История породы
Арабская – одна из древнейших пород лошадей. Арабские лошади появились в центральной части Аравийского полуострова, около 5000 лет назад в (IV-VII веках нашей эры). Мощным толчком к развитию породы стали захватнические войны, совершаемые объединенным под знаменем ислама арабским халифатом. Как полагают ученые, в основе породы лежали лошади североафриканского и среднеазиатского происхождения.
По преданию, волею Аллаха арабский скакун появился из пригоршни горячего южного ветра. «Я создал тебя, – сказал при этом творец новоиспеченному существу, – не похожим на других животных. Все богатства земли перед твоими глазами. Ты бросишь моих врагов под копыта, а друзей моих повезешь на спине. Ты будешь самым любимым созданием из всех животных. Ты будешь летать без крыльев, побеждать без меча. «.
Долгое время лошади являлись национальным достоянием арабов-кочевников. Скакуны были запрещены к продаже в другие земли, в том числе и в Европу, под страхом смертной казни. Были запрещены скрещивания лошадей с другими породами, поэтому она на протяжении долгих веков развивается в чистоте.
В Европе и на других континентах первые «арабы» появились в начале нашего тысячелетия. Войны, которые вели крестоносцы, показали преимущество подвижной и неутомимой арабской лошади над тяжёлыми и неповоротливыми лошадьми английских и французских рыцарей. Эти лошади были не только резвы, но и красивы. С этого времени в европейском коневодстве кровь арабских лошадей, считается улучшающей для многих пород.
Благодаря арабской породе были выведены такие известные породы, как орловская рысистая, русская верховая, английская верховая, берберийская, андалузская, лузитано, липпицан, шагия, першерон и булонский тяжеловоз. Главной породой, которая была выведена на основе арабской породы, является чистокровная верховая (или английская скаковая), самая резвая современная порода, участвующая в скачках.
Особенности экстерьера породы
Уникальный профиль арабской породы лошадей, определяется строением ее скелета, по некоторым параметрам отличающегося от лошадей других пород. У арабской лошади 5 поясничных позвонков, вместо 6-ти и 16 хвостовых, вместо 18-ти, а также на одно ребро меньше, чем у других пород.
Лошади небольшие, рост в холке в среднем у жеребцов 153,4 см, у кобыл – 150,6 см. У них благородная сухая голова с вогнутым профилем («щучьим»), выразительные глаза, широкие ноздри и маленькие уши, грациозная лебединая шея, длинные и косо поставленные плечи с хорошо очерченной холкой. Корпус у них с широкой объемистой грудью и короткой ровной спиной, ноги твердые и чистые с четко очерченными сухожилиями и плотной сухой костью. Копыта правильной формы, мягкая шелковистая грива и хвост. Особое отличие представителей арабской породы от других лошадей – помимо «щучьей» головы и крупных глаз – так называемый «петушиный» хвост, который они поднимают высоко (порой почти вертикально) на быстрых аллюрах.
Масти – в основном серая всех оттенков (с возрастом такие лошади часто приобретают «гречку»), гнедая и рыжая, реже вороная.
Арабский скакун – эталон лошадиной красоты.
Живой темперамент и уникальный по плавности шаг арабской лошади без сомнения позволяют отнести ее к наиболее изящным типам живых существ.
При сравнительно небольших размерах лошади, поражает ее способность выдерживать тяжелые грузы.
Арабские кони отличаются редким умом, дружелюбием, вежливостью, они необычайно игривы, горячи и страстны.
Кроме того, арабская лошадь– это лошадь-долгожитель среди своих братьев. Многие представители этой породы доживают до 30 лет, а кобылы могу размножаться даже в старости.
Применение и достижения
Применение и достижения
Выделяются два направления в разведении арабских лошадей: спортивно-скаковое и выставочное. В скачках арабские лошади проявляют высокую резвость и выносливость, где-то уступая, а где-то и конкурируя с ахалтекинской породой. Они широко используются для любительской езды, в дистанционных пробегах. До сих пор крупные достижения в пробегах остаются за лошадьми с арабской кровью.
![]() |
перепечатка с сайта SudarRB | все ссылки на сайт SudarRB | |||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
В Европе названиями колен Сиглави, Кохейлан и Маанеги (Муники), в России — Хадбан, стали пользоваться для обозначения внутрипородных типов. Сиглави — тип наиболее породного, утрированного араба, относительно неглубокого и легкого. Кохейланы костистее, глубже, несколько грубее, менее требовательны к условиям содержания и кормления, но сохраняют яркую породность. Они ниже сиглави и более широкотелы. В западной литературе можно встретить сравнение сиглави с “феминным” (“женским”), а кохейлана — с “маскулинным” (“мужским”) типом красоты. Тип хадбан отличается от первых двух более крупным ростом, длинными линиями и менее выраженной восточной породностью. Хадбаны обладают наибольшей работоспособностью — этот тип иногда описывают как скаковой. Европейцев больше притягивали лошади очень породные, нарядные, утрированного типа. В то же время бедуины часто ставили на первое место силу и выносливость и лошадей грубоватых, “хадбанистых”, ценили не меньше типичных “сиглави”.
![]() |
![]() |
Европейцы впервые познакомились с арабской лошадью во время крестовых походов. На фоне тяжелых неповоротливых коней крестоносцев восточная лошадь являла разительный контраст: ее преимущества были неоспоримы. С захваченных во время крестовых походов арабских “живых трофеев” началось проникновение породы в Европу. Путь из Западной Европы в Аравию через Средиземное море был легче и ближе, чем на Средний Восток, да и политическая обстановка способствовала тому, чтобы арабская лошадь получила в Европе большее распространение, чем, например, более крупная и резвая туркменская. Так, в XVIII-XIX веках среди европейских коннозаводчиков все больше укреплялось мнение о превосходстве арабской лошади над всеми другими восточными породами. В результате даже турецких, персидских, туркменских лошадей стали ввозить под именем арабских.
Сколько европейцев, раз повстречав арабскую лошадь, навсегда отдали ей свое сердце! Пренебрегая опасностями дальнего пути, они отправлялись на Восток — на поиски коня своей мечты. К тому же пришло время легкой и маневренной конницы, и для ее создания восточная лошадь подходила как нельзя лучше. В Польше, где отношение к арабским лошадям всегда было особенно трепетным, разводить их в чистоте начали еще в XVI веке; позднее появились заводы князя Сангушко, Потоцких, Браницких, откуда арабские лошади распространялись по всей Европе. В XIX веке были созданы Яновский конный завод в Польше, Бабольно в Венгрии, Помпадур во Франции, Краббет Парк в Англии, Строганова на Кавказе и другие. Арабская лошадь стала одним из главных улучшателей европейских полукровных пород.
