бил лошади в глаза, это влечёт заболевания глаз. Окошки должны быть узкими и располагаться высоко. Они нужны для ежедневного проветривания. Скапливающиеся испарения вызывают ножные и кожные болезни. По этой же причине нельзя делать многоразовую подстилку, подсыпая свежую прямо на грязную. Это вызывает сильные испарения. Каждый день нужно стелить чистую солому.

    Конюшню надо ежедневно выметать, выскребать и проветривать. Свежий воздух необходим для поддержания здоровья лошади. Полезно с осторожностью прокуривать конюшню можжевеловыми ягодами.

    Ежедневно чистить вороную лошадь не только полезно для её здоровья, а необходимо, чтобы сохранить её знаменитый блеск. Очень важное действие. Чистота так же нужна лошади, как и корм. Если корма лошади давать умеренно, но при этом хорошо за ней присматривать, чистить ежедневно щёткой и скребницей, то она будет красивее, здоровее и более сытой, чем на изобильном корме, но редко или вовсе не чистимая.

    Копыта надо ежедневно чернить. Мазь следует приготовить самим. Её состав: воск, баранье сало, канифоль, мёд и скипидар. Нужно взять их в равных долях, растопить вместе, снять с огня, добавить сажи для черноты и мешать деревянной лопаточкой, пока остынет. Если делать это каждый день во время чистки лошади, то копыта станут красивыми, не будут сохнуть и трескаться. Таким путём можно поправить даже сухой копытный рог.

    Главная пища – сено. Оно должно быть мелким, без крупной осоки и будылёв, обязательно приятно пахнуть. Нельзя хранить его над конюшней, где оно может впитать испарения. Лошади будут есть его неохотно. Слежавшееся и гнилое сено вызывают болезни лошадей.

    Если ударить сено палкой, и над ним взметнётся много пыли, то кормить им нельзя. Лошадь рискует заболеть астмой. Если же по нужде придётся это делать, то прежде сено необходимо перетрусить, и каждую вязанку тщательно выбить палками.

    Перед закладкой даже хорошего сена в кормушки, его надо ещё раз перетрусить для того, чтобы исключить попадание в корм вредных лошадям предметов, например, мышиных гнёзд или птичьих перьев. В летнюю жару можно спрыснуть сено водой.

    Овёс должен быть чистый, не затхлый и тяжеловесный. Его необходимо перевеять и пересеять прежде, чем давать лошадям. В жаркое летнее время его спрыскивают солёной водой. Хорошо прибавлять в него соломенной резки. Резка принуждает лошадей пережёвывать овёс, а не глотать целиком.

    Отруби мало укрепляют лошадей, скорее прохлаждают. Поэтому их используют при езде в жаркое время и после тяжёлой работы. Отруби смачивают тёплой водой и дают даже разгорячённой лошади, не опасаясь вреда.

    Если летом лошадь лишена выпаса, необходимо давать ей свежескошенную траву. Трава должна быть мягкой и сочной. Скошенная и завядшая трава становится вязкой, окисает и вызывает запор с опасными последствиями.

    Нельзя поить лошадей мутной, гнилой и очень холодной водой. От холодной воды у лошадей возникает резь в животе, а погружая в неё морду, они могут заболеть насморком. Лучшая вода летом – из чистой реки, зимой – из колодца. Если же нет такой возможности, то воду для поения надо заблаговременно наливать и выстаивать в конюшнях.

    Запалом называют эмфизему лёгких или астму. Это может случиться:

    • Если напоить рагорячённую лошадь холодной водой.
    • Если разгорячённой лошади дают резко остыть на холоде, не укрыв, и не спрятав её.
    • Если лошадь стоит или бежит против резкого холодного ветра.
    • Когда лошадь кормят запылённым сеном.
    • Когда не содержат в безукоризненной чистоте конюшню.
    • При простуде можно попробовать следующее средство. Взять чистой печной золы от доброкачественных дров. Просеять его сквозь самое частое сито. Затем взять назначенную дачу овса и спрыснуть его круто солёной водой. Потом взять горсть просеянной золы, посыпать ею овёс и хорошенько перемешать. Соль поможет лошади преодолеть неприятное ощущение на зубах от золы, и лошадь охотно его съест. Зола уничтожает действие сильной простуды на лёгкие потому, что восстанавливает прекратившуюся испарину и разжижает сгустившуюся мокроту.

