Бельгийская порода тяжеловозных лошадей

История происхождения бельгийской тяжеловозной породы лошадей

Бельгия, впрочем, как и любая другая страна на европейском континенте, терпела множественные войны. Но именно благодаря этому в стране появлялись лошади иного происхождения. Так, на основе иноземных и местных лошадей бельгийские селекционеры смогли вывести верховую лошадь лесного типа, которая не уступала по своим физическим данным тяжелым лошадям. Со временем эта бельгийская лошадь стала называться в честь одной из провинций страны — брабансон. Иногда ее называют «бельгийский тяжеловоз». Известно, что бельгийские тяжеловозные лошади существовали еще со времен правления Цезаря.

У бельгийской тяжеловозной породы лошадей очень развитые суставы на ногах, что прибавляет им силы и выносливости. Шея у представителей этой породы тоже весьма мощная и немного выгнутая. Необычная стойкость представителей породы объясняется критическими и жесткими условиями содержания, которые за многие годы воспитали в бельгийских тяжеловозах огромное желание выживать. Дело в том, что бельгийцы совершенно не жалели только что родивших кобыл, которые уже на 9 день после появления потомства снова отправлялись на случку. Недавно родившихся жеребят в скором времени отучали от молока и начинали прикармливать зерном и отрубями. Беременные кобылы должны были работать наравне с другими лошадьми. Бельгийцы тщательно следили за чистотой породы. Они кастрировали слабых жеребят, чтобы те случайно не испортили будущее потомство.

К XV в. нужда в бельгийских тяжеловозных лошадях отпала. Бельгия и многие другие страны стали требовать облегчения породы. Тогда селекционеры начали скрещивать тяжеловозов с рысаками, что в свою очередь привело к изменению породы. Только теперь крестьяне стали жаловаться на недостаток мощи и силы усовершенствованных лошадей. Так, появилось деление брабансонов на 2 типа.

Бельгийские тяжеловозы — сильные и могучие лошади. Высота в холке составляет приблизительно 168-173 см. Масть: в основном рыже-чалая с черными конечностями, соловая или рыжая. Помимо этого, встречается серая, гнедая и саврасая.

Особенности бельгийской тяжеловозной породы лошадей

Бельгийские тяжеловозные лошади вобрали в себя самое лучшее от арденских тяжелоупряжных и фламандских лошадей. Брабансоны больше, чем другие аналогичные породы соответствуют всем государственным стандартам, которым должны отвечать все рабочие породы. Бельгийские тяжеловозные лошади распространены по всей Бельгии. Это единственный тип тяжеловозных лошадей, родиной которых стала Бельгия. Они не очень высокие. Не смотря на это, представители породы нередко становились многократными чемпионами на различных выставках.

У них очень мощное и крупное тело с короткой спиной, худые ноги с выступающими мышцами. Брабансоны — настоящее воплощение силы и мощи. Они весьма крупные и в Бельгии считаются настоящими богатырями.

Применение бельгийских тяжеловозных лошадей

На сегодняшний день эти лошади известны благодаря своему исключительному трудолюбию. Нужно сказать, что популярность породы растет из дня в день. Бельгийцы нацелены на увеличение поголовья тяжеловозов. Их применяют и на фермах, и в крупных городах. Эти лошади не только обладают явными преимуществами, но и при скрещивании с беспородными кобылами способны значительно улучшить их потомство. В результате появляются превосходные рабочие лошади.

Происхождение: Бельгия

Высота: 165-173 см.

Масти: преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.

Экстерьер: маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, глубокий компактный корпус, короткие сильные ноги с густыми щетками.

Использование: тяжеловоз.

Брабансоны вобрали в себя всё лучшее от арденских тяжелоупряжных и фламандских. Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей больше всех соответствует всем государственным стандартам, которым должны отвечать все рабочие лошади в современном мире.

Сегодня брабансоны массово распространились по территории всей Бельгии и наиболее известны, как бельгийская рабочая порода или бельгийская тяжеловозная. Это единственный тип тяжеловозов, родина которого является Бельгия. Они не очень высокие, но, несмотря на это, брабансоны становились многократными чемпионами на многих выставках.

Лошадь Брабансон

Бельгийские тяжеловозы имеют очень мощные части тела с короткой спиной, и худые ноги с явно заметными, выступающими мышцами. Брабансоны олицетворяют мощь и силу. У них крупное всё, от головы до костей и грудной клетки. В Бельгии эти лошади считаются настоящими богатырями.

Раньше у породы бельгийских тяжеловозов в скелете лошади наблюдался недостаток в виде провислого поясничного отдела, но позже и этот изъян был устранён. У этих тяжеловозов очень развитые суставы на ногах, что делают их быстрыми и выносливыми при движении. Сухость ног ещё больше выпячивает мощные и большие копыта брабансонов. Шея у тяжеловозов тоже мощная и слегка выгнутая.