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
В СССР было создано немногочисленное, но очень ценное поголовье арабских лошадей. Высокий уровень племенной работы, регулярные испытания молодняка в скачках, хорошая закалка в условиях Северного Кавказа позволили Терскому заводу добиться мирового признания. На Западе “русские арабы” пользуются заслуженной славой: ведь в них ярко выраженный тип сочетается с достаточно крупным ростом и прекрасными рабочими качествами. Например, в США, где численность арабской породы превышает сто тысяч голов, потомство лошадей, импортированных из СССР, ценится особо. Миллионы долларов платили американские заводчики за жеребцов Песняра, Пеленга, Менеса. Жеребцы Мускат и Марсианин и кобыла Пристань были признаны чемпионами среди арабских лошадей США. В последние годы хорошую конкуренцию терским арабам составляют лошади арабского отделения Хреновского конного завода. Разводят арабов и в нескольких частных конных заводах. Русские арабы и сегодня показывают за границей очень высокие результаты.
![]() |
![]() |
Широкому распространению арабских лошадей в классических видах конного спорта препятствует в основном их мелкий рост. У нас к тому же арабов всегда было мало, и их стремились максимально использовать для улучшения других пород. Однако это отнюдь не означает, что арабы не пригодны для спорта, даже такого сложного его вида, как троеборье: примером могут служить жеребцы Мак, Профиль, Покоритель. За рубежом арабская лошадь — самая популярная для соревнований по пробегам, на многих стартах более половины участников едут на чистокровных или полукровных арабах.
В последние десятилетия мировой рынок оказался перенасыщенным арабскими лошадьми, и интерес к ним несколько упал. Но и сегодня у арабской лошади множество страстных поклонников: ведь у нее столько достоинств, что она найдет себе применение даже при самых резких поворотах моды. А может быть, мы и сегодня видим в арабском коне полумифическое, божественное существо?
Экстерьер и особенности породы

Арабская лошадь уже давно стала символом конской красоты. Ее маленькая точеная головка с тонкими, широко раздувающимися ноздрями и огромными выпуклыми темными глазами приведет в восхищение любого. Формы ее очень характерны: лицевая часть заметно укороченная и утонченная, профиль вогнутый (так называемый “щучий”), лоб широкий, иногда слегка выпуклый и заметно сужается к небольшим подвижным ушам. Дугой изгибается лебединая шея арабского коня.
Арабская лошадь некрупная (148-155 см в холке) и очень изящная. Корпус ее округлый и компактный, но не слишком массивный, конституция сухая и крепкая. Грудь достаточно широка и глубока, спина короткая и прямая, круп умеренно спущенный, причем для арабов характерно укорочение крестцовых костей. Одна из особенностей, выделяющих араба среди других пород, — очень высоко поставленный хвост: на бегу он часто держит его вертикально. Ноги тонкие, стройные, с хорошо отбитыми сухожилиями и небольшими аккуратными копытами.
Волос у арабского коня тонкий и шелковистый, грива и челка средней длины, мягкие и струящиеся. Масти арабских лошадей — серая, рыжая (в том числе бурая) и гнедая. Очень редко встречаются вороные и караковые арабы, другие масти в породе вовсе отсутствуют. Серые лошади наиболее многочисленны; часто они рано седеют, становясь белыми, а с возрастом у них появляется “гречка”. Среди рыжих можно встретить лошадей с более светлыми гривой и хвостом.
“Поступь у него такая легкая, что он мог бы танцевать на груди твоей возлюбленной, не повредив ее”, — так говорит бедуин о своем коне. Действительно, на бегу, особенно на рыси, арабская лошадь будто летит над землей. Она идеальна как верховая: очень резва, но при этом легка в управлении и послушна. При правильной работе она отличается “мягким” ртом, легко поддается выездке, поворотлива и обладает хорошим равновесием. Темперамент у арабов энергичный и пылкий, но они очень добронравны. Выносливость “детей пустыни” поистине уникальна. Кроме того, они отличаются долголетием, крепким здоровьем и плодовитостью. Характерно, что у арабов не встречается заболевание меланосаркома, поражающее только серых лошадей.
В американском стиле
![]() |
![]() |
Скотсдейл — это слово имеет для всех американских “арабистов” совершенно особое значение. В этом небольшом городке в штате Аризона ежегодно проводится красочный праздник арабской лошади. В его программу входят различные виды соревнований, в том числе и такие, которые можно увидеть только в Америке. Во-первых, это выводки-шоу (halters shows). Подготовка к ним не так-то проста: тренер-профессионал (halter) месяцами развивает мускулатуру, движения своего питомца, учит его раскрывать свою красоту перед зрителем. На шею победителю надевают огромный венок из цветов. Во-вторых, это любительская езда в стиле “вестерн” (western pleasure). Третий чисто американский вид соревнований называется, как ни странно, “английская любительская езда” (english pleasure). Изначально он был придуман специально для лошадей американской верховой породы, но впоследствии вполне подошел и для арабских лошадей. Посадка при английской любительской езде отличается от общепринятой: всадник отодвигается к пояснице лошади, ее центр тяжести смещен назад, а перед максимально освобожден, что обеспечивает большую амплитуду движения передних ног. На лошадь надевают двойное оголовье и специальное седло: оно похоже на выездковое, но более плоское. При такой посадке особое значение приобретает равновесие всадника. Форма спортсмена на соревнованиях по английской любительской верховой езде словно срисована с гравюры XIX века: брюки со штрипками, ботинки, шляпа-”котелок”. На основе английской любительской езды развилась “парковая езда” (park horse): здесь центр тяжести лошади смещается еще сильнее, и она показывает утрированно высокие движения. Кроме того, арабские лошади испытываются в легкой упряжи. В довершение всего проводится конкурс костюмов в восточном стиле.
Предания об арабских лошадях.
Автор: А.К.Ганулич, журнал Кони Петербурга, N6, 2000
Когда-то бедуины, кочующие арабы Аравийского полуострова, вывели самую неприхотливую и выносливую в мире породу лошадей. Бедуины вели свободную жизнь, наполненную приключениями, быстрыми натисками на врага и не менее быстрыми отступлениями. Поэтому они первые поняли полезность хорошей породы лошадей. Имея за собой тысячелетний опыт, арабы могут служить образцом прекрасного знания высокоразвитого и наездничества.
Бедуины умели воспитать хорошего скакуна, «наилучшего коня, догоняющего всех остальных и не допускающего обогнать себя», и всегда дорожили своими лошадьми. Примером трепетного и ревнивого отношения к лошадям может служить война между племенами Джобайн и Аббас, которая продолжалась целых сорок лет в первом или втором веке нашей эры и произошла из-за спора о скачке между двумя лошадьми.
Арабские лошади всегда были в почёте у бедуинов, а в VII веке — с началом мусульманства — эти лошади стали как бы составной частью новой исламской веры. Пророк Мухаммад изрёк однажды: «Да не отважится злой дух проникнуть в шатёр, где находится лошадь чистой крови. Каждую ночь да ниспустится к ней ангел, поцелует её в лоб и благословит её хозяина».