      Мифы, легенды, поверья

      Конь играет важную роль во многих мифологических и магических системах, это одно из наиболее мифологизированных священных животных, которое нередко выступает как атрибут высших языческих богов и христианских святых, хтонических существ, а также божеств, связанных с культом плодородия и со смертью, загробным миром. Нередко конь являлся и непременным атрибутом божеств войны, грома и молний.

      Рассказы о мифических конях известны в древнеиндийской, кельтской, славянской и других мифологиях.

      В индоевропейской мифологии коню принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселении древних индоевропейцев. Так, например, в индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы и связанные с ними два мифологических предводителя-родоначальника племени (англосакс. Hengist и Horsa).

      Часто конь играет роль животного, на котором перемещается то или иное божество. Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряженной лошадьми. Например, Перун (в славянской мифологии — бог грозы) неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея, также конными представлялись и сезонные божества Авсень (в восточнославянской мифологии — персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла) и Ярила (в славянской мифологии — божество весеннего плодородия).

      В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, так как считалось, что на них ездят сами божества. Согласно легенде, бог Свентовит (в западно-славянской мифологии — «бог богов». Высший бог, связан с войной и победами) выезжает на битву с демонами на своем белом священном коне, содержащемся при храме.

      Можно вспомнить и образ всадника в славянской мифологии, например, былинного героя (который в некоторых случаях в поздние времена заменял собой божество), поражающего Змея.

      Когда же на славянские территории пришло христианство, языческих богов сменили христианские святые а конь стал являться атрибутом многих христианских персонажей. Например, конными представлялись такие святые, как Георгий Победоносец и Илья-Пророк. Кроме того, в христианской традиции появились святые-покровители лошадей. Одним из таких покровителей святых, в первую очередь, считались «лошадники» Флор и Лавр, а также Егорий, Никола и другие. Дни памяти этих святых нередко именовались «конскими праздниками».

      У южных славян покровителем коней считался св. Федор (Тодор) Тирон; Тодорова суббота (первая суббота Великого поста) также была «конским праздником».

      В такие праздники на лошадях не работали, их кормили досыта, совершали с ними различные обрядовые действия. Например, подводили к церкви и кропили святой водой, купали, украшали лентами хвост и гриву, устраивали конские выставки и скачки и т.д. Кроме того, во многих местах в дни конских праздников табуны прогоняли сквозь «земляные ворота» или «живой огонь» с целью защитить коней от порчи, сглаза и болезней.

      Как и всякое священное животное, конь нередко выступает в качестве жертвы, приносимой богам. В Древней Индии, например, существовал ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трем частям космоса.

      У римлян обряд жертвоприношения коня назывался Equus October («октябрьский конь»), который совершался каждый год 15 октября. Римляне устраивали на Марсовом поле состязания в езде на колесницах. Правую лошадь в победившей упряжке ударом копья приносили в жертву Марсу, чтобы обеспечить обильный урожай. Голову этой лошади отсекали и украшали связкой из булок. Затем жители двух районов Рима — Священной дороги и Субуры — оспаривали друг у друга право обладать этой головой. Если голова доставалась жителям Священной Дороги, те прикрепляли ее к стене царского дома, если же она доставалась жителям Субуры, ее прикрепляли к Мамилиевой башне. Хвост лошади отрубали и доставляли в царское жилище с такой быстротой, чтобы на царский очаг еще успевала накапать кровь. Кровь лошади собирали и хранили до 21 апреля. В этот день девственные весталки перемешивали ее с кровью новорожденных телят, принесенных в жертву за шесть дней до того. Получившуюся смесь раздавали пастухам, которые пользовались ею для сохранения своих стад.

      Важное место у славян конь занимал в свадебных обычаях. В русском средневековом свадебном обряде коня давали в качестве выкупа за невесту. Нередко конь, как ни странно, выступает олицетворением мирового древа. Подобный символ мы встречаем в скандинавской мифологии, где мировое древо называется Иггдрасиль, что в буквальном переводе означает — «конь Игга», то есть конь бога Одина (в скандинавской мифологии — верховный бог).

      У славян конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака). При этом светлому богу посвящался белый конь, а темному — черный.

      Часто коня связывают с культом плодородия, что нашло отражение в календарных обрядах, а также в обычаях ряжения конем на святки и в другие праздники. Так, на Юрьев день у русских делали «коня» (ряженого), на котором ездил пастух; на выгоне этот «конь» вступал в потешный бой с «конем» из другой деревни.

      Также можно встретить и олицетворение конем Духа Хлеба. Когда ветер пригибает колосья к земле, жители района между Кальвом и Штутгартом говорят: «Да там конь бежит».