Брабансоны чаще встречаются гнедой масти, рыжего и вороного окраса. Бельгийские рабочие быстро взрослеют и уже на второй год жизни, особь полностью готова к обычным работам. К тому же они не просто долгожители. Брабансоны способны продуктивно работать до глубокой старости. Они не прихотливы к еде и уходу, обладают стойким иммунитетом. У них покладистый и спокойный нрав.

Кобылы брабансона в период полового цикла крайне плодовиты, причём в основном рождаются жеребята мужского пола.

Лошадь породы Брабансон

Такая необычайная стойкость этих лошадей объясняется их жёсткими и критическими условиями содержания, которые за долгие годы воспитали в тяжеловозах непреодолимое желание жить и выживать. Бельгийцы не жалели только что родивших кобыл, которые на девятый день после родов лошади вновь отправлялись на случку. Недавно родившихся младенцев очень скоро отучали от молока и прикармливали зерном и отрубями. А беременные кобылы работали наравне с другими особыми.

Для чистоты породы лошади, бельгийцы кастрировали «бракованных» жеребят, чтобы те случайно не испортили будущее потомство.

Свою эпоху Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей начала ещё во времена правления Цезаря, но с тех пор вид брабансонов много раз подвергался изменением, что объясняется различием требований в разные временные периоды.

В XV столетии нужда в тяжёлых лошадях резко исчезла. Тогда Бельгия и другие страны стали требовать облегчения породы. Селекционеры скрещивали брабансонов с рысаками, что привело к изменению породы. Но после этого крестьяне стали жаловаться на недостаток силы и мощи усовершенствованных лошадей, тогда и появилось деление брабансонов на два типа.

Сегодня ценность этих лошадей, которые славятся своим исключительным трудолюбием, только возрастает. Бельгийские конюхи нацелены на увеличение поголовья бельгийских тяжеловозов для отечественных ферм и крупных городов. Бельгийская тяжеловозная порода лошадей лошади не только обладают рядом преимуществ, но и при скрещивании с обычными беспородными кобылами способны улучшить их потомство. После таких союзов появляются, хоть и не чистокровные, но превосходные рабочие лошади.

Бельгийские тяжеловозы и их производные

Бельгийская рабочая лошадь

Бельгийская рабочая лошадь (La cheval der trait Beige) — наиболее распространенная тяжеловозная порода лошадей. Выведена она в Бельгии и оттуда широко распространилась по многим странам мира. Ее предками считают древних лошадей Бельгии. Разводились бельгийские рабочие лошади без значительного влияния других пород.

Тип и размеры бельгийских лошадей с течением времени изменялись под влиянием различных требований к качеству лошади. Так, в первые века нашей эры это были мелкие (145-148 см. высоты в холке), но довольно широкотелые лошади, использовавшиеся под верх. В средние века из них создали довольно крупных рыцарских лошадей (155-165 см. высоты в холке). В XIX веке они постепенно были превращены в крупных и мощных рабочих лошадей (тяжеловозов) под влиянием быстро развивающихся городов и промышленных центров, а также сельского хозяйства, в котором вводилась плодосменная система, требующая более глубокой вспашки. Богатые сенокосы и пастбища низменной части Бельгии, а в дальнейшем, с развитием сельского хозяйства, высококачественное сено из сеяных бобовых трав позволяли обеспечить лошадей хорошими кормами и в довольно короткий срок укрупнить и утяжелить их. Постоянное использование лошадей на тяжелых работах и со сравнительно раннего возраста (1 1 /2 лет) способствовало выработке у них хороших рабочих качеств.

Широкое признание бельгийские тяжеловозы получили в конце XIX века, после того, как в 1878 г. на Международной выставке в Париже жеребец Брийан 708, сын Оранжа I, получил первый приз по группе тяжеловозов. Этот успех был закреплен на Парижской выставке 1900 г., когда внук Оранжа I, Рэв д’Ор, был признан всемирным чемпионом по группе тяжеловозов.

Развитие капитализма в этот период в ряде стран и внедрение капитализма в сельское хозяйство вызвали усиленный спрос на крупную рабочую лошадь. Под влиянием такого спроса в Бельгии стало широко развертываться производство племенных лошадей, рассчитанное в значительной степени на экспорт, и оформляться современный тип бельгийского тяжеловоза.

До конца XIX века в Бельгии различали породы: фламандскую (фландрскую), брабансонскую, арденскую. В дальнейшем все эти породы были поглощены брабансонами и объединены в одну породу — бельгийская рабочая лошадь — с общим студбуком. Однако некоторые отличия в типе лошадей наблюдаются до сего времени, особенно между лошадьми, выращенными в горной части Бельгии (Арденнах), характеризующейся более суровым климатом, худшими почвами и менее богатым травяным покровом, и лошадьми Фландрской низменности, с более плодородными почвами и хорошими лугами.