Фанатичное отношение кочевых арабов к кровности лошадей унаследовано ими от предков. Бедуин гордился происхождением своей лошади и верил, что она дарована ему Аллахом в виде особого благоволения. Арабские лошади служили исключительно для набегов и войн, а переезды совершались обыкновенно на верблюдах, которые вместе с тем служили и рабочей силой.
На благородных арабских лошадях мусульмане завоевали половину известных тогда стран от Испании до Китая. И они хорошо понимали, что в этом им помогли их великолепные скакуны, поэтому продавали их иноверцам в самом крайнем случае и только лишь жеребцов.
В самом деле, бедуинские знатоки высоко ценили породу по завету Пророка, указавшего им на кобылу, как на главный элемент породности. Арабы утверждали, что кобыла, нося жеребёнка 11 месяцев, бесспорно в большей степени передаёт ему свои качества, чем жеребец. Поэтом, желая похвалить лошадь, бедуин говорил: «Это сын такой-то матери».
Арабские лошади обладают превосходными качествами. За эти качества арабы высоко ценили их и берегли как зеницу ока. Однако мы не будем сейчас обсуждать качества арабской лошади, а остановимся лишь на преданиях и легендах, которыми изобилует их история.
2. СОТВОРЕНИЕ АРАБСКОЙ ЛОШАДИ И ЕЁ БИБЛЕЙСКОЕ ОПИСАНИЕ
Большинство знатоков арабской лошади находят вполне подходящее ей описание в Библии, в книге Иова. В главе XXXIX этой книги говорится о том, как Господь сказал набожному человеку Иову: «Ты ли дал коню силу и облёк шею его гривою? Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его — ужас; роет ногою землю и восхищается силою; идёт навстречу оружию; он смеётся над опасностью и не робеет, и не отворачивается от меча; колчан звучит над ним, сверкает копьё и дротик; в порыве ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; при трубном звуке он издаёт голос: «Гу! Гу!», — и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик».
Действительно, ничто лучше не передаёт понятие о величии, могуществе и внушаемом боевым конём страхе, чем данное описание. Более изящного описания арабского коня никогда не было.
Справедливость этих слов сохранилась на много веков. Чистокровная лошадь хорошо знает своего хозяина, понимает его и привязана к нему. Она живёт вблизи палатки хозяина и воспринимается им в некоторой степени, как часть его семьи. Комментаторы Корана приходят к заключению, что «араб должен любить лошадей, как часть своего сердца, и жертвовать для их содержания пищей собственных детей». Понятливость лошади бедуины ставили выше понятливости собаки и доказывали это многочисленными примерами.
Франсуа Мозальер в XIX веке был очевидцем того, как конь Али-Бея, триполийского паши, во время игр в Джериде при промахе копьём своего хозяина, моментально взвился на дыбы и выбросил из седла противника чуть ли не замертво. Али-Бей говорил, что эта лошадь всегда достигает цели, если всадник не умеет этого сделать. Чем не иллюстрация к библейскому описанию коня? Но все эти способности, по мнению Мозальера, принадлежат исключительно чистокровным лошадям.
Арабы говорили, что добрый скакун узнаётся по трём рельефно выдающимся приметам: голове, всаднику и хвосту. «Голова коня защищает грудь от ударов противника, а хвост — от ударов труса».
По поводу сотворения лошади интересно мусульманское священное предание о том, что Аллах создал лошадь из ветра, как он создал затем первого человека Адама из праха земного. Вот это предание.
«Когда Аллах захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: «Из благоволения к тебе я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению Моих святых и к уничтожению Моих врагов, а посему внимай и сгусти себя!» Южный ветер отвечал: «Исполню Твою волю, Владыко». И ветер сгустил себя. Затем пришёл ангел Джебраил (Гавриил), взял горсть этой материи и представил её Аллаху, который сформировал из этого вещества тёмно-гнедую лошадь. При этом он сказал: «Я называю тебя лошадью; имя тебе — арабская, и я даю тебе цвет тёмно-гнедой. Я придаю хорошую удачу твоей чёлке; тебе даю распространять содержание жизни. Я тебя отличил от всех вьючных животных; ты будешь господином из всех других животных. В твоём господине Я дал тебе друга. Я тебе дал способность летать без крыльев, будь это в нападении или в бегстве. Добыча и удача будут на твоей спине, которая даёт отдых. Я посажу на тебя мужей, которые меня воспоют и восхвалят и мне будут петь:» Аллилуйя.» И через твои предназначения богатство придёт». Когда лошадь коснулась земли, Аллах сказал: «Усмири твоим ржанием идолопоклонников и наполни их уши и сердца страхом.» Когда Аллах создал Адама, Он сказал ему: «Выбери, что хочешь, из всех творений». И Адам выбрал лошадь. Тогда сказал Аллах: «Ты выбрал честь твою и твоих детей на веки вечные».
В таком же роде имеются у бедуинов и другие предания о лошадях, внушающие арабам с детства любовь к ним. Все религиозные предания арабов, относящиеся к лошадям, переданы цветистым языком и не могут не влиять на воображение арабов, возбуждая у них убеждение, что они являются избранниками Аллаха и что лошадь создана специально для них.
По поводу чёлки и масти лошади, упоминаемых в предании, следует сказать особо. Пророк Мухаммад изрёк: «Благословение, хорошая наука и богатая добыча приданы чёлке до дня воскресения». Проходя перед лошадью, Пророк начал тереть своё лицо рукавом, говоря: «Аллах рассердится на меня из-за лошадей». И добавил: «Счастье придано чёлкам лошадей». Владельцы лошадей могут рассчитывать на помощь Аллаха. Поэтому их обязанность протирать чёлки лошадей своими руками. Пророк сказал: «Благородные работы своей рукой без смущения делаются в трёх случаях: для своей лошади, для своего отца и для своего гостя». И далее: «Не срежь чёлку лошади, ибо благопристойность в ней; ни гриву, ибо оберегает она; ни хвост, ибо чем ей тогда мух бить».
Масть лошади не имеет у арабов особого значения, хотя у арабских лошадей масть вообще несколько темнее, чем у других пород. Белую (серую) масть считают признаком плотности кожи. Поэзия бедуинов говорит: «Если кто-нибудь утверждает, будто видел, как летит рыжий конь, то верь ему. Рыжий конь — сын ветра, чёрный (вороной) — сын ночи».
3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРАБСКОЙ ЛОШАДИ
У арабов существует немало преданий о происхождении их лошадей. Наиболее распространённые из них следующие.