      В Хартфордшире в конце жатвы справлялся обряд под названием «вызов кобылицы». Последние колосья, оставленные в поле на корню, связывают в пучок по прозвищу «кобылица». Жнецы выстраиваются на некотором расстоянии и бросают в него серпами. Тот, кому удается подрезать «кобылицу», получает награду под приветственные возгласы других жнецов. После этого жнецы трижды громко выкрикивают: «Она у меня», на что другие трижды отвечают: « Что у тебя?» — «Кобыла, кобыла, кобыла». — «А чья она?» — «Такого-то». — «А куда ты ее пошлешь?» — «К такому-то». При этом называют имя соседа, еще не докончившего жатву. В этом обычае Хлебный Дух в образе кобылы переходит с поля, на котором жатва закончилась, на поле, где она еще идет и где, следовательно, может без труда угнездиться Дух Хлеба.

      В некоторых случаях конь выступал и как олицетворение темных сил. При обрядовых проводах русалок на Ивана Купала карнавальное чучело изготовляли с использованием маски — конского черепа, который в завершение обряда сжигали на костре или бросали в воду. Конский череп воплощал нечистую силу — русалку, ведьму, колдуна и смерть, которую следовало уничтожить либо изгнать.
      «Нечистость» лошади нашла отражение и в народных приметах, таких как:
      Не переходи то место, где каталась лошадь — появятся лишаи.

      Если постоять на месте, на котором находилась голова катавшейся лошади, то заболит живот и на ногах появятся мозоли.

      Если необходимо перейти то место, где каталась лошадь, нужно плюнуть на него, в противном случае из носу часто будет идти кровь.

      Если первой навстречу попадется лысая лошадь — в этот день успеха не жди.
      В дальнейшем образ коня, олицетворяющего нечистую силу, стали связывать и с миром мертвых, загробным царством, «тем светом». Поэтому в дальнейшем в похоронных обрядах кони играли особую роль.

      Коня в народных поверьях стали связывать с загробным миром, и нередко воспринимали как проводника в мир мертвых.

      В языческие времена коня хоронили (сжигали) вместе с хозяином. Известен был и обычай хоронить павшего коня как человека, оставляя на могиле перевернутые сани.

      Практическое применение

      В магических практиках конь в первую очередь применяется для предсказания будущего. И эта традиция идет еще с древних времен. Так, например, при храме высшего бога балтийских славян Свентови-та держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий. Если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой — добрым, предвещающим удачи и урожайный год.

      В Древней Руси лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и смотрели: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж.

      Чаще всего к предсказаниям по лошадям прибегали деревенские колдуны и ведьмы. Вот некоторые указания по предсказаниям, взятые из древних колдовских книг:

      К добру, если лошадь:

    • заржет по возвращении домой;
    • ржет в конюшне;
    • часто чихает и моргает веками.
    • К беде, если лошадь:

    • понуро стоит и часто вздыхает;
    • спотыкается на первых трех верстах пути;
    • трясет головой и закидывает ее кверху;
    • фыркает;
    • храпит;
    • часто спотыкается под седоком;
    • чихнула, пока не сошла с хозяйской земли.
    • К смерти, если лошадь:

      1. в дороге распряжется;
      2. воина обнюхивает;
      3. ест корм, закрыв глаза.
      4. Огромное магическое значение лошади приписывалось в свадебных обрядах. Считалось, что конь, запряженный в свадебный поезд, защищает новобрачных от сглаза и порчи.

        Единственным важным условием было не брать для этой цели лошадь, когда-либо отвозившую покойника, иначе в таком случае она сама становилась подспорьем для черных магов.

        Такое внимание к лошади во время свадебного ритуала уделялось потому, что существовало поверье, гласящее: колдун или ведьма непременно попытаются сглазить или испортить свадьбу. По этой причине применялись как можно больше оберегов и талисманов, чтобы охранить и самих молодых, и праздничное веселье от нечистой силы. Немалую роль тут отводили и лошади. Это животное очень хорошо чует приближение людей с нечистыми помыслами, тех, кто задумал недоброе. Лошади были, в некотором роде, «сторожами» свадьбы. В случае появление колдуна или ведьмы, они начинали громко ржать и трясти головами.

        Также очень часто в древние времена, особенно у славян, лошадь применяли и для защиты молодых в первую брачную ночь от нечистой силы, для чего ее привязывали где-нибудь рядом с домом. Считалось, что при приближении нечистой силы лошадь громко заржет и тем самым отпугнет нежелательных гостей от чертогов любви.