На выставках в Бельгии выделяют четыре группы лошадей: 1) большого роста — жеребцы более 165 см. высоты в холке и кобылы более 161 см.; 2) малого роста — лошади с меньшими промерами; 3) ардены (жеребцы — 160 см., кобылы — 157 см.), рожденные в Арденнах, и 4) ардены, рожденные не в Арденнах. Ценность призов по группам арденов вдвое меньше, чем по первым двум группам лошадей, что показывает, в каком направлении ведется племенная работа в коневодстве Бельгии.

Главнейшими методами улучшения тяжеловозов в Бельгии были: во-первых, массовый отбор лучших жеребцов-производителей путем ежегодных осмотров их экспертными комиссиями; во-вторых, ежегодные выставки, проводимые как в центре, так и в провинциях, с премированием лучших лошадей, которые в дальнейшем широко использовались в племенных целях; в-третьих, обильное кормление разнообразными кормами (овес, отруби, мелясса и другие отходы технического производства, бобовое сено, солома, корнеплоды) и, наконец, широкое использование на различных (в том числе тяжелых) работах, с приучением к ним лошадей с раннего возраста. Этими методами удалось в сравнительно короткое время устранить у бельгийских тяжеловозов ряд экстерьерных недостатков, выработать у них хорошие рабочие качества и повысить их однотипичность.

Однако в дальнейшем, под влиянием возраставшего спроса на племенную лошадь в основном для экспорта, который в 1910 г. достиг 14% общего числа тяжеловозов Бельгии, здесь стали стремиться к выращиванию выставочной лошади для продажи. В связи с этим изменились и методы племенной работы. Основное внимание стали обращать на выращивание более крупной и массивной лошади «выполненных форм», а чтобы добиться этого, нужно было по возможности освобождать лошадей от работ и обильно кормить сочными кормами. Такое изменение в методах племенной работы повело к изменению типа лошади. Большая часть премированных за последние десятилетия лошадей, особенно чемпионы, по типу скорее походили на мясных животных, чем на рабочих лошадей. Широкое использование в племенных целях этих лошадей должно было неизбежно вызвать изменение типа и качества всей породы.

В Бельгии тяжеловозы разводятся преимущественно в крестьянских хозяйствах. Углубленной селекционной работы с ними не проводилось, о чем, в частности, говорит то, что в первые 22 тома студбука записано 80,2% кобыл с невыясненным происхождением и даже водном из последних томов (38-м) таких кобыл было 5%. Студбук до сего времени не закрыт.

Наибольшую известность и распространение в Бельгии получило потомство Юпитера 126, рожд. 1880 г. (сын брабансона Оранжа I), главным образом через его сына Брен д’Ор 7902 и внука Эндижен дю Фосто 29718. С 1889 по 1914 г. из 26 чемпионов породы 17 принадлежало к потомству Юпитера 126, в том числе 10 через Брен д’Ор. С 1919 по 1939 г. из 20 чемпионов 17 относилось к потомству Эндижен дю Фосто, в том числе 15 через его внука Альбион д’Ор 23/1892. В 1938 г. около трети жеребят, занесенных в студбук, было получено от потомков Альбион д’Ор, причем около 2 /3 через его сына Авенир д’Эрс и сыновей последнего.

В экстерьерном отношении бельгийские тяжеловозы характеризуются широкой, сухой головой, толстой, короткой шеей, короткой, широкой холкой, немного мягкой, но широкой, короткой спиной, округлыми ребрами, мускулистой поясницей, спущенным раздвоенным крупом. Окорок округлый, мускулистый, но часто мало спускающийся к скакательному суставу. Костяк могучий, суставы хорошо выражены, мускулатура мощная, но сырая, с наклонностью к отложению жира. Копыта не всегда достаточно хороши по качеству рога. Лошади из группы «большого роста» наиболее массивны и сыры, из группы «малого роста» — значительно суше, а «ардены» — сухие и облегченные. Ведущей группой в породе является первая; все чемпионы породы в Бельгии принадлежат к ней.

Данных о средних промерах тяжеловозов в Бельгии нет. Промеры бельгийских тяжеловозов, бывших на выставках в Германии в 1909-1914 гг., и лошадей, ввезенных в СССР в 1925-1928 гг., характеризуются следующими показателями (табл. 21):


Таблица 21. Промеры бельгийских тяжеловозов (в см)

Помимо Бельгии, наибольшее распространение бельгийские тяжеловозы получили в Германии, Швеции, Голландии и Дании, причем в двух последних странах они по типу и происхождению почти не отличаются от тяжеловозов, разводимых в Бельгии.

Немецкая «холоднокровная» лошадь

( Deutsche kaltblut Pferde.)