От Исмаила, сына Ибрахима (Авраама) и его наложницы Хаджар (Агарь), произошло 12 сыновей, сделавшихся родоначальниками мелких племён бедуинов. Арабы Аравийского полуострова относили своё происхождение к Исмаилу, и даже сам Пророк Мухаммад считал себя его потомком. Во времена Саламана, праправнука Исмаила (между 1700 и 1600 годами до нашей эры), один араб, преследуемый неприятелем, остановился на короткое время, чтобы дать передохнуть своей кобыле. Кобыла в это время родила жеребёнка — кобылку. Оставив жеребёнка, араб снова поскакал. Остановившись опять через несколько часов, он был удивлён появлением кобылки, которая прискакала по следам матери. Вернувшись благополучно домой, араб отдал кобылку на попечение старухи, которая её и воспитала. Эта кобылка, получившая название Кохейлан Аджуа, т.е. «тёмнокожая кобыла старухи», и стала родоначальницей пяти главных и наиболее ценимых колен арабских лошадей. Впрочем, от этих 5 первоклассных колен произошли и многие другие колена, лошади которых тоже высоко ценятся, почти так же, как лошади пяти главных колен.
Между прочим, существование особо ценимой породы лошадей в указываемое преданием время подтверждается историческими данными.
Существует и иная версия арабской легенды о появлении колена Кохейлан Аджуа. Арабское племя спасалось бегством от неприятеля, который его настиг. Ускакала только одна старуха на кобыле из колена Кохейлан. Аджуа по-арабски значит «старый».
Другое предание бедуинов гласит, что родоначальницей арабской лошади следует считать кобылу, пойманную самим Исмаилом, который после своего изгнания из палатки Ибрахима, увидел кобылу, бегущую подобно дикому ослу, захватил её и укротил. От неё родилась кобыла, сделавшаяся кривой вследствие того, что её немедленно после рождения зашили в мешок и положили на верблюда. От неё пошло колено Бинат-эль-Ахуадж («дочери кривой»), лошади которого принадлежали детям Исмаила. С тех пор потомство от Бинат-эль Ахуадж, или в сокращении Ахуадж, считается корнем арабской породы. Следует полагать, что колено Ахуадж расчленилось на пять колен уже после завоевания арабами Северной Африки (Сахары). Безусловна древность пяти колен, причём название одного из них, Кохейлан, было современно Пророку Мухаммаду и его первым последователям.
4. ЛЮБИМЫЕ КОБЫЛЫ ПРОРОКА МУХАММАДА
Считается, что у Пророка Мухаммада было пять кобыл, подаренных ему бедуинами, когда они перешли в его учение. Популярная легенда говорит, что чистокровные лошади Кохейлан происходит от этих любимых кобыл Пророка.
Первая из них относится к колену Хамдани. Когда Пророк дотронулся рукой до кобылы, то знак его перстов сохранился на шеях её потомства и поныне.
Вторая кобыла колена Абейан получила своё название от «плаща». Предание гласит, что араб, преследуемый неприятелем, вынужден был скинуть плащ, который парусил сзади во время скачки. Прискакав домой, он увидел, что плащ висит на крупе унесшей его от врагов кобылы и бережно поддерживается её хвостом. Этот случай дал название потомству кобылы, показавшей свою догадливость. Абейан — самые нарядные арабские лошади, но они малы ростом.
Третья кобыла принадлежала к колену Кохейлан Абу Аргуб, что означает «изувеченная на заднюю ногу». Происхождение названия объясняется следующим образом. Когда хозяин проминал жерёбую на последних днях знаменитую кобылу, то подвергся нападению и должен был спасаться бегством. Ускакав от врагов на большое расстояние, он вдруг заметил, что кобыла остановилась, присев на ходу. Араб обернулся и увидел, что на свет появился жеоебенок. Не желая уступать его врагам, он соскочил с седла и подрубил ему ногу. Вернувшись домой, араб был поражён появлением жеребёнка, прибежавшего вслед за матерью на трёх ножках. Случай этот был записан шейхом племени и послужил причиной странного названия для потомков жеребёнка.
Ришан Шераби означает «газель». Кобыла, носившая имя этого колена, принадлежала также Пророку. Эта лошадь расстилалась на бегу так, что брюхом касалась земли и её укутывали в шкуру газели, предохраняя тем самым от ушибов о камни.
Колено Манеги происходит от пятой кобылы Пророка. Это название означает «длинная шея». Лошади Манеги очень красивы, выносливы и резвы на больших расстояниях.
5. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АРАБСКОЙ КОБЫЛЫ
Мы уже отмечали превалирующее значение кобылы у арабов. У бедуинов порода лошадей всегда велась через кобыл, а не через жеребцов, т.е. жеребёнок всегда принадлежал к колену матери, а не отца. Никакой бедуин не допускал к своей кобыле нечистокровного жеребца. Поэтому не могло быть сомнения в чистокровности приплода. Но раз принадлежность к колену определяется происхождением только по материнской линии, а происхождение отца, деда, прадеда и так далее вовсе не принимается в расчет (лишь бы были чистокровными), то всякая лошадь является смесью колен. В действительности существует одна общая порода арабской лошади.
Бедуины ездили и совершали набеги исключительно на кобылах, а потому жеребцов у них было мало. Этому существует ряд причин.
Во-первых, кобылы выгодны материально, так как от них можно получить дорогих потомков. Не даром часто можно было услышать: «Голова богатства есть кобыла, которая приносит кобылу». Пророк Мухаммад сказал: «Лучшее богатство — родники на мягкой почве и лошадь, имеющая другую в брюхе или за которой бежит другая». Известно также изречение Пророка, которое он произнес, проехав на родоначальнице породы Кохейлан Аджуа: «Отдавайте предпочтение кобылам и берегите их; их утроба — сокровище и их спина — сиденье счастья. Величайшие блага — понятливая женщина и плодовитая кобыла». Эти слова толкуются коментаторами. «Их утроба — сокровище», потому что кобыла, родив отпрыска, увеличивает богатство хозяина. «Их спина — счастье», потому что шаг кобылы более лёгкий и приятный, чем у жеребца.
Во-вторых, кобыла не ржёт во время войны и набегов, а жеребец легко выдаёт себя ржанием. Кроме того, кобылы менее восприимчивы к голоду, жажде и жаре, поэтому они больше используются людьми, чьё богатство состоит главным образом в стадах верблюдов и овец.
Говоря о боевых достоинствах кобыл, следует вспомнить изречение Пророка Мухаммада: «Сражайтесь на кобылах, так как они мочатся и скачут, жеребцы же задерживают мочу до тех пор, пока с них не слезут». Это означает, что кобыла без остановки бежит дольше. Нельзя забывать и о том, что кобыла требует к себе меньше внимания, чем жеребец.
6. СЛУЧАЙ С БЕДУИНОМ ДЖАБАЛОМ
Отношение бедуинов к достоинствам их лошадей превосходно иллюстрирует следующая история.