        Также в первую брачную ночь конь служил и для приманивания в дом энергии, способствующей плодородию и потомству. Это делалось для того, чтобы дети новобрачных выросли здоровыми, умными и богатыми.

        Для этих целей самым действенным считалось использовать не просто коня, а жеребца и лошадь. Полагалось, что подобное сочетание служит наиболее надежным средством защиты от любого нежелательного посягательства на новобрачных со стороны черных магов, колдунов и ведьм.

        Некоторые колдовские школы утверждали, что если жеребец будет черного цвета, а лошадь — белого, то такая пара не только защитит молодых в первую брачную ночь, но и принесет им в дальнейшем удачу, а дети их, зачатые в этот день, впоследствии будут здоровыми и богатыми.

        Для магической защиты дома чаще всего использовали не собственно лошадь, а ее изображение. У славян практически всегда крыша дома венчалась изображением двух «коньков», которые защищали дом от проникновения в него отрицательной энергии и негативных вибраций.

        Колдуны и маги древности всех культур уделяли особое внимание тому, как нужно обращаться с лошадью, поскольку магические свойства лошади напрямую зависели от того, как она относится к хозяину и насколько правильным, с точки зрения магии, был за ней уход.

        Дело в том, что лошадь сама по себе служит неким оберегом и охранительным талисманом, который хранит своего хозяина от неприятностей и бед, от посягательства на него со стороны колдунов и ведьм, от наведения на него различных сглазов и порч.

        Во многих народных песнях и сказках мы встречаем мотив благодарности коню за то, что он вынес своего хозяина из логова нечистой силы или спас от преследования различных злых духов. Все это отражает народное восприятие лошадей как магических охранительных животных. Поэтому нелишним будет привести здесь несколько советов по уходу за лошадью в плане магии.

        Эта информация взята из этнографических исследований, магических трактов по современной и древней магии, а также из «Гримуаров» (колдовских книг Средневековья).

        Надо, чтобы кобыла во время случки находилась в положении головой к югу, в противном случае родившийся жеребец или кобыла будут малосильны и хилы.

        Лошадь следует запрягать первый раз в соху именно в тот день, в который она родилась, иначе ее могут выкрасть черти или домовой ее невзлюбит.

        Если гонять купленную лошадь вместе со своими лошадьми до пота и потную пустить к сену, то она не уйдет к старому хозяину, а навсегда останется с новым.

        Нельзя в конюшню допускать кошек, в особенности черных — лошади начнут болеть.

        Если издохшую лошадь вывозят через ворота вперед головой — могут околеть оставшиеся лошади. Ее следует обязательно вывозить вперед ногами.

        Когда лошадь ожеребится, нельзя никому ничего давать.

        Чтобы купленная лошадь не ушла со двора, следует отрезать у нее пучок волос из гривы и закопать его у ворот в землю.

        Если на лошади отвозили покойника, то она начинает тосковать. Чтобы исправить это, надо дать кому-нибудь съездить на ней в церковь.

        Когда покупают на базаре лошадь, то берут из-под правого копыта передней ноги лошади кусочек земли и потом, приведя ее домой, бросают ту землю во двор, чтобы «присушить» купленную лошадь к своему дому и чтобы она не вернулась к старому хозяину.

        Если лошадь в дороге устанет, следует три раза обежать вокруг нее, и тогда она снова пойдет легко.

        Если лошадь в лесу начинает хрипеть и везти с трудом — значит, леший сел на нее. Чтобы избавиться от невидимого, непрошенного седока, надо встать впереди лошади и посмотреть через хомут на ее спину.

        Со страхом, равно как и не окликнув по имени, к коню подступаться нельзя — убить может.
        Хорошо на лошади перевозить табак и шерсть — от этого лошадь добреет.

        Резюме
        Конь используется для:

      5. выявления колдунов, ведьм и людей с нечистыми помыслами;
      6. защиты дома от проникновения в него отрицательной энергии и негативной вибрации;
      7. защиты на свадьбе новобрачных от сглаза и порчи;
      8. охраны молодых от нечистой силы в первую брачную ночь.
      9. Все, кто был в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском, могли заметить на центральной площадке мезенского сектора большого красного коня необычной формы на чёрных ногах. Этот конь – символ самой загадочной и, наверное, самой узнаваемой за пределами Архангельской области, росписи.