Планомерная работа по утяжелению лошадей в Германии началась с половины XIX века. Так же как в Бельгии, при разведении тяжеловозов здесь использовали обильное кормление со значительным содержанием в рационах сочных кормов (в частности, картофеля) и бобовых трав. Укрупнение лошади шло в тесной связи с интенсификацией сельского хозяйства и увеличением в хозяйствах кормов. Племенные лошади использовались на работах.

В Германии процент «холоднокровных» лошадей (так там называют лошадей тяжеловозного типа) с начала XX века систематически повышался. В 1898 г. таких лошадей было 28,2% ко всему поголовью племенных лошадей, в 1928 г. — 48,9%. В 1937 г. холоднокровными жеребцами было покрыто 57,9% кобыл, пущенных в случку.

Тяжеловозы Германии были созданы на основе местных лошадей путем скрещивания их с различными породами: датскими тяжеловозами, шайрами и клейдесдалями (которые в дальнейшем были вытеснены бельгийскими тяжеловозами) и, наконец, со своими рейнскими тяжеловозами.

В первые десятилетия XX века около 80% экспорта лошадей из Бельгии шло в Германию.

Разведение тяжеловозов в Германии началось прежде всего в Рейнской провинции, богатой лугами и ранее других провинций приступившей к интенсификации сельского хозяйства. В дальнейшем тяжеловозы широко распространились по всей стране, и к 1937 г. больше всего их было в Баварии, Вестфалии, Рейнской провинции, Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне.

В зависимости от различий в маточной основе, на которой использовались тяжеловозные жеребцы, а также условий воспитания, кормления и содержания племенных лошадей, в типе тяжеловозов, разводимых в отдельных провинциях Германии, имеются некоторые отличия.

Наиболее крупные и массивные лошади были созданы в средней полосе Германии, от Вестфалии и Рейнской провинции на западе до Померании на востоке. В этих провинциях лошади в общем близки по типу к бельгийским тяжеловозам, но грубее их по сложению.

Более сухие лошади созданы на северо-западе и юго-западе. В южных горных районах Баварии и в других пограничных областях разводились легкие типы тяжеловозов — норийские лошади, имеющие некоторое сходство с нашими русскими арденами (оберлендеры и другие породы), и пинцгауеры — одна из старинных тяжеловозных пород средней массивности. Тяжеловозы Шлезинга почти идентичны с датскими (ютландскими) тяжеловозами, которые в большом количестве ввозились в эту провинцию из Дании.

Более породны и консолидированы рейнские тяжеловозы, имеющие наибольшую родственную связь с бельгийскими тяжеловозами. От бельгийских тяжеловозов рейнские и близкие к ним по типу тяжеловозы других провинций отличаются лучше развитой грудной клеткой, большей костистостью и сыростью, а также общей грубостью сложения, но одновременно лучшими движениями. Наиболее распространены масти рыжая, рыже- и гнедо-чалая и гнедая.

В большинстве провинций было принято обрубать хвосты у лошадей. Во всех провинциях до войны проводилось таврение племенных лошадей, а в отдельных провинциях — выжигание номеров по студбуку или заводской книге.

В Германии были созданы свои линии. К 1940 г. в Рейнской провинции большое распространение получило потомство Лотара III из группы Оранжа I, но не через Юпитера 126, а через Букана. 58,7% кобыл, записанных в студбук в 1940 г., относилось к потомству этого жеребца. Второе место занимало потомство знаменитого в Бельгии Альбион д’Ор 23/1892, к которому относилось 33,7% жеребцов, показанных на выставках 1940 г. (потомство Лотара III среди них составило 44,7%).

Брабансон — старинная, сохранившая чистоту крови крупная порода великолепных тяжеловозов, выведенная в Бельгии

В средние века её называли фландрской лошадью и она сыграла значительную роль в выведении таких холоднокровных пород, как клейдесдаль, шайр и суффольк.

Главная область разведения располагалась в бельгийской провинции Брабант (откуда и название), но порода была распространена и во Фландрии, области между Антверпеном, Лимбургом и Намюром и простирающейся до Люксембурга.

Брабансон — старинная порода, и подобно ещё более старинной породе, ардену, может быть потомком примитивной лесной лошади

Бельгия, как и любая другая страна на европейском континенте, терпела взрывы войн, часто выходившие за её пределы, благодаря чему в страну поступало множество лошадей иного происхождения. На основе местных и иноземных лошадей, бельгийские селекционеры вывели верховую лошадь лесного типа, не уступавшую по рабочим качествам тяжёлым лошадям, составлявшим 90% конского поголовья страны. Не приветствовалось прилитие чужой крови, проводился тщательный отбор, и, где было нужно — инбридинг, чтобы сохранить замечательные достоинства разводимых животных. Постепенно эта бельгийская лошадь стала называться по имени одной из провинций страны, брабансон, иногда её называют бельгийский тяжеловоз.