Один бедуин по имени Джабал владел кобылой огромной известности. Хассад-паша, тогдашний губернатор Дамаска, пожелал купить животное и неоднократно делал Джабалу самые щедрые предложения, которые тот неизменно отвергал. Угрозы тоже оказались бесполезны. Наконец, некто Гафар, бедуин другого племени, явился к паше и спросил, что бы он дал человеку, который сделал бы его хозяином кобылы Джабала. «Я бы наполнил его лошадиную торбу золотом», — ответил Хассад, чья гордость и жадность обострились необычайно из-за упрямства Джабала. Содержание этой беседы разошлось повсюду. Джабал стал бдительнее, чем когда-либо. Один конец железной цепи он привязал к задней ноге лошади, а другой, пропущенный через палаточную ткань, был прикреплён к колу, вбитому в землю под войлоком, который служил постелью Джабалу и его жене. Но однажды в полночь Гафар незаметно прокрался в палатку и лег между Джабалом и его женой. Постепенно стал он отжимать их друг от друга, так что спящие не сомневались, что давление происходит от другого. Освободив пространство между ними, Гафар разрезал войлок острым ножом, вытащил кол, освободил кобылу и вскочил на её спину. Перед тем, как тронуться в путь с желанной добычей, он схватил копьё Джабала и, толкая его толстым концом в палатку, воскликнул: «Я Гафар! Я украл твою благородную кобылу и я извещаю тебя вовремя!». Такое предупреждение было обычным в практике Пустыни. Наказание неприятельского племени считалось честным подвигом, и человек, его совершивший, был достоин славы.
Бедный Джабал, услышав слова похитителя, бросился вон из палатки и поднял тревогу. Вскочив на кобылу своего брата, сопровождаемый соплеменниками, он погнался за вором. Преследование длилось 4 часа. Кобыла брата, хоть и происходила из одного рода с кобылой Джабала, уступала ей. Тем не менее, Джабал обогнал других преследователей и уже настигал похитителя, когда крикнул ему: «Ущипни её за правое ухо и прикоснись к ней пяткой». Гафар последовал совету, после чего кобыла ушла подобно молнии и скрылась из глаз, сделав дальнейшее преследование безнадёжным. То были секретные знаки, в ответ на которые Джабал научил кобылу развивать предельную скорость. Каждый бедуин учил свою лошадь повиноваться подобным знакам в случае крайней необходимости и знаки эти держал в секрете даже от собственного сына.
Товарищи Джабала были изумлены и возмущены его странным поведением. «О ты, отец дураков!», — кричали они, — «Ты помог вору наказать тебя, украв твоё сокровище!» Джабал, однако, заставил их замолчать, заявив: «Лучше потерять кобылу, чем запятнать её репутацию. Среди племён говорили бы, что другая кобыла оказалась быстрее моей. У меня, по крайней мере, остаётся утешение, что она никогда не встретила более резвого противника».
В заключение приведем еще два изречения Пророка Мухаммада о религиозном значении заботы хозяина о лошади.
«Тот, кто держит лошадей для праведной войны на наибольшей высоте, увеличивает число своих праведных поступков. Голод и жажда, испытываемые таким конём, вода, которую он пьёт, пища, которую ест, каждый его волос, каждый шаг и отправления организма — будут взвешиваться на весах в последний Судный День». «Верующий, который готовит свою лошадь для священной войны, добивается того, что пот, шерсть, испражнения этого животного будут положены на весы для его одобрения в последний Судный День.
Хотя в мире насчитывается по меньшей мере несколько сотен пород, наибольшей известностью пользуется арабская лошадь. Это старинная скаковая (верховая) порода, сыгравшая важнейшую роль в истории мирового коневодства, в первую очередь европейского. Даже сегодня кони этой породы являются лучшими представителями своего вида и активно используются для участия в соревнованиях.
Арабские лошади — фото и характеристики
Аравийские скакуны считаются среднерослой породой, в холке достигая 150-153 см, что достаточно немного. Грудь в обхвате составляет 173-179 см, пясть — 18,5-20 см.
Экстерьер характеризуется плотным и поджарым телосложением. Тело округленное с прямым длинным крупом. Одним из главных признаков породы является поставленный хвост, высоко задираемый во время аллюра.
Масти арабских лошадей по частоте появления:
Изредка рождаются пегие особи сабино. Совсем уж нечасто появляется серебристо-гнедой окрас.
«Арабы» живут дольше большинства других пород. Многие особи достигают возраста в 30 лет, а кобылы при этом еще и сохраняют высокую плодовитость.
Сегодня выделяют следующие типы арабских лошадей:
- Кохейлан — имеют крепкое телосложение, считаются хорошими скакунами.
- Сиглави — чуть ниже ростом, спокойнее в скачках.
- Хадбан — крупнее, выносливее и быстрее остальных.
- Кохейлан-сиглави — комбинированный тип, характеризующийся отличной работоспособностью и высоким ростом.
Главным качеством, за которое «арабов» полюбили на всей планете, является их выносливость при длительных переходах. Эти кони способны проделывать по 500-600 км в неделю, из-за чего они были незаменимы во время военных походов доиндустриальной эпохи.
Происхождение арабской породы лошадей
Является едва ли не самой древней из современных пород. Появилась на Аравийском полуострове около 1,5 тыс. лет назад. Формировалась в сухом жарком климате в условиях, когда арабы, ведшие нескончаемые войны друг с другом и с соседями, нуждались в сильных и выносливых лошадях. Целенаправленный отбор позволил вывести хорошее, сбитое, удивительно выносливое и быстрое животное.
Результат селекции оказался настолько удачным, что арабская порода лошадей превратилась в самое главное богатство аравийских кочевников. Этих животных запрещалось продавать иностранцам под угрозой смерти. Местные законы запрещали скрещивать их с другими породами, что и позволило сохранить чистоту популяции на протяжении веков.
Не смотря на все запреты, в эпоху Высокого Средневековья арабские кони начали попадать на Запад. Сначала как военные трофеи Крестовых походов, а затем и путем обычной торговли. Эти скакуны настолько превосходили европейских животных, что очень быстро полюбились европейцам. При этом удивительно красивые и быстрые «арабы» сразу стали использоваться при улучшении старых европейских пород. Причем не только скаковых, но даже рабочих тяжеловозов.
Многие высококлассные европейские породы обязаны своим происхождением исключительно арабской скаковой лошади:
Сегодня, когда кони не востребованы ни в армии, ни на транспорте, «арабы» всё еще пользуются вниманием. Они востребованы в конном спорте, туризме, приватной верховой езде. Существует даже международная ассоциация арабского коневодства, которая объединяет коннозаводчиков и селекционеров из более чем полусотни стран мира.
Арабские лошади в России
В нашу страну эти скакуны впервые были завезены в 16 веке, то есть заметно позже, чем в Западную Европу. Но у нас также быстро оценили преимущества аравийцев и стали использовать их для совершенствования местных пород.
При этом в России всегда ценили и саму арабскую чистокровную лошадь. Чистота породы была ценностью, поэтому за ней внимательно следили, сохраняя первозданные черты. Благодаря этому «арабы» из России в царские времена получали первые призы на всевозможных международных соревнованиях и выставках.
В СССР их продолжали разводить, даже когда технический прогресс сделал этих животных ненужными ни в армии, ни на транспорте. При этом российская популяция была настолько чистокровной, что наших скакунов охотно покупали коннозаводчики не только из стран Запада, но даже из Аравийского полуострова.