        Не все могут точно ответить, почему эта декоративная графическая роспись называется «мезенской» — по названию города или по названию реки. Многие статьи о красных мезенских конях начинаются с пространных описаний истории и культуры города Мезени, расположенного на правом берегу реки Мезени в 45 км от впадения её в Белое море. Но настоящим центром этого декоративно-прикладного промысла является деревня Палащелье в Лешуконском районе Архангельской область в среднем течении реки Мезени. Следовательно, роспись можно называть «палащельской» (по деревне) и «мезенской» (по названию реки).

        Вторая загадка росписи связана с определением времени её появления. На первый взгляд, использование только красного и чёрного цвета, простота графичных рисунков, чередование геометрических орнаментов и стилизованных изображений животных заставляют зрителя вспомнить о простых и условных по форме образах животных, созданных первобытным человеком. Ощущение, что росписи эти оставлены нам древними охотниками, усиливается, когда мы замечаем, как мало внимания здесь уделяется человеку и как любовно выписывались «уточки», «кони» и «олени». Но на самом деле первое упоминание о существовании палащельской росписи относится только к концу XVIII века, а самая древняя из сохранившихся мезенских прялок датируется 1815-1854 годами. Расцвет расписного промысла в Палащелье приходится на начало XX века. Следовательно, мезенская роспись – самая молодая из северорусских народных крестьянских росписей.

        В Палащелье в промысле участвовали целыми семьями, причём женщины и дети только помогали мастеру-мужчине, в 20-е годы таких мастеров в одном селе было сорок восемь. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины. И наконец, сами материалы, которые использовали мастера, — дерево, кисти и краски — были не привозные, а местные, бесплатные.

        В традиционных палащельских росписях никогда не делали фон, рисунок наносился прямо на природную структуру материала: дерево (чаще ель) или бересту. Ну, а местные красители находились буквально под ногами: красный – мергель – известково-глинистая порода красно-коричневого цвета, береговая глина, чёрный – смесь сажи с лиственничной смолой. Законченный рисунок протирали олифой, которую изготавливали из конопляного или льняного масла, после этого роспись приобретала золотистый оттенок. Это покрытие не давало краске размазываться, но со временем олифа впитывала пыль и грязь и изделия темнели. Расписывая хлебницы, солонки, ложки, короба и туеса, северные мастера использовали самые простые приспособления: палочки и глухариные перья.

        Если простые предметы быта, посуду и короба расписывали в основном геометрическим красно-чёрным орнаментом, то роспись знаменитых мезенских прялок была более разнообразна и имела свои специфические особенности, традиции и символику.

        Прялка – совершено особый предмет в русском декоративно-прикладном искусстве. Она не только имела прямое практическое применение – как приспособление для ручного прядения, — но и являлась символом достатка. Она была практически у каждой русской женщины-крестьянки, являлась обязательной частью приданого. Прялку отец делал или покупал для дочери, жених – для невесты. Умение пользоваться прялкой рассматривалось как готовность девушки к семейной жизни и оценивалось как умение женщины вести хозяйство. В мифологии и литературе с прялкой связаны сакральные представления об устройстве мира, жизни и судьбе.

        Не только в разных регионах России, но и в разных районах Архангельской области сложились свои уникальные по форме и виду росписи прялки. Северные прялки не только изготавливались из дерева, но и своей формой удивительно похожи на дерево, где вертикальная часть – лопаска (крона), ножка (ствол); горизонтальная часть, на которой сидела мастерица, – донце (корень). Большинство северных прялок, в том числе и мезенская, изготавливались из целого куска дерева, в котором донце – корень, что ещё больше роднит прялку с деревом. По-местному такая цельная прялка называлась «прялицей-кокорицей», или «корневухой»:

        Палащельская прялка имеет трёхчастную структуру не только в форме, но и в росписи. Эта трёхчастность может быть сравнима с представлениями наших предков об устройстве мира, уменьшенной копией которого является «древо жизни» или «мировое древо». Как прялка занимала центральное место в жизни северянки, так и мировое дерево ? это ось мира, его опора, расположенная в центре Вселенной, без неё мир рухнет. Прялка не просто похожа на мировое дерево, отчасти она сама – его модель. Крестьяне, ежегодно наблюдая за жизнью растений, воспринимали мир по вертикали. Эту вертикальную трёхчастную структуру можно наблюдать и в изображении языческих идолов, и в архитектуре северного дома, и в древе жизни, и в устройстве и росписи северной прялки.