Брабансон — могучая, сильная лошадь, высота в холке около 168-173 см. Голова в сравнении с другими породами тяжеловозов небольшая, аккуратная. У него короткая спина и компактный корпус. Плечи широкие, шея средней длины. Ноги обычно очень сильные, оброслость довольно слабая. Здоровые крепкие ноги — одно из главных достоинств у всех брабансонов. Ход широкий, энергичный, шаг просторный. Брабансон также известен своим спокойным темпераментом.

Масть преимущественно рыже-чалая с чёрными конечностями, рыжая или соловая. Также встречается гнедая, саврасая и серая.

Спрос на бельгийских тяжеловозов чрезвычайно возрос в конце XIX века, после успехов их на международных состязаниях. Жеребец Бриллиант, сын Оранжа 1, победил на международном чемпионате в Париже в 1878 году, а также отличился в последующие годы в Лондоне, Лилле и Ганновере. В 1900 году его внук, Реве Д’Орм стал чемпионом мира, а после него Авенир Д’Херсе — суперчемпионом.

Брабансоны были использованы при выведении породы советский тяжеловоз и ряда западно-европейских тяжеловозных пород лошадей: голландской, рейнской, норийской, шайрской, суффольков и особенно клайдесдалей. Несмотря на повсеместную механизацию, эти смирные гиганты, славящиеся своим спокойным нравом и трудолюбием, до сих пор довольно часто встречаются во многих районах Бельгии и ценятся в Северной Америке.

Интересные факты о породе: одна из самых тяжёлых лошадей в мире — гнедо-чалый жеребец породы брабансон по кличке Бруклин Сюприм. Его вес составлял 1440 кг, а высота в холке — 198 см. Он был родом из Огдена, Айова. Эта порода также может похвастать тем, что её представители — в числе самых дорогих тяжеловозов мира. Так, тоже в Айове, в начале 20 века, семилетний брабансон по кличке Силач был куплен с аукциона за 47500 долларов.

Бельгийский тяжеловоз, или брабансон (Belgian draft horse, Brabancon) принадлежит к одним из самых лучших и исторически важных тяжелых лошадей, а также к наидревнейшим породам в мире, близким по происхождению к ардену.

В средние века предки этой породы назывались «большими лошадьми». Они несли на себе тяжело вооруженных рыцарей в бой. Известно, что подобные лошади существовали в этой части Европы еще во времена Цезаря. Они явились источником генетического материала, от которого произошли практически все современные тяжеловозы. Жеребцы из Бельгии импортировались во многие страны Европы для того, чтобы производить тяжелых лошадей для производственных и сельскохозяйственных нужд.

Правительство Бельгии сыграло существенную роль в становлении этой породы. Так, в Брюсселе проводилось большое Национальное Шоу, где демонстрировались эти лошади. Призы были воистину огромны. Кроме того, были основаны специальные комитеты, следящие за чистотой породы.

В результате, эта порода была объявлена национальным сокровищем. Например, в 1891 г. Бельгия экспортировала жеребцов в государственные конюшни России, Италии, германии, Франции и Австро-Венгерской Империи.

Фландерская лошадь, как его называли в средних веках, повлияла на выведение некоторых последующих тяжеловозных пород, в том числе шайрской, суффолькской, а особенно клейдесдальской лошади. Сегодня бельгийский брабансон известен также как брабансон — по одноименной области его разведения в центре Бельгии — Брабант.

В конце XIX века существовали три типа брабансона, каждый из которых происходил от трех разных линий. Первая линия преимущественно гнедых лошадей — Gros de la Dendre — была основана жеребцом Orange I, вторая — Gris du Hainaut — основана жеребцом Bayard, это были преимущественно белые и золотисто-рыжие лошади, и третья — Colosses de la Mehaigne — происходила от гнедого жеребца Jeana I. Сегодня все потомки этих трех линий объединены под названием бельгийский тяжеловоз или брабансон.

Высокая механизация сельскохозяйственного труда несколько снизила спрос на этого великана, известного своим ласковым нравом и огромным желанием работать. Бельгийский тяжеловоз пользуется спросом в ряде областей Бельгии и в Северной Америке.

Брабансоны отличаются скороспелостью и вместе с тем достаточной долговечностью. Уже в возрасте 2,5 лет молодняк включается в работу; с трех лет лошади идут в расплод.

В течение столетий конезаводчикам удалось добиться совершенства в разведении этой породы путем строгой селекции и скрещиванием в рамках одной породы. В результате получился конь, у которого короткая шея, сильное плечо, короткие ноги, глубокое тело и могучий круп сочетаются с миролюбивым характером, что делает из него идеального тяжелого коня для работы в поле. И нет более прекрасного зрелища, чем вид этих замечательных лошадей, запряженных в повозку, груженную бочонками с пивом.