С распадом СССР ситуация в отечественном коневодстве оказалась катастрофической, но сохранить популяцию верховой арабской лошади нам всё же удалось. Причем у нас разводят все четыре породных типа, тогда как на Западе селекционеры ограничиваются только самыми красивыми сиглави.
Скачки с участием представителей породы проходят на многих отечественных ипподромах, например, в Москве, Пятигорске, Казани, Ростове. Главные соревнования, ориентированные на аравийских скакунов, принимает Пятигорский ипподром.
Помимо частных хозяйств лучших представителей породы сегодня разводят три конных завода — Хреновский, Московский и Терский.
Разведение арабских лошадей
Хотя такое понятие как товарное коневодство не просто существует, но и является довольно интересной идеей для бизнеса в некоторых регионах России, оно совершенно неприменимо к породе лошадей арабский скакун. Это сугубо верховая порода, а потому разводить ее на мясо и молоко — самая глупая затея, какую только можно придумать.
«Арабов» имеет смысл разводить с целью:
Очевидно, что рассчитывать хоть на какую-то окупаемость можно только в первых двух случаях. Правда, и здесь успешность бизнеса будет зависеть от очень многих внешних факторов, не относящихся непосредственно к технологии выращивания лошадей.
Участие в скачках — это, скорее, азартная игра для очень богатых, нежели бизнес. Чтобы призы окупали затраты на содержание животных, нужно каждый месяц выигрывать большой денежный приз, что, очевидно, нереально.
Наконец, если Вам нравятся эти животные и Вы в состоянии профинансировать содержание небольшого конного хозяйства, то можно заняться этим направлением чисто для души. Конные прогулки на свежем воздухе по пересеченной местности — это превосходный и очень полезный для здоровья вид досуга.
Создание хозяйства
Сразу следует предупредить, что разведение арабских лошадей в России даже в рамках небольшого коневодческого хозяйства потребует больших стартовых затрат, которые будет достаточно трудно окупить. Чтобы вырастить хорошего скакуна для спорта, потребуется 5–6 лет. Для туристических целей коней можно привлекать с трехлетнего возраста. А ведь всё это время животных нужно кормить, обеспечивать профессиональным уходом (в том числе дрессурой) и ветеринарной помощью. Таким образом, готовый к использованию конь будет иметь себестоимость как новенькая иномарка среднего или бизнес-класса.
Разумеется, существуют способы снизить расходы на содержание хозяйства. Например, можно сдавать в аренду места в конюшне. Дело в том, что многие богатые люди покупают (иногда получают в подарок от друзей или деловых партнеров) породистых лошадей в количестве одной-двух штук. Очевидно, что строить конюшню ради такого количества животных нет смысла, но и в гараже коня держать нельзя. Единственный выход — держать животное в частной конюшне, оплачивая аренду стойла и стоимость профессионального ухода за ней.
Теперь давайте в общих чертах рассмотрим принципы создания коневодческого хозяйства по разведению русской арабской лошади. Очевидно, что размещать конюшню в городе слишком дорого, да и в целом не целесообразно. Животным помимо вольера понадобится хотя бы пара гектаров свободного места для прогулок и тренировок. Также весьма желательно, чтобы поблизости было естественное пастбище.
Итак, в конюшне на одно животное должно приходиться как минимум 4 кв. метра. Также на территории хозяйства должны быть:
- сенной сарай,
- амбар для хранения других кормов;
- хозяйственный склад для инструментов, инвентаря, сбруи и т.д.;
- помещение для персонала;
- выгульная площадка.
Разумеется, в конюшнях должна быть качественная вентиляция, персонал должен регулярно убирать навоз и следить за поддержанием комфортного для животных температурного режима.
Поскольку речь идет о разведении арабских лошадей, а не каких-то беспородных, очень важно обеспечить правильный рацион для них. В определенной комбинации животным нужно давать зеленую траву или сено, силос, зерно, комбикорм с витаминными добавками, а также овощи. Также не стоит забывать о воде, которой понадобиться около 150 литров в сутки на одного.
Уход за животными
Каждый предприниматель знает, как трудно найти грамотного и ответственного работника. Когда речь идет о разведении породистых скакунов, подобрать персонал становиться еще сложнее.
Поскольку в современной России не так-то легко найти специалистов, умеющих ухаживать за ними, лучше найти людей, которые любят животных, а потом просто обучить их выполнению тех или иных обязанностей. Причем искать нужно не тех, кто любит изредка рассматривать картинки арабских лошадей, а тех, кто привычен к работе с животными, например, работников животноводческих комплексов.
Впрочем, это относится скорее к рядовому персоналу. Гораздо сложнее с тренерами. Взять человека с улицы и научить его быть тренером для верхового скакуна совсем непросто. Тут уж придется искать готового специалиста. То же самое и с ветеринаром.
Теоретически раздачу кормов и удаление навоза в конюшне можно доверить современным автоматизированным комплексам. Благо такие технологии уже давно существуют. Однако их стоимость настолько велика, что покупка данного оборудования обойдется в ту же сумму, что и все остальные стартовые затраты. При том, что стоимость рабочей силы в сельской местности у нас достаточно низкая, дешевле нанять людей, которые будут выполнять всю работу вручную.
Автор: Ю.Рощина
Номер журнала: ЗМ №1(80)2009
Древняя и прекрасная арабская лошадь, воспетая поэтами на всех языках, сочетает в себе утонченную красоту и редкую работоспособность, изящество движений и силу, заключенную в маленьком, легком теле. Доброта, любовь и благородство – вот качества, которые отличают ее от всех других, и ни одна с ней не сравнится.
Обайя – несущая платок на хвосте
Экстерьер арабской лошади всем хорошо знаком: некрупное животное, с ярко выраженной восточной породностью. Маленькая голова, широкий лоб, большие выразительные глаза и маленькие уши. Характерный вогнутый профиль и высокую, изогнутую шею узнает каждый. Анатомические особенности свидетельствуют о том, что эта порода стоит особняком по отношению к прочим: обычно у лошадей 18 ребер, у арабов – 17; шесть поясничных позвонков, у арабов – пять; 18 хвостовых позвонков, у арабов – 16. Древность этих лошадей не подлежит сомнению, некоторые исследователи возводят их происхождение к I тыс. до н. э. Но большинство специалистов сходятся во мнении, что формирование породы можно датировать IV-VII веками нашей эры, ко временам, когда звучали проповеди Мухаммеда. По традиции, на Аравийском полуострове происхождение арабской лошади считают по материнской линии от одной из кобыл, принадлежавших самому Пророку: Кехайла («черноглазая»), Саклавия («подпрыгивающая»), Шувайма («серая в гречку»), Хадба («плавно скачущая»), Дахма («черная»), Обайя («несущая платок на хвосте») или Маанакия-Маанеги («длинношеяя»).