        Рассмотрим палащельскую прялку детально. По размеру она меньше, и уже, чем борецкие и пермогорские прялки с берегов Северной Двины, но такая же цельная. В её декоре используются только красный и чёрный цвета, и роспись идёт без грунтовки, а прямо по дереву. Её отличает графичность и многоярусность рисунка. Мезенские мастера расписывали плоскую лопаску так, как будто она имеет круглую форму. Горизонтальные линии и геометрические ряды на внешней (лицевой) стороне продолжаются на том же уровне на внутренней (тыльной) стороне, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объёмное и округлое и уподоблялась древу жизни. Эти две стороны мезенской прялки отличаются друг от друга. Внешняя сторона лопаски имеет более традиционный орнамент и делится на три части или яруса:

        1. Внутренняя (тыльная) сторона мезенской прялки.

        2. Внешняя (лицевая) сторона мезенской прялки.

        1) Верхняя часть украшена рядами птиц: «уточек» или «курочек», «лебедей», которые чередуются с рядами узорных прямоугольников — «бёрдо», названных так по сходству с одноимённой частью ткацкого станка. Бёрдо символизирует вспаханное поле. Птицы в верхней части прялки традиционно рассматриваются как символ верхнего небесного мира, его посланники, как души умерших, а также как символ тепла и света. Потом сплошной полосой шли геометрические узоры, напоминающие вышивку или тесьму, как бы отделяя мир верхний от мира земного.

        2) Средний ярус прялки расписывался рядами коней и оленей, чередующихся с «уточками» и узорными полосами. Мезенские кони, олени и лоси совершенно необычны.

        Красные, тонконогие, изящные, с тонкими «паучьими», волнисто изогнутыми ножками, с летящими чёрными хвостами и гривами, палащельские расписные кони совсем не похожи на мезенских лошадок, которых крестьяне видели в своей реальной жизни. А лошади в крестьянских хозяйствах в бассейнах рек Мезени и Пинеги были свои. С конца ХVII – начала ХVIII века здесь в сельскохозяйственных и транспортных работах использовали лошадей мезенской породы (мезенки). Эти неприхотливые лошади характеризовались высокой работоспособностью и выносливостью и были хорошо приспособлены к местному климату. Красных коней на палащельских прялках с мезенской лошадкой роднят энергичность и темперамент. Лёгкость и стремительность коней мастера подчёркивают изображением многочисленных звёздочек, стихиек и крестиков, разбросанных по всему пространству прялки.

        Земной мир тоже отделяется от нижнего мира рядами геометрических узоров. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты, свастические изображения. Ромбовидный орнамент символизировал плодородие и, в зависимости от места в композиции, мог означать землю, растение или женщину, порождающее начало. Несмотря на то, что геометрические узоры составлялись из однотипных элементов, на каждой прялке они выглядели по новому, благодаря тому, что каждый мастер сочетал эти элементы по-разному.

        3) В нижней части лопаски мы снова видим изображения коней. И это не случайно. Конь – не только символ солнца, но и часто рассматривается как персонаж мира нижнего, погребального культа, он является связующим звеном с предками в мире мёртвых.

        Внутренняя сторона лопаски, которую видит мастерица во время работы, не только частично отличается от внешней, но и более информативна. Верхний и нижний ярусы обеих сторон похожи, хотя и не повторяют друг друга. Сверху птицы, снизу конь, между ними геометрические орнаменты. Но вот центральная часть внутренней стороны всегда оригинальна и, как правило, здесь палащельские художники изображали сюжеты повседневной жизни: охотники с собаками, рыбалка, выезд на санях, лодки, всадники на конях, гуляющие дамы и кавалеры, с начала XX века — ненцы с оленями и другие. Интересно, что научно-технический прогресс и революционные преобразования в нашей стране нашли отражение в бытовых сюжетах росписей: пароход, первый трактор, советская символика, могли появиться на прялке. Здесь же можно увидеть вздыбленных коней или оленей, между которыми растительный элемент. И тут мы снова возвращаемся к мировому древу – которое и представлено этим растительным элементом:

        Художник, дизайнер и педагог Наина Величко, характеризуя архаические черты мезенской росписи, выделяет следующие её художественные особенности:

        · Повтор. Цепочка коней, оленей, птиц – как намёк на воспроизводство, заклинание множества, которое и есть достаток, благополучие. Повтор элементов в росписи может как усилить ощущение движения, так и стабилизировать, успокоить ритм.

        · Синкретизм – слияние реального и символического.

        · Изображение перспективы. Цветное изображение близких и силуэтное, монохромное – дальних объектов.

        · Профильное изображение, или «эффект наблюдателя».