Высота бельгийского тяжеловоза: 168-173 см, обхват груди 200-220, обхват пясти 25-26. Живой вес 700-900 кг. Масть лошадей рыжая, гнедая и чалая, реже серая и вороная.

В настоящее время самой высокой лошадью в мире считается бельгийский тяжеловоз по имени Большой Джейк (Big Jake), мерин, родившийся в 2000 году. Его рост составляет 210 см. Крупнейшим в мире брабансоном был Бруклин Супреме (Brooklyn Supreme) — его рост был 198 см, а вес 1451 кг!

Строение тела: небольшая простоватая голова с умными глазами; короткая мускулистая шея; массивное плечо; короткое глубокое компактное туловище; мускулистый сильный круп; короткие сильные ноги; твердые средней величины копыта.

Сегодня брабансон — самая многочисленная порода тягловых лошадей в Соединенных Штатах Америки. Мясо брабансона очень нежное и считается деликатесом.

Это одна из самых сильных пород лошадей в мире. Бельгийские тяжеловозы способны тащить огромный вес. На выставке в Денвере (штат Колорадо) команда из двух брабансонов в супертяжелом весе протащила 7 700 кг на расстоянии 2,18 м. Сами лошади весили 2200 кг.

Среди всего разнообразия пород лошадей, которое преподнесли ученые селекционеры миру наиболее выносливыми, красивыми и пригодными для любого вида работ считаются бельгийские породы лошадей, к которым относятся, прежде всего, бельгийские тяжеловозные и бельгийские теплокровные лошади.

Бельгийские тяжеловозные породы лошадей предназначены для работы. Тяжеловозная лошадь способна переносить, а также волочить грузы в несколько тон, потому применима в труднодоступных для обычного машинного транспорта местах. Бельгийский тяжеловоз, который также называется брабансоном обычно имеет следующие параметры веса, роста, масти и характера :

1. Масть лошади чалая, но есть лошади даже гнедой, рыжей, буланой, серой и соловой мастей;

2. Цвет шкуры обычно однотонный, но у чалых, соловых и буланых лошадей на ногах возможно появление белых чулок;

3. Голова среднего размера, слегка приплюснута, лоб широкий, морда продолговатая, выдает признаки породы;

4. Ганаши мускулисты и выступают хорошо вперед;

5. Уши у лошади небольшие, обычно расстояние между ними достаточно большое;

6. Глаза животного маленькие, но очень выразительные, по ним легко понять, насколько умна лошадь этой породы;

7. Губы толстые, ноздри широко расставлены;

8. Лошадь имеет коротковатую, дугообразную, расширяющуюся к основанию шею;

9. Спина животного очень мощная и мускулистая с низкой и широкой холкой, высота в холке может достигать 1.72 метров;

10. Грудь также как и спина достаточно массивная, широкая, круп большой и округлый;

11. Ноги лошади короткие, но очень крепкие и выносливые, хорошо видны мускулы, бабки, также как и путовые суставы покрыты шерстью;

12. Копыта широкие, имеют круглую форму, слегка плосковатые, роговая кость светлая и недостаточно крепкая, скорее хрупкая;

13. Лошади очень спокойные и хорошо идут в упряжке.

Бельгийский тяжеловоз известен со Средних веков, тогда эта порода называлась Фламандской и использовалась в основном крестьянами на тяжелых строительных работах.

В отличие от тяжеловоза, бельгийская теплокровная лошадь, которая появилась совсем недавно где-то в середине прошлого века, используется исключительно для спортивных целей и на сегодняшний день считается одной из лучших пород лошадей в этой области.

Вывели эту породу в результате многократного скрещивания простых сельскохозяйственных лошадей местного происхождения с лошадьми пород гелдерландер, гольштанской , английской чистокровной лошадью, англоарабской породы, а также голландской лошадью. Как результат – лошадь идеально подходящая для всех видов конного спорта, будь-то скачки, или же поло на траве. Бельгийские теплокровные лошади обладают таким преимуществом перед остальными животными, как сочетание большой силы и выносливости с легкостью и способностью преодолевать большие дистанции за короткое время. Чистопородной лошади присущи следующие характеристики:

1. Масть гнедая, но возможен и любой другой сплошной окрас шкуры;

2. Голова лошади благородная, с красивыми чувствительными ушами;

3. Шей мускулистая, грудь широкая, плечи косые, что обеспечивает легкость движений;

4. Круп большой мускулистый, спина маленькая;

5. Ноги высокие, роговая часть копыт твердая;

6. Высота в холке – 1.65 метров.

Описанные породы лошадей считаются национальным богатством Бельгии, поскольку нигде в мире им нет замены, или аналога, особенно ценятся бельгийские теплокровные скакуны, ценность которых можно приравнять к ценности арабских жеребцов в прошлые века.