Ревнители чистой крови
Для сохранения и улучшения чистоты крови арабской лошади была создана международная организация «The World Arabian Horse Organization» – WAHO, которая видит своей целью поддержание разведения и популяризацию чистокровной арабской породы. WAHO объединяет национальные ассоциации арабских лошадей, координирует их деятельность, систематизирует и публикует новую информацию, касающуюся разведения. Одна из важнейших задач организации – ведение генерального Регистра и разработка четких критериев определения чистокровной арабской лошади, которыми могли бы пользоваться участники национальных организаций. В процессе работы, которая длится уже 30 лет, назрела необходимость разработки общей терминологии, чтобы исключить такие неопределенные понятия, как «лошадь, происходящая из первичного источника» или «лошадь, родословная которой восходит к Ближнему Востоку».
В 1998 году на Конференции WAHO в Бахрейне было утверждено определение: «чистокровная арабская лошадь – та, которая записана в любом студбуке чистокровной арабской породы или Регистре, принятом WAHO как приемлемом». То есть, лошади, не включенные в книги, одобренные организацией, официально не могут считаться чистокровными арабскими. А в 2004 году было принято решение закрыть студбуки для любых новых лошадей, происхождение которых не прослеживается относительно уже зарегистрированных животных. Интернет-ресурсы WAHO предоставляют исчерпывающую информацию о породе, полезную как для знатоков, так и для любителей. Здесь размещаются интервью с заводчиками и экспертами, фотографии лошадей и документальные фильмы, освещающие важные события мира арабской породы.
Благородные родословные
Арабская порода неоднородна. По экстерьеру и функциональности она подразделяется на три типа:
«Сиглави» объединяет лошадей с яркими породными чертами, изящного и гармоничного сложения, плотной конституции, среднего роста. Скаковые способности этих животных невысоки, их движения малопроизводительны. Сюда входят линии, ведущие начало от Насима, Мансури и частично Амурата.
«Кохейлан»: лошади крепкого и массивного сложения, неприхотливые и выносливые. Правильные, функциональные движения обеспечивают им хорошие скаковые качества. В этом типе представлены линии Аракса, потомка Амурата.
«Хадбан»: высокого роста и крупного сложения, со слабо выраженными породными чертами, но прекрасно развитой мускулатурой и отличной работоспособностью. Представители этого типа обладают наилучшими скаковыми качествами среди чистокровных арабов. Яркими представителями типа Хадбан являются линии Скшипа, а так же отдельные лошади линий Спорта, Прибоя, Полиранца.
«Арабские» страны
Самым многочисленным поголовьем чистокровных арабских лошадей обладают вовсе не Арабские Эмираты, а США: 25000 племенных маток, а общее число породистых лошадей исчисляется сотнями тысяч. Следом за США по численности арабов выступает «Зеленый континент» – Австралия: 42000 голов. Самые заметные австралийские линии выведены из Польши, Англии и Испании. А на Ближнем Востоке, первое место удерживают государственные конные заводы Египта. Нужно отметить, что ведущие племенные хозяйства США используют прекрасных лошадей российского происхождения. Например, в «Midwest Station» продуцируют Пардон, Магнум Псиш и пять его сыновей. Большим поголовьем чистокровных арабов обладает Аргентина (около 10 тысяч), в Италии – около 5000 восточных красавцев. Далее, конечно же, следует упомянуть ОАЭ, Южную Африку, Испанию, Германию, Францию и Великобританию. Французское разведение централизованно контролируется региональными представительствами Национального завода. Английский завод «Краббет-Парк», леди Энн Блант, который проработал почти 100 лет (1880-1975), был одним из лучших. Лошади, выращенные в этом заводе, славились прекрасными породными качествами.
Шоу Чемпионов
Арабские лошади редко используются в конном спорте из-за своего небольшого роста. Но зато активно участвуют в скачках на ипподромах. Во-первых, это отличный способ проверить их рабочие качества, во-вторых, великолепное зрелище. Отобранные на ипподромных испытаниях лошади поступают в разведение. Арабов очень часто используют, как племенных улучшателей многих полукровных пород. Можно сказать, что почти все европейские породы несут в себе часть крови арабов. Для демонстрации новых прекрасных лошадей и популяризации породы в целом, регулярно устраиваются разнообразные шоу. Например, такие шоу проводятся в рамках крупных Конных игр или Чемпионатов. Одна из крупнейших выставок арабских лошадей – Английская национальная шоу-выставка, привлекает огромное количество специалистов, заводчиков и любителей этих изящных животных. Выставка ведет свою ГПК, в которой уже 19 томов.
На дорожках ипподрома
Арабские скачки активнее всего развиты в арабских странах, а также во Франции и в Англии. Равно как и в скачках для английских чистокровных лошадей, у арабов есть деление на группы по значимости. Впервые на Московском ипподроме арабские скачки проводились в 2000 году: тогда прошли две скачки на короткие дистанции. Через два года состоялся первый полноформатный скаковой сезон. Дисциплины скачек различаются по длине дистанций и половозрастным группам лошадей. К 2006 году здесь разыгрывался уже 21 приз. Обыкновенно, сезон открывается в середине мая и длится все теплое время года. Испытания лошадей в разных форматах, под разными требованиями и в различных условиях позволяют максимально полно оценить работоспособность каждого животного. В финале скакового сезона лучшие лошади, отобранные жюри выходят на одну дорожку, чтобы помериться силами в состязании, призванном определить сильнейшего. Главными стартами считаются «Кубок России», «Московское Дерби» и «Кубок Москвы», причем в Дерби каждая лошадь может участвовать только однажды и только в возрасте 4 лет.
«Дедушки» всех лошадей
Резвость и работоспособность арабов, закрепленные бессчетным множеством поколений чистокровного разведения, активно использовались для формирования современных пород: чистокровной верховой, тракененской, липицианской, шагия. Причем участие арабов приветствовалось не только в создании верховых пород – терской, донской, будёновской, орлово-ростопчинской, которая сегодня называется русской верховой, орловских рысаков, но и тяжеловозных пород и даже пони. Например, часть восточной крови несут в себе першероны. Важную роль в выведении орловского рысака играли арабские лошади Сметанка и Салтан. Кроме того, участие этой древней породы стало важным фактором в создании кабардинских, карачаевских, карабаирских, локайских, карабахских, делибозских и гуцульских лошадей. В целом, арабов часто используют в корректирующих скрещиваниях с полукровными породами спортивного направления. Такие прилития крови сообщают потомству стать и выносливость пустынных жителей, добавляют движениям изящества и производительности.