        · «Отсутствие присутствия». Чтобы сказать зрителю, что птица улетела или спряталась, народный мастер рисует перышко.

        · «Зверь главнее человека». Человек-охотник зависел от зверя и опасался его, наделял сверхъестественными способностями. Кроме того мезенские прялки в старину расписывали только мужчины, а для них в хозяйстве важней всего кони и олени.

        · Отсутствие рамок – эффект бесконечности, безграничности мира в котором живёт человек.

        · Лаконичность и натуральность цветового решения (красный, чёрный и золотистый естественный цвет дерева).

        Палащельский промысел, столь популярный в начале XX века, едва не угас в тяжёлые послереволюционные и военные годы. Возрождение этого яркого, самобытного и практически забытого вида народной росписи приходится на 60-е годы ХХ века, когда Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Фёдор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого. Отчасти гарантией сохранности промысла стала деятельность предприятия «Беломорские узоры», основанного в феврале 1968 года. Цель его создания – возрождение, сохранение и развитие традиционных художественных промыслов Севера, в том числе и мезенской росписи. Мезенские кони являются эмблемой этого предприятия. В 1991 году в работу по сохранению своего культурного наследия включилась Мезенская детская школа искусств. Сегодня роспись отчасти утратила своё прикладное назначение, но, с другой стороны, особое значение приобрели её эстетическая и презентационная функции. В Архангельске и Северодвинске развёрнуто производство сувениров в мезенском стиле. Мастера, а точнее — мастерицы (росписью сейчас занимаются преимущественно женщины), сохраняя традиционные образы, сюжеты, элементы и орнаменты мезенской росписи, вносят в старинное искусство нечто новое. Образы коней, оленей и птиц, такие графичные и строгие раньше, становятся более мягкими и плавными. На выставках и прилавках сувенирных магазинов можно увидеть теперь не только красных коней, но и зелёных, и синих. Символы и элементы северных росписей активно используют дизайнеры одежды и украшений. Можно сказать, что мезенская роспись стала узнаваемой маркой не только Архангельской области, но и Севера в целом.

        Автор: Е.Ю.Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения, ВШСГНиМК, САФУ им. М.В.Ломоносова.

        1. Величко Н.К. Мезенская роспись. М.,2014.

        2. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. М.,2010.

        3. Мезенский район. Люди. События. Факты. Энциклопедический словарь. Архангельск, 2012.

        4. Палащельская роспись (из коллекции музея). Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Архангельск, 2005.

        Так уж вышло, что конь фигура недальнобойная, но зато он способен перепрыгивать различные препятствия. Шахматный конь не из тех, кто любит издалека смотреть на происходящее и отсиживаться где-нибудь в углу доски.

        Конь любит центральные поля (середина доски) или поля вблизи основных действий, где нужна его помощь. В то же время, коню нужна поддержка — опора, а лучшей опорой для коня является пешка.

        Поле, на котором стоит конь, подкреплённый пешкой в неприятельском лагере, называется опорным пунктом.

        Кони располагаются отлично и могут быть собой довольны — они находятся в центре и подкреплены пешкой (т.е. поля e5 и c5 являются опорными пунктами).

        Конь c5, кроме того, помогает атаковать вражеского короля.

        В этой позиции, уже конь чёрных стоит на опорном пункте d4 (в центре и пешка е5 его подкрепляет). Конь доволен собой. А его оппонент — белый конь h3 стоит на краю доски и не может хорошо войти в игру в ближайшее время, следовательно, ПЬ3 расположен плохо.


        Найдите фигуру, расположенную наихудшим образом, и придумайте манёвр, улучшающий её положение.

        Ладья a1 расположена не лучшим образом, следовательно, переводим её на выгодную позицию.


        Создайте опорный пункт и поставьте туда коня без учёта ответа соперника.

        Дело в том, что на е4 пешка контролирует поля d5 и f5, а они не являются опорными, т.к. находятся под защитой чёрной пешки е6. Теперь же, белая пешка взяла под нападение поля f6 и d6, причем клетка d6 никем не защищена, она и является опорным пунктом.

        Теперь туда направляется конь.

        Конь на опорном поле занимает прекрасную позицию.

        ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

        И вечный бой! Покой нам только снится
        Сквозь кровь и пыль.
        Летит, летит степная кобылица
        И мнёт ковыль.

        Конь, лошадь играют важную роль во многих мифологических системах. Являются атрибутом (или образом) ряда божеств. Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

        Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является хтоническим существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян (и не только у них) ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках и т.д. «Словарь славянской мифологии» сообщает:
        «. Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому — черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров — стрибожьих внуков. Солнце — это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».

        Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.

        В древнерусской языческой мифологии Конь — одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.
        Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.

        В индийских Упанишадах описан ритуал приношения коня в жертву богам. Подобное присутствует и в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-Самхите» Яджурведы, где указывается на сотворение мира из частей коня при его жертвоприношении.

        Поклонялись коням и зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. А громовержец Тиштрия, олицетворяющий Сириус, по преданию, каждый год спускается с неба в виде белого златоухого коня на битву с демоном засухи Апаоши, выступающем в образе коня чёрного, облезлого, безобразного. От исхода их сражения, по верованиям иранцев, зависело, будут ли дожди, следовательно, плодородие и сама жизнь.

        В коми-пермяцкой традиции кони являются держателями земли: «На трёх конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда чёрный конь держит — на земле голод и мор, когда белый — на земле сплошные войны и смерти, когда красный — царит мир, спокойствие и благополучие».

        В Китае лошадь олицетворяет небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. В Японии богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать появляется либо в виде белой лошади, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

        Буддизм считает коня символом неразрушимости, скрытой природы вещей. Крылатый конь Туча является одним из образов Авалокитешвары. Еще один крылатый конь, Пегас, представлен в античной мифологии. Он был сыном Посейдона и Медузы. Посейдон вообще считается творцом, отцом или дарителем лошадей. Однажды он преследовал Деметру, воспылав к ней любовью. Пытаясь ускользнуть, та превратилась в лошадь, но он принял облик коня и сумел добиться своего. От этого брака родился Арион, божественный конь, умевший говорить.

        В римском пантеоне существовала позаимствованная у кельтов богиня-защитница лошадей по имени Эпона, связанная с плодородием, изобилием, врачеванием и в то же время — с культом смерти (выполняя роль проводника и стража умерших душ при переходе в царство мёртвых). У кельтов вообще немало было связано с лошадьми. В Ирландии и Уэльсе слово «лошадь» (ирл. Ech) присутствует в именах множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

        Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

        В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий.

        В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

        Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.

        У народов Кавказа (абхазов, осетин и др.) конь участвует в похоронно-поминальных обрядах, в частности, его посвящают усопшему, обводя вокруг тела, вкладывая узду в руку покойного и надрезая ухо коню или выстригая волосы. В день поминок на ствол ветвистого дерева вывешивались круги нутряного сала животных и куски мяса, а под ним устраивали костёр. Всадники на скачках состязались в искусстве выхватывания из пламени костра сала и мяса, победителю вручался баран, которого тот приносил в памятную жертву. Впрочем, общеизвестны и обычаи конных игр на свадьбах, в календарных праздниках и т.д.

        Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

        Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

        Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

        Шаманская традиция:
        Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

        В течение всей истории лошадям приписывали дар ясновидения, который позволяет им видеть невидимую опасность. Поэтому их считают особенно восприимчивыми к заговорам ведьм. В прошлые времена ведьмы брали их ночью, чтобы отправиться на шабаш, они долго носились на них и возвращали на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать «скачкам ведьм», колдовству и сглазу, владельцы лошадей клали брелки и амулеты в стойла и прикрепляли медные колокольчики на их поводья. Во время охоты на ведьм верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в лошадей

        Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой. Японский единорог называется «кирин», а в Китае его зовут «ки-лин». Оба слова происходят от еврейского «ре’ем», что означает «один рог». Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.

        Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.

        В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом.

        Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод.

        Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть — коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.

        Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.

        Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь — дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение «троянский конь» является нарицательным названием, что означает «хитрость, уловка».

        А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния — «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.

        . Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой — тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас.

        Гляди: вон там, на той скале — Пегас!
        Да, это он, сияющий и бурный!
        Приветствуй эти горы. День погас,
        а ночи нет. Приветствуй час пурпурный.
        Над крутизной огромный белый конь,
        как лебедь, плещет белыми крылами, —
        и вот взвился, и в тучи, над скалами,
        плеснул копыт серебряный огонь…
        Ударил в них, прожег одну, другую
        и в исступленном пурпуре исчез.
        Настала ночь. Нет мира, нет небес, —
        все — только ночь. Приветствуй ночь нагую.
        Вглядись в нее: копыта след крутой
        узнай в звезде, упавшей молчаливо.
        И Млечный Путь плывет над темнотой
        воздушною распущенною гривой.

admin

Наверх