Брабансонская порода, представляя собой промежуточный тип между фламандскими и арденскими лошадьми, оказалась наиболее отвечающей современным требованиям, предъявляемым к рабочим лошадям в государствах с развитой индустрией, и к настоящему времени получила исключительно широкое распространение по всей Бельгии под названием бельгийской рабочей лошади, или бельгийского тяжеловоза.

Таким образом, Бельгия имеет в настоящее время один тип тяжелой лошади, очень однообразный по характерному для него складу и различающийся лишь по росту и весу (рис. 52). Рост взрослой бельгийской лошади колеблется между 156 и 168 см в холке. Бельгийцы не стремятся к получению очень высоких лошадей. Знаменитый бельгийский жеребец «Рев-д’0р», признанный на международной выставке в Париже в 1900 г. всемирным чемпионом, имел рост в холке 164 см.

Бельгийский тяжеловоз обладает сбитым могучим телосложением, выполненностью форм, сухостью ног, выгодно отличающими его от английских тяжеловозов. Туловище его глубокое, мускулатура могучая, костяк массивный и в то же время плотный и крепкий, грудная клетка солидных размеров, ребра округлые, круп широкий, округлый, раздвоенный, спина и поясница короткие. Наблюдаемая у прежних бельгийцев провислость спины теперь устранена. Скакательные суставы и запястья широкие, как бы выточенные, конечности сухие с небольшими щетками и хорошим крепким копытом. Наследственные костные недостатки, как то: курба, шпат, пипгак, почти не встречаются. Обхват запястья в среднем 41 см, пясти 25 см, а скакательного сустава 52 см.

Шея толстая и короткая, высоко поставленная, в верхней части имеющая большее развитие и более закругленный профиль, чем у других тяжеловозов. Голова, сравнительно с могучим туловищем, легкая, слегка лишь горбатая, с хорошо развитым плоским лбом. Масть преобладает светло-гнедая и рыжая, реже вороная и очень редко встречаются животные серой масти.
Бельгийский тяжеловоз отличается скороспелостью. Выездку жеребят в Бельгии начинают с 20 месяцев, и с 2 лет лошади выполняют обычную работу, в то время как тяжеловозы других пород в тяжелую работу идут лишь с 3 лет. Продолжительность жизни, работоспособность и заводская деятельность бельгийской лошади довольно значительные. По данным проф. Лейдера жеребцы несут племенную службу до 22 лет и более, покрывая нередко до 120 и даже до 150 маток при 5—8-месячных случных периодах. Бельгийские лошади имеют развязный шаг и могут бежать энергичной непринужденной рысью. Животные нетребовательны к корму и уходу и не склонны к простуде. Они отличаются спокойным нравом. Матки плодовиты; по сообщению проф. Лейдера в Бельгии 75—80% покрытых кобыл приносят жеребят.

Отсутствие изнеженности у бельгийских лошадей объясняется соответствующими условиями их содержания в Бельгии. Матки нередко идут в случку на 9-й день после выжеребки. Как правило, после жеребенья кобылы остаются без работы около 10 дней и после этого к жеребенку подпускаются в стойло сначала 4—5 раз, а затем все реже до окончательного отлучения жеребят в возрасте от 3 до 6 месяцев. Сосуны, начиная с 35—40 дней, постепенно приучаются к отрубям и дробленому овсу. Отъемыши до глубокой осени пасутся на искусственных пастбищах, отличающихся богатой растительностью, и подкормки концентрированным кормом обычно не получают. Матки все свободное от работ время также проводят на пастбище, что благотворно отражается на их здоровье, работоспособности и предупреждает изнеженность.
Жеребят, не пригодных для племенных целей, кастрируют в возрасте около одного года. Принятое в Бельгии укорачивание хвостов у лошадей производится у жеребят в возрасте нескольких недель.
Бельгийская лошадь, принадлежа к одной из старейших групп, образовалась на территории современной Бельгии из первичных доисторических лесных лошадей (Кулешов).

Полезные качества бельгийских лошадей известны были с давних пор, еще со времен Юлия Цезаря. В течение продолжительного своего исторического развития бельгийская лошадь подвергалась значительным изменениям в зависимости от изменявшихся требований к ней в разные времена. В средние века, во времена рыцарства, наиболее ценилась бельгийская лошадь с тяжелыми формами и крепким сложением, так как такая лошадь была весьма пригодна для того, чтобы возить тяжело вооруженного и закованного в тяжелые латы рыцаря.
С изобретением пороха (XV век) способы и средства войны резко изменились и нужда в тяжелой лошади отпала. На смену ей потребовалась для военных целей лошадь более легкая и подвижная, для чего производилось скрещивание с арабскими и другими восточными лошадьми. Крестьяне же для сельскохозяйственных работ стремились иметь более тяжелых лошадей. Последние особенно стали цениться и распространяться по мере развития промышленности и усиления товарооборота и также устройства шоссейных дорог.