Российские «арабы»
История Российского арабского коннозаводства насчитывает несколько столетий. До революции лучшими заводами были Строгановский, Сангушко и хозяйство Потоцкого. Впоследствии, на месте разоренного Гражданской войной Строгановского завода был организован Терский завод, ориентированный на разведение чистокровных арабских лошадей. В 30-е годы материал для этого завода приобретали во Франции, Англии и Польше, скрещивая лошадей в различных комбинациях. Эффект географического гетерозиса сказался в повышении работоспособности, общем укрупнении животных и обогащении генофонда. Специфика раннего советского арабского коннозаводства заставляла пользоваться чистопородным материалом, ведущим происхождение из разных популяций. В результате, общий тип получил немало новых позитивных качеств, которые высоко ценятся зарубежными покупателями. С 1955 года Россия стала продавать лошадей за рубеж. Вскоре ежегодные международные аукционы уже привлекали широкий круг покупателей из Европы и Америки. Лошади, приобретенные заводчиками в США, получали высокие оценки на крупнейших национальных и международных выставках. Знаменитые имена Муската, Марсианина, Нарядной и других стали синонимами отличных породных качеств. Аукцион 1981 года стал рекордным: известный заводчик Арманд Хаммер приобрел сына Набега – Песняра за 1 млн. долларов. Другой сын Набега – Менес – в следующем году был передан в аренду в США за 2 млн. 400 тыс. долларов. Пеленг, также потомок Набега, был продан за 3 млн. долларов. А жеребец Абдуллах от Патрона, сына Асуана и Психеи, дочери Аракса, Терского конного завода, уехал в Бразилию: за него заплатили 3 млн. 200 тыс. долларов.
У подножия БЕШТАУ и ЗМЕЙКИ
Одно из наиболее известных в нашей стране конных хозяйств, специализирующихся на арабском коннозаводстве – Терский конный завод. Здесь культивируются лошади польских, английских, французских и египетских линий:
Польская линия Пиолуна (Кохейлан I – Джаванна). Представители этого славного семейства: рыжий Прибой 1944 г.р. (Пиолун — Рисальма), рыжий Померанец 1952 г.р. (Прибой — Маммона), гнедой Понтон 1953 г.р. (Прибой — Номенклатура), рыжий Спорт 1957 г.р. (Прибой — Солянка), гнедой Тополь (Прибой-Тактика), гнедой Нафталин 1977 г.р. (Тополь-Непрядва).
Польская линия Амурата представлена лошадьми: гнедй Песняр (Набег — Песня) – продан в США, гнедой Менес (Набег — Метрополия) – продан в США, рыжий Пеленг (Набег — Пальмира) – продан в Финляндию, позднее в США, гнедой Таллин (Набег-Талантливая).
Английская линия Насима. Вот наиболее известные его потомки: серый Негатив 1945 г.р. (Насим — Тараща) – продан в Польшу, серый Салон 1959 г.р. (Насим-Соната) – продан в 1971 году в Германию, позднее в США, серый Набор (Негатив — Лагодна) – продан в Польшу, позднее в 1964 году в США, рыжий Мускат (Салон — Мальпия) – продан в 1978 году в США, серый Момент (Салон — Мальпия) – продан в США, рыжий Мурманск (Мускат — Монограмма).
Египетскую линию Мансура вели серый Асуан 1958 г.р. (Назир-Носрия), серый Машук (Асуан — Малютка, Чемпионка ВДНХ), Марсианин (Асуан — Магнолия) – продан в США, Палас (Асуан — Панел) – продан в Польшу, Патрон (Асуан-Панель) – продан в Голландию, Плакат (Асуан — Пчелка) – продан в Голландию, Калиманджаро (Асуан — Карта) – продан в Германию.
Египетская линия Эль Дере или Линия серого жеребца Нила: серый Наследник (Нил-Ниточка), серый Караван (Наследник-Каролина).
Французская линия Корея (Канн-Бразалина): Книппель, Канкан, Лак, Мак, рыжий Кумир 1973 г.р. (Мак — Капелла), рыжий Мукомол 1979 г.р. (Кумир-Малинка (Асуан — Малютка)), серый Призрак (Канкан-Пташка) 1984 г.р.
Будущее арабского коннозаводства
Первый в постсоветской России частный конный завод «Орос» был создан в 1993 году в Краснодарском крае, недалеко от Армавира. Занимаясь целенаправленным разведением лошадей английской и арабской чистокровных пород, предприятие достигло больших успехов. А в 2006 году Николаем Владимировичем Самоволовым, бессменным директором «Ороса» на его базе, совместно с администрацией района, был основан конный завод «Самоволов». Общее количество лошадей в хозяйстве – 98 голов, в том числе 4 жеребца-производителя (3 арабских, 1 английский чистокровный) и 45 маток (35 арабких и 10 английских), остальные лошади – молодняк различного возраста. Матки завода имеют хороший экстерьер и ярко выраженный восточный тип, они происходят из Терского, Хреновского конных хозяйств, и относятся к семействам Мамоны, Тактики, Таращи, Риксалы, Бель э Бонн, Карабини.
В к/з «Самоволов» разводится несколько широко известных на весь мир линий. Например, линию Корея-Денустэ представляют жеребцы Негус и Гангут. Гнедой Негус, 1994 г.р. (Намаз — Герда) используется для получения лошадей шоу-класса, а гнедой Гангут, 1998 г.р. (161 см в холке) (Нармат — Герда) – для получения крупных, хорошо скачущих лошадей, поскольку препотентен и передает потомкам свои замечательные скаковые качества.
Гангут – один из лучших производителей породы, чемпион выставки «Эквирос-ЮГ» 2007 года – дал много победителей традиционных призов, таких как: Глагол от Ганимеды (кубок Казани, приз Песняра, приз Бересты, Большой Спринтерский, второй в призах: Насима, Дерби, Большой Летний), Благодать от Балтии ( Окс Москва, приз Таращи), Вонг от Воли (приз Агролизинга, Минсельхоза РФ, вторым в Прощальном), Бангкок от Бодены (приз Открытия), Посадобль от Повелики (приз Летний Москва, Дерби Краснодар второе место) и многие другие.
Линию Прибоя представляет серый жеребец Брахман, 1998 г.р., сын рекордистов Мемуара и Бересты, победитель 8 традиционных призов. Первая ставка жеребца начнет испытываться на ипподромах страны в 2009 году.
Линию Насима представлял жеребец Наган (Нимроз — Вспышка) от которого был получен ряд высококлассных лошадей, таких как Снег (Наган — Сова), победитель многих традиционных призов на Московском ипподроме, Банк (Наган — Балтия), Валина (Наган — Вита) чемпионка ОАЭ (Абу-Даби), Гунча (Наган — Грана) победительница Окса в Москве, Винтал (Наган — Вита) приз Открытия город Казань.
В течение нескольких лет завод вышел в лидеры арабского коннозаводства в России. Лошади Н.В.Самоволова пользуются спросом и с успехом выступают на ипподромах страны. В 2008 году завод получил национальную премию в области арабского коннозаводства и диплом за развитие коневодства на Кубани. Надо полагать, славные традиции российского арабского коннозаводства найдут свое продолжение в потомках, рожденных на берегах теплой реки. Там, где когда-то бродили скифские кони, слышен стук копыт кобылиц Пророка.