В связи с усилившимися требованиями на лошадь крупную и массивную, способную перевозить большой груз, подбор племенных животных шел в определенном направлении. Практиковавшееся ранее бессистемное скрещивание было прекращено, и с начала 90-х годов Бельгия встала на твердый путь улучшения своих лошадей исключительно путем разведения в себе. В 1885 г. возникло Общество по улучшению бельгийской лошади, которое поставило себе задачей уничтожить провинциальные разветвления пород и достигнуть однообразного типа лошади, приняв за образец брабансонскую породу. В 1891 г. обществом издан был единый студбук для всех бельгийских лошадей и в 1900 г, он был закрыт, т. е. в него не принимались лошади, родители которых не были записаны в студбук ранее. К 1914 г. уже в нем было зарегистрировано 58 298 жеребцов и 80 199 кобыл. Большое значение для коннозаводства и улучшения пород бельгийских лошадей имели ежегодно устраиваемые выставки рабочих лошадей в Брюсселе, привлекавшие очень большое количество племенных животных и сопровождавшиеся их экспертизой и присуждением премий. Уже с 1900 г. на эту главную выставку стали допускаться лишь те лошади, которые записаны в племенную книгу (студбук).

Наиболее ценными считаются линии знаменитых жеребцов «Оранжа I», правнуками которого являются «Рев-д’0р» — чемпион мира, и знаменитый «Индижен-дю Фосто»; «Альбиона-д’0р» и др. Среди лучших производителей последнего времени, давших в потомстве наибольшее количество премированных, первое место занимает «Авенир д’Эрз» и его сыновья. На национальной бельгийской выставке лошадей в Брюсселе в 1933 г. сын «Авенира д’Эрза» «д’Анти» 4 лет и дочь его «Астрид Пандур» оказались победителями, получив первые призы.
Высокополезные качества бельгийских лошадей создали им громадную популярность за пределами родины. Ежегодно около 25—30 тысяч лошадей экспортируются в разные страны — в Германию, Францию, Швецию и др., причем около 75% довоенного экспорта падало на Германию. В последней так называемая «Рейнская рабочая лошадь» представляет собою почти не измененного бельгийского тяжеловоза.

Что касается распространения бельгийских лошадей у нас, то в прежнее время к нам ввозились главным образом горные ардены, преимущественно в районы нечерноземной полосы. В центральные же районы и на Украину, где крестьянами разводится наиболее крупная товарная лошадь, шли по преимуществу брабансоны (рис. 53). По данным Наркомзема, с явными признаками бельгийской породы имеется в РСФСР до 20 000 лошадей. Среди крестьян ардены пользовались большой популярностью как хорошие улучшатели мелкой крестьянской лошади, придавая последней массивность форм и увеличивая силу тяги. Ардены сохранились до сих пор на некоторых наших госконзаводах, как, например, Уральском, где имеется около 50 арденских маток, Новоалександровском (УССР) и некоторых других. Арденские матки на них обычно не превышают 150 см в холке при обхвате в груди около 183 см, а в пясти 20—21 см. На всех этих заводах Наркомзем, учитывая потребность в более крепком бельгийце для образования более массивной полукровной рабочей лошади для транспорта и сельского хозяйства, ведет работу по укрупнению существующего типа путем соответствующего подбора производителей.

Основным рассадником брабансонов является Починковский госконзавод в Горьковском крае, имеющий штат в бельгийском отделении в 80 маток, а также бельгийцы имеются на ряде заводов в Западной, Ивановской, Московской, Курской и Воронежской областях, а также в УССР (И. Александровский завод).
В последние годы удалось пополнить состав Починковского завода несколькими заграничными ценными жеребцами и матками.
Стандарты выводных премированных в Бельгии производителей значительно выше:
На будущее время предположено увеличивать на конезаводах количество бельгийцев как наиболее ценных рабочих лошадей для промышленных и городских центров, отказываясь постепенно от разведения английских тяжеловозов.

При скрещивании с крестьянскими простыми матками бельгийцы стойко передают потомству свои качества, давая крупных, сильных, пропорционально сложенных метисов рабочего типа. Планом районирования бельгийская лошадь признана основным улучшателем рабочих лошадей на большой территории. В северной части УССР, центральной и западной части БССР, юго-зап. части Западной и Ленинградской областей и в горных районах Уральского хребта — будут применяться несколько более мелкие бельгийцы, а в Ивановской, Курской, Воронежской областях, Мордовской АССР, а также в западной части Горьковского края, в Татреспублике и в центральной части Западносибирского края — более крупные бельгийские лошади.

admin

Наверх